Libmonster ID: RU-14142
Автор(ы) публикации: А. Б. ДУБИНИН

М. Изд-во "Наука". 1973. 488 стр. Тираж 2200. Цена 2 руб. 40 коп.

Изучение социально-политической истории национально-освободительного движения не сопровождалось до последнего времени столь же обстоятельным анализом формирования его идеологии. Закономерен поэтому интерес, который вызывает коллективная монография сотрудников Института востоковедения АН СССР1 . Монография охваты-


1 Редакционная коллегия: Р. Т. Ахрамович, А. Б. Беленький, А. И. Ионова (уч.

стр. 170


вает не только те государства Востока, идеология которых уже служила предметом специальных исследований, но и такие страны, о развитии идеологии в которых до недавнего времени имелось лишь самое общее представление (Непал, Сиам, Филиппины, Малайя, Вьетнам, Цейлон и другие). Задача анализа обширного комплекса проблем становления и развития идеологии национально-освободительного движения представляет большую сложность в силу новизны разработки многих вопросов, отсутствия устоявшихся оценок ряда идеологических явлений, извращения некоторых проблем буржуазной историографией.

Монография базируется на широком круге источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. К их числу следует отнести, например, материалы Архива внешней политики России (АВПР), ряда государственных архивов, публикации работ, дневников и писем идеологов и политиков азиатских и африканских государств, документы, связанные со становлением идеологии революционного гоминьдана и формированием мировоззрения Сунь Ят-сена, материалы о влиянии революционного движения в России на складывание идеологии национально-освободительного движения в сопредельных с нею странах (особенно в Иране), об идейной борьбе в среде младотурок, о деятельности масонства в странах Востока и др. Авторами широко использован ряд работ, в особенности вышедших в последние годы, в которых специально освещается эта тема.

В монографии, построенной по региональному и страноведческому принципу, прослеживаются общие для стран Востока тенденции развития общественной мысли при всем национальном многообразии тех форм, в которые она выливалась, при всей неравномерности и несовпадении этапов формирования этой мысли в различных странах Востока. Авторы вскрывают противоречивый характер воздействия колониального порабощения на жизнь стран Азии и Африки, поскольку, с одной стороны, колониализм усилил приверженность народов Востока традиционным идеологическим и культурным ценностям, олицетворяющим собою независимость, а с другой - способствовал проникновению в эти страны идейных течений из капиталистических государств Запада.

Значительный интерес представляет анализ идеологии так называемого феодального национализма. Его нельзя считать только принадлежностью далекого прошлого, так как это идейное течение, сошедшее со сцены в большинстве рассматриваемых в монографии государств Востока, кроме Сиама еще в новое время, в других районах мира сложилось гораздо позднее и существовало значительно дольше, а в некоторых странах (Йемен, Эфиопия) дожило буквально до самого недавнего времени. Это понятие, по поводу правомерности употребления которого не все авторы рецензируемой работы едины во мнении, правильно отражает суть идеологических процессов, происходивших в странах Востока, во всяком случае, во многих из них, на самом раннем этапе развития национально-освободительного движения. Ведь единственной реальной перспективой, к достижению которой могла бы привести реализация лозунгов "феодального национализма", было восстановление (или сохранение) независимости и основ старого социального строя в странах Востока. Это справедливо не только для идеологии тех общественных движений, во главе которых стояли представители феодалов, но и для тех, руководители которых принадлежали к иным социальным слоям (стр. 291). Даже движения широких народных масс не давали в ту эпоху реальной альтернативы феодализму, поскольку крестьянство не являлось носителем новых, более совершенных производственных отношений. Там, где крестьянам удавалось на какое-то время создавать свои государства (как во время движения тайпинов в Китае), начинался неизбежный в условиях докапиталистической экономики процесс вторичной феодализации (стр. 391). Свидетельством господства феодальных представлений над огромными массами трудящихся явилась и идеология восстания 1857- 1859 гг. в Индии. В книге убедительно показано, что в индийских владениях Великобритании оно было, по существу, "последним могучим всплеском "феодального национализма" (стр. 177).

Деградация "феодального национализма", превращение его в сугубо реакционное течение, ставшее тормозом прогрессивного общественного развития стран Востока, рас-


секр.), Л. Р. Полонская (отв. ред.), А. Д. Литман, В. Н. Никифоров, Ю. А. Петросян, Авторский коллектив: И. Д. Бакшт, А. Б. Беленький, Н. К. Белова, Н. А. Дворянков, И. И. Демьянова, А. И. Ионова, М. Г. Козлова, А. Г. Крымов, З. И. Левин, Ю. О. Левтонова, С. А. Мхитарян, В. Б. Никитина, В. Н. Никифоров, Е. В. Паевская, Ю. А. Петросян, Л. Р. Полонская, Н. В. Ребрикова, И. Б. Редько, Э. Д. Талмуд, Г. Д. Тягай.

стр. 171


крываются в монографии на примере многих государств. Хорошо выявлены в ней и характерные черты идеологии традиционных крестьянских движений, такие, как религиозная оболочка политических программ, мессионизм, идеализация доколониального прошлого, но вместе с тем и стремление соединить борьбу против колонизаторов с борьбой против "своих" феодальных эксплуататоров.

Многие важные проблемы взаимодействия идеологий и культур Запада и Востока поднимаются в книге при анализе такого сложного явления в идейной жизни азиатских и африканских стран, как просветительство. Убедительно демонстрируя влияние на формирование идеологии национально- освободительного движения учений европейских просветителей XVIII в., авторы вместе с тем доказывают, что просветительство в странах Востока отнюдь не было простым подражанием западному. Его своеобразие определялось особенностями исторического развития и социально- экономического положения стран Востока, ролью местных религий (ислам, буддизм) и другими факторами (стр. 65). Хорошо прослежены национальные истоки идеологии просветительства, ее связь с традиционными гуманистическими учениями на примере Индии (стр. 159- 164). Материал книги наглядно свидетельствует об условности часто встречающегося в нашей литературе резкого деления идеологов национально-освободительного движения на востокоцентристов и западников, о сложности взаимодействия идеологических систем и культурных традиций, не укладывающегося в узкие рамки шаблонных схем (стр. 204). Специфика национальных форм просветительской идеологии лучше всего, пожалуй, очерчена на примере Китая.

Одним из достоинств монографии является освещение хода формирования идеологии национализма, который в рассматриваемый период становится главным, определяющим направлением в развитии идеологии стран Востока. В процессе своего становления идеология национализма неизбежно сталкивается с учениями, проповедующими солидарность народов Азии и Африки на основе религиозной общности (исламской, буддийской, индуистской). В большинстве случаев доктрины религиозного единства уступали место националистическим концепциям, в которых религия занимала подчиненное, хотя и важное положение. Таковы причины постепенного вытеснения панисламизма тюркизмом и пантюркизмом в Османской империи (стр. 47), слабого развития панисламизма в Иране (стр. 114 - 115). По-иному сложилось положение в Индии, где параллельно действовали две тенденции в эволюции общественной мысли: одна, отстаивающая единство коренных интересов всех индийских народов в национально-освободительной борьбе, независимо от религии, и другая, стремившаяся непосредственно связать религиозную реформацию с политикой, что вело к разобщению народов по конфессиональному признаку и в конечном итоге играло на руку британским колонизаторам. На всем протяжении нового времени ни одна из этих тенденций не получила решительного преобладания над другой (стр. 187).

Другое важное достоинство монографии состоит в том, что в ней постоянно прослеживается связь между становлением и формированием тех или иных идеологических концепций и характером участия различных классов в национально-освободительной борьбе. Идеология просветительства и буржуазного национализма потому именно и пришла на смену религиозно- феодальным и крестьянско-утопическим учениям, что возможности феодалов эффективно руководить национально-освободительным движением были к концу исследуемого периода, как это хорошо выяснено в монографии, исчерпаны в большинстве стран Востока, и точно так же обнаружили свою несостоятельность в новых условиях старые, примитивные крестьянские бунты.

Последовательно выявляя общие черты, присущие идеологии национально- освободительного движения в странах Востока, авторы вместе с тем отнюдь не игнорируют их национальных особенностей. Весьма рельефным получилось сопоставление специфики идейно-политического развития таких стран, как Индия и Индонезия. Удачным следует признать и раздел о формировании идеологии национально-освободительного движения на Филиппинах, где убедительно подчеркиваются такие ее характерные черты, как отсутствие особого этапа "феодального национализма", раннее и быстрое развитие революционного демократизма и др. (стр. 249, 273 - 274).

Особенно целостная картина становления идеологии национально- освободительного движения дается в тех разделах монографии, где показана связь идейной мысли нового времени с идеологическими и культурными традициями предшествующих веков, а также с важнейшими событиями полити-

стр. 172


ческой жизни ряда стран, как это сделано на примере Ирана, Индии* Китая, Кореи и др. Такая полнота освещения нисколько не препятствует глубине анализа мировоззрения отдельных мыслителей, что видно, например, при сопоставлении взглядов великого китайского революционера-демократа Сунь Ят-сена и участников реформаторского движения Кан Ю-вэя и Л ян Ци-чао или при сравнении взглядов индийских умеренных буржуазных националистов и "крайних" во главе с Б. Г. Тилаком. Пожалуй, именно здесь лучше всего показано, что противоречия в идеологии национально-освободительного движения объяснялись в первую очередь неоднородностью социального состава его участников.

Картина развития идейной мысли народов Востока была бы более полной при включении в книгу материала по ряду таких государств, где в новое время уже зародилась идеология национально-освободительного движения (Эфиопия, Судан, Монголия). Известно, что к концу нового времени в страны Востока стали проникать социалистические идеи. Это хорошо прослежено в разделах об Иране, Индонезии, Китае, но совершенно обойдено молчанием в разделе о Турции. Он начинается с освещения идеологии "новых османов", тогда как о реформаторских попытках начала и середины XIX в. (деятельность Мустафы-паши Байрактара и "рущукских друзей", реформы периода Танзимата) совсем ничего не говорится. Оценка панисламизма получилась также несколько неполной, так как не раскрывается его роль в качестве официальной идеологии Османской империи в период правления Абдул-Хамида II. Большего внимания заслуживал анализ мировоззрения такого видного представителя идейной мысли Кореи, как Ким Оккюы (стр. 463 - 464).

Однако эти частные недостатки не могут повлиять на высокую оценку работы в целом как первого фундаментального комплексного труда по истории идеологического развития стран Востока в новое время.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-ЗАРОЖДЕНИЕ-ИДЕОЛОГИИ-НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО-ДВИЖЕНИЯ-XIX-НАЧАЛО-XX-в-ОЧЕРКИ-ПО-ИСТОРИИ-ОБЩЕСТВЕННОЙ-МЫСЛИ-НАРОДОВ-ВОСТОКА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander PetrovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Petrov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. Б. ДУБИНИН, Рецензии. "ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ (XIX- НАЧАЛО XX в.). ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ НАРОДОВ ВОСТОКА" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 30.06.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-ЗАРОЖДЕНИЕ-ИДЕОЛОГИИ-НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО-ДВИЖЕНИЯ-XIX-НАЧАЛО-XX-в-ОЧЕРКИ-ПО-ИСТОРИИ-ОБЩЕСТВЕННОЙ-МЫСЛИ-НАРОДОВ-ВОСТОКА (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - А. Б. ДУБИНИН:

А. Б. ДУБИНИН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Petrov
Volgodonsk, Россия
914 просмотров рейтинг
30.06.2017 (2463 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
6 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Рецензии. "ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ (XIX- НАЧАЛО XX в.). ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ НАРОДОВ ВОСТОКА"
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android