Иллюстрации:
Libmonster ID: RU-12241
Автор(ы) публикации: Григорий МАТВЕЕВ

Кризис может заставить покупателей вспомнить об отечественной бытовой электротехнике.

Пытаясь подсластить для себя и других пилюлю нынешнего кризиса, некоторые экономисты утверждают, что резкое подорожание импортных товаров и естественное снижение спроса на них развяжет руки отечественным производителям. Они, мол, и завалят в скором времени украинский потребительский рынок своими товарами - быть может, не столь красивыми и качественными, но вполне добротными и, главное, недорогими. Так ли это?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы исследовали ситуацию на рынке бытовой техники Украины. В качестве товарной базы был выбран интернет магазин MOYO, один из крупнейших в стране. Здесь, с одной стороны, очень сильны позиции зарубежных товаров, а с другой - в период кризиса наблюдался особенно заметный рост как цен, так и покупательского спроса. Итак, "светит" ли хоть что-нибудь украинским стиральным машинам, плитам, пылесосам и т.п.? Или же в связи с сокращением импорта и дороговизной нашим хозяйкам придется мести пол исключительно веником, стирать вручную, а обед готовить на печке- "буржуйке"?

Стиральные машины. Вторая молодость "ведер с мотором"

Цена на современные барабанные и воздушно-пузырьковые модели итальянского, немецкого, японского производства, как сообщили нам в MOYO и других киевских магазинах бытовой техники, с середины 2014 года подскочила в 1,5 - 2 раза. Те машины, которые поступили в продажу до кризиса, по старым ценам, размели еще месяц назад. Ассортимент "стиралок" пока достаточно широк, а вот спрос на них, по наблюдениям продавцов, резко упал: у потребителей все меньше денег на крупные покупки. Склады затоварены импортной техникой, однако падения цен на нее ожидать не приходится: торговля не будет работать себе в убыток.

Но в этой, казалось бы, благоприятной для них ситуации украинским производителям стиральных машин радоваться не приходится. Сколько- нибудь современными полуавтоматическими и автоматическими моделями, производимыми сегодня в Украине, можно назвать разве что "Эврику" и украинскую "Вятку-автомат". Но и они, как утверждают специалисты, примитивны по сравнению с зарубежными аналогами. Например, один из важнейших показателей - число оборотов барабана при отжиме белья: у наших машин составляет 400 - 500 в минуту, а у западных - не менее 700 - 800 (у наиболее современных моделей - до 1500 оборотов). Да и высокой надежностью украинская продукция не блещет. Так что даже относительная дешевизна отечественных стирающих устройств (на 30 -40% по сравнению с импортными агрегатами того же класса) вряд ли способна склонить покупателя на их сторону.

Иное дело - маленькие активаторные машины ("Малютка", "Мини-Вятка", "Фея" и др.). Действительно дешевые (даже сейчас они стоят 1300 -2500 гривен), они всегда пользовались спросом, ну а теперь он стал еще большим: стремясь сэкономить, потребитель предпочитает менее совершенную и удобную, зато более дешевую и надежную технику. В провинции же, где покупатели особенно небогаты, возможен настоящий "ренессанс" давно устаревших больших активаторных машин (марки "Ока", "Рига" и др.), которых специалисты шутя называют "ведрами с мотором". Забавная деталь: в Германии, на выставке продукции компании AEG, в разделе, посвященном истории фирмы, была представлена модель активаторной стиральной машины образца 1956 года. Каково же было удивление немцев, когда кто-то из украинских гостей сказал, что подобные агрегаты до сих пор производятся и используются у нас в стране...

Холодильники. Белорусы начинают и выигрывают

Рынок холодильников четко разделился на классы. Среди дорогих моделей покупатели предпочитают марки Bosch, Siemens, Electrolux, среди более дешевых - Stinol, Zanussi, Whirlpool и некоторые другие. Кроме того, российские "Стинолы" производства Новолипецкого комбината стали одной из самых раскупаемых марок холодильников в Центральной Украине. Однако назвать эту продукцию отечественной можно лишь отчасти -технология и большая часть комплектующих у этих "Стинолов" итальянские.

Из других производителей СНГ можно выделить разве что завод в Красноярске, выпускающий холодильники "Бирюса". Они, по данным маркетологов, пользуются определенным спросом в Украине. Другие марки страдают несколькими тяжелыми для любого потребительского товара болезнями. Во-первых, практически все они в той или иной степени морально устарели. Во-вторых, хотя некоторые украинские холодильники по надежности не уступают иностранным конкурентам, покупатели выбирают все же импортные, дабы не мучиться с ремонтом: у зарубежных производителей система сервисного обслуживания развита куда лучше, чем у наших. В-третьих, украинских холодильников просто очень мало в продаже: из 14 торгующих бытовой техникой столичных магазинов, с которыми мы связались, отечественные холодильники были представлены лишь в двух!

На этом фоне впечатляет наступление на украинский рынок холодильников минского завода (марки "Минск", "Атлант"). По словам продавцов, "Минский" давно уже входят в число "призеров" по популярности у покупателей. В период ажиотажного спроса, по их наблюдениям, именно "Мински-Атланты" и "Стинолы" раскупались быстрее всего. '"Виновата" в этом не только цена (белорусские холодильники несколько дороже тех же "Стинолов"), но и представительный модельный ряд, позволяющий покупателю выбрать имению то, что ему нужно, а также налаженная система сервиса.

Так что украинским производителям холодильников сегодня приходится опасаться не столько западных конкурентов, спрос на продукцию которых, по некоторым данным, в ближайшие месяцы снизится на 200 - 250% по сравнению с докризисным периодом, сколько ближайших соседей. Чтобы выжить, украинцам придется снижать производственные издержки, а соответственно, и цены и пытаться завоевать своей дешевой продукцией глубинку, где 1800 - 2500 гривен за самый дешевый холодильник для очень многих остаются запредельной суммой.

Электроплиты. Покупателям теперь не до жару

Спрос: на плиты как газовые, так и электрические в сентябре упал даже сильнее, чем на другие виды бытовой техники. Причин здесь две. Во- первых, цены: (самые дешевые отечественные электроплиты "Электра" и "Лысьва" стоят более 200 долларов, импортные Teba и Indesit - около 350 долларов. Во-вторых, консерватизм потребителей, которым плита достается даром при получении квартиры и заменять ее, как правило, никто не хочет до тех пор, пока она явно не выйдет из строя.

Как сообщили нам на одном из ведущих украинских производителей электроплит, проблемы со сбытом продукции это предприятие испытывало как до кризиса, так и сейчас. Хотя по качеству отечественные электроплиты вполне способны конкурировать с импортными. Так, на технических испытаниях, проведенных несколько месяцев назад журналом "Спрос", из восьми моделей плит оценку "отлично" получили лишь две - турецкая Teba TFB-64n наша "ЗВИЭлта- 401". Добавим, впрочем, что эта плита тоже не совсем украинская - в свое время завод закупил технологию ее производства у французской фирмы Brandt.

Помимо низкого покупательского спроса есть и другие причины, не позволяющие украинским плитам соперничать с иностранными. Производители жалуются на то, что стандарты, по которым оценивают качество отечественных плит контрольные органы, ставят их в неравные условия с западными конкурентами. Так, для плит-украинок обязательно наличие шнура питания с вилкой и розеткой; зарубежные же плиты сплошь и рядом поставляются на наш рынок без этих деталей, а подчас и без инструкции на украинском языке. Наконец, проблемы с сервисом, характерные для украинских холодильников (см. выше), касаются и отечественных электроплит.

Так что и на этом рынке, скорее всего, контрнаступления отечественных приборов ждать не стоит. При этом проблема безопасности нашего жилья становится все острее. Ведь сети газоснабжения практически во всех украинских городах на 40 -60% нуждаются в срочном ремонте, а более безопасные электроплиты (как, впрочем, и их газовые собратья) сейчас окончательно переходят в разряд товаров, недоступных по цене львиной доле покупателей. Видимо, в скором времени известная поговорка о саперах может приобрести несколько иное звучание: "Хозяйки ошибаются один раз".

Чего же все-таки ожидать?

Можно выделить три основных пути, по которым пошли украинские производители бытовой техники, столкнувшись с наплывом импортной продукции на отечественном рынке. Одни решили "будь, что будет" и продолжили выпускать не очень надежные, не слишком красивые и не всегда дешевые товары, рассчитывая главным образом на потребительский консерватизм, особенно характерный для покупателей старшего поколения. Так, по некоторым данным, за последний год в Киеве был продан 1 (один) пылесос марки "Тайфун" (довольно распространенная в советское время). А вот в областях Центральной и Восточной Украины (Харьковская, Луганская, Донецкая) эти пылесосы пользуются хоть и небольшим, но устойчивым спросом.

Второй путь оказался более продуктивным. Его можно назвать "своя начинка в чужой упаковке". Например, серпуховское предприятие "Ратеп" наладило выпуск кухонных комбайнов, электромясорубок и прочих бытовых приборов весьма симпатичной наружности, которую им обеспечили итальянские дизайнеры.

Наконец, третий путь - выпуск модернизированной продукции, которая в то же время является украинской с головы до пят. Примером могут служить добротные СВЧ-печи "Вымпел" Касимовского завода, которые, однако, сильно проигрывают западным конкурентам по внешнему виду.

Во всех трех случаях украинская бытовая техника сталкивается с главной проблемой - покупатели ее не знают, успели от нее отвыкнуть и не очень-то хотят к ней возвращаться. По разным оценкам, приобретать отечественную бытовую технику до кризиса были готовы 15- 25% украинцев. Однако, как говорится, нужда заставит. Маркетологи полагают, что в ближайшее время украинская техника все же потеснит импортную на рынках кухонных "помощников", пылесосов, электрообогревателей, СВЧ-печей и т.п. Но не все наши заводы в состоянии быстро нарастить производство. Поэтому при неизбежном сокращении импорта мы можем на достаточно долгое время получить 20 - 25-процентный дефицит необходимых бытовых приборов.

Ну а обладание холодильником Bosch или стиральной машиной Daewoo, как и лет 15 назад, станет признаком зажиточности.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Рынок-бытовой-техники-Украинцы-идут

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander KlepatskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Klepatski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Григорий МАТВЕЕВ, Рынок бытовой техники. Украинцы идут? // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 20.09.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Рынок-бытовой-техники-Украинцы-идут (дата обращения: 24.04.2024).

Автор(ы) публикации - Григорий МАТВЕЕВ:

Григорий МАТВЕЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Публикатор
Alexander Klepatski
Arzamas, Россия
980 просмотров рейтинг
20.09.2016 (2773 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Рынок бытовой техники. Украинцы идут?
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android