Автор: Сегодня я предлагаю рассмотреть тему эволюции.
Философ: Во всех обсуждениях этой темы возникает один вопрос: что понимается под термином эволюция? И о какой эволюции говорят - химической, биологической? Или о глобальном эволюционизме?
Ученый: Сейчас и синергетика пользуется термином эволюция. Это процесс вообще, любое развитие.
Философ: Скажите лучше - движение. Но можно ли понимать эволюцию как движение? Дело даже не в этом: в каком дискурсе говорить об эволюции?
Ученый: В научном, конечно, и только. Мне ближе то понимание эволюции, которое раскрывается в синергетике. Хотя и тут тоже имеется разброс мнений. Одни говорят, что развитие протекает по многим каналам, причем процесс определяется предзаданным аттрактором. Но другие считают, что определяет не аттрактор, а бифуркация - случайный перескок с одного канала на другой.
Философ: Если мы все это начнем обсуждать, я не думаю, что мы до чего-нибудь договоримся. Эволюция это широкое понятие, о чем у нас идет речь?
Автор: Речь идет о телеологическом понимании эволюции. Но и здесь надо четко поставить задачу. Я предлагаю следующую постановку вопроса: какова эволюция природных систем, содержащих телеологическую связь? Как они возникли? Я вижу, что философ хочет возразить. Вы считаете это слишком частной задачей? Но я надеюсь на этом примере прийти к общему заключению о понимания эволюции.
Ученый: Вы сказали - телеологическая связь, напомните, пожалуйста, что это такое.
Автор: В наших предыдущих беседах 1 я назвал телеологической такую связь свойств веществ и связь процессов, которая определяется общностью цели 2 . Поэтому системы, содержащие телеологическую связь, можно назвать целеполагающими системами. Примеров таких систем было дано очень много: природная вода. в которой имеется согласование свойств,
1 См. цикл статей автора: Философские исследования. 1998. N 2, 4: 1999. N 2, 4; 2001. N 2.
2 Пашкин Е.М, Панкратов А.В. Синергетика геосистем Геоэкология, 2001. N 2. С. 99-106.
стр. 182
обеспечивающее протекание различных процессов, разрыв горных пород непромерзание водоемов. Мы говорили, что только при таком согласовании свойств воды возможны жизненно важные процессы. Другие примеры: природные циклы углерода и азота, в которых имеется связь различных процессов, или многие другие случаи целевого взаимодействия в природе.
Ученый: Да, я вспомнил. Мы, действительно, много говорили об этом, но у нас никогда не было вопроса о том, как же эта телеологическая связь возникла. Конечно, тут есть проблема. Можно я поясню, как я все это понимаю? Вот так: при Большом взрыве образуются элементарные частицы, затем Вселенная, расширяясь, охлаждается, тогда идет образование химических элементов, затем молекул из атомов, затем веществ из молекул. Возникло вещество, структура вещества определяет его свойства - например, температура кипения, плавления... Но вот тут как-то возникает это целевое согласование свойств веществ.
Автор: Да. Вполне с вами согласен, но я хочу то же самое пересказать иначе, еще проще. Вы сказали - возникло вещество, но я добавлю - не вообще вещество, а целеполагающая система, то есть система, обладающая такими свойствами, что она выполняет определенную жизненно важную миссию. Вода, например, обладает совокупностью свойств, позволяющей ей разрывать горные породы, в результате чего возникают почвы. Или те же природные циклы, без которых невозможно существование жизни. Тогда тема эволюции ставится так: как образовались такие системы или такое вещество, как скажем, вода? И, повторяю, это не частная задача, это модель проблемы эволюции вообще. Сюда, в эту модель входит и проблема происхождения жизни и человека, и тема изомеров белка (хиральность), и вообще любая задача эволюции, поскольку целеполагающие системы всегда возникают в ходе эволюционного процесса.
Образование любого вещества, и воды в том числе, можно представить как цепь последовательностей, которая соответствует принципу действующей причинности, когда прошлое определяет будущее: возникает структура вещества, она является причиной свойств вещества...
Философ: Начальная причина Аристотеля...
Автор: Это обычная логика науки. Но тут я обращаю ваше внимание на то, что воде присуща еще другая группа свойств, которые имеют такую особенность - они согласованы так, чтобы предать воде целевую функцию, скажем, разрушать горные породы и тем самым создавать почву. Оказывается, что возникает как-то эта другая группа свойств, телеологическая связь. Эта телеологическая связь, как я говорил в предыдущих беседах, никак не связана со структурой вещества, она зависит от цели. Она вне структуры.
Философ: Это конечная целевая причина Аристотеля...
Автор: Да, правильно, но мы постоянно говорим именно о том, что наука не знает целевой причины Аристотеля. Возвращение целевой причины - это и есть содержание всех наших бесед. Но я продолжаю. Из факта возник-
стр. 183
новения целеполагающих систем, содержащих телеологическую связь, я прихожу к решающему выводу: телеологическая связь возникает вне того процесса, который соответствует принципу действующей причинности. Поясню эту мысль. Целеполагающая система это система, в которой настоящее определяется будущим. Возникает из атомов молекула воды, но целевая задача, которую вещество "вода" будет выполнять, уже была изначально заложена в этом возникновении вещества из атомов, она была предзадана еще до того, как началась Эта последовательность причинно" следственных событий. То же самое относится и к любой целеполагающей системе.
Философ: Я перебью вас. Вы берете такие сложные случаи, что вас можно и не понять. Хотите совершенно примитивную систему - курица и яйцо. Возникает яйцо, но курица в нем уже заложена, она предзадана. Яйцо и есть ваша целеполагающая система, подобная воде или циклам. Так?
Автор: Да, вообще заложена любая цель или любой аттрактор. Вот это есть главная мысль - если эволюция разворачивается, подчиняясь принципу действующей причинности, то она не может привести к возникновению целеполагающих систем. У воды не может возникнуть телеологическая связь. Или, если хотите - в логике действующей причинности, когда прошлое определяет будущее, в яйце не может содержаться будущая курица.
И тогда приходится сделать один определенный вывод: линия событий, определяемая принципом действующей причинности, дополняется линией событий, определяемой принципом целевой причинности. Да, только так; иначе никак нельзя понять возникновение в природе телеологической связи.
Философ : И что же тогда получается? Две линии эволюции?
Автор: Да, примем эту терминологию: две линии эволюции, только я сразу оговорюсь, "две линии" - это условность языка, мы вынуждены пользоваться этим термином. Собственно я и вел наш разговор к тому, чтобы показать, как в понимании эволюции сочетаются оба принципа причинности - действующая и целевая причинности. Можно для пояснения этой мысли сказать, что это сочетание двух принципов причинности аналогично тому. что в представлении о веществе мы называем дуализмом материи. Мы говорим о двух "ипостасях" материи: вещество и волна, но ведь этого разделения не существует, это свойство нашего мышления, материя дуалистически едина в этих двух своих проявлениях. Так и в эволюции. Одну линию эволюции мы условно связали с принципом действующей причинности, другую - с принципом целевой причинности. Но на самом деле разделения нет. одно без другого просто не существует, как электрон- частица не существует без электрона- волны. Это все условности нашего мышления.
Ученый: И что же, так протекает, по-вашему, и биологическая эволюция? И происхождение человека?
Автор: Я думаю, да, так. Хотя, конечно, все очень сложно. Если обращаться к тому же Аристотелю, то у него начальная (действующая) причина
стр. 184
связана с субстанцией, а конечная - с универсумом. Так что в сочетании двух принципов причинности творит и материя и сила универсума.
Ученый: Сила универсума - это та ваша неизвестная телеологическая сила?
Автор: Да, моя неизвестная, а та ваша сила, кстати, с которой творит материя, она вам известна? Да, вот так я бы представил вообще эволюцию: процесс возникновения любого явления, любого вещества состоит в сочетании этих двух принципов причинности. И это и есть понимание любого эволюционного процесса вообще.
Это понимание эволюции можно перенести на отдельные частные случаи. Например, явление хиральности, то есть происхождение определенных изомеров белка, можно представить так: идет эволюционный процесс, соответствующий принципу действующей причинности, описываемый научной методикой: синтезируются аминокислоты и белки из них, и вдруг - проявление целевой причинности, это внешний целевой удар, импульс, накладывающий ограничение на строение (гомохиральность) белка. Но при этом, если механизм синтеза аминокислот и белков понятен, это область научного исследования, то механизма телеологического акта вкладывания гомохиральности мы не знаем. Но прежде чем искать механизм действия этого импульса - хотя я и не знаю, как это делать, - надо просто принимать этот творящий акт. И таков же, в принципе, конечно, и механизм возникновения любых различных феноменов - человека, состава атмосферы, фотосинтеза, воды с ее телеологической связью, циклов углерода и азота. Всегда одно - наложение двух типов причинности.
Философ: А я хочу вернуться к своему примеру: - к проблеме курицы и яйца. Я думаю, что это будет хорошая модель вашего сочетания двух принципов причинности. Я так все это понял : вместо "курица или яйцо?" вы утверждаете: " и курица и яйцо сразу ". Подведем итог?
Автор: Телеологическое понимание эволюции состоит в сочетании двух принципов - действующей и целевой причинности.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |