Libmonster ID: RU-13610

Сетевой подход и сетевые формы работы находят все больше сторонников. Перспективной является и организация методической работы по сетевой модели. В номере читаем о сетевой школе методиста и о сетевой модели школьной методической службы.

ПАРТНЕР РУБРИКИ Центр развития методической работы в системе образования ФГАОУ ДПО АПКиППРО

Директор центра кандидат педагогических наук Василевская Елена Владимировна

Василевская Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Центра развития МРСО ФГАОУ АПК и ППРО

Общество XXI века в современном научном знании характеризуется как общество информационное. [Подробнее в работах Д. Белла и Э. Тоффлера.] Определяющей тенденцией его развития является последовательное возрастание роли информации и знания как важных факторов образования, движущей силы профессионального развития педагогов.

Фундаментальной характеристикой профессионального образования в информационном обществе становится "характер новых отношений, которые во все возрастающей степени сводятся к взаимодействию людей друг с другом", а основной формой организации и внутриорганизационного управления выступает сеть. [Подробнее в работах М. Кастельс, К. Келли, Ч. Сэведж.]

В образовании на смену системному подходу в обучении (когда принципом правильной подачи информации было ее системное структурирование) приходит сетевой подход, для которого характерна, казалось бы, эклектичность и бессистемность в получении информации. Однако эта бессистемность видимая, системообразующим компонентом в сетевом подходе становятся мотивационные установки самого субъекта.

Одним из механизмов практической реализации сетевого подхода стала начатая в марте 2011 года содержательная работа по формированию сетевой модели, содержательно направленной на проектирование и реализацию практики сетевого методического сопровождения и поддержки педагогов в условиях инновационного развития образования.

Одна из составляющих разрабатываемой сетевой модели методического сопровождения педагогов - Сетевая школа методиста (далее СШМ), которая реализует свою деятельность с сентября 2011 г. на портале "Сетевое образование. Экспертиза. Учебники", [URL: http://netedu.ru] с момента введения в общеобразовательных школах ФГОС НОО, методически сопровождая учите-

стр. 61
ля на новом этапе развития образования в формате сетевого взаимодействия.

СШМ - сетевое образовательное пространство, организуемое в соответствии с сетевыми нормами современного информационного общества. Выстраивая сетевое методическое сопровождение педагогов в контексте идеологии компетентностного подхода, мы наблюдаем, как происходит трансформация этого процесса из средства обучения человека в способ развития творческой личности.

Среди ключевых компетенций выпускника XXI века выделяются те, которые в большей степени "определяют успешность личности в интеллектуальных сетях, причем не только в онлайне". Прежде всего это метакогнитивные способности, понимание своих возможностей и ограничений при решении интеллектуальных задач, умение учитывать их при выборе роли в командах и сетевых проектах. По той же причине метакогнитивный опыт становится профессионально необходимым качеством современного педагога.

Результатом совместной деятельности участников СШМ становится развитие компонентов метакогнитивного опыта. Это способность планировать собственную интеллектуальную деятельность; оценивать качество отдельных шагов собственной интеллектуальной деятельности; выбирать стратегию собственного обучения с учетом своих интеллектуальных возможностей; осознание необходимости учета точки зрения другого человека, а также способность синтезировать разные познавательные позиции в условиях диалога с другими людьми и др.

СТРУКТУРА СЕТЕВОЙ ШКОЛЫ МЕТОДИСТА

Структура сетевой школы методиста включает три содержательных блока: сетевые курсы повышения квалификации, элективные занятия, организацию и работу сетевых межрегиональных проектных групп.

1. Сетевые курсы повышения квалификации

Занятия: это 8 занятий по 9 часов - 72 часа (тематический вебинар - 3 часа, форум после вебинара - 3 часа, выполнение домашнего задания - 3 часа).

2. Элективные занятия

Элективные занятия - тематические сетевые мероприятия, в рамках которых раскрываются технологии, формы, методы работы на уроке и во внеурочной деятельности посредством мастер-классов, педагогических мастерских, интернет-диалогов, круглых столов, методических мастерских.

Итогом таких занятий стал сетевой конкурс метапредметного урока "Открывая мир, открываешь себя" для учителей начальных классов (371 человек из 67 субъектов РФ). [С материалами конкурса можно познакомиться на сайте http://netedu.ru/taxonomy/term/514]

Все сетевые мероприятия спланированы на основе анализа затруднений педагогов и методистов, которые были выявлены посредствам диагностики, проведенной в апреле 2011 г., [С итогами анализа можно познакомиться на сайте http://www.apkpro.ru/content/view/3127/640/] в опросе приняло участие 27 субъектов РФ. Диагностика проводилась разными методами (опрос, собеседование, анкетирование и др.); содержание диагностических материалов разрабатывалось специалистами региональных учреждений дополнительного профессионального образования (региональными координаторами сетевой школы методиста), а также руководителями методических служб (муниципальными координаторами сетевой школы методиста).

3. Организация и работа сетевых межрегиональных проектных групп

На установочном вебинаре было сформировано три межрегиональные проектные группы совместной содержательной деятельности в г. Иркутске (ИПКРО), г. Томске (ММС) и Нижегородской области (ИРО). Несмотря на разницу структур, на базе которых создавались межрегиональные группы, отличительная особенность

стр. 62
работы всех групп - разработка качественно нового продукта, позволяющего решить проблемные профессиональные вопросы педагогов в рамках реализации ФГОС НОО.

Участников групп объединяет и то, что в основе организации работы использован сетевой подход. Все проекты являются сетевыми, носят практический характер, благодаря которому педагоги имеют возможность освоить нововведения на практике. Охвачены проектами все категории педагогических работников начальной школы - от библиотекаря до заместителя директора школы, причем многие педагоги становятся разработчиками конкретных продуктов.

Вместе с положительными моментами работы сетевой модели в ходе разворачивания сети проектных групп выявлены и проблемы:

- на начальной стадии работы СМПГ была выявлена недостаточная готовность некоторых руководителей профессиональных групп к разработке конкретных продуктов (материалов, рекомендаций, программ, технологических карт и др.);

- неготовность погрузиться в поле проблем на местах и разработать механизмы для управления проектной деятельностью на местах.

Все были готовы апробировать "чужие" материалы.

Разработка, организация и проведение сетевых мероприятий в рамках СШМ позволили сделать вывод: с точки зрения сетевого подхода эффективность методического сопровождения педагогов повышается за счет замены управления развитием "по отклонению" (обратная отрицательная связь) на управление развитием "по результату" (обратная положительная связь).

Это стимулирует эффективное участие в сетевом взаимодействии, "бонусами" которого становятся:

- увеличение своих нематериальных активов (информации, знаний, программ, методик и технологий обучения),

- повышение качества образования и конкурентоспособности;

- интеграция субъектов сетевой модели с другими субъектами образовательной деятельности для создания высокого качества за счет перетоков информации, знаний, опыта;

- переход индивидуального знания во внутрисетевое знание и его широкое использование всеми участниками сети;

- предоставление всех ресурсов участников в общее пользование, позволяющее их оперативно перераспределять;

- развитие сетевого знания в открытом режиме, позволяющем брать знания из сети и возвращать в усовершенствованном виде в сеть.

Промежуточные результаты деятельности СШМ были сформулированы на вебинаре 7 февраля 2012 г., [С материалами вебинара можно познакомиться на сайте http://netedu.ru/node/7314] а результаты деятельности СШМ за 2011 - 2012 гг. - на Международной научно-практической интернет-

стр. 63
конференции "Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития" 20 - 21 июня 2012 г. [С материалами конференции можно познакомиться на сайте http://netedu.ru/node/9606]

Сетевая модель методического сопровождения педагогов особенно эффективна в условиях инновационного развития образования.

Адекватность и эффективность сетевой модели поддержки инноватики подтверждают проведенные мероприятия и их анализ, масштаб участия в них педагогических и руководящих работников и обнаруженные эффекты.

СЕТЕВАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА В ЦИФРАХ И ЭФФЕКТАХ

За время работы Сетевой школы методиста в нее включилось 79 регионов, всего участников - 3897 человек, профессиональный состав представлен в таблице.

Зафиксированы следующие эффекты Сетевой школы методиста:

- инновационная сетевая площадка обмена опытом; система быстрого реагирования на проблемные западающие методические темы;

- консолидация (объединение) на федеральном уровне специалистов по методической работе и задание новых ориентиров для работы с кадрами и др.;

- объединение "территориальных" методических ресурсов;

- расширение возможностей профессионального общения с коллегами из других регионов по актуальным вопросам (онлайн-режим работы);

- решение проблемы проведения взаимной внешней экспертизы разрабатываемых методических продуктов (на базе общеобразовательных учреждений проходят апробацию методические материалы, разработанные участниками межрегиональных сетевых проблемных групп, и наоборот);

- наработка опыта использования сетевой модели методического сопровождения педагогов на федеральном уровне и перенос ее на региональный и муниципальный уровни;

- корректный курс повышения ИКТ-компетентности руководителей и методистов ММС, учителей;

- актуализация внимания администрации общеобразовательных учреждений к проблеме компьютерного оснащения рабочего места завучей, педагогов-психологов с выходом в Интернет для участия в сетевых мероприятиях.

Деятельность СШМ доказывает, что сетевой подход к методическому сопровождению педагогов:

стр. 64
- задает ориентиры организации методического сопровождения инновационных преобразований в системе российского образования;

- позволяет концентрировать в едином информационно-образовательном пространстве не только интеллектуальный потенциал ученых РФ, но и инновационный педагогический опыт по вопросам методического сопровождения введения и реализации ФГОС ОО;

- способствует обновлению содержания методического сопровождения деятельности педагогических и руководящих работников образования всех уровней;

- позволяет представить опыт по введению и реализации ФГОС ОО на федеральном уровне, получить информацию о наработках других регионов, выстраивать новые связи и осуществлять взаимодействие с педагогами и руководителями общеобразовательных учреждений, методистами ММС, научно-педагогическими работниками и специалистами учреждений дополнительного профессионального образования в масштабах РФ;

- предоставляет возможность для каждого педагога задать интересующий его вопрос, немедленно получить на него ответ от разных специалистов, выступить со своим опытом и получить независимые экспертные оценки.

Практически подтверждено, что сетевая модель методического сопровождения педагога универсальна.

Универсальность модели в том, что она позволяет:

- создавать ИКТ-насыщенную среду методического сопровождения, обеспечивающую активность субъектов образовательного процесса;

- формировать новую организационную структуру в дополнительном профессиональном педагогическом образовании, консолидирующую активность методических служб, ресурсных центров, образовательных учреждений;

- создать новую методическую и педагогическую общности - сетевой субъект методического сопровождения, включающего разработчиков сетевых образовательных мероприятий и методических, дидактических и диагностических материалов, сетевых преподавателей, методистов и консультантов, организующих и сопровождающих процесс методического сопровождения посредством СШМ;

- развивать сетевой образовательный ресурс, обеспечивающий методическое сопровождение и самообразование педагогических и управленческих кадров;

- создавать новые компетенции субъектов методического сопровождения в условиях сетевых коммуникаций.

Методические мероприятия, проводимые в рамках СШМ, дают возможность повысить профессионализм всех участников этих содержательных процессов взаимодействия. Достаточно высокая активность педагогической общественности в мероприятиях СШМ позволяет сделать вывод об их актуальности, целесообразности и востребованности.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СЕТЕВАЯ-ШКОЛА-МЕТОДИСТА-НОВЫЕ-ВОЗМОЖНОСТИ-РАЗВИТИЯ-КОМПЕТЕНЦИЙ-И-ОБМЕНА-ОПЫТОМ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Василевская Елена Владимировна, СЕТЕВАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И ОБМЕНА ОПЫТОМ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.03.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СЕТЕВАЯ-ШКОЛА-МЕТОДИСТА-НОВЫЕ-ВОЗМОЖНОСТИ-РАЗВИТИЯ-КОМПЕТЕНЦИЙ-И-ОБМЕНА-ОПЫТОМ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Василевская Елена Владимировна:

Василевская Елена Владимировна → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
1346 просмотров рейтинг
10.03.2017 (2576 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
18 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СЕТЕВАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И ОБМЕНА ОПЫТОМ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android