Социальное неравенство и публичная политика / Ред. кол.: Медведев В. А. (отв. ред.), Горшков М. К., Красин Ю. А. М.: Культурная революция, 2007. - 336 с.
Социальное неравенство в России, к сожалению, продолжает углубляться. И дело не только в текущих доходах, децильные различия в которых уже перевалили за показатель 15:1. Социальное неравенство начало отчетливо проявляться в сфере распределения и перераспределения собственности, доступа к важнейшим общественным благам. Именно поэтому выбранный авторами книги ракурс - социальное неравенство и публичная политика - представляется актуальным и продуктивным как с исследовательской, так и политической точек зрения.
Опыт показывает, что неравенство в собственности, в доходах и уровне жизни стимулирует экономическое развитие, а унификация и уравниловка тормозят его. Но, как отмечают авторы, "за определенными пределами социально-экономическое неравенство начинает играть обратную роль: паразитирующее богатство и маргинальная бедность погашают, а то и вообще подавляют стимулы развития, ведут к деградации общества" (с. 9). Это утверждение во многом предопределяет направление тех мер в социальной политике, которые ответственное государство должно реализовать уже в ближайшие годы.
В книге делается попытка оценить количественный аспект избыточности нынешнего российского неравенства. После рассмотрения этого аспекта в различных группах государств авторы приходят к выводу, что для европейских стран "граница между нормальным и избыточным неравенством пролегает между значениями коэффициента Джини от 0,2 до 0,3, а децильного коэффициента - от 7 до 10 (с. 35). Этот выбор важен не только с количественной точки зрения. Он фактически указывает на предпочитаемый авторами тип социальной политики - европейский, который характеризуется достаточно сильным участием государства в перераспределительных процессах.
Такого рода цель предполагает существенные изменения в социальной политике России, например в сферах социального и пенсионного обеспечения, здравоохранения и образования, обязательного социального страхования. Но успех этих изменений зависит от бюджетной политики и качества экономического роста. Сверхцентрализация налоговых доходов в федеральном бюджете приводит к обескровливанию региональных и муниципальных финансов. Так, менее 20 субъектов РФ являются донорами федерального бюджета и лишь 4% муниципальных образований получают доходы, достаточные для выполнения своих (прежде всего социальных) функций. В этом одна из основных причин растущих территориальных различий в жизненном уровне.
Только принципиальные изменения в структуре российской экономики, резкое повышение ее внешней и внутренней конкурентоспособности могут создать благоприятные условия для формирования "нормального неравенства". Кроме финансовых и экономических рычагов в этой сфере, не менее важно развитие таких институтов, как гражданское общество и социальное партнерство.
Авторы считают, что социальное неравенство в российском обществе проявляется также в разном качестве жизни, социально-психологическом состоянии людей, здоровье, степени доступности к стратегиям улучшения своего положения (с. 114)
Ознакомление специалистов с рецензируемой книгой может дать определенный толчок для размышлений и практических действий по реформированию широкого круга вопросов внутренней политики в России.
д. э. н. Е. Гонтмахер
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |