Libmonster ID: RU-15073

М. Политиздат. 1985. 190 с.

В связи с предстоящим 1000-летием принятия на Руси христианства как официальной религии идейными противниками социализма предпринимаются попытки бросить тень на положение верующих и духовенства в нашей стране и на этой основе стимулировать религиозность, церковное диссидентство, клерикально-националистические проявления. Для достижения своих целей империалистические круги используют разного рода предателей, которые в свое время бежали из стран социализма, а ныне претендуют на роль выразителей "национальной идеи", "отцов церкви и народа". Не последнее место среди них занимают украинские буржуазные националисты и их духовные наставники из зарубежной униатской греко-католической церкви1 .

В этой связи особую актуальность приобретают работы советских обществоведов, дающие трактовку принятия христианства на Руси как господствующей религии, роли и места религии и церкви в историческом процессе. Исследованию клерикального национализма, анатомии униатско- националистической эмиграции, ее участия в подрывных империалистических акциях, направленных против мира и социализма, посвящена научно- популярная книга кандидата исторических наук И. И. Миговича 2 .

Насильственно навязанное части населения западноукраинских и западнобелорусских земель после Брестского церковного собора (1596 г.) и сфабрикованной Ужгородской унии (1646 г.), униатство на протяжении более трех веков было орудием социального, национального и духовного угнетения украинского и белорусского народов, активным проводником интересов чужеземных завоевателей и местных эксплуататоров. Со временем верхушка униатской церкви тесно сомкнулась с контрреволюционными, буржуазно- националистическими партиями и организациями, деятельность которых способствовала формированию на западноукраинских и западнобелорусских землях клерикального национализма, используемого в наше время в идеологических и политических диверсиях против стран социалистического содружества.

И. И. Мигович поставил перед собой задачу - вскрыть исторические и социально-классовые корни союза украинского буржуазного национализма и униатской церкви, показать антинаучность идеологии и реакционность политической практики клерикального национализма, прислужничество униатско-националистической верхушки в прошлом иноземным поработителям, а ныне империализму. Автор срывает маску "народности" и "национального благочестия" с униатских и буржуазно-националистических лидеров, последовательно и аргументированно разоблачает их действия.

Работа охватывает период со времени внедрения унии на западноукраинских землях до наших дней. Автор базируется на значительном фактическом материале. Это и фонды украинских архивохранилищ, и неопубликованные церковные и буржуазно-националистические документы, и материалы зарубежной клерикальной и буржуазной прессы. Все эти источники подвергаются в книге критическому разбору. Автор убедительно показывает, что представляет собой ныне греко-католическая и националистическая элита.

Книга свидетельствует о том, что униатская церковь всегда выступала на стороне эксплуататоров, неизменно отстаивала интересы помещиков, капиталистов, кулачества, поддерживала иноземных поработителей. Новым в освещении проблемы является рассмотрение политического и идейного союза церкви и национализма в исторической ретроспективе, разоблачение антинародного характера альянса униатства и национализма, их идейного и политического срастания. Автор показывает, что этот политический симбиоз имеет глубокие корни: униатские клерикалы культивируют среди верующих буржуазный национализм, чтобы, прикрываясь мнимой приверженностью к национальным идеалам, усилить свое влияние, а апологеты национализма рассчитывают при поддержке церкви укрепить свои позиции, поколебать идеи пролетарского интернационализма и дружбы народов.


1 Терминами "уния", "униатство" принято называть вероисповедание, сторонники которого признают догматику и верховенство римско-католической церкви, однако сохраняют некоторую часть православных обрядов и других культовых отправлений.

2 Среди других его работ книги: Благочестивый иудаизм и сионизм. Киев. 1979; Ушатська церква - ворог культурного прогресу. Київ. 1982; Реакційна суть клерикального націоналізму. Київ. 1984.

стр. 134


Исследуя историю клерикального национализма как социально-политического явления, И. И. Мигович: показывает, что националистов и клерикалов объединяют классовые, эксплуататорские интересы, страх перед революционным движением, распространением идей марксизма-ленинизма. Одно из достоинств книги - разносторонняя критика униатской идеологии, политики и практики. Автор анализирует идейный арсенал современных зарубежных униатов, аргументированно разоблачает теории "божественного происхождения" и "бесклассовости" украинской нации, "классового сотрудничества" и "социального примирения" труда и капитала.

И. И. Мигович освещает бандитско-террористические действия Организации украинских националистов (ОУН), к созданию и деятельности которой причастна униатская церковь. Приведенные в книге материалы разоблачают злодеяния оуновских наемников Гитлера - от шпионажа и диверсий до создания кровавых банд УПА и эсэсовской дивизии "Галичина". После войны, пишет автор, главари ОУН, найдя пристанище на Западе, были взяты на содержание ЦРУ, других шпионских центров и до сих пор активно используются ими в подрывной деятельности против стран социалистического содружества.

Проблемный метод изложения дал автору возможность охватить разные аспекты истории и нынешнего положения униатско-националистического лагеря на Западе. Один из разделов работы посвящен разоблачению позорного альянса униатов, украинских буржуазных националистов и сионистов. На основе фактов и документов И. И. Мигович раскрывает сущность этого сговора, его предысторию, прошлое и настоящее, показывает, что сионисгско-оуновский "союз", в котором униаты и "самостийники" выступают в роли пособников международного сионизма, антинароден по своей классовой природе, а по антисоветской направленности принадлежит к наиболее реакционным силам империализма.

Метод исторических сравнений, острая публицистическая манера изложения позволили автору показать клерикально-националистическую эмиграцию крупным планом. Перед читателями проходит галерея "премьеров" и "фюреров", епископов и митрополитов, как правило, получивших соответствующую подготовку в казармах гитлеровского абвера, СС или в министерстве пропаганды Геббельса, таких, как И. Гриньох - бывший униатский капеллан созданного гитлеровской разведкой кровавого "Нахтигаля", агент ЦРУ и других иностранных разведок, а ныне "профессор" Украинского католического университета св. Климента-папы в Риме.

В книге прослеживаются попытки униатско-националистической эмиграции перелицевать историю, переписать на свой лад прошлое украинского народа, в частности обстоятельства принятия христианства на Руси. Автор показывает, что намерения националистов и униатов всячески поддерживаются и рекламируются Ватиканом, другими клерикальными центрами Запада. Усилия униатской верхушки сосредоточены на двух взаимосвязанных аспектах. Во- первых, она утверждает, что христианство "пришло в Киевскую Русь из Рима" якобы в католической форме и оказало "прогрессивное" влияние на общественное развитие и культуру восточных славян, что киевские князья придерживались "прозападной ориентации". Во-вторых, униатство рассматривается ею как результат закономерного, "освященного богом" продвижения католицизма на Русь, как своего рода "великое благо" для восточных славян. И. И. Мигович дает решительный отпор этим попыткам, показывает их антинаучный, фальсификаторский характер.

Приведенные в книге факты и документы раскрывают всю глубину падения, деградации униатской церкви и буржуазно-националистических группировок на Западе, показывают их банкротство и обреченность. Последовательно разоблачая антикоммунистов из униатско-националистического лагеря, И. И. Мигович проводит четкую грань между коллаборационистами, бежавшими на Запад вместе с фашистами, и той частью эмиграции, которая ведет большую работу по развитию культурных и иных связей с родиной своих предков, выступает за сотрудничество, мир и социальный прогресс.

Можно лишь пожалеть, что автор не смог шире показать классовое расслоение в среде зарубежных украинцев, борьбу прогрессивных эмигрантских организаций против буржуазно-националистических и клерикальных прислужников империализма. Полезно было бы также отразить в книге противоречия между националистами и униатскими клерикалами, определить не только то, что их объединяет, но и то, что разъединяет. Более детально следовало

стр. 135


бы осветить вопрос о противодействии западноукраинских коммунистов профашистской деятельности униатской верхушки. Ведь Компартия Западной Украины, коммунистические организации Закарпатья и Буковины в 20 - 30-х годах вели последовательную борьбу против реакционной клерикально- националистической идеологии, решительно разоблачали связь церковной иерархии с фашизмом и украинским буржуазным национализмом. В 1927 г. по инициативе коммунистов во Львове было создано Общество вольнодумцев, выдвинувшее в качестве программных задач отделение церкви от государства и введение светского школьного образования. Члены общества распространяли антирелигиозные листовки, читали лекции, в которых показывали антинародный характер униатства, вели работу по утверждению революционных праздников и обрядов.

Дальнейшего исследования заслуживают социально-политическая практика униатской верхушки в годы иноземного владычества на Западной Украине, воздействие Ватикана на характер деятельности церковных сановников, формирование их связей с фашизмом и современным антикоммунизмом, новые тенденции в тактике подрывных акций эмигрантских униатских и буржуазно- националистических центров. Не меньшее значение имеет и обобщение опыта партийных и общественных организаций УССР по борьбе с классовым противником и противодействию враждебным акциям униатско- националистических политиканов.

Политическая актуальность поднимаемых в книге проблем, глубокое знание автором фактического материала дают основание считать, что рецензируемая книга сыграет положительную роль в деле разоблачения реакционной сущности буржуазного национализма, униатства и религиозного обскурантизма.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-И-И-МИГОВИЧ-ПРЕСТУПНЫЙ-АЛЬЯНС-О-СОЮЗЕ-УНИАТСКОЙ-ЦЕРКВИ-И-УКРАИНСКОГО-БУРЖУАЗНОГО-НАЦИОНАЛИЗМА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Маргарита СимонянКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Margarita

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Рецензии. И. И. МИГОВИЧ. ПРЕСТУПНЫЙ АЛЬЯНС. О СОЮЗЕ УНИАТСКОЙ ЦЕРКВИ И УКРАИНСКОГО БУРЖУАЗНОГО НАЦИОНАЛИЗМА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.11.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-И-И-МИГОВИЧ-ПРЕСТУПНЫЙ-АЛЬЯНС-О-СОЮЗЕ-УНИАТСКОЙ-ЦЕРКВИ-И-УКРАИНСКОГО-БУРЖУАЗНОГО-НАЦИОНАЛИЗМА (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Маргарита Симонян
Уренгой, Россия
600 просмотров рейтинг
10.11.2018 (1988 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Рецензии. И. И. МИГОВИЧ. ПРЕСТУПНЫЙ АЛЬЯНС. О СОЮЗЕ УНИАТСКОЙ ЦЕРКВИ И УКРАИНСКОГО БУРЖУАЗНОГО НАЦИОНАЛИЗМА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android