Libmonster ID: RU-13613

В этом выпуске рассуждаем о том, кто и чем управляет в образовании, и презентуем новый проект Центра развития лидерства НИУ ВШЭ, а также завершаем цикл публикаций, посвященных анализу модернизации образования, - говорим о тенденциях в профессиональном образовании.

Клячко Татьяна Львовна, доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Уважаемые коллеги, мы завершаем публиковать цикл статей, посвященных анализу тенденций и проблем в системе образования РФ, подготовленный Татьяной Львовной. Третья статья из цикла посвящена тому, как реформирование образования связано с изменением его качества.

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

О значимости вопроса о начальном профессиональном образовании говорит хотя бы тот факт, что в 2011 г. доля выпускников учебных заведений НПО и СПО в общей численности выпускников учреждений НПО, СПО и ВПО составила 42,2%.

Вместе с тем только около 25% из окончивших учебные заведения НПО выходят на рынок труда сразу после окончания учебного заведения. [Мониторинг непрерывного образования. Инструмент управления и социологические аспекты. М.: МАКС ПРЕСС, 2006.] В основном это выпускники, освоившие профессии, относящиеся к торговле и сфере услуг (продавцы, товароведы, официанты, повара и т.п.).

Почти 3/4 выпускников учреждений НПО после их окончания на рынок труда не выходят.

В первую очередь это относится к юношам, которые сразу после окончания образовательного учреждения или спустя несколько месяцев уходят служить в армию или выходят чисто номинально на 2 - 3 месяца. Показатели трудоустройства выпускников системы НПО - сами по себе низкие - отражают только получение этими выпускниками направления на работу, но не закрепление на рабочем месте. До 20% выпускников системы НПО поступают в вузы или сразу же идут учиться другим профессиям.

стр. 5
Как уже было отмечено, этот уровень профессионального образования, экономическая эффективность деятельности которого крайне низка (они выполняют в основном социальную функцию, "додерживая" сложный контингент до армии), медленно ликвидируется. Пока же в учреждениях НПО учат тому, чему могут учить (по профессиям, для которых есть кадры преподавателей и мастеров производственного обучения, а также - нередко сильно устаревшее - оборудование).

Следует отметить, что бюджетные расходы на систему НПО постоянно снижаются (табл. 1).

Заработная плата в системе НПО также является одной из самых низких в системе образования (табл. 2).

В свете сказанного представляется, что подготовка квалифицированных рабочих кадров в России в ближайшем будущем должна начать строиться на принципиально иной основе. Между тем попытки реанимировать начальное профессиональное образование постоянно делаются, поскольку на него завязана судьба значительного числа подростков, с которыми не хочет (или не может) иметь дело школа.

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Среднее профессиональное образование в развитых странах (в мире) относится к третичному (высшему) образованию. В настоящее время в России система СПО стала транзитным уровнем: 35 % выпускников учреждений СПО теку-

ТАБЛИЦА 1. БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ НА НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В 2004 - 2011 ГГ.

Рассчитано по данным Федерального казначейства и Росстата.

ТАБЛИЦА 2. СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ НАЧИСЛЕННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОТНИКОВ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ В 2010 Г. (РУБЛЕЙ)

Расчеты по данным Росстата.

стр. 6
щего года поступают в вузы, не выходя на рынок труда, а всего около 70 % из окончивших учреждения СПО в течение нескольких лет поступают в высшие учебные заведения. Введение ЕГЭ еще более обострило эту проблему.

Стало расти число учреждений СПО при вузах, обеспечивающих своим выпускникам переход в высшие учебные заведения без сдачи ЕГЭ.

В принципе в системе профессионального образования складывается одна из весьма эффективных образовательных траекторий для молодежи из тех слоев населения, которые не могут позволить себе больших материальных затрат (рис. 1).

Вместе с тем все больше российских семей (домохозяйств) готовы нести значительные материальные траты для обеспечения поступления их детей в вузы (рис. 2).

Малообеспеченные семьи (домохозяйства) также несли и несут затраты на то, чтобы их дети смогли поступить в вузы. Однако в силу дефицита финансовых средств и (или) социальных связей дети из этих семей поступают, за редким исключением, в вузы второго или третьего эшелонов, на вечернюю или заочную формы обучения, в дешевые негосударственные вузы. В результате они, как правило, получают образование низкого качества (псевдообразование) и не имеют необходимых ресурсов для исправления данной ситуации.

Введение ЕГЭ подтолкнуло указанные семьи к изменению поведения в сфере образования, формированию новой образовательной траектории, и одновременно ухудшающаяся демография привела к тому, что вузы во многом поддержали этот тренд.

РИС. 1. ДЕЙСТВУЮЩАЯ МОДЕЛЬ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ И ФОРМИРУЮЩАЯСЯ МОДЕЛЬ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ ИЗ СЕМЕЙ, НЕ ИМЕЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НЕСТИ БОЛЬШИЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ (ФИНАНСОВЫЕ) ЗАТРАТЫ

Опрос семей, 7 - 9 тыс. человек

РИС. 2. ГОТОВНОСТЬ СЕМЕЙ (ДОМОХОЗЯЙСТВ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТА) ПОЙТИ НА СЕРЬЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ТРАТЫ РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ ДЕТИ ПОЛУЧИЛИ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Источник: Мониторинг экономики образования

стр. 7
Структура подготовки по специальностям в системе СПО в последние годы стала строго соответствовать структуре подготовки по специальностям (направлениям подготовки) в вузах, то же самое относится и к характеру ее изменения (векторы изменений структур подготовки в СПО и ВПО стали во многом совпадать). Таким образом, система СПО слабо реагирует на сигналы региональных рынков труда, что являлось основанием для передачи учреждений СПО в ведение субъектов Российской Федерации, но она чутко откликается на сигналы, идущие от вузов, расположенных в соответствующем регионе.

Введение прикладного бакалавриата на деле закрепит описанную тенденцию (ориентация системы СПО на вузы, а не на рынок труда).

В целом это только подтверждает, что в российском обществе среднее профессиональное образование не имеет самостоятельного значения, а становится транзитной системой между школой и вузом.

Динамика бюджетных расходов на среднее профессиональное образование в 2004 - 2010 гг. представлена в таблице 3.

В последние годы заработная плата работников системы СПО приближалась к заработной плате работников высшей школы. В 2012 г. она отставала от нее в среднем на 23 % (табл. 4).

Вместе с тем указ Президента Российской Федерации В. В. Путина от 7 мая 2012 г. N 597, по-видимому, сломает данную тенденцию в силу того, что средняя зарплата преподавателей учреждений СПО должна сравняться со средней

ТАБЛИЦА 3. БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ НА СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В 2004 - 2011 ГГ.

Рассчитано по данным Федерального казначейства и Росстата.

ТАБЛИЦА 4. СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ НАЧИСЛЕННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ В 2012 Г. (РУБЛЕЙ)

Расчеты по данным Росстата.

стр. 8
по экономике соответствующего региона, а заработная плата профессорско-преподавательского состава вузов превысить ее в два раза. Таким образом, несмотря на все разговоры о необходимости подготовки специалистов среднего звена, экономический сигнал, поступающий в систему профессионального образования, настраивает ее в противоположном направлении.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Последней модой в России стало приведение высшего образования в соответствие с потребностями рынка труда. Это становится чуть ли ни мерой эффективности деятельности системы ВПО. Но при такой постановке проблема в принципе не может быть решена. Циклы подготовки специалистов и циклы смены технологий принципиально не совпадают, более того, расходятся.

Попытка подстроить систему высшего образования под рынок труда доказала свою неэффективность во всем мире.

Россия перешла от 2,7 млн. студентов вузов в 1992 г. к более 7,5 млн. в 2008 г., после чего началось уменьшение студенческого контингента в силу демографических причин. Если из 2,7 млн. студентов 1992 года 50% были подготовлены очень хорошо или хорошо, то рынок труда получал 1,35 млн. специалистов с высоким качеством подготовки. При переходе к 7,5 млн. студентов 1,35 млн. хорошо подготовленных системой ВПО специалистов составят всего 18%.

Эти 18% представляют собой в настоящее время самый большой дефицит в России, их поиск и отбор рождают у работодателей ощущение резкого падения качества высшего образования, его несоответствия потребностям рынка труда.

При падении численности студентов до 4,6 - 5,0 млн. чел. к 2020 году качество высшего образования начнет расти во многом независимо от сделанных усилий: доля хорошо образованных выпускников даже при сохранении нынешних образовательных технологий поднимется до 27 - 29%. Другое дело, что для развития инновационной экономики этих кадров может не хватить, но это уже совсем другая постановка вопроса.

Рост премии за высшее образование, несмотря на разговоры о его "навесе", показывает, что все призывы сократить доступность высшего образования являются не более чем благими пожеланиями (рис. 3).

Как нетрудно видеть, за годы кризиса "зарплатная премия" за высшее образование не только не снизилась, но и выросла.

Все попытки убедить население в "ненуж-

РИС. 3. ДИНАМИКА ПРЕМИИ ЗА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В 2005 - 2011 ГГ.

Источник: данные Росстата

стр. 9
ности" высшего образования в данной ситуации обречены на провал. Тот факт, что премия за высшее образование (по уровню заработной платы) значительно превышает премию за среднее профессиональное образование, показывает, на наш взгляд, что никакого "навеса высшего образования" в России пока не наблюдается. Скрупулезное исследование Р. Я Капелюшниковым данного вопроса также подтверждает сделанный вывод. [Российский работник. Образование, профессия, квалификация / Под ред. В. Е. Гимпельсона, и Р. Я. Капелюшникова. М.: ИД Высшей школы экономики, 2011.]

Система высшего образования в условиях острой экономической неопределенности 1990-х годов и экономического восстановления середины 2000-х сработала на быстрое экстенсивное наращивание человеческого капитала взамен обесцененного в период кризиса 1990-х.

Интенсификация развития человеческого капитала, в том числе и за счет перестройки системы ВПО, - задача нового этапа.

Бюджетные расходы на высшее образование быстро росли в последние годы (табл. 5).

Наращивание бюджетных расходов на ВПО в последние годы привело к крайне неожиданным результатам:

1. Резко снизилась эффективность подготовки специалистов в системе ВПО: если в 2004 г. специалист готовился (5 лет обучения) в среднем за 3,5 тыс. долл. США (по валютному курсу) или за 10,5 тыс. долл. США (по ППС), [ППС - паритет покупательной способности доллара США] то в 2010 г. он по тем же практически технологиям при стареющем профессорско-преподавательском составе, без обновления читаемых курсов готовился уже за 16,7 тыс. долл. (в пересчете по валютному курсу за 5 лет обучения) или за 41,25 тыс. долл. (по ППС за 5 лет обучения).

Кроме того, резкий рост контингентов потребовал увеличения затрат работодателей на поиск, отбор и доучивание нужных им работников, что, как уже отмечалось, привело к росту представлений о значительном снижении качества высшего образования.

2. Структура подготовки кадров в России (притом, что она менялась) продолжает отличаться от структуры подготовки в странах ОЭСР [ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития.] (рис. 4).

Россия продолжает лидировать в мире по выпуску инженеров, которые не могут быть пока адекватно применены в российской экономике.

Они уходят работать в другие сферы, что приводит к дальнейшему снижению престижа инженерного труда: в настоящее время на инженерные специальности поступают достаточно слабые абитуриенты. Вуз, борясь за бюджетные средства, стремится сохранить данный контингент, но не поднять его качество.

ТАБЛИЦА 5. БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ НА ВЫСШЕЕ И ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В 2004 - 2010 ГГ.

По данным Федерального казначейства.

стр. 10


РИС. 4. СТРУКТУРА ВЫПУСКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТРЕТИЧНЫМ ПРОГРАММАМ ТИПА А ПО УКРУПНЕННЫМ ОБЛАСТЯМ ЗНАНИЙ В СТРАНАХ ОЭСР

Источник: Российское образование в контексте международных индикаторов - 2009. Аналитический доклад. М. ИФ "Сентябрь", 2009.

3. Резкий рост бюджетных расходов на высшее образование привел к тому, что платный контингент стал сосредотачиваться либо в наиболее престижных вузах (доля этого контингента в общей численности платных студентов невелика), либо на заочных отделениях государственных вузов, либо в негосударственных высших учебных заведениях (доля платного контингента в общей численности студентов составила в 2010 г. 62,5 %).

Это привело к резкому росту числа заочников (их численность составляет в настоящее время почти 50% от общего числа студентов) и развитию так называемого псевдовысшего образования. Население реализует в силу своих возможностей социальную норму (ребенок должен получить высшее образование), платя во многих случаях за второсортный или даже третьесортный продукт. Тем не менее оно пока получает отдачу даже от указанных сомнительных вложений.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ТЕНДЕНЦИИ-ИЗМЕНЕНИЙ-В-СИСТЕМЕ-ОБРАЗОВАНИЯ-РФ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ-ОБРАЗОВАНИЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Клячко Татьяна Львовна, ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РФ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.03.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ТЕНДЕНЦИИ-ИЗМЕНЕНИЙ-В-СИСТЕМЕ-ОБРАЗОВАНИЯ-РФ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ-ОБРАЗОВАНИЕ (дата обращения: 25.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Клячко Татьяна Львовна:

Клячко Татьяна Львовна → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
781 просмотров рейтинг
10.03.2017 (2603 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РФ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android