Libmonster ID: RU-13906
Автор(ы) публикации: Г. С. Акимова

(ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМГОРА)

Главный по снабжению армии комитет (Земгор) - одна из крупных всероссийских буржуазно-помещичьих организаций, возникшая в период первой мировой войны в связи с острым кризисом снабжения армии и призванная содействовать царизму в организации военной экономики. Земгор - едва ли не самый неисследованный объект в малоизученной истории российских буржуазно-помещичьих организаций начала XX века.

В дореволюционное время появились всего две небольшие работы на эту тему. Они посвящены созданию и деятельности всероссийских Земского и Городского союзов1 . Их авторы, однако, ограничились простым изложением фактов, без их анализа и явно преувеличивали как значение самих буржуазных организаций в преодолении кризиса снабжения армии, так и роли возглавлявших эти организации земских и городских деятелей. Из советских авторов специально исследовали этот вопрос А. П. Погребинский и С. Л. Гисин2 . А. П. Погребинский дает краткую характеристику Земского и Городского союзов, а также Земгора, но не выходит за рамки изложения общих принципов их организации и деятельности. Его статья написана по опубликованным источникам, материалы архивов автором не привлечены. Отдельные стороны деятельности буржуазно-помещичьих организаций затрагиваются в трудах, посвященных кризису верхов в России, государственно-монополистическому капитализму и истории военной экономики в годы первой мировой войны3 , а также (хотя и весьма кратко) в общеисторических исследованиях, учебниках и учебных пособиях по истории СССР, истории государства и права, истории государственных учреждений дореволюционной России и т. п.4 .

Таким образом, деятельность всероссийских буржуазно-помещичьих организаций и особенно Земгора освещена пока еще слабо. Сведения о последнем, как правило, даются попутно с характеристикой Земского и Городского союзов и военно-промышленных комитетов, что позволяет


1 Д. М. Загряцков. Всероссийский земский союз. Пг. 1915; А. И. Колесников. Очерк системы учреждений Всероссийского союза городов. Журнал "Юридический вестник". М. 1917.

2 А. П. Погребинский. К истории союзов земств и городов в годы империалистической войны. "Исторические записки", N 12, 1941; С. Л. Гисин. Всероссийский земский союз. М. 1946. Рукопись канд. дисс.

3 В. С. Дякин. Русская буржуазия и царизм в годы первой мировой войны. Л. 1967; А. А. Маниковский. Боевое снабжение русской армии в мировую войну 1914 - 1918 гг. Т. 1. Изд. 2. М. 1930; И. В. Маевский. Экономика русской промышленности в условиях первой мировой войны. М. 1957, и др.

4 И. И. Минц. История Великого Октября. Т. 1. М. 1961; Е. Д. Черменский. История СССР. Период империализма. М. 1965; Н. П. Ерошкин. История государственных учреждений дореволюционной России. М. 1966, и др.

стр. 67


лишь в общих чертах судить о его задачах и функциях. Не исследованы организационное устройство и направления конкретной деятельности Земгора, особенно после свержения самодержавия. Между тем в ЦГВИА СССР хранятся почти не изученные огромные архивные фонды Главного по снабжению армии комитета, всероссийских Земского и Городского союзов, которые вместе с материалами Особого совещания по обороне государства, Совета министров и др., а также данными печати позволяют широко осветить указанные вопросы. В настоящей статье предпринимается попытка охарактеризовать причины появления, этапы и основные направления деятельности Земгора за весь период его существования.

Изучение истории Земгора, как и других буржуазно-помещичьих организаций, важно для правильного понимания соотношения классовых сил в стране, оценки контрреволюционной сущности буржуазии и характера взаимоотношений ее с царизмом в годы первой мировой войны, а также для характеристики роли буржуазной "общественности" в организации экономики страны и экономической политике царизма. Появление и функционирование Земгора может служить еще одним подтверждением ленинской характеристики роли русской буржуазии России в годы первой мировой войны. За время войны, писал В. И. Ленин, российская буржуазия "чрезвычайно быстро организовалась политически, забирая в свои руки и местное самоуправление, и народное образование, и съезды разных видов, и Думу, и военно-промышленные комитеты и т. д. Этот новый класс "почти совсем" был уже у власти к 1917 году"5 .

Первые же месяцы войны ясно показали, что русская промышленность не в состоянии справиться с задачей производства вооружения в необходимых для армии размерах. Положение усугублялось неспособностью бюрократических институтов царизма к хозяйственно-регулирующей деятельности. Несмотря на наличие довольно широкой системы официально казенных органов, выполнявших военно-хозяйственные функции6 , царизм с первых дней войны вынужден был прибегнуть к помощи буржуазной "общественности", разрешив деятельность двух крупных буржуазно-помещичьих организаций - Всероссийского земского союза (ВЗС) и Всероссийского союза городов (ВСГ) со скромными военно-санитарными функциями и ограничив срок их существования периодом войны. Создание первых буржуазно-помещичьих организаций способствовало дальнейшей организации буржуазии. Неудачи русской армии весной и летом 1915 г. и сопутствовавший им политический кризис вынудили самодержавие согласиться с появлением военно-промышленных комитетов (ВПК) и расширением компетенции Земского и Городского союзов от заведования военно-санитарным делом до снабжения армии предметами военного снаряжения вообще. Такая эволюция деятельности союзов к концу первого года войны привела к созданию 10 июля 1915 г. новой организации буржуазии и помещиков - объединенного комитета ВЗС и ВСГ - Главного по снабжению армии комитета (Земгора), в задачу которого входило "успешное и планомерное содействие земств и городов в деле снабжения армии"7 . Санкционировав возникновение Земгора, царизм выдал еще один "вексель" буржуазии и обуржуазившимся помещикам, в которых он видел своих основных союзников в борьбе с нараставшим революционным движением.


5 В. И. Ленин. ПСС. Т 31, стр. 18.

6 В военном министерстве военно-хозяйственные функции выполнял ряд главных управлений: интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-санитарное; соответствующие управления были в составе военно-окружного аппарата. СЗ Российской империи. СПБ. 1912, кн. 1, г. 1, ч. 2, с.т. 841", 845, 861, 864, 865; т. II, ст. 354.

7 ЦГВИА СССР, ф. 12642, оп 2, д. 75, л. 6; д. 141, л. 293; см. об этом также: "Главный по снабжению армии комитет". Очерк деятельности, 10 июля 1915 - 1 февраля 1916 г.". М. 1916, стр. 6.

стр. 68


Расширение компетенции Земского и Городского союзов, возникновение почти одновременно таких крупных органов по объединению промышленности для работы на военные нужды, как ВПК и Земгор, значительно повышало роль буржуазии в военно-хозяйственных мероприятиях и создавало перспективу распространения их влияния на общее руководство военной экономикой. В противовес этой тенденции царское правительство предприняло ряд мер по усилению своего контроля над экономикой, что получило выражение в создании системы высших государственных органов регулирования народного хозяйства - особых совещаний8 . Появление особых совещаний стеснило деятельность военно-промышленных комитетов и "союзов", поскольку большинство правительственных заказов проходило теперь мимо них и оформлялось через особые совещания9 . Вне сферы "объединяющей" и "регулирующей" деятельности и особых совещаний и военно-промышленных комитетов оказалась широко распространенная мелкая и кустарная промышленность. Именно она и явилась основным объектом деятельности Земгора. За Земским и Городским союзами в отдельности сохранились первоначальные "краснокрестные" функции - помощь больным и раненым воинам, а также снабженческие задачи, приобретенные ими в ходе войны. Таким образом, Земгор существовал одновременно с Земским и Городским союзами как органически связанная с ними, но организационно самостоятельная буржуазная организация10 . Создание почти одновременно таких аналогичных по своему характеру органов, как военно-промышленные комитеты и Земгор, ясно говорило не только об активизации буржуазии, но и о соперничестве в ее среде из-за участия в военных заказах.

По образу и подобию ВЗС и ВСГ с целью привлечения местных средств и сил к обслуживанию нужд армии Земгор с первых же дней приступил к созданию своих местных органов: областных, губернских, уездных и городских комитетов по снабжению армии11 . В Петрограде и Одессе были образованы исполнительные отделы Главного комитета12 . В функции Земгора входили сношения с правительством, военным ведомством, государственными учреждениями, общественными организациями и частными лицами по всем вопросам, связанным со снабжением армии. Земгор принимал заказы от военного и морского ведомств, распределял их между земствами и городами, следил за их выполнением, осуществлял передачу военному ведомству изготовленной продукции. Ему предоставлялось право испрашивать у правительства необходимые кредиты и распоряжаться отпускаемыми на исполнение заказов суммами. Земгор занимался также устройством собственных фабрично-заводских предприятий13 . Все это выходило за рамки традиционной "общественной" деятельности, что позволяет рассматривать Земгор не как обычную общественную организацию, а как орган, наделенный в какой-то степени и государственно-хозяйственными функциями.

Характер организации Земгора во многом определялся его составом. Каждый из союзов выдвинул на должность председателя Земгора свое-


8 Первое Особое совещание под руководством военного министра В. Н. Сухомлинова было создано в мае 1915 г. (см. Особый журнал Совета Министров, 26 и 29 мая и 2 июня 1915 г. ЦГИА СССР, ф. 1276, оп. 20, д. 80, лл. 193 - 196); В. С. Дякин. Указ. соч., стр. 72 - 83. По закону 17 августа 1915 г., дело мобилизации народного хозяйства на нужды войны возглавили четыре особых совещания: по обороне, по топливу, по продовольствию и по перевозкам (СУ, 1915, N 231, ст. 1760).

9 ЦГВИА, ф. 12563, оп. 2, д. 6, лл. 31, 31 об.; ф. 12564, п. 2, д. 6, л. 30.

10 Неправильная характеристика Земгора как учреждения, возникшего в результате слияния Земского и Городского союзов, дана в Энциклопедическом словаре Гранат (см. т. 36 - VI, изд. 7-е, стр. 35).

11 ЦГВИА, ф. 12642, оп. 2, д. 141, л. 293.

12 Подробнее об этом см.: Г. С. Акимова. Из истории организационного устройства Земгора (Главного по снабжению армии комитета). "Труды" МГИАИ, т. 28, 1970.

13 ЦГВИА, ф. 12642, оп. 2, д. 168, л. 12; д. 141, л. 289; см. также оп. 12, д. 6, л. 1; "Главный по снабжению армии комитет. Очерк деятельности...", стр. 6.

стр. 69


го главноуполномоченного. Председателями были избраны сразу два лица: от ВЗС - помещик и земский деятель князь Г. Е. Львов, от ВСГ - представитель московских буржуазных кругов городской голова Москвы М. В. Челноков. Фактически же главную роль в Земгоре играл Г. Е. Львов. Кроме того, в состав Главного комитета вошли по четыре члена от каждого союза по выбору их главных комитетов14 .

М. В. Челноков принадлежал к партии кадетов, Г. Е. Львов был близок к правым кадетам и даже к октябристам15 . От ВЗС, где преобладали октябристские элементы, товарищем председателя избрали Д. М. Щепкина, а от ВСГ - представителя прогрессистско-кадетского блока И. В. Некрасова16 . Среди членов Земгора имелись представители и других политических партий. Например, А. А. Титов (ВСГ) был народным социалистом17 . Но в основном членами Земгора являлись представители двух ведущих буржуазно-помещичьих партий России - кадетов и октябристов. Характеризуя классовую сущность этих партий, В. И. Ленин еще в 1913 г. отмечал, что "кадеты вместе с октябристами стоят на одной классовой почве. Это - разные крылья или представители разных оттенков либеральной буржуазии, которая больше боится демократии, чем Пуришкевичей"18 . В целом по своим взглядам и положению оба председателя Земгора вполне соответствовали роли руководителей, призванных содействовать царизму в ведении империалистической войны. Несмотря на некоторые различия в политических убеждениях, они в своей деятельности, с одной стороны, исходили из надежды на послевоенные реформы (и поэтому поддерживали правительство), а с другой, не ожидая больших уступок "сверху", использовали возможность политической организации буржуазии и обуржуазившихся помещиков.

Правомерность возникновения и функционирования Главного и местных по снабжению армии комитетов не вызывала сомнений ни в правительственных органах, ни среди частных предпринимателей. Первые в силу сложившихся обстоятельств мирились с его существованием, вторые видели в нем лишнюю возможность для своего обогащения. Правительство сначала даже оказывало известную поддержку Земгору, рассчитывая, что объединение мелкой и кустарной промышленности позволит разместить часть военных заказов вне сферы "регулирования" как со стороны военно-промышленных комитетов, так и со стороны особых совещаний. Одновременно оно надеялось разгрузить крупные заводы от производства простейших предметов. Но, допуская буржуазию (в лице ВПК и Земгора) к организации выпуска предметов военного назначения, правительство боялось усиления ее политического и экономического влияния. Поэтому, разрешив создание Земгора, оно не стремилось это широко афишировать, нередко наблюдались даже тенденции к ограничению его прав. Прежде всего это выразилось в том, что возникновение Земгора не нашло отражения в законодательных актах19 , не было


14 ЦГВИА, ф. 12642, оп. 2, д. 168, л. 12 об.

15 С. Л. Гисин называет Г. Е. Львова кадетом, И. И. Минц - "близким к кадетам", В. С. Дякин не указывает на его партийную принадлежность. БСЭ относит Г. Е. Львова к членам кадетской партии. По архивным документам партийную принадлежность Г. Е. Львова уточнить не удалось.

16 Н. В. Некрасов - инженер-путеец по специальности, профессор Томского технологического института. Будучи одним из лидеров кадетской партии (член ЦК), он принадлежал к ее левому крылу.

17 А. А. Титов - сын ростовского купца, миллионер, химик по образованию. С сентября 1916 г. занимал в Земгоре должность председателя правления химических заводов, с октября был заведующим химическим отделом Главного комитета.

18 В. И. Ленин. ПСС. Т. 24, стр. 183.

19 Впервые упоминание о Земгоре содержалось в "Правилах о заготовлениях при посредстве военно-промышленного комитета и Главного по снабжению армии комитета Земского и Городского союзов". 16 ноября 1915 г. "Правила" были утверждены председателем Особого совещания по обороне и опубликованы в Собрании узаконений и распоряжений правительства (СУ, 1915, ст. 2561).

стр. 70


закреплено и его правовое положение. Правда, такая неопределенность сначала даже устраивала руководителей Земгора, так как позволяла им явочным порядком расширять свои хозяйственные функции. Однако в дальнейшем, с развитием его деятельности, возникла необходимость создания более прочной юридической базы. Для осуществления экономических мероприятий, проводимых Земгором, следовало более четко определить, что собой представлял этот орган, какие принципы лежали в основе его деятельности, каковы были связи Главного комитета с органами государственного управления, каково место Земгора среди других организаций, порядок взаимоотношений с ними, а также с местными организациями и учреждениями самого Главного комитета.

22 сентября 1915 г. управляющий делами Особого совещания по обороте направил на имя Г. Е. Львова отношение о представлении "Положения" и предложений по вопросам взаимоотношений Земгора с управлениями военного ведомства. Попытка решить эти вопросы была предпринята в октябре 1915 г. путем создания проекта "Положения о Главном, областных и местных по снабжению армии комитетах Всероссийских земского и городского союзов" и выработанных в развитие "Положения" объяснительной записке к нему и Наказе20 . В первых двух статьях "Положения" была сформулирована цель комитетов и способы ее осуществления. Эта цель заключалась "в содействии правительству в деле снабжения армии и флота всеми необходимыми предметами снаряжения и довольствия". Непременным условием осуществления этой цели являлось предоставление широкой возможности для проявления инициативы и самостоятельности Главного комитета21 . В проекте "Положения" ставился вопрос и о порядке взаимоотношений правительственных учреждений и комитетов. Юридический отдел Земгора вынес специальное заключение, в котором определялась "природа отношений Главного комитета с Казной". Оно гласило: "Большая часть отношений, возникающих между Главным комитетом и Казной по исполнению заказов, с юридической точки зрения должны быть охарактеризованы как публично-правовые поручения, даваемые Казной общественной (земской и городской) организации. Но не исключается возможность таких отношений, которые по существу своему являются частно-правовыми отношениями, основанными на гражданских сделках"22 . Таким образом, составители сохранили два толкования Земгора - как государственного буржуазного учреждения и как общественного органа - с целью использования преимуществ того или иного определения в зависимости от обстоятельств. Но проект "Положения" был несовершенным и не предусматривал ряда существенных сторон организации и деятельности Земгора. В нем не были отражены вопросы внутренней организации комитетов, что привело в дальнейшем к большой неразберихе и разнообразию в организационном построении не только местных комитетов Земгора, но и его отделов.

Проект "Положения" 12 декабря 1915 г. был рассмотрен и одобрен на заседании Особого совещания по обороне под председательством военного министра А. А. Поливанова, который внес его затем на рассмотрение Совета министров. В Совете министров проект был встречен настороженно. При его обсуждении подчеркивались существенные различия между ВПК и данной организацией. Возникли сомнения и возражения по ряду вопросов, в частности, о финансовой основе, о взаимоотношениях местных комитетов с органами местного и городского самоуправления и др.23 . В результате Совет министров не утвердил проект и


20 ЦГВИА, ф. 12642, оп. 2, д. 355, л. 9 (186); д. 141, л. 191; оп. 60, д. 5, лл. 289 - 290 об., 294.

21 Там же, оп. 2, д. 141, л. 191.

22 Там же, оп. 60, д. 5, л. 34.

23 См. Особый журнал Совета министров 29 декабря 1915 г. ЦГИА СССР, ф. 1276, оп. 11, д. 1028. лл. 1, 2 - 4, 8.

стр. 71


счел необходимым подвергнуть его подробному предварительному обсуждению в Особом совещании при министре юстиции. Последнее выработало свой проект "Положения о комитетах земств и городов по снабжению армии и флота", значительно отступавший от проекта Главного комитета24 и вызвавший, естественно, ряд возражений с его стороны. На заседании Особого совещания при министре юстиции 12 и 13 февраля 1916 г. представители Земгора высказали свои возражения по проекту в форме особых замечаний к нему, многие из которых были приняты во внимание. Так, было введено право Главного и местных комитетов кооптировать новых членов, земским собраниям и городским думам предоставлялось право избрания членов местных комитетов и др. Переработанный в соответствии с замечаниями проект вновь должен был быть представлен в Совет министров. Однако последний так и не рассмотрел его. Несмотря, однако, на то, что проект "Положения" о Главном по снабжению армии комитете не был утвержден, в целом он являлся основным нормативным документом, которым определялись характер и главные направления деятельности Земгора.

Деятельность Земгора условно можно разделить на три периода: первый - с июля 1915 г. до начала 1916 г.; второй - с начала 1916 г. до свержения самодержавия; третий - время существования буржуазного Временного правительства.

В течение первого периода, происходило организационное становление Земгора, упрочение и налаживание связей с местными органами, разработка нормативных документов, получение и распределение заказов. Деятельность Земгора в это время носила еще зачаточный характер. Но уже тогда ясно наметилось стремление к централизации, что нашло воплощение в деле распределения заказов, в попытках разработки организационных мер централизованного снабжения поставщиков сырьем и материалами, "в налаживании связей с местными комитетами, государственными учреждениями и т. п.

Заказы первой очереди поступали в Земгор с июля 1915 и по 1 марта 1916 г. включительно. Всего за восемь месяцев Земгор получил от военного ведомства 108 заказов. Из них 17 (21,9%) -от Главного артиллерийского управления, 30 (28,4%) - от Военно-технического управления и 61 (49,7%) - от интендантства25 . Все 108 заказов были получены в различные сроки, что чрезвычайно осложняло организацию распределения и перспективы их выполнения. Централизация распределения заказов в отделе заказов Земгора и осуществление передачи их поставщикам через посредство комитетов на местах во многом способствовали ускорению этого процесса. Через местные комитеты Земгора было распределено до 90% заказов, причем преимущественно по мелким мастерским. Часть заказов передавалась непосредственно частным предпринимателям и лишь небольшая доля - собственным предприятиям Земгора. Изготовление заказов на этих последних не получило еще широкого распространения, так как большинство такого рода предприятий находилось тогда в стадии организационного становления. Редко использовались крупные заводы. С одной стороны, это объяснялось ограничениями правительства, с другой - противоречило самой сущности Земгора, призванного объединить и привлечь к работе на оборону предприятия, которые ранее в этом не участвовали и эксплуатация которых для военного ведомства не представлялась возможной.

Проанализировав географию размещения заказов, можно констатировать, что почти все они (98,1%) были распределены Земгором в Европейской России, 1,5% - на Кавказе и лишь 0,4% - в Сибири. В


24 ЦГВИА, ф. 12642, оп. 2, д. 355, л. 9 (188).

25 Характерно, что почти 3/4 заказов первой очереди было передано военно-промышленным комитетам (73,2%) и лишь немногим больше 1/4 (26,8%) получил Земгор (ЦГВИА, ф. 12642, оп. 12, д. 291, лл. 4, 5).

стр. 72


качестве основных центров по выполнению заказов в Центральной России следует назвать Московскую губернию (17%), на юге - Херсонскую и Харьковскую (26%), в Сибири - Иркутскую губернию и Акмолинскую область, на Кавказе - Тифлисскую губернию26 . Наибольшего эффекта Земгор достиг в выполнении заказов интендантского ведомства (45,4%), причем по отдельным видам продукции (веревки, треки, мешки, торбы для овса и т. п.) заказы были удовлетворены на 80 - 100%. Средний процент выполнения заказов военно-технического ведомства составлял 26,4, артиллерийского - лишь 6,627 .

Значительное развитие за это время получила деятельность Земгора по содействию эвакуации промышленных предприятий из западных губерний и восстановлению их. Пытаясь нормализовать положение с эвакуацией, правительство прибегло к созданию различных эвакуационных и распределительных комиссий, к работе в которых были допущены и представители буржуазно-помещичьих организаций. На правах членов этих комиссий представители Земгора участвовали в подготовке эвакуации Риги, Киева и других городов28 . Весьма важным являлся вопрос о распределении и использовании прибывавшего из западных районов оборудования. Комиссия по распределению станков разработала порядок, по которому в первую очередь станками должны были обеспечивать казенные и крупные частные заводы, работающие "на оборону". Буржуазно-помещичьим организациям отводилась при этом далеко не первая роль. Параллельно с деятельностью по эвакуации, по предложению начальника Главного артиллерийского управления генерал-лейтенанта А. А. Маниковского, Земгор приступил к выявлению и учету фабрик и заводов, производительность которых была "ненормально низка", с тем чтобы можно было использовать их в целях производства предметов для армии29 , причем главным становилось повышение производительности этих фабрик и заводов.

Организацию собственных предприятий Земгор осуществлял, используя в основном оборудование реквизированных и эвакуированных предприятий. Но из-за отсутствия помещений и недостатка специалистов он не всегда мог принять на себя организацию и эксплуатацию такого рода предприятий. К 1 января 1916 г. в числе действующих предприятий Земгора находилась реквизированная в Риге и переданная ему игольная фабрика, которая была пущена 24 октября 1915 г., а позднее приспособлена для выработки технических игл и шрапнельных наколок30 . 11 декабря 1915 г. было введено в действие чулочное отделение эвакуированной из Риги чулочно-трикотажной фабрики. В дальнейшем предполагалось использовать ее оборудование для производства калошной ткани, брезентов, резиновых плащей. К концу 1915 г. были готовы к эксплуатации мастерская измерительных приборов и калибров, бюро теплотехнических измерений, введена в действие фабрика военно-полевых телефонов31 . На базе оборудования реквизированных в Риге фабрик Гертвиг и Пейтан и Балтийской холщевой мануфактуры заканчивалась организация льнопрядильной фабрики32 . Стремясь наладить производство шанцевого инструмента и походных кухонь, Земгор возбудил ходатайство о реквизиции завода германского подданного Линденберга, который позднее был передан Земгору33 .


26 Там же, лл. 24 - 27.

27 Расчеты по выполнению заказов военного ведомства приведены на основании ведомости исполнения заказов на 1 января 1916 г. (ЦГВИА, ф. 12642, оп. 2, д. 154, лл. 221 - 222 об.).

28 ЦГВИА, ф. 12642, оп. 2, д. 122, л. 9 об.; д. 110 лл. 1 об., 2.

29 Там же, д. 110, л. 7.

30 Там же, д. 154, л. 146.

31 Там же, д. 118, л. 8; д. 154, лл. 146, 148.

32 Там же, д. 113, лл. 5, 5 об.; д. 130, л. 8.

33 Там же, д. 112, л. 3 об.

стр. 73


С первых же дней войны промышленность царской России стала ощущать острый недостаток в снабжении сырьем, материалами и топливом. Это сказалось и на деятельности буржуазно-помещичьих организаций. Уже в 1915 г. Земгор поставил вопрос о централизованном снабжении и заготовке топлива и приступил к закупке материалов и топлива для снабжения ими своих местных комитетов. В целом же проблема централизованного снабжения не могла быть решена им без помощи государства. Отсюда стремление к участию в работе органов военно-экономического регулирования. Правда, первоначальные планы Земгора не простирались далее "участия его представителей в заседаниях" особых совещаний и их комиссий, в чем Главный комитет видел свою основную задачу в области "сближения с государством"34 .

Правительство, в свою очередь, сотрудничало с буржуазно-помещичьими организациями, поручая им выполнение военных заказов, отпуская под них крупные кредиты и т. п., но вместе с тем оно очень настороженно относилось к участию буржуазной "общественности" в работе особых совещаний. Представительство союзов и Земгора в них сначала было незначительным, а зачастую не предусматривалось совсем. Но к концу 1916 г. число представителей Земгора, участвовавших в работе комиссий Особого совещания по обороне, заметно возросло. Так, в реквизиционную комиссию и в комиссию по распределению реквизированного и эвакуированного имущества сначала не входили представители ни союзов, ни Земгора. В числе ее членов значился лишь представитель ЦВПК35 . В ноябре 1915 г. в реквизиционную комиссию входил одновременно от Земгора и ВЗС профессор Н. А. Артемьев (член Земгора и уполномоченный ВЗС). В середине 1916 г. в эту комиссию входили уже два представителя от Земгора и два от Земского и Городского союзов. Представители Земгора принимали участие в работе химической, металлургической и электротехнической секций, в комиссии для выяснения степени целесообразности продолжения постройки заводов и ряде других. Всего к середине 1916 г. в состав комиссий Особого совещания по обороне от Земгора входило 25 человек, в Особое совещание по перевозкам-12, по топливу-6, по продовольствию-18 человек36 . Земгор участвовал в работе и других государственных органов, например, в Харьковском угольном комитете и губернских комитетах по распределению топлива, в 9 порайонных комитетах по урегулированию массовых перевозок37 . Пять членов Земгора участвовало в работе Комитета кожевенной промышленности, 8-в бюро и комиссии Химического комитета при военном министре, 2-в Междуведомственной комиссии во Владивостоке, 4-в Исполнительной комиссии при военном министре, 6-в Центральном комитете по заготовке дров и лесных материалов и т. п.38 . Правда, в большинстве случаев эти представители имели только право совещательного голоса. И все же это позволяло Земгору быть в курсе государственных дел в области организации перевозок и распределения топливных ресурсов.

Успешное решение вопросов, связанных со снабжением сырьем и материалами, во многом зависело от координации деятельности самих буржуазно-помещичьих организаций, особенно ВПК и Земгора, в работе которых было много общих черт, в ликвидации параллелизма. ВПК и Земгор, например, проводили совместные закупочные операции, согласованно размещали заказы и т. п.39 . Однако результаты были малоэффективными.


34 Там же, д. 131, л. 5 об.

35 Там же, д. 155, лл. 18, 19.

36 Перечень участия представителей союзов и Земюра в правительственных учреждениях см: ЦГВИА, ф. 12642, оп. 30, д. 4.

37 Там же, оп. 2, д. 117, л. 2, об.; д. 121, л. 1 об.; д. 131, л. 2 об. 5 об.

38 Там же, оп. 30, д. 4, лл. 1 - 6.

39 Там же, оп. 2, д. 135, л. 6. -

стр. 74


Второй период в истории Земгора характеризуется возрастанием его активности. Главное его внимание в это время сосредоточивалось на выполнении заказов и по-прежнему на организации заготовки сырья и материалов, на снабжении ими местных комитетов и собственных предприятий. Однако осуществлять эти задачи стало чрезвычайно трудно в связи с ухудшением общего экономического положения в стране. Из-за острого недостатка сырья, материалов и топлива выполнение в срок заказов первой очереди становилось практически невозможным. Военное ведомство вынуждено было даже продлить этот срок с 1 марта до 1 июня 1916 года. По состоянию на 1 июня Земгор выполнил лишь 46% заказов40 . Наряду с общими экономическими причинами выполнение заказов тормозилось постоянной нехваткой квалифицированных рабочих кадров, неудачным на первых порах размещением заказов, неналаженностью порядка приемки готовой продукции и т. п.41 .

Поскольку многие комитеты оказались не в состоянии выполнить заказы,, в план распределения последних пришлось внести значительные изменения. Только в трех губерниях (Витебской, Новгородской и Псковской) из 44-х, где были распределены заказы, количество их осталось неизменным, в 23 губерниях оно уменьшилось и в 18-увеличилось42 . Максимальное сокращение заказов (от 80 до 100%) произошло в Минской и Таврической губерниях, в то же время в Могилевской число их даже увеличилось на 150 - 200%. Сократились заказы в Томской, увеличились в Ярославской, Пензенской, Калужской и Екатеринославской губерниях и т. д.43 . Такое явление объяснялось прежде всего недостаточной осведомленностью Земгора о местных технических условиях, сырьевой базе, неприспособленностью мелких производств к выпуску новых для них видов продукции. Заказы, полученные от военного ведомства, были весьма разнообразны по ассортименту, но изготовление далеко не всех в общем-то несложных предметов оказалось Земгору под силу. Кроме того, передача заказов на однородные предметы Земгору и ЦВПК и изготовление тех же предметов непосредственно по распоряжению ведомств приводило к многим нежелательным последствиям (конкуренция, искусственное взвинчивание цен и т. п.).

Кампания по распределению заказов второй очереди требовала более четкой организации, так как она проходила в более сложной, чем прежде, экономической и политической обстановке. Углубление политического кризиса и увеличивавшаяся хозяйственная разруха толкали правящие верхи на дальнейшее усиление хозяйственной деятельности государства. Если в 1915 г. распределению заказов предшествовала рассылка перечней необходимых для армии предметов, то в 1916 г. правительство и Особое совещание по обороне пошли по пути выявления конкретных возможностей промышленности, что позволило более реально подойти к распределению заказов.

В начале 1916 г., чтобы улучшить снабжение армии. Главное интендантское управление военного министерства определило ее общую потребность в предметах обозного имущества и конского снаряжения на период с 1 июля 1916 г. по 1 июля 1917 г. включительно. Дальнейшая разработка мер по распределению заказов на обозное имущество и конскую амуницию нашла воплощение в деятельности комиссии генерал-майора Карачана, образованной при Главном интендантском управлении в январе 1916 года. В состав ее вошли представители ведомств, ЦВПК, Земского и Городского союзов и Земгора44 . Цель комиссии состояла не только в организации рациональной постановки дела заказов на кон-


40 Там же, оп. 12, д. 291, л. 38 об.

41 Там же, оп. 2, д. 153, л. 113.

42 Там же, оп. 12, д. 291, л. 25 об.

43 Там же, л. 26.

44 Там же, д. 168, л. 4.

стр. 75


скую амуницию, но и в борьбе со все возраставшими ценами. Одной из важных ее задач являлось распределение заказов на предметы обозного довольствия. Чтобы ликвидировать возможную конкуренцию и параллелизм, комиссия сочла необходимым сосредоточить изготовление отдельных предметов в руках одной организации. Были разработаны меры по централизации выполнения отдельных видов заказов. Однородность военно-шорных изделий позволила объединить исполнение заказа на всю упряжь, седла и прочую конскую амуницию в руках одного органа. Выбор пал на Главный по снабжению армии комитет. Таким образом, заготовление конской амуниции и повозок по плану второй очереди было передало полностью Земгору45 .

Это был крупный заказ на сумму 120 млн. руб., делавший Земгор единственным поставщиком военного ведомства по ряду предметов. Получив заказ на конскую амуницию, Земгор разработал программу по обеспечению поставщиков сырьем, главным образом кожей. Предполагалось, что 1/4 необходимого кожтовара Земгор получит уже к 1 июля 1916 г., то есть к началу выполнения программы второй очереди, а остальное будет получать ежемесячно. Заготовку материалов предполагалось закончить не позднее 15 марта 1917 года. Окончательный срок сдачи в работу заказов был определен временем не позднее 1 мая 1916 года. Но этим планам не суждено было сбыться. Вместо обещанных 50% кож к сентябрю 1916 г. Земгор получил лишь 5%46 . Сразу же начались просрочки по выполнению заказов второй очереди, не говоря уже о задолженности по поставкам заказов первой очереди. Из-за плохого снабжения участились отказы местных комитетов от выполнения заказов. Многие комитеты вообще прекратили производство. Встал вопрос о перераспределении заказов. Нехватка кожевенного сырья и других материалов отразилась на работе не только местных комитетов, но и мастерских отдела заказов Земгора. Начались простои, доходившие до 7 дней и более даже при сокращении рабочего дня47 . Таким образом, приняв столь значительный заказ и получив под него крупный аванс, Земгор оказался не в состоянии выполнить его. Попытки правительства упорядочить снабжение кожевенными товарами оставались тщетными. Кожевенный комитет не в силах был наладить дело. Принимаемые правительством меры по упорядочению перевозок, снабжению топливом и металлами также были малоэффективны. Они сводились в основном к директивным указаниям по мобилизации транспорта, повышению производительности труда. Более радикальные меры правительство принимало лишь к предупреждению забастовок рабочих.

Правительство пыталось внести некоторые коррективы в отношении заказов буржуазно-помещичьих организаций. С мая 1916 г. заказы ЦВПК и Земгора официально стали считаться "подлежащими исполнению наравне с заказами других ведомств"48 . В этих условиях Земгор по-прежнему стремился к сотрудничеству с государственными органами, к участию в работе особых совещаний и их комиссий. Однако, допустив его представителей к работе органов Особых совещаний, правительство фактически лишило их права активного участия в решении вопросов. Земгор испытывал на себе и цензурные ограничения. Согласно решению Комитета по делам печати "Известия" Главного комитета должны были предназначаться только для внутреннего пользования. Материал "Известий" в гранках подлежал обязательному представлению в военно-цензурную комиссию; ограничивался и тираж этого издания49 . Разре-


45 Там же, д. 162, л. 40.

46 Там же, оп. 2, д. 212, лл. 34, 35.

47 Там же.

48 См. Циркуляр Комитета по делам металлургической промышленности от 30 апреля 1916 года. ЦГВИА, ф. 12642. оп. 2, д. 155. л. 195.

49 Там же, д. 198, л. 21.

стр. 76


шение на издание журнала предусматривало и некоторые ограничения его программы. Имелось в виду исключение из него политических статей50 . В еще большей степени притеснения правительства коснулись Земского и Городского союзов51 .

Не менее острым для Земгора наряду с нехваткой сырья и материалов являлся вопрос о железнодорожных перевозках, так как большинство его поставщиков находилось в сравнительной отдаленности от центра. Пытаясь внести свою долю в организацию транспорта, Земгор пошел по пути создания специальных транспортных бюро на местах. Особенно густая сеть таких бюро была создана на юге. В 1916 г. Земгор открыл их в Киеве, Ростове-на-Дону, Одессе, Харькове, Тифлисе и при Петроградском исполнительном отделе Главного комитета52 . В марте 1916 г. он поставил перед военным ведомством вопрос об организации транспорта по Северной Двине. Были разработаны две программы транспортировки грузов. Суть их заключалась в предложениях по разгрузке Архангельского порта. Контроль и координацию работ, предусмотренных этими программами, должен был осуществлять Объединенный комитет из представителей Земгора, Земского и Городского союзов53 . Насколько эффективной была бы деятельность Объединенного комитета, судить трудно, так как грандиозный пожар Архангельского порта надолго приостановил эту работу. Основной артерией, по которой грузы из-за границы поступали в Россию, стал Владивостокский порт. Однако в середине августа 1916 г. ввиду перегруженности он был вообще закрыт для грузов, идущих в адрес "общественных" организаций54 . Эта участь постигла и грузы Земгора, что усугубило и без того тяжелое положение его производств, станки и оборудование для которых в основном поступали из-за границы.

Ухудшение экономического положения в стране сопровождалось, как известно, ростом забастовочного движения. В революционную борьбу включались служащие и рабочие учреждений и предприятий Земгора. Характер их требований, однако, еще не поднимался до уровня политических. Политика буржуазных деятелей Земгора по отношению к рабочим носила двойственный характер. С одной стороны, понимая опасность рабочего движения, они шли на некоторые уступки рабочим в их требованиях повышения заработной платы, с другой, эти "уступки" сводили лишь к временным прибавкам, а не к общему повышению расценок. В борьбе с революционным движением буржуазия всегда шла в ногу с царизмом. Так же поступали и лидеры Земгора. К началу 1917 г. стачечное движение усилилось. Кризисные явления проявились во всех областях политической и экономической жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата. Царизм переживал глубокий кризис. Своими традиционными методами он уже не в состоянии был справиться с разрухой и остановить надвигавшуюся революцию.

После свержения самодержания Земгор поддерживал буржуазное Временное правительство. Основной мотив, прозвучавший в воззвании Земгора 5 марта 1917 г. к гражданам России, - поддержка нового правительства и продолжение войны55 . Февральская революция не внесла существенных изменений в деятельность Земгора. Продолжение войны гарантировало ему военные заказы. Однако его политический статут, как и всех других буржуазных организаций, претерпел известные изменения. Как было показано выше, царизм в силу чрезвычайных военных обстоя-


50 Там же, д. 330, л. 25; д. 250, л. 24.

51 См. В. С. Дякин. Указ. соч., стр. 184 - 185.

52 ЦГВИА, ф. 12642, оп. 2, д. 212, л. 21; д. 198, лл. 14 - 15; д. 161, л. 1299; оп 16, д. 157, лл. 33, 50.

53 Там же, оп. 2, д. 140, лл. 734 об., 735, 779 об.

54 Там же, д. 345, л. 14 об.

55 Там же, д. 655, л. 3.

стр. 77


тельств передал им некоторые государственные военно-хозяйственные функции, сохранив за собой основные командные позиции. После свержения самодержавия лидеры буржуазно-помещичьих организаций взяли власть в свои руки. Среди тех, кто вошел в состав правительства, оказались и руководители Земгора: Г. Е. Львов стал министром-председателем, Н. В. Некрасов - министром путей сообщения, А. Г. Хрущов - министром земледелия, а позднее товарищем министра финансов. и др. Это способствовало упрочению положения Земгора, оживило его надежды на закрепление своего правового статута. Под предлогом улучшения снабжения армии был поставлен вопрос об объединении Земгора с военным ведомством56 , на что дала принципиальное согласие комиссия А. А. Маниковского. Комиссия признала необходимым переход общественных организаций на положение главных управлений военного ведомства, причем в качестве условия оговаривалось сохранение их "внутренней структуры, характера и духа работы"57 . Следствием этих изменений должно было стать уравнение буржуазно-помещичьих организаций в правах на транспорте, в получении сырья и материалов - всего, чего так настойчиво на протяжении ряда лет они добивались в условиях самодержавной монархии. Предложения, выработанные комиссией А. А. Маниковского, были одобрены военным министром А. И. Гучковым, но юридического закрепления получить не успели58 .

В период существования Временного правительства в деятельности Земгора наметились тенденции к расширению круга его задач за пределы снабжения армии и к свертыванию производства военной продукции. Коренная причина этих изменений крылась в ожидании перехода от империалистической войны к империалистическому миру. Критическое положение со снабжением сырьем и материалами заставило Земгор ускорить аннулирование многих заказов59 . В основном ликвидировались заказы третьей очереди. К тому же в первом полугодии 1917 г. оказалась невыполненной значительная часть заказов второй очереди. Потребность в коже по заказам второй очереди на обозное имущество была удовлетворена лишь на 8%60 . Из-за отсутствия сырья и топлива нередко останавливались предприятия Земгора. Задержки в подвозе топлива послужили причиной неоднократных остановок Подольского снарядного завода, крутильной фабрики и ряда других производств61 . Кроме того, к лету 1917 г. стало очевидным, что, несмотря на все старания, предприятия Земгора, его фабрики, заводы, мастерские, коммерчески нерентабельны. Изменения в направлении деятельности Земгора были обусловлены отчасти и внутриполитическими факторами, в основном крайне тяжелым положением с обеспечением населения предметами первой необходимости. В июне 1917 г. была предпринята попытка выяснить реальные возможности для перевода предприятий Земгора на производство предметов для населения. Обследование показало, что из 44 местных комитетов 22 уже самостоятельно встали на этот путь. В июле 1917 г. Земгор официально получил заказ министерства продовольствия на изготовление лопат. Острая нехватка удобрений вызвала к жизни организацию при Земгоре суперфосфатного завода, а в составе его химического отдела - секции по производству туков62 .

О развитии новых направлений в деятельности Земгора говорят некоторые цифры. Только по отделу заказов было принято заказов невоен-


56 Там же, д. 502, л. 31 об.; см. также: ЦГИА УССР, ф. 715, оп. 1, д. 3578, лл. 255, 265 об.

57 ЦГВИА, ф. 12642, оп. 2. д. 502, л. 32.

58 ЦГИА УССР, ф. 715, оп. 1, д. 3578, л. 255 об.

59 ЦГВИА, ф. 12642, оп. 2, д. 517, л. 8; д. 542, л. 38 об.

60 ЦГИА УССР, ф. 715, оп. 1, д. 3578, л. 256 об.

61 ЦГВИА, ф. 12642, оп. 2, д. 488, л. 26; д. 489, л. 29; д. 542, л. 36; д. 552, л. 9.

62 Там же, д. 542, л. 36 об.; д. 555, л. 20; д. 510, л. 16 об.; д. 330, л. 129.

стр. 78


ного характера на сумму свыше 250 млн. рублей. Расширение этой сферы деятельности повлекло за собой увеличение числа учреждений, предприятий и отделов Земгора63 . Развитие новых направлений в деятельности Земгора проходило со свойственной буржуазии "патриотической" фразеологией. Этот "патриотизм" легко объясним: в момент, когда свертывалось военное производство, изготовление предметов первой необходимости для населения становилось наиболее выгодным. Кроме того, оно сулило перспективу существования и в мирное время.

Летом 1917 г. в результате обострения экономических затруднений и резкого ухудшения положения трудящихся возросли антивоенные настроения, усилилось стачечное и аграрное движение в стране. Участились выступления рабочих и на фабриках и заводах Земгора. Наибольшая активность наблюдалась на крупных производствах (Подольский снарядный завод, чулочно-трикотажная фабрика, брезентная и шорно-седельная мастерские и т. п.). В сентябре забастовали рабочие предприятий Земгора, занятые выделкой кож64 . Наряду с экономическими стали выдвигаться и политические требования. Однако выступления рабочих предприятий Земгора оставались разобщенными.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции положила начало коренным преобразованиям в экономике, политике и культурной жизни, слому старого государственного аппарата. Эти преобразования проходили в острой и напряженной борьбе. Буржуазно-помещичьи организации, в том числе Земгор (который некоторое время продолжал существовать и при Советской власти), не признали пролетарскую революцию. И после радикальных перемен в стране буржуазно-помещичья сущность Земгора сохранилась, так как во главе его по-прежнему оставались представители буржуазно-помещичьих кругов. Но, несмотря на сопротивление буржуазии, интенсивно шла организация нового, советского хозяйственного аппарата. Декретом ВЦИК и СНК от 2 декабря 1917 г. был создан Высший Совет народного хозяйства - общегосударственный орган управления и регулирования народного хозяйства республики. Специальный отдел ВСНХ65 должен был заниматься решением судеб бывших буржуазно-помещичьих организаций. Несмотря на то, что социалистические преобразования были чужды Земгору, последний не собирался прекращать своего существования.

В начале февраля 1918 г. члены Земгора предприняли попытку наметить перспективы своей деятельности в новых условиях. Предполагалось, что Земгор приступит к удовлетворению хозяйственных потребностей земств и городов, из органа снабжения станет "центральным техническим органом местного самоуправления, выполняющим определенные коммерческие и консультационные функции"66 с тем, чтобы обслуживать хозяйственные нужды земств и городов, включая основные направления земско-муниципального хозяйства (рост телефонной сети, развитие транспорта, благоустройство, сельское и школьное строительство, врачебно-санитарное дело и др.). В тех трудных условиях использование предприятий и производств Земгора в указанных направлениях могло бы дать определенную пользу. Однако старые "посреднические" методы работы Земгора не отвечали революционному духу Республики Советов. Оставаясь буржуазно-помещичьим органом, Земгор пытался всячески отстаивать уже сформировавшиеся, устоявшиеся методы своей работы. Поэтому 28 марта 1918 г. по постановлению ВСНХ Земгор был распущен.


63 В конце мая 1917 г. Земгор насчитывал свыше 10 отделов и до 30 собственных предприятий (ЦГВИА, ф. 12642, оп. 2, д. 540, л. 18).

64 ЦГВИА, ф. 12642, оп. 2, д. 633, лл. 8 об., 9.

65 Имеется в виду Центральный комитет по ликвидации бывших общественных организаций (ЦГВИА, ф. 12642, оп. 2, д. 585, л. 11).

66 ЦГВИА, ф. 12642, оп. 35, д. 21, лл. 5 - 6, 6 об.

стр. 79


В составе ВСНХ на правах структурного подразделения был образован новый Главный комитет. Он занялся ликвидацией отделов и предприятий бывшего Земгора67 . По постановлению Президиума ВСНХ от 17 мая 1918 г. была образована комиссия для выработки плана перехода отделов, учреждений, предприятий, складов и имущества бывших буржуазно-помещичьих организаций в ведение ВСНХ68 . Дела предприятий, занятых обработкой металла, и машиностроительные производства Земгора передавались отделу металлообрабатывающей промышленности и машиностроения при ВСНХ; все продовольственные отрасли Земгора и складские помещения - в Московский продовольственный комитет; отдел металлов Земгора сдавал дела Горно-металлургическому отделу ВСНХ69 . Все эти меры свидетельствовали о том, что ВСНХ стремился использовать отдельные звенья налаженного хозяйственного аппарата в интересах Страны Советов.

Подведем итоги. Возникновение в недрах самодержавно-бюрократического Российского государства Главного по снабжению армии комитета явилось частью общего процесса возрастания роли буржуазии и обуржуазившихся помещиков в жизни страны периода первой мировой войны. Это свидетельствовало об изменении классовой природы российской государственности в буржуазную сторону70 . Известный вклад Земгора в мобилизацию мелкой кустарной промышленности для работы на военные нужды, безусловно, имел место. Земгор пытался также разработать организационные меры для улучшения боевого снабжения армии, Постоянное стремление к расширению своей деятельности привело к тому, что Земгор превратился в ведомство с огромным штатом чиновников и специалистов, с широко разветвленной сетью местных органов. Однако как поставщик военного ведомства Земгор, несмотря на некоторые в этом успехи, себя не оправдал. Для выполнения заказов он не обладал достаточной производственной базой. Ничтожно малая отдача по сравнению с отпускаемыми ему субсидиями дает основание заключить, что Земгор являлся убежищем и "кормушкой" для любителей наживы.

История Земгора - яркий пример стремления буржуазии и обуржуазившихся помещиков взять в свои руки управление народным хозяйством. Желание участвовать во всех сферах народнохозяйственной жизни привело к тому, что членов и представителей Земгора можно было встретить в составе почти всех правительственных органов "регулирования", включая и заводские совещания на местах. Но, допустив буржуазные организации к участию в снабжении армии, правительство не хотело, более того, боялось усиления экономического и политического влияния буржуазии. Фактически допуск ее к организации военного снабжения был вынужденной уступкой со стороны царизма в условиях войны. Поэтому с такой "осторожностью" он и относился к любому начинанию и проявлению активности со стороны буржуазии. Но, несмотря на политические разногласия между царизмом и буржуазией, их всегда объединяла общая цель - борьба с революционным движением.

После победы Великого Октября социалистические преобразования в экономике и управлении народным хозяйством привели к ликвидации Земгора. Взяв власть, пролетариат использовал сложившийся ранее учетно-распределительный аппарат и накопленный при этом опыт, в том числе и опыт буржуазно-помещичьих организаций, при создании социалистических органов управления народным хозяйством.


67 Там же, оп. 2, д. 154, л. 367; д. 169, л. 458.

68 Там же; см. также д. 654, л. 245.

69 Там же, д. 154, лл. 364 - 369

70 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 21, стр. 298.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РОССИЙСКАЯ-БУРЖУАЗИЯ-В-ГОДЫ-ПЕРВОЙ-МИРОВОЙ-ВОЙНЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander PetrovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Petrov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Г. С. Акимова, РОССИЙСКАЯ БУРЖУАЗИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 19.05.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РОССИЙСКАЯ-БУРЖУАЗИЯ-В-ГОДЫ-ПЕРВОЙ-МИРОВОЙ-ВОЙНЫ (дата обращения: 18.04.2024).

Автор(ы) публикации - Г. С. Акимова:

Г. С. Акимова → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Petrov
Volgodonsk, Россия
4030 просмотров рейтинг
19.05.2017 (2526 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
РОССИЙСКАЯ БУРЖУАЗИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android