Libmonster ID: RU-14432
Автор(ы) публикации: В. М. КУРИЦЫН

Вступление нашей страны в новый этап своего развития - этап зрелого социализма, завершение процесса перерастания государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, формирование новой исторической общности людей - советского народа обусловили качественный скачок в развитии социалистической демократии, в том числе и в расширении прав и свобод личности в СССР, что получило наиболее яркое выражение в новой Конституции СССР. Принятие нового Основного Закона Советского государства в канун 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции - это не просто совпадение во времени двух крупнейших событий в жизни страны. "Связь между ними гораздо глубже, - подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев. - Новая Конституция - это, можно сказать, концентрированный итог всего шестидесятилетнего развития Советского государства. Она ярко свидетельствует о том, что идеи, провозглашенные Октябрем, заветы Ленина успешно претворяются в жизнь"1 . Дальнейшее развитие социалистической демократии, обеспечение подлинной свободы личности и условий для всестороннего ее развития являются одним из важнейших аспектов грандиозной программы социально-экономического и политического развития советского общества, начертанной XXIV и XXV съездами КПСС. В этой связи особую актуальность приобретает изучение исторического опыта развития прав и свобод личности в Советском государстве.

Вопрос о правах и свободах личности в советском обществе на современном этапе активно разрабатывается в юридической литературе2 . Отдельные аспекты истории развития прав и свобод личности в СССР в той или иной мере рассматривались в исторической и историко-правовой литературе, но, как правило, лишь попутно, в связи с исследованием истории Советских Конституций, конкретных правовых актов и других вопросов3 . Пока еще нет ни монографий, ни исследовательских ста-


1 Л. И. Брежнев. О проекте Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик и итогах его всенародного обсуждения. М. 1977, стр. 3.

2 См., например, Г. В. Мальце в. Социалистическое право и свобода личности (теоретические вопросы). М. 1968; А. В. Кузнецов. Уголовно-правовая охрана интересов личности в СССР. М. 1969; В. А. Куч и некий. Личность. Свобода. Право. Минск. 1969; Л. Д. Воеводин. Конституционные права и обязанности советских граждан. М. 1972; Н. И. Матузов. Личность. Права. Демократия. Саратов. 1972; В. А. Патюлин. Государство и личность в СССР (правовые аспекты взаимоотношений). М. 1974, и др.

3 А. Е. Харитонова. Основные этапы жилищного строительства в СССР. "Вопросы истории", 1965, N 5; М. П. Ким. Исторический опыт культурной революции в СССР. "Вопросы истории", 1968, N 1; "50 лет советского здравоохранения". М. 1967; "Высшая школа за 50 лет (1917 - 1967)". М. 1967; "50 лет советского социального обеспечения". М. 1968; Л. С. Рогачевская. Великое право. М. 1971; ее же. Ликвидация безработицы в СССР. М. 1973; А. И. Щиглик. Добровольные общества в пе-

стр. 3


тей, специально посвященных данной комплексной проблеме. Не выделена она и в таких фундаментальных трудах, как "История СССР с древнейших времен до наших дней" (тт. VII - X. М. 1967 - 1973) и "История Советского государства и права" (кн. 1, 2. М. 1968), в учебниках и учебных пособиях по истории советского общества и истории государства и права СССР.

Между тем важность исследования развития прав и свобод личности в СССР неоспорима. Во-первых, детальная разработка этого вопроса значительно облегчит изучение современных тенденций развития прав и свобод личности в социалистическом обществе. Во-вторых, проблема прав человека (как и демократии в целом) оказалась в настоящее время в фокусе обострившейся идеологической борьбы между силами социализма и прогресса, с одной стороны, и империалистической реакцией - с другой. Антикоммунистическая пропаганда беззастенчиво искажает историю Советского государства. При этом особенно часто фальсифицируется вопрос о правах и свободах личности на первом этапе существования Советского государства.

В марксистском понимании права и свободы человека (как обобщенная категория) представляют собой заложенные в общественном и государственном строе социальные возможности для каждого члена общества удовлетворять свои потребности созданными в нем материальными благами, благами культуры, демократии и вообще всеми достижениями цивилизации. Закрепленные в законе, эти социальные возможности становятся юридическими правами и свободами граждан данного государства. Но даже и не будучи законодательно оформленными, эти социальные возможности определяют реальное положение человека в обществе4 . Естественно, что в капиталистических странах, где общественный и государственный строй базируется на частной собственности на орудия и средства производства, а рычаги управления экономикой находятся в руках капиталистических монополий, наилучшие социальные возможности создаются прежде всего и главным образом для развития человека, принадлежащего к господствующим классам.

Достижение подлинных прав и свобод личности возможно лишь путем революционного завоевания трудящимися под руководством рабочего класса и его партии политического господства, в результате ликвидации гнета капитала и эксплуатации человека человеком и построения социализма. Права и свободы советского человека выступают в конечном счете как воплощение революционного преобразования общества, достижений всего социалистического строительства.

Развитие прав и свобод личности в Советском государстве - это сложная, многоплановая, комплексная проблема. Она органически связана с проблемой становления и развития социалистического образа жизни, со всем ходом социалистического строительства. Ее исследование требует коллективных усилий историков, юристов, философов, экономистов. В данной статье ставится задача показать, что разработанные Коммунистической партией принципы, которые Советская власть провозгласила сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции, последовательно реализовывались на протяжении всей


реходный период от капитализма к социализму. "Вопросы теории и истории общественных организаций". М. 1971; Г. И. Литвинова, Н. В. Попова. Исторический опыт решения женского вопроса в СССР. "Вопросы истории", 1975, N 11; И. И. Петкова. Деятельность местных Советов РСФСР по защите социальных прав трудящегося крестьянства в 20-е годы. "Правовое регулирование общественных отношений". М. 1976; Н. Н. Демочкин. Великий Октябрь и рождение советской социалистической демократии. "Вопросы истории", 1977, N 8.

4 См. подробнее Л. Д. Воеводин. Рожденные Великим Октябрем и гарантированные социализмом права и свободы советского человека. "Советское государство и право", 1977, N 9, стр. 132 - 133.

стр. 4


60-летней истории нашего социалистического государства. Наиболее полное воплощение они нашли в Конституции СССР 1977 г. - конституции развитого социалистического общества.

Влияние на развитие прав и свобод личности в СССР таких факторов, как социальная структура общества, соотношение и расстановка классовых сил, формы и острота классовой борьбы, степень зрелости социалистических отношений, материальных возможностей общества, в той или иной мере учитывалось в исторической и историко-правовой литературе, хотя конкретный механизм их воздействия на формирование реального объема прав и свобод еще не исследован в должной мере. Действие же некоторых факторов (в частности соотношения сил социализма и капитализма в мировом масштабе и форм их противоборства на международной арене) далеко не всегда принималось во внимание.

Уже на первом этапе - переходном от капитализма к социализму (с октября 1917 г. до середины 30-х годов) - формируется система прав и свобод личности нового, социалистического типа. Ее основы были заложены в декретах Октября, развиты в первой Советской Конституции- Конституции РСФСР 1918 г. и конституциях других советских республик, в первых советских кодексах и других законодательных актах.

Теоретические основы этой системы были разработаны еще в Программе РСДРП, принятой накануне первой русской революции. Уже тогда В. И. Ленин и созданная им партия выдвинули лозунги обеспечения прав и свобод личности как первоочередные требования революционной борьбы трудящихся против царского самодержавия, помещиков и капиталистов, за свое политическое, социальное и национальное освобождение. Таким образом, борьба трудящихся за права и свободы личности рассматривалась в первой Программе Коммунистической партии как один из важнейших аспектов борьбы за победу общедемократической, а затем и социалистической революции. В Программе содержалось требование демократической конституции, которая обеспечила бы каждому гражданину всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; неприкосновенность личности и жилища; свободу совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов; свободу передвижения и промыслов; уничтожение сословий и равноправность всех граждан независимо от пола, религии, расы и национальности; право на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства; право каждого лица преследовать в обычном порядке перед судом присяжных каждого чиновника; отделение церкви от государства и школы от церкви; даровое и обязательное общее и профессиональное образование для всех детей обоего пола до 16 лет. Особое внимание Программа уделила социальным требованиям трудящихся, в частности таким, как введение 8-часового рабочего дня, а для подростков 16 - 18 лет - 6-часового, установление законом еженедельного отдыха, воспрещение детского труда, введение охраны труда женщин, государственного страхования рабочих на случай старости, полной или частичной потери трудоспособности и т. д.5 .

Однако только победа социалистической революции создала условия для претворения в жизнь этих программных требований партии. Победа Великого Октября, "установление и упрочение Советской власти как одной из форм диктатуры пролетариата, - отмечается в постановлении ЦК КПСС "О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции", - на деле обеспечило невиданную, невозможную


5 См. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Изд. 8-е. Т. 1. стр. 63 - 65.

стр. 5


ни в одной капиталистической стране свободу и демократию для гигантского трудящегося большинства"6 .

Переход политической власти в руки трудящихся, рождение социалистической демократии обеспечили небывалое расширение политических прав и свобод для трудящихся, прежде всего важнейшего права - участвовать в управлении государством, активно влиять на определение его политики, на принятие кардинальных политических и социально-экономических решений. В первых актах Советской власти - обращениях II Всероссийского съезда Советов "Рабочим, солдатам и крестьянам!", "О полноте власти Советов", "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" - документе конституционного значения, а также в Конституции РСФСР 1918 г. законодательно закреплялось принципиальное положение, что вся государственная власть целиком и исключительно принадлежит трудящимся города и деревни в лице их полномочных органов - Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Соответственно за трудящимися закреплялось право избирать и быть избранными в Советы.

Советы - важнейшее звено советской политической системы, политическая основа диктатуры пролетариата. Однако участие трудящихся в управлении государством осуществлялось не только через Советы, но и через другие звенья советской политической системы: профсоюзы и другие массовые общественные организации трудящихся7 . В этой связи большое значение имело обеспечение для трудящихся таких демократических прав и свобод, как свобода печати, союзов, собраний, шествий и демонстраций, свобода совести, гарантией которой было отделение церкви от государства, а школы от церкви. За трудящимися закреплялось также почетное право с оружием в руках защищать завоевания революции.

Важным аспектом формирования нового типа прав и свобод личности явилось обеспечение подлинного равноправия трудящихся. С этой целью Советская власть решительно покончила с существовавшими до революции сословными привилегиями и ограничениями Прав по признаку пола и национальной принадлежности. Декретом ВЦИК и СНК "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 11 ноября 1917 г. аннулировались действовавшие ранее в России юридические нормы, закреплявшие политическое и правовое неравенство людей; ликвидировались бывшие сословия и гражданские чины и все связанные с ними привилегии и ограничения; упразднялись сословные организации и учреждения. Для всего населения устанавливалось одно общее наименование - граждане Российской республики8 .

Равноправие женщин с мужчинами в области политических и гражданских прав, провозглашенное в Конституции 1918 г., дополнялось установлением их равноправия в семье, что закреплялось в декретах о браке и Кодексе законов о браке, семье и опеке 1918 года9 . Юридическое равноправие женщины с мужчиной создало необходимые усло-


6 "О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции". Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 года. М. 1977, стр. 5.

7 См. подробнее Н. Н. Демочкин. Указ. соч.

8 СУ РСФСР, 1917 г., N 3, ст. 31.

9 Там же, N 11, ст. 160; 1918 г., N 76 - 77, ст. 818. Принципиальное значение для последовательного проведения в жизнь равенства прав женщины и мужчины имела введенная впервые в кодексе 1918 г. норма о гражданстве супругов: "При разногражданстве вступающих в брак (если одна из сторон состоит в русском гражданстве) Перемена гражданства может последовать только по специальному желанию жениха или невесты на общем основании". По дореволюционным российским законам, так же как и по законам, действовавшим в то время во всех капиталистических странах, жена автоматически должна была принимать гражданство и местожительство мужа. Принцип, отрицающий автоматическое изменение гражданства жены в зависимости от гражданства мужа, под влиянием советского кодекса был затем принят во многих

стр. 6


вия для достижения их фактического равноправия, хотя для этого нужны были еще большие усилия, направленные на раскрепощение женщин, повышение их культурного уровня, профессиональной подготовки и т. д.

В "Декларации прав народов России" от 2 ноября 1917 г. провозглашалось полное равноправие граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности10 . Этот принцип затем был последовательно проведен в первой Советской Конституции. Социалистический метод решения национального вопроса предполагает достижение не только юридического, но и фактического равенства наций и народностей. Чтобы достигнуть фактического равенства, следовало преодолеть былую отсталость народов России, поднять уровень их экономического, социального и культурного развития. А это, в свою очередь, возможно было лишь на базе мощной социалистической экономики. Иными словами, подлинное, фактическое равноправие еще было впереди, оно могло быть достигнуто только с построением социализма. Установление юридического равноправия граждан всех наций и народностей явилось первым и чрезвычайно важным шагом на этом пути.

Завоевание трудящимися политической власти хотя и решающее, но не единственное условие обеспечения прав и свобод личности. Столь же необходимы были коренные преобразования экономики, установление общественной, социалистической собственности на основные средства производства. С первых дней своего существования Советская власть проводит решительные меры, направленные на создание основ социалистической экономики. Национализация банков, крупной промышленности, внешней торговли, железных дорог, торгового флота, средств связи, проведение в жизнь Декрета о земле, в соответствии с которым была национализирована земля, а крестьяне получили ее в безвозмездное пользование, то есть превращение основных средств производства в общенародное достояние, коренным образом изменили положение рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции и других слоев трудящихся в общественном производстве и распределении. Таким образом, завоевание пролетариатом политического и экономического господства привело к радикальному изменению положения трудящихся в обществе, достижению ими подлинной свободы и демократии.

Сосредоточение основных средств производства в руках Советского государства давало ему возможность не только провозгласить права и свободы личности, но материально, политически и организационно их обеспечить. Не только признание прав и свобод, но и реальные гарантии пользования ими - вот что коренным образом отличало положение личности в советском обществе от положения ее при капитализме. Возникновение социалистического уклада в экономике страны и сосредоточение в руках Советского государства материальных ресурсов создавало возможность для обеспечения таких важнейших прав личности, как право на труд, социальное обеспечение, образование, отдых, охрану здоровья и т. д.

Широкая программа обеспечения социально-экономических прав личности была определена Советской властью уже в первые годы ее существования. Проведение ее в жизнь имело свои особенности. Политические права и свободы трудящихся были закреплены в конституционном порядке, поскольку с переходом власти в руки рабочего класса их осуществление можно было гарантировать буквально "на второй день" революции. Практическое же осуществление социально-экономических прав требовало мощных фондов общественного потребления, а эти по-


других государствах и получил международное признание в принятой в 1948 г. Организацией Объединенных Наций "Всеобщей декларации прав человека" (см. подробнее "История Советского государства и права". Кн. 1, стр. 587).

10 СУ РСФСР, 1917 г., N 2, ст. 18.

стр. 7


следние могли быть созданы лишь по мере преодоления доставшейся в наследство от старого режима разрухи, восстановления народного хозяйства и построения основ социализма. Следовательно, на первом этапе развития Советского государства социально-экономические права граждан еще не могли быть гарантированы в конституционном порядке. Поэтому в Конституции РСФСР 1918 г. и в конституциях других советских республик того времени не было таких норм, как право на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и т. д. В первой Советской Конституции говорилось лишь о праве на образование, но закреплявшая его 17-я ст. носила программный характер: в ней говорилось, что Советское государство "ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование".

Поскольку для конституционного закрепления социально-экономических прав граждан еще не было необходимых материальных условий, эти права определялись в текущем законодательстве. Декретами Советской власти "О восьмичасовом рабочем дне" от 29 октября 1917 г. и "Об отпусках" от 14 июня 1918 г.11 началась реализация программных установок Коммунистической партии в области труда. В наиболее полном для того времени виде эти положения были проведены в первом советском Кодексе законов о труде, принятом 10 декабря 1918 года12 . В нем закреплялся 8- часовой рабочий день, а для лиц, не достигших 18 лет, и на вредных производствах - 6-часовой; сверхурочные работы допускались лишь при наличии исключительных обстоятельств, прямо указанных в законе; устанавливались ежегодные оплачиваемые отпуска: вводились специальные меры по охране труда (в том числе особые правила охраны труда женщин и лиц, не достигших 18 лет); предоставлялись широкие права профсоюзам по контролю за условиями труда. Кодекс впервые провозгласил "право на применение труда по своей специальности и за вознаграждение". Факт провозглашения права на труд в качестве основы социалистической организации хозяйства имел огромное политическое значение. Эта норма кодекса явилась прообразом включенной впоследствии в Конституцию СССР 1936 г. статьи о праве на труд. Первый советский Кодекс законов о труде был принят, когда в подавляющем большинстве стран мира трудящиеся еще не имели 8-часового рабочего дня и оплачиваемых отпусков.

Одновременно с трудовыми вопросами решался Советской властью и вопрос о праве на материальное обеспечение в старости, в случаях инвалидности, болезни, потери кормильца и т. д. 1 ноября 1917 г. было опубликовано сообщение "О социальном страховании"13 . В нем говорилось, что Советское правительство немедленно приступит к изданию декретов о полном социальном страховании трудящихся на основе рабочих страховых лозунгов. Эти лозунги содержались в разработанной еще до революции ленинской "страховой программе", которая предусматривала распространение страхования на всех без исключения рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту; на все виды потери трудоспособности (болезнь, увечье, инвалидность, материнство, старость и т. п.), а также на случай безработицы; финансирование социального страхования целиком за счет предпринимателей; возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы; полную демократизацию управления страхованием на началах самоуправления самих застрахованных14 .


11 Там же, N 1, ст. 10; 1918 г., N 43, ст. 527.

12 Там же, 1918 г., N 87 - 88, ст. 905.

13 Там же, 1917 г., N 2, ст. 17.

14 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 21. стр. 146 - 147; см, также "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Т. 1, стр. 337 - 338.

стр. 8


В порядке реализации изложенной в правительственном сообщении программы были изданы декреты "О страховании на случай безработицы" (11 декабря 1917 г.) и "О страховании на случай болезни" (22 декабря 1917 г.). В основу советской системы социального страхования, учрежденной этими декретами, был положен принцип обеспечения нормального жизненного уровня трудящегося в случае утраты им трудоспособности. Наряду с социальным страхованием (фонды которого формировались за счет взносов предпринимателей), находившимся в руках Совета социального страхования, создавалась система социального обеспечения (за счет государственного бюджета). Функции социального обеспечения осуществлялись специально образованным государственным органом - Наркоматом социального обеспечения. Он был призван создать "рационально поставленную социальную помощь нетрудоспособным и необеспеченным, чуждую частной благотворительности, нищенских подачек и паразитизма"15 .

31 октября 1918 г. Советское правительство приняло "Положение о социальном обеспечении трудящихся"16 . Оно примечательно тем, что впервые (и притом в форме закона) определяло принципы советской системы социального обеспечения, коренным образом отличающие ее от капиталистических систем. Главным отличием советской системы являлся ее всеобщий, универсальный характер: социальное обеспечение должно было, во-первых, охватывать все трудовое население страны; во-вторых, носить всесторонний характер, то есть включать не только пенсионное обеспечение престарелых и инвалидов, но и систему пособий по болезни, охрану материнства и детства, бесплатное медицинское обслуживание и т. д.

Столь грандиозная программа из-за нехватки материальных ресурсов не могла быть полностью проведена в жизнь на первом этапе истории Советского государства, и в "Положении" были намечены основные направления дальнейшего развития советского социального обеспечения, но многое было сделано уже в те годы. После гражданской войны материальное обеспечение в старости, в случае потери трудоспособности и т. д. осуществлялось по трем основным направлениям: во-первых, социальное страхование для рабочих и служащих как государственных, так и частных предприятий и учреждений 17 ; во-вторых, социальное обеспечение (за счет госбюджета) для военнослужащих и инвалидов войны; в-третьих, для крестьян по линии крестьянских комитетов общественной взаимопомощи (кресткомов) - массовых общественных организаций трудящегося крестьянства. Начало этой организации было положено подписанным Лениным декретом СНК РСФСР от 14 мая 1921 г. "Об улучшении постановки дела социального обеспечения рабочих, крестьян и семей красноармейцев"18 .

В первые годы Советской власти создается также система здравоохранения, призванная обеспечить право личности на охрану здоровья. Декретом "О страховании на случай болезни" (22 декабря 1917 г.) устанавливалось, что трудящимся и членам их семей независимо от того, работают ли они на государственных, общественных или частных предприятиях или в учреждениях, медицинская помощь должна оказываться


15 "Отчет о деятельности Народного комиссариата социального обеспечения с 23 марта по 19 июня 1918 года". М. 1918, стр. 3.

16 СУ РСФСР, 1918 г., N 89, ст. 906.

17 После гражданской войны и перехода к нэпу материальное обеспечение рабочих и служащих стало проводиться за счет страховых фондов, составлявшихся из взносов предприятий и учреждений (без каких-либо выплат самими трудящимися). Этот порядок был введен постановлением СНК РСФСР "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом" от 15 ноября 1921 г. (там же, 1921 г., N 76, ст. 627).

18 Там же, N 48, ст. 236; подробнее см. П. А. Алексанов. Развитие социального обеспечения советского крестьянства. "Вопросы истории", 1974, , N 9.

стр. 9


бесплатно. С образованием в июле 1918 г. Народного комиссариата здравоохранения было положено начало созданию государственной сети больниц и других учреждений здравоохранения19. Таким образом, Страна Советов явилась первым в мире государством, принявшим на себя заботу о здоровье всего населения.

В целях обеспечения права трудящихся на полное, всестороннее и бесплатное образование, зафиксированного в Конституции РСФСР 1918 г., Советское государство приняло ряд мер. Положением "Об единой трудовой школе", утвержденным ВЦИК, 16 октября 1918 г., предусматривалось создание структурно единой, бесплатной, светской (то есть не допускавшей преподавания какого-либо вероучения или исполнения религиозных обрядов и свободной от контроля церкви) школы, сочетавшей общее образование с политехническим20 . Чтобы понять ее принципиальную новизну (с точки зрения обеспечения ее доступности для трудящихся), нужно напомнить, что до революции школа была платной, находилась под контролем церкви, а единая система школьного образования отсутствовала: существовали различные виды учебных заведений для разных социальных групп, учебные программы которых не "стыковались", что серьезно затрудняло переход из учебного заведения одной ступени в учебное заведение другой, высшей ступени, то есть фактически закрывало дорогу трудящимся даже в средние учебные заведения21 . Создание единой трудовой бесплатной школы, в которой программы начального и среднего образования были согласованы между собой, отмена вступительных экзаменов обеспечивали доступ в новую школу детям трудящихся. К тому же, несмотря на разруху и гражданскую войну, сеть учебных заведений была значительно увеличена. Уже во втором полугодии 1918 г. государственные ассигнования на народное просвещение возросли по сравнению с 1917 г. в 15 раз, а число средних школ по сравнению с дореволюционным временем удвоилось22 .

Радикально была преобразована и высшая школа. 2 августа 1918 г. СНК принял декрет "О правилах приема в высшие учебные заведения"23 . В декрете, проект которого был написан Лениным, говорилось: "На первое место безусловно должны быть приняты лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будут предоставлены в широком размере стипендии" 24 . Декрет узаконил бесплатность обучения и государственную материальную помощь студентам. С 1918 г. в массовом порядке стали создаваться рабочие факультеты (рабфаки) для ускоренной подготовки к поступлению в вузы лиц, не имевших среднего образования. Временно отменялись приемные экзамены в вузы, так как рабочая и крестьянская молодежь в то время не всегда была подготовлена к их сдаче. Эти меры широко открыли перед трудящимися двери вузов. Одновременно в 1918 - 1920 гг. создается ряд новых универ-


19 До Октябрьской революции медицинская помощь населению в России оказывалась в основном частнопрактикующими врачами и земскими больницами, содержавшимися на средства местных органов земского и городского самоуправления и влачившими жалкое существование. Государство (в лице особого медицинского комитета в составе министерства внутренних дел) осуществляло лишь административно-полицейский санитарный надзор.

20 СУ РСФСР, 1918 г., N 74, ст. 812.

21 До революции детям крестьян, рабочих и других низших слоев общества, получившим начальное образование в церковноприходских, земских и других школах, был затруднен доступ к среднему образованию, так как поступавшие в гимназия и реальные училища должны были сдавать вступительный экзамен, программа которого выходила далеко за пределы программы начальной школы. Для подготовки к вступительному экзамену нужно было нанимать домашних учителей и репетиторов, что было не по средствам крестьянам, рабочим и другим низшим, а подчас и средним социальным слоям города.

22 "Народное просвещение", 1918, N 19, стр. 10.

23 СУ РСФСР, 1918 г., N 57, ст. 632.

24 В. И. Ленин. ПСС. Т. 37, стр. 34.

стр. 10


ситетов (Нижегородский, Воронежский, Днепропетровский, Иркутский, Ереванский, Тбилисский, Азербайджанский, Уральский и Туркестанский) и институтов25 . Уже в первые годы своего существования Советская власть проводила мероприятия по ликвидации неграмотности взрослого населения страны. Согласно декрету "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР" (26 декабря 1919 г.) была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК Ликбез), на которую возлагалось общее руководство решением этой проблемы26 .

Как уже отмечалось, главной гарантией социально-экономических прав трудящихся являлась общественная собственность на орудия и средства производства. Но в первые годы своего существования Советское государство находилось в сложных условиях: разрушенная за годы первой мировой, а также гражданской войн и военной интервенции экономика; огромных масштабов безработица; эпидемии, уносившие десятки тысяч жизней; низкий уровень культуры, неграмотность большинства населения страны. Все это не позволяло тогда полностью обеспечить такие важные социально-экономические права личности, как право на труд, на социальное обеспечение, на образование и т. д. Но по мере восстановления разрушенной экономики, укрепления Советской власти права и свободы граждан приобретали все большую реальную обеспеченность. Так, социалистические преобразования, индустриализация, победа колхозного строя, плановый характер социалистической экономики, исключающий возможность кризисов, позволили уже к началу 30-х годов ликвидировать в стране безработицу и реально обеспечить одно из важнейших социально-экономических прав человека - право на труд.

Становление социализма в СССР проходило в особо сложных условиях. Наша страна была первой, в которой победила социалистическая революция. На помощь внутренней контрреволюции пришли империалистические державы, развязавшие против Советского государства интервенцию. Особая острота классовой борьбы нашла отражение и в открытом классовом характере прав и свобод, закрепленных Конституцией 1918 года. Это выражалось в лишении классово враждебных, эксплуататорских элементов избирательного права и в том, что остальные политические и социально-экономические права гарантировались только для трудящихся. Лишение свергнутых эксплуататоров избирательных прав - это не общий вопрос диктатуры пролетариата, а, как подчеркивал Ленин, сугубо русское явление, оно объяснялось особыми условиями русской революции, особым путем ее развития27 .

В Программе РКП(б), принятой VIII съездом партии в 1919 г., подчеркивалось, что ограничение прав свергнутых эксплуататоров - временная мера и соответственно тому, как "будет исчезать объективная возможность эксплуатации человека человеком, будет исчезать и необходимость в этих временных мерах, и партия будет стремиться к их сужению и к полной их отмене"28 .

Острота классовой борьбы в России отразилась и на решении проблемы личных прав граждан, в частности таких, как неприкосновенность личности, жилища, имущества29 . Опыт всех революций (английской


25 "Очерки по истории юридических научных учреждений в СССР". М. 1976, стр. 42.

26 СУ РСФСР, 1919 г., N 67, ст. 592.

27 См. В. И. Ленин. ПСС Т. 37, стр. 265 - 266.

28 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Т. 2, стр. 42.

29 Речь идет о жилище и имуществе, пользование и владение которыми было разрешено законодательством тех лет, в частности об имуществе общей стоимостью до 10 тыс. рублей.

стр. 11


XVII в., французской конца XVIII в. буржуазных революций и др.) свидетельствует о том, что свергнутые правящие классы добровольно власть не уступают, всеми силами и средствами, прибегая к самым жестоким мерам, пытаются восстановить свое господство. И каждому революционному правительству приходилось прибегать к суровым мерам противодействия контрреволюции. В ходе социалистической революции в нашей стране также оказалось невозможным в полной мере гарантировать неприкосновенность личности всем гражданам (то есть в том числе и классово враждебным элементам) ни в первые дни революции, ни тем более во время гражданской войны, когда классовая борьба достигла наибольшей остроты, вылившись в открытое вооруженное столкновение, ибо часть граждан (классово враждебные элементы) фактически превратилась в сторону, с оружием в руках выступающую против государства. Тогда Республике Советов, окруженной со всех сторон империалистическими державами, активно помогавшими белогвардейцам, на белый террор пришлось ответить красным террором, временной (до конца гражданской войны) изоляцией в лагерях наиболее опасных классово враждебных элементов. Ясно, что в этих условиях невозможно было гарантировать неприкосновенность личности, имущества, жилища и т. д. всем гражданам. Поэтому такие гарантии и не были предусмотрены ни Конституцией РСФСР 1918 г., ни первыми конституциями других советских республик.

Тем не менее и в ходе социалистической революции и в период гражданской войны Советская власть не только стремилась обеспечить права и свободы трудящихся, но и добивалась того, чтобы даже выходцам из враждебных классов были предоставлены определенные правовые гарантии, чтобы никто не был привлечен к ответственности без вины. Так, хотя процедура судопроизводства в революционных трибуналах в период гражданской войны была значительно упрощена, все же И. В. Крыленко (в то время член-докладчик Кассационного революционного трибунала ВЦИК), разъясняя на Всероссийском съезде работников ревтрибуналов в октябре 1918 г. роль и методы работы этих органов, говорил, что они созданы "для усиления революционной репрессии против лиц, уличенных в контрреволюционном деянии, но при сохранении, однако, основных правовых гарантий для обвиняемых"30 .

После гражданской войны, с переходом к мирному социалистическому строительству, появилась возможность значительно расширить гарантии неприкосновенности личности (в том числе и для классово враждебных элементов). Это было обусловлено разгромом наиболее активных и организованных контрреволюционных сил и существенным изменением соотношения классовых сил и форм классовой борьбы; расширением социальной базы Советской власти, ее упрочением, развитием советской демократии. Огромную роль в усилении гарантий неприкосновенности личности, в укреплении социалистической законности сыграло принятие в 1922 г. Уголовного кодекса (УК) РСФСР31 . Им устанавливалось, что основанием для уголовной ответственности являются конкретные действия или бездействие, угрожавшие основам советского строя и советскому правопорядку. Все другие критерии и признаки (классовая принадлежность, прошлая судимость, связь с преступной средой и т. д.) могли иметь уголовно-правовое значение лишь при наличии состава преступления в действиях обвиняемого. Тем самым Советское государство отказывалось от применявшегося в годы гражданской войны в качестве чрезвычайной меры лишения свободы


30 Н. В. Крыленко. Судоустройство РСФСР. М. 1924, стр. 94.

31 См. подробнее Г. В. Шве к о в. Первый советский Уголовный кодекс. М. 1971. УК РСФСР 1922 г. был пересмотрен в 1926 г. и в этой редакции действовал до принятия ныне действующего УК РСФСР 1960 года.

стр. 12


в превентивном порядке, по мотивам социальной принадлежности. УК РСФСР 1922 г. состоял из Общей и Особенной частей. С точки зрения усиления гарантий неприкосновенности личности важна была Особенная часть, в которой определялись конкретные составы преступлений с указанием соответствующих конкретных мер наказания в зависимости от тяжести и степени общественной опасности преступления. Таким образом, четко устанавливались границы преступного поведения, то есть определялось, какие действия преступны, а какие не являются преступными и не могут повлечь за собой уголовной ответственности, В кодексе были определены также конкретные уголовно- правовые меры охраны жизни, телесной неприкосновенности, чести, достоинства и имущества граждан32 .

В Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) РСФСР, принятом также в 1922 г.33 , последовательно проводились демократические принципы гласности, устности, непосредственности, состязательности, непрерывности судебного процесса, право его участников выступать на родном языке, гарантировалось право обвиняемого на защиту34 . УПК усилил процессуальные гарантии неприкосновенности личности, обязав каждого прокурора и судью немедленно освобождать лиц, незаконно содержавшихся под стражей. Процессуальный порядок, установленный УПК РСФСР 1922 г., был направлен к достижению объективной истины по каждому расследовавшемуся и рассматривавшемуся в суде делу и вынесению законного, объективного и справедливого приговора. Таким образом, УПК сочетал интересы защиты Советского государства и установленного им правопорядка с интересами личности, с усилением правовых гарантий ее неприкосновенности.

Расширению юридических гарантий прав и свобод личности служило и создание в 1922 г. прокуратуры - специального органа, на который возлагался надзор за законностью, и проведение в том же году судебной реформы. В ходе ее были упразднены чрезвычайные суды - революционные трибуналы, действовавшие в годы гражданской войны, и создана единая система судов. Дела о контрреволюционных и государственных преступлениях, разбиравшиеся прежде в ревтрибуналах, передавались в общие суды. Если учесть, что в ревтрибуналах применялась в годы гражданской войны упрощенная процедура судопроизводства (хотя и в ней имелись гарантии права обвиняемого на защиту), а в общих судах судопроизводство теперь стало регламентироваться Уголовно-процессуальным кодексом, то станет ясным, насколько судебная реформа расширяла гарантии неприкосновенности личности.

Одновременно реформируется и система исправительно-трудовых учреждений. Во-первых, были упразднены возникшие в апреле 1919 г., в разгар гражданской войны, лагеря принудительных работ, в которых содержались главным образом классово враждебные элементы, переведенные теперь в общие места заключения. Во-вторых, изменились задачи и методы исправительно-трудовой политики: центр тяжести переносился с подавления и изоляции классово враждебных элементов на перевоспитание осужденных. В Исправительно- трудовом кодексе (НТК)


32 Характерно, что после принятия УК РСФСР 1922 г. значительно активизировалась деятельность судов по борьбе с преступлениями против личности (см. "Еженедельник советской юстиции", 1923, N 51 - 52, стр. 1190).

33 УПК был принят в мае и введен в действие с 1 августа 1922 г., но затем в связи с судебной реформой, проведенной в ноябре 1922 г., был пересмотрен, и новая его редакция введена в действие с 15 февраля 1923 года. В этой редакции УПК действовал до начала 60-х годов.

34 Демократические принципы судопроизводства и право обвиняемого на защиту были провозглашены еще декретом "О суде" N 1 в ноябре 1917 года. За первые пять лет Советской власти были испробованы различные формы организации судебной защиты, оказавшиеся недостаточно удачными. Лишь с созданием в 1922 г. адвокатуры была найдена наиболее эффективная форма реализации права обвиняемого на защиту.

стр. 13


РСФСР 1924 г.35 и в аналогичных кодексах других союзных республик были сформулированы задачи и указаны методы исправительно-трудовой политики в условиях мирного социалистического строительства. Кодекс был проникнут идеей социалистического гуманизма. Сочетая элементы наказания и воспитания, он преследовал цели предупреждения преступности, ограждения общества от преступников, их перевоспитания и возврата к трудовой жизни. В нем провозглашалось, что содержание в исправительно-трудовом учреждении "должно быть целесообразным и не должно иметь целью причинения физических страданий и унижения человеческого достоинства" (ст. 6). Основой перевоспитания кодекс провозглашал целесообразный режим в сочетании с обязательным общественно полезным трудом и культурно-воспитательной работой. Труд оплачивался, а его условия (охрана труда, продолжительность рабочего времени и т. д.) регулировались Кодексом законов о труде. Надзор за законностью в деятельности исправительно-трудовых учреждений был возложен на прокуратуру. Таким образом, Советское государство и в осужденных за преступления видело граждан, права и законные интересы которых были поставлены под защиту закона36 .

Кодификация гражданского, земельного, трудового права была направлена на юридическое закрепление и расширение гражданских прав личности. Земельный кодекс 1922 г. усилил гарантии права трудового землепользования. Гражданский кодекс 1922 г. закрепил имущественные права, в частности право личной собственности на трудовые доходы, предметы быта, немуниципализированное жилище и т. д., право наследования, право вступать в дозволенные законом сделки и пользоваться защитой суда, авторское право, право на изобретение и т. д. Вместе с тем с целью защиты прав трудящихся он предусмотрел право государства отменять (по суду) сделки, явно кабальные и направленные к прямому ущербу пролетарского государства. Трудовой кодекс 1922 г. расширил трудовые права личности (в дополнение к тому, что уже было закреплено в кодексе 1918 г.), в том числе право на свободный выбор профессии, места работы и рода занятий. В административном законодательстве 20 - 30-х годов регламентировался порядок фактического осуществления таких предоставленных гражданам Конституцией прав и свобод, как свобода совести, печати, союзов, собраний и т. д. Советская власть отказалась от ряда ограничений в этой области, введенных в годы гражданской войны. Была даже разрешена деятельность частных издательств (в Москве в 1922 г. их было 337, в Петрограде - 83)37 .

Контрреволюционные элементы попытались использовать расширение правовых гарантий для активизации борьбы против Советской власти. В связи с этим в законодательном порядке были введены меры надзора за осуществлением политических прав в целях охраны внут-


35 СУ РСФСР, 1924 г., N 86, ст. 870.

36 См. подробнее "Проблемы истории государства, права и политических учений". М. 1974, стр. 93 - 102. В 20-е годы число осужденных значительно сократилось, изменился и их состав. После гражданской войны были проведены массовые амнистии, в ходе которых были освобождены многие категории заключенных, например, осужденные за невыполнение различных повинностей во время войны, бывшие солдаты и офицеры белых армий, не запятнавшие себя кровавыми преступлениями, и т. д.). Делу остальных осужденных были пересмотрены в 1923 г. комиссией ВЦИК, освободившей до 60% общего числа заключенных, оставшихся после амнистии (см. В. М. Курицын. Переход к нэпу и революционная законность. М. 1972, стр. 86). Если в годы гражданской войны основной контингент заключенных (особенно в лагерях принудительных работ) состоял из классово враждебных элементов, осужденных за контрреволюционные деяния, то с 1922 - 1923 гг. - из уголовных преступников; осужденные за контрреволюцию составляли незначительное меньшинство (см. "Административный вестник", 1928, N 1, стр. 39).

37 "Всероссийская конференция РКП (большевиков) (4 - 7 августа 1922)". М. 1922. Бюллетень N 2, стр. 80.

стр. 14


ренней безопасности Советского государства и общественного порядка. Постановлением ВЦИК и СНК от 6 июня 1922 г. создавалось Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит), в задачу которого входили надзор за печатью, охрана государственной и военной тайны, недопущение контрреволюционной пропаганды и порнографии38 . Был издан ряд декретов о съездах, обществах и союзах и т, д.39 . В них устанавливался общий принцип, согласно которому политические права должны использоваться в соответствии с целями Советской Конституции и в интересах социалистического строительства. Четкая законодательная регламентация прав и свобод граждан, сужение сферы административного усмотрения (особенно местных органов власти и должностных лиц) в этой области способствовали усилению охраны прав и свобод, развитию социалистической демократии. Говоря о законодательстве 20-х годов, нельзя не упомянуть и декрет ВЦИК 1922 г. о запрещении выселения граждан в административном порядке из занимаемых ими жилых помещений40 . Установив судебный порядок выселения, ВЦИК тем самым создал юридические гарантии прав граждан на жилье. Впоследствии эта норма получила развитие в Гражданском кодексе и послужила прообразом конституционного права граждан на жилье, закрепленного в новой Конституции СССР 1977 года.

Особое значение в охране прав и свобод личности Ленин придавал письмам, заявлениям и жалобам трудящихся. Он подчеркивал, что борьба с бюрократизмом, взяткой, волокитой может быть успешной, "только если сама народная масса помогает"41 , что в укреплении законности громадная роль принадлежит самим гражданам, отстаивающим свои права и законные интересы. Ленин требовал помочь трудящимся использовать законы для защиты своих прав, научить их "воевать за свое право по всем правилам законной в РСФСР войны за права"42 . Право гражданина обжаловать действия должностных лиц и учреждений было юридически закреплено еще в постановлении VI Всероссийского съезда Советов "О точном соблюдении законов"43 . В дальнейшем право жалобы было расширено, в том числе по ряду категорий дел (трудовых, жилищных, постановлений административных органов о наложении штрафа и т. д.), введено обжалование в суде незаконных действий администрации.

Все сказанное свидетельствует о том, что уже на первом, переходном от капитализма к социализму этапе развития Советского государства формируется система прав и свобод личности социалистического типа. Ядром, сердцевиной этой системы являются права, закрепленные в Конституции. Но действительный объем прав и свобод личности уже в то время был гораздо шире, так как многие гражданские, трудовые, личные права и свободы (например, неприкосновенность личности и т. д.) закреплялись в кодексах и иных законодательных актах.

Крупнейшим событием, сыгравшим выдающуюся роль в усилении политических и социально-экономических гарантий прав и свобод личности в нашей стране, явилось образование Союза ССР. Это был один из "решающих факторов, обеспечивших благоприятные условия для переустройства общества на социалистических началах, подъема экономики и культуры всех советских республик, укрепления оборонного могущества и международных позиций многонационального государства трудящихся"44 . Создание единого, по общему плану регулируемого на -


38 СУ РСФСР, 1922 г., До 40, ст. 461.

39 Там же, ст. 477; N 49, ст. 622 - 624; 1923 г., N 14, ст. 177.

40 Там же, 1922 г., N 30, ст. 365.

41 В. И. Ленин. ПСС. Т. 44, стр. 171.

42 В. И. Ленин. ПСС. Т. 53, стр. 149.

43 СУ РСФСР, 1918 г., N 90, ст. 908.

44 "О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик". Постановление ЦК КПСС от 21 февраля 1972 года. М. 1972, стр. 4

стр. 15


родного хозяйства страны способствовало усилению материальных гарантий прав личности; давало возможность за счет перераспределения средств ускоренными темпами преодолеть былую экономическую и культурную отсталость ряда народов нашей страны и тем самым достигнуть не только формального, но и реального равноправия граждан, независимо от расы и национальности. Наконец, важнейшим фактором, способствовавшим усилению гарантий равноправия граждан нашей страны, единства их прав и обязанностей, явилось закрепление в Конституции СССР 1924 г. единого общесоюзного гражданства. Ст. 7 гласила: "Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство".

Своеобразием этого периода в истории социалистической демократии в нашей стране было то, что вопрос об основных правах и обязанностях граждан и после образования СССР регулировался не в Конституции СССР, а в новых конституциях союзных республик, принятых после образования СССР. В них сохранились те же принципы регулирования основных прав и обязанностей граждан, что и в Конституции РСФСР 1918 года.

Середина 30-х годов явилась началом нового этапа в истории Советского государства. Построение основ социализма в результате индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, культурной революции, ликвидация последнего эксплуататорского класса - кулачества и радикальное преобразование социальной структуры общества, которое теперь состояло из дружественных классов: рабочего класса и колхозного крестьянства, а также трудовой интеллигенции, - все это означало вступление СССР в новый этап развития социалистической демократии и привело к значительному расширению демократических прав и свобод советских граждан.

В Конституции СССР 1936 г. были закреплены единые права и свободы для всех советских граждан, в частности право избирать и быть избранным в органы власти. Если в Конституции 1918 г. это право предоставлялось только трудящимся, то теперь оно стало всеобщим, равным и прямым, при тайном голосовании45 . Закреплялись за всеми гражданами также свобода слова, печати, союзов, собраний, шествий и демонстраций; неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки; право на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости и в случае нетрудоспособности и т. д. Конституция 1936 г. закрепила и право личной собственности46 . Таким образом, ряд прав и свобод личности, которые ранее регулировались кодексами и текущим законодательством, теперь, с созданием необходимых для этого условий, был возведен в ранг конституционных норм.

Конституция СССР 1936 г. и обязанности также возлагала на всех граждан в равной мере. Так, защита Родины с оружием в руках была провозглашена священной обязанностью каждого гражданина. Это конституционное положение легло в основу Закона о всеобщей воинской обязанности от 1 сентября 1939 года. Ранее почетное право защи-


45 Соответственно в текущем законодательстве были отменены имевшие ранее место и другие ограничения прав по классовому признаку, в частности при приеме в вузы.

46 В связи с этим расширено было право распоряжения личной собственностью, в частности право наследования. Ранее наследниками признавались лишь дети, переживший супруг и нетрудоспособные родители. При отсутствии таких наследников имущество признавалось выморочным и переходило государству. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. "О наследниках по закону и по завещанию" расширил круг наследников, признав таковыми также трудоспособных родителей, братьев и сестер. Одновременно указ установил, что имущество может быть завещано государственной или общественной организации, а при отсутствии наследников по закону и любому лицу. Несколько ранее отменены были ограничения размеров имущества, переходившего по наследству.

стр. 16


щать Родину с оружием в руках предоставлялось лишь трудящимся, а на нетрудовые элементы возлагались иные обязанности военной службы, при исполнении которых не требовалась оружие.

Укрепление государственно-правового единства Союза ССР и расширение компетенции общесоюзных органов по Конституции СССР 1936 г. обусловили переход к регулированию прав и свобод граждан общесоюзными Конституцией и законодательством, тогда как раньше такое регулирование осуществлялось преимущественно конституциями и законодательством союзных республик.

Победа социализма в СССР, нашедшая отражение в принятии Конституции СССР 1936 г., положила начало процессу перерастания государства диктатуры пролетариата в общенародное государство. В силу особенностей развития нашей страны этот процесс растянулся на четверть века.

На развитие прав и свобод личности в 30 - 40-е годы оказали серьезное влияние такие (факторы, как рост военной опасности, Великая Отечественная война, огромные разрушения, причиненные нашей стране гитлеровскими захватчиками. Во имя защиты свободы и независимости своей социалистической Родины, спасения человечества от угрозы фашистского порабощения советскому народу пришлось идти на большие жертвы. >В начале 40-х годов в связи с необходимостью подготовки страны к обороне и усиления военно-экономического потенциала Советское государство вынуждено было принять меры по некоторому увеличению рабочего времени 47 . В годы Великой Отечественной войны была увеличена продолжительность рабочего времени, введена трудовая повинность, отменены отпуска (с выплатой после войны денежной компенсации за неиспользованный отпуск), ограничена свобода передвижения (для переезда из одного населенного пункта в другой требовалось разрешение военного командования или милиции) и т. д. Однако все эти ограничения носили сугубо временный характер и после войны были немедленно отменены.

Огромный урон, нанесенный войной экономике страны, отразился на возможностях материального обеспечения прав граждан. Существенно повлияли на материальные гарантии прав также "холодная война" и гонка вооружений, развязанные международным империализмом после окончания второй мировой войны. Необходимость укрепления обороны страны требовала значительных средств, которые в ином случае могли бы быть направлены на увеличение благосостояния трудящихся. Обстановка внешней опасности способствовала возникновению некоторых субъективных моментов, также отразившихся на правах и свободах граждан. Говоря об этом, Л. И. Брежнев на майском (1977 г.) Пленуме ЦК КПСС отметил: "Мы знаем, товарищи, что отдельные годы после принятия ныне действующей Конституции (1936 г. - В. К.) были омрачены незаконными репрессиями, нарушениями принципов социалистической демократии, ленинских норм партийной и государственной жизни. Это делалось вопреки конституционным установлениям. Партия решительно осудила такую практику, она никогда не должна повториться"48 . Перечисленные выше обстоятельства, хотя и сдерживали в известной мере дальнейшее расширение прав и свобод советских граждан, не могли, однако, остановить поступательный процесс развития социалистической демократии.


47 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. был осуществлен переход с 7-часового на 8-часовой рабочий день, с пятидневной рабочей недели на шестидневную. Одновременно Указ запретил самовольное (без согласия администрации) увольнение с работы.

48 Л. И. Брежнев. О проекте Конституции Союза Советских Социалистических Республик. Доклад на Пленуме Центрального Комитета КПСС 24 мая 1977 года. М. 1977, стр. 10.

стр. 17


За 40 с лишним лет, истекших после принятия Конституции СССР 1936 г., неузнаваемо изменились облик нашей страны, ее международное положение, соотношение сил на мировой арене. Социализм превратился в мировую систему, сложилось могучее социалистическое содружество стран, ликвидирована колониальная система империализма. Построение зрелого социалистического общества и превращение государства диктатуры пролетариата в общенародное государство обеспечили невиданное ранее расширение прав и свобод советских граждан, которые нашли свое законодательное закрепление в принятой Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г. новой Конституции нашей страны. В политической области это связано в первую очередь с существенным повышением роли представительных органов народа, Советов, и укреплением социалистической законности.

Этот процесс получил отражение в ряде законодательных актов о работе Советов, в Законе о статусе депутата и, наконец, в новой Конституции СССР, значительно расширившей полномочия Советов. Во всех этих документах нашла свое выражение тенденция к повышению роли Советов как выборных органов представительной демократии, к усилению контроля с их стороны за деятельностью подчиненных им исполнительных органов. В капиталистических государствах, напротив, существует тенденция к сужению роли и значения парламентов и усилению власти исполнительных органов. Ленин, отмечая именно эту тенденцию, писал, что в буржуазных парламентах только болтают для обмана масс, а настоящая правительственная работа идет в тиши министерских кабинетов, в различных комитетах, комиссиях, штабах49 . Эта тенденция означает возрастание всевластия полицейско-бюрократической машины и низведение до нуля реальной возможности рядовых граждан участвовать в выработке важнейших решений, определяющих политику страны.

В СССР вовлечение всего трудового населения в общественное производство, рост общей и профессиональной культуры, усиление информированности широких народных масс (в частности путем максимального использования новых технических средств массовой информации) приводят к значительному усилению трудовой и политической активности масс, расширению многообразных общественных форм вовлечения трудящихся в управление делами страны. Здесь и работа депутатов в Советах, народных заседателей в суде, и деятельность народных контролеров, дружинников и т. д. Важным фактором является повышение роли общественных организаций в политической системе социалистического общества. Выражением этой роли является предоставление новой Конституцией СССР руководящим органам массовых организаций трудящихся права законодательной инициативы.

За последние годы получила широкое распространение практика всенародного обсуждения важнейших политических и социально-экономических законопроектов. Достаточно вспомнить обсуждения проектов законов о труде, о браке и семье, о здравоохранении, об охране природы и т. д. В результате обсуждения плана десятой пятилетки, в котором участвовало более 92 млн. человек, было внесено свыше 1 млн. предложений50 . Ярким выражением политической активности трудящихся стало всенародное обсуждение проекта новой Конституции СССР. Как сообщил в докладе на сессии Верховного Совета СССР 4 октября 1977 г. Л. И. Брежнев, в обсуждении приняло участие свыше 140 млн. человек, более 4/5 взрослого населения СССР 51 ', Такого размаха народной активности наша страна еще не знала,


49 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 33, стр. 46.58 "Известия", 15.VII.1977.

51 См. Л. И. Брежнев. О проекте Конституции (Основного Закона) Союза Советских Социалистических Республик и итогах его всенародного обсуждения, стр. 4.

стр. 18


Практика всенародного обсуждения важнейших законопроектов получила законодательное закрепление в новой Конституции СССР. Она предоставила право Президиуму Верховного Совета СССР выносить некоторые из них на всенародное голосование (референдум). Это означает усиление влияния масс на выработку и принятие важнейших политических решений, усиление контроля масс за деятельностью исполнительного аппарата Советского государства. Иными словами, речь идет о существенном расширении реального объема политических прав граждан.

Новая Конституция СССР гарантирует неприкосновенность личности, жилища. В ней подчеркивается, что личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений охраняются законом. Советская Конституция гарантирует гражданам свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, право объединяться в общественные организации. При этом Конституция исходит из того, что использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам общества и государства, а также правам других граждан, что политические свободы предоставляются гражданам в соответствии с интересами трудящихся и в целях коммунистического строительства, укрепления социалистического государства.

Разоблачая буржуазных "критиков", Л. И. Брежнев говорил на VII сессии Верховного Совета СССР, что положения проекта Конституции полностью соответствуют важнейшим международным документам, в частности принятой ООН Всеобщей декларации прав человека, в которой записано, что "каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности", и что осуществление прав и свобод граждан требует "должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе"52 .

За гражданами СССР признается свобода совести; возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Семья, согласно новой Конституции, находится под защитой государства. Конституция гарантирует охрану личной собственности граждан и право ее наследования, однако имущество, находящееся в личной собственности или пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.

В Конституции (ст.. 57) подчеркивается, что "уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц". В соответствии с этим Конституция предусматривает широкие возможности для охраны этих прав и свобод. Граждане имеют право на судебную защиту от посягательств на их жизнь и здоровье, имущество и личную свободу, на их честь и достоинство53 . На страже этих прав стоят органы Советского государства - суд, милиция, прокуратура. С жалобами на действия должностных лиц граждане могут обращаться в государственные органы и общественные организации. Порядок и сроки рассмотрения таких жалоб твердо определены законом. Действия должностных лиц, совершенные с его нарушением, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном порядке обжалованы в суде. Конституция предусматривает и право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государст-


52 См. там же, стр. 18.

53 В соответствии со ст. 7 Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик каждый гражданин может в судебном порядке требовать опровержения порочащих его сведений.

стр. 19


венных учреждений и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

Рост экономической мощи Советского государства позволил добиться крупных успехов в обеспечении социально-экономических прав граждан - успехов, которые подняли эти права на качественно новый, гораздо более высокий уровень.

В новой Конституции СССР получили дальнейшее развитие и конкретизацию гарантии права на труд. Теперь оно определяется как право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и общественными потребностями54 . Конституционные гарантии права на труд в СССР выглядят особенно впечатляюще на фоне роста безработицы в странах капитала.

Дальнейшее развитие получило в СССР право на образование. В ст. 45 новой Конституции СССР говорится о бесплатности всех видов образования, осуществлении всеобщего обязательного среднего образования, широком развитии сети высших учебных заведений, ряде льгот студентам. Если накануне войны в народном хозяйстве работало 909 тыс. специалистов с высшим образованием, то только в девятой пятилетке вузы страны выпустили 3,4 млн. специалистов. В настоящее время в СССР работает 1/4 часть всех научных работников, имеющихся в мире. Такой бурный рост уровня образования и культуры сделал особенно актуальным включение в новую Конституцию права на свободу научного, технического и художественного творчества.

Новым содержанием наполнилось право на отдых. Сейчас только в ведении советских профсоюзов находится 2150 санаториев-профилакториев, более 1 тыс. санаториев и домов отдыха, более 950 туристских баз55 . Конституция закрепляет за советскими гражданами право на охрану здоровья. Это право гарантируется единой общегосударственной системой органов здравоохранения. О ее размахе красноречиво свидетельствуют цифры: в СССР работает почти Уз врачей мира, в то время как население нашей страны составляет лишь 4% населения Земли.

В новой Конституции СССР впервые записано право на жилище. Обеспечение этого права стало возможным благодаря последовательному выполнению намеченной Коммунистической партией грандиозной программы жилищного строительства.

Качественно новые моменты приобрело и право на материальное обеспечение в старости и в случае потери кормильца. В СССР завершено создание единой всеобщей пенсионной системы. По Закону о государственных пенсиях (1956 г.) был значительно расширен круг лиц, имеющих право на пенсию, введены единые правила назначения пенсий рабочим и служащим, существенно увеличен их размер. С принятием в 1964 г. Закона о пенсиях и пособиях для колхозников пенсионная система стала всеобщей. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения" и от 3 июня 1971 г. "О мерах по дальнейшему улучшению пенсионного обеспечения колхозников" колхозники были приравнены к рабочим и служащим в отношении возраста для назначения пенсий по старости и порядка их исчисления. В 1972 - 1977 гг. проведен ряд новых мероприятий по улучшению пенсионного обеспечения всех категорий населения.


54 Примером усиления юридических гарантий трудовых прав граждан является введение в Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. (и УК других союзных республик) специальной главы "О преступлениях против политических и трудовых прав граждан", в которой предусмотрена уголовная ответственность за ряд нарушений прав граждан.

55 "Известия", 15.VII.1977.

стр. 20


Характеризуя проблему прав и свобод личности в СССР, нельзя не отметить такой ее важный аспект, как равноправие граждан, независимо от пола, национальности и т. д. Женщины в настоящее время составляют около 51% всех рабочих и служащих. Во многих отраслях их удельный вес намного выше. Все они получают одинаковую с мужчинами плату за труд. Таким образом, в СССР достигнуто фактическое равенство женщин и мужчин, которое остается пока недостижимой мечтой для женщин многих развитых капиталистических стран. В Англии, например, парламент недавно вновь отложил на неопределенное время обсуждение законопроекта о введении для женщин равной оплаты за равный с мужчинами труд. Решен в СССР и национальный вопрос, доставшийся Советской власти от старого строя. Давно уже достигнуто не только юридическое, но и фактическое равенство граждан, независимо от расы, национальности и цвета кожи. Наши достижения в этой области общеизвестны 56 .

Конституционные права и свободы советских граждан дополняются и конкретизируются в принятых за последние годы общесоюзных Основах уголовного законодательства и уголовного судопроизводства, гражданского законодательства и гражданского судопроизводства, трудового, брачно- семейного, исправительно-трудового законодательства и соответствующих кодексах союзных республик, общесоюзных законах о просвещении, здравоохранении, охране природы и т. д. Важным шагом является подготовка в соответствии с решениями XXV съезда КПСС Свода законов СССР.

В новой Конституции СССР еще раз подчеркивается, что осуществление прав и свобод граждан неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей. Одной из первейших обязанностей советских граждан является добросовестный труд на благо общества, ибо все богатства страны создаются общественным трудом. Граждане СССР обязаны соблюдать Конституцию, советские законы, беречь социалистическую собственность, оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета; заботиться о воспитании детей, беречь природу, охранять ее богатства; заботиться о сохранности исторических памятников и культурных богатств; содействовать развитию дружбы и сотрудничества с другими народами, поддержанию и укреплению всеобщего мира. Священным долгом каждого гражданина СССР является зашита социалистического Отечества.

Социалистическая демократия - это единство прав и обязанностей, подлинной свободы и гражданской ответственности, гармоническое сочетание интересов общества, коллектива и личности. Новая Конституция СССР, подчеркнул в докладе "Великой Октябрь и прогресс человечества" на совместном торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР Л. И. Брежнев, "вновь убедительно показала, что понятия свободы, прав человека, демократии и социальной справедливости наполняются действительным содержанием только в условиях социализма"57 .

Новая Конституция СССР - Основной Закон первого в мире общенародного государства - по своим идеям и принципам сохраняет преемственную связь с тремя первыми советскими конституциями. В ней нашли отражение и дальнейшее развитие все те права и свободы граждан социалистического общества, которые были провозглашены на заре Советской власти. В ней также закреплены многие новые права и свободы, выработанные в практике социалистического строительства и ставшие реальностью в условиях зрелого социализма.


56 См. подробнее "Советский народ - новая историческая общность людей". М: 1976.

57 "Правда", 3.XI.1977.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РАЗВИТИЕ-ПРАВ-И-СВОБОД-ЛИЧНОСТИ-В-СОВЕТСКОМ-ГОСУДАРСТВЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. М. КУРИЦЫН, РАЗВИТИЕ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.12.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РАЗВИТИЕ-ПРАВ-И-СВОБОД-ЛИЧНОСТИ-В-СОВЕТСКОМ-ГОСУДАРСТВЕ (дата обращения: 25.04.2024).

Автор(ы) публикации - В. М. КУРИЦЫН:

В. М. КУРИЦЫН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
2145 просмотров рейтинг
14.12.2017 (2324 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
Вчера · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
РАЗВИТИЕ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android