Libmonster ID: RU-9102
Автор(ы) публикации: Д. Б. Чайванов

Противоречия науки и религии. Наука, по крайне мере естественная, обнаруживает своими методами материальный мир и не находит ровным счетом никаких свидетельств существования Бога или духовного мира. Более того, живые существа, включая человека, представляются как биологические машины, состоящие Исключительно из материи. Их духовная и душевная сущность пока не обнаружена. Понятия "дух" и "душа" в естествознании вообще используются редко, с некоторой опаской. Скорее, говорится о неком программном обеспечении биологических машин, которое, безусловно, качественно и количественно отличается от программного обеспечения компьютеров. В рамках такой идеологии предпринимаются попытки стереть грань между живой и рукотворной неживой природой, наделив последнюю интеллектом. Здесь можно выделить два направления:

- создание программного обеспечения, которое могло бы функционировать на обычных или специально разработанных компьютерах подобно тому, как функционирует мозг;

- создание чипов, которые могли бы быть связаны с мозгом, например, посредством нанопроводников, вживленных в аксоны или в щели между синапсом и сомой. Такие подключенные к мозгу чипы предполагается использовать либо в качестве мозговых протезов, заменяющих поврежденные участки мозга, либо в качестве дополнительной внешней памяти или процессоров, позволяющих человеку выполнять арифметические операции со скоростью компьютера. Обсуждается также возможность передачи потока

стр. 54

информации по нановолокнам с целью практически мгновенного обучения человека. Поскольку целый ряд заболеваний рассматривается как неправильное функционирования "программного обеспечения человека", лечение таких болезней предполагается проводить посредством обнаружения и удаления ошибок в программах, т. е. перепрограммирования человека.

Религии выделяют в окружающей нас реальности Бога, мир духов, живую и неживую природу. Причем человек, а возможно, и некоторые живые существа рассматриваются как сущности, состоящие из материального тела и нематериальной души. Таким образом, вводятся совершенно неизученные и необнаруженные современной наукой понятия: Бог, дух, душа. Обсуждение сущности данных объектов невозможно в терминах естественных наук, находится в компетенции богословия. Однако методами естественных наук, казалось бы, мы могли обнаружить проявления данных сущностей в мире материальном. С точки зрения религии душа оказывает влияние на тело, управляя им подобно тому, как водитель управляет автомобилем, духи в некоторых ситуациях могут оказывать влияние как на живую, так и на неживую природу, возможности Бога вообще безграничны. Более того, само функционирование мира по законам природы возможно лишь в силу Божественной воли. Эта одна из наиболее величественных функций Бога, направленная на поддержание мира и "неизменных законов природы", никак не может быть обнаружена естественно-научными методами. Неизменность и абсолютность законов природы постулируются во всех научных парадигмах, а причины такой неизменности не обсуждаются.

Таким образом, с точки зрения религии Бог, духи и души оказывают постоянное воздействие на материальный мир. С точки зрения науки гипотеза о существовании Бога, духов и душ не находит никаких экспериментальных подтверждений, следовательно, эти объекты не существуют. Поскольку религия рассматривает душу как источник разума, попытки создать ее аналог в материальном мире кажутся сомнительными.

Для того чтобы снять обозначенные здесь противоречия, необходимо понять, как мир нематериальный может оказывать влияние на материальный мир, причем так, чтобы никакие физические законы мира материального при этом не нарушались.

Случайные события в квантовой механике и Божественный промысел религиозной философии. Случайные события во множестве встречаются в квантовой механике, где с ними связа-

стр. 55

но поведение атомов и молекул. Примером может служить радиоактивный распад ядра атома. Если ядро обладает естественной радиоактивностью или становится радиоактивным в результате столкновений с другими ядрами, то невозможно предсказать, когда именно произойдет радиоактивный распад ядра с испусканием элементарной частицы, например, электрона или γ-кванта. То же самое справедливо и относительно спонтанного испускания света атомами. Находясь в возбужденном состоянии, они могут испускать световую волну или, на языке квантовой теории, фотон, но предсказать, когда именно это произойдет, невозможно. Строго говоря, все элементарные процессы в химических реакциях имеют квантово-механическую и, следовательно, случайную природу. Согласно современным физическим представлениям, случайные события носят фундаментальный характер и не могут быть предсказаны будущей теорией более детально.

Таким образом, с точки зрения квантовой теории в мире существует сектор возможностей. Каждая возможность может быть с разной вероятностью реализована, а наука предсказывает лишь вероятность реализации возможностей, но принципиально не может определить, какая из возможностей в действительности реализуется. Явления на квантовом уровне имеют необходимые, но недостаточные причины. Значит, наука не запрещает нам предполагать, что выбор конкретной реализации осуществляется из мира нематериального, т. е. мира, который мы не можем и никогда не сможем обнаружить нашими приборами. То, что является случайным с точки зрения науки, на самом деле вовсе не случайно, но лишь не определено законами мира материального. Все "случайности" такого рода в свете религиозной философии предопределены промыслом Бога.

Религиозная концепция творения мира и теория большого взрыва. Российский ученый А. А. Фридман, основываясь на общей теории относительности, показал, что однородная изотропная вселенная не может находиться в состоянии покоя. Она должна либо сжиматься, либо расширяться. В экспериментально полученном Хабблом законе расширения галактик теоретические выводы Фридмана нашли блестящее подтверждение. Хаббл обнаружил, что достаточно удаленные галактики разлетаются со скоростью, определяемой по формуле:

V = H*R,

где R - расстояние между галактиками,

стр. 56

H - постоянная Хаббла.

Это означает, что галактики были когда-то намного ближе друг к другу, чем сегодня. Более того, современная космогония предполагает, что вселенная появилась в результате большого взрыва, до которого не существовало не только материи в ее нынешнем виде, но и пространственно-временного континуума. Современной наукой уставлено, что в самом начале большого взрыва вселенная была чрезвычайно плотной и горячей, настолько плотной и горячей, что, вероятно, аппроксимация известных нам законов природы на такие плотности и температуры не является правомерной. И хотя мы не имеем данных, чтобы утверждать, по каким законам зарождалась наша вселенная, мы можем предполагать, что эти законы чем-то напоминают известные нам законы. Если это так, то при огромных плотностях и температурах квантовые неопределенности также огромны. В пределе бесконечных плотностей и температур можно говорить о как бы случайной с точки зрения естествознания флуктуации, породившей время, пространство, материю. О том, что стало причиной данной флуктуации, почему она случилась, современное экспериментальное естествознание ничего сказать не может. Более того, нет надежды когда-либо получить такое знание, поскольку для этого необходимо экспериментально исследовать вселенную на ранних этапах большого взрыва, что сделать, естественно, невозможно. Религиозная философия восточной церкви считает виновником "случайности", породившей вселенную, Бога и его промысел. Источником такого знания является не экспериментальное исследование окружающей природы, а Божественное откровение, принимаемое как абсолютная истина и не нуждающееся в экспериментальной проверке. Такое представление о зарождении мира не входит и, очевидно, не может входить в противоречие с представлениями современной науки, поскольку последняя не может аппроксимировать свои знания на чрезвычайно большие массы, плотности и температуры. Хорошо известно, что отказ от неоправданной аппроксимации классической механики на случай больших скоростей, масс и малых размеров привел к появлению обшей теории относительности и квантовой механики.

Случайные события и механизмы развития неустойчивостей в химически активных средах и других макроскопических процессах. Кроме случайности квантовой механики существует случайность другого рода, а именно: случайность тепловых флуктуации, например, флуктуации плотности в газах, жидкостях или твердых телах или флуктуации электрического тока в полупроводниках и

стр. 57

металлах. Такие флуктуации происходят, даже если пренебречь квантовой природой молекул, т. е. если рассматривать их как классические частицы. Квантовое случайное событие может с достаточно большой вероятностью перейти в событие макроскопического масштаба только в неустойчивых системах. К таким системам в неживой природе в первую очередь относятся:

- пространственно неоднородные, химически реагирующие системы, в частности, пламя;

- низкотемпературная химически активная плазма;

- разнообразные термодинамически неравновесные системы;

- определенные неустойчивые турбулентные движения жидкостей и газов.

Хорошо известно, что развитие неустойчивости может привести к образованию устойчивой макроскопической диссипативной структуры. Одной из таких структур, в течение многих лет привлекающих внимание ученых, является шаровая молния.

Интересно отметить, что именно в виде пламени или света описывается проявление духовного мира в материальном. Причем такое описание встречается не только в традициях восточного христианства, но и во многих других религиях.

Живая природа вообще является наиболее ярким проявление неравновесных процессов. Являются ли такие сложные диссипативные структуры, как живые организмы, проявлением случайных неустойчивостей, возникших в ходе эволюции? Почему в соответствии со вторым началом термодинамики они не распадаются, а напротив, эволюционируют и развиваются? Является ли все многообразие живой природы лишь проявлением случайных эволюционных процессов или проявлением в "случайностях" творческой воли Бога? Сегодня ответы на эти вопросы могут быть даны только на основании веры, веры материалистической или веры религиозной.

Человек - место соприкосновения двух миров. Наиболее сложным и интересным и в тоже время наименее изученным органом человека является мозг. Человеческий мозг - наиболее сложная система из всех известных в природном мире. Он состоит приблизительно из 100 млрд. нейронов, каждый из которых соединен с сотнями тысяч других нейронов с помощью синаптических соединений (их насчитывается около ста триллионов). Электрические сигналы передаются по этой сети невероятно сложными путями. Мы имеем некоторое представление о том, как перерабатывается входящая информация от органов чувств и как исходящие сигналы

стр. 58

управляют двигательной активностью мышц. Но о том, что происходит на промежуточных стадиях, известно крайне мало: как входящая информация взаимодействует с памятью, эмоциональными реакциями и рефлексивным мышлением?

Известно, что физическое и химическое вмешательство воздействует как на сознание, так и на поведение. Электрическая стимуляция отдельных зон головного мозга при помощи микроэлектродов может пробуждать живые воспоминания и чувства (сильную радость, тревогу, гнев и т. п.) или вызывать такие двигательные действия, как поднятие руки. Лекарства и наркотики могут оказывать мощное влияние на настроение и поведение. Все эти открытия подтверждают тот факт, что психическая жизнь находится в сильной зависимости от физических процессов, протекающих в мозге. Но они не дают окончательного ответа на вопрос о взаимоотношении разума и тела. Являемся ли мы компьютерами, полностью лишенными свободы воли? Однозначно ли определяется каше поведение воздействием внешней среды?

Имеются веские основания полагать, что случайные события происходят в нашем мозге. Такими событиями могут быть спонтанное открывание пузырьков в нейронах или случайное возбуждение нейронов.

Процесс формирования следов памяти сегодня тесно связывают с биохимическими реакциями, протекающими внутри нейронов а, следовательно, с процессами, в которых имеют место квантово-механические случайности. Таким образом, наиболее сложные ментальные процессы, не сводимые к условным рефлексам, могут иметь либо случайный характер, либо обусловлены влиянием на тело духовной сущности человека, его души. Религиозная философия считает душу нематериальным объектом. Такой объект не может быть исследован методами естествознания непосредственно, поскольку трансцендентен в своей сущности миру материальному. Возможно, однако, обнаружить имманентное проявления души в реакциях тела, что собственно и является предметом современной психологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хакен Г. Принципы работы головного мозга. М., 2001.

2. Барбур И. Религия и наука: история и современность. М., 2001.

3. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. Религия и наука. Сергиев посад. Троицкое слово, 2001.

4. Катасонов В. Н. Христианство, наука, культура. М., 2005.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СЛУЧАЙНЫЕ-СОБЫТИЯ-В-СОВРЕМЕННОМ-ЕСТЕСТВОЗНАНИИ-И-ИХ-СВЯЗЬ-С-РЕЛИГИОЗНОЙ-КОНЦЕПЦИЕЙ-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ-ДУХА-И-МАТЕРИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Д. Б. Чайванов, СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И ИХ СВЯЗЬ С РЕЛИГИОЗНОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДУХА И МАТЕРИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СЛУЧАЙНЫЕ-СОБЫТИЯ-В-СОВРЕМЕННОМ-ЕСТЕСТВОЗНАНИИ-И-ИХ-СВЯЗЬ-С-РЕЛИГИОЗНОЙ-КОНЦЕПЦИЕЙ-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ-ДУХА-И-МАТЕРИИ (дата обращения: 25.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Д. Б. Чайванов:

Д. Б. Чайванов → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
505 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3145 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
Вчера · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И ИХ СВЯЗЬ С РЕЛИГИОЗНОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДУХА И МАТЕРИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android