Libmonster ID: RU-10645
Автор(ы) публикации: А. КОВАЛЕВСКИЙ

Великая Октябрьская социалистическая революция совершилась в определённой конкретно-исторической обстановке. Россия, не будучи классической страной империализма, являлась, однако, узловым пунктом противоречий мировой империалистической системы. Царская Россия, как известно, была очагом капиталистического, феодального, национального и колониального угнетения, взятого в его наиболее бесчеловечной и варварской форме. В России всесилие капитала сливалось и переплеталось с деспотизмом царизма, а сам "царизм был средоточием наиболее отрицательных сторон империализма, возведённых в квадрат"1 . Всё это создавало в России, как ни в какой другой капиталистической стране, обстановку острейших классовых противоречий, развитие которых с неизбежностью вело к взрыву, к величайшей народной революции. Царская Россия являлась гигантским резервом мирового империализма. Она давала свободный доступ иностранному капиталу, захватывавшему в свои руки решающие отрасли хозяйства страны, и предоставляла в распоряжение других империалистических государств миллионы солдат, которые должны были сражаться за интересы иностранных капиталистов.

Царизм являлся агентурой иностранных империалистов по выколачиванию с населения сотен миллионов рублей процентов по займам, полученным за границей; он был сторожевым псом империализма на востоке Европы и вернейшим союзником мировых империалистов в деле подавления и закабаления народов восточных стран. Таким образом, интересы русского царизма и мирового империализма переплетались в единый клубок интересов империализма. "Из этого следует, - говорит товарищ Сталин, - что кто хотел бить по царизму, тот неизбежно замахивался на империализм, кто восставал против царизма, тот должен был восстать и против империализма, ибо кто свергал царизм, тот должен был свергнуть и империализм"2 . Коренные вопросы революции в России становились, таким образом, коренными вопросами мировой пролетарской революции.

Только в России была налицо реальная сила, способная разрешить противоречия империализма революционным путём. Этой силой был революционнейший в мире пролетариат, возглавлявшийся партией большевиков и имевший в своём распоряжении такого серьёзного союзника, как революционное русское крестьянство. Россия стала центром мирового революционного движения и родиной всесильной революционной теории пролетариата - ленинизма.

Поэтому Октябрьская социалистическая революция в силу исторической необходимости должна была сразу принять международный характер. Она явилась началом мировой пролетарской революции.


1 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 5, 11-е изд.

2 Там же.

стр. 17

"Октябрьскую революцию, - указывает товарищ Сталин, - нельзя считать только революцией "в национальных рамках". Она есть, прежде всего, революция интернационального, мирового порядка, ибо она означает коренной поворот во всемирной истории человечества от старого, капиталистического мира к новому, социалистическому миру"3 . Всемирно-историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции состоит именно в том, что она, прорвав мировую систему империализма, создала новый, высший тип человеческого общества и тем самым положила начало новой эпохе в истории человечества - эпохе коммунизма.

Октябрьская социалистическая революция принципиально отличается от всех революций, когда-либо имевших место в прошлом. В то время как все бывшие революции только меняли форму эксплоатации человека человеком, социалистическая революция имеет принципиально иное историческое назначение. Целью нашей Октябрьской революции как революции социалистической было свержение буржуазно-помещичьего строя, утверждение диктатуры пролетариата, полная ликвидация всех эксплоататорских классов и групп, уничтожение всякой эксплоатации человека человеком и построение социалистического общества как могучей базы дальнейшего развития мировой пролетарской революции. Эти великие цели Октябрьской социалистической революции достигнуты в нашей стране и нашли своё материальное воплощение в советском обществе и государстве.

Советское общество коренным, принципиальным образом отличается от всех досоциалистических общественно-экономических формаций - рабовладельческой, феодальной и капиталистической. Маркс указывал, что капитализм завершает собой период "предистории" человечества. Советское общество, являющее миру величественную картину расцвета передовой, социалистической цивилизации и культуры, открывает собой новую, высшую эпоху в жизни человечества, его действительную историю.

Марксизм-ленинизм учит, что в антагонистических обществах, наиболее ярким примером которых является капиталистическое общество, существует несоответствие и конфликт между производственными отношениями и производительными силами. В капиталистическом обществе частнокапиталистическая собственность на средства производства не соответствует общественному характеру процесса производства, характеру производительных сил. "Результатом этого несоответствия, - говорит товарищ Сталин, - являются экономические кризисы, ведущие к разрушению производительных сил, причём само это несоответствие представляет экономическую основу социальной революции"4 .

Из этого следует, что острейшая классовая борьба между буржуазией и пролетариатом составляет основную, характернейшую черту капиталистического общества. Борьба между враждебными классами, между классом эксплоататоров, с одной стороны, и классом эксплоатируемых - с другой, была и остаётся движущей силой общественного развития в капиталистическом обществе. Порождением и проявлением антагонистической структуры капиталистического общества является также и борьба между буржуазными нациями и буржуазными государствами. Буржуазия в своих корыстных классовых целях всячески разжигала в прошлом и разжигает теперь вражду между нациями и народами, ибо в стремлении народов к объединению, к содружеству буржуазия усматривает угрозу для своего господства.

Совершенно иначе обстоит дело в советском социалистическом обществе. Оно является примером полного соответствия производственных отношений характеру производительных сил. В Советском Союзе общественная собственность на средства производства находится в полном


3 И. В. Сталин. Соч. Т. 10, стр. 239.

4 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 553.

стр. 18

соответствии с общественным характером процесса производства. "При социалистическом строе, который осуществлён пока что только в СССР, - указывает И. В. Сталин, - основой производственных отношений является общественная собственность на средства производства. Здесь уже нет ни эксплоататоров, ни эксплоатируемых. Произведённые продукты распределяются по труду согласно принципа: "кто не работает, тот не ест". Взаимные отношения людей в процессе производства характеризуются здесь, как отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи свободных от эксплоатации работников. Здесь производственные отношения находятся в полном соответствии с состоянием производительных сил, ибо общественный характер процесса производства подкрепляется общественной собственностью на средства производства"5 .

Таким образом, материальные, экономические основы советского общества принципиально отличаются от материальных, экономических основ капиталистического строя. В капиталистическом обществе несоответствие между производственными отношениями и характером производительных сил и анархия производства порождают периодические экономические кризисы, ведущие к разрушению производительных сил. Основная сила производственного процесса - пролетариат, осуществляющий производство материальных благ, необходимых для существования общества, - разъедается неизлечимой язвой капитализма - безработицей. В капиталистическом обществе на одном полюсе - в руках тунеядствующей буржуазии сосредоточиваются всё большие массы материальных благ, а на другом полюсе - трудящиеся классы впадают во всё большую нищету, пауперизм, обрекаются на вымирание. Всё это неизбежно резко тормозит развитие человеческого общества. Состояние современного капиталистического общества является ярчайшим тому примером.

Советское социалистическое общество, экономика которого развивается не на основании действия стихийных законов, а на началах сознательного планирования, не знает ни периодических экономических кризисов, ни безработицы и связанного с ними разрушения производительных сил. В Советском Союзе производительные силы развиваются ускоренными темпами, ибо соответствие производственных отношений характеру производительных сил даёт беспредельный простор для развития последних.

"Разве тот факт, что во главе нашего производства будут стоять не тунеядцы, а сами производители, - разве этот факт не является величайшим фактором того, что социалистическая система хозяйства будет иметь все шансы для того, чтобы двинуть вперёд хозяйство семимильными шагами и доказать своё превосходство над капиталистической системой хозяйства в более короткий срок"6 , - говорил И. В. Сталин в 1926 году. История экономического развития нашего общества с исключительной силой подтвердила это предвидение товарища Сталина. Старая Россия была страной отсталой. Она отстала от передовых капиталистических стран в технико-экономическом отношении на 50 - 100 лет. После победы Великой Октябрьской социалистической революции наша страна совершила гигантский скачок от отсталости к прогрессу. Производительные силы советского общества развиваются такими темпами и в таких масштабах, которых не знает и не может знать ни одна капиталистическая страна. Об этом можно судить по данным о росте промышленности в СССР и в главных капиталистических странах в период 1913 - 1938 гг., приведённым товарищем Сталиным в его докладе на XVIII съезде партии. За указанный период промышленность Советского Союза выросла больше чем в девять раз, в то время как промышленность США - только на 20%, Германии - на 31%, Англии - на 13%, а промышленность Франции по


5 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 558.

6 И. В. Сталин. Соч. Т. 9, стр. 137.

стр. 19

сравнению с уровнем 1913 г. сократилась на 3%. В последующие годы промышленность СССР продолжала бурно расти и в 1940 г. уже в 12 раз превышала уровень 1913 года. Капиталистические же страны продолжали топтаться на прежнем уровне промышленного развития.

Ещё более яркую картину бурного роста промышленности в нашей стране дают послевоенные годы. В октябре 1949 г. выпуск промышленной продукции в СССР превзошёл более чем на 50% среднемесячный выпуск 1940 года. Капиталистический мир в то же время всё больше и больше охватывает экономический кризис. В главной стране современного капитализма - США - промышленное производство систематически падает. Производственные возможности, например, сталелитейной промышленности, важнейшей отрасли хозяйства, используются меньше чем на три четверти. Количество безработных и полубезработных превышает 14 млн. человек.

Исключительным по своей убедительности показателем превосходства советской социалистической системы производства являются сравнительные данные о росте промышленности в СССР в периоды до и после полной победы социалистической системы во всех сферах народного хозяйства. В 1933 г. промышленная продукция нашей страны составляла 380,5% по сравнению с уровнем 1913 года. В последующие годы, когда страна развивалась уже в условиях полной победы социализма по всему фронту, темпы роста промышленности резко увеличились. В 1934 г. продукция промышленности достигла 457% по сравнению с 1913 г., в 1935 г. - 562,6%, в 1936 г. - 732,7%, в 1937 г. - 816,4% в 1938 г. - 908,5%, а в 1940 г. - 1200%. Таким образом, промышленность СССР только за семь лет выросла более чем в три раза. Новым, ещё более мощным подъёмом характеризуется развитие промышленности Советского Союза в послевоенный период. "Небывалый темп развития нашей социалистической промышленности, - говорит товарищ Сталин, - есть прямое и несомненное доказательство превосходства советской системы производства перед системой капиталистической"7 .

Свидетельством превосходства социалистического общественного строя перед капиталистическим является и тот величайший переворот, который произошёл в сельском хозяйстве нашей страны. В капиталистическом обществе мелкое крестьянское хозяйство обречено на разорение, а само крестьянство - на нищету и кулацкую кабалу. Совершенно иначе обстоит теперь дело в Советском Союзе. Прогрессивная природа советского общественного строя, социалистическая сущность промышленности создают условия для перевода сельского хозяйства на путь социалистического развития. "Одно дело, - говорит товарищ Сталин, - когда высшая форма хозяйства, крупное хозяйство, борется с низшей и разоряет, убивает её. Так обстоит дело при капитализме. И совершенно другое дело, когда высшая форма хозяйства не разоряет, а помогает низшей подняться, перейти на рельсы коллективизма. Так обстоит дело при Советском строе"8 .

Переведя крестьянство на путь коллективного труда, дав деревне новую сельскохозяйственную технику, обучив в массовом масштабе кадры колхозного крестьянства пользоваться этой техникой и применять данные науки для развития сельского хозяйства, советское государство добилось мощного подъёма сельскохозяйственного производства. После того, как был осуществлён сталинский план сплошной коллективизации сельского хозяйства, в результате которой многомиллионные массы крестьянства приобщились к социализму, в сельском хозяйстве были созданы новые производительные силы, могущие развиваться беспредельно. На-


7 И. В. Сталин. Соч. Т. 10, стр. 302.

8 И. В. Сталин. Соч. Т. 11, стр. 183.

стр. 20

чиная с 1930 г. посевная площадь сельскохозяйственных культур и товарность сельского хозяйства растут всё более быстрыми темпами. Если в 1913 г. посевная площадь сельского хозяйства составляла 105 млн. га, а в 1929 г. - 118 млн. га, то в 1940 г. её размеры уже превышали 150 млн. гектаров. Резко возросла также производительность сельского хозяйства. В 1940 г. социалистическое сельское хозяйство дало "38 миллионов 300 тысяч тонн товарного зерна, т. е. на 17 миллионов тонн больше, чем в 1913 году; 2 миллиона 700 тысяч тонн хлопка-сырца, т. е. в 3 с половиной раза больше, чем в 1913 году"9 . В Советском Союзе создано самое крупное, самое механизированное, а следовательно, и самое производительное сельское хозяйство в мире.

Осуществление сталинского плана сплошной коллективизации сельского хозяйства и перевод сельскохозяйственного производства на новую техническую базу создали такие условия, когда труд крестьянина всё больше становится разновидностью труда индустриального и возникает полная возможность стирания грани между городом и деревней. Победа социализма в деревне, создание новых производительных сил в сельском хозяйстве, огромный прогресс социалистической индустрии - всё это создало для трудящихся нашей страны полную возможность практически приступить к осуществлению грандиозных мероприятий по революционному преобразованию природы.

Таким образом, великая прогрессивная сущность экономических основ советского социалистического общества является могучим источником неуклонного и нарастающего подъёма и расцвета Советской страны.

*

В результате победы социализма и ликвидации всех эксплоататорских классов и групп в Советском Союзе исчезли классовый антагонизм, вражда и национальные распри между народами, населяющими нашу страну. Товарищ Сталин указывает, что важнейшей особенностью советского общества является то, что в нём нет антагонистических, непримиримо враждебных классов, что в нём отсутствуют эксплоататорские классы. Существующие в СССР рабочий класс и крестьянство - не антагонистические, а дружественные классы. Рабочий класс и крестьянство нашей страны претерпели существенные изменения и представляют собою, по сути дела, новые классы нового, социалистического общества.

Характеризуя классовую структуру советского общества, товарищ Сталин говорит: "Пролетариат СССР превратился в совершенно новый класс, в рабочий класс СССР, уничтоживший капиталистическую систему хозяйства, утвердивший социалистическую собственность на орудия и средства производства и направляющий советское общество по пути коммунизма... Рабочий класс СССР это - совершенно новый, освобождённый от эксплоатации, рабочий класс, подобного которому не знала ещё история человечества... Наше советское крестьянство является совершенно новым крестьянством. У нас нет больше помещиков и кулаков, купцов и ростовщиков, которые могли бы эксплоатировать крестьян... Далее, наше советское крестьянство в своём подавляющем большинстве есть колхозное крестьянство, т. е. оно базирует свою работу и своё достояние не на единоличном труде и отсталой технике, а на коллективном труде и современной технике. Наконец, в основе хозяйства нашего крестьянства лежит не частная собственность, а коллективная собственность, выросшая на базе коллективного труда... советское крестьянство - это совершенно новое крестьянство, подобного которому ещё не знала история человечества... Наша советская интеллигенция это - совершенно новая интел-


9 И. Сталин. Речи на предвыборных собраниях избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 11 декабря 1937 и 9 февраля 1946 г., стр. 22. Изд-во "Московский рабочий". 1947.

стр. 21

лигенция, связанная всеми корнями с рабочим классом и крестьянством... Раньше она должна была служить богатым классам, ибо у неё не было другого выхода. Теперь она должна служить народу, ибо не стало больше эксплоататорских классов. И именно поэтому она является теперь равноправным членом советского общества, где она вместе с рабочими и крестьянами, в одной упряжке с ними, ведёт стройку нового бесклассового социалистического общества... это совершенно новая, трудовая интеллигенция, подобной которой не найдётся "и в одной стране земного шара"10 .

Таким образом, классовая структура советского общества коренным образом отличается от классовой структуры антагонистических обществ. В советском обществе всё больше и больше стираются грани между рабочим классом и крестьянством, исчезает былая классовая исключительность. Стираются также грани между этими классами и интеллигенцией. "Это значит, - говорит товарищ Сталин, - что расстояние между этими социальными группами всё более и более сокращается"11 .

Рабочий класс, крестьянство и интеллигенцию, составляющих советское социалистическое общество, не разделяют непримиримые экономические и политические противоречия. Они живут и работают на началах дружественного, братского сотрудничества. У них общие интересы, задачи и цели деятельности. В нашей стране достигнуто морально-политическое единство всего общества. В этом заключается одна из главных основ особой прочности советского общества и силы социалистического общественного строя.

Характерной чертой советского общества является также появление новых, социалистических наций, которые по своему социально-политическому и идейному облику принципиально отличаются от старых, буржуазных наций.

Нации как историческая категория появились в эпоху поднимавшегося капитализма, Поэтому судьбы буржуазного национального движения связаны с судьбой буржуазии, которая в лице своих националистических партий была и является главной руководящей силой этих наций.

Вот как товарищ Сталин характеризует буржуазные нации: "Классовый мир внутри нации ради "единства нации"; расширение территории своей нации путём захвата чужих национальных территорий; недоверие и ненависть к чужим нациям; подавление национальных меньшинств; единый фронт с империализмом, - таков идейный и социально-политический багаж этих наций. Такие нации следует квалифицировать как буржуазные нации"12 .

К буржуазным нациям в современном капиталистическом мире относятся английская, североамериканская, французская, итальянская, голландская и др. К ним в прошлом, до победы Великой Октябрьской социалистической революции, относились русская, украинская, татарская, грузинская, армянская и другие нации России. Судьба буржуазных наций связана с капитализмом; с падением капиталистического общества они неизбежно должны исчезнуть.

Новые нации советского общества возникли на основе старых, буржуазных наций после победы Октябрьской социалистической революции. Они создались путём коренного преобразования старых, буржуазных раций в духе социализма. Рабочий класс СССР и большевистская партия являются той силой, которая воспитывает эти нации, скрепляет их и руководит ими. "Союз рабочего класса и трудового крестьянства внутри нации для ликвидации остатков капитализма во имя победоносного строительства социализма; уничтожение остатков национального гнёта во "имя равноправия и свободного развития наций и национальных меньшинств;


10 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 511 - 512.

11 Там же, стр. 512.

12 И. В. Сталин. Соч. Т. 11, стр. 338.

стр. 22

уничтожение остатков национализма во имя установления дружбу между народами и утверждения интернационализма; единый фронт со всеми угнетёнными и неполноправными нациями в борьбе против политики захватов и захватнических войн, в борьбе против империализма, - таков духовный и социально-политический облик этих наций"13 , - говорит товарищ Стадии.

Социалистические нации являются несравненно более сплочёнными, гораздо более общенародными, чем любая буржуазная нация. Они свободны от непримиримых классовых противоречий, которые разъедают и ослабляют всякую буржуазную нацию. Социалистические нации советского общества появились в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, они являются детищем ленинско-сталинской рациональной политики большевистской партии. Под руководством Ленина и Сталина большевистская партия, свергнув капитализм в России и установив диктатуру пролетариата, ликвидировала национальное неравенство и угнетение в нашей стране. Осуществляя свою национальную политику, она создала могучее социалистическое многонациональное государство, основанное на равноправии и дружбе между всеми народами, населяющими Советский Союз.

В капиталистическом обществе многонациональный ростам населения государства является неизбежным условием слабости этого государства, ибо многочисленные нации, подвергающиеся угнетению со стороны господствующей нации, не заинтересованы в его укреплении. В советским социалистическом обществе нации заинтересованы в укреплении экономической, политической, военной и культурной мощи своего многонационального государства, ибо здесь каждый народ, каждая нация получают возможность своего всестороннего развития.

Что обусловило эту историческую победу ленинско-галинской национальной политики нашей партии? "Отсутствие эксплоататорских классов, являющихся основными организаторами междунациональной драки; отсутствие эксплоатации, культивирующей взаимное недоверие и разжигающей националистические страсти; наличие у власти рабочего класса, являющегося врагом всякого порабощения и верным носителем идей интернационализма; фактическое осуществление взаимной помощи народов во всех областях хозяйственной и общественной жизни; наконец, расцвет национальной культуры народов СССР, национальной по форме социалистической по содержанию, - все эти и подобные им факторы привели к тому, что изменился в корде облик народов СССР, исчезло в них чувство взаимного недоверия, развилось в них чувство взаимной дружбы и наладилось, таким образом, настоящее братское сотрудничество народов в системе единого союзного государства"14 , - говорит товарищ Сталин.

Дружба и братское сотрудничество между всеми народами СССР являются важнейшей основой особой прочности и жизнеспособности советского общественного и государственного строя.

Ещё накануне Великой Октябрьской социалистической революции Ленин и Сталин указывали, что в силу исторических, экономических и политических особенностей развития Россия может стать страной, пролагающей впервые путь к построению коммунистического общества. "Не исключена возможность, что именно Россия явится страной, пролегающей путь к социализму... Надо откинуть отжившее представление о том, что только Европа может указать нам путь"15 , - говорил товарищ Сталин на VI съезде партии.

Эти пророческие слова товарища Сталина полностью подтвердились. Именно Россия стала во главе человеческого прогресса, а великий рус-


13 И. В. Сталин. Соч. Т. 11, стр. 339.

14 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 513 - 514.

15 И. В. Сталин. Соч. Т. 3, стр. 186, 187.

стр. 23

ский народ, как наиболее выдающаяся нация из всех наций, населяющих нашу страну, заслужил общее признание руководящей силы среди народов Советского Союза в их борьбе за создание передовой цивилизации и культуры.

В битвах за независимость своей Родины у русских людей выросло и закалилось горячее чувство патриотической любви к своему Отечеству. В длительной революционной борьбе за освобождение от гнёта царизма, от эксплоатации помещиков и капиталистов у русских рабочих и крестьян выковались благородные революционные традиции, стремление к свободе. Революционно-освободительная борьба трудящихся России родила замечательных революционеров-демократов Герцена и Белинского, Чернышевского и Добролюбова и величайших вождей рабочего класса, создателей большевистской партии и советского государства В. И. Ленина и И. В. Сталина. Русская нация дала самый передовой в мире революционный пролетариат и создала великие образцы борьбы за свободу и социализм. Характеризуя путь революционно-освободительной борьбы, пройденный русскими рабочими и крестьянами, В. И. Ленин писал: "Мы гордимся тем, что эти насилия (насилия царизма, помещиков и капиталистов. - А. К. ) вызывали отпор из нашей среды, из среды великоруссов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика"16 .

Русские рабочие и крестьяне под руководством партии Ленина - Сталина первыми прорвали цепь мирового империализма, свергли капиталистический строй и построили социалистическое общество. Они не только спасли национальную независимость своей Родины, которой угрожала реальная опасность быть порабощенной иностранными империалистами, но привели к освобождению другие народы.

В годы гражданской войны 1918 - 1920 гг. именно русские рабочие и крестьяне вынесли на своих плечах всю тяжесть борьбы с объединёнными силами иностранной интервенции и внутренней контрреволюции. И это произошло не случайно. Источником мощи Советской России, указывает товарищ Сталин, явилось классовое и национальное единство той живой среды, которая питала и поддерживала Красную Армию. В противоположность окраинам, ставшим базой и плацдармом контрреволюции, "внутренняя Россия открывает совершенно иную картину. Во-первых, в национальном отношении она едина и спаяна, ибо девять десятых её населения состоит из великороссов. Во-вторых, достижение классового единства живой среды, питающей фронт и непосредственный тыл советских войск, облегчается наличием в ней популярного среди крестьянства петроградско-московского пролетариата, тесно сплачивающего его вокруг Советского правительства"17 .

В этом коренится причина того в высокой степени знаменательного факта, что контрреволюционные войска, дойдя до пределов внутренней России, неминуемо терпели решительное поражение. В этом коренится источник того поразительного единства фронта и тыла Советской России, той изумительной силы и упругости, которые проявляла Советская Россия в критические моменты военной борьбы в 1918 - 1920 годах.

Поднимаясь к сознательной жизни тружеников социалистического общества, русские рабочие и крестьяне освободили от эксплоатации и угнетения трудящихся других национальностей и оказали им свою братскую, бескорыстную помощь в экономическом и культурном возрождении.

В борьбе с эксплоататорами и иностранными захватчиками духов-


16 Ленин. Соч. Т. XVIII, стр. 81.

17 И. В. Сталин. Соч. Т. 4. стр. 287.

стр. 24

но рос и креп русский народ, формировались его благородные моральные качества - ясный ум, стойкий характер, разумное терпение, любовь к Родине и свободе. Эти высокие духовные качества русского народа нашли своё отражение в созданных им богатых культурных ценностях - творениях науки, литературы и искусства. Выдающиеся русские деятели науки и искусства ещё в условиях царского строя и капитализма прославили свой талантливый народ и оказали своим творчеством огромное влияние на развитие передовой культуры во всём мире. История русского народа - это история нации, выдающейся среди других наций. Русская нация, указывает товарищ Сталин, - это нация "Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова"18 . Все эти имена являются не только гордостью русской, но и мировой культуры.

В суровые годы Великой Отечественной войны, в моменты отчаянного положения, когда наша армия, отходя под натиском превосходящих сил врага, покидала сёла и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики и Карело-Финской республики, русский народ пошёл на все жертвы, чтобы добиться разгрома гитлеровской Германии и освободить братские народы из-под ига иностранных захватчиков. Русский народ глубоко верил в правильность политики своего советского правительства и тесно сплотился вокруг него для борьбы до победного конца. "И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества, - над фашизмом. Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!"19 , - говорил товарищ Сталин в своём выступлении 24 мая 1945 года.

Во всём этом коренится источник того высокого авторитета и глубокого уважения, которое питают народы Советского Союза к великому русскому народу. И в условиях мирного строительства и в суровые военные годы русский народ шёл на все жертвы во имя торжества социализма, сплачивал вокруг себя широкие массы трудящихся многочисленных национальностей, населяющих СССР. Народ, который выдвинул самый революционный рабочий класс и великую партию Ленина - Сталина; народ, который своей самоотверженной борьбой создал первое в мире государство трудящихся, который дал человечеству величайших революционеров, учёных, писателей, художников, композиторов и полководцев, который указал трудящимся всех стран путь к действительному освобождению от капиталистического рабства, не мог не выступить как руководящий народ в строительстве нового, социалистического общества, не мог не оказать своего влияния на весь ход его развития.

В эксплоататорских обществах государство и весь его разветвлённый аппарат являются орудием насилия эксплоататорского меньшинства над эксплоатируемым и угнетаемым большинством. Его основные задачи сводятся к тому, чтобы держать в узде трудящиеся массы, производящие материальные блага, львиная доля которых попадает в руки господствующих классов. Орудия власти эксплоататорского государства сосредоточиваются прежде всего и главным образом в армии, карательных органах, тюрьмах и разведке. Деятельность такого государства характеризуется двумя функциями: внутренняя (главная) функция, направленная на подавление сопротивления эксплоатируемых классов, и внешняя (неглавная) функция, заключающаяся в том, чтобы расширять территорию государства за счёт захвата чужих земель, и в том, чтобы оборонять свои земли


18 И. Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза, стр. 30. 5-е изд.

19 Там же, стр. 197.

стр. 25

от посягательства со стороны других стран. В целом обе функции государства в досоциалистических обществах служат для обеспечений господства либо рабовладельцев, либо помещиков-феодалов, либо капиталистов.

Великая Октябрьская социалистическая революция, свергнув власть капиталистов и помещиков и экспроприировав их богатства, разбила и государственную машину буржуазии. Созданная пролетарской революцией республика Советов, являющаяся политической формой диктатуры пролетариата, есть государство нового, высшего типа, ибо оно предназначено для служения интересам огромного большинства населения, освободившегося от гнёта и эксплоатации. Таким образом, советское государство, осуществляющее диктатуру пролетариата, принципиально отличается от буржуазных государств (независимо от их формы), осуществляющих диктатуру буржуазии. Из новой природы советского государства вытекают и его функции. Однако советское государство и его функции не оставались неизменными. Они изменялись в зависимости от развития советского общества. "Формы нашего государства меняются и будут меняться в зависимости от развития нашей страны и изменения внешней обстановки"20 - говорит товарищ Сталин. В период от победы Великой Октябрьской социалистической революции и до ликвидации эксплоататорских классов в нашей стране советское государство осуществляло три функции. Первая его функция состояла в подавлении сопротивления разбитых революцией эксплоататорских классов, пытавшихся вернуть утраченное, реставрировать дореволюционные порядки в нашей стране. Вторая функция советского государства в тот период заключалась в организации обороны страны от нападения со стороны мирового империализма. Обе эти функции внешне напоминали функции государства досоциалистических обществ, однако принципиальное отличие их состояло в том, что советское государство при помощи и первой и второй своих функций охраняло завоевания и обеспечивало интересы трудящихся.

Уже в тот период начала развиваться и третья функция советского государства - хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная работа органов государства. Появление этой функции, свойственной только советскому государству, было убедительным доказательством того, что в нашем обществе государство выступает как сила, всячески способствующая развитию ростков нового, социалистического хозяйства и перевоспитания советских людей в духе социализма. "Но эта новая функция, - говорит товарищ Сталин, - не получила в этот период серьёзного развития"21 .

Продвижение нашей страны по пути к коммунизму оказало своё непосредственное влияние и на дальнейшее развитие советского государства. Во второй фазе своего развития - в период от ликвидации капиталистических элементов в городе и в деревне и до полной победы социализма в СССР - в функциях нашего государства произошли существенные изменения.

В связи с полной ликвидацией эксплоататорских элементов отпала функция подавления внутри страны, ибо подавлять было некого. Зато появилась новая функция советского государства. У него возникла новая обязанность, вытекавшая из тех огромных изменений, которые произошли в советском обществе. Охрана социалистической собственности от воров и расхитителей Народных богатств стала важнейшей функцией советского государства.

В этот период сохранилась и получила своё дальнейшее развитие функция обороны страны от внешнего нападения. Такие органы советского государства, как вооружённые силы, разведка, карательные органы,


20 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 605.

21 Там же.

стр. 26

своим остриём направлены уже не во внутрь страны, а во вне её, против внешних врагов, посягающих на целостность нашей страны и интересы Советского Союза. Огромное значение этой функции советского государства с исключительной силой проявилось в годы Великой Отечественной войны.

Во второй фазе полное развитие получила функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы. Органы советского государства оказывают организующее и руководящее влияние на развитие хозяйственного и культурного строительства, создавая все условия для его ускорения и подъёма. Государственные планы во всех областях экономики и культуры - это закон, которым руководствуются советские люди в своей деятельности. Указывая на характерные черты советского государства во второй фазе его развития, товарищ Сталин говорил в своём докладе на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б): "Мы имеем теперь совершенно новое, социалистическое государство, не виданное ещё в. истории и значительно отличающееся по своей форме и функциям от социалистического государства первой фазы"22 . Наше социалистическое государство является могучей силой, обеспечивающей коренные экономические и политические интересы трудящихся Советского Союза.

*

Победа социализма в СССР, приведшая к коренному изменению в соотношении классов в стране, вызвала к жизни Сталинскую Конституцию, законодательно закрепившую все завоевания трудящихся Советского Союза. Новая Конституция, знаменовавшая собой тот исторический факт, что СССР вступает в полосу постепенного перехода от социализма к коммунизму, сделала непреложным законом то, о чём мечтали сотни лет передовые умы человечества. Она утверждает экономическую и политическую основу советского социалистического общества. Экономической основой нашего общества является общественная, социалистическая собственность на средства производства. Политическую основу Советского Союза составляют Советы депутатов трудящихся, избираемые всеми гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Сталинская Конституция не на словах, а на деле обеспечивает гражданам советского общества право на груд, на отдых, на образование и на материальное обеспечение за счёт государства в старости и в случае болезни и потери трудоспособности в условиях трудовой деятельности или на войне.

В интересах дальнейшего укрепления социалистического общества Конституция Советского Союза обеспечивает равноправие всех граждан, независимо от их национальности, расы и пола; гарантирует всем гражданам советского общества свободу слова, собраний, митингов, печати, право объединяться в общественные организации; гарантирует неприкосновенность личности, жилища и тайну переписки; она также представляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за свои политические убеждения, научную деятельность, за борьбу против угнетения и эксплоатации.

Обеспечивая материально все эти, невиданные в истории человечества права и свободы, Конституция Советского Союза одновременно налагает на граждан важные и серьёзные обязанности. В интересах укрепления советского общества каждый его гражданин должен добросовестно соблюдать законы, честно соблюдать дисциплину труда, беречь и сохранять социалистическую собственность, выполнять свой общественный долг и уважать правила общежития социалистического общества, быть готовым в любой момент стать на защиту своей Родины от нападения внешнего врага.


22 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 606.

стр. 27

Сталинская Конституция - это Конституция победившего социализма и развёрнутой социалистической демократии. Характеризуя проект новой Конституции, утверждённый затем VIII съездом Советов 5 декабря 1935 г., как Основной Закон СССР, товарищ Сталин говорит: "Особенность проекта новой Конституции состоит в том, что он не ограничивается фиксированием формальных прав граждан, а переносит центр тяжести на вопрос о гарантиях этих прав, на вопрос о средствах осуществления этих прав. Он не просто провозглашает равенство прав граждан, но и обеспечивает его законодательным закреплением факта ликвидации режима эксплоатации, факта освобождения граждан от всякой эксплоатации. Он не просто провозглашает право на труд, но и обеспечивает его законодательным закреплением факта отсутствия кризисов в советском обществе, факта уничтожения безработицы. Он не просто провозглашает демократические свободы, но и обеспечивает их в законодательном порядке известными материальными средствами. Понятно поэтому, что демократизм проекта новой Конституции является не "обычным" и "общепризнанным" демократизмом вообще, а демократизмом социалистическим"23 . Сталинская Конституция, являясь законодательным закреплением величественных достижений граждан советского социалистического общества, вместе с тем представляет собою исключительную по своей яркости характеристику передовой, прогрессивной сущности этого общества.

Сталинская Конституция закрепляет тот всемирноисторический факт, что в Советском Союзе осуществлено построение социалистического общества, вместе с тем она является великой программой борьбы трудящихся всех стран за свержение капитализма и за осуществление того, что достигнуто в СССР.

*

Советский Союз представляет собой общество, в котором рабочий класс, крестьянство и интеллигенция, объединённые общими интересами на основе дружественного сотрудничества, решают общие задачи дальнейшего продвижения к коммунизму. "На основе этой общности, - говорит товарищ Сталин, - и развернулись такие движущие силы, как морально-политическое единство советского общества, дружба народов СССР, советский патриотизм"24 . Эти движущие силы советского общества, возникшие в результате победы социализма в нашей стране и опирающиеся на всю мощь производительных сил социализма, способствуют непрерывному поступательному, из года в год нарастающему подъёму народного хозяйства, культуры и материального благосостояния трудящихся Советского Союза.

В эксплоататорских обществах трудящиеся, являющиеся единственными и действительными производителями материальных благ, не испытывают настоящей радости сознательного творческого труда, а их общественная активность и инициатива задушены господством эксплоататорских классов. В советском социалистическом обществе глубокое сознание общественной полезности своего труда и высокая общественная активность характеризуют моральный облик его тружеников и граждан. Социалистическая революция освободила трудящихся нашей страны от всякого гнёта и эксплоатации и создала все условия для духовного роста человека, для всестороннего развития его личности и проявления всех его способностей и дарований.

Великая партия Ленина - Сталина своей поистине гигантской воспитательной работой в массах высоко подняла сознание рабочих и крестьян, добилась решительного изменения всего морального облика советских


23 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 518.

24 Там же, стр. 589.

стр. 28

людей. Гражданину советского общества чуждо противопоставление личных интересов общественным и государственным интересам. Соблюдение интересов общества, государства есть непреложный закон социалистического общежития. Высокие моральные качества наших людей выражаются также и в том, что они по-новому относятся к труду. В советском обществе груд воспринимается не как зазорное и тяжёлое бремя, каким он считается в капиталистическом обществе, а как славная сознательная деятельность человека, направленная на пользу общества, государства и приносящая личную радость и глубокое удовлетворение самому труженику.

Высокая сознательность советских людей в трудовой деятельности и патриотизм находят своё выражение в социалистическом соревновании- этом новом методе труда, свойственном нашему советскому обществу. "Самое замечательное в соревновании состоит в том, - говорил И. В. Сталин в своём докладе на XVI съезде партии, - что оно производит коренной переворот во взглядах людей на труд, ибо оно превращает труд из зазорного и тяжёлого бремени, каким он считался раньше, в дело чести, в дело славы, в дело доблести и геройства. Ничего подобного нет и не может быть в капиталистических странах"25 .

По мере развития и роста советского общества росло, крепло и ширилось социалистическое соревнование как коммунистический метод труда. От первого коммунистического субботника 1919 г. через ударничество оно в начале тридцатых годов переросло в могучее стахановское движение - новый, высший этап социалистического соревнования. Стахановское движение ломает старые взгляды на технику, на технические нормы и проектные мощности, ломает и опережает старые производственные планы и задания, выдвигает новые планы и нормы, изыскивает новые возможности. Превратившись во всенародное движение, социалистическое соревнование создаёт более высокую производительность труда, чем производительность капиталистического общества. Социалистическое соревнование является громадной силой, ускоряющей развитие экономики советского общества, обеспечивающей неуклонный подъём материального благосостояния трудящихся СССР и превращение Советского Союза в наиболее зажиточную страну мира.

*

В своей деятельности наши люди руководствуются передовыми общественными идеями - революционной марксистско-ленинской теорией. Характеризуя значение передовых идей для развития общества, товарищ Сталин говорит: "Их значение состоит в том, что они облегчают развитие общества, его продвижение вперёд, причём они приобретают тем большее значение, чем точнее они отражают потребности развития материальной жизни общества"26 . Сила марксизма-ленинизма, являющегося идеологией советского общества, состоит в том, что он открывает перед советскими людьми широкие перспективы, даёт ясность цели и глубокое понимание того, во имя чего человек трудится, борется. А эго, в свою очередь, вселяет в наших людей глубокую веру в свои силы, рождает в них великую энергию для достижения великих целей. Именно в этом коренится источник всё возрастающей общественной активности рабочих, крестьян и интеллигенции нашей страны.

Гражданин советского общества - пламенный патриот своей социалистической Родины. Ему чужды низкопоклонство и раболепие перед капитализмом и буржуазной культурой. Он глубоко сознаёт все преимущества советского общественного строя и гордится своей страной. Животворный советский патриотизм является источником мощи нашего общества.


25 И. В. Сталин. Соч. Т. 12, стр. 315.

26 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 546.

стр. 29

"Сила советского патриотизма состоит в том, - говорит товарищ Сталин, - что он имеет своей основой не расовые или националистические предрассудки, а глубокую преданность и верность народа своей Советской Родине, братское содружество трудящихся всех наций нашей страны. В советском патриотизме гармонически сочетаются национальные традиции народов и общие жизненные интересы всех трудящихся Советского Союза. Советский патриотизм не разъединяет, а, наоборот, сплачивает все нации и народности нашей страны в единую братскую семью"27 .

Трудящиеся советского общества вдохновлены великими идеями коммунизма, проникнуты горячим чувством преданности и любви к Родине, они глубоко сознают общенародные интересы. Всё это вызывает творческую инициативу у наших людей, питает их общественную активность. "Последний советский гражданин, свободный от цепей капитала, - говорит товарищ Сталин, - стоит головой выше любого зарубежного высокопоставленного чинуши, влачащего на плечах ярмо капиталистического рабства"28 . Граждане советского общества принимают деятельное участие и в производстве материальных благ, и в управлении хозяйственной и государственной жизнью страны, и в развитии науки и искусства. Общественная активность советских людей рождает героев труда, двигает наше общество вперёд, к новым победам и успехам.

Советское социалистическое общество являет миру величественную картину расцвета передовой цивилизации. Оно непрерывно развивает и поднимает на новый, более высокий уровень свою экономику и культуру, воспитывает и формирует своих граждан - строителей коммунизма.

Это неуклонное движение нашего общества вперёд, его развитие от низших ступеней к высшим происходит не в форме борьбы антагонистических классов, непримиримых конфликтов и катаклизмов, как развивается капиталистическое общество, а в форме критики и самокритики. В своё время К. Маркс подчёркивал, что пролетарская революция отличается от других революций, между прочим, и тем, что она сама себя критикует и, критикуя, укрепляется. Характерной особенностью советского социалистического общества, рождённого пролетарской революцией, является так же и то, что критика и самокритика представляют собою движущую силу его развития.

Товарищ Сталин и партия постоянно учат народ, что критика и самокритика, высокая требовательность должны быть непременным условием всей деятельности советских людей. Критика и самокритика в нашем обществе расчищают путь для роста нового, помогают преодолеть старое, изживать зазнайство, благодушное самоуспокоение и самолюбование, которые неизбежно ведут к застою, к прекращению движения вперёд, помогают воспитывать кадры, способные чувствовать новое и непримиримо относящиеся к старому, изжитому.

"Самокритика, - говорит товарищ Сталин, - есть неотъемлемое и постоянно действующее оружие в арсенале большевизма, неразрывно связанное с самой природой большевизма, с его революционным духом"29 . Критика и самокритика в нашем обществе воспитывают советских людей политически, поднимают их культурный уровень, дисциплинируют, развивают в народе бдительность, подымают достоинства рядового гражданина общества, приучают его к управлению хозяйством и государством, формируют сознание трудящихся как активных деятелей, умеющих вскрыть недостатки и быстро ликвидировать их.

С помощью критики и самокритики, указывает товарищ Сталин, "нужно поскорее вскрывать наши слабости и ошибки, которые ещё не вскрыты, но которые несомненно существуют, если мы не


27 И. Сталин. О Великой Отечественной войне Советского Союза, стр. 160 - 161.

28 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 590.

29 И. В. Сталин. Соч. Т. 11, стр. 128.

стр. 30

хотим быть застигнутыми врасплох всякого рода "неожиданностями" и "случайностями" на радость врагам рабочего класса"30 .

Сталинские указания о критике и самокритике как о могучем инструменте в руках большевистской партии и всего советского народа имеют огромное значение для развития нашего общества, для достижения величайших побед социализма. Критика и самокритика развивают боевой дух нашего народа, укрепляют его веру в свою победу, умножают его силы, помогают ему подниматься на новые дерзания в труде. Критика и самокритика являются законом развития советского социалистического общества.

Важнейшее положение марксистско-ленинской теории гласит: "Источник формирования духовной жизни общества, источник происхождения общественных идей, общественных теорий, политических взглядов, политических учреждений нужно искать не в самих идеях, теориях, взглядах, политических учреждениях, а в условиях материальной жизни общества, в общественном бытии, отражением которого являются эти идеи, теории, взгляды и т. п... Каково бытие общества, каковы условия материальной жизни общества, - таковы его идеи, теории, политические взгляды, политические учреждения"31 .

Из этого следует, что основой духовной жизни данного общества, его культуры является определённый способ производства. В досоциалистических обществах культура носит глубоко классовый характер и служит интересам господствующего класса, так как "господствующими идеями любого времени были всегда лишь идеи господствующего класса"32 . В капиталистическом обществе культура есть слепок, снимок с буржуазных общественных отношений, являющихся отношениями господства буржуазии над трудящимися классами, отношениями эксплоатации и угнетения капиталистами пролетариата и крестьянства своей нации и порабощенных наций. Там культура является достоянием лишь имущих, господствующих классов, служит интересам буржуазии. Весь характер буржуазной культуры, её дух и строй проникнуты индивидуализмом, эгоизмом и национализмом. Наука и искусство буржуазного общества направлены к тому, чтобы освящать и прославлять капиталистическое общество с его частноэгоистическими интересами, эксплоатацией человека человеком.

В период своей молодости, когда буржуазия боролась против феодализма, она выступала с лозунгами гуманизма и просветительства. Но, утвердив своё господство, буржуазия использовала все средства просвещения и культуры к тому, чтобы укрепить эксплоататорский, капиталистический строй. По мере того, как росли и обострялись противоречия внутри капиталистического общества, по мере того, как в нём росли силы, способные сокрушить капитализм, буржуазия стала проводить всё более реакционную политику в области просвещения, а сама буржуазная культура становилась всё более гнилой и растленной.

Культура современного капиталистического мира представляет собой потрясающую картину упадка и гниения. Так, например, США, страна самой высокой капиталистической индустрии, отличается самым низким даже по сравнению с некоторыми другими капиталистическими государствами уровнем образования. "Мы, американцы, должны испытывать стыд - горький, глубокий стыд. Мы катастрофически безграмотный народ. В нашей богатой и сильной стране сегодня свыше 3 млн. граждан избирательного возраста никогда в жизни ни одного дня не посещало шко-


30 И. В Сталин. Соч. Т. 11, стр. 130.

31 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 545.

32 "Коммунистический Манифест", стр. 76. 1948.

стр. 31

лы. Помимо того около 10 млн. взрослых американцев фактически неграмотны. Это значит, что они не могут читать и писать хотя бы как ученики четвёртого класса. Им недоступны газеты, журналы, книги. Миллионы других американцев получили столь незначительное образование, что почти ничего не знают о событиях, происходящих за пределами узкой сферы их повседневной жизни. Оли благодарный материал для демагогов и политических шарлатанов"33 , - пишет Фред Манере в статье "Наши школы - позор".

Такова политика в области "народного просвещения", проводимая заправилами Уолл-стрита и их приказчиками из Белого дома. Путём насаждения невежества и темноты американские империалисты пытаются укрепить своё господство. Именно в этих целях правительство США превратило профессию учителя в самую низкооплачиваемую профессию. В Дейтройте, вотчине Форда, тюремный повар получает 2736 долл., сторож зоопарка за кормление тигров - 2496 долл., старший мусорщик - 4761 долл., а учитель - только 2094 долл. в год.

Американская буржуазия и её правительство проводят политику фашизации школы, кино, литературы, искусства. В США поощряются только такие авторы, которые своими "произведениями" прославляют "американский образ жизни", распространяют клевету и ложь о коммунизме, Советском Союзе и странах народной демократии или же отвлекают читателя и зрителя от "проклятых вопросов" действительности расписыванием невероятных любовных похождений, убийств, насилий. Такие "произведения" распространяются миллионами в то время, как талантливые прогрессивные писатели не находят издателей для своих работ. Современная буржуазная культура представляет собою страшную картину разложения, она является школой гангстеров и фашистских молодчиков. Антинародные, человеконенавистнические стороны буржуазной культуры проявляются сейчас с особой силой.

Прогнившей и растленной культуре современного капитализма противостоит социалистическая культура нашей страны. Культура советского общества по самой своей природе коренным образом отличается от буржуазной культуры. В нашей стране уже давно нет частной собственности на средства производства, ликвидированы эксплоататорские классы и всякая эксплоатация человека человеком, а рабочий класс, крестьянство и интеллигенция в дружественном союзе и сотрудничестве успешно решают задачи перехода к коммунизму. Всё это даёт новое содержание нашей культуре: ей чужды психология и идеология буржуазного индивидуализма и эгоизма; она проникнута идеями общности интересов трудящихся и дружбы между народами, духом великой борьбы за построение коммунистического общества; наша культура служит обществу, общенародным интересам.

В нашей стране все материальные и духовные ценности являются достоянием народных масс. Это создаёт неограниченные возможности для развития культуры во всём её многообразии и для овладения трудящимися наукой и искусством. Советские люди имеют все возможности для приложения своих талантов и способностей, для систематического духовного роста.

Основой развития культуры является распространение грамотности среди населения, развитие сети учебных заведений и прежде всего - начальных и средних школ. Старая Россия в области распространения образования среди народных масс далеко отставала от передовых капиталистических стран. Царизм проводил политику всяческого ограничения народного просвещения - только дети господствующих классов имели возможность получать образование. Результатом этой реакцион-


33 Сборник "Культура доллара", стр. 8. Издательство иностранной литературы. 1949.

стр. 32

ной политики царизма явилось то, что накануне революции в школах страны обучалось не более одной пятой части всех детей и подростков, а более 30 млн. детей были совершенно неграмотными.

Поэтому перед партией и советским правительством стояла гигантски трудная задача - ликвидировать в короткие исторические сроки неграмотность среди населения, провести в жизнь обязательное обучение всех детей. Значительных успехов советское государство добилось в этом отношении уже в первые несколько лет мирного строительства, но особенно бурно начало развиваться народное просвещение в годы первой пятилетки. В 1930 г. на XVI съезде ВКП(б) товарищ Сталин выдвинул задачу перехода к общему обязательному первоначальному обучению. "Главное теперь, - говорил он, - перейти на общеобязательное первоначальное обучение. Я говорю "главное", так как такой переход означал бы решающий шаг в деле культурной революции. А перейти к этому делу давно пора, ибо мы имеем теперь всё необходимое для организации обязательного всеобщего первоначального образования во всех районах СССР"34 .

В течение трёх лет задача, поставленная товарищем Сталиным, была решена. Количество школ и учащихся резко возросло. За 10 - 12 предвоенных лет в стране было построено более 60 тыс. школьных зданий, а общая их численность достигла 200 тыс. с контингентом учащихся свыше 30 млн. человек. Перед войной в школах СССР работало 1,2 млн. учителей. Особенно значительным был рост школ и учащихся в сельских местностях и в национальных республиках. В высших учебных заведениях СССР перед войной обучалось свыше 600 тыс. студентов, ежегодный выпуск специалистов с высшим образованием достигал 100 - 110 тыс. человек.

Все эти достижения в области просвещения свидетельствовали о том, что в стране произошли громадные изменения в области развития культуры. Подводя итоги культурного строительства, товарищ Сталин в своём докладе на XVIII съезде партии говорил: "С точки зрения культурного развития народа отчётный период был поистине периодом культурной революции. Внедрение в жизнь всеобще-обязательного первоначального образования на языках национальностей СССР, рост числа школ и учащихся всех ступеней, рост числа выпускаемых высшими школами специалистов, создание и укрепление новой, советской интеллигенции, - такова общая картина культурного подъёма народа"35 .

Культурный подъём в Советской стране характеризуется не только ростом образования среди населения: в СССР происходит невиданно быстрый рост таких культурных учреждений, как театры, клубы, библиотеки и т. п. Так, например, за период с 1934 по 1939 г. число массовых библиотек выросло с 40,3 тыс. до 70 тыс., а количество книг в них - с 86 млн. экземпляров до 126,6 млн. экземпляров; за то же время число клубных учреждений выросло с 61,1 тыс. до 95,6 тыс.; число театров - с 587 до 790; число киноустановок - с 27,4 тыс. до 30,4 тыс., в том числе звуковых - с 498 до 15,2 тыс.; годовой тираж газет поднялся с 4,9 млн. до 7 млн. экземпляров.

В послевоенные годы в Советской стране, несмотря на огромный ущерб, нанесённый нашим культурным учреждениям варварством, немецко-фашистских захватчиков, происходит новый подъём культуры. В 1949 г. в начальных и средних школах обучается более 34 млн. детей, а в высших учебных заведениях - свыше миллиона юношей и девушек. Таким образом, в наших учебных заведениях всех ступеней обучается около одной шестой части населения страны. Кроме того многие миллионы советских


34 И. В. Сталин. Соч. Т. 12, стр. 299.

35 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 587.

стр. 33

граждан повышают свой общеобразовательный уровень и свои политические знания без отрыва от производства - на курсах, в семинарах и кружках. Таким образом, в нашей стране сейчас не менее половины населения учится.

В нашей стране культура является социалистической по своему содержанию и национальной по своей форме. В этом состоит важнейшее условие её расцвета. Все народы СССР развивают свою литературу, искусство, облекая их в свои национальные формы, но вкладывая в них единое социалистическое содержание, направленное на воспитание нового человека - патриота своей Родины, друга всех угнетённых и обездоленных, новатора в производственной деятельности, активного гражданина общества, непримиримого врага капитализма. Огромное значение в развитии культуры советского общества имеет богатейшее культурное наследство русского народа. Характерной чертой культуры русского народа является то, что она развивалась под непосредственным влиянием революционно-освободительной борьбы народных масс. Поэтому она, как никакая другая культура, проникнута передовыми, прогрессивно-демократическими идеями, носит на себе печать подлинной народности. Вот почему всё лучшее из культурного наследства русского народа стало достоянием развивающейся культуры всех народов СССР и базой расцветающей культуры советского социалистического общества.

В огромном развитии образования и культурной работы в нашей стране проявляются великие преимущества и прогрессивная сущность советского социалистического общества. Рабочий класс и колхозное крестьянство, движимые отчётливым пониманием своего долга перед государством, сознанием общенародных интересов, уделяют огромное внимание повышению своего общеобразовательного и культурного уровня.

Общий подъём культуры в Советской стране оказывает самое непосредственное влияние на ускорение материально-технического прогресса нашего общества. "Новые общественные идеи и теории, - говорит товарищ Сталин, - возникают лишь после того, как развитие материальной жизни общества поставило перед обществом новые задачи. Но после того, как они возникли, они становятся серьёзнейшей силой, облегчающей разрешение новых задач, поставленных развитием материальной жизни общества, облегчающей продвижение общества вперёд. Здесь именно и сказывается величайшее организующее, мобилизующее и преобразующее значение новых идей, новых теорий, новых политических взглядов, новых политических учреждений"36 . Советская наука и искусство, проникнутые великими революционными идеями марксизма-ленинизма и ставшие достоянием многомиллионных масс трудящихся, облегчают народам СССР движение по пути к коммунизму. "Советская наука направлена на службу делу мира и процветания нашей Родины, - говорит тов. Маленков в своём докладе о 32-й годовщине Великой Октябрьской революции. - Если атомная энергия в руках империалистов является источником производства смертоносных орудий, средством запугивания, орудием шантажа и насилия, то в руках советских людей она может и должна служить могучим средством невиданного ещё до сих пор технического прогресса, дальнейшего быстрого роста производительных сил нашей страны".

Советское искусство и литература, правдиво отражающие при помощи метода социалистического реализма напряжённый, героический труд советских людей и богатую, полноправную жизнь советского общества, воспитывают наш народ в коммунистическом духе, облегчают ему борьбу с пережитками капитализма в сознании людей.


36 И. Сталин. Вопросы ленинизма, стр. 546 - 547.

стр. 34

Культура советского социалистического общества есть высший этап в развитии человеческой культуры. Её подъём вызывает и будет вызывать новый прилив творческой энергии, инициативы и изобретательности среди рабочих, крестьян и интеллигенции всех национальностей Советского Союза. Советская интеллигенция, работающая над дальнейшим развитием социалистической культуры нашего общества, усердно трудится также и над всемерным повышением культурно-технического уровня рабочего класса и крестьянства. Широко развернувшееся после войны шефство инженерно-технических работников над рабочими, распространение патриотического движения среди учёных нашей страны за крепкую творческую связь работников науки и производства - все это свидетельствует о том, что только в нашей стране социализма возможны тесные дружеские связи между наукой и трудом, между работниками умственного и физического труда.

Создание новых отношений между народом и его интеллигенцией, неуклонный подъём культурного уровня трудящихся есть несомненные показатели происходящего в нашей стране знаменательного процесса - всё большего стирания граней между умственным и физическим трудом. Появление рабочих - новаторов производства - на кафедрах учебных заведений и на заседаниях учёных, ежегодное присуждение Сталинских премий рабочим за выдающиеся изобретения и коренное улучшение способов производства - это явления, которыми характеризуются советское социалистическое общество и его культура.

Накануне Октябрьской социалистической революции В. И. Ленин писал: "Только с социализма начнётся быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперёд во всех областях общественной и личной жизни"37 . Величественная картина восходящего развития советского социалистического общества целиком и полностью подтверждает эти слова создателя советского общества и государства.

*

Советское социалистическое общество создано самоотверженной деятельностью советских людей под руководством великой большевистской партии, её мудрой политикой. Гениальные вожди трудящихся Ленин и Сталин являются организаторами советского общества и государства. Опираясь на основные положения марксизма, они дали обоснованный анализ эпохи империализма, как последней фазы капиталистического общества, вскрыли все язвы капитализма, показали условия его неизбежной гибели и доказали возможность победы социализма в нашей стране. Ленин и Сталин привели трудящихся к всемирноисторическим победам в борьбе за построение советского социалистического общества.

Партия Ленина-Сталина заслужила непререкаемый авторитет у нашего народа своей многолетней разносторонней деятельностью на благо рабочих и крестьян, своей самоотверженной борьбой за дело трудящихся. Большевистская партия сумела убедить трудящихся России в правильности своей программы и тактики; она сумела отвоевать Россию у богатых и эксплоататоров для бедных и трудящихся. Руководствуясь революционной марксистско-ленинской теорией, она правильно решила одну из самых трудных задач, стоявших перед ней, - научилась управлять Советской страной в интересах рабочих и крестьян.

И в период мирного социалистического строительства и в годы военной борьбы с империализмом с особой силой выявилось уменье большевистской партии управлять огромным государством, уменье организовать трудящихся на коренную перестройку страны на социалистических на-


37 Ленин. Соч. Т. XXI, стр. 439

стр. 35

чалах. Идеи большевистской партии стали идеями многомиллионного советского народа. Марксизм-ленинизм стал господствующей идеологией советского социалистического общества. Советский народ горячо поддерживает политику партии Ленина-Сталина, глубоко сознаёт, что партия всегда знает, куда и как вести. Политика коммунистической партии составляет великую жизненную основу советского социалистического общества.

*

Социализм, построенный в СССР, является растущим, развивающимся по восходящей линии общественным строем. На Советский Союз с надеждой и упованием смотрят все угнетённые капитализмом классы и народы. Он служит для них маяком, освещающим им путь борьбы за освобождение от капиталистического рабства.

"Теперь уже, - писал товарищ Сталин ещё двадцать лет тому назад, - нельзя рассматривать трудящиеся массы мира как "слепую толпу", бродящую в потёмках и лишённую перспектив, ибо Октябрьская революция создала для них маяк, освещающий им дорогу и дающий перспективы"38 .

Своими всемирноисторическими достижениями в области экономического и культурного строительства трудящиеся Советского Союза нанесли смертельный удар и повергли в прах лживые "теории" буржуазных идеологов и апологетов капитализма о том, что рабочие и крестьяне будто бы не могут самостоятельно творить и созидать, что они будто бы не в состоянии обойтись без "руководства" эксплоататорских классов. Победа социализма в нашей стране и несомненные успехи советского народа в решении задач постепенного перехода от социализма к коммунизму показали всему трудящемуся человечеству, что пролетариат может с успехом управлять страной без буржуазии и против буржуазии, что он может с успехом строить коммунизм, что он может создать самый передовой общественный и государственный строй и создать свои вооружённые силы, способные нанести решительное поражение самым мощным армиям современного капиталистического мира.

История советского общества насыщена героическими делами трудящихся СССР, их величайшими достижениями в экономике, культуре, науке и искусстве. Она требует, чтобы учёные нашей страны создали значительные произведения, повествующие о том, на что способен народ, освободившийся от капиталистического рабства. Всестороннее изучение и научное освещение истории советского социалистического общества являются благороднейшей и благодарнейшей задачей историков нашей страны.


38 И. В. Сталин, Соч. Т. 10, стр. 246 - 247.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕТСКОЕ-ОБЩЕСТВО-АВАНГАРД-СОВРЕМЕННОГО-ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

German IvanovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Ivanov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. КОВАЛЕВСКИЙ, СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО - АВАНГАРД СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.11.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕТСКОЕ-ОБЩЕСТВО-АВАНГАРД-СОВРЕМЕННОГО-ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (дата обращения: 23.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. КОВАЛЕВСКИЙ:

А. КОВАЛЕВСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
German Ivanov
Moscow, Россия
1522 просмотров рейтинг
18.11.2015 (3079 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
7 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО - АВАНГАРД СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android