Libmonster ID: RU-13156
Автор(ы) публикации: А. Д. КОЛПАКОВ, Е. Ю. ПОЛЯКОВА

Полвека назад, в декабре 1921 г., после двух лет активных, но безуспешных военных действий против борющегося ирландского народа, правящие круги Великобритании были вынуждены подписать договор с представителями своей бывшей колонии. На карте Европы возник новый доминион Британского содружества - Ирландское Свободное государство. Его империалистическая эксплуатация начала осуществляться более скрытыми, неоколониалистскими методами. Вместе с тем, признанием существования в составе Соединенного Королевства "самоуправляющейся провинции Северная Ирландия" англо- ирландский договор 1021 г. увековечивал раскол национальной ирландской территории и ирландского народа. Закрепленный договором раскол Ирландии явился закономерным результатом английской политики, осуществлявшейся в течение сотен лет и преследовавшей цель всячески противодействовать развитию освободительного движения ирландского народа. Сохраняя Олстер, английский империализм стремился продолжать свой традиционный курс политики "разделяй и властвуй". В перспективе же не исключалась и возможность возвращения всего "Зеленого острова" под власть Великобритании. К исходу 1950-х годов эти расчеты, казалось, начали осуществляться. Потускнел былой радикализм и антиимпериализм национальной буржуазии Юга страны. Перед лицом экономических трудностей Ирландия вслед за Англией стала добиваться принятия в "Общий рынок". Олстер по-прежнему оставался надежным бастионом консерватизма и реакции, живым воплощением старой "имперской идеи". Гром грянул в конце 60-х годов. Начавшийся в 1968 г. олстерский кризис спутал карты британского империализма и его союзников в Ирландии, обострив до предела обстановку во всей стране. В этом факте отчетливо проявилась одна из ведущих тенденций нашей эпохи - крах империалистической колониальной политики во всех ее проявлениях и разновидностях.

*

Первые семена раскола были занесены на ирландскую почву еще в конце XVI - начале XVII в. в связи с окончательным военным подчинением страны английской короне и поражением антианглийского народного восстания в Олстере (1595 - 1603 гг.). Тогда и возникает термин "олстерская колония" и сама олстерская проблема. Решив раз и навсегда искоренить очаг наиболее упорного сопротивления на Севере Ирландии, английский абсолютизм в 1607 г. конфисковал основную часть земель, принадлежавших ирландским кланам Олстера. Взамен старых хозяев, частично истребленных, частично экспроприированных, изгнанных или переселенных в неплодородные горные районы, на прекрасные пахотные земли, пастбища и в городские поселения Олстера привле-

стр. 112


каются колонисты, главным образом крестьяне и ремесленники, из Шотландии и Англии. Ключевые экономические и политические позиции в "олстерской колонии" занимают шотландские и английские дворяне-землевладельцы, а также купцы. Приток колонистов продолжается в течение XVII, XVIII и отчасти XIX веков. В отличие от остальной Ирландии, где колонизация носила спорадический характер и однородное ирландское католическое население в той мере, в какой оно уцелело после карательных походов Кромвеля и Вильгельма Оранского, продолжало составлять значительное большинство, этнический, а также и религиозный состав олстерцев коренным образом изменился. Шотландский (в основном пресвитерианский) элемент оказывается преобладающим среди колонистов шести из девяти олстерских графств и в наиболее крупном городе Белфасте. К нему примыкают англичане - приверженцы епископальной церкви1 . Таким образом, с первых дней колонизации национальный, политический и религиозный водораздел в Олстере совпадает с социальным. Победители, англо-шотландские протестанты, становятся обладателями всех, по существу, источников существования; побежденные же, коренные ирландцы-католики, - обездоленными, лишенными всех политических и гражданских прав нищими илотами. В условиях непрекращающегося сопротивления угнетенного народа, острых взрывов национальной и социальной борьбу пышным цветом расцветают и сознательно культивируются власть имущими национальная рознь, религиозный фанатизм и нетерпимость. При этом довольно удачно учитываются особенности национальной психологии и религиозного сознания колонистов.

Устремившиеся массами в Олстер из равнинной Шотландии пресвитериане, последователи фанатичного и тиранического Джона Нокса, принесли с собой пуританскую суровость нравов, мрачный фанатизм, глубокое убеждение в принадлежности своей секты к "избранникам божьим", получившим божественную санкцию на все свои деяния. Преклонение перед властью - светской и особенно духовной (своих пресвитеров, старейшин и синодов), вера в божественную справедливость социальных различий, в незыблемость патриархальных семейных уз, означавших порабощение женщины и безоговорочное подчинение детей родителям, сочетались с политическим консерватизмом. Кроме требования свободы вероисповедания для своей лишь секты, колонисты в Ирландии добивались свободы "жить в соответствии с традиционным шотландским укладом без всякого вмешательства в свою семейную жизнь"2 . Шотландское пресвитерианство в его олстерской разновидности как нельзя более метко характеризуют слова К. Маркса о "рабстве по убеждению", когда религиозность становится внутренним миром человека3 . Все это в сочетании с воинствующим антикатолицизмом колонистов-протестантов, постоянным страхом перед возмущением угнетенных масс населения и постоянной оглядкой на защитницу - метрополию - составило устойчивую традицию в политической и идеологической жизни Северной Ирландии.

В XVII и особенно в XVIII в., в условиях действия принятых завоевателями так называемых карательных законов против католиков, фактически отстранявших последних от многих видов хозяйственной деятельности и лишавших их политических и гражданских прав, протестант-


1 В течение XVII - XVIII вв. диссентеры (пресвитериане) подвергались гонениям со стороны господствовавшей епископальной церкви ("Church of Ireland"). Их примирение и консолидация против "общего врага" - католиков - произошли в начале XIX в. и особенно после принятия английским парламентом под давлением массовых выступлений ирландского народа Закона об эмансипации католиков (1829 г.), вернувшего верхам католического населения избирательные права.

2 J. Leyburn. The Scotch-Irish. A Social History. Chapel Hill. 1962, p. 69.

3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 1, стр. 422'.

стр. 113


ский Олстер достигает определенного уровня капиталистического развития. К исходу XVIII в. здесь (в районе Белфаста) развивается производство хлопчатобумажных и льняных тканей, наряду с рассеянной мануфактурой в сельских местностях возникают крупные предприятия в городе, среди них первые фабрики, где применялись машины. Растет канатное производство, строится первая судоверфь и другие предприятия. Белфаст становится оживленным торговым портом. Население города насчитывает к 1782 г. 13 тыс. человек (из них католиков, населявших городские трущобы, не более 1 тысячи)4 . На экономическом развитии Олстера благотворно сказывается то обстоятельство, что местные фермеры-колонисты в отличие от бесправных арендаторов-ирландцев Юга страны могли продавать свое арендное право, получать денежную компенсацию за произведенные ими хозяйственные улучшения ("олстерский обычай"). В этот период экономика Олстера, подобно экономике других переселенческих колоний Англии, страдала от суровых ограничений, накладываемых метрополией; и если можно говорить об относительных успехах экономического развития, то лишь в сравнении с остальной Ирландией, которая оставалась краем нищего, безземельного ирландского крестьянства, арендовавшего свои жалкие наделы у новых хозяев земли - английских лендлордов.

Протестантская буржуазия Севера активно выступала против искусственных ограничений экспорта скота и продовольственных товаров из Олстера в Англию и другие страны Европы и Америки, против запрещения вывоза из Ирландии шерстяных и некоторых других изделий, против Навигационных актов, препятствовавших становлению местного торгового флота. В последние десятилетия XVIII в. под влиянием американской и французской буржуазных революций в стране развернулось широкое демократическое движение за национальное самоопределение, свободное экономическое развитие и предоставление народу политических прав. Во главе его становится радикальная средняя и мелкая протестантская буржуазия Севера. Выражая в тот период общенациональные интересы, она делает шаги к сближению с угнетенной католической массой, выступает за возвращение католикам политических и гражданских прав. В эти годы, которые характеризуются мощным общенациональным революционным подъемом, в стране начинается процесс складывания ирландской буржуазной нации, которому, однако, не было суждено получить дальнейшее развитие вплоть до начала следующего столетия. После разгрома английскими войсками народного восстания 1798 г. правящие круги Великобритании предпринимают энергичные меры для отрыва Олстера с его протестантским населением от католических областей Ирландии, противопоставления Севера Югу, создания на Севере прочного форпоста для борьбы с национально-освободительным движением.

С конца XVIII в. начинается новый этап английской политики в отношении Олстера. Белфасту, который один из столпов британской политики, лорд Каслри, в начале 1790-х годов назвал "центром недовольстства"5 , надлежало теперь стать главным оплотом протестантского лоялизма на "Зеленом острове". "Отцы" британской колониальной политики не скрывали своих намерений. Уже в 1791 г. британский министр иностранных дел лорд Гренвиль писал генерал-губернатору Ирландии графу Уэстморленду: "Охваченный глубоким беспокойством, я прошу принять эффективные меры для предотвращения намечающегося союза между католиками и диссентерами. Мои предсказания могут и не сбыться, но, право, я имею основания предвидеть самое худшее в случае осу-


4 "Belfast. Origin and Growth of an Industrial City". Ed. by J. C. Beckett and R. E. Glasscock. L. 1967, p. 51.

5 A. T. Q. Stewart. The Ulster Crisis. L. 1967, p. 29.

стр. 114


ществления подобного союза"6 . А в 1810 г., то есть после принятия в 1801 г. британским парламентом закона об Унии, уничтожившего автономный ирландский парламент и присоединившего Ирландию к Англии в качестве провинции, государственный секретарь по делам Ирландии Роберт Пиль замечал: "Я надеюсь, что их (ирландцев. - Авт.) можно всегда держать разобщенными. Для этого требуется большое искусство..."7 .

С начала XIX в., напуганная, с одной стороны, жесточайшими репрессиями властей, а с другой - размахом народной войны 1798 г. и призраком якобинской диктатуры, протестантская буржуазия Севера переходит на позиции политического консерватизма и имперского патриотизма. Но главное заключалось в том, что новое столетие приносит ей значительные материальные выгоды: Олстер оказывается единственной частью Ирландии, которой Уния принесла экономический подъем. В первые десятилетия XIX столетия здесь интенсивно развивается промышленный переворот. Его осуществление оказалось невозможным на Юге страны; Уния покончила с защитительными пошлинами, до известной степени ограждавшими ирландскую промышленность от британской конкуренции, и слабые ростки местного промышленного производства на Юге к середине XIX в. были практически сведены на нет. Юг не располагал ни необходимыми капиталами (единственные обладатели крупных состояний - лендлорды, как правило, транжирили свои деньги в метрополии, местная буржуазия докапиталистического типа - торговцы, ростовщики и прочие - в условиях неограниченной английской конкуренции в области промышленного производства стремилась вкладывать деньги в землю, нищее же крестьянство не имело никаких сбережений), ни техническими кадрами, ни необходимым числом квалифицированных рабочих. По-иному обстояло дело на Севере. В "обетованную землю" - край обильной и дешевой рабочей силы, малой конкуренции, превосходных географических условий, - под крылышко благожелательно настроенной колониальной администрации устремились предприимчивые дельцы, обладатели больших капиталов из Шотландии и Англии. С ними прибывали инженеры, техники, тысячи опытных рабочих, привлеченные обещанием более высоких заработков (рабочему- шотландцу на белфастской полотняной мануфактуре платили 12 шиллингов в неделю, тогда как местному рабочему - всего 6).

"Капитаны" олстерской индустрии и "отцы" североирландского промышленного бума XIX в. - представители шотландских семей Мак-Кертни, Мак-Кэбов, Мак- Крэкенов, Джоев, Дреннанов, Ритчи, Пимов и прочих, английских домов Чарли, Гримшоу, Уоллесов - становятся все более значительными фигурами в общественной жизни Олстера, приобретают большой политический вес. В конце XVIII в. в Лисберн (близ Белфаста) прибывает из Пэйсли богатый шотландский купец Джон Барбур, открывший сразу несколько мануфактур. Поселок, выстроенный им для своих рабочих, носил характерное название "Колония". К началу XX в. барбуровский концерн "Лайнен тред энд Ко " стал первым в Олстере монополистическим объединением.

Распространение машинного производства в Олстере захватило в первую очередь полотняную промышленность. Несмотря на соперничество англо- шотландских фабричных районов, олстерское производство льняного полотна выстояло и одержало верх в конкурентной борьбе. К началу 60-х гг. XIX в. промышленный переворот здесь завершился. На 32 фабриках Белфаста было занято в это время 34 тыс. рабочих (70% из них женщины)8 . Развивается машиностроение, металлообра-


6 H. W. Leeky. History of Ireland in the Eigtheenth Century. Vol. III. L. 1913, p. 37.

7 F. Gallagher. The Indivisible Island. L. 1957, p. 47.

8 "Belfast. Origin and Growth of an Industrial City", pp. 88 - 89.

стр. 115


ботка. Вокруг Белфаста вырастают новые промышленные центры - Лисберн, Портадаун и ряд других.

В эти же годы закладывается фундамент олстерского судостроения, вскоре превратившегося в ведущую отрасль экономики на севере "Зеленого острова". Первый ирландский пароход "Принцесса Каледонии" (то есть Шотландии) был построен в 1820 г. на верфях Ритчи и Мак-Лейна, а в 1858 г. шотландец Э. Харланд в компании с Дж. Вулфом из Ливерпуля основал известную судоверфь "Харланд энд Вулф". К концу XIX в. здесь было занято 9 тыс. рабочих9 . Выполняя заказы крупнейших английских мореходных компаний, эта фирма строит такие гигантские океанские лайнеры, как широко известные "Олимпик", "Титаник", и выходит на одно из первых мест на Британских островах. Второй по значению судостроительной фирмой стала белфастская компания "Уоркмен энд Кларк" (около 4 тыс. рабочих).

Отмечая особенности экономического развития белфастского промышленного района, английский автор справедливо констатировал: "Белфаст импортировал и дарования и сырье. Харланд прибыл из Глазго. Вулф из Ливерпуля, как бы утверждая уже существующие связи и подчеркивая тот факт, что во многих отношениях промышленное развитие Белфаста было неразрывной частью куда более значительного экономического комплекса, простиравшегося от Ланкашира до Лэнаркшира"10 . И действительно, Белфаст конца XIX в. вовсе не был "индустриальной столицей Ирландии", как его иногда называли. Его экономика почти не была связана с отсталым аграрным Югом. Это был, по существу, английский индустриальный центр: его кредитами распоряжалось Сити, его сырье (в первую очередь уголь и железо) шло из Великобритании, его промышленная продукция продавалась на тех же рынках, что и продукция англо-шотландских предприятий, причем ввиду очень высокой промышленной специализации она гораздо больше зависела от заморских рынков. Олстерские банки были неразрывно связаны с банковской системой метрополии. Весьма характерно, что в разгар железнодорожного строительства в Ирландии (30 - 40-е годы XIX в.) вкладчиков из Лондона, Манчестера и Ливерпуля, равно как и олстерских капиталистов, больше всего заботило строительство Олстерской железной дороги (Белфаст - Слайго, на западном Атлантическом побережье Олстера), но отнюдь не упрочение транспортных связей с Югом страны. "Имелся несомненный политический и экономический смысл в том, что белфастские капиталисты придавали так мало значения налаживанию быстрых коммуникационных связей с Дублином, заботясь в основном о проникновении во внутренние районы Олстера и в Коннахт", - отмечал историк промышленной революции в Олстере проф. Е. Р. Грин11 . Связать экономически еще более прочно все 9 графств Олстера с метрополией, обеспечить возможно более быстрый доступ английских войск и полиции во все его "медвежьи углы" - такую цель ставила себе, осваивая покоренную страну, североирландская буржуазия, которая являлась отрядом англо-шотландской буржуазии.

Бурно развивавшаяся промышленность Олстера обеспечивала здесь, в общем, более высокий уровень жизни трудящихся масс, чем на Юге страны. Промышленный подъем позволил Олстеру более или менее благополучно просуществовать в страшные 1845 - 1847 гг., годы "великого голода", уменьшившие население Ирландии на 2 млн. человек (включая умерших и эмигрировавших). Все это привлекло сюда массу обездоленных бедняков- католиков из сельских районов Юга и самого


9 Ibid., p. 110.

10 Ibid., p. 111.

11 E.R.R. Green. The Lagan Valley. 1800 - 1850. A Local History of the Industrial Revolution. L. 1949, p. 54.

стр. 116


Олстера. Если в начале XIX в. католики составляли лишь 1/10 населения Белфаста, то уже к 1835 г. - 1/3. По традиции, они селились в городских районах Фоллс и Ардойн, в западной части Белфаста.

В целом в экономической структуре Ирландии католики прочно занимали самые низкие ступени. К началу XX в. они составляли 83% всего земледельческого населения, поставляли 85% сезонных и 90% постоянных сельскохозяйственных рабочих12 . Католики составляли значительное большинство низкооплачиваемых категорий-транспортников и чернорабочих, домашней прислуги, сапожников, портных, плотников. Протестанты же преобладали в более высокооплачиваемых профессиях, требующих специальной подготовки: среди каменщиков, столяров, печатников, котельщиков, металлистов, электриков, машино- и судостроителей. Протестанты господствовали и в крупной оптовой торговле, банковском и страховом деле, промышленном предпринимательстве, инженерно-технических профессиях. Еще более разителен был контраст в самом Олстере, где католики, составлявшие менее 1/3 населения, поставляли большинство домашней прислуги, батраков и чернорабочих, тогда как среди судостроителей их насчитывалось 9%, а среди машиностроителей - 10%13 .

Видный ирландский общественный деятель начала XX в. Аугуста Грегори писала: "Ирландская церковь (то есть протестантская епископальная церковь. - Авт.) не столько религиозное учреждение, сколько политическая сила"14 . С еще большим основанием это высказывание можно применить к пресвитерианской (диссентерской) церкви15 . Активно и умело используя эти институты, олстерская буржуазно-дворянская верхушка и английские правящие классы обрабатывали сознание протестантских трудящихся масс, стремясь сформировать политическую армию для подавления национально-освободительной и классовой борьбы. Важнейшей опорой реакции стала созданная в 1793 г. полуполитическая-полурелигиозная организация "Орден оранжистов". Возникший в графстве Тайрон под эгидой местного протестантского клира и помещиков для борьбы "за протестантскую веру и собственность", против "врагов веры" - католиков и "ирландского якобинства" (то есть демократического, национально-освободительного движения), орден очень скоро стал массовой организацией и распространил свои филиалы (ложи) по всем уголкам Олстера, а также на Юг страны, в Шотландию и Англию. Весьма велико влияние этой организации и в наши дни.

Основная масса оранжистов - отравленные ядом джингоизма и религиозного фанатизма протестантские рабочие, фермеры, мелкая буржуазия. Во главе лож стоят представители крупной буржуазии, земельная аристократия, политические воротилы юнионизма16 . Смертельный враг оранжиста - католик, демократ, социалист. Католики - враги империи и существующего в Олстере порядка вещей, они - прямая


12 M. J. McCarthy. Irish Land and Irish Liberty. L. 1911, pp. 44 - 45.

13 "Census of Ireland 1911. Summary Tables, 1913". L. 1913; "Census of Ireland. Province of Ulster". L. 1912, pp. 15 - 20.

14 Цит. по: F. Gallagher. Op. cit., p. 65.

15 В 1911 г. в Ирландии насчитывалось: католиков - 73,9% всего населения, англикан - 13,1%, пресвитериан - 10% ("Census of Ireland for Year 1911". Dublin. 1911, p. 6). Однако в самом Олстере соотношение было иным: католиков - 43,7% всего населения, англикан - 23,2%, пресвитериан-26,6%, методистов - 3,3% ("Census of Ireland. Province of Ulster". L. 1912, p. VII).

16 Юнионистская партия Олстера была создана в 1885 г. для борьбы против национально-освободительного движения и попыток изменения колониального статуса Ирландии в системе Британской империи. В течение всего своего существования партия остается неразрывно связанной с английской консервативной партией, являясь фактически ее ирландским филиалом. Партия сумела создать себе значительную массовую опору в среде протестантских рабочих и фермеров. Во главе ее стояли и стоят представители земельной аристократии, крупной буржуазии и высшего протестантского духовенства.

стр. 117


угроза жизни и собственности лоялиста-протестанта; католические рабочие и фермеры втягивают его в жестокую конкуренцию за рабочие места и земельные наделы, сами готовые работать на любых условиях и за любую плату, - такие и подобные им взгляды распространяла и распространяет оранжистская литература и пресса. Католики прокляты богом, самое веское тому доказательство - страшный голод и мор, опустошивший в конце 40-х годов XIX в. Южную Ирландию. Дважды в год (12 июля и 14 августа) в ознаменование побед "протестантского героя" - короля Вильгельма Оранского над католическими армиями Якова II Стюарта многотысячные толпы вооруженных чем попало оранжистов вот уже более полутора столетий проходят по улицам олстерских городов, провоцируя кровопролитные столкновения, громя и сжигая жилища католиков.

"Носите обувь Келли! Годится, чтобы топтать папистов!" (то есть католиков. - Авт.) - такую рекламу вывешивает на белфастской улице сапожник- оранжист17 . "Цифры 1688 и 1689 - священные символы, которые часто изображаются повсюду, где есть свободные места", - признает последний ирландский лорд-канцлер, сам уроженец Лондондерри Дж. Росс. "Каждый мальчишка в Лондондерри с детства приучается к мысли, что возможна новая осада, и он должен быть готов стать новым Броунингом", - свидетельствует тот же автор18 . В таких условиях и под таким воздействием формируется типичный олстерский юнионист. "Он приучен к насилию. Он мечет камни, и камни летят в него. Он колотит своего политического противника кулаком и палкой и получает сдачу тою же монетой..." - писал о нем Б. Шоу в своей известной книге "Ирландский казус"19 . Насчитывая несколько поколений предков, проживавших на земле Олстера, он перестает ощущать себя шотландцем или англичанином. Он олстерец и требует для себя землю своих предков. Но при этом он не признает аналогичных прав за католиком-потомком коренного населения и не хочет слышать ни о каком компромиссе. И в XX в. все так же довлеет над ним церковная дисциплина; пресвитерианские священники, обладающие широкими правами контроля над личной жизнью своих прихожан, требуют бескомпромиссной борьбы с "врагами веры", обличают слабодушие и терпимость. Проповедник часто вырастает в светского диктатора местного масштаба, всецело подчиняющего своей воле конгрегацию. Пресвитерианская "демократия" основана на диктате, на безоговорочном подчинении массы прихожан "духовной элите".

Господствующие институты политической и идеологической надстройки Олстера на целые столетия отстают от активно развивающегося экономического базиса. Средневековое мракобесие, черносотенный шовинизм искусственно культивируются "сверху" с тем, чтобы помешать развитию революционного процесса.

Все эти обстоятельства тяжело сказались и продолжают сказываться на развитии рабочего движения в северном промышленном районе Ирландии; по существу, лишь здесь существовали сложившиеся кадры собственно индустриального пролетариата. Но его протестантская часть в своей основной массе стояла на позициях "классового мира" с единоверцами- предпринимателями, была заражена имперским шовинизмом, враждебна к идеям борьбы за независимость Ирландии, относилась весьма неприязненно к трудящимся католикам. Не-


17 J. W. Good. Ulster and Ireland. Dublin - London. 1919. p. 93.

18 J. Ross. The Years of My Pilgrimage. N. Y. - L. 1924, pp. 1 - 2. 1688 год - год "славной революции" в Англии, отстранившей от престола католика Якова II и передавшей престол Вильгельму III Оранскому. Весной - летом 1689 г. происходила безуспешная осада протестантского Дерри католической армией Якова II. При прорыве блокады города отличился уроженец Дерри капитан М. Броунинг. Убит в бою 28 июля 1689 года.

19 J. B. Shaw. The Matter With Ireland. L. 1938, p. 79.

стр. 118


смотря на тяжелый труд и жестокую эксплуатацию, рабочие-протестанты находились все же в более благоприятном положении, чем католики, они цепко держались за свои колониальные привилегии и больше всего на свете боялись их лишиться. Они занимали все или почти все высокооплачиваемые рабочие места, поставляли кадры рабочей аристократии и профбюрократии, их в последнюю очередь касались снижение расценок, увольнения и т. д. Оранжистская администрация предприятий предпочитала набирать на работу протестантов, им оказывалось предпочтение при распределении пособий. Более половины олстерских рабочих являлись членами британских тред-юнионов, которые по традиции культивировали пренебрежительное отношение к национальным требованиям Ирландии.

Религиозная нетерпимость и национальный нигилизм проникали даже в возникавшие на Севере социалистические организации (например, в белфастское отделение Независимой рабочей партии, Белфастскую рабочую партию). А в апреле 1914 г., в разгар острого политического кризиса, вызванного подъемом национально-освободительной борьбы на Юге страны, в Белфасте была создана Олстерская юнионистская рабочая ассоциация. Ее президентом стал лидер североирландской реакции Э. Карсон. Главной целью новой организации была "поддержка и отстаивание Унии между Великобританией и Ирландией"20 . Число ее членов достигало 30 тыс. человек (из них 15 тыс. - в Белфасте)21 . Ассоциация участвовала в организации террора против католического населения в 1920 - 1922 гг., в консолидации созданного в 1921 г. в составе Соединенного Королевства Олстерского юнионистского государства. Белфаст завоевал печальную славу центра мракобесия и фанатизма. Как отмечал в 1914 г. выдающийся ирландский марксист Дж. Конноли: "Белфаст отличает искусное использование господствующим классом религиозных призывов, неэффективных в любом другом месте, но здесь еще способных ослабить рабочий класс и ограничить его действия..."22 .

Не менее сложное положение было в деревне, где фермеры-протестанты, обладатели плодородных участков земли, с опаской поглядывали на бедняков- католиков, ютящихся на бедных, неудобных для обработки холмах и горных склонах. Возможная победа национально-освободительного движения и создание независимого ирландского государства чаще всего ассоциировались в их сознании с "социальной революцией" и экспроприацией собственности протестантов.

В целом к олстерскому рабочему-протестанту во многом относится данная В. И. Лениным характеристика особенностей рабочего угнетающей нации: известное соучастие в ограблении своей буржуазией трудящихся угнетенной нации, больший в сравнении с рабочими угнетенной нации процент "мастерков", рабочей аристократии; привилегированное в сравнении с рабочими угнетенной нации положение в целом ряде областей политической жизни; воспитанное школой и жизнью презрение и пренебрежение к рабочему угнетенной нации23 . Вместе с тем нельзя забывать, что сам Олстер, хотя и находился в более привилегированном, чем остальная Ирландия, положении, также оставался английской колонией. Это сказалось на его внутреннем положении и уровне жизни широких масс населения, особенно с наступлением общего кризиса мирового капитализма.

Остальная Ирландия представляла резкий контраст в сравнении с высокоиндустриальным, обладающим капиталистически развитым


20 J. D. Clarkson. Labour and Nationalism in Ireland. N. Y. 1925, p. 374.

21 Ibid.

22 Дж. Конноли. Рабочий класс в истории Ирландии. М. 1969, стр. 256.

23 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 30, стр. 107.

стр. 119


сельским хозяйством Олстером. По сравнению с оживленным высокоиндустриальным Белфастом с его лесом фабричных труб и огромным портом (в начале XX в. его население достигло 350 тыс. человек и превзошло численность жителей официальной столицы Ирландии - Дублина) Дублин - главный перевалочный пункт англо-ирландской "торговли", где почти отсутствовали крупные промышленные предприятия, - производил впечатление сонного провинциального города.

В 1799 г. готовивший Унию помощник английского государственного секретаря по ирландским делам Кук писал премьеру Англии У. Питту-младшему: "Уния - единственное средство предотвратить превращение Ирландии в слишком значительную и сильную страну"24 . Эти расчеты оправдались. К началу XX в. некогда богатая, цветущая страна была низведена до положения "скотоводческого ранчо" на колониальных задворках английской метрополии, превратилась в резервуар дешевой рабочей силы. На внутреннем рынке Ирландии безраздельно господствовали английские экспортеры; поток дешевых британских промышленных товаров препятствовал успешному развитию местного производства. Англия превратила Ирландию в монопольный рынок сбыта своих товаров. Так, в 1913 г. оборот англо-ирландской "торговли" достигал 135 млн. ф. ст., уступая только торговле Великобритании с Соединенными Штатами (173 млн. ф. ст.)25 . Значительная часть капиталонакоплений не оставалась в Ирландии, но поступала в Великобританию либо в форме земельной ренты, взимавшейся английскими лендлордами, ростовщического процента в пользу контролируемых из Англии ирландских банков, либо посредством налогового пресса (налоги - из расчета на душу населения - в колониальной Ирландии были в среднем в три-четыре раза больше, чем в других европейских странах26 ), либо с помощью неэквивалентной торговли или биржевого диктата финансовых кругов метрополии.

Уния нанесла тяжелый удар по развитию главной отрасли ирландской промышленности - текстильной. Число занятых в ней снизилось с 696 тыс. в начале 40-х годов XIX в. до 118 тыс. человек в конце XIX века. Число лиц наемного труда в сельском хозяйстве уменьшилось в четыре раза (с 1 млн. 326 тыс. до 329 тыс.). Зато почти в пять раз возросло число чернорабочих (с 31 тыс. до 144 тыс.), пополнившееся за счет обезземеленных крестьян и батраков, устремлявшихся в город в поисках случайного заработка27 . Из-за массовой эмиграции и гибели 1 млн. человек в годы "великого голода" общая численность населения страны упала почти в два раза (с 8,2 млн. в начале 1840- х годов до 4,4 млн. в начале XX века).

Развитие капиталистических отношений в Ирландии (исключая Олстер) протекало неравномерно и отличалось большим своеобразием. По существу, капиталистическое развитие в Ирландии к началу XX в. складывалось из двух составляющих. Первая - англо-шотландское (то есть великобританское) и теснейшим образом с ним связанное местное капиталистическое предпринимательство. Оно было вызвано к жизни не столько нуждами национального социально-экономического развития, сколько потребностями английского капитала" в более эффективных методах эксплуатации ирландской колонии. Представленное средними (редко - крупными) фирмами, в основном в сфере транспорта и мореходства, торговли, банковского и биржевого кредита, страхования


24 Цит. по: R. M. Henry The Evolution of Sinn Fein. Dublin. 1920. p. 264.

25 D. Figgis. The Economic Case for Irish Independence. Dublin - London. 1920, p. 12.

26 Ibid. p. 16.

27 "Ireland. Industrial and Agricultural". Department of Agriculture and Technical instruction for Ireland. Dublin. 1901, pp. 58, 61, 62.

стр. 120


и в меньшей степени промышленного производства28 , предпринимательство это, разумеется, в известной степени способствовало капиталистическому развитию Ирландии. Однако этот рост происходил в уродливых формах, закрепляя скотоводство как превалирующий тип хозяйственной специализации, консервируя экономическую и социальную отсталость Ирландии. Второй составляющей было собственно ирландское национально-буржуазное предпринимательство, возникавшее помимо и вопреки британскому и англо-ирландскому капиталу и колониальной государственной бюрократической машине. Его опорой становится пореформенная ирландская деревня, где с конца XIX в. быстро растет число крестьян-собственников, своего рода "временнообязанных" по отношению к английскому буржуазному государству, ссужавшему им деньги на выкуп земель у лендлордов (к началу первой мировой войны в руках последних осталось менее половины всей земли)29 . Возникавшая в ирландской деревне национальная сельскохозяйственная буржуазия, воплощая интенсивное капиталистическое развитие в основном секторе ирландской экономики, с неизбежностью вступала в конфликт с господствующим в экономической и политической сферах британским империализмом и была заинтересована в изменении существующего порядка30 .

Ее естественным союзником выступала складывавшаяся национальная промышленная буржуазия, связанная с мелкими и мельчайшими промышленными производствами в городе (главным образом мануфактурами), выраставшими из местных нужд и ориентировавшимися на местный рынок. Не имевшие ни достаточных капиталов, ни государственной поддержки, лишенные будущего в условиях сохранения колониального "status quo", мелкие городские промышленники и примыкавшие к ним многочисленные ремесленники не видели для себя иного выхода, кроме решительной борьбы за национальное освобождение. Идеологом и политическим представителем формировавшегося в городе и деревне класса ирландской национальной буржуазии выступала многочисленная радикально настроенная мелкобуржуазная интеллигенция. Массовую опору развивавшейся национально-освободительной борьбы составляла наиболее угнетенная часть ирландского народа - городские и сельские рабочие, ремесленники, мелкие фермеры. Задачи борьбы за независимость, против империализма и колониализма являлись в Ирландии начала XX в. задачами общенациональными. Конфликт с чужеземным империализмом в те годы развивался быстрее, чем социальные конфликты, что, однако, не снижало остроты последних.

В целом в колониальной Ирландии в конце XIX - начале XX в. складывались предпосылки национально-освободительной, антиимпериалистической революции, которая и началась в годы первой мировой войны. Ее основными вопросами были создание национального Ирландского государства, способного обеспечить условия для свободного экономического и политического развития страны, и аграрный вопрос. Главным содержанием последнего было окончательное завершение аграрного переворота, искоренение пережитков феодализма.

Однако складывание условий для подъема антиимпериалистической борьбы в Ирландии происходило неравномерно. В силу особенно-


28 Подробная опись ирландских промышленных и прочих фирм начала XX в. содержится в "The Stock Exchange Official Intelligence". Vol. 24 - 28. L. 1906 - 1910.

29 E. R. Hooker. Readjustments of Agricultural Tenure in Ireland. Chapel Hill. 1938, p. 227. В конце XIX - начале XX в. британское правительство под напором массовой борьбы в ирландской деревне было вынуждено осуществлять аграрную реформу, в результате которой арендаторы постепенно становились собственниками помещичьей земли.

30 В 1908 г. Шин фейн, ведущая политическая организация молодой ирландской национальной буржуазии - вождя надвигавшейся буржуазной революции, - выдвинули развернутую программу свободного капиталистического развития Ирландии.

стр. 121


стей его развития в Олстере к тому времени еще не сложились необходимые объективные и субъективные предпосылки для успешного развертывания национально-освободительного движения. Экономическая интеграция высокоиндустриальных графств Северо-Востока с британской хозяйственной структурой, более высокий, чем на Юге (хотя и ниже, чем в метрополии), уровень жизни трудящихся масс, схожесть этнических, религиозных и культурных признаков большинства олстерского населения с населением метрополии; колоссальная по объему, многолетняя, изощренная по формам и методам обработка общественного мнения правящими кругами метрополии, местными юнионистскими воротилами и протестантским клиром, консолидация на этой основе массовой опоры юнионизма - все это затрудняло развитие революционного движения в этом районе. Что же касается угнетенного католического населения, то в те годы оно не являлось в достаточной степени сплоченным, было терроризировано оранжистами и не могло успешно соперничать с организованным юнионизмом.

Реакционная помещичье-буржуазная верхушка Олстера - земельные магнаты и текстильные короли, - получая постоянную всестороннюю поддержку и помощь со стороны влиятельнейших политических группировок метрополии, яростно боролась против любых попыток изменить существующее колониальное "status quo". С конца XIX в. неотъемлемой частью ирландской истории стали так называемые олстерские кризисы - 1886, 1893, 1912 - 1914, 1920 - 1922 годов. Все эти острые политические катаклизмы имели сходную историческую подоплеку и почти аналогичный механизм действия. Нетрудно заметить, что эти кризисы, как правило, совпадали с попытками английских либеральных кабинетов (в 1920 г. коалиционного правительства) путем известных уступок сдержать неуклонное нарастание революционного подъема в Ирландии, сохранить с помощью лавирования то, что становилось все труднее удерживать с помощью грубой силы.

Ответ олстерских юнионистов, выступавших как прямая ирландская агентура британских тори, на внесение в английский парламент биллей о гомруле (то есть о предоставлении Ирландии ограниченной автономии в рамках Британской империи) был однозначным: политическая мобилизация всех своих сторонников под традиционными лозунгами борьбы против "угрозы с Юга" и за сохранение "священных имперских уз"; раздувание шумной кампании клеветы против национально-освободительного движения и его деятелей, организация массового террора против католиков, чтобы подавить их волю к борьбе и заставить отказаться от совместных с южанами действий.

В начале 1886 г. один из торийских лидеров, лорд Р. Черчилль, выдвинул широко известный подстрекательский лозунг, который и в наши дни украшает знамена олстерских реакционеров: "Олстер будет сражаться, и он имеет на это право!". Озверевшие оранжисты летом 1886 г. громили католические гетто Белфаста, Дерри, Лергана и других североирландских городов. 32 человека было убито, 377 ранено31 . В июле 1893 г. оранжисты Олстера прислали 12 тыс. представителей на "конвент" в Белфаст для выработки средств борьбы против нового проекта гомруля. По предложению одного из вождей олстерских оранжистов, герцога Эберкорна, делегаты "конвента" поклялись: "Мы не допустим гомруля!"32 . А в 1912 г., в разгар борьбы против "третьего гомруля", олстерская реакция создает подпольное Временное правительство во главе с Э. Карсоном и вооружает стотысячную юнионистскую милицию ("Олстерский добровольческий корпус") и угрожает обратиться за помощью к кайзеровской Германии.


31 "Irish Historical Studies" (Dublin), 1961, March. N 47, p. 207.

32 A. T. Q. Stewart. Op. cit., p. 32.

стр. 122


Английские реакционеры рукоплескали олстерским мятежникам, замахнувшимся на британскую конституцию. "The Times" писала о "достоинствах крестового похода сэра Э. Карсона", заключающихся в "укреплении олстерского консерватизма". "Дисциплинируя олстерскую демократию (имелись в виду обманутые юнионизмом протестантские массы. - Авт.) и приучая ее видеть в них своих прирожденных вождей, духовенство и дворянство принимают меры против распространения революционных доктрин и свободомыслия", - заключал британский официоз33 . Отнюдь не религиозные, а вполне реальные экономические и политические интересы определяли курс лидеров олстерского "сопротивления". Выявляя истинные причины олстерского кризиса 1912 - 1914 гг., В. И. Ленин указывал, что в основе его лежали классовые интересы реакционной земельной аристократии, черносотенных помещиков, генералитета и офицерства. "Помещики в Ирландии - англичане, и самоуправление Ирландии, будучи самоуправлением ирландских буржуа и крестьян, грозит чуточку урезать грабительские аппетиты господ благородных лордов", - писал он34 .

Однако, несмотря на все усилия реакции, революционный процесс в Ирландии неуклонно развивался. Перед лицом общенационального подъема борьбы за независимость, сознавая, что сохранить под своим господством всю Ирландию уже не удастся, олстерские юнионисты и их британские покровители решились на раскол страны. Непосредственным поводом к расколу послужили события национально-освободительной и классовой борьбы в Ирландии 1919 - 1921 годов. В начале этого периода в рабочем движении на Севере Ирландии стали наблюдаться весьма тревожные для юнионистов симптомы. Военные годы были отмечены спадом в рабочем движении. Благодаря высокой конъюнктуре выросла занятость, поднялась заработная плата. Спрос на рабочие руки ослабил религиозную дискриминацию при найме. В 1919 г. началось некоторое оживление рабочего движения в Олстере, при этом требования, выдвигаемые олстерскими рабочими, отвечали задачам, которые ставило общеирландское профсоюзное движение (в феврале 1919 г. Ирландская лейбористская партия и конгресс тред-юнионов высказались за установление общенационального единства рабочих в борьбе, за повышение заработной платы и сокращение рабочего дня). Белфастские судостроители начали забастовку с требованием 44- часовой рабочей недели, которая быстро охватила рабочих других отраслей. Город был парализован, промышленное производство почти полностью остановилось35 . Эта забастовка во многом способствовала сплочению протестантских и католических рабочих в их борьбе за общие интересы. Хотя большинство участников стачки были протестанты, председателем стачечного комитета был избран католик. В этом же году судостроители добились ряда новых успехов в борьбе с хозяевами. В итоге к концу 1920 г. средняя заработная плата судостроителей Белфаста поднялась с 83 шиллингов 3 пенсов до 87 шиллингов 10 пенсов за 47-часовую рабочую неделю36 . Таким образом, солидарность и организованность позволили рабочим успешно бороться за свои коренные интересы. Однако эти успехи не получили дальнейшего развития. Олстерская юнионистская верхушка, умело используя в своих целях общую экономическую и политическую ситуацию в стране, смогла вновь втянуть протестантские массы на путь братоубийственной вражды.

Благоприятная экономическая конъюнктура продолжалась недолго. За войной и кратковременным послевоенным бумом наступил


33 "The Times", 9.V.1913.

34 В. И. Ленин. ПСС. Т. 25, стр. 74.

35 "The Annual Register for 1919". L. 1920, pp. 8 - 11.

36 J. D. Clarkson. Op. cit., p. 364.

стр. 123


исключительно тяжелый экономический кризис 1920 - 1921 гг., первый в условиях общего кризиса капитализма. В Олстере проявления мирового экономического кризиса носили особенно острый характер. Основные отрасли олстерской промышленности - судостроение и производство льняных тканей - могли существовать только за счет экспорта своей продукции и импорта необходимого сырья. Резкое сокращение международной торговли, спад производства и рост безработицы в Англии, США и других странах тяжело ударили по экономике Олстера37 . Сокращение экспорта изделий льняного производства привело к почти полной остановке текстильной промышленности на Северо-Востоке Ирландии. В документах Ирландской лейбористской партии за 1921 г. отмечалось, что "большинство текстильных фабрик закрыто с рождества"38 . Резко сократился торговый оборот белфастского порта. Судовладельцы Белфаста распродавали пароходы, простаивавшие за неимением груза. Неизбежным следствием экономического застоя явился рост безработицы. На белфастских судоверфях каждый третий рабочий был безработным, а всего безработных судостроителей насчитывалось в 1922 г. около 10 тысяч39 . В январе 1922 г. в Олстере было зарегистрировано 26,39% безработных от общего числа работающих по найму против 17,4% в Великобритании40 .

На фоне экономического спада и растущей безработицы оранжисты развернули шумную кампанию под флагом защиты рабочих-протестантов от конкуренции католиков. Для раскола рабочего движения и обособления католической его части как "инородного" и враждебного Олстеру и его институтам элемента было использовано и нарастание освободительной революции в Ирландии. В декабре 1918 г. во время парламентских выборов партия ирландской революции Шин фейн завоевала 73 места (из 105 предоставленных Ирландии в английском парламенте), юнионисты же получили 26 мест. Таким образом, подавляющее большинство населения страны высказалось за программу Шин фейна, основным пунктом которой являлось требование независимой Ирландской республики. 21 января 1919 г. отказавшиеся заседать в английском парламенте депутаты-шинфейнеры собрались в Дублине и объявили себя Ирландским учредительным собранием - Дойлом. Была провозглашена республика, и ее правительство силами партизанской Ирландской республиканской армии (ИРА)41 начало войну против британских оккупационных войск.

В Олстере дело обстояло иначе. Он дал 23 из 26 избранных по всей Ирландии юнионистских депутатов. Их основная часть прошла в 4 (из 9) северных графствах со значительным преобладанием протестантского населения (Антрим, Даун, Лондондерри, Арма). В графствах Тайрон и Фермана (входят в состав современного Олстерского государства), где преобладают католики, большинство мест получили шинфей-


37 В 1912 г. из Великобритании и Ирландии было экспортировано 250,7 млн. кв. ярдов льна. При этом 90 - 95% приходилось на район 6 олстерских графств. В 1921 г. эта цифра сократилась до 89,9 млн. кв. ярдов. Падение экспорта, в частности в США, продолжалось все послевоенные годы. Так, в 1907 - 1913 гг. на американский рынок поступило 138,9 млн. ярдов, а в 1919 - 1928 гг. - всего 38,3 млн. (F. Gallagher. Op. cit., p. 280).

38 "Irish Labour Party and Trade Union Congress. Official Report of the 27 Annual Congress". Dublin. 1921, p. 83.

39 F. Gallagher. Op. cit., p. 279.

40 J. D. Clarkson. Op. cit., p. 383.

41 Таково было официальное название армии Ирландской республики. В ходе гражданской войны 1922 - 1923 гг. между сторонниками и противниками замирения с Англией основная часть ИРА сражалась против правительственных войск Ирландского доминиона. Потерпев поражение, ИРА ушла в подполье и, претерпев на разных этапах своего развития различные изменения, дожила до наших дней как радикальная политическая организация, выступающая за объединение Севера и Юга страны насильственными средствами.

стр. 124


неры. В трех остальных графствах Олстера (Донегол, Каван, Монахан, которые ныне составляют часть Ирландской республики) не был избран ни один юнионист. И на этот раз политический водораздел в Олстере, как и во всей Ирландии, в общем, совпал с водоразделом религиозным, что легко понять, учитывая всю историю Ирландии, католическое население которой оказалось жертвой чужеземного гнета.

Руководители олстерского юнионизма широко использовали результаты выборов для натравливания протестантского населения на католиков, запугивая первых перспективой распространения власти революционного Шин фейна на весь остров. "Home Rule is Rome Rule!" ("Самоуправление - это власть папы римского!") - провозглашали они. Для этой же цели было использовано и включение Олстера в сферу действий ИРА, подразделения которой нападали на военные объекты, административные здания, узлы коммуникаций, гарнизоны и полицейские участки во всех графствах Северо-Востока. Однако главной задачей сил Ирландской республики в Олстере стала защита его католического населения от оранжистского террора. Подпольное республиканское правительство и военное командование в Дублине принимали прямое и непосредственное участие в создании, обучении и вооружении северных дивизий и бригад ИРА, однако базу для их формирования составляла в основном революционно настроенная часть олстерского населения (как правило, католики). Силы ИРА в Олстере насчитывали 8,5 тыс. бойцов и дислоцировались преимущественно в районах с католическим населением42 . Исходя из этого, всех олстерских католиков юнионисты- оранжисты в ту пору называли шинфейнерами. О масштабах операций ИРА в Олстере свидетельствуют следующие цифры: за период с 1 мая 1916 г. по 30 сентября 1919 г. ею было проведено здесь 110 вооруженных рейдов (по всей Ирландии - 1293)43 . Число военных операций значительно возросло в 1920 - 1921 годах. Однако следует отметить, что в целом на Севере ИРА боролась в значительно более тяжелых условиях, чем в других районах страны. Она была менее активна, и действия ее не столь эффективны, как на Юге.

Ответом олстерских юнионистов на развертывание антиимпериалистической революционной борьбы и участие в ней части местного католического населения были продолжавшиеся два года (с лета 1920 по осень 1922 г.) погромы католических гетто Олстера, избиения их жителей, разграбление и сожжение жилищ, убийства и изгнание на Юг тысяч и тысяч католиков и членов их семей. 12 июля 1920 г. в один из "священных" для оранжистов дней (230-я годовщина победы Вильгельма Оранского на реке Бойн) Э. Карсон обратился к оранжистскому сборищу в Белфасте: "Я устал от слов, не подкрепленных делом!" Его поддержала местная юнионистская пресса, сетовавшая на "мирное проникновение" католиков-националистов в имперскую твердыню на Севере Ирландии. Белфастская "News letter" 16 июля поместила характерное письмо за подписью "Протестант": "Если мы не кончим болтать и не начнем действовать, протестантской вере в этой стране придет конец"44 .

Волна погромов и убийств захлестнула Олстер. В первые пять дней 17 человек было убито и 200 ранено, тысячи людей лишились крова. 21 июля подстрекаемые юнионистами протестантские рабочие (на белфастских верфях протестантов приходилось по шестеро на одного католика) зверски избили и изгнали с работы всех католиков. Предприниматели-протестанты учредили специальные правила приема на работу: чтобы получить ее, рабочий или служащий должен был подписать обя-


42 E. O?Donoghue. No Other Law. L. 1954, p. 248.

43 "The Annual Register for 1919". L. 1920, p. 122.

44 D. McArdle. The Irish Republic. L. 1938, p. 370.

стр. 125


зательство быть лояльным по отношению к британской короне. В 1921 и особенно в 1922 г. все эти позорные события повторились с новой силой. Всего с июля 1920 по июль 1922 г. в одном только Белфасте было убито 455 и ранено 2 тыс. человек45 . Наряду с католиками от рук черносотенцев страдали и прогрессивно настроенные рабочие-протестанты.

Но ни бесчинства оранжистов, ни штыки британских карательных войск не были в состоянии остановить развитие ирландской революции. Британские правящие круги оказались вынужденными приступить к поиску мирного решения ирландской проблемы. В этот период Великобритания переживала тяжелый экономический и финансовый кризис, угрожающе росла безработица, все более мощными становились классовые бои английских трудящихся; в Египте, Индии и других странах происходили массовые выступления против английского колониального гнета. "Теперешние "победители" в первой империалистской бойне не в силах победить даже маленькой, ничтожно маленькой Ирландии..." - отмечал В. И. Ленин46 .

К началу 20-х годов большинству консерваторов, прежде самым резким образом выступавших против всяких изменений колониального статуса Ирландии, пришлось пересмотреть свою позицию. Лишь наиболее "твердолобые" во главе с Э. Бонар Лоу оставались на старых позициях и стояли за безоговорочную поддержку олстерской верхушки, долгое время отвергавшей любой компромисс.

Коалиционное правительство Великобритании провело в парламенте в марте 1920 г. Закон об управлении Ирландией. Он предусматривал создание в Ирландии двух парламентов - в Дублине (для Юга) и в Белфасте (для Севера), обладающих весьма ограниченными полномочиями. Кроме того, предусматривалась организация общеирландского Совета из 40 представителей (по 20 от Севера и Юга), который должен был служить прикрытием подлинных намерений правительства Ллойд Джорджа. Сами ирландцы назвали этот закон "законом о разделе". В соответствии с этим актом на неопределенно долгий срок от национальной территории Ирландии отторгался наиболее экономически развитый промышленный район, в котором фактически сохранялся колониальный статус. Под юрисдикцию белфастского парламента подпадали лишь шесть из девяти олстерских графств, в четырех из которых протестантское население составляло значительное большинство47 .

Согласие олстерской юнионистской верхушки на эту меру было вынужденным. Она до самого последнего момента яростно сопротивлялась изменению старого колониального положения Ирландии, усматривая в этом удар по "имперской прерогативе" и по своим собственным господствующим позициям в порабощенной стране. Призывы ее лидеров к установлению "мира и порядка" в стране означали на деле требования как можно скорее покончить с ирландской революцией. Лишь новое соотношение сил в лагере английских консерваторов и успехи национально-освободительной революции на Юге заставили Э. Карсона и его преемника Дж. Крейга признать ирландскую автономию. "Чтобы вы могли верно понять наше отношение... необходимо помнить о жертвах, которые мы принесли, согласившись на самоуправление и установление парламента в Северной Ирландии. Против нашего желания, но в интересах мира мы приняли это в качестве окончатель-


45 T. P. Coogan. Ireland Since the Rising. L. 1966, p. 31.

46 В. И. Ленин. ПСС. Т. 45, стр. 174.

47 В рассматриваемый период в этих 6 графствах проживало 820 тыс. из 890 тыс. протестантов Олстера, тогда как значительная часть католиков (260 тыс.) населяла 3 оставшихся в составе Ирландской республики олстерских графства. Всего 6 северовосточных графств занимали 20% территории острова, в них проживала Уз населения Ирландии.

стр. 126


ного решения тех длительных трудностей, с которыми столкнулась Великобритания", - писал Крейг Ллойд Джорджу осенью 1921 года48 . За несколько месяцев до этого, 22 июня 1921 г., в Белфасте открылся сепаратный олстерский парламент. Проведя предвыборную кампанию под лозунгом: "Нет Шин фейну!", - юнионисты обеспечили себе подавляющее большинство депутатских мандатов (40 из 52). В крови, терроре и лжи начало свое существование Олстерское юнионистское государство.

Обеспечив себе плацдарм на Севере Ирландии, британский империализм начал переговоры о замирении с мятежным Югом. После острой дипломатической борьбы и грубого военного шантажа английской правительственной делегации, которую возглавлял Ллойд Джордж, удалось вынудить ирландских представителей к подписанию 6 декабря "Статей соглашения" между Великобританией и Ирландией. Самоотверженная борьба ирландского народа заставила правящие круги Великобритании пойти на значительно большие уступки, чем это было предусмотрено в Законе об управлении Ирландией. Ирландия получала статус доминиона и формально становилась равноправным членом Британского содружества. Вместе с тем "Статьи соглашения" признавали право шести северных графств Олстера остаться вне национального государства. Олстер стал "самоуправляющейся провинцией" Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Англо-ирландский договор 6 декабря 1921 г. явился важной вехой в истории "Зеленого острова". Героическая борьба ирландского народа за свое национальное освобождение положила конец безраздельному британскому господству в стране. Но победа не была полной. Ирландия лишилась своего наиболее развитого в промышленном отношении района и значительной части населения. На Севере прочно обосновалась "пятая колонна" британского империализма. Раскол нанес Ирландии колоссальный ущерб в экономической, политической, социальной и культурной областях. Его губительные последствия - дань, которую ирландцы платят британскому империализму и поныне.

После второй мировой войны Олстер превратился в "бедствующий район" Соединенного Королевства. Высокоспециализированная экономика Севера, всецело зависящая от чужеземных рынков, в условиях общего кризиса капитализма, резкого падения экономической мощи Великобритании и глубоких изменений, связанных с научно-технической революцией, оказалась в состоянии хронической депрессии. Это повлекло за собой социальные последствия, трагические для сотен тысяч трудящихся, представителей городских средних слоев и мелкой буржуазии. Всевластие монополий (британских и отчасти зарубежных) особенно тяжело ощущается трудящимися Олстера в наши дни.

Бывший доминион Ирландское Свободное Государство (с 1937 г. Государство Эйре, с 1949 г. - Ирландская республика), получив в наследство от колониального периода отсталую, аграрную экономику, с опозданием на целое столетие прошел стадию промышленной революции. Основные усилия в этом направлении пришлись на 30 - 40-е годы; они потребовали крайнего напряжения сил и сопровождались трудной борьбой с противодействием британского империализма делу индустриализации Ирландии. И все же, несмотря на немалые успехи, достигнутые главным образом в государственном секторе, страна так и не смогла изменить свое зависимое положение в навязанном империализмом международном разделении труда, преодолеть массовую эмиграцию, хроническую высокую безработицу, отставание и обезлюдение западных областей страны. Вплоть до начала 60-х годов она продолжала оставаться сырьевым придатком бывшей метрополии. Наметившийся


48 Цит. по: N. Mansergh. The Government of Northern Ireland. L. 1936, p. 112.

стр. 127


в 60-х годах скачок (в эти годы темпы промышленного роста выросли с 1 до 4%) был достигнут слишком дорогой ценой, за счет отказа национальной буржуазии от продолжения борьбы за полную национальную независимость Ирландии и ее откровенной капитуляции перед империализмом. Сейчас страна стала "землей обетованной" для иностранных монополий, открывших здесь за последние 10 - 12 лет до 400 своих филиалов и эксплуатирующих ее народ согласно "новейшим, современным образцам". Правительство Ирландии вслед за Англией готовится к вступлению в "Общий рынок".

Чрезвычайно тяжело отразился на дальнейшем развитии Ирландии откол масс индустриального пролетариата Севера от молодого рабочего класса Юга страны. Это во многом помогло как юнионистским политикам Олстера, так и национал-реформистскому руководству Юга воспрепятствовать становлению ирландского пролетариата как самостоятельной силы в национально- освободительной борьбе, лишить его той роли, которую он должен был сыграть в ирландской политической жизни. Из-за этого в решающие моменты ирландской истории (30-е годы на Юге, наши дни на Севере) прогрессивные силы оказываются ослабленными, что затрудняет развитие освободительной борьбы. Раскол тормозит образование общенационального демократического, антиимпериалистического фронта с общей программой борьбы за подлинное национальное освобождение. Помогая стабилизации и консервации в Ирландии реакционных политических институтов, он одновременно значительно облегчает империализму проведение колонизаторской политики. В расколе страны во многом проявилась незавершенность начавшейся в 1916 г. в Ирландии национально-освободительной антиимпериалистической революции.

Однако политика "разделяй и властвуй" порой приводит и к неожиданным и весьма неприятным для империализма последствиям. В общем, замедляя подъем революционной волны, этот курс в определенных случаях, особенно тогда, когда речь идет о попрании национальных прав, вызывает крайнюю радикализацию обстановки, способствует возникновению острейших политических кризисов и в конечном счете еще большему подъему антиимпериалистической борьбы. Примером этому является и нынешний олстерский кризис, начавшийся в октябре 1968 г. после нападения олстерской полиции на безоружных участников демонстрации в защиту гражданских прав в Дерри.

"Автономное" существование Олстера на протяжении полувека привело к трагическим результатам. Опираясь на военизированную полицию и вооруженную оранжистскую милицию (так называемые Специальные силы "Б"), оранжистские ложи и другие черносотенные организации, а также на разветвленный партийный аппарат, юнионисты превратили Олстер в заповедник наиболее диких и архаичных форм политического, социального и религиозного угнетения. Популярный в Олстере политический деятель Бернадетта Девлин замечает: "Перед нами средневековый уклад мышления, который некоторые трезвомыслящие люди с мучительным трудом стремятся поднять до уровня XVIII столетия. Здесь любой, кто политически или в каком- либо ином отношении достиг уровня XX в. - уже революционер"49 . Погромы, политические убийства, аресты без суда и следствия, грубое подавление всякой эффективной политической оппозиции, жестокая и позорная национальная и религиозная дискриминация - таков юнионистский Олстер. Католическое население (в настоящее время католики составляют примерно 0,5 млн. из 1,5 млн. жителей Олстера) является самой нищей и угнетенной частью жителей шести северо-восточных графств. В период мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг., когда до 30%


49 B. Devlin. The Price of My Soul. L. 1969, p. 53.

стр. 128


трудящихся Олстера не имело работы, безработица среди католического населения достигала 40%. В 30-х годах рабочий-католик в среднем зарабатывал на 130 ф. ст. в год меньше, чем его коллега протестант50 . При этом надо учитывать, что Олстер, по существу, является британской колонией и уровень жизни его населения в целом значительно ниже, чем в метрополии. Североирландский рабочий в среднем получал и получает на 3 - 4 ф. ст. в неделю меньше, чем английский. В Олстере значительно выше процент безработицы, очень велика эмиграция.

Несмотря на численный рост католической общины за последние десятилетия и некоторое увеличение в ней удельного веса сельскохозяйственной и городской буржуазии, не ослабевает жестокая экономическая, социальная, политическая и религиозная дискриминация католической общины в целом. Рабочие-католики находятся в самом основании олстерской социальной пирамиды. Особенно резко дискриминация проявляется при найме на работу, распределении жилья, участии в выборах в местные органы власти. В Белфасте, например, при найме католиков на работу действует целая система специальных тестов. Им предоставляется, как правило, только низкооплачиваемая, не требующая высокой профессиональной квалификации работа. В государственном аппарате и различного рода службах, требующих высокой профессиональной выучки, католики занимают лишь 6 - 7% высокооплачиваемых постов51 .

Стремление во что бы то ни стало обеспечить себе преобладание в местных органах власти определяет жилищную политику юнионистских муниципалитетов (в Олстере в местных выборах до сих пор принимают участие одни лишь домовладельцы). Так, в графстве Фермана с католическим по преимуществу населением из 1589 выстроенных за последние годы муниципальных домов католики получили лишь 56852 . С помощью подобных махинаций массы неимущих и малоимущих католиков не попадают в списки для голосования на местных выборах. Так, по данным 1967 г., в списки для участия в выборах в английский парламент был занесен 909841 избиратель, а в списки для участия в местных выборах - всего 69448353 . Дискриминацию католиков признает и официальный отчет специальной правительственной комиссии лорда Камерона, назначенной расследовать причины "беспорядков" в Олстере. В нем отмечается "мощное и постоянно растущее среди католического населения чувство возмущения и отчаяния" в связи с нежеланием правительства Северной Ирландии принять какие-либо меры для облегчения его участи54 .

Однако католическое население не единственный сейчас фермент социального брожения и политического недовольства в Северной Ирландии. Многолетняя хроническая депрессия в старых традиционных промышленных отраслях (судостроение, машиностроение, текстиль), резкое падение цен на сельскохозяйственные продукты, массовое поглощение мелкого и среднего местного бизнеса вторгшимися в Олстер в последние полтора десятилетия иностранными монополиями (за последние годы в Олстере открылось свыше 250 промышленных и прочих предприятий - филиалов зарубежных фирм) - все это ведет к снижению уровня жизни протестантских трудящихся, массовому разорению, бегству в город и эмиграции мелкого и среднего фермерства безотносительно к его религиозной принадлежности, банкротству и краху сотен


50 "Nusight" (Dublin), 1969, September, p. 30.

51 Ibid., p. 34.

52 Liam de Paor. Divided Ulster. Harmondsworth. 1970, p. 156.

53 "Nusight", 1969, September, p. 34.

54 "Disturbances in Northern Ireland". Report of the Commission Appointed by the Governor of Northern Ireland. Belfast. September 1969, pp. 55 - 66, 91.

стр. 129


мелких и средних торговых фирм, мастерских, фабрик. И хотя юнионистская система позволяет перекладывать основные тяготы на плечи католических низов, протестантскому населению с каждым годом приходится претерпевать все более значительные трудности. И все же разоряющиеся под натиском английских и зарубежных монополий протестанты - мелкие торговцы, фермеры, ремесленники, равно как и безработные, - еще во многом смотрят на свое положение глазами оранжистов. Главную причину своих бедствий они усматривают не в империализме и его новейших тенденциях, но в "уступках католикам", "капитуляции перед Римом" и т. п. Старая оранжистская традиция жива до сих пор и пока еще активно препятствует сплочению социально близких сил против общего врага - империализма.

Развитие общедемократического движения в Олстере55 за последние годы происходило под лозунгом борьбы за гражданские права. Оно объединило против прогнившего юнионистского режима массы католиков и наиболее передовую часть протестантского населения, пока еще весьма незначительную. Это движение дало мощный импульс подъему антиимпериалистической борьбы на всем "Зеленом острове". В настоящее время Ирландскую республику захлестывают кампании солидарности с борцами за гражданские права в Северной Ирландии, против вступления страны в "Общий рынок". Большое значение для объединения передовых сил Севера и Юга в борьбе за подлинное национальное и социальное освобождение имело воссоздание в марте 1970 г. единой Коммунистической партии Ирландии56 .

Первый официальный документ КПИ "Ирландский коммунистический манифест 1970" развертывает широкую программу преодоления стоящих перед страной трудностей и обеспечения ее свободного национального развития. Исходя из того, что первым шагом по пути к социализму в Ирландии должна явиться ликвидация господства иностранного монополистического капитала, и прежде всего британского империализма, во внутренней жизни страны он предусматривает объединение всех ирландских земель в рамках одного государства, расторжение неравноправных торговых соглашений с Англией, дальнейшее развитие внутреннего рынка, установление дипломатических и торговых отношений со всеми странами, в том числе социалистическими странами Восточной Европы, Азии и Латинской Америки, национализацию всех иностранных и связанных с ними ирландских фирм, национализацию всех банков, страховых и кредитных компаний, оказание государственной помощи мелким фермерам, введение бесплатной системы здравоохранения, срочное решение жилищной проблемы. Своей первоочередной задачей партия считает поддержку борьбы трудящихся Олстера за демократизацию политической жизни и прекращение дискриминации угнетенного меньшинства.


55 Подробнее об олстерском кризисе 1968 - 1970 гг. см.: А. Д. Колпаков. Проблема Олстера. "Новая и новейшая история", 1971, N 1.

56 Коммунистическая партия Ирландии была создана как общенациональная политическая организация в 1933 году. В 1940 г. она была объявлена вне закона. Воссозданные после второй мировой войны коммунистические организации на Севере и Юге страны до 1970 г. существовали как самостоятельные марксистско-ленинские партии.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РАСКОЛ-ИРЛАНДИИ-ВИНОВНИКИ-И-ЖЕРТВЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Маргарита СимонянКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Margarita

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. Д. КОЛПАКОВ, Е. Ю. ПОЛЯКОВА, РАСКОЛ ИРЛАНДИИ: ВИНОВНИКИ И ЖЕРТВЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 06.01.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РАСКОЛ-ИРЛАНДИИ-ВИНОВНИКИ-И-ЖЕРТВЫ (дата обращения: 25.04.2024).

Автор(ы) публикации - А. Д. КОЛПАКОВ, Е. Ю. ПОЛЯКОВА:

А. Д. КОЛПАКОВ, Е. Ю. ПОЛЯКОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Маргарита Симонян
Уренгой, Россия
1500 просмотров рейтинг
06.01.2017 (2666 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
Вчера · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
РАСКОЛ ИРЛАНДИИ: ВИНОВНИКИ И ЖЕРТВЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android