Libmonster ID: RU-12820
Автор(ы) публикации: Е. В. КОВАЛЕВ

Проблемы социально-политического и экономического развития Мексики на протяжении XX столетия получили довольно широкое освещение в советской науке. Внимание советских исследователей привлекли революционные события 1910 - 1917 гг. и своеобразие последующего развития экономической и политической жизни в этой стране1 . Большое место в работах, посвященных Мексике, уделяется событиям 1934 - 1940 гг., когда в период президентства генерала Ласаро Карденаса революционно- демократическое движение народных масс достигло наибольшего подъемами были осуществлены такие важные преобразования, как национализация нефтяной промышленности, железных дорог, и резко ускорено осуществление аграрной реформы. Анализ событий этого периода содержится в последней монографии А. Ф. Шульговского2 .

В настоящей статье предпринимается попытка рассмотреть некоторые проблемы, связанные с социально-экономическими и политическими последствиями преобразований мексиканской революции (в первую очередь аграрной реформы, национализации ряда отраслей экономики, индустриализации), в меньшей степени освещенные в нашей научной литературе.

В послевоенные годы Мексика переживает период ускоренного индустриального развития, выдвинувшего ее на одно из первых мест среди латиноамериканских Стран3 . Государственные деятели США пытаются использовать мексиканский опыт в своих пропагандистских целях. Мексиканский путь развития преподносится ими как оптимальный вариант индустриального развития для латиноамериканских стран. Первый секретарь ЦК Мексиканской компартии Арнольдо Мартинес Вердуго в докладе XV съезду отмечал, что американские империалисты "стремятся представить это развитие как пример для всех народов Латинской Америки. Американские империалисты нередко противопоставляли мексиканскую "модель" пути кубинской революции, пути быстрого, революционного преобразования зависимой структуры, уничтожения


1 Среди последних работ советских ученых, посвященных этим проблемам, следует отметить: О. Г. Клесмет. Мексика. М. 1969; Я. Г. Машбиц. Мексика. Экономико- географическая характеристика. М. 1969; А. И. Сизоненко. В стране ацтекского орла. М. 1969; "Мексика. Политика, экономика, культура". Отв. редактор А. Ф. Шульговский. М. 1968.

2 А. Ф. Шульговский. Мексика на крутом повороте своей истории (Освободительная и антиимпериалистическая борьба мексиканского народа в 30-е годы и проблема выбора Мексикой пути социального развития). М. 1967. См. рецензию Б. Т. Руденко в "Вопросах истории", 1969, N 3.

3 В 1945 - 1950 гг. темп роста валового национального продукта составлял 5,4%, в 1950 - 1955 гг. - 4,8%, в 1956 - 1960 гг. - 5%, в 1961 - 1965 гг. - около 6%. P. G. Casanova. La democracia en Mexico. Mexico. 1967, p. 109. Национальный доход в Мексике на душу населения составлял в 1965 г. 435 долларов. E. Venezian, W. K. Gamble. Agricultura Development and Policy in Mexico. Jowa. 1968, p. 75.

стр. 32

полуфеодальных отношений в сельском хозяйстве, индустриализации, эффективность которой Куба демонстрирует нашим народам"4 . Пример Мексики был использован при разработке программы "Союза ради прогресса". Особенно важно, что мексиканский вариант, как образец эволюционного развития в условиях капитализма, всячески противопоставляется революционному кубинскому. При этом замалчивается главное, а именно, революционные элементы в развитии Мексики5 . На самом деле решающими условиями, обеспечившими ускорение экономического, социального и политического развития Мексики, явились буржуазно-демократическая революция 1910 - 1917 гг. и последовавшие за нею относительно глубокие экономические и политические преобразования, проведенные под давлением революционных масс, в первую очередь аграрная реформа и национализация нефтяной, а потом и электроэнергетической промышленности.

Необходимо специально подчеркнуть значение аграрной реформы, фактически начавшейся с крестьянских захватов помещичьих земель в ходе революции, а формально провозглашенной 6 января 1915 года. Официально эта реформа еще не закончена и по сей день. Ее результаты выразились в перераспределении 55 млн. га земли, что составляет около одной трети всех пригодных для обработки земель в стране; участки получили более 2 млн. крестьянских семей6 . Несмотря на то, что аграрная реформа была рассчитана на уравнение землевладения, уже в ходе ее осуществления вновь стало возникать социальное имущественное неравенство в среде крестьян на базе капиталистического развития мексиканской деревни. Это явилось следствием различий как в качестве, так и неравенства в количестве земель, полученных крестьянами. Кроме того, согласно действующему законодательству, участок, предоставленный крестъянину- эхидатарию (члену соседской общины - эхидос), может быть увеличен путем прибавления участка, в два раза превышающего уже полученный и обрабатываемый крестьянином (ст. 79 Аграрного кодекса)7 .

В результате аграрной реформы застойное и консервативное латифундистское хозяйство перестало быть доминирующей формой сельскохозяйственного производства, уступив место частновладельческим и эхидальным общинным крестьянским хозяйствам. Аграрная реформа освободила сельское хозяйство Мексики от полуфеодальных оков,


4 "Politica", 14.VII. 1967, p. XII.

5 Революционные преобразования на Кубе были социалистическими, включающими в себя как составную часть антифеодальные и антиимпериалистические преобразования, то есть более глубокими по своей природе и последствиям, чем преобразования, произведенные в Мексике. Борьба американского империализма, политическая и экономическая, против социалистической Кубы во много раз превосходит меры США, которые когда-то были направлены против Мексики. Кроме того, со времени радикальных преобразований в Мексике прошло более 30 лет (в отличие от Кубы, где средний возраст преобразований семь-восемь лет), и, следовательно, долговременные, благоприятные для развития страны факторы уже отчетливо проявились в этой стране. Американский империализм готов примириться с мексиканской революцией, буржуазной по своему характеру, лишь бы избежать социалистической революции типа кубинской.

6 V. M. Schaffer. El reparto de la tierra y la reforma agraria integral. Mexico. 1965, p. 21. Закон об аграрной реформе предусматривал передачу каждой крестьянской семье 10 га орошаемых земель или 20 га суходольных. В настоящее время средний размер предоставленных участков действительно составляет около 20 га, однако из них лишь 5,1 га являются обрабатываемыми землями. Следовательно, три четверти участка, полученного каждой крестьянской семьей в ходе аграрной реформы, составляют необработанные площади. В значительной мере это объясняется тем, что при сохранении за помещиками установленного законом минимума земли (50, а потом - 100 га) помещики имели право выбора сохраняемого за ними участка и, естественно, выбирали лучшие земли. Большие площади обрабатываемых земель захватили также буржуазия и чиновничество (J. G. Maddox. La revolucion y la reforma agraria. "Reformas agrarias en la America Latina". Mexico - Buenos Aires. 1965, p. 388).

7 "Codigo agrario". Mexico. 1964, p. 33.

стр. 33

обеспечив ему свободу капиталистического развития. В отличие от аграрных реформ, проводимых в настоящее время во многих странах Латинской Америки, мексиканская аграрная реформа была осуществлена фактически без выплаты выкупа помещикам и, следовательно, общество было избавлено от огромных непроизводительных расходов в виде компенсации за отчуждаемые земли. Возмещение получило лишь ничтожное меньшинство крупных земельных собственников8 . Основная масса земли была экспроприирована без возмещения. Крестьяне получили земельные наделы бесплатно. Столь радикальное и демократическое решение проблемы возмещения произошло стихийно, благодаря сложившемуся в, стране соотношению политических сил и особенностям развития мексиканской буржуазно-демократической революции. Фактически это было нарушением законодательства об аграрной реформе, которое в конечном счете все же исходило из священного для буржуазии принципа частной собственности. В декрете от 6 января 1915 г. было предусмотрено право землевладельцев требовать возмещения за отчужденные у них земли в течение года после экспроприации. 27-я статья конституции также узаконивала выплату возмещения за экспроприируемые земли9 . Однако жизнь оказалась сильнее закона. В классовой борьбе, развернувшейся вокруг этой проблемы, победу одержали народные массы.

Первоначально правительство собиралось быть посредником в выкупных операциях между крестьянами и помещиками. Ход аграрной реформы опрокинул эти расчеты. На первых порах основную часть земель, перераспределяемых по реформе, составляли огромные площади земли, незаконно отторгнутые у общин латифундистами. По закону они подлежали возвращению общинам без всякого возмещения. Однако борьба крестьянства, добивавшегося быстрейшего решения вопроса о перераспределении земли, наложила отпечаток на весь ход аграрной реформы. Крестьянство стало получать бесплатно не только земли, захваченные латифундистами у общин, но и те земли помещиков, которые превышали установленный законом минимум. Выплата компенсации, таким образом, целиком легла на плечи государства, которое, не располагая соответствующими средствами и испытывая, как уже указывалось, возрастающее давление со стороны крестьянства, вынуждено было потопить эту проблему "в болоте бюрократического бездействия"10 .

Бесплатная передача земли крестьянам стала могучим фактором роста сельскохозяйственного производства. Это выгодно отличает мексиканскую аграрную реформу от большинства проводимых ныне в Латинской Америке аграрных реформ, в ходе которых крестьяне вынуждены в рассрочку выкупать землю у помещиков через посредство государства. Поскольку срок выкупа составляет 15 - 20 лет, крестьянин не только не может располагать средствами для развития своего хозяйства, но и вообще не чувствует себя полным хозяином участка до окончания выплаты его цены, так как при неуплате очередных взносов он может быть согнан с земли.


8 Выкуп выплачивался лишь 170 физическим или юридическим лицам, у которых было экспроприировано 222797 га земли, что составляет менее полпроцента экспроприированных земель. Общая сумма возмещения составила 24426800 песо, которые были выплачены бонами аграрного долга. Погашение этих бон производилось путем покупки их на рынке, их цена колебалась от 5 до 16% нарицательной стоимости, а также путем принятия их (тоже со скидкой) для уплаты налогов или обмена на облигации внутреннего займа, рассчитанного на 40 лет. Некоторое число наиболее влиятельных землевладельцев получило возмещение облигациями внутреннего займа, наличными деньгами или в виде земельных участков в городах или сельской местности. См. E. Flores. La indemnizacion de los terratenientes nacionales. "Reformas agrarias en la America Latina", p. 402.

9 Ibid., p. 401.

10 Ibid., p. 40.

стр. 34

Результаты аграрной реформы в Мексике сказались на роете сельскохозяйственного производства, на развитии внутреннего рынка, а также на увеличении производства сельскохозяйственных товаров на экспорт, растущая выручка от которого позволила закупать больше машин и оборудования для индустриального развития страны. Подъему сельскохозяйственного производства способствовали также специальные меры государства, включающие техническую и кредитную помощь сельскому хозяйству, подготовку кадров, обеспечение машинами и инвентарем, систему государственной поддержки цен на сельскохозяйственные товары, агротехническое содействие со стороны научных организаций. Однако главное состояло в том, что мексиканское сельское хозяйство освободилось от пут латифундизма.

В процессе аграрной реформы широкие массы крестьян-эхидатариев были вовлечены в товарно-денежные отношения. Появление в руках крестьянства определенных денежных средств привело к росту спроса на промышленные товары как потребительские, так и производственного назначения, что послужило определенным стимулом для развития национальной промышленности. Разорвав внеэкономическую и экономическую зависимость крестьян от помещиков, аграрная реформа резко увеличила подвижность населения, что также повлияло на ускорение экономического развития, которое охватило в первую очередь неосвоенные районы, нуждавшиеся в притоке рабочих. Однако для того, чтобы индустриализация в Мексике стала реальностью, требовались дополнительные усилия государства. В целом аграрная реформа заметно способствовала подъему всей мексиканской экономики11 .

Наиболее быстрое развитие экономики Мексики происходило именно в 1940 - 1950 гг., непосредственно вслед за этапом особенно решительного проведения аграрной реформы в период президентства Ласаро Карденаса (1934 - 1940), когда среди крестьян были распределены 18 млн. га наиболее плодородных земель, а также в 1961 - 1965 гг., в связи с тем, что во время президентства Лопеса Матеоса (1958 - 1964 гг.) среди крестьян было распределено еще 16 млн. га земли12 . Рост экономики в отмеченные периоды происходил не только в результате стимулирующего воздействия непосредственно предшествовавших мероприятий аграрной реформы, но и под влиянием всего хода ее осуществления, а также и других факторов, как, например, высокой конъюнктуры, порожденной второй мировой войной.

Хотя аграрная реформа способствовала подъему сельскохозяйственного производства и решению проблемы занятости, тем не менее она не могла разрешить все многообразные экономические и социальные проблемы сельского хозяйства, в частности преодоление его отсталости. Развитие сельского хозяйства в результате аграрной реформы шло очень неравномерно. Быстрое развитие сельскохозяйственного про-


11 Последствия аграрной реформы для развития экономики можно разделить на две основные группы: непосредственные и долговременные. Непосредственные последствия были не только положительные, но и отрицательные. К последним следует отнести временное сокращение производительных сил в сельском хозяйстве, связанное, в частности, с дроблением крупных помещичьих хозяйств на мелкие крестьянские, со снижением уровня агротехники в некоторых крестьянских хозяйствах по сравнению с помещичьими, о уменьшением количества товарного продовольствия в результате роста потребления прежде недоедавшего крестьянства и т. д. Однако отрицательное действие этих последствий было кратковременным. Рост сельскохозяйственного производства вскоре привел к увеличению товарной продукции сельского хозяйства. Долговременные последствия аграрной реформы - такие, как рост обрабатываемых площадей, интенсификация сельскохозяйственного производства, уменьшение аграрного перенаселения, рост цены рабочей силы и порожденное им ускорение механизации, рост капиталовложений в сельское хозяйство и т. д., обусловили длительное, устойчивое увеличение сельскохозяйственного производства, что, повышая спрос на промышленные товары, стимулировало индустриальное развитие.


12 V. M. Schaffer. Op. cit., pp. 17, 21.

стр. 35

изводства в одних штатах, в первую очередь в зонах орошаемого земледелия, сопровождалось отставанием других штатов, развивавшихся медленнее13 .

В ходе аграрной реформы выросла экономическая и политическая активность широких масс крестьянства и батрачества. Из их среды выросли многочисленные руководители крестьянских организаций и местной администрации. Правда, многие из них, злоупотребляя своим служебным положением, использовали эти посты для личного обогащения, что привело к росту коррупции в деревне.

Положительные последствия аграрной реформы могли бы быть более значительными, если бы ее воздействие не ослаблялось, во-первых, буржуазным характером преобразований, во-вторых, различием подхода сменявших друг друга правительств к формам и методам осуществления реформы, к пониманию ее важности и неотложности, что непосредственно отражалось на интенсивности ее проведения. Темпы проведения реформы то снижались, то резко возрастали.

Буржуазный характер аграрной реформы привел в дальнейшем к ускорению процесс дифференциации крестьянства. Этому способствовало повышение неотчуждаемого минимума земли при президенте Мигеле Алемане (1946 - 1952 гг.) с 50 га до 100 га орошаемой или соответствующей площади неорошаемой земли14 . Правда, этот процесс тормозился коллективной формой собственности общин (эхидос) на землю.

Переломным этапом аграрной реформы был период 1934 - 1940 гг., когда, по существу, была решена судьба помещичьего землевладения в стране и в значительной мере было сломлено сопротивление латифундистов, препятствовавших проведению реформы. Произошел резкий поворот к решительному и интенсивному проведению аграрных преобразований, наносивших удар непосредственно по помещичьему землевладению. Этот поворот не был случайным. Он был порожден ростом политической активности масс, положение которых резко ухудшилось в результате мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг., их протестом против курса Кальеса (президента в 1924 - 1928 гг., а в дальнейшем вплоть до 1934 г. неофициального главы государства). Предпосылки для этой активизации аграрных преобразований созревали в предшествующий период. К ним относятся: ослабление влияния помещиков в государственном аппарате; разгром старой армии диктатора Диаса и создание новой армии, в которой большинство офицерских постов занимали уже не помещики, а представители средней и мелкой буржуазии города и деревни; сокращение числа помещиков в результате революции; ослабление роли церкви, занимавшей враждебную позицию по отношению к аграрной реформе вследствие антиклерикальных мероприятий правительства, и, наконец, уменьшение влияния иностранного капитала.

Наряду с давлением широких народных масс, требовавших проведения глубокой аграрной реформы, что было решающим фактором интенсификации аграрных преобразований в 1934 - 1940 гг., существовал еще один важный фактор, действовавший в том же направлении. Поте-


13 На заседании Национального собрания, посвященного роли науки и технологии в аграрной реформе, которое состоялось осенью 1968 г., назывались штаты, сельскохозяйственное развитие которых значительно отстает от общего уровня страны. К ним относятся штаты - Сан-Луис-Потоси, Керетаро, Идальго, Мехико, Тласкала, Пуэбла и Оахака. Средний душевой доход крестьянина этой зоны составляет не более 35% дохода крестьянина в остальных районах страны. Эти районы отличаются низким производством сельскохозяйственной продукции и низким потреблением на душу населения, а также значительной перенаселенностью. Здесь на душу сельского населения приходится всего лишь 2,7 га сельскохозяйственных земель, в то время как в остальных районах страды этот показатель равень 6,5 га ("Comercio exterior", 1968, octubre, p. 863).

14 F. Brandenburg. The making of Modern Mexico. N. -Y. 1964, p. 105.

стр. 36

рявший в результате революции политическую власть (хотя еще не лишившийся политического влияния) класс крупных землевладельцев, сохранив в значительной мере свое экономическое могущество, стремился восстановить свои политические позиции и воспрепятствовать проведению в жизнь закона об аграрной реформе. При этом крупные землевладельцы неизбежно сталкивались со средней и мелкой буржуазией, которая составляла основу новой администрации и нового руководства армии. Стремясь сохранить свои политические позиции, представители буржуазии были вынуждены углублять аграрную реформу, подрывающую экономическое могущество латифундистов. Политика саботажа, пассивного сопротивления со стороны крупных землевладельцев, свертывавших производство, изымавших капиталовложения из сельского хозяйства, сокращавших число сельскохозяйственных рабочих, вызвала совсем не тот эффект, на который рассчитывали помещики. Она не только не привела к прекращению проведения аграрной реформы ради той стабильности, за которую ратовали латифундисты, но, напротив, заставила правительство ускорить перераспределение земли.

Поворот в проведении аграрной реформы, происшедший при Карденасе, явился результатом воздействия широких народных масс, настроение которых находило отклик среди некоторых губернаторов штатов и довольно широких слоев чиновничества. Именно эти настроения дали возможность Карденасу одержать верх над неофициальным главой государства - Кальесом, ставшим на путь отказа от радикальных преобразований. Сыгравшая важную роль в определении судьбы аграрной реформы и вместе с ней дальнейшего экономического и политического развития Мексики борьба соперничавших группировок за власть и ее исход были на том этапе отражением объективного соотношения боровшихся в стране классовых сил. Если в первый период аграрной реформы мексиканские правящие круги еще не чувствовали себя достаточно сильными и осуществляли аграрную реформу с опаской, колеблясь между помещиками и крестьянами, то после Кдрденаса даже наиболее умеренные слои мексиканской буржуазии хотя и не спешили осуществлять аграрные преобразования, но уже не боялись противопоставить себя крупным землевладельцам, которые теперь окончательно потеряли свою политическую силу.

Главным направлением аграрной реформы было насаждение коллективной общинной земельной собственности в виде так называемых соседских общин (эхидос), ведущих свою родословную от индейских общин. Такая форма собственности позволяла в известной степени закрепить результаты аграрной реформы, сделать их более устойчивыми, поскольку она ограничивала право крестьянина-эхидатария распоряжаться своей землей. Крестьянин не может продать, заложить или передать свой участок другому лицу15 . Исторически это направление было связано с теми конкретными формами, которые в Мексике приняла борьба крестьянства за землю. Борясь за землю под лозунгом восстановления справедливости, крестьяне требовали возвращения общинам их земель, отнятых крупными землевладельцами в период диктатуры Порфирио Диаса (1876 - 1911 гг.) и в еще более ранний период. Это и отразилось в декрете Каррансы 1915 г. о передаче земли общинам. Старые и новые, специально созданные для проведения аграрной реформы эхидос стали основной формой передачи земли крестьянству, хотя часть земли передавалась непосредственно крестьянам и жителям городов, например, представителям бюрократического аппарата и буржуазии, в частное владение.

По мере развития капитализма происходило размывание эхидос и увеличивалось число частных хозяйств. Получили распространение


15 A. Caso. Derecho agrario. Mexico. 1950, p. 221.

стр. 37

различные нелегальные формы передачи в аренду и даже продажи эхидальных участков. По настоянию определенных слоев буржуазии, заинтересованных в этом, был принят ряд законоположений, направленных на раздел земель эхидос и насаждение индивидуальных крестьянских хозяйств. В настоящее время общинная земельная собственность все еще охватывает более половины всех обрабатываемых земель в стране16 . Администрация Карденаса способствовала созданию на базе эхидос производственных кооперативов, которые, однако, в своем большинстве были распущены при следующем президенте, Мануэле Авило Камачо (1940 - 1946).

Многие представители мексиканской буржуазии, которая в массе своей выросла после революции, приобретают земельные участки, используя такое помещение капиталов для закрепления нажитых богатств. Это явление имеет противоречивые последствия: с одной стороны, оно лишает крестьян плодородных земель, попадающих в руки буржуазии, не всегда использующей их в производственных целях; с другой стороны, если новый владелец налаживает хозяйство, оно способствует развитию агротехнической культуры.

Аграрная реформа в Мексике носит затяжной и противоречивый характер. Это связано с тем, что она происходит в условиях капитализма. В силу этого в ходе осуществления реформы складывались факторы, которые противодействовали ее нормальному ходу. Мероприятия, проведенные в первый период реформы, в значительной степени теряли свою силу на последующих этапах. Капиталистическая концентрация земли вела к новому обнищанию, разорению и пролетаризации мелких крестьян, а одновременно продолжалось распределение земли среди крестьян, не получивших ее раньше. Эта концентрация и дифференциация, происходившие уже на чисто капиталистической основе, противоречили самому существу аграрной реформы, а именно тенденции к уравнению землевладения. Подобно прибрежной волне аграрная реформа должна была во все возрастающей степени преодолевать сопротивление ею же порожденных противоположных тенденций.

Такой характер аграрной реформы обусловил постепенное сокращение благотворного влияния ее последствий на экономическое развитие. Однако до настоящего времени этот процесс в известной степени нейтрализуется новым перераспределением земельной собственности, которое осуществляется в стране. Кроме того, даже окончательное свертывание аграрной реформы (земли, подлежащие перераспределению при нынешнем неотчуждаемом минимуме, по многим оценкам, уже в значительной мере исчерпаны) не могло бы уже приостановить экономический рост, ибо длительное положительное воздействие аграрной реформы на экономическое развитие необратимо.

Другим важным ускорителем экономического развития Мексики стала национализация некоторых важнейших отраслей экономики и образование значительного по своему объему государственного, по существу государственно-капиталистического, сектора экономики. Если аграрная реформа ликвидировала преграды на пути ускоренной индустриализации, то возникновение госсектора обеспечило реализацию возможностей, созданных ею. Главным вкладом государственного сектора в промышленное развитие страны была мобилизация средств для развития наиболее важных и капиталоемких отраслей народного хозяйства: нефтедобычи и нефтепереработки, электроэнергетики, дорожного строительства, транспорта и связи. Частный сектор национальной промышленности, развитие которого в послереволюционные годы, по существу, лишь начиналось, не мог (да и не стремился) направлять капиталы в


16 F. Brandenburg. Op. cit, p. 15.

стр. 38

эти наиболее капиталоемкие отрасли, без развития которых, однако, нельзя было добиться быстрого роста всей экономики.

Широкое формирование государственного сектора началось с создания мексиканским правительством ряда кредитно-финансовых учреждений для стимулирования экономического развития страны. В 1933 г. был основан кредитный банк для финансирования промышленного развития - "Насиональ финансьера". С 1941 г. этот банк в значительной степени концентрирует свои усилия на финансировании наиболее крупных объектов строительства и промышленности. С 1933 по 1939 г. были созданы и другие специализированные государственные финансовые учреждения: Национальный городской банк ипотечного кредита и общественных работ, Национальный банк эхидального кредита, Национальная служба складов, Национальный внешнеторговый банк, Национальный союз производителей сахара и другие17 .

Переломным этапом в развитии государственного сектора была национализация нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, осуществленная в 1938 г. правительством Карденаса. Национализация избавила страну от иностранной зависимости в этой решающей отрасли энергетики. Цены на нефть и нефтепродукты в дальнейшем росли медленнее, чем на другие товары. Установление льготных цен на жидкое топливо содействовало индустриализации. Роль государства в энергетике еще более усилилась после покупки государством в 1960 г. электроэнергетических предприятий, принадлежавших американским компаниям "Электрик Бонд энд Шейр" и "Америкен энд Форейн Пауэр". В настоящее время Мексика обладает мощным государственным сектором в экономике страны. Государство владеет 90% электроэнергетических мощностей, 96% переработки нефти, 92% сбыта нефти и нефтепродуктов, 85% нефтехимической промышленности. Под контролем государства находится около 40% производства железа и стали18 . Очень велика роль государства в отраслях инфраструктуры, в первую очередь на транспорте и в связи. Государственный сектор осуществляет крупное строительство путей сообщения, средств транспорта и связи, оросительных систем и других объектов. Госсектор продает капиталистическим компаниям нефть, электроэнергию и другие производимые им товары, а также услуги по льготным тарифам, осуществляет кредитование частнокапиталистических предприятий, субсидирует эти предприятия в отраслях, наиболее стимулируемых государством с целью ускорения индустриализации. Многие государственные предприятия, в частности входящие в систему "Петромэкса" (государственная компания по добыче и переработке нефти), длительное время были нерентабельными и существовали за счет бюджетных ассигнований именно благодаря поддержке, которую они оказывали частным предприятиям. Можно даже сказать, что госсектор в значительной мере выполняет служебную роль по отношению к частному капиталу. Характерным примером этого может служить принадлежащий государству банк финансирования промышленных предприятий "Насиональ финансьера". Структура этой государственной кредитно-финансовой организации обеспечивает использование частным капиталом государственных предприятий и организаций в своих целях. Более 90% активов "Насиональ финансьера" принадлежит государству и менее 10% - част-


17 В дальнейшем создание государственных кредитно-финансовых учреждений продолжалось. С 1946 по 1953 г. были организованы Национальная комиссия по стоимости, Национальная страховая комиссия, Национальный банк армии и флота, Национальный кинематографический банк, Патронат национальных сбережений, Национальный ломбард, Банк по финансированию сахаропроизводителей. Национальный транспортный банк и др. M. G. Ramirez. La revolution social de Mexico, II. Fondo de cultura economica. Mexico-Buenos Aires. 1965, pp. 529 - 532.

18 F. Brandenburg. Op. cit, pp. 116, 229 - 231.

стр. 39

ному капиталу. В то же время в состав руководящего совета этого банка входят 3 директора, представляющих частный сектор, 3 директора, назначенных правительством (в том числе министр финансов, являющийся председателем совета), и одно место занимает директор Банка Мексики, принадлежащего государству19 . Таким образом, частный капитал оказывает большое, порой решающее воздействие на столь важные государственные кредитно-финансовые организации, как "Насиональ финансьера".

Если в условиях выполнения служебной роли по отношению к частному капиталу государственный сектор продолжает расти и развиваться, то это объясняется тем, что, с одной стороны, за ним стоит сила общественного развития, объективный ход обобществления производства, в том числе в капиталистических странах, который в Мексике исторически нашел свое выражение в форме госсектора, с другой стороны, недостатком капиталов, которыми располагает частный сектор, для освоения ряда крупных капиталоемких отраслей современного производства.

Будучи противовесом иностранному капиталу, госсектор в определенной степени обеспечивает экономическую самостоятельность Мексики, что особенно важно при высоком удельном весе иностранных капиталовложений в мексиканской экономике20 .

Национализация и создание сильного государственного сектора в условиях Мексики привели не только к ускорению процесса индустриализации и экономического развития страны, но и к усилению роли и значения национального частного капитала и даже в известной степени иностранного капитала, а также к увеличению связи и переплетению интересов между этими секторами. Индустриализация была равнодействующей противоречивых стремлений, характеризующих деятельность государственного сектора, иностранного капитала и национального частного капитала.

Мексиканская индустриализация была и остается индустриализацией буржуазной, базирующейся на капиталистических производственных отношениях. Однако она серьезно отличается от традиционной ее формы, типичной для большинства развитых стран, где, как правило, вначале развивались определенные отрасли легкой промышленности, а потом уже на основе накопленного в этих отраслях капитала складывались отрасли, производящие оборудование. Легкая промышленность в Мексике развивалась быстро. Но решающим элементом ускоренной индустриализации в Мексике было становление отраслей, производящих средства производства, что стало возможным благодаря мобилизации государством значительных материальных средств для целей индустриализации, строительства предприятий нефтяной, электроэнергетической, сталелитейной и других отраслей тяжелой промышленности.


19 R. W. Goldsmith. The financial development of Mexico. 1966, p. 21.

20 Согласно подсчетам мексиканского ученого Хосе Луиса Сесенья, в числе 400 основных наиболее крупных предприятий Мексики 233 предприятия с общим капиталом 24106 млн. песо либо прямо принадлежат, либо находятся под контролем иностранного, главным образом американского, капитала. Это составляет 55% всего капитала этих 400 предприятий. На долю национального капитала, как государственного, так и частного, приходится 167 предприятий с общим капиталом 20 млрд. песо, что составляет 45% от всего капитала 400 наиболее крупных предприятий страны. Из этих 45% - 25% составляет капитал государственных предприятий и 20% - частный капитал. J. L. Cecena. El capitalismo monopolista y la economia mexicana. Mexico. 1963, p. 110. Эти данные несколько преуменьшают подлинную силу как частного капитала, который включает в себя множество средних, мелких и мельчайших предприятий, так и государственного сектора, имеющего огромные вложения в инфраструктуру. Однако они наглядно показывают роль иностранного капитала в самой сердцевине мексиканской экономики - в наиболее крупных предприятиях.

стр. 40

Мексиканская буржуазия, не заинтересованная во вложении капиталов в инфраструктуру - транспорт, связь, энергетику, - не возражает против существования государственного сектора. Она лишь добивается ограничения сферы его деятельности указанными отраслями с тем, чтобы оставить за собой отрасли с наибольшей нормой прибыли, а предприятия госсектора подчинить своим интересам. Существование госсектора в сложившихся условиях она не рассматривает как вызов частному предпринимательству. Мексиканская буржуазия еще не достигла такой степени зрелости, чтобы наличие сильного госсектора ее по-настоящему тяготило. Пока что льготы и субсидии, которые буржуазия получает от госсектора, явно перевешивают то недовольство, которое возникает у нее в связи с вторжением предприятий госсектора в экономику.

С точки зрения темпов экономического роста послереволюционное время делится на два основных периода: с начала 20-х годов до второй мировой войны и с 1939 г. до наших дней. В первый период средний ежегодный прирост валового национального продукта составлял 1,7% в год21 . Во второй период средний ежегодный прирост валового национального продукта составил более 5% в год. Резкое ускорение экономического роста во второй период объясняется тем, что к этому времени начали сказываться результаты основных, наиболее важных социально-экономических преобразований и в первую очередь аграрной реформы.

Одним из наиболее значительных последствий индустриализации было изменение характера экономики страны. Мексика превратилась из страны с аграрно-сырьевой направленностью в аграрно-индустриальную страну. Доля промышленности в национальном продукте выросла с одной четверти в 30-е годы до более чем одной трети в 60-е. Сократился удельный вес населения, занятого в сельском хозяйстве: с 2/3 всего самодеятельного населения в 30-е годы до почти 50% в 60-е годы. Процент населения, живущего в крупных городах (10 тыс. человек и более), поднялся за отмеченный период с 22 до 3822 . После второй мировой войны наметилось известное сближение уровней доходов в городе и деревне23 .

Индустриализация и ускоренное экономическое развитие способствовали преодолению местной замкнутости и объединению страны в единое целое как в экономическом, так и в политическом плане. В особенности важную роль играли такие порожденные индустриализацией факторы, как создание новых крупных промышленных предприятий, рост городов, строительство новых дорог, средств связи, распространение радио и телевидения. Однако в силу неравномерности экономического роста разница в уровне развития отдельных районов не только не уменьшилась, но иногда и возрастала. Ряд районов Мексики отстает от наиболее развитых зон страны на десятки лет.

Ускорение экономического роста, индустриализация и связанная с ними предпринимательская лихорадка в такой мелкобуржуазной стране, как Мексика, в условиях значительного избытка рабочей силы, низкой цены рабочей силы и низкого уровня жизни населения, с одной стороны, при недостатке машин, оборудования и материалов и росте потребностей, порожденных развитием промышленности и так называе-


21 R. W. Goldsmith. Op. cit., p. 10.

22 Ibid., p. 12; P. G. Casanova. Op. cit., p. 74.

23 С 1940 по 1960 г. валовой национальный продукт на душу населения возрастал ежегодно в сельском хозяйстве на 3,5%, в то время как в городах - лишь на 2%. Это свидетельствует не только о быстром росте сельскохозяйственного производства в результате проведения аграрной реформы, но в первую очередь о массовой миграции населения из деревни в город, значительно превышающей потребности города в рабочей силе. R. W. Goldsmith. Op. cit., p. 12.

стр. 41

мым демонстрационным эффектом (реклама новых товаров по радио и телевидению, иностранный туризм и т. д.) - с другой, имели своим побочным продуктом формирование обширного слоя посредников в сфере экономики, а также широкое распространение коррупции и взяточничества в стране. Посредник, действующий на разных уровнях бюрократической иерархии и частного предпринимательства, является непременным спутником нынешнего экономического и социального развития Мексики24 . Посредники обогащаются не только за счет перепродажи товаров, но и за счет оказания услуг. На этом поприще главная роль принадлежит государственным чиновникам. Любой вопрос, решение которого зависит от государственных служащих, требует от заинтересованного лица помощи посредника и уплаты суммы, размеры которой зависят от важности дела.

Накопленные нелегальными путями денежные средства владельцы стремятся превратить в источник "законного" обогащения, в самовозрастающую стоимость путем вложения их в промышленные и финансовые предприятия или в покупку земли. Покупка земли служит для чиновников и посредников средством закрепить собранные богатства. Относительно широкий слой накопителей, настоящих и будущих капиталистических предпринимателей, составляет массовую базу капиталистического развития.

Несмотря на большой шаг вперед в экономическом развитии, социальная структура Мексики все еще несет на себе отпечаток слаборазвитости. В этом отношении наиболее показательна крайняя поляризация в распределении национального дохода25 .

Ни аграрные преобразования, ни индустриализация не разрешили проблему огромного социального неравенства, хотя аграрная реформа и улучшение положения рабочих и служащих национализированных отраслей способствовали некоторому уменьшению неравенства в распределении национального дохода, в частности выросло число лиц, получающих средний доход, принадлежащих к так называемому "среднему классу", к мелкому и среднему чиновничеству, мелким и средним предпринимателям и т. д. Ускоренное экономическое развитие на капиталистической основе обогатило лишь предпринимателей, чиновников, генералов. В стране сложилась богатая буржуазная элита. Народные массы, руками которых создается богатство страны, почти ничего не получили. Об этом свидетельствует то, что реальная заработная плата в стране не только не росла, но, напротив, сокращалась. Несмотря на высокие темпы экономического развития в послевоенный период, из-за огромного предложения рабочих рук и снижения реальной стоимости песо средняя реальная заработная плата в 1960 г. была на 6% меньше, чем в 1940 г., а минимальная зарплата наемных работников в сельском хозяйстве в 1960 - 1961 гг. сократилась по сравнению с 1938 - 1939 гг.


24 M. G. Ramirez. Op. cit., p. 458.

25 В 1963 г. 10% всех семей получали немногим больше двух пятых всего личного дохода, в то время как на другом полюсе половина всех семей получала вместе менее одной шестой всего личного дохода и не более одной трети того, что получали верхние 10% семей. Средний доход семьи в верхних 10% был в 13 раз больше, чем в нижней группе, к которой относится половина всех семей. В нижней группе средний доход на семью составлял 4 тыс. песо в год, то есть около 300 долл. на семью в год. Между тем средний личный доход на душу населения в стране составлял в 1963 г. около 3500 песо в год, а на семью - около 20 тыс. песо. Таким образом, около половины всех семей в стране получали годовой доход в пять раз меньший, чем средний по стране. Картина огромной поляризации в распределении дохода становится еще более впечатляющей, если добавить, что среди верхних 10% семей выделяется группа в 73 тыс. семей, или 1 % от всех семей, которая получает около одной десятой всего личного дохода в стране. Средний доход на семью в год по этой группе составлял в 1963 г. 130 тыс. песо, или 10 тыс. долл. по обменному курсу, R. W. Goldsmith. Op. cit., pp. 38 - 39.

стр. 42

на 45%26 . Если же учесть, что в национализированных отраслях промышленности, таких, как нефтедобыча, нефтепереработка и электроэнергетика, реальная зарплата выросла, то очевидно, что реальная зарплата остальных отрядов рабочего класса снизилась еще больше, чем показывают средние цифры. Особенно резко упала зарплата сельскохозяйственных рабочих, хотя она и так была значительно ниже, чем городских рабочих. Связано это было с высоким (несмотря на аграрную реформу) относительным перенаселением в деревне и меньшей, чем у городских рабочих, профессиональной организованностью. В целом индустриализация, хотя и увеличила занятость в стране, но в силу своего буржуазного характера не способствовала общему подъему уровня жизни широких народных масс. Напротив, ее развитие шло за счет рабочего класса и крестьянства, за счет усиления их эксплуатации и снижения уровня их жизни, и лишь буржуазия снимала сливки с быстрого экономического роста страны27 .

Налоговая система, существующая в стране, не только не сглаживает социальных различий, но еще более усиливает их, поскольку наибольшей тяжестью ложится на фиксированные доходы, то есть на зарплату и жалованье, в то время как прибыль от капитала пользуется многочисленными льготами. Реформа налогообложения, проведенная в 1962 г., сохранила в силе этот принцип.

В условиях быстрого экономического роста и широкого охвата трудящихся профсоюзами такое явление, как падение реальной заработной платы, может показаться странным. Однако мексиканские профсоюзы, как и другие официальные или полуофициальные массовые организации, находятся под контролем буржуазного правительства, что, по существу, равносильно отсутствию профсоюзов: настолько слабо эти проправительственные организации защищают экономические и политические интересы трудящихся. Две трети всех рабочих входят в контролируемую правительством Конфедерацию трудящихся Мексики, тесно связанную с правительством и правящей Конституционно-революционной партией через рабочий сектор этой партии. Большинство остальных рабочих организаций также так или иначе связано с правительством. В связи с тем, что все официальные профсоюзы и большинство "независимых" содержатся на средства государства, а их руководство и аппарат получают зарплату или доплату от государства, они больше зависят от правительства, чем от членов своего профсоюза. Кроме того, членство многих рабочих и крестьян в профсоюзах является чисто формальным28 . Например, эхидатарии обязательно должны вступать в государственные профсоюзы. Огромное число полностью и частично безработных, поденщиков, городских люмпен-пролетариев, работников мелких и мельчайших предприятий, мастерских и лавок, большинство сельскохозяйственных рабочих (число которых составляет около 2 млн., из которых объединено в профсоюзы лишь 6,5%) вообще не входит в профсоюзы. Все это значительно снижает роль профсоюз-


26 Это произошло, несмотря на увеличение производительности труда в этот период на 120% в промышленности и на 100% в сельском хозяйстве. Таким образом, степень эксплуатации рабочей силы в стране выросла на 134%. P. G. Casanova. Op. cit, p. 130.

27 Удельный вес зарплаты и жалованья в национальном доходе весьма низкий: в 1939 г. он составлял 30,4%, остался почти без изменений в 1960 г., в то время как удельный вес прибылей, и без того довольно высокий в 1939 г. (34,4%), в 1960 г. достиг 42,6% от национального дохода. P. G. Casanova. Op. cit., p. 131.

28 Официальные статистические данные свидетельствуют о значительно меньшей численности профсоюзов в стране, чем цифры, публикуемые руководителями профсоюзных объединений с целью поднять престиж своих организаций. Согласно первым, из всего самодеятельного населения, которое в 1964 г. составляло 13,2 млн. человек, только 1,4 млн. входили в профсоюзные объединения (10,5%). P. G. Casanova. Op. cit., p. 114.

стр. 43

ных объединений в экономической и политической борьбе трудящихся. Борьба за создание действительно массовых, самостоятельных, независимых от правительства профсоюзных организаций, которые бы последовательно защищали интересы рабочих и крестьян, представляет собой насущную задачу трудящихся масс Мексики. Славные страницы из истории мексиканского профсоюзного движения, такие, как крупные забастовки 1933 г., решающим образом повлиявшие на выдвижение и политику Ласаро Карденаса, вдохновляют рабочих на организованную борьбу в защиту своих требований.

Проведенные в Мексике преобразования в силу их буржуазного характера не привели к ликвидации нищеты, безработицы, неграмотности широких народных масс29 . Лишь социалистическое переустройство общества может радикально и в короткий срок решить эти социальные проблемы. Особенно низок жизненный уровень населения в сельских местностях. "Трудящиеся, занятые в сельском хозяйстве, особенно 2 млн. семей, занятых в общинном сельском хозяйстве, и 1 млн. семей, владеющих мелкими частными участками, - пишет американский специалист по Мексике Ф. Бранденбург, - получили кредит и некоторую поддержку в отношении цен, но только политический демагог может утверждать, что преобладающее большинство из этих 3 млн. семей находится сегодня в лучшем положении, чем 20 лет назад"30 .

Мексиканская буржуазно-демократическая революция и порожденные ею преобразования отразились и на классовой структуре населения. До революции экономическое могущество, богатство и политическая власть сосредоточивались в руках помещиков- латифундистов, опиравшихся на иностранный капитал, армию и церковь. Национальная буржуазия только зарождалась и делала свои первые шаги. В промышленном производстве и на транспорте господствовал иностранный капитал. Полуфеодальная структура тогдашнего общества основывалась на концентрации земли - этого главного средства производства - в руках небольшой кучки крупных магнатов. Обратной стороной медали было безземелье и нищета большинства населения страны31 . Революция и глубокие буржуазно-демократические преобразования, существенно изменившие облик мексиканского общества, уже к началу 40-х годов привели к низвержению класса помещиков, у которого была отнята главная опора его могущества - земля. В сельском хозяйстве вместо помещичьих латифундий основой производства становится мелкое крестьянское хозяйство, из которого растет капиталистическая экономия. Общество шаг за шагом избавляется от пут и пережитков феодализма, быстро развивается по пути капитализма. Общественная структура страны приобретает черты, характерные для буржуазного общества32 .


29 Согласно цензу 1960 г., из 28 млн. населения в возрасте шести лет и старше было 10,5 млн. неграмотных (то есть больше одной трети населения); 10,6 млн. человек из 33,8 млн. старше одного года не потребляют пшеничного хлеба; 8,1 млн. человек из того же числа не потребляют таких жизненно необходимых продуктов, как мясо, рыба, молоко и яйца; 4,8 млн. из этого же числа не носят никакой обуви. Показательно, что при некотором сокращении удельного веса неграмотных и лиц, не употребляющих в пищу пшеничного хлеба, их абсолютная численность либо возрастает, либо остается без изменения. По предположительным подсчетам, даже в 1973 г. неграмотное население будет составлять около одной пятой всего населения от шести лет и старше. P. G. Casanova. Op. cit., pp. 73 - 74; F. Brandenburg. Op. cit., p. 182.

30 F. Brandenburg. Op. cit., p. 16.

31 Верхушка общества - помещики и наиболее богатые капиталисты - составляла 1,5% всего населения, буржуазия ("средний класс") - 7,8%, а безземельное крестьянство, батрачество, рабочие и городские низы составляли основную массу народа- на них приходилось 90,7% всего населения. P. G. Casanova. Op cit., p. 107.

32 По классификации мексиканских специалистов, в 1960 г. "высший класс" страны - крупная буржуазия, обуржуазившиеся помещики, высшие чиновники и верхушка армии - составлял 6,5% населения. На долю "среднего класса" - средняя и часть

стр. 44

В рассматриваемый период произошел значительный рост буржуазии и чиновничества, особенно за счет выходцев из революционной армии, генералы и офицеры которой получили высокие посты и возможность использовать свое положение для личного обогащения. Этот "средний класс" стал массовой политической опорой мексиканского буржуазного развития. Это наложило определенный отпечаток политического радикализма на мировоззрение мексиканской буржуазии и на ее политический режим, особенно на первых порах. Однако развитие капитализма в стране постепенно стирает его следы. Наблюдателю бросается в глаза то обстоятельство, что если старшее поколение мексиканской буржуазии все еще не лишено некоторых демократических идеалов, настроено в значительной степени антиамерикански и с симпатией относится к СССР, то младшее в высшей степени американизировано. Это дельцы американской формации. Их политические взгляды сводятся к провозглашению своей "аполитичности", которая заключается в отказе от революционно-демократических идеалов предшествующего поколения, в космополитизме, преклонении перед американским капиталом. Так намечается основная линия эволюции политических взглядов мексиканской буржуазии.

Потеряв большую часть своих земель, помещики постепенно слились с буржуазией, занялись спекуляцией денежными бумагами, ростовщичеством, скупкой и перепродажей сельскохозяйственных продуктов. Паразитизм этой части населения в значительной степени сохранился. "Сила этого слоя, - отмечал мексиканский экономист Х. Л. Сесенья, - очень велика в провинции, особенно в зонах низкой индустриализации. Везде, где можно, он противится изменению статус-кво и является антидемократическим и реакционным фактором"33 .

Революция и буржуазно-демократические преобразования вызвали изменения в политическом строе Мексики. Политическое господство перешло от помещиков к мексиканской буржуазии и чиновничеству. Первоначально к власти пришла средняя и мелкая буржуазия, но дальнейшее развитие капитализма сконцентрировало власть в руках крупной буржуазии. В то время как в большинстве латиноамериканских стран помещики превратили вооруженные силы в свое политическое орудие, а государственные перевороты сделали излюбленным методом политической борьбы, в Мексике с падением политического и экономического могущества этого класса утвердилось конституционное президентское правление как форма политического господства буржуазии. Последняя пользуется значительным влиянием среди народных масс в связи с тем, что под ее руководством были проведены существенные политические и экономические преобразования.

В результате изменения социального состава офицерства, вовлечения его в ряды правящей партии, создания профессиональной армии и сокращения ее численности до 50 тыс. армия превратилась в послушное орудие буржуазного правительства. Резко сократились расходы на армию. Если в 1925 г. на армию расходовалось 44% всего федерального бюджета, то в 1963 г. - лишь 6%34 . Сам процесс организации крестьян, которым в период президентства Карденаса вручались не только земли, но и оружие для их защиты, был одним из важных этапов на пути обуздания милитаризма в Мексике. С другой стороны, привлечению армии на сторону правительства способствовала и последовательно проводимая политика обуржуазивания командных кадров


мелкой городской и сельской буржуазии, среднее звено госаппарата, офицерство, интеллигенция, высокооплачиваемая верхушка рабочих и т. д. - приходится 33,5% всего населения. "Низший класс" - рабочие, крестьяне, безработные, городские и сельские низы - составлял 60% всего населения. Ibid., p. 107.

33 J. L. Cecena. Op. cit., p. 185.

34 P. G. Casanova. Op. cit., p. 42.

стр. 45

армии. Правительство предоставляло контракты и подряды офицерству, поддерживало его спекулятивные операции и увлечение бизнесом, что вело к превращению многих офицеров в капиталистических предпринимателей.

Интенсивное капиталистическое развитие страны обусловило и падение роли касикизма (власти местных "князьков" - пережитка дореволюционной эпохи), хотя в роли касиков в послереволюционный период подвизались революционные лидеры. Касики постепенно превращались в капиталистических предпринимателей и ныне предпочитают внеэкономическому принуждению и прямому вооруженному насилию, к которому они прежде прибегали, "законную" капиталистическую эксплуатацию трудящихся.

Еще в период 20 - 40-х годов были подорваны сила и влияние церкви. Это был результат антиклерикальной политики правительства, особенно при президенте Кальесе и его сподвижниках. Карденас, как известно, прекратил преследование церкви, а церковь, со своей стороны, поддержала национализацию нефтяной промышленности в стране. Следующий президент, Авила Камачо, открыто объявил себя католиком. В последующие годы происходило определенное усиление роли и значения церкви. Однако сегодняшнее влияние церкви, отделенной от государства, не идет ни в какое сравнение с ее политическими позициями в прошлом.

Несмотря на наличие ряда политических партий и организаций, все основные места в государственном аппарате занимают представители правящей Конституционно- революционной партии, насчитывавшей, по заявлению ее лидеров, в 1964 г. 6,6 млн. членов35 . Столь высокая численность партии объясняется обязательностью членства в ней ряда категорий работников, например, чиновников, и вхождением в партию целых профсоюзных, молодежных и т. п. организаций и союзов. Оппозиционные партии (за исключением Коммунистической и Народно-социалистической) также тесно связаны с правительством, которое нередко финансирует наряду с Конституционно- революционной партией36 и эти оппозиционные партии. Этот факт говорит о большой гибкости и политической ловкости мексиканской буржуазии.

Буржуазная политическая система в Мексике существенно отличается от традиционной буржуазной демократии, что в значительной мере затрудняет борьбу трудящихся против власти буржуазии. В докладе XV очередному съезду Мексиканской коммунистической партии 18 июня 1967 г. Первый секретарь ЦК компартии Арнольдо Мартинес Вердуго отмечал, что "мексиканская буржуазия оказалась неспособной установить даже буржуазную демократию традиционного типа с участием партий и парламентских учреждений и с минимальным уважением прав на организацию и профсоюзную борьбу для рабочих". "В настоящее время, - подчеркнул А. Мартинес Вердуго, - наша страна глубоко антидемократична, а ее политический режим открыто антинароден. Доказательством этого является существующая избирательная система, которая сосредоточивает в руках правительства и его организаций контроль над всем избирательным процессом от его подготовки до подведения итогов. Все продумано и организовано так, чтобы гарантировать политическую монополию официальной партии, которая стоит у власти почти сорок лет и не учитывает только интересы народных масс; нарушаются избирательные права даже некоторых слоев самой буржуазии, которые не могут рассчитывать на преобладание в государственном аппарате"37 .


35 Ibid., p. 114.

36 Ibid., p. 22.

37 "Politica", 14.VII. 1967.

стр. 46

В ходе развития послереволюционной Мексики в стране сложилась правящая олигархия, узкая группа лиц, которая держит в своих руках бразды правления, - так называемая "революционная семья", которая, по определению американского исследователя Ф. Бранденбурга, состоит из людей, которые правили Мексикой в течение послереволюционного периода, участвовали в определении политической линии революции и сегодня играют эффективную роль в принятии государственных решений38 . Одним из важнейших факторов, объединяющих "революционную семью", является общий интерес ее членов к сохранению власти, престижа и богатства39 .

Если XIX век, как и почти вся первая половина XX в., наполнен острой борьбой, как вооруженной, так и мирной, между противоборствующими социально-политическими силами, то для современной Мексики начиная с 40-х годов характерно относительно стабильное, буржуазно-конституционное правление под эгидой так называемой "революционной семьи", узкой олигархической группировки, держащей в своих руках бразды правления. Однако классовые противоречия, зреющие в недрах мексиканского общества, периодически прорываются в виде забастовок, движений протеста, а иногда и вооруженных выступлений. Общественные отношения в Мексике отличаются меньшей, чем в других странах Латинской Америки, остротой социальных противоречий. Это связано и с осуществлением ряда преобразований и ликвидацией полуфеодального латифундизма, снявших препятствия на пути капиталистического развития, и с относительной незрелостью классового самосознания рабочих и крестьян, все еще видящих в правящей элите не столько представителя крупной буржуазии, сколько вождя социально-экономических преобразований.

Главную угрозу своему политическому влиянию на массы мексиканская буржуазия видит в Мексиканской коммунистической партии, против которой она направляет главные удары. "Очевидно, что основной целью этого открыто антидемократического режима является исключение рабочего класса, крестьянства и других трудящихся из политической борьбы. Одним из наиболее ярких проявлений этого является отказ зарегистрировать Мексиканскую коммунистическую партию с целью помешать независимому участию рабочего класса в избирательной кампании во главе с партией, которая представляет его настоящие и будущие интересы"40 , - подчеркивал Первый секретарь ЦК Мексиканской коммунистической партии Арнольдо Мартинес Вердуго в докладе XV съезду.

Несмотря на значительное влияние государственно-капиталистического сектора и иностранного капитала в экономике и политике страны, политические позиции мексиканской буржуазии значительно прочнее, чем буржуазии большинства латиноамериканских стран, ибо она не делит власть с латифундистами, традиционно занимающими в других странах континента господствующее положение. Даже высшее чиновничество, связанное с предприятиями государственного сектора, постепенно превращается в составную часть мексиканской буржуазии.

Позиции мексиканской буржуазии особенно усилились в конце 40-х - начале 50-х годов. Решающим этапом в усилении экономических и политических позиций буржуазии, очевидно, можно считать президентство Мигеля Алемана (1946 - 1952 гг.), когда на дрожжах промышленного и финансового бума особенно быстро росла крупная мексиканская буржуазия и вопрос о дальнейшем развитии Мексики был окончательно


38 E. Brandenburg. Op. cit, p. 3.

39 Ibid.

40 "Politica". 14.VII. 1967.

стр. 47

решен в пользу капитализма. Предшествующие социально-экономические преобразования заложили основы для ускоренного капиталистического развития.

Мексиканской буржуазии удалось, опираясь на свои связи и экономические возможности, превратить официальные проправительственные организации с обязательным членством в сильное средство своего политического и экономического влияния на президента и "революционную семью". Наиболее важными организациями буржуазии являются Национальная конфедерация промышленных палат, Национальная конфедерация торговых палат, Конфедерация предпринимателей Мексиканской республики, а также Ассоциация банкиров Мексики и Мексиканская ассоциация страховых учреждений. Созданные формально как консультативные органы государства для выявления нужд промышленной и торговой буржуазии, эти организации фактически действуют как объединения предпринимателей, оказывающие решающее влияние на законодательство и администрацию41 . Представляя лишь около 5% всего населения страны (около 200 тыс. мексиканцев), эти объединения (не без помощи контролируемой ими печати) добиваются решения в свою пользу вопросов, имеющих общенациональное значение. Показателем влияния буржуазии на правительство является тот факт, что президент, ежегодно отчитываясь перед Федеральным конгрессом, делает то же самое перед банкирами на их национальных ассамблеях через посредство своего секретаря по финансам.

Наряду с национальной буржуазией большим влиянием в стране продолжают пользоваться представители иностранного капитала. Отношения национальной буржуазии и иностранного капитала являются отношениями одновременно и союза и борьбы. В некоторых отраслях национальная буржуазия тяготится иностранным капиталом, ведет против него борьбу, но в целом вынуждена терпеть его присутствие из-за экономического могущества и технологического превосходства последнего.

В настоящее время влияние иностранного капитала в стране приобрело более гибкие формы. Система участия, широко практикуемая ныне иностранным капиталом, делает значительные слои мексиканской буржуазии, по существу, представителями иностранного капитала. И именно эти слои мексиканской буржуазии являются экономически наиболее могущественными и влиятельными в стране как в силу собственного экономического веса, так и благодаря опоре на иностранный капитал, позиции которого в экономике весьма сильны.

В отчетном докладе ЦК XV съезду Мексиканской коммунистической партии отмечалось, что в ходе быстрого развития по пути капитализма в Мексике "выросло число и экономическое могущество крупных миллионеров. По подсчетам, в настоящее время в Мексике насчитывается около двухсот магнатов, имеющих собственный капитал от 2 до 5 миллиардов песо каждый... Эти воротилы участвуют в банках, в промышленности, в сфере обслуживания, поддерживают широкую и активную связь с государственными учреждениями и тесно связаны с монополиями США и других стран. Сложилась могучая финансовая олигархия, чьи представители входят в состав руководства как предприятий так называемой частной инициативы, так и государственных предприятий и учреждений, в которых они занимают все более важные руководящие посты"42 .

Основное различие между национальной буржуазией и представителями иностранного капитала сводится к тому, что национальная буржуазия заинтересована в ускоренном экономическом развитии и в


41 P. G. Casanova. Op. cit., pp. 53, 54.

42 "Politica", 14.VII. 1367.

стр. 48

реинвестировании прибылей, а иностранный капитал, главным образом США, стремится вывозить прибыли из страны. В повседневной экономической жизни страны интересы тех и других тесно переплетены. Иностранный капитал, учитывая существующие в стране особые по сравнению с другими странами Латинской Америки условия, стремится проводить свою политику через посредство национальной буржуазии. Он оказывает большое влияние на экономическую политику страны, в частности через руководителей основных правительственных палат промышленности, торговли и банков, поскольку при выборе кадров для этих учреждений учитывается мнение представителей иностранного капитала и кругов мексиканской буржуазии, с ними связанных.

Большую роль в экономической и политической жизни страны играют чиновники государственного и управленческого аппарата. Позиция этого слоя мексиканского общества по основным политическим вопросам противоречива, что отражает объективную противоречивость его положения. С одной стороны, этот слой вырос и достиг материального благополучия и влияния благодаря росту госсектора и его положение прямо зависит от развития этого сектора. В силу этого чиновничество поддерживает и непосредственно осуществляет мероприятия по расширению деятельности государственных предприятий и строительству новых объектов. С другой стороны, многие представители этого слоя, работая в непосредственном контакте с мексиканской буржуазией, по ее заказам и при этом нередко злоупотребляя своим служебным положением ради получения взяток, в своей повседневной деятельности фактически поставили себя на службу буржуазии или отдельным ее представителям. Сплошь и рядом они жертвуют государственными интересами ради интересов тех или иных банкиров или промышленников. Кроме того, многие из чиновников за годы службы сколотили немалое состояние, которое они вложили или собираются вложить в частные предприятия. Чиновничий аппарат тысячами нитей связан с буржуазией и через посредство личной унии и через участие в предпринимательстве. За оказанные услуги частные компании предоставляют чиновникам теплые местечки с высоким окладом. Все это, вместе взятое, побуждает чиновничество выступать сторонниками и поборниками частнокапиталистического развития. Высший слой мексиканского чиновничества по своему положению и интересам приближается к тому слою чиновничества в ряде других развивающихся стран, который принято называть бюрократической буржуазией.

Эта двойственность характерна для всей правящей элиты страны. Как отмечал известный мексиканский экономист Хосе Луис Сесенья, внутри правительства существуют два течения: одно выражает интересы монополистического капитала, с которым некоторые его представители тесно связаны, второе, представленное служащими и руководителями государственных предприятий и агентств, в известной степени выражает интересы нации. По подсчетам Сесеньи, к первому течению относится около 30% высших чиновников и руководителей государственных организаций, около 40% принадлежит к промежуточному слою, представители которого имеют немалые личные интересы, связанные с исполнением своих высоких обязанностей, и 30% можно считать сторонниками национальной политики. Из 40% промежуточного слоя, несмотря на богатство его представителей и стремление к обогащению, видимо, какое-то число не связано с иностранными интересами и занимает или может занять патриотическую позицию. Общий вывод, к которому приходит Хосе Луис Сесенья, сводится к тому, что около 60% всех чиновников и руководителей госсектора относится к прокапиталистическим силам43 .


43 J. L. Cecena. Op. cit., p. 187.

стр. 49

Мексиканский путь развития представляет собой попытку преодолеть отсталость и полуколониальное положение на путях капитализма при помощи проведения относительно глубоких и радикальных преобразований. Характерной чертой мексиканского развития является сохранение низкого уровня жизни трудящихся масс страны. Это - следствие того, что плодами мексиканской революции воспользовалась мексиканская буржуазия, переложившая на плечи народных масс все тяготы индустриализации и экономического развития.

Первый секретарь ЦК Мексиканской компартии Арнольдо Мартинес Вердуго заявил в докладе на XV съезде: "Наша партия провозгласила необходимость другого пути: пути новой революции, народно-демократической и антиимпериалистической, глубоко народной по характеру ее движущих сил и тех изменений, к которым она стремится; высокопатриотической потому, что она разорвет узы зависимости Мексики от экономического господства империализма и утвердит национальную независимость и суверенитет; полностью демократической потому, что она заменит реакционную власть крупной буржуазии народно-демократическим правительством, которое будет уважать права рабочего класса и народа в целом, которое воплотит в жизнь лозунг "Всю землю тем, кто ее обрабатывает" и мобилизует свои силы для борьбы против крупного монополистического капитала Мексики"44 .


44 "Politica", 14.VII.1967.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ-ПРЕОБРАЗОВАНИЯ-В-МЕКСИКЕ-1930-1960-гг

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Anatoli ShamoldinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shamoldin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е. В. КОВАЛЕВ, СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МЕКСИКЕ (1930 - 1960 гг.) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 03.12.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ-ПРЕОБРАЗОВАНИЯ-В-МЕКСИКЕ-1930-1960-гг (дата обращения: 24.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Е. В. КОВАЛЕВ:

Е. В. КОВАЛЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Anatoli Shamoldin
Хабаровск, Россия
2870 просмотров рейтинг
03.12.2016 (2699 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
7 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
18 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МЕКСИКЕ (1930 - 1960 гг.)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android