Libmonster ID: RU-12166
Автор(ы) публикации: Ю. С. Кукушкин

За последние годы изучение истории восстановительного периода значительно продвинулось вперед. Это, в частности, касается истории местных органов Советской власти.

Однако не все аспекты этой проблемы исследованы равномерно. Слабо изучен процесс активизации деятельности Советов в первые годы нэпа, направленный на вовлечение широких слоев трудящихся города и деревни в практическую работу местных органов Советской власти.

В работах, написанных на эту тему в середине 20-х годов, утверждается, что активизация деятельности Советов началась в конце восстановительного периода 1 . Утверждение в исторической литературе этой точки зрения привело к тому, что деятельность Советов в первые годы новой экономической политики долгое время не исследовалась. Освещалась только борьба за оживление деятельности Советов в период 1924 - 1927 годов. Можно привести более десятка статей об оживлении деятельности Советов, опубликованных уже после XX съезда КПСС, авторы которых датируют начало этого процесса по старинке 1924 годом2 . Так же излагается этот вопрос и в общих трудах, посвященных восстановительному периоду3 .

Сложившееся положение едва ли можно признать нормальным. До сих пор остается неизученной деятельность местных Советов в первые годы после гражданской войны и интервенции, а следовательно, не изучены причины, вызвавшие чрезвычайно острую постановку вопроса о дальнейшей активизации деятельности Советов в 1924 году.

Цель данной статьи - показать работу местных Советов после окончания гражданской войны и иностранной интервенции, выяснить, когда в действительности была поставлена задача оживления их деятельности. Если эта статья поможет привлечь внимание исследователей к истории Советов в первые годы нэпа, автор будет считать свою задачу выполненной, так как до конца решить поставленные в ней вопросы может


1 М. Ф. Болдырев. Оживление Советов (К перевыборной кампании 1925- 1926 гг.). М. 1926, стр. 10; "Советское государство", 1926, N 5, стр. 87.

2 О. Р. Кочегаров. Борьба Коммунистической партии за укрепление союза рабочего класса с крестьянством путем оживления работы Советов в 1926 - 1927 гг. "Труды" Уральского политехнического института имени С. М. Кирова. Т. 70, 1956; В. В. Гречко. Из истории борьбы за оживление и дальнейшую демократизацию местных Советов в УССР (1925 - 1927). "Ученые записки" Харьковского юридического института. "Труды" кафедры марксизма-ленинизма. Вып. X. Т. I. 1958; В. И. Мартовицкин. Оживление сельских Советов Белоруссии (1924 - 1925). "Сборник научных трудов Отделения правовых наук АН БССР". Вып. I. 1958; В. А. Сидоров. Работа партии по оживлению деятельности Советов в деревне в 1925 - 1927 гг. "Труды" Московского института инженеров землеустройства. Вып. 13, 1961, и др.

3 А. И. Лепешкин. Местные органы власти Советского государства (1921- 1936 гг.). М. 1959; И. Я. Трифонов. Очерки истории классовой борьбы в СССР в годы нэпа (1921 -1937). М. 1960; М. И. Бахтин Союз рабочих и крестьян в годы восстановления народного хозяйства (1921 - 1925), М. 1961; К. Г. Федоров. Союзные органы власти (1922 - 1962). М. 1963, и др.

стр. 43

только широкий круг специалистов, располагающих значительным количеством материалов о работе местных Советов.

Ленинское учение о Советах как органах диктатуры пролетариата основано на глубокой вере в неиссякаемую революционную энергию и опыт трудящихся масс. Коммунистическая партия, руководствуясь указаниями В. И. Ленина, стремилась всячески развивать революционное творчество масс и прежде всего наиболее активных ее представителей, избранных в Советы. После завершения работы по организации местных органов диктатуры пролетариата первоочередной задачей стала активизация, развитие их деятельности.

VIII съезд РКП (б) (март 1919 г.) наметил мероприятия, предусматривавшие улучшение работы Советов путем вовлечения в их деятельность наиболее передовых беспартийных представителей трудящихся города и деревни, усиления влияния Коммунистической партии на Советы и др.4 . Эти директивы Коммунистической партии получили законодательное оформление в решениях VII съезда Советов РСФСР (декабрь 1919 г.), разработавшего конкретный план мероприятий по активизации деятельности Советов.

Однако многие решения того времени по вопросам советского строительства не были проведены в жизнь из-за трудностей, возникших в связи с дальнейшим развитием гражданской войны и интервенции. И хотя решений этих никто не отменял, конкретная обстановка заставила отсрочить проведение их в жизнь. Нормальное функционирование местных органов Советской власти было до крайности затруднено, а подчас и совершенно невозможно. На оккупированной белогвардейцами и интервентами территории Советы были разгромлены. В прифронтовых районах военная обстановка обусловила необходимость создания чрезвычайных органов власти - революционных комитетов, временно заменявших Советы. В тылу, где все было подчинено организации победы, где велась ожесточенная борьба с саботажем, с кулацко-эсеровскими контрреволюционными мятежами, с происками агентуры белогвардейцев и интервентов, Советам приходилось работать в чрезвычайно сложных условиях. Невозможно было организовать широкие избирательные кампании и строго соблюдать установленную законодательством периодичность выборов в Советы и созыва съездов Советов. Вся практическая работа Советов нередко сосредоточивалась в узких коллегиях их исполнительных органов, главным образом в президиумах исполнительных комитетов.

С окончанием гражданской войны и интервенции были устранены основные препятствия, мешавшие нормальному функционированию местных органов Советской власти. Именно поэтому VIII Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в декабре 1920 г., детально обсудил вопрос "О советском строительстве", подтвердил и конкретизировал решения VII съезда по вопросам оживления деятельности местных Советов 5 , что нашло отражение в законодательных документах начала 1921 года. Большое значение в этом отношении имели постановления Президиума ВЦИК от 8 февраля 1921 г. "О регулярных перевыборах Советов и о созыве в установленные сроки съездов Советов" и "Об организации городских Советов рабочих и красноармейских депутатов"6 . Борьба за выполнение решений VIII съезда Советов РСФСР и последующих законодательных актов, направленных на оживление деятельности местных органов власти, по времени в основном совпала с переходом к новой экономической политике. Необходимость активизации


4 См. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч, I. Изд. 7-е, стр. 413 - 416, 442, 445 - 447.

5 "Собрание узаконений" (СУ) РСФСР, 1921, N 1, ст. 1.

6 Там же, N 11, ст. 71, 72.

стр. 44

Советов отвечала самой их природе, но не была вызвана непосредственно переходом к нэпу. Важнейшие мероприятия по оживлению деятельности Советов были намечены значительно раньше. Однако новая экономическая политика не могла не наложить своего отпечатка на процесс активизации Советов.

Основной целью новой экономической политики являлось упрочение союза рабочего класса и крестьянства, но это было невозможно без укрепления Советов как самых массовых государственных организаций трудящихся. Чтобы успешно решить поставленные задачи на базе новой экономической политики, следовало поднять хозяйственную и политическую активность трудящихся, резко оживить деятельность всех массовых организаций. Центральный Комитет РКП(б), оценивая значение решений X съезда, ознаменовавшего переход к новой экономической политике, указывал в обращении к трудящимся: "К массам! Вот главный лозунг Х-го съезда" 7 .

Вскоре после X съезда РКП (б) Центральный Комитет и Советское правительство разработали ряд конкретных мероприятий, направленных на активизацию массовых организаций трудящихся, и в первую очередь Советов. В постановлении ЦК РКП (б) 7 мая 1921 г. "Об отношении к беспартийным рабочим" подчеркивали, что "местные партийные организации должны суметь поставить на советскую работу значительный процент беспартийных рабочих... Таков лозунг дня"8 .

Большое внимание вопросам выдвижения беспартийных рабочих и крестьян на советскую работу уделил майский (1921 г.) Пленум ЦК РКП(б). выделивший специальную комиссию для разработки конкретных предложений по этому вопросу. Выработанная комиссией развернутая программа действий была одобрена В. И. Лениным и 11 июня. 1921 г. утверждена ЦК РКП (б) 9 . Партия считала привлечение беспартийных к активной работе в советском государственном аппарате не кратковременной кампанией, а одной из важнейших задач местных партийных организаций на длительное время. Для разрешения этой задачи необходимо было улучшить подготовку и проведение конференций беспартийных рабочих и крестьян, обязать каждого коммуниста принять участие в подготовке кадров для советского государственного аппарата, увеличить процент беспартийных депутатов в составе Советов и исполнительных комитетов до одной трети.

Наиболее полно программа деятельности государственных органов диктатуры пролетариата в условиях новой экономической политики была разработана В. И. Лениным весной 1921 г. в "Наказе от СТО (Совета Труда и Обороны) местным советским учреждениям" 10 . Ленинские идеи советского строительства осенью 1921 г. вылились в чеканную формулу лозунга. В августе 1921 г. В. И. Ленин писал: "Оживлять Советы, привлекать беспартийных, проверять беспартийными работу партийных - вот это абсолютно верно. Вот где работы тьма. Непочатый угол работы"11 . В. И. Ленин не только сформулировал лозунг "Оживление деятельности Советов", но, что особенно важно, дал его расшифровку, подчеркнув, что эта работа должна вестись прежде всего путем активизации беспартийных масс трудящихся.

Таким образом, вплоть до 1921 г. не было еще благоприятных условий для оживления работы Советов. И только после окончания гражданской войны и интервенции актуальная задача в области советского


7 "Известия ЦК РКП(б)", 1921, N 31, стр. 9.

8 Примечательно, что это постановление было не только разослано местным партийным организациям, но и опубликовано в виде передовой статьи "Правды" ("Правда", 7 мая 1921 года).

9 См. Б. М. Шехватов. Ленин и Советское государство. М. 1960 стр. 276.

10 В. И. Ленин. Соч. Т. 32, стр. 353 - 376.

11 Там же стр. 482.

стр. 45

строительства окончательно выкристаллизовалась в формулу "Оживление деятельности Советов".

Обращения Коммунистической партии к трудящимся массам в форме целенаправленных, лаконичных лозунгов всегда играли и играют огромную роль в решении важнейших экономических и политических проблем. В. И. Ленин указывал: "Чтобы борьба шла по точной и ясной линии, нужен обобщающий ее лозунг" 12 . Владимир Ильич учил коммунистов искусству разрабатывать глубоко научные лозунги и выбирать наиболее благоприятный момент для их постановки. "Марксизм, - подчеркивал он, - требует для оправдания всякого лозунга точного анализа и экономической действительности и политической обстановки и политического значения этого лозунга" 13 .

Лозунг "Оживление деятельности Советов" стал могучим средством агитации и пропаганды и средством мобилизации масс на борьбу за выполнение первоочередной задачи советского строительства. Он был призывом к действию. Выдвинутый Коммунистической партией в 1921 г., этот лозунг в дальнейшем не мог оставаться неизменным. Он постоянно развивался, конкретизировался в зависимости от определенных задач, решавшихся в той или иной обстановке. Новые и новые успехи хозяйственного строительства подводили под него более прочную материальную базу.

Но, может быть, этот лозунг был выдвинут в 1921 г., а борьба за его осуществление развернулась только через несколько лет? Обратимся к фактам.

Призыв к оживлению деятельности Советов отвечал коренным интересам трудящихся. Отстояв Советы в борьбе с внутренней и внешней контрреволюцией, рабочие и крестьяне были полны решимости бороться за их дальнейшее укрепление. Творческая энергия масс, направленная на совершенствование советской системы, не угасала даже в самые тяжелые годы. Начиная с 1921 г. развернулась напряженная практическая работа по укреплению Советов. Регулярно созывались съезды Советов не только в центре, но и на местах. Только за последние три месяца 1921 г. в 6883 волостях 52 губерний РСФСР состоялось 11 842 волостных съезда Советов с 416677 участниками14 . На всех съездах трудящиеся обсуждали вопросы советского строительства. В сводке, составленной Народным комиссариатом внутренних дел РСФСР о состоявшихся в декабре 1921 г. 18 губернских съездах Советов, отмечалась невиданная ранее активность и деловитость, с какой делегаты обсуждали вопросы восстановления народного хозяйства и оживления деятельности Советов. В принимавшихся на съездах решениях подчеркивалась необходимость в связи с активизацией капиталистических элементов города и деревни решительной борьбы за укрепление государственных органов диктатуры пролетариата на местах. Особое внимание обращалось на оживление деятельности самых многочисленных организаций органов власти - Советов в деревне. Намечались конкретные мероприятия по укреплению сельских Советов. Одной из наиболее эффективных мер было привлечение уездных работников на работу в волости, а волостных - в сельские Советы. Во всех резолюциях предусматривалась упорная борьба за вовлечение в Советы широких масс преданных Советской власти крестьян 15 .

Вопросы оживления деятельности Советов стояли в центре внимания и республиканских съездов Советов. При этом указывалось - и это


12 В. И. Ленин. Соч. Т. 35, стр. 121.

13 В. И. Ленин. Соч. Т. 23, стр. 53.

14 "Пять лет власти Советов". М. 1922, стр. II.

15 Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР (ЦГАОР СССР) ф. 393, оп. 28, д. 15. лл. 1 - 2.

стр. 46

особенно ярко представлено, например, в резолюции II съезда Советов Киргизской АССР (октябрь 1921 г.), - что задача вовлечения широких масс трудящихся в активную работу в Советах может быть "успешно выполнена только при условии, если она будет поставлена как ударная" 16 . Развернутая программа конкретных мероприятий, направленных на укрепление Советов (продление широких полномочий Советов до одного года, расширение состава ВЦИК, укрепление связи между центральными и местными органами власти и т. д.), была намечена в решениях IX съезда Советов РСФСР, состоявшегося в декабре 1921 года 17 .

Коммунистическая партия и Советское правительство придавали особое значение .организации избирательных кампаний в районах действия кулацких банд, считая эти кампании одним из средств мобилизации" трудящихся на борьбу с бандитизмом, за укрепление Советской власти. В. И. Ленин в беседе с делегацией тамбовских крестьян 14 февраля 1921 г. указал на необходимость упорной борьбы в этом районе за укрепление Советов. Крестьянские ходоки Кобозев и Соломатин рассказали на страницах газеты "Тамбовский пахарь" о своей встрече с В. И. Лениным. "Владимир Ильич, - писали они, - просил нас выбирать в Советы самых лучших, добросовестных людей... А если люди, избранные вами, к власти оказались негодными, - сказал В. И. Ленин, - то надо их смещать и заменять другими" 18 . Эти ленинские указания были претворены в жизнь во время выборов Советов. В результате даже в тех губерниях, где действовали кулацкие банды, избирательные кампании прошли организованно, о чем сообщалось в отчете агитпропа ЦК РКП (б) 19 , За 1921 г. нет сколько-нибудь обобщенных данных об активности крестьян на выборах в сельские Советы, но даже на основании разрозненных сведений о ходе избирательных кампаний можно сделать вывод о том, что крестьянство решительно поддержало важнейшие хозяйственные и политические мероприятия Коммунистической партии и Советского правительства20 .

Особенно успешно проходили выборы депутатов в городские Советы. В 134 уездных городах РСФСР на выборы советов в 1921 г. явилось 46% избирателей. Более половины (72,6%) депутатских мест получили коммунисты и только 0,1% - представители других партий21 . Это свидетельствовало об огромном авторитете Коммунистической партии среди широких беспартийных масс трудящихся. Наибольшую активность проявили избиратели крупных промышленных центров. Так, в выборах депутатов Петроградского Совета приняло участие 56% избирателей, столько же в Нижнем Новгороде, в Иваново-Вознесенске - 54%, в Ростове-на-Дону - 45%, в Пензе - 42% 22 .

В последующие избирательные кампании 1922 г. и 1923 г. активность трудящихся на выборах в Советы непрерывно возрастала. Если в 1922 г. в среднем по РСФСР в выборах в сельские Советы участвовало 22% избирателей, то в 1923 г. - 37%. При выборах в городские Советы явка избирателей повысилась соответственно с 37% до 39% 23 . Эти данные говорят о нараставшей активности избирателей. Но достигнутые


16 "Съезды Советов РСФСР и автономных республик РСФСР. Сборник документов. 1917 - 1922". Т. І;. М. 1959, стр. 698.

17 Там же, стр. 159 - 209.

18 "Тамбовский пахарь", 27 февраля 1921 года.

19 "Известия ЦК РКП (б)", 1922, N 3, стр. 6.

20 См. "Власть Советов", 1921, N 2, стр. 12 - 13; "Известия", 19 октября, 3, 8 декабря 1921 г., и др.

21 Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (ЦПА ИМЛ), ф. 17, оп. 16, д. 136, лл. 16 - 21, 86.

22 ЦГАОР СССР, ф. 393, оп. 29, д. 10а, л. 25; ЦПА ИМЛ, ф. 17, оп. 16, д. 136, л. 40.

23 "Избирательная кампания по РСФСР в 1923 году". М. 1924, стр. 7; "Предварительные итоги избирательной кампании в Советы РСФСР в 1924 - 1925 гг. Вып. І;. М. 1925, стр. 12 - 15.

стр. 47

успехи были пока еще невелики, так как больше половины граждан, имевших право голоса, еще не являюсь на избирательные участки. Однако, рассматривая итоги избирательных кампаний, важно не только фиксировать абсолютные цифры, но и отметить неуклонную тенденцию развития активности избирателей.

Огромное значение для оживления деятельности Советов имело то, что в 1921 - 1922 гг. ВЦИК утвердил новые положения о городских, поселковых и сельских Советах, о губернских, уездных съездах Советов и их исполнительных комитетах, в которых определялся порядок образования, структура местных Советов и компетенция их исполнительных органов. Все они предусматривали широкое вовлечение в активную советскую работу трудящихся города и деревни.

Большое внимание партийные и советские органы уделяли подготовке кадров работников для советского государственного аппарата Значительную роль в решении этой задачи играли советско-партийные школы. В декабре 1921 г. состоялась Всероссийская конференция работников совпартшкол, имевшая немаловажное значение для улучшения их деятельности. К XI съезду Коммунистической партии в стране (без Украины) насчитывалось 242 уездных и губернских совпартшколы, где обучалось 22 тыс. слушателей24 . На Украине с июля 1921 г. по декабрь 1922 г. было подготовлено на местах свыше 7 тыс. работников для советского и партийного аппарата25 . Особенно массовый характер в 1921 г. приобрели регулярно проводившиеся конференции беспартийных рабочих и крестьян. Организацией этих конференций руководил ЦК РКП (б), всесторонне обсудивший 27 апреля 1921 г. порядок организации конференций. Принятые Центральным Комитетом решения были доведены до сведения местных партийных организаций специальным письмом В. И. Ленина26 . На конференциях широкие массы беспартийных обсуждали важнейшие вопросы хозяйственной и политической жизни страны. Нередко здесь ставились отчеты депутатов местных Советов, что содействовало укреплению связей органов власти с избирателями. Заметные сдвиги произошли в деятельности городских. Советов Улучшили работу их секции, занимавшиеся развитием различных отраслей хозяйства; в деятельности этих секций наряду с депутатами принимали участие тысячи трудящихся города. Показательны в этом отношении сведения из отчетного доклада представителя Нижегородского губисполкома на IV сессии ВЦИК VIII созыва 6 октября 1921 года. "Перед нами, - говорил он, - стояла задача, чтобы пролетариат занимался всеми советскими вопросами. Поэтому оживление городского Совета и организацию в нем секций, при помощи которых пролетариат может выделить новых работников, мы ставили одной из важнейших задач. За этот период нам удалось восстановить городской Совет. Мы все время имели полные собрания. Нам удалось, устраивая заседания в районах, привлечь к этому делу широкие массы"27 .

Численность секций заметно выросла. Если в годы войны они исчислялись единицами, то к концу 1922 г. уже имелись в половине горсоветов РСФСР28 . Хорошо была организована секционная работа в Советах столицы. К апрелю 1922 г. в секциях Московского городского и районных Советов работало около 4 тыс. человек. Особенно активную деятельность развернули секции коммунального хозяйства, народного образования, здравоохранения и др.29 . Вместе с депутатами Советов


24 "Известия ЦК РКП (б)", 1922, N 3, стр. 8.

25 "Коммунист", 27 января 1923 года.

26 См "Известия ЦК РКП (б)", 1921, Л? 31, стр. 8 - 9

27 "I - IV сессии ВЦИК VIII созыва" Стенографический отчет М 1922, стр. 319.

28 "Власть Советов", 1923, Лг 1 - 2, стр. 112 - 113.

29 "Известия отдела управления МСРК и КД", N 93, 30 августа 1922 года.

стр. 48

члены секции боролись за скорейшее восстановление промышленных предприятий, бытовых и культурных учреждений городов.

Определенные успехи имелись и в работе местных органов Советской власти в деревне. Немалую роль играли сельские Советы в проведении налоговой политики Советской власти, принимая участие в продналоговых кампаниях. Особенно трудной была первая после перехода к новой экономической политике продналоговая кампания, так как проводилась в исключительно сложных условиях, когда многие губернии были охвачены голодом. Сказывалось также отсутствие должного опыта у местных органов Советской власти в этом новом для них деле. Однако Советы многих губерний успешно провели первую продналоговую кампанию. Хорошо была поставлена работа Советов Сибири, что было особенно важно, так как Сибирь обладала большими запасами хлеба, столь необходимого для голодающих губерний Европейской России30 . В своей деятельности Советы постоянно сталкивались с упорным сопротивлением кулачества. Так, сельский советский актив Коми АССР в 1922 г. выявил около 5 тыс. десятин скрытой от обложения пашни и большое количество скота 31 .

Важно отметить, что первые успехи в деятельности местных Советов завоевывались в ожесточенной борьбе, с кулачеством. Крайнего обострения эта борьба достигла в районах, охваченных антисоветскими мятежами. Всю свою злобу враги Советской власти обрушивали на Советы. М. Н. Тухачевский писал, что обычно кулаки под руководством эсеров стремились "путем партизанских действий бандитских шаек разрушить и разогнать советские органы управления"; в первую очередь уничтожались сельские и волостные Советы. Уездные Советы, имевшие обыкновенно серьезную вооруженную силу, давали бандам решительный отпор32 . От рук бандитов погибли сотни работников советского государственного аппарата.

В подавлении мятежей наряду с вооруженными силами страны участвовали и органы Советской власти сверху донизу. Сведения о результатах борьбы с антисоветскими выступлениями приходили в единый центр - Президиум ВЦИК, который направлял в губернии своих уполномоченных, наделенных чрезвычайными правами33 . Советы создавали отряды самообороны на местах. Крестьянские отряды самообороны совместно с частями Красной Армии успешно преодолевали сопротивление мятежников. Так, отряд под руководством председателя Балаковского уездного исполнительного комитета Саратовской губернии разгромил в сентябре 1921 г. в районе Марксштадта крупную банду34 . Отряд самообороны села Магометановского в Северной Осетии в конце 1921 г. уничтожил большую банду и взял в плен двух ее главарей. На сельском сходе крестьяне потребовали для них смертной казни35 . Подобные примеры не являлись исключением36 .

Кулацкая верхушка деревни, используя хозяйственные трудности, стремилась ликвидировать государственные органы диктатуры пролетариата в деревне. Так, в Самарской губернии в начале 1922 г. кулачество попыталось противопоставить Советам созданные для борьбы с голодом местные отделения Российско-американского комитета помощи де-


30 "Известия", 26 июля 1921 года.

31 "Очерки истории Коми АССР". Т. II. Сыктывкар. 1962, стр. 119.

32 См. "Революция и война", 1922, N 16, стр. 41.

33 ЦГАОР СССР, ф. 1235, оп. 38, д. 20, лл. 2 - 3.

34 "Саратовские известия", 29 марта 1921 года.

35 М. Е. Морозов. Партийная организация Северной Осетии в восстановительный период (1921 - 1925 гг.). Орджоникидзе. 1963, стр. 27.

36 Подробнее об этом см. Ю. С. Кукушкин. Советы в борьбе с контрреволюционными выступлениями кулачества при переходе к нэпу. "Вестник Московского университета". Серия IX, История, 1965, N 5, стр. 23 - 34.

стр. 49

тям, в которых ведущую роль играли различные контрреволюционные элементы37 .

В. И. Ленин говорил на IX съезде Советов РСФСР: "Советское государство допускает к себе иностранных представителей под предлогом помощи, а эти представители помогают свергать Советскую власть, чему примеры бывали"38 . Проискам кулачества и всех других врагов Советской власти трудящиеся давали решительный отпор.

Все чаще в отчетах губернских исполнительных комитетов стали появляться сводки следующего содержания: "Положение виков (волостных исполкомов. - Ю. К.) хорошее. Подбор работников качественно улучшился. В общем как в виках, так и в сельсоветах работа наладилась и идет нормально" (Орловская губерния); "Работа волостных исполкомов и сельских Советов со времени прошлогодней ревизии несравненно улучшилась и углубилась, связь с сельсоветами поставлена гораздо прочнее и лучше" (Рязанская губерния) 39 . Подобные факты подтверждаются обобщенными данными многих массовых обследований, проведенных различными партийными и советскими организациями в конце 1923 - начале 1924 года.

В сентябре - ноябре 1923 г. Центральная Контрольная Комиссия РКП (б) и Народный комиссариат РКИ провели обследование сельских Советов и волостных исполнительных комитетов. Было установлено, что в большинстве сельсоветов систематически проводились заседания. Чаще всего обсуждались хозяйственные и финансовые вопросы, удельный вес которых в числе других вопросов равнялся 40%. На втором месте стояли политико-административные вопросы (21 %)40 . В результате обследования комиссия сделала вывод о том, что "дело советского строительства в нашей деревне стоит уже прочно"41 .

Комиссия Юго-Восточного Бюро ЦК РКП (б), обследовавшая в 1924 г. станицы, деревни и аулы Донской и Кубанской областей, Ставропольской губернии и Горской республики, приводила в своем отчете много фактов о хорошо поставленной работе низового аппарата42 . В отчете Кубано-Черноморского областного комитета РКП (б), обследовавшего 6 станичных районов в феврале - марте 1924 г., сообщалось: "Во всех станицах на заседаниях сельсоветов присутствует большое количество граждан, часто превышающее число членов Совета"43 . Даже эти далеко не полные данные свидетельствуют о том, что в 1921 г. не только была поставлена задача активизации деятельности Советов, но и началась практическая работа по ее осуществлению. Упорная борьба за укрепление Советов как органов диктатуры пролетариата в первые годы после перехода к новой экономической политике убедительно опровергает заявления оппортунистов всех мастей о том, что нэп означал перерождение Советской власти, капитуляцию перед частным капиталом. В ходе этой борьбы были успехи и неудачи. Многие Советы еще не уме-


37 Характерный случай произошел в деревне Липовке, Пугачевского уезда, Самарской губернии. Местный поп, являвшийся председателем местного отделения Российско- американского комитета помощи детям, предъявил сельскому Совету требование о прекращении работы и освобождении занимаемого им помещения. После того, как попытка ликвидировать сельский Совет не удалась, контрреволюционное руководство комитета закрыло все столовые для голодающих в Пугачевском уезде, обрекая тем самым на смерть тысячи людей ("Исторические записки". Т. 29, 1949, стр. 17, 18, 22).

38 В. И. Ленин. Соч. Т. 33, стр. 151.

39 "Власть Советов", 1923, N 11 - 12, стр. 105.

40 "Волисполкомы и сельсоветы по данным обследования ЦКК РКП (б) и НК РКИ". М. 1924, стр. 196, 198.

41 Там же, стр. 4.

42 "Как живет и чем болеет деревня. (По материалам комиссии по обследованию деревни на Юго-Востоке)". Ростов-на-Дону. 1924, стр. 65.

43 И. Клейнер. Действительность Кубанской станицы (Материалы к VIII Кубано- Черноморской обл. парт. конференции). Краснодар. 1924, стр. 28.

стр. 50

ли сплотить вокруг себя актив из рабочих и крестьян. Имела место большая текучесть кадров в местных органах Советской власти. Далеко не все работники советского государственного аппарата сумели отказаться в своей деятельности от методов командования и администрирования, применявшихся ими в годы гражданской войны и безнадежно устаревших после ее завершения. Живучесть этих и многих других недостатков в работе Советов объяснялась прежде всего трудностями экономического и политического положения того времени. Экономические трудности задерживали рост политической активности трудящихся и особенно беспартийных рабочих и крестьян.

Коммунистическая партия смело вскрывала недостатки, наблюдавшиеся в деятельности Советов, и боролась за их устранение. Резкой критике эти недостатки были подвергнуты на октябрьском (1924 г.) Пленуме ЦК РКП(б). Пленум наметил развернутую программу мероприятий по дальнейшему укреплению Советов. В резолюции Пленума "Об очередных задачах работы в деревне" указывалось на необходимость смелее вовлекать в активную работу Советов беспартийных рабочих и крестьян, улучшать массовую работу Советов путем укрепления их секций и комиссий, более строго соблюдать порядок выборности Советов, покончить с незаконным вмешательством в их работу, усилить политическое руководство Советами через коммунистические фракции. Намечались и другие меры оживления деятельности Советов44 . Таким образом, октябрьский (1924 г.) Пленум Центрального Комитета разработал развернутую программу укрепления Советов, сыгравшую большую роль в развитии их деятельности. Однако это не значит, что борьба за оживление деятельности Советов началась только в конце 1924 года. Октябрьский (1924 г.) Пленум в своих решениях не впервые поставил, а только конкретизировал указания XIII съезда РКП (б) (май 1924 г.) о том, что особое значение имеет "оживление работы Советов рабочих и крестьянских депутатов (создание при них секций, комиссий и совещаний с привлечением в них значительного количества рабочих, служащих и крестьян)"45 .

Дальнейший анализ решений XIII съезда РКП (б) показывает, что и здесь задача оживления деятельности Советов была поставлена не впервые. В резолюции "О работе в деревне" отмечается, что вопрос о Советах обсуждался на XII съезде РКП (б) (апрель 1923 г.), и приводится развернутая цитата из решений XII съезда об укреплении Советов46 . Кроме того, на XIII съезде партии наряду с необходимостью оживления деятельности Советов отмечался и тот факт, что этот процесс уже начался47 . Таким образом, уже из анализа важнейших партийных документов, которыми обычно оперируют исследователи, изучающие историю оживления деятельности Советов, следует, что эта проблема впервые встала не в 1924 г., а раньше. Но это отнюдь не умаляет значения решений октябрьского (1924 г.) Пленума ЦК РКП (б) о дальнейшем укреплении Советов. Претворяя в жизнь решения этого Пленума, Коммунистическая партия добилась резкого улучшения деятельности Советов.

Борьба за выполнение решений октябрьского Пленума ЦК РКП (б) велась в сложной обстановке. Недостатки, имевшиеся в деятельности Советов, ярко проявились в избирательной кампании, развернувшейся в конце 1924 года. Общие причины, породившие эти недостатки (слабость материальной базы Советов, недостаточное участие широких масс в их


44 См. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. 1. Изд. 7-е, стр. 908 - 910.

45 Там же, стр. 825.

46 Там же, стр. 859.

47 Там же, стр. 825.

стр. 51

работе, неналаженность взаимоотношений Советов и местных партийных организаций), вскрыл октябрьский (1924 г.) Пленум. Наряду с этим сказалась плохая подготовка избирательной кампании, во время которой подчас не учитывалась специфическая обстановка того времени. Так, например, в деревне почти повсеместно было проведено укрупнение сельских Советов. Количество сельских Советов в РСФСР сократилось с 80 тыс. в 1923 г. до 55 тыс. в 1924 году. Если раньше сельский Совет объединял в среднем 5 населенных пунктов с населением в тысячу человек, то после укрупнения в него входило 6 населенных пунктов с населением в 1 700 человек. Это привело к значительному отдалению сельсоветов от некоторых сел, что существенно осложнило организацию избирательной кампании. В этом коренилась одна из важных причин абсентизма крестьян на выборах 1924 года. Формальное отношение в ряде мест к организации избирательной кампании, навязывание избирателям кандидатов в Советы, незаконные лишения избирательных прав и другие нарушения основных принципов советской демократии привели к тому, что процент трудящихся, участвовавших в выборах 1924 г., значительно снизился по сравнению с 1923 годом. В деревнях и городах в среднем по РСФСР это падение равнялось 5 - 8%48 .

Коммунистическая партия и Советское правительство уже в ходе избирательной кампании приняли решительные меры для устранения выявленных недостатков. ЦК РКП (б) и ЦИК СССР признали необходимым отменить выборы в тех местах, где активность избирателей была особенно низкой, и назначить повторные выборы. Президиум ЦИК СССР 29 декабря 1924 г. издал постановление, которым обязал местные органы обратить "особое внимание на то, чтобы в перевыборах участвовали действительно широкие массы трудящихся, а также на более активное участие рабочих и крестьян во всей работе Советов и их органов"49 . ЦК РКП (б) в январе 1925 г. разослал всем местным организациям специальный циркуляр "О частичных перевыборах Советов" 50 . Тщательная подготовка повторных выборов, последовательное соблюдение инструкции о выборах, решительное осуждение случаев, когда кандидаты навязывались избирателям, усиление агитационной кампании и пр. не замедлили дать положительные результаты. Резко возросла политическая активность трудящихся. Процент рабочих и крестьян, участвовавших в выборах, в среднем по РСФСР поднялся до 4151 .

Этот факт подтверждал прежде всего своевременность мер, принятых Коммунистической партией и Советской властью, и одобрение их широкими слоями трудящихся. Резкий рост в течение 2 - 3 месяцев политической активности трудящихся свидетельствовал также о том, что в предшествовавшие годы была создана довольно прочная база для дальнейшего улучшения работы Советов. Без этой базы, без положительного опыта советского строительства, накопленного в 1921 -1924 гг., невозможна была борьба за дальнейшее улучшение деятельности государственных органов диктатуры пролетариата на местах.

Таким образом, 1924 г. следует рассматривать не как начальный пункт, а как важнейший промежуточный этап, ускоривший процесс активизации Советов.


48 "Предварительные итоги избирательной кампании в Советы РСФСР в 1924- 1925 гг.". Вып. I М. 1925. стр. 7 - 17; вып. II. М. 1925, стр. 34; "Выборы в Советы РСФСР в 1925 - 1926 гг.". М. 1926, стр. 10, 47.

49 "СЗ СССР", 1925, N 1, ст. 3.

50 "Справочник партийного работника". Вып. V. М. 1926, стр. 295 - 296.

51 "Предварительные итоги избирательной кампании в Советы РСФСР в 1924- 1925 гг.". Вып. II, стр. 34; "Выборы в Советы РСФСР в 1925 - 1926 гг.", стр. 10, 47.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕТЫ-В-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ-ПЕРИОД

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander KlepatskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Klepatski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ю. С. Кукушкин, СОВЕТЫ В ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 19.08.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕТЫ-В-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ-ПЕРИОД (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ю. С. Кукушкин:

Ю. С. Кукушкин → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Klepatski
Arzamas, Россия
1273 просмотров рейтинг
19.08.2016 (2798 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
Вчера · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
3 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
7 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СОВЕТЫ В ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android