Libmonster ID: RU-7422
Автор(ы) публикации: Ц. ФРИДЛЯНД

На научном фронте, как и на всех участках социалистического строительства, кадры решают все. Вопрос о выращивании кадров является решающим и для исторической науки в СССР.

Созванное Наркомпросом в мае 1935 г. всесоюзное совещание исторических факультетов государственных университетов имело в виду подвести итоги проделанной за год работы. Постановление Центрального комитета партии и Совета народных комиссаров СССР от 16 мая 1934 г. восстановило исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Вслед за этим в ряде республиканских центров нашего Союза исторические факультеты, существовавшие раньше или вновь возникшие, попытались своими силами приступить к организации работ по подготовке научных кадров историков-исследователей. Исторические факультеты возникли в Белоруссии, в Грузии, на Украине (в Киеве и Харькове) и в Самарканде. Чтобы учесть опыт проделанной работы, чтобы проверить, насколько правильна поставлено учебное и научно-исследовательское дело, чтобы наконец договориться о стабильных учебных планах и программах для будущего учебного года, было созвано совещание; оно проделало большую и безусловно полезную работу.

Организация исторических факультетов - дело огромной политической важности - было связано с самого начала с рядом основных задач.

Первая: организаторы исторических факультетов должны были осуществить на практике указания товарища Сталина об изучении гражданской истории, не допустить подмены марксистско-ленинской исторической науки вульгарным эмпиризмом, а вместе с тем не заменять конкретно-исторические исследования "социологической" схемой. Эти указания должны были касаться как содержания учебного плана, так и программы и, наконец, конкретной постановки учебно-педагогического процесса.

Вторым, не менее серьезным вопросом был подбор профессорско-преподавательских кадров, которые могли бы обеспечить факультетам решение основной принципиальной задачи - преподавания марксистско-ленинской гражданской истории.

Наконец третий вопрос, не меньшего значения - создание организационно-материальных условий для развертывания учебной и научно-исследовательской работы факультетов (библиотеки, наглядные пособия и т. д.).

Особо стоит вопрос о подборе кадров аспирантуры и о работе этой аспирантуры.

Само собой разумеется, что учебная работа теснейшим образом-

стр. 164

связана с научно-исследовательской работой. Исторические факультеты, в отличие от других факультетов государственных университетов, до сих пор не имели своих научно-исследовательских институтов, что однако не должно было служить (препятствием для развертывания научно-исследовательской работы отдельных кафедр.

Необходимо было продумать и вопросы, связанные с созданием учебной литературы на исторических факультетах. Приходится констатировать полное отсутствие учебников по различным разделам истории для высшей школы. У нас нет учебников и даже необходимых учебных пособий; старая литература, имеющаяся в распоряжении наших библиотек в недостаточном числе, не может ни количественно, ни качественно удовлетворить студенческую аудиторию. Поставлен и разработан вопрос о переиздании классиков исторической науки, поднятый в прошлом году товарищем Сталиным.

Наконец огромное значение приобретает вопрос о методике преподавания в высшей школе, о характере построения лекций, просеминарских занятий и т. д.

Вся сумма этих практических вопросов, имеющих первостепенное значение, должна была быть разрешена всесоюзным совещанием исторических факультетов.

4 - 5 дней работы в отдельных секциях дали в этом смысле немало. Удалось окончательно договориться об учебном плане; первых трех лет. При построении учебного плана большое значение приобрела постановка лекционных курсов. Просеминары первого года обучения постепенно заменяются семинарами, приобретающими с третьего года научно-исследовательский характер в интересах успешной подготовки специалистов. В целом учебный план должен гарантировать историку общую подготовку, необходимую базу для его дальнейшей специализации с четвертого года обучения. На совещании договорились о том, чтобы усилить научно-исследовательские методы работы просеминаров, усилить применение документации в учебной работе, разработать вопрос о развитии у студента с первого же года обучения необходимых научно-исследовательских навыков.

Вторая большая работа, проделанная совещанием, - работа над программам и первые двух лет обучения. Работа в основном закончена. К началу учебного года исторические факультеты будут иметь программы по историческим дисциплинам. Перед нами стоит задача разработки программ по истории СССР, истории нового времени, истории эпохи империализма. Наконец огромное значение приобретает программа по истории Октябрьской революции и по истории советского периода. Работа над этой программой должна стать делом коллектива историков в течение ближайших же недель.

Кое-что было достигнуто и в смысле разработки программы издательской работы (создание исторического словаря, переиздание классиков исторической науки и т. д.).

Представители братских республик поставили перед Москвой и Ленинградом вопрос об активной помощи молодым кадрам историков отдельных республик. Договорено об организации зимних и весенних выездных сессий с участием соответствующих кадров исторических факультетов Москвы и Ленинграда.

Совещание исторических факультетов выявило также ряд значительных трудностей, ряд слабых мест работы, относящихся прежде всего к постановке массовой политико-воспитательной

стр. 165

работы среди студенчества и профессорско-преподавательских кадров.

Вопрос о бдительности на историческом фронте приобретает особое значение. События, связанные с преступным убийством товарища Кирова, деятельность зиновьевско-троцкистского охвостья показали, насколько засорены ряды историков. Усиление бдительности - основная политическая задача, стоящая перед нами, и эта задача требует от историков систематической политико-воспитательной работы с новыми подрастающими кадрами и кадрами специалистов.

Совещание исторических факультетов проделало только часть необходимой работы. Тесное сотрудничество всех исторических учреждений является предпосылкой к выполнению задач, намеченных постановлением от 16 мая 1934 г.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Преподавание-истории-К-ИТОГАМ-СОВЕЩАНИЯ-ИСТОРИЧЕСКИХ-ФАКУЛЬТЕТОВ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Lidia BasmanovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Basmanova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ц. ФРИДЛЯНД, Преподавание истории. К ИТОГАМ СОВЕЩАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 22.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Преподавание-истории-К-ИТОГАМ-СОВЕЩАНИЯ-ИСТОРИЧЕСКИХ-ФАКУЛЬТЕТОВ (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ц. ФРИДЛЯНД:

Ц. ФРИДЛЯНД → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Lidia Basmanova
Vladivostok, Россия
497 просмотров рейтинг
22.08.2015 (3162 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Преподавание истории. К ИТОГАМ СОВЕЩАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android