Социальный строй Испании после арабского завоевания
"Annales. Economies. Societes. Civilizations". Paris. 1974, N 6.
Социально-экономический строй формировавшихся в эпоху раннего средневековья западноевропейских феодальных государств складывался в результате взаимодействия экономических и общественных структур народов, находившихся на разных ступенях исторического развития. Этот процесс получил в марксистской исторической науке название романо-германского синтеза. В вестготской Испании он протекал сравнительно быстро, и здесь раннефеодальные отношения сложились прежде, чем в других европейских странах. Но в дальнейшем на развитие феодализма в Испании и на формирование испанского народа известный отпечаток наложило завоевание этой страны арабами, находившимися в тот момент на раннефеодальной стадии развития.
Обращение историка из Лионского университета П. Гвишара к проблеме влияния арабского завоевания на социальное развитие Испании вызвано нашумевшей книгой И. Олагю, утверждавшего, что вообще неизвестно, имело ли, собственно, место завоевание арабами Испании, поскольку об этом-де нигде не упоминается, кроме как в поздних и недостаточно достоверных источниках1 .
Автор статьи заявляет, что он не претендует на окончательное решение вопроса, какова - "западная" или "восточная" - природа цивилизации мусульманской Испании. Конечно, такая постановка вопроса о социальном строе Испании периода арабского завоевания, довольно распространенная в буржуазной историографии, не может привести к плодотворным результатам при исследовании особенностей социально-экономического развития Испании того времени. В этом, в частности, убеждает и многолетняя полемика двух испанских медиевистов - К. Санчес-Альборноса и А. Кастро.
В статье уделено значительное место изложению этой полемики. Санчес-Альборнос и его последователи, получившие название "традиционалисты", доказывают, что арабское влияние не могло быть существенным, ибо испанская цивилизация была "западной" в отличие от "восточной", которую представляли арабы. Кастро же писал, что абсурдно говорить об испанском народе в VII-VIII вв., поскольку перед арабским завоеванием такого понятия еще не существовало, а поэтому нет никакой непрерывной линии развития между вестготской Испанией и Реконкистой. Гвишар справедливо замечает, что концепция Санчес-Альборноса преуменьшает влияние арабского завоевания на Испанию (стр. 1487). Но гораздо важнее, что как Санчес-Альборнос, так и Кастро игнорируют глубинные социально- экономические факторы, лежавшие в основе формирования испанского народа.
Не соглашаясь ни с той, ни с другой стороной, Гвишар пытается предложить свою схему социального развития Испании в период мусульманского завоевания. Но подобно тому, как Санчес-Альборнос и Кастро
1 I. Olague. Les Arabes n'ont jamais envahi l'Espagne. P. 1969.
стр. 186
сводят проблему взаимодействия арабских и испанских общественных структур к вопросам культуры и религии, так и Гвишар, дав подзаголовок к своей статье "Социальные структуры мусульманской Испании", также ограничивается, по сути дела, второстепенными факторами, сводя всю проблему к вопросу о роли мужчин и женщин в испано-мусульманский период, о брачных связях, о системах родства, о той или иной форме наследования имущества (стр. 1494 - 1495). Тем самым и Гвишар уходит от вопроса о социальном развитии и особенностях феодальных отношений в мусульманской Испании. Другая характерная черта концепции Гвишара состоит в том, что он подменяет социальную историю этногенезом, да и тот рассматривает исключительно через призму брачных связей между арабами и местным населением, игнорируя социальный аспект. Много места в статье уделено вопросу о том, что было больше распространено в мусульманской Испании: экзогамия или эндогамия.
Заключительный вывод Гвишара состоит в следующем: социальные структуры, перенесенные с Востока и из Северной Африки, наложили серьезный отпечаток на историческое развитие Испании и явились важным структурным элементом испано-мусульманского общества, в чем, по его мнению, особенно убеждает положение женщины в этом обществе, а также его интеллектуальная атмосфера и культура (стр. 1512). Но при этом автор так и не может ответить на главный вопрос, изменился ли социальный строй Испании после арабского завоевания, объяснить действительную специфику развития феодальных отношений в Испании, основой которых был испано-готский синтез 2 .
2 См. А. Р. Корсунский. Готская Испания. М. 1969, стр. 302.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |