Нальчик. Эльбрус. 1984. 191 с.
Национально-культурное строительство и культурные взаимосвязи народов - составная часть истории социалистической культуры. Богатый опыт культурного строительства накоплен в многонациональном регионе. С этой точки зрения представляет интерес монография заведующего кафедрой истории СССР Кабардино-Балкарского университета доктора исторических наук, профессора Г. Х. Мамбетова и директора Кабардино-Балкарского института истории, филологии и экономики, кандидата исторических наук Х. И. Хутуева. Это первая попытка комплексного исследования братской взаимопомощи народов СССР в области культурного строительства на примере многонациональной Кабардино-Балкарии.
Отличительной чертой книги является анализ проблем культурного строительства в тесной взаимосвязи с вопросами экономического и социального развития республики в процессе строительства социализма. После пролетарской революции русский народ во главе с рабочим классом практически начал претворять в жизнь программу всестороннего содействия ранее отсталым и угнетавшимся народам. Он помогал им всем и во всем. В свою очередь, ранее отсталые народы, успешно преодолевая фактическое неравенство, вносили посильный вклад в укрепление общесоюзного экономического потенциала на основе социалистической кооперации и специализации народного хозяйства. Через всю монографию красной нитью проходит мысль, что братская взаимопомощь, взаимовлияние и сотрудничество являются закономерностью развития социалистического государства и каждой социалистической нации в отдельности, что успехи СССР стали объективным условием расцвета каждой социалистической нации и их сближения, а расцвет экономики и культуры каждой нации обеспечивает неуклонное развитие Советского государства.
Краткий экскурс в историю культурных связей русского, кабардинского и балкарского народов в дооктябрьский период позволил авторам показать истоки развития классового самосознания трудящихся горцев, борьба которых за национальное и социальное освобождение проходила в непосредственной связи с революционным движением русского пролетариата. В книге приводится интересный и разнообразный материал, свидетельствующий о том, какой вклад внесли передовые люди России, русские ученые, писатели, поэты в развитие культуры народов Кабарды и Балкарии, в изучение их истории и быта.
Однако, как справедливо подчеркивают Г. Х. Мамбетов и Х. И. Хутуев, только с победой Октября помощь русского и других народов в развитии экономики и культуры народов Кабардино-Балкарии приобретает всеобъемлющий характер. Эта помощь, ставшая партийной и государственной политикой нашей страны, сыграла решающую роль в преодолении вековой отсталости горцев. За годы Советской власти Кабардино-Балкария достигла решающих успехов в развитии экономики и культуры. Благодаря бескорыстной поддержке русского и других народов СССР она превратилась в индустриально-аграрную республику с высокоразвитой культурой. Привлекают внимание страницы книги, на которых авторы описывают огромную помощь советских ученых, специалистов различных национальностей страны в изучении и освоении природных ресурсов Кабардино-Балкарии, в проектировании и строительстве промышленных предприятий и гидроэлектростанций, в подготовке квалифицированных кадров.
Первыми учителями, врачами, работниками культурно-просветительных и научных учреждений Кабардино-Балкарии были представители русского и других народов нашей страны. Именно они, как свидетельствуют приведённые в книге факты, помогли заложить основы социалистической культуры кабардинского и балкарского народов, содействовали формированию и развитию национальных кадров интеллигенции. Помощь Кабардино-Балкарии в подготовке национальных кадров оказывалась как путем направления специалистов, окончивших соответствующие вузы страны, так и в форме обучения кабардинцев и балкарцев в учебных заведениях Российской Федерации. В 1957 году в Нальчике был открыт Кабардино-Балкарский университет, который стал готовить инженеров, экономистов, врачей, агрономов, зоотехников, физиков, математиков и т. д. и уже в конце 60-х годов почти полностью обеспечивал потребности республики по этим специальностям.
В монографии приводится интересный материал, свидетельствующий о бескорыстной
стр. 112
помощи в развитии исторической, филологической, экономической и других наук в Кабардино-Балкарии. Ученые братских народов активно участвовали в проводившихся здесь конференциях, в написании и издании трудов по истории республики, грамматик кабардино-черкесского и карачаево-балкарского языков. Благодаря братской помощи народов нашей страны наука в Кабардино- Балкарии укрепилась кадрами и сейчас вносит свой вклад в общесоюзную науку. Ученые республики сотрудничают с учеными многих научных институтов и вузов страны.
Значительное место в монографии уделено братской помощи русского и других народов в развитии духовной культуры народов Кабардино-Балкарии: литературы, театрального, музыкального, хореографического искусства, живописи. Помощь и внимание русских писателей, учеба у выдающихся русских поэтов и прозаиков способствовали превращению литературы Кабардино-Балкарии в профессиональную, ее выходу на всесоюзную и международную арену. Такие представители кабардино-балкарской литературы, как Алим Кешоков, Кайсын Кулиев, Танзиля Зумакулова, Фаусат Балкарова и др., с гордостью говорят, что они учились и продолжают учиться у лучших представителей русской классической и современной советской литературы.
В процессе развития культуры Кабардино-Балкарии, ее сближения с культурами других народов страны и создания интернациональной социалистической культуры Г. Х. Мамбетов и Х. И. Хутуев выделяют три этапа. В переходный период от капитализма к социализму шла борьба за преодоление культурной отсталости Кабардино-Балкарии, закладывался прочный фундамент для дальнейшего сотрудничества народов не только в области экономики, но и культуры. В этот период помощь русского и других народов страны была особенно значительной. В годы упрочения и развития победившего социализма происходил процесс развития, расширения и углубления сотрудничества братских народов в области культуры. В условиях развитого социализма культурное строительство приобретает особенный размах, в нем активно участвуют представители всех национальных республик и областей, возрастает вклад каждого из народов в общую сокровищницу социалистической интернациональной культуры.
В книге нашла отражение деятельность областной партийной организации по становлению и развитию социалистической культуры в республике, по коммунистическому воспитанию трудящихся, воспитанию патриотов и интернационалистов. При этом авторы не обходят молчанием объективные и субъективные трудности, имевшие место в осуществлении культурного строительства в Кабардино-Балкарии.
Конечно, не все аспекты исследуемой в монографии проблемы изучены в полной мере. Авторам следовало бы дать хотя бы краткую историографию рассматриваемых ими вопросов, определить место своего исследования в историографии проблемы. Представляется недостаточным материал о коренизации партийных, государственных, общественных и культурно- просветительных учреждений Кабардино-Балкарии в переходный период, что являлось важным фактором ускоренного вовлечения трудящихся коренных национальностей в управление государством, приобщения их к социалистическому строительству, подготовки национальных кадров, развития просвещения, науки и культуры в республике. Не получили должного освещения мероприятия партии по атеистическому воспитанию трудящихся, по раскрепощению женщины горянки. Накопленный опыт изучения культурного строительства в отдельных автономиях Северного Кавказа позволяет приступить к исследованию проблемы взаимопомощи и братского сотрудничества советских народов в культурном строительстве по региону в целом.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |