Libmonster ID: RU-14613
Автор(ы) публикации: З. И. СОКОЛОВА

М. Изд-во "Наука". 1980. 368 с.

При изучении опыта строительства социализма на Кубе важное место принадлежит исследованию культурных преобразований. В чрезвычайно короткий исторический срок - за 20 послереволюционных лет - на острове Свободы была создана новая, подлинно народная система образования. Анализу процесса ее становления и развития посвящена монография кандидата исторических наук Н. С. Колесникова1 . В ней показана связь этого процесса с развитием кубинской революции, общим ходом строительства социализма, формированием новых производственных отношений, созданием материально-технической базы социалистического общества.

Используя широкий круг разнообразных источников, автор глубоко и всесторонне исследовал закономерности и специфические черты становления социалистической системы народного образования на Кубе, пути ее совершенствования в ходе строительства социализма.

Цельности и органичности анализа этой проблемы помогает четкая постановка автором вопроса о наличии объективных предпосылок и условий ликвидации буржуазной и перехода страны к новой, социалистической системе народного образования. "В новейшее время рабочий класс, передовая интеллигенция, прогрессивное студенчество, объединившись в общем антиимпериалистическом фронте, наполнили борьбу за демократизацию образования новым социальным содержанием, и она превратилась в неразрывную составную часть национально- освободительного движения народа Кубы. Победа революции в январе 1959 г., - подчеркивает Н. С. Колесников, - впервые в истории страны создала возможность решить проблему образования в интересах народа и сделать его доступным для трудящихся масс" (с. 39).

Процесс революционной ломки старой системы образования автор рассматривает в непосредственной связи с анализом путей формирования "новой, подлинно народной системы подготовки национальных кадров в стране, отвечающей задачам строительства основ социализма на Кубе" (с. 76). "Революция, - подчеркивает он, - не только провозгласила, но и на деле обеспечила возможность получения образования, создала систему гарантий, позволивших рассматривать получение образования как почетную обязанность и гражданский долг" (там же).

В книге рассмотрены проблемы не только общего, но и профессионально- технического и среднего специального образования (гл. III). Кубинские коммунисты творчески использовали опыт СССР и других социалистических стран. Подготовку квалифицированных рабочих кадров они рассматривают как необходимое условие экономического, научно-технического и социального прогресса общества (с. 80). Автор приводит интересные цифровые данные, подробно характеризует сущность политики революционного правительства по претворению в жизнь программы подготовки кадров. При помощи и содействии СССР на острове возникла сеть профессионально-технических учебных заведений (с. 91). "В итоге был создан значительный отряд квалифицированных рабочих и технических специалистов новой формации, воспитанный на идеалах кубинской революции", который "стал активной силой социалистического строительства на Кубе" (с. 108). Развитие этого звена системы народного образования, как подчеркивает Н. С. Колесников, способствовало возрастанию решающей роли рабочего класса в строительстве социалистического общества (с. 80).

В монографии содержится анализ путей развития высшего образования в стране, которое "рассматривалось как неотрывная часть развития социалистических производительных сил в условиях научно-технической революции, ему отводилась важнейшая роль в воспитании сознательных строителей


1 Работа Н. С. Колесникова является первым монографическим исследованием комплекса проблем, связанных с развитием народного образования на Кубе. Отдельные аспекты данной проблемы были рассмотрены в статьях и разделах монографий общего характера (см.: Григулевич И. Р., Колесников Н. С. Культурная революция. В кн.: Пять лет Кубинской революции. М. 1963; Григулевич И. Р. Культурная революция на Кубе. М. 1965; Гаркунова Э. К. Территория, свободная от неграмотности. - Латинская Америка, 1970, N 6; Колесников Н. С. Народное образование и подготовка национальных кадров на современном этапе. В кн.: Культура Кубы. М. 1979; Бекаревич А. Д., Бородаев В. А., Лейно К. О., Мансилья А. Великий Октябрь и Кубинская революция. М. 1977; Богомолов А. М., Бондарчук В. И., Гавриков Ю. П., Зуйков Г. Н. Куба: опыт общественного развития. М. 1979, и др.).

стр. 145


нового общества, вооруженных марксистско-ленинским мировоззрением" (с. 137). Автор учитывает многогранность этой задачи и объективные трудности в ее решении. Наибольшие затруднения высшая школа Кубы испытала в первое десятилетие после революции, когда ей пришлось столкнуться с сокращением числа студентов в университетах, что "объяснялось многими факторами: слабо развитой системой полного среднего образования, отвлечением выпускников средних школ на другие участки социалистического строительства, необходимостью участия в обороне страны, участием в борьбе с неграмотностью, в добровольных педагогических отрядах для работы в сельских школах и т. д." (с. 138).

В процессе становления и развития высшей школы на Кубе, отмечает автор, "увеличилось число студентов по специальностям, непосредственно связанным с развитием производительных сил страны и потребностями народного хозяйства" (с. 143). Важнейшим качественным изменением в жизни высшей школы было совершенствование преподавания марксизма и ленинизма и повышение тем самым уровня идейной подготовки выпускников вузов (с. 265 - 268). Оправданно большое внимание автор уделяет советско-кубинскому сотрудничеству в области подготовки специалистов, которое "представляет собой яркий пример солидарности и пролетарского интернационализма" (с. 185).

Подробно охарактеризован в книге современный этап развития социалистической системы образования и ее перспективы. Н. С. Колесников раскрывает руководящую роль партии в развитии и совершенствовании системы народного образования как в целом, так и в каждом его звене. Большой интерес представляет освещение вопроса об интернациональном характере кубинской системы просвещения, о значении этого опыта для развивающихся стран, и прежде всего для стран социалистической ориентации (с. 292).

Научная значимость монографии не исчерпывается исследованием отмеченных выше проблем. Большой фактический материал, введенный автором в научный оборот, расширяет основу для дальнейшей разработки такой темы, как диалектическая взаимосвязь культурной революции на Кубе с процессом формирования нового типа интеллигенции, качественного изменения структуры рабочего класса, становления и развития новой социально-классовой структуры кубинского общества, позволяет рассмотреть характер действия общих закономерностей культурной революции как составной части ленинского плана построения социализма. Н. С. Колесников вплотную подошел к одному из самых актуальных вопросов - о путях выравнивания уровней культурного строительства в условиях действия Комплексной программы СЭВ.

Слишком дробной является предложенная в книге периодизация кампании по ликвидации неграмотности, охватывающей всего один год (с. 53). Вряд ли оправдано сравнение цифровых данных о росте общего числа студентов на Кубе с соответствующими данными за 1960/61 учебный год по другим социалистическим странам, к этому времени уже успевшим решить задачи, к которым Куба еще только приступала (с. 258). Говоря о новом этапе развития системы народного образования, наступившем в ходе претворения в жизнь решений I съезда Компартии Кубы, автор оперирует такой категорией, как "становление социалистической системы народного образования" (с. 11), хотя, по существу, речь идет о ее совершенствовании.

Монография Н. С. Колесникова представляет собою капитальное исследование одной из актуальных проблем строительства социализма на Кубе, раскрывающее практическую значимость перестройки всей системы народного образования в обеспечении победы нового строя.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-Н-С-КОЛЕСНИКОВ-КУБА-НАРОДНОЕ-ОБРАЗОВАНИЕ-И-ПОДГОТОВКА-НАЦИОНАЛЬНЫХ-КАДРОВ-1959-1979

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

З. И. СОКОЛОВА, Рецензии. Н. С. КОЛЕСНИКОВ. КУБА: НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА НАЦИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ. 1959-1979 // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.02.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Рецензии-Н-С-КОЛЕСНИКОВ-КУБА-НАРОДНОЕ-ОБРАЗОВАНИЕ-И-ПОДГОТОВКА-НАЦИОНАЛЬНЫХ-КАДРОВ-1959-1979 (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - З. И. СОКОЛОВА:

З. И. СОКОЛОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
565 просмотров рейтинг
18.02.2018 (2252 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
17 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
22 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Рецензии. Н. С. КОЛЕСНИКОВ. КУБА: НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА НАЦИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ. 1959-1979
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android