Libmonster ID: RU-13509

Голубицкий Алексей Викторович, директор МБОУ СОШ "Школа будущего" пос. Б. Исаково Калининградской области

ПОГОВОРИМ О ПОНЯТИЯХ

Вступая в дискуссию о важности сетевого взаимодействия, необходимо определиться с понятиями. Что является ключевым для сети? На мой взгляд, преобладающий тип отношений.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений своего рода антипод отношений, выстроенных по иерархическому принципу. Образовательная сеть может быть определена как взаимодействующая и самоорганизующаяся совокупность общеобразовательных учреждений, которые обмениваются различными ресурсами с целью повышения качества образования каждого участника.

Предлагаю любые отношения "школа-школа", которые не регулируются сверху, считать сетевым взаимодействием.

Часто сетевым взаимодействием называют внешние отношения школы: совместный проект с библиотекой, домом культуры, представителями местного бизнес-сообщества. На мой взгляд, правильнее обозначить это как "социальное партнерство". И еще одно замечание: не до конца точным является трактовка как сетевого взаимодействия "опорная школа - обычная школа".

Ключевыми индикаторами подлинно сетевого формата отношений являются внутренняя "воля к сотрудничеству" всех участников, добровольность и равноправность отношений.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Шел 2007 год. Для нас он ознаменовался началом масштабных изменений в системе образования. Введение нормативно-подушевого финансирования острее ощутили на себе не-

стр. 56

большие сельские школы. Именно тогда и произошло разделение коллективов школ.

Говоря образно, сельские школы разделились на тех, кто лег в "дрейф функционирования" (при этом обеспечивая вполне приемлемое качество образования), и тех, над кем нависла угроза закрытия. [Именно там редко обсуждали качество образования и часто формулу "нет школы - нет села".]

Но был и третий путь. В сентябре 2007 года четыре сельские школы из разных муниципалитетов Калининградской области подписали соглашение о сотрудничестве, давая начало принципиально новой организации Ассоциации сельских инновационных школ Калининградской области (АСИШ). [Соглашение о взаимодействии размещено на сайте журнала http://obr.direktor.ru]

Это был не "профсоюз против закрытия малокомплектных учреждений", мы начинали "движение за развитие уникальных сельских школ".

Трудно было найти более непохожих по числу учеников и традициям школ, но их всех объединяли географическое расположение (в сельской местности), открытость и воля к сотрудничеству, а также желание развиваться инновационно, доказать, что сельская школа не лучше и не хуже городской, она просто другая.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Итак, сельские, но (и) инновационные. Словосочетание не самое распространенное в педагогических и тем более общественно-политических СМИ. Важным этапом вступления в ассоциацию была не самопровозглашенная инновационность, а обязательная внешняя экспертиза программы или проекта школы. Среди школ-учредителей АСИШ были победители приоритетного национального проекта "Образование", участники рабочей группы А. А. Пинского по внедрению общественно-государственного управления в школе и других крупных проектов.

Мне кажется неслучайным, что в Калининградской области именно сельские школы первыми образовали ассоциацию. Крупные школы в многонаселенных городах чаще являются самодостаточными с точки зрения ресурсной оснащенности, особенно в условиях НПФ, когда "богатство" школы определяется количеством учеников. Важно отметить, что совокупное число учеников в четырех школах составило более 1000, что превышает возможности многих городских школ.

Простое приглашение на традиционные образовательные события друг друга дает серьезный синергетический эффект.

И тогда 1+1 это не 2, а 3 и более. Если коллектив школы затрачивает ресурсы на одно мероприятие, то ученики и учителя получают четыре, при этом растет качество проводимых мероприятий (когда есть гости, всегда хочется сделать лучше), все участники получают неформальную экспертизу форм и методов организации школьной жизни.

Довольно быстро мы перешли к собственно сетевым образовательным событиям. Традиционными стали:

- фестиваль социальных проектов,

- зимняя школа общественных управляющих,

- летний лагерь по государственно-общественному управлению с участием членов управляющих советов школ - участниц АСИШ.

ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ

Постепенно внутренних средств для развития организации стало не хватать. И тут очень вовремя в рамках КПМО министерством образования Калининградской области было инициировано создание Фонда поддержки местных инициатив для школ, реализующих проекты вместе с местными сообществами.

стр. 57

Появился и ряд других региональных грантовых возможностей, включая знаменитый конкурс "Школа - Супершик".

Может показаться странным, но ассоциация, возникшая вопреки логике конкуренции школ при НПФ, лишь усилилась с появлением конкурсного грантового распределения средств.

Мы просто договорились подавать на каждый конкурс заявку только от одной из школ - участниц ассоциации.

Важно было не конкурировать, а поддерживать и выступать бенефициарами проекта.

Если отбросить директорские амбиции, то какая разница, через какую бухгалтерию пойдут средства, скажем, на организацию фестиваля социальных проектов, если в заявке указана равная возможность участия учеников и педагогов всех школ - участников АСИШ?

С экспертной точки зрения при прочих равных условиях заявка, поданная ассоциацией школ из разных муниципалитетов, выглядит намного сильнее описания проекта отдельной (даже очень крупной) школой, ведь предполагаемые положительные результаты и эффекты появятся сразу в нескольких учреждениях.

За пять лет совместного фандрайзинга было привлечено более 40 млн. рублей на развитие материально-технической базы отдельных школ, создание ресурсного центра АСИШ в школе пос. Борское (Гвардейский район) и проведение совместных мероприятий.

Тут важно отметить еще один парадокс. При всем этом ассоциация сохранила независимость в самоуправлении и определении стратегии развития.

Ключевым стало конкурсное распределение средств, в котором экспертами выступали независимые представители общественных организаций.

Партнерские отношения возникли и с Калининградским областным институтом развития образования, специалисты которого оказывали методическую поддержку во время проведения сетевых образовательных событий по запросу ассоциации.

СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ

Постепенно опыт школ - участниц ассоциации рос, эволюционировали и формы сетевого взаимодействия. Наличие в каждом учреждении автопарка школьных автобусов позволило запустить проект по патриотическому воспитанию "Дорогами войны". Начиная с самой восточной школы происходит движение учеников и педагогов с остановкой и эмоционально-ярким митингом в каждом населенном пункте, постепенно колонна школьных автобусов увеличивается, а завершается акция в Калининграде.

Отдельной статьи заслуживает сетевой детский проект "Бианковские чтения". В ноябре 2008 г. на базе МОУ "Храбровская СОШ" прошли первые областные Бианковские чтения, целью которых стало пробуждение у детей интереса и любви к русской природе, воспитание патриотических чувств на примере личности В. В. Бианки.

Чтения отличают:

- неконкурсный формат,

- разнообразие форм и направлений деятельности,

- ориентация на учеников начальной школы.

При дефиците образовательных событий для младшего школьного возраста это создало небывалый ажиотаж. Быстро стало понятно, что вторые чтения не сможет вместить одна школа. Проект вышел в сеть. В этом году состоялись уже пятые чтения, которые теперь проводятся по сетевому принципу на 10 равноправных площадках.

Современные технологии (и в целом высокая скорость подключения к сети Интернет в регионе) позволяют провести трансляцию открытия чтений и прямое включение на завершающем этапе подведения итогов, что создает важное ощущение единства всех площадок, удаленных друг от друга на десятки километров.

стр. 58

В 2012 году чтения перестали быть региональными, в них приняли участие образовательные учреждения Петербурга и Москвы. На следующий год уже есть заявка на участие польских школ, изучающих русский язык. Примечательно, что этот классический сетевой формат позволяет принять более 1000 учеников без дополнительного бюджета.

Транспортные расходы - за счет направляющей школы, расходы на проведение - за счет принимающей площадки. При этом принимать чтения считается почетно и престижно, АСИШ проводит конкурс на право проведения (по аналогии с правом принять Олимпийские игры).

Следующим важным (особенно в контексте введения ФГОС) направлением деятельности становится совместная исследовательская деятельность в небольших группах с включением учеников школ - участниц сетевого взаимодействия. Таким примером является исследовательская работа "Шумовое загрязнение в школе", подготовленная учениками "Школы будущего" (пос. Большое Исаково) и Храбровской школы.

Изучение любого объекта в школе или в своем населенном пункте становится более привлекательным, если ученики знают о том, что подобное исследование проводят в школе-партнере и их ожидает встреча для обмена и сопоставления данных.

Не буду скрывать, что это дополнительно мотивирует учителей (научных руководителей) из разных школ так организовать работу учеников, чтобы она завершилась в срок и качественно. При этом дорогостоящий прибор (в данном случае шумомер) был только в одной школе, а опыт работы с ним получили ученики двух школ. Возможно, в основе такого опыта лежит ответ на вопрос, как реализовать ФГОС в условиях малокомплектной школы с ограниченностью ресурсов.

Совместная исследовательская деятельность натолкнула нас на идею создания "Передвижной лаборатории современных средств обучения".

Лаборатория доступна восьми школам, входящим на данный момент в Ассоциацию сельских инновационных школ (под брендом "АСИШ-лаб"). Приобретенное оборудование будет эффективно использоваться школами АСИШ в рамках договора простого товарищества.

Такой опыт в России уже есть, но для нашего региона это может стать еще одним шагом к повышению экономической эффективности инвестиций в образование. Ведь нередко закупленное оборудование используется школами один раз в месяц, иногда даже один раз в год. Все остальное время дорогостоящие приборы простаивают. Набор оборудования у каждой школы разный.

В некоторых из них приобретенное оборудование не используется, так как не хватает обученных учителей и возможности повысить их квалификацию. "АСИШ-лаб" станет не только набором оборудования, но и средством повышения квалификации педагогов, а также формой трансляции новых технологий.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Один из ближайших планов ассоциации - создание межшкольного кадрового центра на базе школ АСИШ, способного в условиях нехватки и ограниченности ресурсов отдельных учреждений решить проблему получения качественного образования независимо от места жительства.

В случае болезни педагога, иной причины (отсутствие учителей или качественного педагогического дефицита в период подготовки к ЕГЭ, олимпиадам, конференциям и др.) школы - участники АСИШ смогут запрашивать друг у друга дистанционные образовательные услуги и оказывать их.

Мы хорошо понимаем, что наш опыт не уникальный. Есть еще ассоциация общественно активных школ Карелии, с которой нас связывает давняя дружба, есть образовательная сеть "Школы здоровья Алтайского края" и несколько других.

стр. 59

Для начала не нужно никаких ресурсов, кроме воли к сотрудничеству двух и более школ.

Конечно, для масштабного проекта (например, выездного лагеря, организации совместной передвижной лаборатории) потребуются дополнительные средства. Но их выделение не является определяющим в развитии сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Самое главное - это дух свободы и независимости, ощущение сопричастности чему-то важному, выходящему за рамки обычной каждодневной жизни только внутри школы.

Серьезным вызовом сельским (и прежде всего удаленным и малокомплектным) школам станет введение ФГОС ООО и особенно ФГОС СОО. Если на начальной ступени дефицит социальной среды можно компенсировать избытком среды природной, то у меня нет уверенности, что подлинную качественную индивидуализацию обучения и профилизацию, профессиональные и социальные пробы можно обеспечить в рамках небольшой школы с одним малокомплектным выпускным классом.

В АСИШ мы планируем уже в 2013 - 2014 учебном году в очно-дистанционном режиме обеспечить реализацию ФГОС на старшей ступени, когда в рамках, например, выбранного учреждением естественно-научного профиля в единственном малокомплектном классе у небольшой группы учеников будет организовано обучение по гуманитарному профилю с акцентом на проектную и исследовательскую деятельность.

Вне сетевого взаимодействия придется "кормить" старшеклассника "комплексным профильным обедом".

Организация многопрофильных классов ситуацию изменит не очень сильно ввиду кадрового дефицита на селе. В то же время часть учеников второй школы, традиционно сильной в гуманитарных предметах, могут обучаться с углублением в естественно-научные дисциплины. Если школ участниц станет больше пяти, то какие возможности откроются перед учениками!

Конечно, предстоит решить много организационных, финансовых проблем и правовых коллизий по обеспечению сетевого образования, но при воле к сотрудничеству все преодолимо. Потенциал у сетевых форм образования сопоставим с энергией, заключенной в ядре атома, и высвобождение ее в масштабах страны приведет к труднопрогнозируемым, но качественно положительным результатам.

Более того, сетевое взаимодействие может стать реальным и важным компенсационным механизмом повышения уровня конкуренции образовательных учреждений и создаст условия для горизонтальной диссеминации лучших управленческих и педагогических практик.

Однако это потребует коренной смены парадигмы мышления руководителей, а также высокого (а в ряде случаев другого) и деликатного профессионализма органов управления образованием.

Но если получилось у нас, может быть, это начало нового тренда в системе образования страны?


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ТЕРМОЯДЕРНАЯ-ЭНЕРГИЯ-СЕТЕВОГО-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Голубицкий Алексей Викторович, ТЕРМОЯДЕРНАЯ ЭНЕРГИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 23.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ТЕРМОЯДЕРНАЯ-ЭНЕРГИЯ-СЕТЕВОГО-ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Голубицкий Алексей Викторович:

Голубицкий Алексей Викторович → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
1133 просмотров рейтинг
23.02.2017 (2591 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ТЕРМОЯДЕРНАЯ ЭНЕРГИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android