Libmonster ID: RU-13904
Автор(ы) публикации: И. В. Дудинский

Социалистическая экономическая интеграция - определяющий фактор современного этапа развития мировой социалистической системы. Вместе с тем она отражает одну из наиболее характерных черт общемирового экономического развития. Интеграционные процессы, как известно, имеют место и в мировом капиталистическом хозяйстве. Одной из особенностей международной хозяйственной интеграции является то, что она не охватывает в целом ни мировое социалистическое, ни мировое капиталистическое хозяйства и носит региональный характер. В силу этого актуальное значение приобретает вопрос о том, как взаимообусловлены интеграционные процессы и общемировая тенденция укрепления международных хозяйственных связей, повышения их роли в развитии отдельных стран. Реальным основанием для постановки такой проблемы служит замкнутый характер интеграции стран "Общего рынка", отрицательное воздействие многих сторон капиталистической интеграции на процесс развития международного экономического сотрудничества, четко выявившееся стремление интегрирующихся капиталистических государств к усилению эксплуатации других стран и народов, Что касается социалистической экономической интеграции, то она в силу своей социально-экономической природы выражает наиболее прогрессивные тенденции общемирового развития и, более того, является их концентрированным выражением. Поэтому ее региональный характер не только не противоречит, но, напротив, всемерно содействует прогрессу всего мирового социалистического хозяйства, органическим проявлением развития которого она является. Социалистическая интеграция оказывает растущее воздействие на укрепление внутренних и международных позиций социалистических государств и во многом определяет прогресс и исторические перспективы всей мировой системы социализма.

Анализ сущности и процесса развертывания социалистической экономической интеграции позволяет показать воздействие роста экономического потенциала стран СЭВ на расширение возможностей сотрудничества этих стран с другими социалистическими государствами и правильно соотнести перспективы интеграции с прогрессом мировой социалистической системы хозяйства в целом, а также выявить благотворное влияние, оказываемое социалистической экономической интеграцией на всю систему всемирных международных отношений.

Переход к социалистической экономической интеграции обусловлен резким усилением в условиях научно-технической революции всемирно-исторической тенденции к интернационализации производства; вместе с тем этот переход предстает как закономерный итог всего предшествующего развития экономики и всестороннего сотрудничества стран

стр. 33


СЭВ. К. Маркс и Ф. Энгельс еще в XIX в. указывали, что развитие производительных сил в условиях капитализма разрушает национальную замкнутость и ограниченность, интернационализирует материальное и духовное производство. В. И. Ленин, анализируя тенденции развития капитализма в XX в., отмечал расширение масштабов и углубление этого процесса и связывал его завершение с победой социализма в мировом масштабе. "Вся хозяйственная, политическая и духовная жизнь человечества, - писал он, - все более интернационализируется уже при капитализме. Социализм целиком интернационализирует ее".1 . Основу интернационализации всей общественной жизни В. И. Ленин видел в тенденции "к созданию единого, по общему плану регулируемого пролетариатом всех наций, всемирного хозяйства как целого, каковая тенденция вполне явственно обнаружена уже при капитализме и безусловно подлежит дальнейшему развитию и полному завершению при социализме"2 .

В организации всемирного планомерно управляемого социалистического хозяйства В. И. Ленин видел важнейшее преимущество нового общественного строя, его способность дать полный простор развитию современных производительных сил в соответствии с усилением их международного характера, обеспечить в конечном счете неизмеримо большую экономическую эффективность социалистического способа производства по сравнению с капиталистическим. Вместе с тем он исходил из того, что страны, вступившие на путь социализма, будут отличаться большим, разнообразием условий своего развития и будут по-разному подготовлены для включения в интернациональное сотрудничество3 . Важное значение в данной связи имеют различия в уровнях экономического развития отдельных стран, разная степень зрелости в них нового общественного строя и, в частности, надстроечных институтов. Неодинаковы также народнохозяйственные структуры социалистических стран с точки зрения их "приспособленности" для глубокого включения в международное социалистическое разделение труда, а также с точки зрения зависимости национального производства от внешних факторов. Эти различия, носящие объективный характер, порождают неодинаковую заинтересованность отдельных стран в развитии тех или иных форм взаимного экономического сотрудничества. В зависимости от политического курса правящих партий действие "разъединительных" факторов, то есть совокупности причин, затрудняющих тесное взаимовыгодное сотрудничество между всеми социалистическими странами, может быстро преодолеваться либо, наоборот, искусственно консервироваться или даже усиливаться.

Продумывая конкретные пути объединения народов разных стран, высвобождающихся из-под капиталистического гнета, В. И. Ленин отмечал: "Мы хотим добровольного союза наций, - такого союза, который не допускал бы никакого насилия одной нации над другой, - такого союза, который был бы основан на полнейшем доверии, на ясном сознании братского единства, на вполне добровольном согласии. Такой союз нельзя осуществить сразу; до него надо доработаться с величайшей терпеливостью и осторожностью, чтобы не испортить дело, чтобы не вызвать недоверия, чтобы дать изжить недоверие, оставленное веками гнета помещиков и капиталистов, частной собственности и вражды из-за ее разделов и переделов"4 . Три десятилетия существования мировой социалистической системы подтверждают глубокую истинность этой ленинской мысли. Подлинно социалистические, братские отношения между


1 В. И. Ленин. ПСС. Т. 23. стр. 318.

2 В. И. Ленин. ПСС. Т. 41, стр. 164.

3 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 30. стр. 123; т. 41, стр. 77; т. 42, стр. 107.

4 В. И. Ленин. ПСС. Т. 40, стр. 43.

стр. 34


странами мировой системы Социализма выковываются в повседневной борьбе против пережитков национализма, против нажима и уловок империалистических держав.

В наши Дни между странами социализма еще сохраняются различия в степени их включения в международное социалистическое разделение труда, в географической направленности их внешних Экономических связей внутри мирового социалистического хозяйства; имеются также различия в степени развития их хозяйственных связей с развитыми капиталистическими государствами и развивающимися странами. Ведущей тенденцией в мировом социалистическом хозяйстве является тенденция к углублению взаимных хозяйственных связей. В силу целого комплекса взаимосвязанных объективных и субъективных факторов наибольшее развитие она получила в странах, которые еще в 1949 г. объединились в Совет Экономической Взаимопомощи и поставили перед собой цель: в общих интересах планомерно расширять и углублять взаимные хозяйственные связи, нацеливать взаимное сотрудничество на решение важнейших народнохозяйственных задач. Интенсификации экономического сотрудничества стран СЭВ содействовали более или менее одинаковый уровень хозяйственного развития большинства этих стран и обусловленная им схожесть решаемых проблем, значительные успехи и большой опыт в деле политического сотрудничества, географическая близость, наличие развитых коммуникаций, определенная взаимодополняемость национальных хозяйственных комплексов, совокупность внешнеполитических факторов и ряд других причин.

Переход большинства стран СЭВ к строительству развитого социализма, построение зрелого социалистического общества в СССР, постановка в связи с этим в порядок дня задачи резкого повышения эффективности общественного производства с целью ускорения темпов роста благосостояния трудящихся существенно повысили требования, предъявляемые странами СЭВ к взаимному экономическому сотрудничеству. Коммунистические и рабочие партии поставили задачу более полного использования преимуществ международного социалистического разделения труда для подъема производительных сил каждой социалистической страны и укрепления позиций мирового социализма в целом. Как отметил в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии Л. И. Брежнев, "практика привела нас к общему выводу: необходимо углублять специализацию и кооперацию производства, теснее увязывать народнохозяйственные планы, словом, двигаться по пути экономической интеграции социалистических государств"5 . Выражением общего согласованного курса коммунистических и рабочих партий братских стран явилось принятие в 1971 г. XXV сессией СЭВ Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ, которая последовательно претворяется в жизнь.

Анализ отправных предпосылок и хода социалистической экономической интеграции показывает, что она выражает наиболее прогрессивные, долговременные тенденции в развитии мировой социалистической системы, соответствует коренным интересам всех без исключения социалистических государств. Об этом, в частности, свидетельствуют две исторические тенденции в развитии социалистического сообщества. Одна из этих тенденций проявляется в том, что в СЭВ вступают новые социалистические государства. Это расширяет территориальные границы интеграционного процесса, повышает долю интегрирующихся стран по отношению к общему числу социалистических государств. Так, в 1962 г. на XVI (внеочередной) Сессии СЭВ была удовлетворена просьба Монгольской Народной Республики о приеме ее в члены СЭВ. Спустя


5 "Материалы XXIV съезда КПСС". М. 1971, стр. 9.

стр. 35


10 лет, в 1972 г., на XXVI сессии Совета в состав его членов была принята Республика Куба. Другая тенденция - это неуклонное развитие экономических связей стран СЭВ с другими социалистическими государствами, углубление международного разделения труда в масштабах всего мирового социалистического хозяйства. "Страны-члены СЭВ, руководствуясь принципами пролетарского интернационализма, выступают за дальнейшее развитие экономических связей со всеми социалистическими странами, не входящими ныне в Совет Экономической Взаимопомощи" - указано в Постановлении юбилейной XXVIII сессии СЭВ6 . Непрерывно растет товарооборот СССР и других стран СЭВ с ДРВ и КНДР. В последние годы существенно окрепли и в известной степени приняли интеграционный характер связи стран СЭВ с Югославией, которая, до сих пор ориентировала свои внешнеэкономические связи преимущественно на мировое капиталистическое хозяйство. Этой ведущей линии развития мирового социалистического хозяйства противостоит политика китайских руководителей. В последние годы Китай, резко сократил объем экономических связей с СССР и другими странами СЭВ и переориентировал свою внешнюю торговлю на капиталистические государства. Не без влияния Пекина из СЭВ вопреки своим коренным интересам вышла Албания.

Преобладающая тенденция к развитию интеграционных процессов как выражение объективной потребности в экономическом объединении и политической консолидации социалистических государств в перспективе, несомненно, будет усиливаться. Однако потребуется длительное время для того, чтобы в интеграционный процесс влились все социалистические государства, чтобы сферой интеграции стало все мировое социалистическое хозяйство. Рассматриваемая с точки зрения достигнутой степени развитости международных социалистических производственных отношений и уровня интернационального объединения материальных ресурсов экономическая интеграция выступает как закономерный этап развития мирового социалистического хозяйства. В процесс интеграции, пусть в разное время, окажутся вовлеченными все социалистические страны. Поэтому интегрированное содружество показывает всем социалистическим странам их более или менее отдаленное будущее. Непрерывно возрастает роль интегрированного содружества как естественного центра притяжения в масштабах всей мировой социалистической системы, как могучего ускорителя центростремительных тенденций в мировом социалистическом хозяйстве.

К настоящему времени прошло немногим более трех лет с момента принятия Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ, представляющей собой коллективно сформулированный международный документ братских стран. Программа рассчитана на поэтапную реализацию в течение 15 - 20 лет. Ее составлению предшествовала длительная подготовительная работа, успех которой в значительной степени зависел от разработки учеными стран социалистического содружества теоретических проблем социалистической экономической интеграции.

Под воздействием насущных практических потребностей ученые стран социалистического содружества примерно с середины 60-х годов стали усиленно изучать проблемы международной экономической интеграции, связывая свои исследования с изысканием новых, более эффективных форм хозяйственного сотрудничества братских стран. Знакомство с их трудами показывает, что вначале основные усилия направлялись на выяснение сущности интеграционного процесса как такового, без достаточного анализа его социально-экономической природы. На-


6 "Известия", 20.VI.1974.

стр. 36


копленный к тому времени опыт еще не давал достаточного материала для раскрытия характерных черт и особенностей интеграция социалистического типа. В литературе братских стран одно из первых определений существа интеграционного процесса дал польский экономист З. Камецкий. Он писал, что под интеграцией следует понимать "создание на основе образовавшейся единой экономической структуры определенного экономического организма, охватывающего группу стран, организма, который ввиду высокой степени внутренних экономических связей и достигнутой в результате этого экономической целостности выделяется явным образом на фоне всего мирового хозяйства"7 . Венгерский экономист Я. Сита указывал на то, что на определенной ступени обычное международное экономическое сотрудничество переходит в интеграцию в подлинном значении этого слова, и тогда речь идет "о формировании тесного взаимодействия экономического развития, при котором расширенное воспроизводство во все более широких масштабах базируется не только на возможностях отдельных национальных экономик, но и на совокупных возможностях стран, участвующих в интеграции"8 . Чехословацкий ученый Д. Махова сводила основное содержание интеграции к "созданию из экономик ряда стран общего экономически объединенного комплекса"9 .

В некоторых определениях интеграции упор делался на меры, с помощью которых обеспечивается углубление взаимодействия национальных хозяйств. Так, по мнению ученого ГДР Г. Кольмея, для существенного учета запросов современной научно-технической революции необходима разработка системы международной социалистической производственной и рыночной интеграции, что требует "не только расширения связи мировых рынков, но и прежде всего интеграции производственных процессов, обмена научно-техническими данными, научно-технического кооперирования, производственной специализации и кооперирования, современного обслуживания вообще и новых форм связи между производителем и потребителем"10 . Венгерский экономист И. Вайда писал, что интеграция не стихийный процесс, а "административная система государственных политико-экономических актов, направленных на координационные мероприятия в отдельных областях хозяйства и выполнение их при соблюдении политического, более того, во многих областях политико-экономического суверенитета государств, участвующих в интеграции"11 . Отдельные исследователи выделяли тот или иной признак интеграции. Так, по мнению, польского экономиста М. Гузека, "в широком смысле слова под экономической интеграцией подразумевается установление между странами таких экономических, организационных и материальных связей, наличие которых не только не усугубляет диспропорции в уровнях экономического развития этих стран, но, напротив, способствует их ликвидации"12 .

Большое внимание разработке теории социалистической экономической интеграции уделяют советские ученые. В ходе многочисленных дискуссий и в опубликованных работах ими давалась различная трактовка сущности и характерных черт интеграционного процесса. "Согласно мнению одних, - писал в данной связи в 1971 г. А. П. Бутенко, - интеграция - это объединительный процесс интернационализации производства и всей общественной жизни страны, по утверждению других - это регулируемый процесс сближения определенных групп стран, их срастания в единый Международный комплекс, третьи считают, что интегра-


7 "Ekonomista", 1967, N 1, s. 93 - 94.

8 "Kozdazdasagi szemie", 1968, N 6, 748. old.

9 "Politicka ekonomie", 1968, N 6, s. 543.

10 "Wirtschaftswissenschaft", 1967, N 8, S. 1235.

11 "Kozgazdasagi szemie", 1968, N 4, 398. old.

12 М. Гузек. Экономическая интеграция стран социализма. М. 1973, стр 3.

стр. 37


ция - это способ перераспределения рынка и т. д. Заметно отличается трактовка причин интеграции: у одних ее движущие импульсы лежат в развитии производительных сил, у других - не только в экономических, но и в политических факторах, у третьих - чуть ли не единственными являются политические мотивы. В соответствии с избранными позициями некоторые авторы считают географическими границами интеграции границы мировых - социалистической и капиталистической - систем, для других в настоящее время может идти речь лишь об интеграции стран-участниц СЭВ, с одной стороны, "Общего рынка" - с другой и т. д."13 .

Однако в последующий период, когда в свете научно-технической революции были тщательно проанализированы общемировые тенденции хозяйственного развития и обобщен опыт углубления взаимного сотрудничества стран СЭВ, выкристаллизовывалось более или менее однозначное понимание существа социалистической экономической интеграции. Советские ученые сделали ряд фундаментальных выводов о ее значении и сущности. К их числу относится положение о том, что социалистическая экономическая интеграция, имея общую экономическую основу в потребностях современных производительных сил, по своей сущности, методам осуществления и социально-экономическим последствиям принципиально отличается от интеграции капиталистической. Далее был сделан вывод, что интеграция является решающим фактором, обеспечивающим реализацию наиболее существенных преимуществ социализма как мировой хозяйственной и политической системы, дающим наибольшую экономию рабочего времени в масштабах всего региона интегрирующихся стран, что она полностью отвечает исторической перспективе развития всей системы мирового социализма. Важным выводом явилось и то положение, что в основе интеграции лежит диалектическое единство двух начал - объективного и субъективного. Интеграция - это процесс, основанный на объективных тенденциях и законах развития социалистического способа производства, и в то же время она планомерно регулируется и сознательно направляется.

Как объективно обусловленный процесс, социалистическая экономическая интеграция тесно связана с интернационализацией производства, по мере усиления которой на известной стадии создаются необходимые для интеграции объективные предпосылки14 . В то же время интеграция выступает как сознательно формируемая и реализуемая политика социалистических стран, направленная на существенное упрочение взаимодействия национально-государственных хозяйственных комплексов на основе согласованной международной программы. Социалистическая экономическая интеграция представляет собой органическое единство процесса углубления и совершенствования экономического и научно-технического сотрудничества социалистических государств и важных качественных изменений во внутреннем экономическом развитии этих стран, происходящих в результате все большего переплетения и взаимосвязи национальных воспроизводственных процессов15 . В отличие от предыдущих этапов взаимного сотрудничества социалистических стран, когда оно осуществлялось через каналы внешней торговли,


13 А. П. Бутенко. Социалистическая интеграция. Ее сущность и перспективы М. 1971. стр. 9.

14 Интернационализация производства представляет собой вышедший за национально-государственные рамки процесс обобществления производства. Она проявляется в расширении и углублении международного разделения труда, в создании устойчивых экономических и научно-технических связей между национальными хозяйствами, в возрастании значимости международного экономического сотрудничества для развития национальных экономик.

15 См. "Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ". М. 1971. стр. 5 (далее - "Комплексная программа").

стр. 38


предоставление кредитов, обмен технической документацией и ограничивалось взаимосвязью определенного числа секторов народного хозяйства, интеграция означает новую качественную ступень в развитии этого сотрудничества, характеризующуюся наличием тесной взаимосвязи и взаимодействия ключевых отраслей национальных экономических комплексов, что неизбежно ведет к прогрессивным органическим изменениям в структуре и направлениях развития народного хозяйства интегрирующихся стран.

Поскольку принципиально новые явления и факторы в развитии интернационализации производства имеют место как в капиталистической, так и в социалистической мировых хозяйственных системах, создавая материальную основу для формирования интеграционных процессов в каждой из этих систем, постольку в самой общей форме экономическую интеграцию можно рассматривать как качественно новый этап в развитии всеобщего процесса интернационализации хозяйственной жизни. Так, по мнению сотрудников польского Института международных вопросов, экономическая интеграция - "исторически обусловленная социально-экономическая категория, отражающая процесс приспособления международных экономических отношений и соответствующих им форм надстройки к развитию производительных сил в современном мировом хозяйстве. В этом смысле ее следует рассматривать как осуществление требований объективного закона обязательного соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил в различных существующих ныне общественно-экономических формациях"16 . В этом плане интеграция выступает как универсальное средство решения объективного противоречия между растущим характером обобществления производства и труда в международном масштабе и национально-государственными формами организации хозяйственной жизни. Она является тем средством, которое позволяет преодолеть углубляющееся противоречие между потребностями в организации массового производства и имеющимися в каждой взятой в отдельности стране материальными и людскими ресурсами, как с точки зрения их объема, так и вещественного состава; между растущим объемом производства и ограниченными пределами емкости внутреннего рынка; между процессом диверсификации производства и возможностями его специализации и кооперирования в пределах национальных хозяйственных комплексов; между необходимостью широкого использования достижений современной научно-технической революции и масштабами и структурой научного и технического потенциала отдельной страны, и, наконец, в самом общем плане, средством решения противоречия между совокупными потребностями отдельной страны и возможностью их удовлетворения на внутрихозяйственной основе. Развитие интеграции является единственно реальным путем преодоления такого рода противоречий.

Однако процессу интеграции как таковому свойственно собственное, специфическое противоречие-это противоречие между необходимостью непрерывного углубления международного разделения труда, специализации производства, его кооперации на интернациональной основе и комплексом экономических, социальных и политико-идеологических факторов, которые в каждый данный момент ограничивают участие той или иной страны в интеграционном процессе, ставят определенные пределы такому участию. Преодоление этого противоречия является весьма сложным делом, требующим структурной перестройки национально-государственных комплексов, выработки эффективных форм и методов их взаимодействия, преодоления определенных психологических барьеров и т. п. От того, насколько успешно идет включение


16 "Проблемы мира и социализма", 1973, N 7, стр. 21 - 22.

стр. 39


национально-хозяйственных комплексов в интеграционный процесс, непосредственно зависят масштабы и интенсивность преодоления всех наг званных противоречий, -ограничивающих в современных условиях развитие производительных сил на внутрихозяйственной основе. Стабильные интеграционные связи порождают принципиально новые перспективы развития производства, поскольку расширяют возможности экономического роста за национально-государственные границы.

Как сложное и многоплановое явление, интеграция выражает одновременно требования общих законов общественного развития и требования законов, присущих каждому общественному строю в отдельности. Она связана не только с производительными силами, но и с производственными отношениями, не только с базисом, но и с надстройкой. Поэтому потребности производительных сил, рассматриваемые изолированно, вне связи с общественным строем, не могут предопределить социально-экономической сущности интеграционных процессов. Этот решающий аспект интеграции непосредственно зависит от характера производственных отношений и всей совокупности свойств, присущих тому или иному общественному строю.

Интеграция - это прежде всего развитие определенного способа производства, усиление интернационального взаимодействия производительных сил в рамках данного типа производственных отношений. Поэтому признаком интеграции, определяющим ее сущность, является социально-экономическая характеристика интеграционного процесса. Советским ученым чужды буржуазные и ревизионистские концепции интеграции, затушевывающее ее классовую сущность, сводящие интеграционный процесс только к усилению взаимосвязи и взаимозависимости национальных хозяйственных комплексов. Марксисты исходят из того, что характер общественного строя определяет не только цели, экономические и социальные результаты интеграции, ее исторические рамки, но и формы организации интеграционного процесса, роль субъективного фактора.

Капиталистическая интеграция представляет собой процесс сближения национальных хозяйств, основанных на господстве капиталистической собственности. Ее субъектами являются капиталистические монополии и буржуазные государства. Поэтому капиталистическая интеграция служит интересам монополистического капитала. Экономический эффект капиталистической интеграции оценивается прежде всего с точки зрения создания более благоприятных условий для деятельности монополий, роста их прибылей, усиления эксплуатации трудящихся. Капиталистическую интеграцию можно рассматривать как определенную международную форму государственно-монополистического капитализма и вместе с тем как средство борьбы монополий и империалистических государственных объединений за передел рынков и сфер влияния. Экономическая интеграция зачастую используется империалистическими державами для усиления военно-политических блоков, направленных против стран социализма, и в значительной степени выступает как экономическая база этих блоков.

Капиталистическая интеграция усиливает общественный характер производства, не устраняя при этом капиталистического характера присвоения. Поэтому (рассматриваемая в широком историческом плане) она ускоряет движение старого общественного строя к его неизбежному концу. Первая половина 70-х годов ознаменовалась целым рядом событий, которые с особенной силой показали экономическую и политическую неустойчивость современного капитализма. Государственно-монополистический капитализм оказался бессильным остановить безудержный рост инфляции. Непрерывный рост цен достиг уровня, при котором он подрывает самые основы капиталистического хозяйствования, снижает благосостояние миллионов трудящихся, вызывает. невиданный

стр. 40


прежде размах борьбы рабочего класса, мелкобуржуазных слоев города и деревни, студенчества, интеллигенции за свои экономические и политические права. Усиление неустойчивости современного капитализма и дальнейшее обострение межимпериалистических противоречий проявились и в затяжном и глубоком валютном кризисе и в обрушившемся на капиталистический мир энергетическом кризисе. В свете этих фактов становится ясным, что интеграционные процессы в мировом капиталистическом хозяйстве не избавляют капитализм от его неизлечимых пороков, не видоизменяют его эксплуататорской сущности и не в состоянии задержать движение человечества к окончательной победе социализма.

Принципиально иную историческую тенденцию выражает социалистическая Экономическая интеграция. Являясь высшей формой социалистической интернационализации производства, она воплощает в себе ведущую линию в развитии мирового социализма - усиление его интернационального характера во всех сферах общественной жизни. Интеграция имманентна социализму, сливается с его сущностью и выражает наиболее фундаментальные черты его исторического развития. Социалистическая интеграция сознательно регулируется участвующими в ней странами на основе глубокого познания экономических законов социализма и их все более целенаправленного и полного использования.

Цели, формы осуществления и последствия социалистической экономической интеграции всецело определяются природой общественного строя, в условиях которого она совершается. Она осуществляется на основе использования преимуществ, связанных с общественной собственностью на средства производства, с плановой системой народного хозяйства. Социализм впервые в истории человечества создает реальную объективную основу для гармонического сочетания тенденции к развитию Национальных хозяйств с тенденцией к интернационализации хозяйственной жизни, к единству наций, к образованию в перспективе единого всемирного коммунистического хозяйства. Общественная собственность не разъединяет, а сплачивает людей. Социалистические производственные отношения - отношения товарищества и взаимной помощи, ибо при новом строе в неуклонном развитии производительных сил заинтересованы все трудящиеся, все классы общества; каждое социалистическое государство заинтересовано в расцвете других социалистических государств. Отсюда следует, что социалистическая интеграция свободна от антагонизмов и двойственности, свойственных интеграционному процессу в условиях капитализма. Прогрессивный характер и направленность имеют все обусловливающие ее факторы: и потребности развития производительных сил, и социалистические производственные отношения, и побуждающий к интеграции комплекс социальных и политических причин.

Таким образом, по своей сущности, методам проведения и историческим целям социалистическая экономическая интеграция неизмеримо превосходит капиталистическую и является высшим социальным типом интеграции, который в отдаленной исторической перспективе должен привести к созданию того "единого мирового кооператива" народов, формирование которого В. И. Ленин считал важнейшей закономерностью развития мирового социализма17 . Принципиальные различия, разделяющие социалистическую и капиталистическую интеграцию, разные методы осуществления и разные социально-экономические последствия интеграционных мероприятий дают основания для вывода о невозможности экономической интеграции государств с различным социально-экономическим строем. Это, в частности, было убедительно показано в ходе теоретической дискуссии по проблеме "Экономическая


17 В. И. Ленин. ПСС. Т. 37, стр. 347.

стр. 41


интеграция в современном мире", организованной журналом "Проблемы мира и социализма"18 . Данный вывод, разумеется, не противоречит экономической и политической целесообразности развития взаимовыгодных хозяйственных связей между социалистическими и капиталистическими государствами, налаживанию их сотрудничества, предусматривающего долговременный и крупномасштабный его характер.

Отправным пунктом всестороннего сближения социалистических стран, преодоления относительной обособленности их национальной хозяйственной жизни является общий интерес этих стран к усилению взаимодействия национально-государственных хозяйственных комплексов, развитию взаимного сотрудничества, к упрочению политической консолидации. В основе этого интереса лежит уничтожение частной собственности на орудия и средства производства. Рассматриваемая в этом плане интеграция означает переход к новой ступени интернационализации хозяйственной жизни стран социализма и, следовательно, к дальнейшему развитию той основы, на которой зиждется общность их интересов, Но при этом социалистические страны неизбежно сталкиваются с тем, что относительная обособленность их хозяйственной жизни в ряде случаев мешает наиболее полной и рациональной реализации их общего интереса к углублению сотрудничества. Методом, посредством которого осуществляется разрешение этого противоречия, служит согласование интересов социалистических стран, базирующееся на общности их коренных экономических и политических целей, на социалистическом характере отношений между ними.

Развитие между интегрирующимися странами отношений, строящихся на плановых началах, способствует формированию и закреплению общности национально-государственных интересов стран социалистического содружества по все более широкому кругу проблем. Председатель Совета Министров ГДР Х. Зиндерман справедливо указывает, что "от уровня совместной деятельности в области планирования зависит: насколько удастся сделать общие интересы стран социалистического содружества, их общие потребности исходной точкой интеграции с учетом тех или иных специфических интересов этих стран; насколько полно будут использованы для удовлетворения совместных потребностей планомерно объединенные ресурсы и мощности стран; насколько эффективно проявятся преимущества сотрудничества в целях еще более гармоничного согласования общих и специфических интересов"19 . Углублению общности национально-государственных интересов способствует и комплекс внешнеполитических факторов, прежде всего необходимость укрепления единства и сплоченности социалистических государств; координации их внешнеполитического курса.

По мере сближения стран социализма, развития социалистической экономической интеграции резко повышается значение международных факторов для прогресса национальных хозяйств, Это обусловлено ростом эффективности взаимного сотрудничества, усилением взаимосвязи и взаимозависимости национальных хозяйственных комплексов, В то же время совершенствуются формы и методы взаимосвязей стран социализма, усиливаются такие наиболее существенные черты нового типа международных отношений, как взаимная помощь и общая выгода, то есть повышается роль и значение общего интереса стран социализма в укреплении содружества как определенного экономического и политического целого. В этих условиях страны социализма сознательно идут на усиление интернационализации хозяйственной и всей общественной жизни, на все большее экономическое сближение. С точки зрения развития социалистических производственных отношений возрастание сте-


18 "Проблемы мира и социализма", 1973, NN 7, 8, 10, 11.

19 "Проблемы мира и социализма", 1974, N 6, стр. 14.

стр. 42


пени интернационального взаимодействия национальных хозяйств означает усиление непосредственно общественного характера труда как в национальном, так и в интернациональном масштабе.

Практика социалистической экономической интеграции полностью опровергает распространенный в буржуазной печати тезис, будто эта интеграция нарушает суверенитет социалистических государств, ущемляет их национальную независимость. Совет Экономической Взаимопомощи является союзом равных. Здесь нет какого-либо противопоставления больших стран малым, здесь последовательно осуществляется принцип подлинного равенства. Перед этим неоспоримым фактом бессильны любые вымыслы недругов социализма о "подчинении" стран социализма Советскому государству. Экономическое сотрудничество социалистических государств является важнейшим средством решения коренных национальных проблем, оно активно содействует укреплению хозяйственного и научно-технического потенциала каждой страны. Тем самым вся система экономических связей стран социализма делает более прочной материальную основу национального суверенитета каждой страны.

Субъектами социалистической экономической интеграции являются именно суверенные государства, которые сами определяют формы и масштабы своего участия в интеграционных мероприятиях на добровольной основе. Социалистическая экономическая интеграция в отличие от капиталистической не предполагает создания каких-либо наднациональных органов. Напротив, в качестве обязательного условия она исходит из необходимости усиления внешнеэкономической функции каждого социалистического государства, с тем чтобы оно могло эффективно управлять своими углубляющимися связями с другими социалистическими государствами и плодотворно участвовать в совместной плановой деятельности социалистических стран, направленной на развитие интеграционных процессов в мировом социалистическом хозяйстве. Вместе с тем в развитии интеграции необходимо видеть факторы, усиливающие интернациональное экономическое единство социалистических государств. Стабильные экономические взаимосвязи ведут к объединению в единое функциональное целое растущего числа производств, отраслей, а в перспективе и отдельных хозяйственных комплексов ряда стран. В современных условиях это является необходимой предпосылкой нормального развития производства в каждой отдельной социалистической стране. Поэтому совершенно неправомерно противопоставлять естественный процесс интернационального экономического сближения национальному суверенитету.

Ленинское учение дает основу для научного определения исторических рамок процесса социалистической экономической интеграции. Они обусловлены временем существования самих интегрирующихся элементов, то есть суверенных социалистических государств. Конечный рубеж интеграции определяется временем преодоления экономических и политических барьеров между странами социализма на основе их добровольного, всестороннего сотрудничества во всех областях общественной жизни. Материальным воплощением полностью интегрированного сообщества явится создание "единого, по общему плану регулируемого пролетариатом всех наций, всемирного хозяйства как целого"20 . Однако наряду с глобальной перспективой интеграции в масштабах всемирного социалистического хозяйства имеется перспектива глубокой всесторонней интеграции в рамках существующего содружества стран социализма. Задачи, намеченные Комплексной программой, и научная оценка путей развития интеграционного процесса за ее пределами убеждают в реальности формирования в будущем интегрированного хозяйственного комплекса братских стран, функционирующего как единое эконо-


20 В. И. Ленин. ПСС. Т. 41, стр. 164.

стр. 43


мическое целое. Что касается начального этапа социалистической экономической интеграции, то он, разумеется, не мог возникнуть раньше субъектов интеграции - суверенных социалистических государств. Однако факт их существования еще недостаточен для того, чтобы определить, на какой стадии развития мирового социалистического хозяйства осуществляется переход к экономической интеграции.

Согласно одной из существующих точек зрения, развитие интеграции и по времени и по географическим рамкам совпадает с формированием хозяйственной системы стран социализма. Однако в рамки понятия интеграции как всеобщего процесса вводится понятие "организованной интеграции", обеспечивающей "создадим относительно законченной системы объединения национальных хозяйств"21 . Согласно другой точке зрения, социалистическая экономическая интеграция означает качественно новый этап в сотрудничестве стран, порожденный новыми условиями их развития, новыми задачами социалистического и коммунистического строительства. Эта точка зрения нашла свое выражение еще на состоявшемся в январе 1969 г. в Варшаве международном симпозиуме ученых-экономистов и хозяйственных руководителей, посвященном экономической интеграции социалистических стран22 . В Постановлении XXVIII, юбилейной сессии СЭВ о 25-летии Совета Экономической Взаимопомощи указывается, что "качественно новый этап экономических отношений стран-членов СЭВ был открыт принятием Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции"23 .

В работах советских авторов убедительно показано, что переход к интеграции был обусловлен глубокими качественными и количественными сдвигами в экономике стран СЭВ24 . Рубежом такого перехода явился период подготовки и принятия Комплексной программы, содержащей указания как на основные цели интеграции, так и на принципиальные пути их достижения. Специалисты исходят из того, что интеграционный процесс может осуществляться только на основе согласованной политики социалистических государств, закрепленной в совместно выработанной программе; он нацеливает плановые и хозяйственные органы братских стран на внедрение в практику новых, более совершенных форм и методов взаимного сотрудничества, обеспечивающих комплексный подход к углублению взаимосвязи национальных экономик25 . Такое понимание существа проблемы отнюдь не умаляет значения ранее накопленного опыта планомерного экономического сотрудничества стран СЭВ, в ходе развития которого формировались материальные, организационные и идеологические предпосылки для перехода к интеграции, проверялись на практике отдельные элементы интеграционного механизма.

Итак, можно считать, что переход на рубеже 70-х годов к социалистической экономической интеграции был обусловлен всем предшествующим развитием стран СЭВ и их взаимного братского сотрудничества. Принципиальное значение в этом отношении имеют две взаимосвязанные тенденции. Экономическое сотрудничество братских стран, основанное на принципах пролетарского интернационализма, с самого начала стало важнейшим фактором хозяйственного развития каждой из них. Укрепление же экономического потенциала социалистических государств неизменно создавало мощные побудительные стимулы к развитию и совершенствованию взаимных хозяйственных связей.


21 М. В. Сенин. Социалистическая интеграция. М. 1969, стр. 29.

22 "Zycie gospodarcze", 1969, N 3.

23 "Известия", 20.VI.1974.

24 См., например, "Экономическое сотрудничество. Социалистическая интеграция и эффективность производства". М. 1972, стр. 54.

25 "Производственная интеграция стран СЭВ". М. 1972.

стр. 44


В период, предшествовавший интеграции, были найдены и отработаны многие важные организационные формы и экономические инструменты хозяйственных связей братских стран. Создан и окреп коллективный орган многостороннего экономического сотрудничества - Совет Экономической Взаимопомощи. Сформировалась система устойчивых двусторонних экономических отношений. Утвердились основы совместной плановой деятельности, координации народнохозяйственных планов, принципы научно-технического сотрудничества. Оформился мировой социалистический рынок со своей системой ценообразования, условиями поставок, методами взаимных расчетов; образовалась система международного социалистического кредита. Важные мероприятия осуществлены в деле создания международных хозяйственных и научно-исследовательских организаций.

В 60-е годы в странах СЭВ была создана материально-техническая база социализма, осуществился переход большинства этих стран к построению развитого социалистического общества. Поставленные в порядок дня сложные задачи социально-экономического развития потребовали внедрения более совершенных и действенных форм взаимных хозяйственных связей, которые в большей степени отвечали бы насущным потребностям братских стран. Все отчетливее стала выступать необходимость дополнения сложившихся взаимных связей стран СЭВ как форм сотрудничества между обособленными народнохозяйственными комплексами такими формами, которые предполагают предоставление хозяйственным звеньям разных народнохозяйственных уровней определенных прав на непосредственное ведение совместной экономической деятельности в ряде отраслей производства, науки и техники, в сфере обращения. Анализируя пройденный ими путь, страны СЭВ пришли к общему выводу, что достигнутые ими рубежи в развитии национальной экономики и в системе взаимных связей делают реальным переход к новому, более высокому этапу хозяйственного сотрудничества - социалистической экономической интеграции.

Курс на экономическую интеграцию обусловлен и внешними факторами существования социалистического содружества. Братские страны принимают, в частности, в расчет то, что интенсивный процесс экономической интеграции наиболее развитых капиталистических государств, несмотря на вызываемое им обострение противоречий в капиталистической системе хозяйства, является в руках капиталистических держав средством ускорения научно-технического прогресса, активизации экономической жизни. Капиталистическая интеграция используется империализмом в качестве оружия борьбы против социалистического содружества. Поэтому капиталистической интеграции страны социализма должны противопоставить свою интеграцию, укрепление своего экономического и политического союза.

Комплексная программа развития социалистической экономической интеграции отразила и конкретизировала принципиальные установки общего согласованного курса братских стран на развитие социалистической экономической интеграции. Братские страны четко и ясно определили цели социалистической экономической интеграции. Она направлена на более быстрое развитие производительных сил во всех странах СЭВ, достижение наивысшего научно-технического уровня и повышение экономической эффективности общественного производства, на максимальный рост общественной производительности труда. Она призвана обеспечить совершенствование структуры и рост масштабов производства, содействовать удовлетворению растущих потребностей стран СЭВ на длительную перспективу в топливе, энергии и сырье, оборудовании и товарах народного потребления. Социалистическая экономическая интеграция направлена на постепенное сближение и выравнивание уровней экономического развития стран СЭВ, упрочение их позиций в ми-

стр. 45


ровой экономике, обеспечение победы в экономическом соревновании с капитализмом, укрепление обороноспособности социалистического содружества. Это образец развития, при котором возможности, открываемые научно-технической (революцией, органически сочетаются с преимуществами социалистического общественного строя, помогают проводить курс на все более полное удовлетворение растущих материальных и культурных запросов трудящихся.

Комплексная программа с полным основанием может быть названа стратегическим планом развития экономического сотрудничества социалистических государств на длительную перспективу. Она исходит из необходимости усиления процесса интернационального объединения материальных и финансовых ресурсов в целях решения коренных народнохозяйственных задач социалистических государств. К их числу относится эффективное решение энергетической и сырьевой проблем, создание предприятий оптимальных мощностей в обрабатывающих отраслях промышленности, комплексное решение проблемы международных коммуникаций, ускорение темпов научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства. В ходе интеграции происходит все более тесное объединение производственного и научно-технического потенциала интегрирующихся стран и постепенно формируются элементы интернациональной структуры в виде складывающихся устойчивых международных народнохозяйственных пропорций, международных хозрасчетных производственных организаций и объединений и т. п. Иначе говоря, в ходе интеграции братские страны все более тесно, планомерно и целенаправленно объединяют свои усилия для совместного решения коренных проблем создания и совершенствования развитого социалистического общества, для преодоления различий в уровнях экономического развития, для укрепления экономического и оборонного потенциала социалистического содружества.

Определяющим принципом интеграции стран СЭВ является социалистический интернационализм. Отношения между социалистическими странами строятся на основе товарищеской взаимопомощи, нерушимой братской дружбы, согласования долговременных и текущих национально-государственных интересов социалистического содружества как единого целого. Социалистическая интеграция предполагает уважение государственного суверенитета и независимости стран, невмешательство в их внутренние дела, полное равноправие и взаимную выгоду партнеров. Она, как указывается в Комплексной программе, происходит на основе полной добровольности и не сопровождается созданием наднациональных органов.

К характерным признакам социалистической экономической интеграции относится возрастание роли согласованной экономической политики в целях эффективного регулирования интеграционных процессов и всестороннее развитие различных форм совместной плановой деятельности. В мероприятиях стран СЭВ по планомерному развитию интеграции получает яркое выражение руководящая и направляющая роль коммунистических и рабочих партий. Планомерность выступает как универсальный метод осуществления всех без исключения интеграционных мероприятий и пронизывает все сферы и формы взаимного сотрудничества братских стран. Прочно утвердились и продолжают совершенствоваться координация пятилетних и долгосрочных народнохозяйственных планов, совместное планирование расширяющегося круга производств, консультации по основным вопросам экономической политики, совместная деятельность в области экономического и научно-технического прогнозирования, обмен опытом по совершенствованию национальных систем планирования и управления народным хозяйством. "Народнохозяйственные планы отдельных стран-членов СЭВ, - сказал в своем выступлении на XXVII сессии Совета Председатель Совета Ми-

стр. 46


нистров ПНР П. Ярошевич, - должны составлять единый взаимоувязанный план экономического развития всего нашего содружества. Необходимость именно такого планирования вытекает из реальных требований, из хозяйственной необходимости интегрированных экономик социалистических стран"26 .

Существенным принципом социалистической экономической интеграции является комплексный системный подход к сотрудничеству, когда оно в органическом единстве охватывает все стадии процесса воспроизводства: научные разработки, изыскание и проектирование, организацию производства, реализацию изготовленной продукции и, при необходимости, меры по обеспечению ее эффективного использования у потребителей. Социалистическая экономическая интеграция характеризуется абсолютным и относительным ростом обмена товарами и услугами и совершенствованием структуры взаимного товарооборота интегрирующихся стран, прежде всего благодаря повышению, в товарообороте доли изделий обрабатывающей промышленности, особенно продукции машиностроения (как результат углубления связей в сфере производства и научно-технической сфере, особенно кооперационных связей).

В ходе интеграции совершенствуется экономический механизм сотрудничества, представляющий собой совокупность экономических методов, инструментов, организационных и правовых форм, применение которых обеспечивает претворение в жизнь интеграционных мероприятий. В особенности развиваются и совершенствуются формы совместной плановой деятельности социалистических государств. Одновременно совершенствуются национальные системы управления внешнеэкономической деятельностью. Все это обеспечивает усиление планомерного взаимодействия национальных экономических комплексов на разных уровнях народнохозяйственного планирования, регулирования и управления. Возникают формы непосредственной интернациональной экономической деятельности, прежде всего совместное планирование отдельных видов производств.

В братских странах и в органах СЭВ развернулась огромная работа по претворению в жизнь Комплексной программы социалистической экономической интеграции. Эта работа осуществляется под неослабным и непосредственным руководством со стороны коммунистических и рабочих партий, которые рассматривают ее как составную часть строительства социализма и коммунизма на современном этапе. Как отметила XXVIII сессия СЭВ, проходившая в Софии в июне 1974 г., за время, истекшее после принятия Комплексной программы, достигнуты значительные положительные результаты в области развития интеграционных процессов. Страны СЭВ заключили ряд многосторонних соглашений о специализации и кооперировании производства, о совместном планировании, прежде всего в машиностроении, химии, легкой промышленности, о строительстве совместными усилиями важных объектов по производству сырья, о совместном решении узловых научно-технических проблем. В их числе - многосторонние соглашения стран СЭВ о сотрудничестве в строительстве в СССР Усть-Илимского целлюлозного комбината мощностью 500 тыс. т целлюлозы в год, Киембаевского асбестового горно-обогатительного комбината мощностью 500 тыс. т асбеста в год, соглашения о создании мощностей по производству ряда важных видов продукции. Подготавливается соглашение о строительстве совместными усилиями заинтересованных стран крупнейшего газопровода из района Оренбурга до западных границ СССР. Находится в стадии изучения кубинское предложение о создании на Кубе мощностей по производству 60 тыс. т никеля в год. Ведутся работы по подготовке и других соглашений, в том числе о совместном строительстве электростанций, включая


26 "Мировая экономика и международные отношения", 1973, N 9, стр. 6.

стр. 47


атомные27 . В области специализации и кооперирования производства заключено 25 многосторонних соглашений28 . Они охватывают производство более 1700 изделий машиностроения, в том числе станков, вычислительной техники, машин и оборудования для стекольной, керамической и текстильной промышленности, для обработки пластмасс и других. Реализуются многосторонние соглашения в области сельского хозяйства. За время действия Комплексной программы подписано 47 многосторонних соглашений по сотрудничеству в области науки и техники, создано 37 координационных центров, осуществляющих координацию работ свыше 500 научно-исследовательских и проектных организаций стран СЭВ.

Три года осуществления Комплексной программы подтвердили правильность избранной странами СЭВ экономической стратегии. Высокая динамичность темпов экономического роста, прогрессивные сдвиги в макроструктуре народного хозяйства и структуре важнейших отраслей, ускоренный подъем народного благосостояния - таковы наиболее характерные черты развития народного хозяйства стран СЭВ в последние годы. Прирост промышленного производства братских стран за 1971 - 1973 гг. составил в среднем 7,5% в год, тогда как в развитых странах капитализма - 5,3%. В странах СЭВ осуществлены инвестиционные программы, обеспечивающие расширение производства на прогрессивной технологической основе. За три года претворена в жизнь серия мероприятий по интенсификации производства, внедрению достижений научно-технической революции, укреплению материальной базы сельского хозяйства. Успешная реализация народнохозяйственных планов обеспечила развертывание намеченных социальных программ. Во всех братских странах значительно возросло благосостояние всех групп и слоев трудящихся, улучшились условия их труда и быта. Имеются все основания утверждать, что задания пятилетних планов стран СЭВ будут не только выполнены, но и перевыполнены.

Достигнуты положительные результаты в деле постепенного сближения и выравнивания уровней экономического развития стран СЭВ. При этом если говорить о европейских странах СЭВ, то для них характерно значительное сближение отраслевых структур. В связи с этим центр проблемы совершенствования структуры промышленности перемещается в плоскость улучшения микроструктуры этих отраслей, выравнивания уровней их технического развития, повышения качества изделий. Это ускорит уже наметившееся некоторое сближение степени эффективности различных отраслей народного хозяйства. Иначе говоря, европейские страны СЭВ начнут быстрее выравниваться по общему уровню технического развития, по затратам живого и овеществленного труда на единицу важнейших видов продукции. Благодаря огромной разносторонней помощи, которую СССР и другие братские государства оказывают Монголии и Кубе, быстрыми темпами преодолевается их прошлая экономическая отсталость, идет ускоренный процесс хозяйственного и социального прогресса этих стран. Однако проблема выравнивания уровней по-прежнему находится в центре внимания всех стран и органов СЭВ при осуществлении координации народнохозяйственных планов на 1976 - 1980 гг. и на более длительный период.

Экономическая интеграция оказывает растущее воздействие на все сферы общественной жизни стран СЭВ; она теснейшим образом связана с политической деятельностью социалистических государств. Решение коммунистических и рабочих партий и правительств стран СЭВ о переходе к экономической интеграции уже само по себе было важнейшим политическим актом. Принятие Комплексной программы и согласованные действия стран СЭВ по ее осуществлению свидетельствуют о высокой


27 См. "За рубежом", 1974, N 25, стр. 8.

28 "Внешняя торговля", 1974, N 6, стр. 5.

стр. 48


степени политической консолидации братских стран, о координации важнейших аспектов их экономической политики. В то же время разработка братскими странами согласованного внешнеполитического курса и совместные действия по его осуществлению активно помогают развитию интеграционных процессов. Можно утверждать, что чем больше углубляется политическое, экономическое, идеологическое и военное сотрудничество между государствами социалистического содружества, чем сильнее влияние, оказываемое социалистической интеграцией на все сферы общественной жизни, тем разнообразнее формы их взаимных связей, тем интенсивнее действуют факторы, сближающие эти страны в экономической, политической, социальной и идеологической областях.

Каковы перспективы дальнейшего развития социалистической экономической интеграции? Ответ на этот вопрос имеет первостепенное теоретическое и практическое значение. В зависимости от определения этапов интеграции решается проблема выбора применительно к каждому из этапов целей и задач интеграционного процесса и путей их реализации. Поэтому научное определение этапов интеграции предполагает анализ интеграционного процесса как с точки зрения его объективного содержания, достигнутой степени зрелости, так и с позиции реализации программных целей, достижения намеченных странами СЭВ рубежей развития своей экономики и взаимного сотрудничества.

В научных разработках Института экономики мировой социалистической системы АН СССР под руководством Ю. С. Ширяева сделана попытка сформулировать научную концепцию периодизации социалистической экономической интеграции и на ее основе выделить этапы интеграционного процесса. Наиболее общим качественным критерием зрелости интеграционного процесса выдвигается степень развития международной социалистической кооперации общественного труда. Этот критерий позволяет выявить наиболее существенные стороны интеграционного процесса - степень развития непосредственно общественного характера труда в рамках интегрированного содружества, достигнутый уровень планомерного взаимодействия национальных хозяйств и развитости структуры формирующегося интернационального хозяйственного комплекса. На основе этого критерия открывается принципиальная возможность построения системы количественных и качественных показателей,, характеризующих прогресс социалистической экономической интеграции.

Согласно этому критерию, современный, начальный этап социалистической экономической интеграции - это этап формирования ее основ. Он предполагает существенную перестройку, сложившейся в предшествующий период системы хозяйственных связей стран СЭВ; особенно существенно усовершенствуется совместная плановая деятельность братских стран. Основное содержание первого этапа определяется тем,, что центр тяжести в системе планового регулирования сотрудничества перемещается с координации взаимного товарооборота на комплексную координацию экономической деятельности, включая сферы производства, науки и техники, капитального строительства. Из Комплексной программы можно сделать вывод, что протяженность этого этапа ограничивается 1980 г., то есть рубежом реализации заданий, установленных для интегрирующихся стран или органов Совета Экономической Взаимопомощи29 . На протяжении этого этапа произойдут значительные изменения в структуре международного социалистического разделения труда, усилится зависимость развития национальных хозяйственных комплексов от интеграционных мероприятий, в каждой из стран СЭВ повысится доля национального труда, предназначенного на удовлетворение потреб-


29 В Комплексной программе предусмотрено свыше 200 конкретных мероприятий, намеченных к изучению, разработке или реализации. К настоящему времени страны СЭВ приступили к осуществлению всей совокупности этих мероприятий.

стр. 49


ностей других братских стран, значительно усовершенствуется интеграционный механизм. Во взаимодействии национальных хозяйств, при сохранении главенствующей роли решений, принимаемых на, межгосударственном уровне и обеспечивающих усиление тенденции к концентрации и централизации производства в странах СЭВ, возрастает значение интеграционных процессов на уровне отраслей и национальных производственно-технических объединений, что ускорит преобразование структуры разделения труда между братскими странами. Опережающее развитие внутриотраслевой специализации производства, возможно, будет сопровождаться относительным уменьшением роли межотраслевых связей. Одновременно по мере организации и развертывания деятельности мощных международных хозяйственных объединений будут повышаться концентрация и технический уровень производства на международной основе.

Главным содержанием второго, более развитого этапа социалистической экономической интеграции является формирование межгосударственного комплекса интегрированного содружества. На протяжении этого этапа завершается процесс формирования единой отраслевой и территориальной структуры интегрированного сообщества, интернациональный характер приобретают основные пропорции расширенного воспроизводства стран СЭВ. Создаваемый таким образом интегрированный народнохозяйственный комплекс стран СЭВ будет характеризоваться высоким уровнем развития концентрации и специализации производства как в рамках отдельных национальных хозяйств, так и в рамках их сообщества. Его отличительной особенностью станет усиление непосредственно общественного характера труда во взаимосвязанных отраслях национальных хозяйств как результат глубокого устойчивого международного разделения труда в основных отраслях экономики. Непременным атрибутом интегрированного экономического хозяйственного комплекса явится функционирование целой системы международных научно-производственных хозяйственных организаций, обеспечивающих совместную разработку и использование новейших научно-технических достижений и передовых методов организации производства. Получит дальнейшее существенное развитие имеющаяся уже в настоящее время тенденция к совместному использованию растущей доли национальных научно-технических потенциалов, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и фондов капитальных вложений в целях оптимизации национальных производственных структур и системы кооперационных связей между ними. Разовьется также тенденция к сближению основных условий хозяйственной деятельности стран СЭВ. На базе экономической общности возрастет степень интенсификации социальных процессов в интегрирующихся странах; в частности, будет формироваться единый по своим основным количественным и качественным параметрам социалистический образ жизни.

В целом период формирования интегрированного хозяйственного комплекса стран СЭВ (период "структурной" интеграции) выйдет за временные рамки Комплексной программы. В начальной его фазе будет осуществлена широкая международная кооперация национальных хозяйств при сохранении относительной самостоятельности их народнохозяйственных структур. На заключительной фазе этого периода завершится процесс формирования единой отраслевой и территориальной структуры интегрированного сообщества и, следовательно, реальной интернационализации основных пропорций расширенного воспроизводства стран СЭВ.

Завершение этапа структурной интеграции позволит перейти к ее третьему этапу, который условно можно назвать этапом "функциональной" интеграции, поскольку на его протяжении интегрированное международное содружество при сохранении национальных надстроечных

стр. 50


институтов во все большей мере станет принимать на себя функции по общему планированию и управлению ключевыми сферами экономической деятельности. Завершающий этап интеграции, очевидно, окажется довольно продолжительным. Государственная организация определенных сфер хозяйственной жизни будет, возможно, длительное время сосуществовать с интернациональной организацией. Лишь в ходе все большего углубления взаимодействия национальных народнохозяйственных комплексов постепенно произойдет формирование общего хозяйственного организма, характеризующегося единой системой управления, общими планирующими органами. Завершение этого этапа будет означать и отрицание самого интеграционного процесса, поскольку произойдет слияние в единое хозяйственное целое самих интегрирующихся элементов - национальных хозяйственных комплексов.

Изложенная выше в самой общей форме концепция перспектив развития интеграционного процесса имеет ряд достоинств. Она основывается на высказываниях классиков марксизма-ленинизма о развитии интернационализации производства и всей хозяйственной жизни в условиях социализма. Отправными моментами ее построения служат реальные тенденции и черты интеграционного процесса, которые либо уже полностью вырисовались, либо находятся в начальной стадии развития. Интеграционный процесс на всех его этапах предстает в этой концепции как сознательно организуемый и направляемый процесс, как результат совместно разрабатываемой и реализуемой политики коммунистических и рабочих партий стран-членов СЭВ. Переход от одного этапа интеграции к Другому происходит по мере вызревания всех необходимых для этого экономических предпосылок. При этом в полной мере учитываются национально-государственные интересы: развитие интеграции сопровождается ростом экономического эффекта, получаемого каждой страной от осуществления интеграционных мероприятий. При этом исключается какое-либо искусственное форсирование интернациональных форм организации хозяйственной жизни в ущерб национальным. Формирование будущей единой собственности интегрирующихся стран не противопоставляется ныне существующей ее форме, а мыслится как естественноисторический процесс все большего вызревания в национально-государственной собственности элементов ее интернационализации.

Разумеется, требуется дальнейшая большая работа для того, чтобы повысить степень достоверности наших представлений о перспективах развития интеграции. Особенно важно, чтобы процессы в сфере экономики рассматривались и анализировались в едином комплексе с предполагаемыми изменениями и тенденциями развития в области политики, социальной жизни, идеологии братских стран. Только тогда можно будет получить цельное представление об интеграционном процессе как процессе, охватывающем все стороны общественной жизни стран социалистического содружества, носящем в этом аспекте глобальный характер.

Утверждение Комплексной программы и успешное начало ее осуществления демонстрирует всему миру решимость социалистических стран идти путем экономического сближения и политической консолидации, крепить единство своих рядов, их общую волю, использовать преимущества социализма как мировой хозяйственной и политической системы. Вполне закономерно поэтому, что уже на данной, начальной стадии своего развития социалистическая экономическая интеграция непрерывно усиливает свое воздействие на общемировые экономические и политические процессы. Это воздействие чрезвычайно многогранно. Оно заключается в подъеме производительных сил мировой системы социализма, в усилении ее идейного и морального влияния на общественное развитие во всем мире, в повышении роли социалистического содружества как могучего хозяйственного и политического фактора, способствующего прогрессивной перестройке всей системы мировых экономических связей и

стр. 51


благоприятствующего развитию нормальных международных отношений между странами с различным общественным строем, укреплению позиций всех прогрессивных сил современности. И наши друзья и наши противники хорошо понимают, что претворение программы интеграции в Жизнь, рост экономического могущества и усиление единства стран социалистического содружества ведут К дальнейшему Изменению сил на мировой арене в пользу социализма, укрепляют значение мировой социалистической системы как главной революционной силы современной эпохи.

Среди определяющих черт социалистической экономической интеграции важное значение имеет ее открытый характер. СЭВ не является замкнутой организацией. Придавая важное значение международному разделению труда и мирному сотрудничеству, страны-члены СЭВ последовательно проводят в жизнь политику развития взаимовыгодных, равноправных контактов со всеми государствами, независимо от их общественного строя. Этот принцип отражен в уставе СЭВ, во всех осуществляемых им мероприятиях. СЭВ и его деятельность приобретают все более притягательную силу для государств с другим общественным строем; на основе обоюдного желания вырабатываются эффективные формы такого взаимовыгодного содружества. Так, на основе специального соглашения в 1973 г. оформлено сотрудничество Совета с Финляндией - первой капиталистической страной, пожелавшей вступить в постоянный контакт с СЭВ. Ряд развивающихся стран обсуждает проблему установления договорных соглашений и сотрудничества с СЭВ. Среди них Сирия, Ирак, Мексика и другие. СЭВ имеет широкие связи со многими международными организациями. В 1973 г. он выступил с инициативой, направленной на установление контактов с Европейским Экономическим Сообществом; положительное решение этой проблемы имело бы существенное значение для перспектив европейского сотрудничества30 . Все это свидетельствует о том, что региональный характер социалистической экономической интеграции отнюдь не отгораживает страны СЭВ от общемировых тенденций развития; напротив, и цели, и результаты, и организационные формы социалистической экономической интеграции направляют их на все более широкое участие во всемирном разделении труда, в развитии международного сотрудничества, отвечающего жизненным интересам всех стран и народов.

Подлинно равноправные, высокоэффективные экономические отношения стран социализма, характерная для них братская помощь более развитых стран менее развитым служат вдохновляющим примером для всех государств, испытывающих гнет и неравенство в системе империалистических экономических отношений. Тем самым социалистическая экономическая интеграция играет все более возрастающую роль в упрочении идейного и морального влияния социализма в мире, усиливает революционизирующее значение примера социализма. Интеграция выступает и как важная материальная сила, на которую развивающиеся страны могут опереться в борьбе за свое полное экономическое освобождение. Известно, какую большую роль играет для экономического подъема этих стран их непрерывно крепнущее сотрудничество со странами СЭВ. Принципы, цели и первые итоги социалистической экономической интеграции имеют важное значение и для прогрессивных сил индустриально развитых капиталистических государств. В своей борьбе за демократическую альтернативу интеграционной политики государственно-монополистического капитала рабочий класс стран Запада и его политический авангард - коммунистические и рабочие партии широко используют опыт осуществления подлинно равноправных, взаимовыгодных экономических отношений стран социализма.


30 См. "За рубежом", 1974, N 25, стр. 11.

стр. 52


Социалистическая экономическая интеграция является важным условием успешной реализации ленинской политики мирного сосуществования. Она создает материальную основу развития взаимовыгодного экономического сотрудничества социалистических государств с развитыми капиталистическими государствами в виде мощной и согласованно функционирующей экспортной промышленной базы братских стран. Механизм интеграции дает возможность социалистическим странам координировать свою политику в отношении хозяйственных связей с Западом. Тем самым развитие этих связей происходит в полном соответствии с задачами, стоящими перед каждой страной и содружеством в целом в области экономического строительства, в частности с учетом необходимости овладения достижениями научно-технической революции. Иначе говоря, реализация Комплексной программы социалистической экономической интеграции создает условия для того, чтобы экономические и научно-технические связи стран социалистического содружества с Западом развивались наиболее эффективным образом. Осуществление Комплексной программы служит укреплению общеевропейского сотрудничества, содействует превращению Европы в континент мира, безопасности и плодотворных разносторонних связей всех европейских государств в интересах их народов.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ-ИНТЕГРАЦИЯ-И-РАЗВИТИЕ-МИРОВОЙ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ-СИСТЕМЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander PetrovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Petrov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. В. Дудинский, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 19.05.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ-ИНТЕГРАЦИЯ-И-РАЗВИТИЕ-МИРОВОЙ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ-СИСТЕМЫ (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - И. В. Дудинский:

И. В. Дудинский → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Petrov
Volgodonsk, Россия
1433 просмотров рейтинг
19.05.2017 (2528 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
26 минут назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android