Libmonster ID: RU-14528
Автор(ы) публикации: Р. Г. ТУМКОВСКИЙ

Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) стали возможны лишь благодаря почти четвертьвековой борьбе Советского Союза за укрепление своей и своих союзников безопасности в ходе навязанной ему правящими кругами США гонки стратегических ядерных вооружений. Главным направлением этой борьбы было преодоление упорного стремления США добиться решающего ядерного превосходства, чтобы силой решить в свою пользу основное противоречие современной эпохи - противоречие между социализмом и капитализмом.

Двусторонним советско-американским переговорам предшествовали многосторонние переговоры по разоружению в рамках ООН. СССР выдвинул в Атомной комиссии ООН 19 июня 1946 г. проект международной конвенции о полном и безоговорочном запрещении производства и применения атомного оружия. В своей основе проект конвенции исходил из признания принципа равенства и одинаковой безопасности всех подписавших ее государств. Однако в ходе обсуждения советского предложения в Атомной комиссии США добились его отклонения и противопоставили ему так называемый план Баруха, который был направлен на закрепление американской атомной монополии. Никаких конкретных мер по атомному разоружению он не предусматривал. Его авторы считали разоружение делом отдаленного будущего. Естественно, что "план Баруха" был отвергнут Советским Союзом. Так наметились два противоположных подхода к проблеме атомного разоружения: советский, направленный на достижение равенства и одинаковой безопасности для всех государств, и американский, рассчитанный на обеспечение США военного превосходства. В ходе дальнейших переговоров по разоружению Соединенные Штаты неоднократно выступали с рядом "инициатив", которые, однако, неизменно содержали попытки добиться односторонних военных преимуществ в ущерб СССР.

Указанная проблема привлекла пристальное внимание советских ученых1 . В настоящей статье рассматривается современный этап советско-американских переговоров об ограничении стратегических вооружений.

1. Американская пропаганда и реальности гонки вооружений. В ответах на вопросы еженедельника Социал-демократической партии Германии "Форвертс" Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев подчеркнул, что "гонка вооружений развивалась по принципу "действие - противо-


1 "История внешней политики СССР". Т. 2. 1945 - 1975 гг. М. 1976; см. также В. Хайцман. СССР и проблема разоружения. 1945 - 1959. М. 1970; Л. Я. Черкасов. Стратегия мира. М. 1972; А. Е. Ефремов. Ядерное разоружение. М. 1976.

стр. 70


действие": Запад бросал вызов, Советский Союз должен был вызов принимать. Так было на всем протяжении от первой атомной бомбы до наших дней. И начало каждого нового витка в гонке вооружений неизменно сопровождалось новой волной воплей о "советской угрозе"2 . В этой гонке США неизменно выступали как инициатор. Вынужденные считаться с мировым общественным мнением, руководители США для оправдания своих очередных милитаристских шагов неизменно обращались к лживому тезису о "советской угрозе", стремясь переложить ответственность за гонку вооружений на Советский Союз. Сначала СССР приписываются "угрожающие" намерения, а затем провозглашается необходимость наращивания вооружений для их "нейтрализации".

Таким образом оправдывался всякий раз очередной тур гонки вооружений. В середине 50-х годов США для "обоснования" воздушно-атомного рывка заявили о существующем якобы американском отставании от СССР в стратегической авиации ("бомбардировочный отрыв"). Под предлогом преодоления этого отставания сначала администрация Г. Трумэна, а затем Д. Эйзенхауэра развернули беспрецедентные программы строительства стратегических бомбардировщиков и накопления атомных и термоядерных бомб. Одновременно США стали проводить широкую программу строительства авиабаз для своих стратегических бомбардировщиков на территориях союзных им государств вблизи границ СССР3 . Стратегической авиации отводилась роль главной ударной силы. Маскируясь тезисом о "бомбардировочном отрыве", США в 50-х годах довели ее численность почти до 2 тыс. самолетов4 .

В конце 50-х - начале 60-х годов руководители Пентагона, подготавливая новый тур гонки вооружений - ракетно-ядерных, опять выступили с утверждениями о "советской угрозе". На этот раз они связывали ее с мнимым "ракетным отставанием" от СССР. Министр обороны США Н. Макэлрой в 1959 г. объявил, что Советский Союз способен в короткие сроки создать крупные силы межконтинентальных баллистических ракет (до 1500 единиц в 1963 г.) и значительно обогнать Соединенные Штаты5 . Преемник Макэлроя Р. Макнамара уже в 1962 г. назвал тезис о "ракетном отставании" США мифом. Тем не менее под его прикрытием администрация Дж. Кеннеди развернула ракетно-ядерные компоненты своих стратегических сил - межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и баллистические ракеты на подводных лодках- ракетоносцах (БРПЛ).

Не составляет исключения и современный этап гонки вооружений. Подводя "базу" под программы развертывания ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ), в Вашингтоне стали утверждать, что Советский Союз располагает способностью вести ограниченную ядерную войну против США6 . Ввиду этого была поставлена задача, чтобы США обладали такой же способностью. Это, в частности, и послужило предлогом для нового этапа гонки вооружений. Советскую позицию в отношении ограниченной ядерной войны высказал Л. И. Брежнев в беседе с видным американским политическим деятелем А. Гарриманом. В информации об этой беседе приведены слова американского деятеля, "что Л. И. Брежнев решительно не согласен с развиваемыми кое-кем в США теориями так называемой "ограниченной" ядерной войны.


2 "Коммунист", 1978, N 8, стр. 11.

3 В то время, пишет Г. Киссинджер, "даже на наши военные союзы мы смотрели главным образом с точки зрения возможности приобретения за их счет необходимых нам авиационных баз". Г. Киссинджер. Ядерное оружие и внешняя политика. М. 1959.

4 "The Superpowers in Multinuclear World". Toronto. 1974, pp. 276 - 279.

5 "US Congress, Senat Committee on Armed Services and Committee on Aeronautical and Space Joint Hearings Missile and Space Activities, 86th Congress, 1st Ses.". 1959, pp. 25 - 26.

6 R. Nixon. US Foreign Policy [or the 1970's. April 1973, p. 182.

стр. 71


Советский руководитель, подчеркнул Гарриман, считает, что говорить о допустимости "ограниченной" ядерной войны -большая ошибка. Надо добиваться исключения всякой ядерной войны вообще"7 .

Главной целью, которую США преследовали, начиная новые витки гонки вооружений, было стремление американских правящих кругов достичь военно- технического и стратегического превосходства над СССР.

Ответный характер вынужденных действий Советского Союза в области создания и развертывания новых стратегических систем оружия несомненен. Эту сторону вопроса специально подчеркивал Л. И. Брежнев: "Те круги в США и союзных им странах, которые выступают против разрядки напряженности, стремятся подстегнуть гонку вооружений, пытаются сейчас возложить ответственность за эту гонку на Советский Союз. Это явное искажение действительности... Общеизвестные факты говорят о том, что гонка вооружений, соперничество в создании наиболее опасных видов оружия массового уничтожения были нам навязаны. Не мы начинали создавать атомные бомбы, подводные лодки со стратегическими ракетами, кассетные боеголовки и многое другое"8 .

В свое время Дж. Ф. Даллес писал: "Столь быстрое овладение Советами производством атомной бомбы поистине является гигантским успехом Советского Союза, а конец атомной монополии США окажет настолько далеко идущее влияние на положение в мире, что его сейчас даже трудно предсказать... Покончив с нашей монополией, Советский Союз тем самым радикально изменил в свою пользу стратегическое положение. Способность Соединенных Штатов сбросить атомные бомбы на Россию в значительной мере нейтрализована способностью последней сбросить атомные бомбы на Соединенные Штаты и Западную Европу"9 . Утратив монополию на атомное оружие, США сделали ставку на термоядерное оружие. Однако Советский Союз решил эту проблему раньше США. 12 августа 1953 г. СССР произвел испытание первого в мире термоядерного заряда. Оценивая военно- политические последствия этого факта для США, тогдашний американский министр авиации Т. Финлеттер писал: "Водородная бомба изменила все положение". "В данном случае, - продолжал он, - затронута безопасность нашей страны, чего не было при появлении атомной бомбы. В период 1945 - 1954 гг. атомная бомба не представляла собой смертельной угрозы для Соединенных Штатов. В течение четырех лет из этих девяти только мы одни владели атомной бомбой. В остальные пять лет у русских не было достаточного количества этих бомб, чтобы уничтожить Соединенные Штаты. Теперь через короткое время русские будут иметь достаточное количество водородных бомб, чтобы небольшой их частью быть способными уничтожить Соединенные Штаты" 10 .

В ответ на резкое наращивание Соединенными Штатами числа стратегических бомбардировщиков СССР в 50-х годах создал свои межконтинентальные бомбардировщики. Оценивая последствия советского ответа, Г. Киссинджер писал в 1957 г.: "Создание в Советском Союзе межконтинентальных бомбардировщиков, способных преодолевать огромные расстояния, возвращаться на свои базы, вместе с увеличением советских запасов ядерного оружия явилось причиной коренного изменения в стратегическом соотношении сил в послевоенный период"11/sup>.

На начатый США в 60-х годах ракетно-ядерный тур гонки вооружений СССР ответил укреплением своего ракетно-ядерного потенциа-


7 "Правда", 21.IX.1976.

8 Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. Т. 5. М. 1976, стр. 81.

9 J. F. Dulles. War or Peace? N. Y. 1957, p. 151.

10 Т. Финлеттер. Сила и политика. М. 1956, стр. 312 - 313.

11 Г. Киссинджер. Указ. соч., стр. 158.

стр. 72


ла. В начале 1963 г. министр обороны США Макнамара вынужден был признать, что ответные мероприятия Советского Союза по укреплению своей обороноспособности не дают возможности США с помощью упреждающего ракетно-ядерного удара уничтожить советские стратегические силы и избежать соответствующего ответа со стороны СССР12 . Этот вывод не утратил своего значения и в настоящее время. Вряд ли возможно переоценить его военно-политическое значение: стратегическая мощь СССР сдерживает империалистическую ядерную агрессию. "Мы создали стратегические силы, которые являются надежным средством сдерживания любого агрессора, - указывал Л. И. Брежнев. - И на новые попытки с чьей-либо стороны обеспечить себе военное превосходство над СССР мы ответим должным увеличением военной мощи, гарантирующим нашу оборону. Иначе мы поступить не можем" 13 .

Из приведенных выше американских оценок очевидно, что благодаря своевременным и решительным ответным мерам Советского Союза США практически не смогли добиться стратегического ядерного превосходства над СССР, которое дало бы им возможность развязать ядерную войну без катастрофических последствий для самих себя. Временное опережение в разработке и развертывании новых стратегических систем оружия создавало лишь видимость такого превосходства, которую США всякий раз стремились использовать в целях проведения политики "с позиции силы".

Именно провал попыток добиться ракетно-ядерного превосходства вынудил американских военно-политических руководителей формально признать уже давно установившийся стратегический ядерный паритет СССР и США. В 1971 г. президент Р. Никсон вынужден был констатировать, что Советский Союз из статута отставания в области стратегического оружия перешел "к статуту, аналогичному статуту США"14 . Паритет характеризовался следующими показателями: и СССР, и США располагают стратегическими силами трехкомпонентного состава (МБР, БРПЛ и стратегические бомбардировщики), хотя соотношение этих компонентов в составе стратегических сил сторон в количественном отношении не совпадает. Признание американской стороной состояния советско-американского ядерного паритета явилось необходимой политической предпосылкой для советско- американских переговоров об ограничении стратегических вооружений.

2. Советско-американские соглашения об ограничении стратегических вооружений. Советско-американские переговоры по ОСВ начались 17 ноября 1969 г. в Хельсинки. Через два с половиной года, 26 мая 1972 г., Л. И. Брежнев и Р. Никсон подписали в Москве первые советско-американские соглашения по ОСВ: Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений.

Известно, что создание ракетного оружия привлекло внимание к разработке средств ПРО. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области ПРО начались в США в середине 50-х годов практически одновременно с развертыванием работ по созданию МБР. В сентябре 1967 г. Макнамара объявил решение президента Л. Джонсона о строительстве ограниченной территориальной системы ПРО, получившей наименование "Сентинел". Первая ее очередь должна была обеспечить защиту 25 важнейших городов США, вторая -


12 "Department Defense Appropriationes for 1964. Pt. 1. Subcommittee of Committee on Appropriationes. House of Representatives". Washington. 1963, p. 341.

13 Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. Т. 2. M. 1973, стр. 541.

14 R. Nixon. US Foreign Policy for the 1970's. February 25, 1971.

стр. 73


до 52 городов. Усиление ПРО США создавало новые предпосылки для гонки стратегических наступательных вооружений. Сменившая правительство Джонсона администрация Никсона пересмотрела решение о строительстве системы "Сентинел", исходя из ее низкой боевой эффективности и стратегической нецелесообразности15 .

Договоренность СССР и США в отношении взаимного ограничения систем ПРО нашла свое отражение в Договоре об ограничении систем противоракетной обороны в пункте 2, ст. I, согласно которому "каждая из Сторон обязуется не развертывать системы ПРО территории своей страны и не создавать основу для такой обороны". В качестве исключения сторонам разрешалось лишь иметь по два района, прикрытых системой ПРО, каждый радиусом в 150 км: один с центром в столице каждой страны и один в районе расположения шахтных пусковых установок МБР16 . Стороны приняли также на себя обязательства не модернизировать пусковые установки противоракет с целью повышения их боевой эффективности и одновременно обязались не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования, то есть отличные по конструкции от уже существующей системы. Очень важным элементом Договора явилось соглашение об использовании национальных технических средств контроля17 . Оно обеспечивало уверенность в соблюдении положений Договора. Были приняты обязательства не создавать помех национальным техническим средствам контроля и не маскировать объекты контроля (ст. XII). Договор по ограничению систем противоракетной обороны бессрочный. Для контроля за его выполнением создана консультативная комиссия из представителей сторон, которая каждые пять лет должна рассматривать ход его выполнения. Подписав этот Договор, СССР и США исключили гонку вооружений в области стратегических оборонительных систем оружия и устранили таким образом один из стимулов для гонки вооружений в области стратегических наступательных систем оружия.

Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений было заключено на пятилетний срок. Оно накладывало ограничения на ракетные компоненты стратегических сил. Стороны обязались не начинать строительство дополнительных стационарных пусковых установок МБР наземного базирования с 1 июля 1972 года. Наряду с этим они согласились не переоборудовать пусковые установки легких МБР наземного базирования, а также МБР наземного базирования старых типов, развернутых до 1964 г., в пусковые установки тяжелых МБР наземного базирования типов, развернутых после этого времени. Применительно к подводному компоненту стратегических сил была достигнута договоренность ограничить пусковые установки БРПЛ и современные подводные лодки с баллистическими ракетами числом находящихся в боевом составе и в стадии строительства на дату подписания Временного соглашения, а также дополнительно построенными пусковыми установками и подводными лодками в определенном для обеих сторон порядке в качестве замены равного числа пусковых установок МБР старых типов, развер-


15 См. "ABM". N. Y. 1969, р. 255.

16 "Советская программа мира в действии". М. 1972, стр. 19. В 1974 г. во время визита Никсона в Советский Союз был подписан Протокол к Договору об ограничении систем противоракетной обороны. Согласно ему Советский Союз принял обязательство не развертывать систем ПРО или ее компоненты в районе размещения шахтных пусковых установок МБР, а США обязались не развертывать систему ПРО в районе с центром, находящимся в столице. См. "Документы и материалы третьей советско-американской встречи на высшем уровне". М. 1974, стр. 55 - 56.

17 К их числу относятся искусственные спутники Земли, оснащенные фото- и радиотехническими системами контроля, наземные радиолокационные посты и т. д.

стр. 74


нутых до 1964 г., или пусковых установок старых подводных лодок (ст. III). Другими словами, стороны согласились разрешить каждой из них построить новые подводные лодки-ракетоносцы с баллистическими ракетами в определенном для каждой стороны порядке, но при условии демонтирования равного числа пусковых установок старых подводных лодок или МБР, которые были приняты на вооружение до 1964 года. Это было замораживание количественного уровня пусковых установок МБР и баллистических ракет на атомных подводных лодках-ракетоносцах. Контроль за выполнением Временного соглашения так же, как и Договора об ограничении систем противоракетной обороны, осуществляется национальными техническими средствами контроля (ст. V)18 .

По существу, заключение Временного соглашения означало признание американской стороной поражения основного курса США в развязанной ими и навязанной Советскому Союзу гонке вооружений, рассчитанной на то, чтобы добиться решающего количественного превосходства над СССР в области стратегических средств доставки ядерного оружия к целям. Вместе с тем оно подтвердило эффективность ответных" мероприятий СССР по укреплению своей обороны и сдерживанию империалистической ядерной агрессии. Вряд ли можно переоценить политическое значение этой победы Советского Союза в навязанной ему гонке вооружений.

В отличие от Договора об ограничении систем противоракетной обороны Временное соглашение не содержит положения, запрещающего модернизацию стратегических наступательных систем оружия. Это обстоятельство является прямым следствием стремления американской стороны "совместить" диаметрально противоположные политические курсы - продолжение качественной гонки стратегических вооружений с переговорами об их ограничении. Вскоре после начала переговоров по ОСВ, в марте 1970 г., администрация Никсона объявила о решении перевооружить большую часть сил МБР и БРПЛ новыми ракетными системами- "Минитмен-3" и "Посейдон" (соответственно) с разделяющимися головными частями (РГЧ)19 вместо прежних с моноблочными частями. Испытания новых ракет были завершены в 1969 году. Это решение явилось первым актом нового качественного тура гонки вооружений. Вслед за этим было объявлено о форсировании разработки новых стратегических систем оружия: подводной ракетоносной системы "Трайдент"20 , тяжелого сверхзвукового стратегического бомбардировщика В-1, крылатых ракет.

Американское военно-политическое руководство ссылалось при этом, кроме обычных упоминаний о "советской угрозе", на то, что разработка и развертывание новых систем стратегического оружия будут якобы служить интересам "ограничения" гонки вооружений. Отвечая на вопросы членов конгресса в связи с московскими соглашениями 1972 г., Киссинджер заявил: "По нашему мнению, мы должны продолжать выполнение тех стратегических программ, которые разрешены соглашением, и научные исследования и разработки в областях, которые охвачены соглашением... (имеется в виду Временное соглашение. - Р. Т.). Наш опыт говорит о том, что осуществляемая программа не слу-


18 "Советская программа мира в действии", стр. 25 - 27. Никаких ограничений на стратегические бомбардировщики Временное соглашение не накладывало.

19 По официальным сообщениям министерства обороны США, ракетами "Минитмен-3" заменены 550 прежних ракет "Минитмен-1", а ракеты "Посейдон" установлены на 31 подводной лодке-ракетоносце из 41 ("Annual Defense Department Report". FY 1976 and 197T, pp. 11 - 32).

20 Согласно опубликованным в американской печати данным, подводные лодки-ракетоносцы "Трайдент" будут иметь водоизмещение 18 700 т (вдвое больше современных американских подводных лодок-ракетоносцев, несущих по 16 ракет "Посейдон") и нести 24 ракеты "Трайдент-I" с РГЧ ("Annual Defense Department Report". FY 1975, pp. 51, 52, 57).

стр. 75


жит препятствием для соглашения, а, наоборот, может ускорить его достижение". И далее: "Считается, что наша мощь, пожалуй, дает им (СССР. - Р. Т.) дополнительный стимул вести переговоры"21 . Такой подход к переговорам получил в США специальное название - "козырей для торга". Нетрудно видеть, что эта концепция противоречит принципу равенства и одинаковой безопасности.

Любые инициативы США в создании новых образцов стратегического оружия рассчитаны на то, чтобы обеспечить себе определенные военные и политические преимущества. Естественно, что Советский Союз вынужден был принимать необходимые ответные меры для укрепления своего оборонительного потенциала. Об этом убедительно свидетельствует пример развертывания ракетных систем с РГЧ. Решение администрации Никсона в 1970 г. по этому вопросу представляло собой очередную попытку американской стороны получить односторонние военные преимущества. Но это лишь затруднило подготовку нового соглашения об ОСВ. Советские ответные действия привели к тому, что в 1974 г. во Владивостоке США были вынуждены договориться с СССР об установлении одинаковых количественных уровней для такого рода систем22 . Сенатор Д. Макговерн, оценивая итоги их развертывания, заявил в сенатском комитете по вооруженным силам: "В 1969 г. мы были впереди в технике РГЧ. В тот период были предложения отложить испытания и развертывание ракет с головными частями этого типа до заключения всеобъемлющего соглашения по ограничению стратегических вооружений. Но Пентагон не хотел и слышать об этом. Мы испытали и развернули ракеты с РГЧ и добились кратковременного преимущества по отношению к Советскому Союзу. В настоящее время Советский Союз развертывает свои ракеты с РГЧ, и, по-видимому, через короткое время мы окажемся в худшем положении по сравнению с тем, в котором бы оказались, если бы избежали развертывания ракетных систем с РГЧ обеими сторонами. Те же самые люди, которые настаивали на одностороннем развертывании нами ракет с РГЧ, теперь жалуются, что Советский Союз имеет преимущество в полезных нагрузках своих ракет и что его РГЧ более опасны для нас, чем наши для него" 23.

Московские соглашения 1972 г., как и владивостокские договоренности 1974 г., зафиксировали поражение американской политики гонки стратегических вооружений. Ответные действия СССР сорвали все попытки США добиться ядерного превосходства и использовать его в интересах своей империалистической политики. Однако из-за того, что военно-политическое руководство США перевело гонку вооружений в качественное русло, эти соглашения не остановили последней.

3. Советско-американские переговоры о выработке второго соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). В соответствии со статьей VII Временного соглашения СССР и США обязались "продолжить активные переговоры об ограничении стратегических наступательных вооружений". Опыт переговоров на первом этапе и очевидная противоречивость подхода американской стороны к проблеме ОСВ выявили необходимость предварительной выработки согласованного решения об основных принципах переговоров. В 1973 г. во время визита Л. И. Брежнева в США были подписаны "Основные принципы переговоров о дальнейшем ограничении стратегических наступательных вооружений". США и СССР обязались предпринять "серьезные усилия для выработки положений постоянного согла-


21 "Hearing before the Committee on Armed Services. United States Senate, 92 Congress, 2nd Sess.", June 20... July 25, 1972, pp. 125, 135.

22 "Документы и материалы советско-американской встречи во Владивостоке". М. 1974, стр. 20.

23 "The Congressional Record, Senate", April 13, 1976, pp. S5615, 5616.

стр. 76


шения о более полных мерах по ограничению стратегических наступательных вооружений с целью его подписания в 1974 году". При этом "стороны будут- руководствоваться признанием интересов равной безопасности друг друга и признанием того, что попытки получения односторонних преимуществ, прямо или косвенно, были бы несовместимы с укреплением мира между СССР и США". Указывалось также, что "ограничения, налагаемые на стратегические наступательные вооружения, могут касаться как их количественной стороны, так и их качественного совершенствования", что эти ограничения "должны подвергаться соответствующему контролю национальными техническими средствами", а вопрос о модернизации и замене стратегических наступательных вооружений должен решаться с соблюдением условий, которые будут сформулированы в заключаемых соглашениях24 . Таким образом, соглашение об основных принципах переговоров было направлено против возможных в будущем попыток обеспечить себе односторонние военные преимущества в обход будущего соглашения об ОСВ.

23 - 24 ноября 1974 г. в районе Владивостока состоялась рабочая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева и президента США Дж. Форда. В ходе ее была достигнута договоренность о главном содержании соглашения ОСВ-2. В совместном советско-американском заявлении говорилось: "Новое соглашение, будучи основано на принципах равенства и одинаковой безопасности, будет включать следующие ограничения: а) обе стороны будут иметь право располагать определенными согласованными суммарными количествами носителей стратегического оружия; б) обе стороны будут иметь право располагать определенными согласованными суммарными количествами межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет на подводных лодках, оснащенных разделяющимися головными частями индивидуального наведения"25 . Конкретно договоренность включала следующие ограничения: а) каждая сторона получит право иметь в сумме в составе своих стратегических сил не свыше 2400 средств доставки ядерного оружия к целям. В эту сумму включались МБР, БРПЛ и стратегические бомбардировщики, то есть предусматривалось ограничение на все три компонента стратегических сил; б) в указанных границах каждая сторона получала право иметь 1320 баллистических ракет с РГЧ. В этот лимит могли входить МБР и БРПЛ26 .

Л. И Брежнев и Дж. Форд пришли к выводу, что имеются благоприятные перспективы завершить выработку нового соглашения в 1975 году27 . Это решение, как известно, не было реализовано. Американская администрация нарушила свои обязательства. При этом она использовала прием, аналогичный примененному при развертывании ракетных систем с РГЧ. Министерство обороны США объявило о намерении довести до конца разработку и затем развернуть новую систему оружия - крылатые ракеты стратегического назначения28 .


24 "Визит Леонида Ильича Брежнева в Соединенные Штаты Америки". М. 1973, стр. 68 - 144.

25 "Документы и материалы советско-американской встречи во Владивостоке", стр. 20.

26 "Известия", 1.IV. 1977.

27 "Документы и материалы советско-американской встречи во Владивостоке", стр. 20.

28 Крылатая ракета - беспилотный самолет, несущий ядерную или обычную боевую часть, оснащенный автоматической системой управления и наведения на цель. Эта система обеспечивает полет ракеты по заданной ей программе, "обнаружение" цели и нанесение удара по ней. Согласно опубликованным в американской печати данным, программа создания крылатых ракет предусматривает разработку трех ее вариантов стратегического назначения: первый - морская крылатая ракета "Томогавк", предназначенная для вооружения атомных многоцелевых подводных лодок (ракета может запускаться из подводного положения через торпедные аппараты); второй - авиационная крылатая ракета для вооружения тяжелых стратегических бомбардировщиков

стр. 77


Руководствуясь владивостокской договоренностью о лимитировании средств доставки ядерного оружия, Советский Союз выдвинул на переговорах по ОСВ вполне логичное предложение - включить стратегические крылатые ракеты в этот лимит, что давало возможность даже при наличии у США крылатых ракет заключить новое соглашение по ОСВ. Но именно это обстоятельство не устраивало американскую сторону. Ее представители стали утверждать, что установленный во Владивостоке лимит на средства доставки ядерного оружия к целям распространяется только на МБР, БРПЛ и тяжелые стратегические бомбардировщики, но не на крылатые ракеты. Такой подход открывал канал для ничем не ограниченной гонки вооружений в новой области29 . А это противоречило как самой идее ограничения стратегических вооружений, так и принципу равенства и одинаковой безопасности. Поэтому оно было отвергнуто СССР как неприемлемое.

Широкой международной общественности становилось ясно, что США нарушили владивостокскую договоренность и именно по их вине затягивается выработка нового соглашения. Чтобы ослабить неблагоприятное для себя впечатление, администрация Форда "модифицировала" свою позицию. США выражали согласие договориться с СССР об ограничении своих крылатых ракет в обмен на ограничение развертывания советского бомбардировщика, именуемого на Западе "Бэкфайер". Но это американское предложение связывало между собой неэквивалентные системы оружия. Дело в том, что предметом переговоров об ОСВ является ограничение стратегических систем оружия. Бомбардировщик же "Бэкфайер" не является таковой ("Бэкфайер" имеет радиус полета 2200 км и поэтому не может достичь территории США)30 . Что касается крылатых ракет, то с ними дело обстоит иначе: дальность их полета - 2500 км; эти ракеты, согласно опубликованным в США планам, предполагается разместить на тяжелых стратегических бомбардировщиках В-52, на подводных лодках и на территориях союзников США. Эти самолеты и подводные лодки способны доставить крылатые ракеты в районы пуска, откуда они могут поразить объекты на территории СССР. То же самое будет иметь место при развертывании крылатых ракет на территориях союзников США по НАТО и другим агрессивным блокам.

Л. И. Брежнев неоднократно объяснял Форду, в частности при встрече в Хельсинки, а затем и президенту Дж. Картеру, что в случае с "Бэкфайером" речь идет о бомбардировщике средней дальности, а не о стратегическом бомбардировщике31 . Тем не менее американская сторона продолжала настаивать на своем предложении. В поддержку этой позиции в США была развернута шумная пропагандистская кампания, тон которой задали члены конгресса. Конгрессмены требовали, чтобы "Бэкфайер" был включен в согласованный во Владивостоке лимит средств доставки ядерного оружия, а крылатые ракеты в этот лимит не включались32 . В результате администрация Форда сорвала владивостокскую договоренность о заключении второго соглашения об ОСВ уже в 1975 г., принеся его в жертву сторонникам продолжения гонки вооружений. После поражения на выборах в 1976 г. Форд высказал сожаление, что он не заключил это соглашение. Тем самым он фактически при-

В-52; третий - наземная крылатая ракета, предназначенная для запуска с мобильных пусковых установок. Стартовый вес морского варианта 1300 - 1500 кг, авиационного - 900 - 1000 кг ("Annual Defense Department Report". FY 1976 and 197T, pp. 11 - 39).


29 В американской печати публиковались сообщения о намерении Пентагона развернуть многие тысячи крылатых ракет (см. "The New York Times", 3.X. 1975).

30 "Правда", 14.IV. 1977.

31 "Правда", 1.IV.1977.

32 "The Congressional Record", October 28, 1975, p. E5630.

стр. 78


знал, что созданные его администрацией препятствия на пути заключения соглашения носили искусственный, преднамеренный характер.

Разработкой позиции администрации Картера на переговорах об ОСВ руководили министр обороны США Г. Браун и помощник президента по вопросам национальной безопасности З. Бжезинский при участии сенатора Г. Джексона. Выработанные ими предложения государственный секретарь США С. Вэнс привез в Москву в конце марта 1977 года. В ходе своих переговоров с Л. И. Брежневым и А. А. Громыко он выдвинул два предложения об ограничении стратегических вооружений: "всеобъемлющее" и альтернативное - "узкое". "Всеобъемлющее" на первый взгляд шло даже "дальше" владивостокской договоренности. Оно предполагало снижение установленных ею суммарных уровней стратегических средств доставки ядерного оружия к целям с 2400 до 2000 - 1800 единиц, а также снижение уровня ракет с РГЧ с 1320 до 1200 - 1100 единиц. Но при этом выдвигалось требование, что реализация новых условий должна сопровождаться в СССР сокращением вдвое численности ракет, которые в США называют "слишком тяжелыми", или "чересчур эффективными"33 .

Внимание американской стороны к определенному типу советских ракет отнюдь не случайно. Именно они были ответом на американскую инициативу в развертывании качественной гонки вооружений. Это обстоятельство подчеркнул в докладе на конференции Социалистического интернационала по разоружению (Хельсинки, апрель 1978 г.) кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС Б. Н. Пономарев. "В начале 70-х годов, - заявил он, - Вашингтоном было принято решение об оснащении ракет разделяющимися головными частями, что в несколько раз увеличило количество американских ядерных боеголовок. И те советские ракеты, по поводу которых сейчас поднимается такой шум на Западе, опять же были ответом на очередной рывок в гонке вооружений, совершенный США"34 .

Следовательно, под внешне респектабельным предлогом общего сокращения уровней стратегических сил в новом предложении США скрывалась попытка американской стороны сорвать ответные мероприятия Советского Союза по укреплению своей безопасности и сохранить за США преимущество в количестве ядерных боеголовок, обеспеченных доставкой к целям.

Во "всеобъемлющем" предложении предполагалось включить в проектируемое соглашение запрет на создание новых систем оружия, однако в действительности оно предусматривало запрет на создание новых систем оружия, которые, по американским данным, якобы разрабатываются в СССР, и не предусматривало никаких ограничений на такие системы оружия, создаваемые в США (крылатые ракеты стратегического назначения, подводная ракетоносная система "Трайдент" и т. д.). По оценкам некоторых западных специалистов, предложения Картера вели к почти полной остановке советских программ модернизации стратегических сил, оставляя соответствующие американские программы незатронутыми. Таким образом, "всеобъемлющее" предложение противоречило принципу равенства и одинаковой безопасности сторон.

В "узком" предложении сформулирована идея заключить соглашение об ограничении числа баллистических ракет и стратегических бомбардировщиков, а вопрос о крылатых ракетах и бомбардировщике "Бэкфайер" оставить в стороне35 . Это предложение, во-первых, повторяло позицию администрации Форда, отказывавшейся распространить владивостокскую договоренность на крылатые ракеты; во-вторых, при-


33 "Известия", 1.IV. 1977.

34 "Известия", 25.IV. 1978.

35 "Известия", 1.IV.1977.

стр. 79


знавало искусственный характер выдуманной американской стороной связи американских крылатых ракет и советского бомбардировщика "Бэкфайер"; в- третьих, создавало видимость уступки американской стороны, готовой не усматривать этой связи, если СССР согласится на неограниченное развертывание крылатых ракет в США. Следовательно, "узкое" предложение обеспечивало Соединенным Штатам свободу рук в гонке вооружений за счет крылатых ракет.

Неприемлемость обоих американских предложений была очевидна. Поэтому они были отклонены советской стороной.

В действиях администраций Форда и Картера просматривается одна общая черта - они в одностороннем порядке ревизовали ранее достигнутые соглашения и договоренности об ОСВ. Администрация Форда ревизовала свои же обязательства по владивостокской договоренности и, по существу, отказалась от "Основных принципов переговоров о дальнейшем ограничении стратегических наступательных вооружений". Администрация же Картера вообще повела себя так, будто этих соглашений не существовало. Все эти действия внесли нестабильность в советско-американские отношения и отнюдь не способствовали доверию и уважению к американским обязательствам и уверенности в действенности подписанных США соглашений.

Американскому курсу был противопоставлен советский курс, направленный на твердое соблюдение ранее принятых обязательств. На переговорах с Вэнсом с советской стороны было указано, что новое соглашение об ОСВ должно быть выработано на уже заложенном во Владивостоке фундаменте. А. А. Громыко подчеркнул это на пресс-конференции 31 марта 1977 г. после окончания переговоров: "Мы за то, чтобы то здание, которое строилось во Владивостоке с таким трудом, на которое потрачено столько интеллектуальных и прочих ресурсов, было не только сохранено, чтобы дело было доведено до конца и было заключено новое соглашение между СССР и США об ограничении стратегических вооружений"36 .

Потребовались напряженные усилия СССР, чтобы сдвинуть переговоры об ОСВ с мертвой точки. Сдвиг наметился только после встречи в Вашингтоне 22 сентября 1977 г. А. А. Громыко с президентом Картером. В последовавших затем переговорах благодаря конструктивному подходу советской делегации был согласован ряд вопросов, в первую очередь о стратегических крылатых ракетах. Стороны договорились, что крылатые ракеты с дальностью полета 600 - 2500 км подлежат ограничению наряду с другими стратегическими системами оружия, такими, как МБР, БРПЛ и стратегические бомбардировщики. При этом стороны согласились, что крылатыми ракетами класса "воздух-земля" в США могут вооружаться только тяжелые стратегические бомбардировщики типа В- 52. Одновременно было договорено приравнять их к стратегическим ракетам с РГЧ с индивидуальным наведением боеголовок на цели и включать в счет установленного лимита для таких средств доставки. Крылатые ракеты типа "воздух - земля" с дальностью полета свыше 2500 км вообще подлежали запрещению. Что касается крылатых ракет с дальностью полета свыше 600 км, предназначенных для развертывания на суше и для вооружения морских кораблей и подводных лодок, то было согласовано запрещение их испытания и развертывания первоначально на трехлетний срок. Отсрочка предназначалась для того, чтобы дать сторонам дополнительное время для выработки окончательного решения37 . Эти договоренности открыли перспективу заключения нового соглашения об ОСВ.


36 Там же.

37 См. "Задача ограничения стратегических вооружений: перспектива и проблемы". "Правда", 11.II.1978.

стр. 80


Однако, когда обозначился успех на переговорах, в США была широко развернута правыми кругами критика хода переговоров и позиций сторон на них по отдельным проблемам и в целом. Источником для такой критики стала "утечка информации" о переговорах, начавшаяся в октябре 1977 года.

В связи с переговорами об ОСВ администрация Картера осуществляла гораздо более тесное сотрудничество с конгрессом, чем предыдущие администрации. Сенатская комиссия по иностранным делам, возглавляемая сенатором Дж. Спаркменом, и подкомиссия по контролю над вооружениями сенатской комиссии по делам вооруженных сил, возглавляемая сенатором Г. Джексоном, систематически и подробно информировались о ходе переговоров. При этом учитывалось, что конгресс должен будет ратифицировать новое соглашение38 . По сведениям американской печати, источниками "утечки информации" являлись подкомиссия, возглавляемая Джексоном, а также должностные лица правительства.

Среди множества "критических" выступлений, связанных с переговорами об ОСВ, можно выделить два основных направления: сторонники первого надеются "подправить" соглашение, чтобы обеспечить США односторонние военные преимущества, авторы второго спекулируют на "советской угрозе". Первые особенно упорно выступают против ограничений на крылатые ракеты, утверждая, что это неоправданная "уступка" Советскому Союзу. Они добиваются для США права размещать эти ракеты не только на согласованном участниками переговоров числе тяжелых бомбардировщиков, но и на любых других самолетах, включая тяжелые транспортные39 . Такой подход открыл бы путь к неограниченному и практически неконтролируемому увеличению числа крылатых ракет. Одновременно предлагается не распространять ограничения на крылатые ракеты морского и наземного базирования. Здесь имеется в виду перспектива развертывания первых на подводных лодках в морских акваториях, прилегающих к территории СССР, а вторых - на территориях союзных с США стран, и в первую очередь стран НАТО, тоже вблизи советских границ. Предусматривается и обеспечение возможности по истечении срока действия трехлетнего протокола передать крылатые ракеты третьим странам в обход соглашения об ОСВ40 . Все эти "поправки" в конечном счете имеют цель подорвать принцип равенства и одинаковой безопасности сторон и тем самым осложнить и сорвать выработку нового соглашения об ограничении стратегических вооружений.

Сторонники концепции "советской угрозы" утверждают, что в ходе переговоров США пошли будто бы на слишком большие уступки СССР. Они выдвигают также тезис, будто Советский Союз нарушил ранее заключенные соглашения об ОСВ. В докладе на IX сессии Верховного Совета СССР А. А. Громыко по поводу подобных заявлений заметил: "И в Советском Союзе, и в США признается, что обе стороны соблюдают все положения договоренности об ограничении как оборонительных, так и наступательных стратегических вооружений. Постоянная консультативная комиссия из представителей СССР и США, специально созданная для наблюдения за ходом выполнения обеими сторонами принятых обязательств, не установила ни одного факта нарушения этих договоренностей... Лишь недобросовестные и безответственные крикуны могут позволить себе упрекать СССР в невыполнении обязательств по упомянутым выше соглашениям с США. И делается это с вполне определенной целью - помешать переговорам, особенно о дальнейших


38 На основании принятого в США в 1961 г. закона о контроле над вооружениями и разоружении правительство обязано получить согласие конгресса на принятие любых мер, которые ограничивают военный потенциал США.

39 "Правда", 11.II.1978.

40 Там же.

стр. 81


мерах ограничения стратегических вооружений, нанести ущерб советско- американским отношениям"41 .

Проблема модернизации стратегических вооружений также привлекает пристальное внимание критиков текущих переговоров об ОСВ. Как известно, Советский Союз, исходя из принципа равенства и одинаковой безопасности и с учетом американской позиции, предложил, чтобы на время действия трехлетнего протокола стороны обязались запретить новые виды МБР и БРПЛ с РГЧ. Американская делегация предложила на время действия протокола запретить только все типы МБР наземного базирования как с РГЧ, так и без них 42 . Целью этого предложения США является: остановить выполнение советских программ модернизации стратегических сил и сохранить свободу рук в реализации американских программ модернизации, таких, как новая ракетоносная подводная система "Трайдент" с ракетами "Трайдент-1", крылатые ракеты, мобильные МБР. Нетрудно заметить, что перед нами подновленная версия "всеобъемлющего" варианта, отвергнутого Советским Союзом. Широкая пропагандистская кампания "критики" вырабатываемого соглашения об ОСВ, по мнению тех, кто ее раздувает, призвана создать атмосферу недоверия к нему и к СССР в американском общественном мнении и в конгрессе и в конечном счете затруднить или сорвать его ратификацию сенатом. Эту угрозу сторонники "поправок" к соглашению стараются использовать для давления на Советский Союз.

Сторонники соглашения в США высказывают иную точку зрения. Так, в статье военного обозревателя Р. Бэрта в газете "The New York Times" от 17 ноября 1977 г. говорится: главный довод в пользу нового соглашения тот, что, хотя оно может и не быть идеальным, оно намного лучше, чем отсутствие всякого соглашения вообще. По мнению Бэрта, "страх перед бесконтрольным соревнованием в области вооружений и опасность серьезного подрыва американо-советских отношений могут оказать решающее воздействие и перевесить чашу весов в пользу правительства", обеспечив ратификацию соглашения. Специалист по проблемам ограничения вооружений, бывший научный консультант министерства обороны США, ЦРУ и Агентства по разоружению и контролю над вооружениями Г. Сковилл, выступая в поддержку соглашения, заявил: "Я полагаю, что если оно не будет ратифицировано, то это станет величайшей катастрофой для нашей безопасности, а также и для нашего кармана"43 . Пропагандистская кампания критики переговоров об ОСВ и вырабатываемого на них соглашения не могла не осложнить достижение договоренности между США и СССР. Касаясь утечки информации о ходе переговоров и о позициях сторон на них, организованной противниками разрядки в конгрессе, тогдашний глава американской делегации на переговорах П. Уорнке сказал, что такая утечка играет на руку противникам нового соглашения44 .

Противники соглашения пытаются "увязать" переговоры и возможность его подписания с другими политическими проблемами, никакого отношения к ним не имеющими, и использовать эту "увязку" в качестве средства давления на Советский Союз (к такому приему прибегает, в частности, З. Бжезинский). Но те, кто в США реально смотрит на вещи, понимают потенциально опасные последствия такого подхода для переговоров об ОСВ. Например, газета "The New York Times" 8 марта 1978 г. в редакционной статье писала: "Эта тактика не дает результатов, но может уничтожить хрупкие рамки контроля над вооружениями". Политика "увязывания", несомненно, препятствует улучшению


41 "Правда", 7.VII.1978.

42 "Правда", 11.II.1978.

43 "Washington Post", 11.XI.1977.

44 "Правда", 27.XI.1977.

стр. 82


советско-американских отношений и заключению нового соглашения об ограничении стратегических вооружений.

Широкая и злонамеренная пропагандистская кампания вокруг переговоров об ОСВ- новое явление в политической жизни США по сравнению с дебатами вокруг московских соглашений 1972 года. Цель ее - оказать давление на позицию СССР путем угрозы срыва ратификации соглашения, а также оправдать затягивание самих переговоров. Другим новым явлением в политической жизни США является организационное объединение противников политики мирного сосуществования, и в частности соглашений об ОСВ. В 1976 г. был создан "Комитет по существующей опасности", в который вошел ряд реакционных, антисоветски настроенных политических, военных и общественных деятелей США. Комитет развернул широкую кампанию критики подготавливаемых соглашений об ОСВ. В 1978 г. возникла также "Коалиция за мир с позиции силы". В нее вошли члены конгресса, известные своими консервативными взглядами. В составе этой коалиции такие реакционеры, как сенаторы Б. Голдуотер и Р. Хелмс, а также Р. Рейган, Р. Доул и другие. Широко представлена в "коалиции" американская военная элита: бывшие министры ВМС У. Милдендорф и ВВС -Т. Рид, бывшие председатели Комитета начальников штабов адмирал Т. Мурер и генерал Л. Лемнитцер, бывший начальник разведывательного управления министерства обороны генерал Д. Грэхем, бывший начальник разведки ВВС генерал Д. Киган и другие. В качестве коллективных членов в "коалицию" вошли такие реакционные группировки, как "Американский консервативный союз", "Совет американской безопасности", "Ассоциация бывших офицеров разведки", "Фонд безопасности и разведки", "Совет борьбы против коммунистической агрессии", созданные ЦРУ "организации" отщепенцев и предателей. Один из сопредседателей "коалиции", Дж. Фишер, изложил на пресс-конференции в конгрессе политическую платформу своей организации: отказ от принципа равенства в отношениях с Советским Союзом и обеспечение общего военного и технического превосходства над СССР, усиление подрывной деятельности американских спецслужб, отказ от любых соглашений о контроле над вооружениями, если они ставят под угрозу "национальную безопасность" США (разумеется, так, как ее понимают члены "коалиции"), борьба с коммунизмом во всем мире45 .

В разжигании антисоветской пропагандистской кампании принимают участие и руководители нынешней администрации США. В своем выступлении в университете г. Уэйк-Форест 17 марта 1978 г. Картер обвинил Советский Союз в том, что тот якобы "проявляет зловещую (!) склонность использовать свою военную мощь, вмешиваться в местные конфликты". Президент говорил о "важной переоценке" военной стратегии Соединенных Штатов. Из его речи следовало, что нынешняя администрация намеревается перенести центр тяжести во внешней политике с ранее объявленного курса обеспечения национальной безопасности путем переговоров, ограничения гонки вооружений и углубления политики разрядки на курс угроз и нагнетания напряженности. Президент подчеркнул, что он не поколеблется принять меры к полномасштабной разработке и развертыванию новых стратегических систем оружия46 .

Советский Союз продолжает вести настойчивую борьбу за сдерживание гонки вооружений и заключение с Соединенными Штатами взаимоприемлемых соглашений по ограничению стратегических наступательных вооружений. Последние месяцы 1978 г. ознаменовались рядом советско-американских встреч на высшем уровне: 30 сентября 1978 г. А. А. Громыко обсуждал в Вашингтоне проблему подготовки соглаше-


45 "Известия", 10.VIII.1978.

46 "Правда", 19.III.1978.

стр. 83


ния ОСВ-2 с Дж. Картером, 23 октября 1978 г. Л. И. Брежнев принял в Кремле С. Вэнса. Во время этой встречи основное внимание было уделено вопросам, связанным с заключением между СССР и США соглашения ОСВ-2. Стороны отметили конструктивный и позитивный характер переговоров, состоявшихся в Москве, и заявили о своей решимости приложить все усилия и довести до конца это важное дело. 22 - 23 декабря 1978 г. в Женеве состоялись переговоры А. А. Громыко и С. Вэнса. Главное внимание на этих переговорах было уделено рассмотрению вопросов, касающихся ограничения стратегических наступательных вооружений в плане завершения подготовки нового соглашения в ближайшее время. При этом было достигнуто согласие или сближение позиций сторон по ряду основных вопросов, остававшихся несогласованными. С обеих сторон была выражена решимость довести до конца согласование остающихся вопросов путем использования обычных каналов между Москвой и Вашингтоном.

В заявлении, сделанном Вэнсом по воз;вращении в Вашингтон после этой встречи, были отмечены ее позитивные итоги. "Мы сознаем, какое важное значение для мира имеет достижение без промедления соглашения об ОСВ. Мы, однако, - подчеркнул государственный секретарь США, - не связаны никакими крайними сроками"47 . В ряде пресс-конференций и телевизионных интервью, проведенных Картером в январе 1979 г., он неоднократно высказывал убеждение, что соглашение ОСВ-2 вскоре будет заключено. Европейские участники проведенного в начале января 1979 г. в Гваделупе совещания между президентом США Картером, президентом Франции В. Жискар д'Эстэном, премьер-министром Англии Дж. Каллагэном и канцлером ФРГ Г. Шмидтом подчеркнули важность политики разрядки и необходимость заключения нового соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений. Канцлер ФРГ Шмидт и премьер-министр Англии Каллагэн обратились с прямым призывом к сенату США ратифицировать возможно быстрее советско- американское соглашение по ОСВ-2, после того как оно будет подписано. Опросы общественного мнения в США показывают, что 75- 80% американцев высказываются за заключение соглашения по ОСВ-2.

Однако политика администрации Картера продолжает оставаться противоречивой: она пытается сочетать два противоположных процесса- ограничение стратегических наступательных вооружений и продолжение гонки вооружений. Это наглядно проявилось в выступлении президента США на совместном заседании сената и палаты представителей конгресса США с посланием "О положении страны". Картер заявил, что почти все вопросы на советско-американских переговорах об ОСВ уже решены, но в то же время безосновательно утверждал, что достижение "надежного и внушающего доверие" соглашения будто бы зависит от позиции СССР48 . Этим заявлением президент бросил тень на политику Советского Союза на переговорах по ОСВ и, по существу, поддержал тех противников соглашения, которые утверждают, что СССР якобы ужесточил свою позицию на переговорах и ищет предлог для отсрочки заключения соглашения. Фальшь подобных утверждений настолько очевидна, что буквально через три дня Картер на пресс- конференции в Вашингтоне вынужден был заявить: "Советский Союз ведет переговоры добросовестно,.. Советский Союз не ужесточил свою позицию в последний месяц или два. Его позиции, равно как и наши, являются достаточно жесткими. Мы ведем переговоры очень твердо и добиваемся неуклонного прогресса"49 .

В упоминавшемся выше послании "О положении страны" Картер призвал конгресс одобрить представленный им проект федерального


47 "Правда", 26.ХII.1978.

48 "Правда", 25.I.1979.

49 "Правда", 28.I.1979.

стр. 84


бюджета на 1980 финансовый год, который предусматривает небывалые военные расходы-138,2 млрд. долларов. Из выступления президента видно, что США по-прежнему отдают приоритет гонке вооружений по сравнению с мерами по ее ограничению. Это находит свое отражение в форсировании разработки новых стратегических систем оружия, таких, как межконтинентальная баллистическая ракета "MX", подводная ракетоносная система "Трайдент", крылатые ракеты и т. д. Наряду с этим Пентагон выступил с требованием о размещении американских ракет средней дальности полета на территориях стран НАТО в Западной Европе. Таким образом, налицо попытка США "дополнить" гонку в области межконтинентальных стратегических систем оружия гонкой в области стратегических региональных ракетно-ядерных систем.

Возможность завершения советско-американских переговоров по выработке соглашения ОСВ-2 вызвала резкую эскалацию активности его противников в США. Они создали около 70 "общественных" организаций, располагающих крупными финансовыми средствами. Эти "общества" развернули широкую кампанию против нового соглашения, стремясь "переубедить" тех американцев (а их большинство), которые выступают за соглашение. Набор "доводов" противников соглашения ОСВ-2 не блещет оригинальностью. Первый из них - это назойливо пропагандируемый на всех политических уровнях в США фальшивый миф о "советской угрозе". Второй, не менее лживый довод выдвинула специальная группа комиссии палаты представителей по делам вооруженных сил. В ее докладе голословно утверждается, будто новое соглашение "может обеспечить Советскому Союзу стратегическое превосходство"50 . Третий довод - это продолжающиеся попытки "увязывания" соглашения ОСВ-2 с другими, не относящимися к нему вопросами. Сенатор Р. Швейкер, выступая перед журналистами, заявил, что "увязывание" соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений с другими вопросами внешней и внутренней политики СССР является "ключевой проблемой"51 . На состоявшейся в конце января 1979 г. конференции членов республиканской партии, занимающих выборные должности, группа сенаторов предложила "увязать" соглашение ОСВ-2 с состоянием вооруженных сил США (!), с достижением договоренности на венских переговорах о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе, с "соблюдением" Советским Союзом Хельсинкского акта и с новыми гарантиями контроля за выполнением соглашения об ОСВ-2. Из присутствовавших на конференции 26 сенаторов только два выступили против политики "увязывания". Из сообщений американской печати следует, что в сенате США сложилась сложная обстановка, характеризующаяся намерением определенных кругов торпедировать соглашение об ОСВ-2. Это предвещает острую борьбу в сенате по вопросу о ратификации соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений.

Стремление американских реакционных кругов разыграть против Советского Союза "китайскую карту" также может быть использовано ими для создания дополнительных препятствий на пути заключения соглашения ОСВ-2. На это указал министр иностранных дел Англии Д. Оуэн на пресс-конференции по окончании состоявшихся в начале февраля 1979 г. переговоров с государственным секретарем США Вэнсом. Оуэн призвал Соединенные Штаты не строить свои отношения с Китаем в ущерб Советскому Союзу. Он отметил, что это могло бы привести к свертыванию переговоров об ограничении стратегических наступательных вооружений. "По-моему, - заявил Оуэн, - это было бы абсолютной глупостью"52 .


50 "Правда", 6.I.1979.

51 "Известия", 26.I.1979.

52 "Известия", 5.II.1979.

стр. 85


Выступления противников соглашения ОСВ-2 вынудили его сторонников в США придать своей деятельности более организованный характер. В начале 1979 г. ими создана организация "Американцы за ОСВ". В нее вошли влиятельные представители политических, религиозных, деловых, научных и культурных кругов США. Сопредседателями ее являются бывший министр обороны США К. Клиффорд, бывший сенатор и постоянный представитель США при ООН Г. К. Лодж, бывший постоянный представитель США при ООН Ч. Пост и др. Организация выступает за ограничение стратегических вооружений. Одной из своих главных задач она считает разоблачение лживых измышлений о "советской угрозе", о том, что будущее соглашение об ОСВ якобы даст преимущества СССР, и т. д. Свою позицию по отношению к ратификации подготавливаемого соглашения руководители организации "Американцы за ОСВ" изложили в заявлении о ее создании: "Ратификация соглашения по ОСВ-2 имеет первостепенное значение для безопасности и интересов американского народа. Оно установит пределы развития новых систем оружия. Подписание и ратификация этого соглашения являются решающим шагом вперед навстречу более полному контролю над ядерным оружием"53 .

Таким образом, в США налицо новое политическое явление'-организационное размежевание сторонников и противников соглашения об ОСВ. Известный американский ученый, профессор Калифорнийского университета Ф. Нил с тревогой пишет об "инерции администрации Картера перед лицом наступления противников соглашения об ОСВ"54 . Администрация не только не выступает активно в защиту соглашения об ОСВ, но и одновременно продолжает предпринимать широкий круг мер по наращиванию вооружений, включая планы развертывания нейтронного оружия и ракет средней дальности полета в Западной Европе, рост военных бюджетов США и их союзников по НАТО.

В речи на предвыборном собрании избирателей Бауманского избирательного округа г. Москвы 2 марта 1979 г. Л. И. Брежнев подчеркнул, что новый советско-американский договор об ОСВ, если он будет подписан, ратифицирован и вступит в силу, "не нанесет безопасности Советского Союза никакого ущерба - как, впрочем, и безопасности Соединенных Штатов. В целом он... будет выгоден обеим странам"55 .

Совершенно очевидно, что скорейшее заключение и ратификация обеими сторонами соглашения ОСВ-2 способствовали бы укреплению политики разрядки и выравниванию советско-американских отношений. При наличии у руководителей США государственной мудрости и внимания к обеспечению мира во всем мире эта задача вполне разрешима.


53 "Известия", 22.I.1979.

54 "Правда", 4.II.1979.

55 "Правда", 3.III.1979.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ-ПЕРЕГОВОРЫ-ОБ-ОГРАНИЧЕНИИ-СТРАТЕГИЧЕСКИХ-ВООРУЖЕНИЙ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Р. Г. ТУМКОВСКИЙ, СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 08.02.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ-ПЕРЕГОВОРЫ-ОБ-ОГРАНИЧЕНИИ-СТРАТЕГИЧЕСКИХ-ВООРУЖЕНИЙ (дата обращения: 19.03.2024).

Автор(ы) публикации - Р. Г. ТУМКОВСКИЙ:

Р. Г. ТУМКОВСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
2428 просмотров рейтинг
08.02.2018 (2231 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ПРОБЛЕМЫ ИНДИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ
Каталог: Экономика 
21 часов(а) назад · от Вадим Казаков
Учебное пособие предназначено для слушателей Военно – ветеринарного института, курсов усовершенствования и переподготовки офицеров запаса (по профилю ветеринарный врач - ветсанэксперт). Оно предназначено для пользования специалистами ветеринарно-санитарной службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному регулированию в области обороны. Учебное пособие может быть полезным специалистам ветеринарной (ветеринарно-санитарной) службы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере внутренних дел (исполнения уголовных наказаний, государственной охраны, обеспечения безопасности Российской Федерации) в пределах своей компетенции.
Каталог: Военное дело 
2 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Рассказ о замечательном военно-ветеринарном враче, высшей категории, изумительном и высококвалифицированном специалисте в области кинологии. Выпускнике Военно-ветеринарного Факультета при Московской Ветеринарной академии имени К.И. Скрябина, майоре полиции Республики Казахстан Юрии Павловиче Тропине
Каталог: Военное дело 
3 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Энергия и масса в современной астрофизике имеют не однозначные определения. Энергия и масса, это взаимодействие сущностей частиц в энергетических средах, которую создают все частицы Вселенной. При своём взаимодействии, частицы создают термодинамический объём (ТО) в макроскопическом мире, аналогичен физике и в микроскопическом мире. Важность определения ТО в микроскопической физике, позволяет доказать Бюроканскую концепцию, распада сверхплотного объекта на фрагменты, которые зажигаются звёздами.
Каталог: Физика 
3 дней(я) назад · от Владимир Груздов
В октябре 2020 года исполнилось 100 лет со дня основания кафедры продовольственного обеспечения, а также предметно-методической комиссии кафедры материального обеспечения Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва.
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Комплементарная психология (психология взаимной дополнительности) — это научно-практическое направление, впервые сформировавшееся на рубеже XX–XXI веков в российской научной школе координационной психофизиологии, психологии развития и педагогики комплементарности И.М.Мирошник. С точки зрения комплементарной психологии, воссоединение Крыма и России — закономерный процесс объединения комплементарных, взаимно дополняющих народов, обусловленный их единым культурно-историческим, духовно-нравственным цивилизационным кодом.
8 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Руководители высших военно-ветеринарных учебных заведений России
Каталог: Военное дело 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Стихи, пейзажная лирика
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА Н. МОДИ: ИТОГИ ЗА ДВА ГОДА
Каталог: Политология 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Произведём энергетические определения частиц. Энергия потенциала частицы E_CVn. Энергия потенциала взаимодействия частицы 〖sE〗_n. Полная энергия частицы E_nP. Применим эти определения для расчёта Нейтронного ядра Вселенной. Найдём их взаимозависимость в энергетических средах. Уточним размерность энергетической среды. Получим треугольник расширения Вселенной, который связывает энергии частицы и исключает выделение энергии частицей при расширении Вселенной. Расширение Вселенной, это преобразование сущностей частиц, перемещение частиц с высокого уровня энергии на низкие уровни энергии.
Каталог: Физика 
12 дней(я) назад · от Владимир Груздов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android