Libmonster ID: RU-8708
Автор(ы) публикации: В. Ф. ГРИГОРЯН

"Создатель сотворил человеческое существо свободным..."

Мхитар Гош

Номинализм как философское направление, отрицающее объективное содержание общих понятий, возник еще в античности. Так, ученик Сократа Антисфен подверг критике учение Платона об объективном существовании общих понятий-идей, противопоставив ему учение об объективности единичного. Такой же позиции в данном вопросе придерживались и стоики. Исследовал эту проблему и Аристотель, трактовка которого приближалась к номиналистической, но таковой не являлась.

Впоследствии это направление педагогической мысли сошло на нет и возродилось лишь в IX в. в Западной Европе в ходе изучения и переосмысления наследия античности (Платона, Галена, Аристотеля и др.).

В Армении номинализм появился в V в., а формироваться как особое течение начал в основном в XIII в. Объясняется столь раннее начало формирования номинализма тем, что философская, научная и педагогическая мысль в Армении в основном развивалась в аристотелевском направлении.

Реализм не имел в стране широкого распространения.

Поскольку анализ процесса становления номинализма не входит в круг наших задач, то мы рассмотрим лишь наиболее типичные проявления уже сложившихся номиналистических воззрений армянских мыслителей средневековья - главным образом, Ваграма Рабуни, Ованеса Воротнеци и Григора Татеваци.

Ваграма Рабуни обычно называют первым крупным представителем номинализма в армянской средневековой философии и даже "основоположником номиналистического направления".

Действительно, номиналистическое решение проблемы общего и единичного содержится в ряде работ Ваграма Рабуни. На-

стр. 12


пример, комментируя "Категории" Аристотеля, он последовательно проводит мысль о первичности единичного - реальных вещей, индивидов и вторичности, производности общего - вида, рода. "Подлинная, первичная и главнейшая сущность, - писал Ваграм Рубани, - отдельный человек, или отдельная лошадь, или отдельный орел и другие индивиды... Сперва существуют индивиды, и лишь затем из индивидов образуется вид... Кто говорит, что индивид образуется из вида, а вид из рода, тот не знает истины, ибо истина в том, что вид образуется из индивидов, а род - из видов, и поэтому, если упразднить индивид, исчезнет и вид, а если исчезнет вид, то исчезнет и род. Лишь при наличии индивида существуют вид и род. Например, сперва ведь был создан Адам - индивид, и лишь затем из него возник вид и род (человеческий). Роды и виды не могут возникнуть без индивидов, а индивид возникает сам и для своего существования не нуждается в них"[1].

Всей логикой философскихрассуждений Ваграм Рабуни проводил номиналистическую точку зрения, которая относила Бога, как всякое иное общее, к разряду вторичного, производного от индивида и его мышления. Об этом свидетельствует высказывание Ваграма Рабуни, сделанное им при анализе труда Порфирия "Введения в "Категории" Аристотеля": "Общее существует не само по себе, оно возникает в нашем мышлении, закрепляется в нем и не исчезает" [2]. Значит и Бог должен был восприниматься существующим не сам по себе.

Номиналистические идеи Ваграма Рубани получили развитие в воззрениях Ованеса Воротнеци, который способствовал распространению номинализма.

Труды Ованеса Воротнеци, а им было написано немало произведений философско- богословского характера, свидетельствуют о том, что гносеологические аспекты учения Аристотеля (именно эти аспекты явились поводом для столкновения номиналистов и реалистов) он интерпретировал с номиналистических позиций.

Проблему соотношения единичного (индивида) и общего (вида и рода) Ованес Воротнеци решал в номиналистическом духе. Так, в его "Анализе "Категорий" Аристотеля" говорится, что индивид в своем существовании не нуждается ни в роде, ни в виде. Последние же "нуждаются в нем как в подлежащем, ибо образуются в нем и зависят от него... Индивид, но не род и не вид или что-нибудь другое рождается, растет и умирает, прием-

стр. 13


лет славу и муки, хвалу и поношение... Вот почему говорится, что индивид есть подлинная, первичная и главнейшая сущность". И далее: "Индивид порождает вид, а вид порождает род" [3].

Этот вывод вполне соответствует не только радикальным проявлениям номиналистической традиции, но и наиболее последовательным в своей модификации западноевропейского номинализма - в частности, воззрениям Иоанна Росцелина.

Однако сам Ованес Воротнеци (как и Ваграм Рубани) такого вывода не делал, он согласился на компромисс с реализмом, чтобы не оказаться на опасной антихристианской позиции, чреватой самыми неприятными последствиями. Он наделил Бога (общее) такими же свойствами "подлинности, первичности и главнейшей сущности", какими обладает, по его мнению, индивид (отдельное), смягчив остроту номиналистического вывода и обезопасив тем самым себя от критики со стороны церковников, стоящих на позициях средневекового реализма. Вот как выглядит этот компромисс в изложении самого Ованеса Воротнеци: "Род не может образоваться из вида, а вид - без индивида, как и случайный признак - без сущности. Для того же, чтобы существовал индивид, не требуется их существования, так как сущность может существовать и без случайного признака (до сих пор идет изложение чисто номиналистической позиции, не делающее никаких уступок разуму. - В. Г. ), как, например, Бог (сделан переход на позицию реализма в его классическом проявлении. - В. Г. ) [4].

И все же отстаивание Ованесом Воротнеци принципа первичности единичного, индивида, не нуждающегося для своего существования во всеобщем, универсальном ( к которому относится и Бог как предельная универсальность), ставило этого мыслителя в ряды номиналистов.

Номиналистические воззрения Ованеса Воротнеци разделял его ученик Григор Татеваци, который в "Антологии мировой философии" охарактеризован как наиболее яркий представитель номинализма средневековой Армении. Номинализм является основой сенсуалистической гносеологии Григора Татеваци [5].

В приверженности Григора Татеваци номиналистическому решению проблемы единичного и всеобщего убеждает следующее высказывание, содержащееся в его философском труде "Краткий анализ учения Давида Непобедимого": "Индивид называется первичной сущностью, а вид и род - вторичной. И предпочтительна первичная сущность, ибо род и вид обладают

стр. 14


ею потенциально, а индивид обладает ими актуально. И она называется наилучшей сущностью, ибо вид и род образуются вследствие собирания индивидов, и при упразднении последних исчезают и они; индивиды - самовладеющие сущности, и от них уже зависит существование случайных признаков" [6].

Проведя параллель между родом и Богом, Григор Татеваци объявляет и то и другое первичным, исконно, изначально существующим: род есть начало и Бог есть начало всего - род первичен и Бог существовал прежде всего. Род один, а видов - множество, Бог также один, а сотворенных - множество.

С научной позиции воспринимал мир Ишох (XIII в.) - автор "Книги о природе". Не ограничиваясь изложением астрономических, географических, биологических и прочих естественнонаучных сведений, новаторских для своего времени, Ишох часто обращался и к логико-теоретическим обобщениям.

По мысли Ишоха, Бог не возвышается над природой, а слит с нею, выступает в природе, внутри нее как деятельная сила, приводящая все в движение."... Причиной сохранения всеобщей [гармонии], - пишет Ишох, - мы считаем природу, и она вращает небесную сферу... И она является творцом и двигателем, и преобразователем, и исполнением всех вещей сообразно их мере" [7].

По мере накопления чисто светских знаний, полученных как посредством наблюдений над природой и человеком, так и в ходе философских обобщений результатов этих наблюдений, приходило осознание необходимости предоставления научному познанию права на самостоятельное существование, которое протекало бы параллельно богословскому размышлению, не подчиняясь последнему. Это требование составило основу средневекового учения о "двойственности истины" (или о "двойственной истине", о "двух истинах").

У истоков учения о "двойственности истины" в средневековом мире стоял арабский философ Ибн Рушд или Аверроэс (1126 - 1198), открыто отстаивавший право разума на самостоятельность в познании мира, добивавшийся для философии, которую он отождествлял с наукой, такого же положения, какое занимало в средневековье богословие.

Активным поборником этого учения был французский ученый Сигер Брабантский(XIII в.).

Свою завершенность учение о "двойственности истины" получило в творчестве английского философа Уильяма Оккама

стр. 15


(1285 - 1349), чья позиция в основополагающем для всей средневековой науки вопросе о соотношении религиозной веры и естественного человеческого разума представляет собой радикальное проявление концепции "двух истин", того ее варианта, который утверждал различие предметов теологии и философии.

Учение о двойственности истины в Армении нашло своих последователей, в частности, Езника Кохбаци (V В.), Давида Анахта (VI в.), причем последний практически развил основные положения о двойственности истины, Анания Ширакаци (VII в.), Ованеса Одзнеци (VIII в.).

Зачатки этого учения легко прослеживаются в воззрениях Ованеса Саркавага Имастасера, который исходил из убеждения, что естественные науки и вся совокупность философских знаний также необходимы человечеству, как и богословие, а следовательно, заслуживают всяческой поддержки. Он считал, что подлинный мыслитель должен быть "многоопытным и знающим не только Священное писание, но и внешние (светские) науки" [8].

Такое "уравнение в правах и возможностях" научной мысли и богословия, как форма проявления свободомыслия, нашло свое наиболее полное воплощение в учении о "двойственности истины", к числу создателей которого можно и должно отнести Ованеса Имастасера. И пусть Ованес Имастасер не сформулировал этого учения, несомненно одно: он был в числе тех, кто содействовал процессу постепенного освобождения научной мысли, а значит, внес свой вклад в становление и развитие форм свободомыслия. Если к сказанному добавить отстаивание Ованесом Имастасером принципа опытного познания мира, то станет ясно, что защита им права науки на равное с богословием положение была органической составной частью его исследовательской деятельности, протекавшей в русле прогрессивных философских традиций.

Есть подходы к учению о "двойственности истины" (правда, не очень четко выраженные, но тем не менее замеченные исследователями) и в творчестве Ованеса Воротнеци.

Идею "двойственности истины", понимаемую как принцип разделения сфер философии и богословия, активно отстаивал Георг Татеваци. Руководствуясь этой идеей, он исключал познание Бога из области философии на том основании, что философское познание сосредоточено на одной лишь природе и не выходит за рамки последней, тогда как сфера богословия - над-

стр. 16


природное. "Разумное познание, - говорится в "Книге проповедей", - следует за природой вещей, и сверх природы оно ничего не исследует, ибо то, что недоступно природе, недоступно и мысли. Вера же сознает то, что выше природы, то есть созерцает Бога и принимает творимые им чудеса, которые сверхъестественны" [9].

Напомним, что утверждения такого рода подкреплялись выводами, полученными мыслителями в результате изучения природы, как признание влияния тела на развитие и деятельность души, догадка о влиянии прямохождения человека на его способность к труду и познавательной деятельности.

Высоко ценил познавательные возможности человеческого разума Ованес Саркаваг, не случайно названный современниками Имастасером (Мудрецом). Ованес Ерзнкаци и Ваграм Рабуни не усматривали в интеллектуальной деятельности ничего мистического. "Свет разума удаляет всякий темный мрак... - утверждал Ованес Воротнеци. - Разум и мудрость слиты с душой также, как солнечный свет и тепло - с элементами" [10].

Это свидетельствует о том, что свободомыслие, взявшее начало в античном мире, было принято прогрессивными мыслителями средних веков - в том числе и мыслителями средневековой Армении.

-----

1. Цит по: Антология мировой философии. Т. 1. Ч. С. 650.

2. Там же.

3. Там же. С. 653.

4. Там же. С. 654.

5. См.: Аревшатая С. С. К истории философских школ средневековой Армении. Ереван, 1980. С. 74.

6. Цит. по: Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. С. 659.

7. Ишох. Книга о природе. Ереван, 1979. С. 37.

8. См.: История армянского народа. Т. 3. Армения в эпоху развитого феодализма. Ереван, 1976. С. 340 (на арм. яз.).

9. Антология мировой философии. Т. 1.4. 2. С. 656.

10. См. там же. С. 652.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СВОБОДОМЫСЛИЕ-КАК-ВАЖНЫЙ-ФАКТОР-РАЗВИТИЯ-НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ-МЫСЛИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Tatiana SvechinaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Svechina

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. Ф. ГРИГОРЯН, СВОБОДОМЫСЛИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СВОБОДОМЫСЛИЕ-КАК-ВАЖНЫЙ-ФАКТОР-РАЗВИТИЯ-НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ-МЫСЛИ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - В. Ф. ГРИГОРЯН:

В. Ф. ГРИГОРЯН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Tatiana Svechina
Yamal, Россия
939 просмотров рейтинг
10.09.2015 (3123 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СВОБОДОМЫСЛИЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android