Автор: Полковник Алексей ШАНИН, председатель НТК ЦПУ МО РФ; подполковник Александр КОСАРЕВ, член НТК ЦПУ МО РФ
Научные исследования начала ХХ века, особенно русско-японской войны (1904 - 1905 гг.), наглядно показывают, что структура органов продовольственного обеспечения войск приняла довольно стройную систему. Командующий Маньчжурской армией в телеграмме на имя военного министра от 20 августа 1904 г. так охарактеризовал работу интендантских органов: "С начала войны деятельность всех членов интендантского ведомства от первого до последнего выше всякой похвалы... Войска получали во многих случаях довольствие от интендантства до печеного хлеба включительно; все войска все время питались печеным хлебом, приготовленным в полевых подвижных пекарнях, чем и объясняется отсутствие в Армии сухарного поноса, несмотря на самые неблагоприятные климатические условия..."
После русско-японской войны было принято решение "приблизить интендантство к войскам", в частности внедрить в войска технические походные средства продовольственной службы. И уже в 1905 г. офицер царской армии А.Турчанович получил первый патент на военную походную кухню, предназначенную для приготовления и перевозки горячей пищи в полевых условиях.
Эта кухня пехотно-артиллерийского образца состояла из заднего и переднего ходов пароконной дышловой запряжки. Задний ход, на котором был смонтирован очаг с котлом, представлял собственно кухню, а передний ход был приспособлен для перевозки продуктов и принадлежностей кухни. В ней применен принцип взаимозаменяемости (котел при необходимости можно было демонтировать, а на его место установить плиту).
Задний ход имел буферное подрессоривание. Крышка ящика переднего хода в закрытом состоянии служила сиденьем для повозочного, а в открытом - столом для разделки продуктов. Задний ход соединялся с передним путем надевания шворневой лапы заднего хода на шворень, закрепленный в раме переднего хода. Лапа запиралась на шворене засовом (ключом).
Вскоре появились двухкотельные кухни 2 КО и 2 КОУ, которые также состояли из переднего хода с продуктовым ящиком и заднего хода с очагом. Оба хода были подрессорены металлическими листовыми рессорами. Диаметр колес - 1070 мм. Запряжка дышловая, пароконная. Очаг представлял собой два котла для приготовления пищи с самостоятельной топкой для каждого. Котел для вторых блюд имел масляную рубашку. Емкость котлов: правого (для первого блюда) - 190 л, левого (для второго блюда) - 130 л.
В 1908 г. продолжалось совершенствование технических средств приготовления пищи. Была разработана и создана вьючная кухня системы генерала Грум-Гржимайло, офицерские кухни системы Брауна и Оковенко- Маринича (в их состав дополнительно ввели буфет-двуколку).
Горно-вьючная кухня (ГВК) предназначалась для приготовления пищи в горной местности и перевозилась на специальном вьючном седле системы Грум-Гржимайло. В ее комплект входили два очага с котлами (правый и левый). К стенке корпуса очага, обращенной в сторону седла, крепились два металлических каркаса из уголковой стали, верхние концы которых были снабжены кольцами для подвешивания очага к крючкам лечила седла. В каждый очаг вставлялся пищеварный луженый котел самоварного типа емкостью 25 л.
Одновременно шло усовершенствование и принятие на вооружение новых образцов кухонь пехотно-артиллерийской системы Маргушина на 250 человек и кухни кавалерийского образца на 170 человек. Были созданы и испытаны 20 печей-повозок под названием "Марс" конструкции инженера Бушкевича, а также изготовлена кухня ранцевая, предназначенная для приготовления пищи или кипятка для небольших подразделений и команд (20 - 25 человек).
Начавшаяся механизация и моторизация Красной Армии резко повысили маневренность войск и соответственно требования к походным полевым кухням. В предвоенные и военные годы удалось создать и принять на вооружение кухни нового образца как на конной тяге, так и на автомобильных прицепах: кухни кавалерийского образца КК-42 и КК-2-42, кухня пехотно- артиллерийского образца упрощенная УПК-42, кухни автоприцепные КП-4, КП- 42, кухни очажные ОПК-150, ОПК-180 и
ОПК-250, кухни ранцевые КР-43.
В 1946 - 1955 гг. были разработаны и приняты на вооружение прицепные кухни КП-2-48, КП-2-49, кухня малолитражная вьючная МВК-50.
Почти все технические средства продовольственной службы Вооруженных Сил СССР в период с 1956 по 1970 г. модернизировали и разработали новые с учетом требований повышения их маневренности, живучести и защиты от оружия массового поражения. На вооружение приняты: автомобильная кухня ПАК-170, кухня прицепная КП-125, кухни газовые КГ-30 и КГ-30Д, плита переносная ПП-1.
Начиная с 1971 г. по настоящее время в армии ведутся работы по созданию новых и модернизации существующих видов кухонь. Основные направления - использование в качестве базы монтажа высокопроходимых автомобилей и автопоездов, совершенствование способов обогрева котлов. В этот период созданы кухня прицепная КП-130, кухни переносные КП-10, КП-20, МК-30, КО-75, плита передвижная ПП-170, передвижные кухни-столовые ПКС-125 и ПКС-250.
Ныне на вооружении Российской армии состоят мощные, мобильные и автономные технические средства приготовления и транспортирования пищи. Среди них кухни автомобильные КА-250, КА-220, КА-125,
ПАК-200М, КВК-130. Чтобы получить представление о них, достаточно ознакомиться с техническими характеристиками последней. КамАЗ-5410 с полуприцепом, тип кузова-фургона контейнер 1 с, количество питающихся 130 - 200 человек, три котла из нержавеющей стали, вместимость первого блюда 150 - 140 л, второго - 132 - 120 л, кипятка - 150 - 140 л, кипятильник, жарочный шкаф, холодильник, бак топливный, бак для воды вместимостью 1050 л, оборудование для мытья котелков и т.д.
Есть также кухни прицепные
КПФ-3М, КП-130-11, КП-125,
КП-2-49Н, КП-2-48Н. Рассмотрим краткую техническую характеристику
КПФ-3М: база монтажа - шасси автомобильного прицепа, количество питающихся - 150 человек, два котла из нержавеющей стали, вместимость котлов для первого блюда - 50 л, для второго - 50 л, водонагреватель, плита жарочная, два топливных бака и т.д.
Кухни переносные служат для приготовления пищи как в полевых условиях, так и в железнодорожных вагонах и на судах при перевозках личного состава воинских подразделений. Типы этих кухонь: КО-75М, КВ-75Д, КП-20М,
ОПК-250М,ОПК-150М и ОПК-75М.
Кратко о плитах прицепных и переносных (ПП-170, ПП-40). Количество питающихся - 170 человек, площадь жарочной поверхности - 1,5 м2, водонагреватель вместимостью 90 л, жарочный шкаф, два топливных бака и т.д.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |