Русские дети. Основы народной педагогики. Иллюстрированная энциклопедия СПб.: Искусство - СПб, 2006
Энциклопедия "Русские дети" рассказывает о традиционном для русского народа воспитании детей. В книге воссоздаются условия жизни детей в русской деревне XIX - первой четверти XX века, прослеживаются все этапы пути ребенка от рождения до перехода во взрослую жизнь, который в крестьянских семьях совершался очень рано: в 14- 16 лет. Уже по названиям словарных статей можно судить о том, насколько подробно рассматривается каждый этап: "Новорожденный", "Колыбель", "Колыбельная песня", "Материнское молоко", "Пеленание", "Купание", "Обмен зубов", "Отлучение от груди" и т.д. Из этих статей можно узнать, к примеру, каковы были диалектные названия колыбели, как она размещалась в избе и крепилась к шесту, какие мифопоэтические представления связаны с идеей колыбели и даже этого колыбельного шеста, очапа. Оказывается, он символизировал дорогу, по которой младенец приходит в мир. По количеству сучков на очапе гадали о количестве будущих детей, для его изготовления в разных областях использовались разные породы дерева.
Из статьи "Новорожденный" узнаем, что младенец до сорока дней воспринимался в народной культуре как маргинальное существо, сохраняющее связь с потусторонним миром. Полноценному вступлению его в жизнь сопутствовала целая серия обрядов, как церковных, так и народных, корнями уходящих в язычество. Значение придавалось каждой мелочи, в каждом знаке пытались угадать будущую судьбу ребенка: если легкое и крепкое тельце - долговечный, если родился лицом вниз, то долго не проживет, если спит лицом вниз, то останется сиротой. Социализация ребенка начиналась с обряда крещения. Некрещеный ребенок в народном сознании воспринимался как нечто, с одной стороны, чужеродное, нечистое, с другой - в высшей степени уязвимое, подверженное всяческой порче. В день крещения обычно совершалось и имянаречение, причем выбор имени осмыслялся как выбор судьбы. Имя могло носить защитную функцию, а подчас его и скрывали: именно поэтому было распространено безымянное обращение к ребенку - "детка", "деточка", "солнышко", "ягодка". Только в отроческом возрасте ребенка начинали звать его личным именем.
По мере роста ребенка все большее значение в его жизни занимали игры. В книге приводятся описания игр, начиная от "пальчиковых" игр взрослых с младенцами (на каждую игру дается пояснительный рисунок) до состязательных игр подростков ("горелки", "лапта", "пешки", "городки", "столбики" и т.п.), каждая из которых описывается со всеми ее правилами. Но при всей изобретательности крестьянских детей на развлечения жизнь их состояла отнюдь не только из игр: примерно с 7 лет (в богатых семьях - с 10, в бедных - с 5 - 6) детей начинали приобщать к труду, так что к окончанию детства девочки уже становились опытными воспитательницами, а мальчики были посвящены во все серьезные хозяйственные дела семьи.
стр. 45
Чем девичья коса отличается от женской, сколько времени ребенка кормили грудным молоком, почему одному давали имя Мороз, а другому - Некрас, кто такие кум и кума и в каких отношениях между собой они должны были состоять, как относились крестьяне к рождению близнецов - на все эти вопросы можно найти ответ в этой книге. Авторы полагают, что книга даст возможность "вспомянуть" давно и недавно забытое, понять жизнь наших предков и взять у них для себя то, что покажется интересным и нужным.
Т. Александрова
Лебина Н. Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: контуры, символы, знаки СПб.: Дмитрий Буланин, 2006
Каждый человек по сути своей является путешественником во времени. Чем дольше жизнь - тем длиннее путешествие и тем разительнее контраст между былым и нынешним. Вызовешь в памяти картинку минувшего - она придет непременно в вещественных образах. Пятидесятые - инвалиды на тележках, наголо остриженные мальчишки в тюбетейках и сатиновых шароварах, оранжевые с бахромой абажуры, булочные с высокими стеклянными колпаками прилавков... Шестидесятые - прически-"халы" и туфли-"гвоздики", густые стрелки на глазах и "болонья", крашеные фанерные столики и стулья на алюминиевых ножках враскоряку... Семидесятые - "клеши" с бубенчиками, "платформы", похожие на копытца, ящики-магнитофоны...
Скоротечность жизни вообще и особенная скоротечность нашей жизни в двадцатом веке рождала множество вещей, понятий и слов, которые быстро проходили, сменяясь другими вещами, понятиями, словами. Иногда слова возвращались - вроде какой-нибудь "жировки" в устах старенькой бабушки. Что за "жировка" такая? Что-нибудь жирное? Талон на сало?..
Нынешним пятнадцатилетним трудно объяснить, что такое коммуналка, дефицит, "макулатурные книги". Бытовые реалии, казалось бы вечные, уходят столь стремительно, что скоро даже человек средних лет с трудом сможет припомнить многие подробности своей юности: что носили, ели-пили, как все это "доставали" и как в те времена строились отношения с родней, соседями, властями.
А ведь, кроме прямого значения слов, было еще и скрытое, социальное. Разве могут сегодняшние молодые понять, что для поколения их родителей значили джинсы - любые, даже плохонькие индийские? Как сочетание "габардиновое пальто" ласкало слух его прабабушки! Как значимы были в каком-нибудь НИИ "заказы", которых вечно не хватало всем: достанется - не достанется, привезут или придется самим ехать?..
Все эти мелочи прошедшей жизни действительно "банальны" - тут с автором не поспоришь, но ведь это была наша жизнь. И появление словаря, толкующего ушедшие и уходящие бытовые реалии, термины моды, названия организаций, должностей и занятий (сберкасса, товарищеский суд, управдом, валютчик и проч.), охватывающего период с 1920-х по 1980-е годы, желанно и важно.
Такая книга незаменима для историка, обратится к ней и культуролог, филолог, а мы с вами будем читать "просто" - чтобы вспомнить, сравнить, вздохнуть.
В. Бокова
стр. 46
Чупринин С.
Русская литература сегодня: Большой путеводитель Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям М.: Время, 2007
Известный литературный критик, редактор журнала "Знамя" Сергей Чупринин взялся за непростую задачу - помочь читателю разобраться в мире новейшей художественной словесности с ее бурным разнообразием жанров, приемов, понятий, терминов и имен.
Все, что вам нужно знать, чтобы прослыть человеком, хорошо разбирающимся в современной литературе, - заголовок, предпосланный к книгам проекта, говорит о том, что автор опирался не на собственный вкус, а на то, "о чем говорят", то есть на имена, темы, сюжеты, актуальные для сегодняшнего читателя. Поэтому первая книга проекта включает обширный раздел "Писатели России", знакомящий с именами, присутствие которых на книжном рынке стало неопровержимой реальностью, вне зависимости от того, какую литературу эти имена представляют, интеллектуальную или массовую. Причем Чупринин сознательно не касается писателей-классиков, объясняя это широкой доступностью их биографических сведений, а фокусирует внимание на авторах, которые именно в последнее десятилетие сполна реализовали свой творческий потенциал. "Большой Путеводитель" включает более 180 биографических статей о современных прозаиках, поэтах, критиках самых разных направлений и жанров, в том числе и о современных литературных "звездах". "Звездами" автор называет писателей, чья известность порождена, обеспечена и/или поддержана медийными средствами и, прежде всего, частотой появления на телеэкране. (В качестве наиболее показательных примеров приводятся Дарья Донцова, Татьяна Устинова, Борис Акунин, Владимир Сорокин.)
В "Большом Путеводителе" читатель найдет также полезный раздел "Памятные даты" - хронику литературной жизни постсоветского периода, позволяющую освежить память, напомнив о том, что становилось событием в те годы, а также разделы "Премии" (о литературных наградах), "Союзы" (о писательских объединениях, возникших на руинах Союза писателей СССР), "Периодика" и "Русский Гиннес" (о наградах, премиях и "рекордах" современных писателей).
Вторая книга проекта, по словам автора, прежде всего позволяет ему провести ревизию собственных знаний, а кроме того, заглянуть в самые отдаленные уголки литературного пространства. Она проводит читателя по всем парадным залам и чуланчикам современной литературы, дав, как это и положено путеводителю, хотя бы самое общее и беглое представление о тех достопримечательностях, что окажутся на его пути. Этот словарь-энциклопедия призван помочь читателю ориентироваться в море современных терминов, названий, определений и различать, по возможности, реализм, турбореализм, постмодернизм, трансмодернизм и прочие "измы", а также приквелы, сиквелы, римейки, фанфики и множество других модных понятий, которые в последнее десятилетие рождались на наших глазах. Книга также способна послужить своеобразной хрестоматией по сегодняшней критике, объединив самые разнообразные высказывания о современной литературной жизни. Написанная занимательно и легко, она отражает знания автора, накопленные им за сорок лет участия в литературном процессе.
Т. Земцова
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |