Пуританские общины в Новой Англии в XVII-XVIII вв.
"Annales: Economies, Societes, Civilisations". Paris. 1973, N 5.
В статье французского буржуазного историка Жанин Ровэ "От пуритан до янки: развитие аграрных общин в Новой Англии в XVII-XVIII веках" идет речь о социальной структуре общества в Новой Англии в колониальный период. Автор опирается на работы американских буржуазных историков К. Локриджа, Ф. Гревена и Дж. Демоса1 , показавших несостоятельность неоконсервативных концепций "демократии среднего класса", господствовавшей будто бы в США на всем протяжении их истории. Широко привлекая демографические данные, эти историки подтвердили, что основанная пуританами колония Массачусетс имела антидемократический характер, поставив тем самым под сомнение другую, довольно широко распространенную в США концепцию, согласно которой идеология пуританизма, принесенная сюда первыми переселенцами, объявляется родоначальницей американского либерализма.
Ровэ также считает, что по крайней мере в течение первых 50 лет политика руководителей Новой Англии соответствовала антидемократической, патриархально-олигархической модели общества, выработанной губернатором колонии Массачусетс Дж. Уинтропом. Это, по мнению автора, подтверждается и тем фактом, что уже в начальный период колониальной истории в новоанглийских общинах земля распределялась отнюдь не на основании принципов равенства, а в соответствии с "социальным и моральным престижем" каждого человека. При этом наблюдалась явная тенденция к сохранению "социального разрыва между самыми бедными и самыми богатыми" (стр. 1136). В целом, пишет Ровэ, пуританские переселенцы Новой Англии стремились создать такой социальный организм, где "каждый человек занимал бы предназначенное ему место". Вот почему, заявляет она, "пуританскую утопию" Новой Англии нельзя рассматривать как предтечу "американской" демократии (стр. 1139).
Вместе с тем Ровэ в принципе неверно трактует те предпосылки, которые предопределили антидемократический и патриархально-олигархический характер новоанглийского общества колониального перио-
1 K. Lockridge. A New England Town. The First Hundred Years. N. Y. 1970; Ph. Greven, Jr. Four Generations: Population, Land and Family in Colonial Andover, Massachusetts. Ithaca. 1970; J. Demos, A Little Commonwealth: Family Life in Plymouth Colony. N. Y. 1970.
стр. 191
да. Она считает, что стремление пуританских переселенцев построить "гармоническую и органическую общину" вытекало из их "средневекового и статического" сектантского мировоззрения. Но при этом упускается из виду, что пуританизм, повторявший многие средневековые феодально-иерархические идеи об обществе и человеке, явился вместе с тем заметным шагом в высвобождении человека из пут средневековья и формировании нарождавшейся в недрах феодализма буржуазной идеологии. Соответственно и общественно-политические институты, созданные пуританами, представляли собой продукт переходного периода от феодализма к капитализму, а вовсе не были простым повторением догм Ветхого завета, как утверждает Ровэ.
В XVII в., уверяет автор, пуританским переселенцам удалось создать в Новой Англии "аграрное общество, не оригинальное по сравнению со своими английскими моделями и в то же время более стабильное и более счастливое, если сопоставить его с европейскими эквивалентами". "Пуританская утопия" Массачусетса, в оценке автора, характеризовалась "социальной, политической и религиозной гармонией, основанной на консензусе" (согласованности интересов. - К. Г. ) (стр. 1142). Однако если бы положение в Массачусетсе действительно было таким, каким его изображает Ровэ, то чем объяснить те ожесточенные конфликты социального, политического и религиозного характера, которые потрясали новоанглийское общество чуть ли не с самого первого дня основания колоний? Чтобы убедиться в надуманности и научной несостоятельности тезиса о "согласованности интересов", достаточно вспомнить хотя бы те строгие меры, которые применялись колониальными властями к инакомыслящим, а с другой стороны, ту ожесточенную борьбу, которую вели против руководителей колоний рядовые поселенцы во главе с такими политическими и религиозными деятелями, как Э. Хатчинсон, Т. Хукер, У. Роджерс.
Ровэ представляет дело таким образом, будто в течение XVII в. общественная жизнь Новой Англии характеризовалась согласием и гармонией идей и позиций всех колонистов, а в начале XVIII в. наступил "социальный кризис", период столкновений и борьбы, обусловивший распад "пуританской утопической конструкции". Важнейшими признаками этого кризиса, согласно Ровэ, явились разложение прежних однородных и сплоченных общин, рост мобильности населения, ослабление патриархальной власти отцов над сыновьями, рост детской смертности и т. д. (стр. 1140). Автор объясняет этот "кризис" ростом населения ("демографическим давлением" или "мальтузианским кризисом"), который в конечном счете привел к сокращению среднего размера земельных владений и увеличению социального разрыва между богатыми и бедными. Непосредственным результатом этих демографических изменений, по Ровэ, была полная трансформация политической жизни колонии: на смену принципам иерархия, патриархата и социальной гармонии пришли идеи равенства и "закона большинства", что и обусловило становление и развитие концепции "американской свободы" (стр. 1142). Внешним проявлением этой трансформации, по словам автора, было увеличение в Новой Англии власти городских собраний, в то время как власть выборных лиц, символизировавших господство иерархических принципов пуританской "крестьянской утопии", соответственно уменьшалась.
Признание правящими кругами кризиса и банкротства пуританских теократическо-олигархических принципов организации власти Ровэ относит к концу XVII в., а именно к 1684 г., когда была отменена хартия, полученная основателями этой колонии от британской короны. Однако фактически кризис принципов пуританизма начался задолго до этого события. Так, еще в 1662 г. был сформулирован и принят на синоде религиозных конгрегации Массачусетса "Неполный", или "Половинный договор", по которому в значительной степени либерализовался процесс принятия в церковную общину новых членов, что расширяло круг свободных людей, наделенных политическими правами. По сути дела, это была важная уступка пуританских руководителей колонистам, которая одновременно свидетельствовала о том, что руководители колонии уже не могут держать колонистов в подчинении одними лишь насильственными методами и религиозными увещеваниями. Кроме того, "Неполный договор" был лишь кульминационным пунктом той длительной борьбы, которую противники теократически-олигархической системы правления вели на городских ассамблеях и синодах религиозных конгрегации. Именно эта борьба и привела к при-
стр. 192
нятию таких важнейших законодательных актов колониального периода, как "Собрание свобод" (1641 г.) и "Законы и свободы Массачусетса" (1648 г.), давших колонистам" определенные гарантии против произвола со стороны властей.
Анализ социально-экономического развития и процессов эволюции идейно-политических доктрин этого периода показывает, что в основе всех названных явлений лежали процессы становления в Новой Англии буржуазных отношений и вытекавшее отсюда обострение классовой борьбы, а отнюдь не "демографическое давление", как это утверждает Ровэ.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |