Libmonster ID: RU-14861
Автор(ы) публикации: З. Д. ЯСМАН

В дело становления сельскохозяйственного образования в России значительный вклад внесла Земледельческая школа Московского общества сельского хозяйства (МОСХ), возникшая в 1822 г. и с самого основания развивавшаяся как всесословная. По нашим подсчетам, ее полный курс окончили с 1827 (первый выпуск) по 1860 г. 730 человек, с 1861 по 1881 г. - еще 564 выпускника. Многие из них были крестьянского происхождения. Но уцелели документы не всех учеников и лишь с 1850-х годов. Удалось выявить материалы о 531 питомце школы, среди них 121 происходил из крестьян, в том числе 39 крепостных (до 1861 года).

Крепостные выпускники школы получали аттестат об окончании без всяких реальных прав. После распространения в 1850 г. на свободных выпускников школы прав выпускников Земледельческого училища при Горыгорецком институте (звания ученых управителей и почетных граждан, освобождение от податей и рекрутской повинности) в школу за такими свидетельствами начали обращаться выпускники прежних лет, ставшие вольноотпущенными.

Вот один из таких просителей - Алексей Борисович Демкин, обучавшийся в школе с 1822 по 1827 г., бывший крепостной кн. Барятинского: в "многостороннем служении" по обширным вотчинам владельца он вел

стр. 168


"разные занятия: конторщицкие, землемерные, архитектурные, учительские, земледельческие и комиссионерские" с 1830 по 1853 г. с трехгодичным перерывом, когда, работая в Курской вотчине, управлял имением близ Одессы в 28 тыс. десятин. "Здесь я устроил в обширном размере правильное землепашество; развел мериносовое овцеводство до 19 тысяч голов, стада лошадей и рогатого скота; в безводной обнаженной степи поделал искусственные водохранилища и отвратил "недостаток" водопоя; насадил два больших сада и развел плантации диких дерев; построил училище и, все хозяйство приведши в порядок, имение сдал по возможности благоустроенным". Получив после 1853 г. вольную и став одесским 3-й гильдии купцом, Демкин просил школу выхлопотать ему свидетельство почетного гражданина. Но ему было отказано, ибо он окончил это заведение до введения прав 1850 года1 .

Для агронома из крепостных "вольная" была счастьем, но получение ее зависело от желания владельца. Так, признав заслуги своего крепостного, выпускника земледельческой школы 1841 г. Даниила Савенкова, в течение 10 лет управлявшего его тульским имением, граф Волькенштейн сообщал школе: он в 1851 г. дал тому отпускную "в награду за его честность, верность и отличное распоряжение по имению, чрез что не разоряя крестьян удвоил доход"2 .

Весьма красноречиво свидетельство выпускника 1857 г., вольноотпущенного Т. И. Веснина, просившего в 1870 г. дать ему звание ученого управителя: "Позволю напомнить дирекции и школе, что им хорошо было известно, что, когда они воспитывали меня, развивали сознание человеческого достоинства и честности груда, я был рабом в полном значении этого слова, не имевшим не только возможности заниматься хозяйством так, чтоб кто-нибудь засвидетельствовал это, но не имевшим даже гражданских прав... Позволю себе напомнить своим бывшим наставникам, которых благородные семена не пропали даром, что раны от цепей рабства еще чересчур могучи, чересчур осязательны и в настоящее время"; к прежним учителям обращался "человек, ими же развитый и ими же брошенный в рабство, от чего моральный гнет и страдания сделались еще тяжелее, еще невыносимее, а цепи рабства - еще позорнее и больнее;.. если школа откажет мне в помощи, то мне обращаться больше не к кому"3 .

Отсутствие помещиков в имениях или их отказ дать отзыв о работе агронома вообще лишали питомца школы возможности получить звание ученого управителя. Так, окончивший школу в 1860 г. крепостной В. Т. Годючкин из Тверской губ. лишь в 1866 г. переменил аттестат питомца из крепостных на свидетельство со званием помощника ученого управителя. "Я не имел возможности получить от тех лиц, которым была посвящена моя служебная жизнь, необходимых бумаг, требуемых уставом Школы"4 , - сообщал он.

Часто задерживалась выдача соответствующих свидетельств вместо аттестатов прежним крепостным, если их помещики были за границей либо вовремя не присылали увольнительные и отзывы об их службе5 . Управляющий рязанским имением помещика С. Д. Нечаева выпускник школы 1840 г. П. В. Заломанов в 1852 г. на запрос о своей деятельности буквально воззвал к П. В. Беликову, с 1849 г. - директору Земледельческой школы: "Другого лица, кроме Вас, благодеющего мне в жизни, я не знаю, и мысль моя сроднилась с Вашим именем, как с моим добрым гением"; Заломанон просил откликнуться на его просьбу о звании почетного гражданина. Заломанов признавался прежнему учителю, как нелегко было ему работать у помещика: "С. Д. (Нечаев. - З. Я.) легко стелет, но жестко спать"6 .

Этот бывший крепостной, получивший волю в 1843 г. и ставший автором ряда агрономических статей, пришел к выводу: "Русскому управителю, кроме знания, нужно имя"7 . Звание ученого управителя просил у школы и агроном из крепостных Саратовской губ. Н. М. Мятяшев: "Будущее еще труднее, хотя любовь, усердие и особенная страсть заниматься сельским хозяйством у меня непреоборимы, но без материальных средств и посторонней помощи (хотя я и воспитанник) у нас, на широкой Руси, они, как тело без души"8 .

Лишь звание давало минимальные права и льготы. Директор школы М. Г. Павлов подчеркивал, что "с превосходными успеха-


1 ЦГИА г. Москвы, ф. 472, оп. 1, д. 308, дл. 1 об., 2, 3 об.

2 Там же, д. 274; л.1 об.

3 Там же, оп. 2, д. 241, лл. 6 об., 7.

4 Там же, д. 338, л. 1 об.

5 Там же, д. 976, л. 1; д. 1152, л. 1.

6 Там же, оп. 1, д. 270, л. б/N.

7 Там же, ф. 419, оп. 1, д. 1234, л. 4 об.

8 Там же, ф. 472, оп. 2, д. 912, л. 4 об.

стр. 169


ми" в 1831 г. окончили школу крепостные князей Куракина и Долгорукого П. Тюхтяев и И. Медведев9 , но в аттестатах, где проставлялись инициалы и фамилия владельца, эти выпускники записаны без отчества. В 1840 г. школа ходатайствовала перед президентом МОСХ об отборе одного из выпускников для прохождения практики и осмотра им "лучших хозяйств и заведений в нашем отечестве", чтобы он стал полезен школе как репетитор и практический учитель по огородничеству и земледелию во время летней практики учеников на опытном хуторе. Но "из учеников свободных сословий нет в виду совершенно благонадежных, из крепостных же принадлежащий Н. Г. Боровому совершенно мог бы удовлетворить всем ожиданиям по отличным способностям, успехам и поведению"10 . Однако крепостному в этом отказали.

В 1861 г. некоторым выпускникам, тогда еще крепостным, директор школы Н. И. Анненков и некоторые ее педагоги советовали не получать аттестатов без прав и дождаться свидетельств со званием ученого управительского помощника. Об этом писал в школу ее выпускник того года С. Т. Костарев спустя три года: "Присоветовали строгановским воспитанникам (М. Г. Константинову, Г. И. Цепенникову и И. И. Дащенникову), а также и мне не получать аттестатов находящимся в обязательных отношениях"11 . После реформы 1861 г. школа ходатайствовала о выдаче таких свидетельств тем своим питомцам - бывшим крепостным, которые окончили курс учения до 1850 года. Однако Департамент сельского хозяйства отказал в этой просьбе, ссылаясь на то, что эти звания для лиц "свободных состояний" были учреждены только в 1850 г., а "закон обратного действия не имеет". В частности, было отказано бывшим выпускникам Нежданову и Чаброву12 .

Только после издания Положений Главного комитета об устройстве сельского состояния от 12 июня 1862 г., где бывшим питомцам Земледельческой школы, кончившим курс в крепостном состоянии, было дано право получать свидетельства ученых управительских помощников и ученых управителей с правами, в школу стали поступать ходатайства от них: А. К. Маркина, выпускника 1852 г., служившего в Ковенском имении Барятинского13 ; М. Мельникова, служившего в имении близ Галича14 , и др. Окончивший школу в 1852 г. крепостным А. Н. Деев из Оренбургской губ. просил Н. И. Анненкова: "Вы были уже прежде вторым отцом для меня... прочное обеспечение моей участи и моего будущего положения также в руках Ваших"; в 1862 г. Деев получил наконец аттестат ученого управителя15 .

Позднее, выдавая бывшим вольноотпущенным такого рода документы, школа старалась заменить в графе о происхождении выпускников слово "вольноотпущенный" на "свободное сословие"16 . Так оформлены документы в личном деле питомца школы, будущего ученого-агронома П. А. Костычева. В 1860 г. майор П. П. Петров поместил "для воспитания в школу отпущенного на волю Павла Костычева". Свидетельство Шатского уездного училища удостоверило, что этот сын помещичьего крестьянина обучался в нем с 1857 по 27 июня 1860 г. и окончил его 15-ти лет с отличными успехами. В свидетельстве об окончании Костычевым Земледельческой школы в 1864 г. со званием ученого управительского помощника фраза: "Из представленных Костычевым документов видно, что он происходит из..." не окончена, а потом карандашом вставлено: "свободного сословия"17 .

Основная масса выпускников школы трудилась в помещичьих имениях и понимала, что стоит на пути развития производительных сил в сельском хозяйстве. Отвечая на запрос школы в 1852 г. о занятиях бывших питомцев, скопинский уездный землемер А. Ф. Филиппов, выпускник 1838 г., объясняет, почему он оставил службу управляющего: "Управляя же частными имениями, трудно достигнуть желаемой цели, выполняя требования доверителя одного, приноравливаясь к характеру хозяйства другого, часто далекого от рационального"18 . На запрос школы в 1852 г. ученый управитель из Воронежской губ. И. О. Карпов делился своими размышлениями о 30 годах работы: "Как живется бывшим питомцам, можете судить из того, что помещики наши остались все таковыми, какими их фотографи-


9 Там же, оп. 1, д. 19, л. 3.

10 Там же, д. 77, л. 2.

11 Там же, оп. 2, д. 717, л. 4 об.

12 Там же, оп. 1, д. 348, л. 1 об.

13 Там же, д. 343, л. 5 об.

14 Там же, л. 6.

15 Там же, оп. 2, д. 416, лл. 3 об., 4, 10.

16 См., напр., там же, д. 832.

17 Там же, д. 713, лл. 1, 3, 5 об.

18 Там же, оп. 1, д. 270, л. 29.

стр. 170


чески точно изобразил покойный Гоголь в "Мертвых душах"; новые же землевладельцы - купечество и мещанство предпочитают должности по хозяйству предоставлять своим приказчикам... Спроса на лиц, получивших сельскохозяйственное образование, в действительности не существует"19 .

Однако объективные потребности в специалистах сельского хозяйства постепенно росли. Об этом говорят, в частности, отзывы владельцев имений, у которых работали выпускники школы: "При всей способности, без научных сведений этого достигнуть нельзя, и в действиях его (речь идет в 1862 г. об агрономе Г. И. Гусеве, служившем шестой год у автора отзыва. - З. Я.) отражается предприимчивость, основанная на законах науки"20 , Пензенский помещик Заварицкий сам ходатайствовал перед школой о выдаче диплома ученого управителя вышедшему из крепостной зависимости управляющему его имением И. С. Симагину: "С тех пор, как он у нас, наше хозяйство приходит в... порядок с улучшением оного приметным образом его усердием, добросовестностью и знанием дела"21 . В отзыве тамбовского помещика Веригина о деятельности управляющего его имением выпускника школы А. А. Красменова школа названа "необходимым для наших хозяйств заведением"22 .

Конечно, помещики усматривали смысл существования земледельческой школы лишь с точки зрения собственной выгоды. Талантливому агроному Я. П. Рудневу, обучавшемуся в школе в 1828 - 1832 гг, как крепостному помещика Черткова, отпущенному в 1842 г. на волю, кн. Голицын писал из Парижа, поручая ему управление своими рязанским и тульским имениями с водяной мельницей, бумажной фабрикой и винокуренным заводом: "Чтобы никаких упущений или беспорядков по сему имению во вред пользе моей допущено не было"23 ; в 1849 г., благодаря его за управление имением, князь напоминал из-за границы Рудневу: "Продолжай действовать в мою пользу"24 .

Выпускники старались использовать полученные в Земледельческой школе знания для совершенствования хозяйства и внедрения приемов агрономической науки: вводили плодосменный севооборот, многопольную систему полеводства, травосеяние, машины, новые приемы агротехники, правильное лесопользование, улучшенное скотоводство. Но это касалось лишь тех имений, владельцы которых не препятствовали новшествам. Так, учившийся в школе в 1822 - 1829 гг. крепостной графа Апраксина И. Нежданов управлял четверть века Клинской вотчиной, наладил травосеяние, полеводство и молочное животноводство. Юрьевское общество сельского хозяйства присудило ему в 1854 г. похвальный лист за представленные на выставку общества "прекрасные образцы хлебов, сыру и клевера"25 .

Некоторые из питомцев Земледельческой школы создавали образцовые хозяйства на купленных землях. Выпускник 1857 г. из вольноотпущенных Т. И. Веснин после 13 лет службы управляющим у помещиков приобрел в Волынской губ. "кусок земли", чтобы наладить правильное хозяйство в местах, где "хозяйство даже и не в младенчестве"26 . Выпускник 1862 г. Д. И. Годовиков, интересовавшийся отбором наиболее урожайных культур, вначале "вынужден был ограничиваться лишь управлением имения... Кашинцевой в Шуйском уезде", а в 1869 г. купил у нее участок земли и по 1888 г., как он сообщал школе, "я с особенной любовью занимаюсь сельским хозяйством с применением всех посильных способов обработки и удобрения почвы... Все труды мои в продолжение 18 лет по улучшению моего хозяйства, с заботами достигнуть возможно больших урожаев, далеко не дают тех результатов, каких хотелось бы добиться, хотя поля мои и разные нововведения почему-то местно считаются образцовыми"27 . Из отзывов соседей школа выяснила, что Годовиков, "желая распространить употребление экстирпаторов, ...раздает их на время сева крестьянам, и последние, убеждаясь в пригодности орудия и успехе работы, проявляют желание приобретать таковые"28 . В 1890 г. школа выслала Годовикову аттестат ученого управителя.

Выпускники школы стремились воздействовать на ведение хозяйства родного края в целом. Выходец "из крестьянского звания" Н. Г. Стрижов окончил школу первым учеником в 1861 г. и по 1892 г., помимо ра-


19 Там же, д. 580, л. 11 об.

20 Там же, д. 343, л. 1.

21 Там же, л. 2 об.

22 Там же, л. 4.

23 Там же, д. 270, л. 17.

24 Там же, л. 13 об.

25 Там же, ф. 472, оп. 2, д. 1016, лл. 2 - 4.

26 Там же, оп. 2, д. 241, л. 6 об.

27 Там же, д. 339, л. 5 об.

28 Там же, л. 7 об.

стр. 171


боты приказчиком на Билимбаевском заводе Строгановой и иных занятий, вел широкую деятельность, связанную с совершенствованием сельского хозяйства: "До поступления моего в составе земства земские собрания и управа не обращали внимания на земледелие и продовольственное дело. Я нашел нужным заговорить в собраниях о мерах улучшения земледелия и продовольственного дела. Результатом явилось то, что Екатеринбургское земство каждогодно стало вносить в свою смету известную сумму на улучшение сельскохозяйственного дела в уезде, выписывая семена, орудия, племенной скот и т. п."29 .

Агрономы из крестьян вносили свой вклад также в научную и научно- популяризаторскую деятельность. И. В. Заломанов, например, опубликовал ряд статей в журнале М. ОСХ, "Трудах" ВЭО, "Записках" Лебедянского общества сельского хозяйства, "Земледельческой газете". Статьи Я. П. Руднева помещались в "Записках" Лебедянского общества. Президент общества Шишков просил в 1850 г. Руднева и впредь присылать статьи: "Опыты и замечания Ваши как воспитанника Земледельческой школы и уже опытного хозяина всегда приняты будут обществом с должною признательностью"30 . В следующем году общество избрало Руднева, "уважая полезные труды и опытность по сельскому хозяйству", своим членом- корреспондентом. Еще в 1835 - 1839 гг. Руднев устроил в селе Мокрый Крем опытный хутор, где обучал практике сельского хозяйства крестьянских сыновей31 .

Выпускник 1862 г. П. А. Вологдин устроил при заводе Строгановых опытное поле, чтобы распространить среди крестьян сельскохозяйственные знания, писал статьи по сельскому хозяйству и этнографии крестьян-пермяков, помогал обществу при Московском университете в устройстве этнографической выставки и был удостоен за это диплома и большой серебряной медали; в 1872 г. содействовал организации Политехнической выставки, за что получил большую серебряную и золотую медали32 . Крестьянский сын В. Н. Ваганов устроил в пензенском имении Ладыженского, в с. Завиваловке, сельхозшколу для обучения детей крестьян33 . Выпускник 1859 г. из дворовых М. В. Ащеулов занимался в 1860-е годы в Черниговской губ. "разными хозяйственными делами и образованием молодых детей" в с. Белый Колодезь34 .

В 1866 г., желая стать ученым управителем, выпускник 1860 г. Е. Е. Буренков прислал из Уфимской губ. статьи о местном овцеводстве и разведении полбы, присовокупив, что прежде, будучи крепостным, "не имел никакого права сообщать мои наблюдения, ибо крепостные, кончившие курс в Земледельческой школе, кроме аттестата на свои познания ничего не приобретали и, как известно дирекции, правами никакими не пользовались"35 . Выходец из крепостных, выпускник 1858 г. П. И. Сюзев публиковал статьи не только по специальным вопросам, но и по таким, как оказание содействия кустарной промышленности и о пользе введения преподавания сельскохозяйственных знаний в начальных училищах (в "Сборнике Пермского земства" за 1888 г.)36 .

Перед своими юбилеями и 75-летием МОСХ Земледельческая школа не раз делала попытки собрать сведения о жизненном пути и деятельности своих питомцев. Наиболее достоверны данные, присланные выпускниками школы в 1852, 1872 и 1891- 1893 годах. Ответы автобиографического характера позволяют сделать вывод, что большая часть выпускников не изменила призванию. Откликнулись в их числе 15 выходцев из крестьян. Так, А. А. Шекунов, крепостной нижегородского помещика, окончил школу в 1859 г. и служил в имении своего владельца; в 1861 г. получил из школы по своему запросу права и звание ученого управительского помощника; с 1863 г. управлял имениями в Нижегородской и Симбирской губерниях, применяя вольнонаемный труд и улучшая ведение хозяйства. Шекунову в 1891 г. было 52 года, из них 32 он занимался сельским хозяйством37 .

И. Н. Ржанов окончил школу в 1844 г., когда "принимались в нее неограниченных лет почъи безграмотные ученики (так, напр., Денисов поступил безграмотным, а потом вышел отличным математиком и одним из первых воспитанников школы)"; свыше 30 лет Ржанов, ставший в 1862 г. ученым управителем, ведал имениями в Московской, Орловской, Тамбовской и Самарской губерниях38 . Крепостной пензен-


29 Там же, оп. 1, д. 580, л. 10.

30 Там же, л. 6.

31 Там же, л. 20.

32 Там же, оп. 2, д. 274, лл. 9 об., 11, 19, 20.

33 Там же, д. 264, лл. 1, 8 - 10 об.

34 Там же, д. 69, л. 9.

35 Там же, д. 197, л. 2 об.

36 Там же, д. 1313, л. 3 об.

37 Там же, оп. 1, д. 561, лл. 25 - 26 об.

38 Там же, лл. 51 - 52.

стр. 172


ского помещика Ф. Н. Чекалин окончил школу в 1838 г. с отличным аттестатом, только в 1860 г. получил отпускную со всем семейством. Помощник Чекалина сообщал в 1891 г. в школу: "По выходе из школы до сего времени г. Чекалин, относясь с живым интересом ко всякому печатному слову о хозяйстве и его отраслях, всю свою трудовую жизнь, врожденную энергию, основательное знание и огромный опыт отдал делу хозяйства как управляющий"; 53 года проработал этот агроном в губерниях Пензенской, Казанской, Симбирской и Саратовской, но никаких знаний не получил, ибо окончил школу крепостным39 .

Будучи крепостным, окончил школу в 1851 г. С. Е. Озеров (с 1863 г. - ученый управитель), который 41 год трудился землемером и управляющим, а в 1892 г. продолжал еще работать в Орловской губернии40 . Еще один из питомцев, посылая в 1891 г. сведения о себе в школу, заключил: она "выпускает из школы не белоручек, а людей труда, с честным направлением, полезных членов государства и общества. Своим положением я исключительно обязан ему (МОСХ. - З. Я.)... Думаю, что много находится моих товарищей в разных углах нашей Родины, поставленные школой на прямой путь, серьезно относятся к принятым на себя обязанностям, работают, и этот труд не пропадет даром"41 .

Осознание полезности своего предназначения было отличительной чертой выпускников. Один из них писал в 1855 г. в школу: "Полезные труды воспитанников приносят честь месту своего образования... Сами воспитанники вменяют себе в сугубую честь и счастье быть учениками такого заведения, которое, просвещая их ум истинами науки, в высшей степени важной и положительно необходимой, дает им средства служить с пользою своему отечеству!"42 .

Не редкостью были династии агрономов, в том числе из крестьян. Выпускник 1850 г. крепостной А. Л. Воронов в 1878 г., став ученым управителем, просил школу принять его сына Гавриила; в 1884 г. тот блестяще окончил школу43 . Выпускник 1869 г. из вольноотпущенных М. И. Дубровин в 1884 г. просил принять своего брата П. Дубровина44 . В 1861 г. школу окончили братьи В. Л. и Н. Л. Рабутовские из крепостных кн. Юсупова45 . В 1865 и 1867 гг. школу, в которой прежде учился их отец - ученый управитель Заломанов, окончили братья Н. П. и С. П. Заломановы46 . В 1856 г. из школы был выпущен крепостной Н. Г. Ширяев, а в 1880 г. - его сын Г. Н. Ширяев47 . В 1853 г. школу окончил крепостной М. А., Полевой, а в 1878 г. - его сын В. М. Полевой; оба служили управляющими48 . В Орловском имении Леонтьевых управляющими были три поколения крестьянской семьи Шахворостовых: дед Филипп; сын Григорий, окончивший школу в 1841 г. и управлявший этим имением около 40 лет; внук Иван, учившийся в той же школе до 1878 г. и продолжавший быть управляющим еще в 1895 году49 .

Лишь немногие из выпускников школы - выходцев из крестьян - получили затем высшее образование. Так, один из основателей современного почвоведения, организатор первой в России агрономической лаборатории П. А. Костычев окончил Петербургский Земледельческий институт. В 1850 г. за счет МОСХ поступил вольнослушателем, а с 1852 г. стал студентом Горыгорецкого Земледельческого института выпускник школы из вольноотпущенных А. И. Астауров, окончивший со званием ученого агронома институт в 1856 году50 . Они, как писал Астауров, высоко ценили "дорогое... звание агронома"51 и стали гордостью Земледельческой школы.


39 Там же, ф. 419, оп. 1, д. 561, лл. 61, 63, 64.

40 Там же, ф. 472, оп. 1, д. 580, л. 17.

41 Там же, д. 561, л. 76 об.

42 Там же, д. 308, л. 3.

43 Там же, оп. 2, дд. 283, 284.

44 Там же, дд. 457, 458.

45 Там же, дд. 1201, 1202.

46 Там же, дд. 521, 522.

47 Там же, дд. 1641, 1642.

48 Там же, оп. 1, дд. 580, 362, лл. 31 - 32 об.

49 Там же, оп. 2, д. 1617, лл. 1 об., 3.

50 Там же, ф. 419, оп. 1, д. 974, л. 7 об.; д. 1414, лл. 1, 2, 5.

51 Там же, д. 1593, л. 3 об.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РУССКИЕ-АГРОНОМЫ-ИЗ-КРЕСТЬЯН-В-XIX-ВЕКЕ-2018-08-30

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

З. Д. ЯСМАН, РУССКИЕ АГРОНОМЫ ИЗ КРЕСТЬЯН В XIX ВЕКЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 30.08.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РУССКИЕ-АГРОНОМЫ-ИЗ-КРЕСТЬЯН-В-XIX-ВЕКЕ-2018-08-30 (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - З. Д. ЯСМАН:

З. Д. ЯСМАН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
851 просмотров рейтинг
30.08.2018 (2060 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
РУССКИЕ АГРОНОМЫ ИЗ КРЕСТЬЯН В XIX ВЕКЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android