Голубицкий Алексей Викторович, директор МБОУ СОШ "Школа будущего" пос. Б. Исаково Калининградской области
ПОГОВОРИМ О ПОНЯТИЯХ
Вступая в дискуссию о важности сетевого взаимодействия, необходимо определиться с понятиями. Что является ключевым для сети? На мой взгляд, преобладающий тип отношений.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений своего рода антипод отношений, выстроенных по иерархическому принципу. Образовательная сеть может быть определена как взаимодействующая и самоорганизующаяся совокупность общеобразовательных учреждений, которые обмениваются различными ресурсами с целью повышения качества образования каждого участника.
Предлагаю любые отношения "школа-школа", которые не регулируются сверху, считать сетевым взаимодействием.
Часто сетевым взаимодействием называют внешние отношения школы: совместный проект с библиотекой, домом культуры, представителями местного бизнес-сообщества. На мой взгляд, правильнее обозначить это как "социальное партнерство". И еще одно замечание: не до конца точным является трактовка как сетевого взаимодействия "опорная школа - обычная школа".
Ключевыми индикаторами подлинно сетевого формата отношений являются внутренняя "воля к сотрудничеству" всех участников, добровольность и равноправность отношений.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Шел 2007 год. Для нас он ознаменовался началом масштабных изменений в системе образования. Введение нормативно-подушевого финансирования острее ощутили на себе не-
большие сельские школы. Именно тогда и произошло разделение коллективов школ.
Говоря образно, сельские школы разделились на тех, кто лег в "дрейф функционирования" (при этом обеспечивая вполне приемлемое качество образования), и тех, над кем нависла угроза закрытия. [Именно там редко обсуждали качество образования и часто формулу "нет школы - нет села".]
Но был и третий путь. В сентябре 2007 года четыре сельские школы из разных муниципалитетов Калининградской области подписали соглашение о сотрудничестве, давая начало принципиально новой организации Ассоциации сельских инновационных школ Калининградской области (АСИШ). [Соглашение о взаимодействии размещено на сайте журнала http://obr.direktor.ru]
Это был не "профсоюз против закрытия малокомплектных учреждений", мы начинали "движение за развитие уникальных сельских школ".
Трудно было найти более непохожих по числу учеников и традициям школ, но их всех объединяли географическое расположение (в сельской местности), открытость и воля к сотрудничеству, а также желание развиваться инновационно, доказать, что сельская школа не лучше и не хуже городской, она просто другая.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
Итак, сельские, но (и) инновационные. Словосочетание не самое распространенное в педагогических и тем более общественно-политических СМИ. Важным этапом вступления в ассоциацию была не самопровозглашенная инновационность, а обязательная внешняя экспертиза программы или проекта школы. Среди школ-учредителей АСИШ были победители приоритетного национального проекта "Образование", участники рабочей группы А. А. Пинского по внедрению общественно-государственного управления в школе и других крупных проектов.
Мне кажется неслучайным, что в Калининградской области именно сельские школы первыми образовали ассоциацию. Крупные школы в многонаселенных городах чаще являются самодостаточными с точки зрения ресурсной оснащенности, особенно в условиях НПФ, когда "богатство" школы определяется количеством учеников. Важно отметить, что совокупное число учеников в четырех школах составило более 1000, что превышает возможности многих городских школ.
Простое приглашение на традиционные образовательные события друг друга дает серьезный синергетический эффект.
И тогда 1+1 это не 2, а 3 и более. Если коллектив школы затрачивает ресурсы на одно мероприятие, то ученики и учителя получают четыре, при этом растет качество проводимых мероприятий (когда есть гости, всегда хочется сделать лучше), все участники получают неформальную экспертизу форм и методов организации школьной жизни.
Довольно быстро мы перешли к собственно сетевым образовательным событиям. Традиционными стали:
- фестиваль социальных проектов,
- зимняя школа общественных управляющих,
- летний лагерь по государственно-общественному управлению с участием членов управляющих советов школ - участниц АСИШ.
ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ
Постепенно внутренних средств для развития организации стало не хватать. И тут очень вовремя в рамках КПМО министерством образования Калининградской области было инициировано создание Фонда поддержки местных инициатив для школ, реализующих проекты вместе с местными сообществами.
Появился и ряд других региональных грантовых возможностей, включая знаменитый конкурс "Школа - Супершик".
Может показаться странным, но ассоциация, возникшая вопреки логике конкуренции школ при НПФ, лишь усилилась с появлением конкурсного грантового распределения средств.
Мы просто договорились подавать на каждый конкурс заявку только от одной из школ - участниц ассоциации.
Важно было не конкурировать, а поддерживать и выступать бенефициарами проекта.
Если отбросить директорские амбиции, то какая разница, через какую бухгалтерию пойдут средства, скажем, на организацию фестиваля социальных проектов, если в заявке указана равная возможность участия учеников и педагогов всех школ - участников АСИШ?
С экспертной точки зрения при прочих равных условиях заявка, поданная ассоциацией школ из разных муниципалитетов, выглядит намного сильнее описания проекта отдельной (даже очень крупной) школой, ведь предполагаемые положительные результаты и эффекты появятся сразу в нескольких учреждениях.
За пять лет совместного фандрайзинга было привлечено более 40 млн. рублей на развитие материально-технической базы отдельных школ, создание ресурсного центра АСИШ в школе пос. Борское (Гвардейский район) и проведение совместных мероприятий.
Тут важно отметить еще один парадокс. При всем этом ассоциация сохранила независимость в самоуправлении и определении стратегии развития.
Ключевым стало конкурсное распределение средств, в котором экспертами выступали независимые представители общественных организаций.
Партнерские отношения возникли и с Калининградским областным институтом развития образования, специалисты которого оказывали методическую поддержку во время проведения сетевых образовательных событий по запросу ассоциации.
СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ
Постепенно опыт школ - участниц ассоциации рос, эволюционировали и формы сетевого взаимодействия. Наличие в каждом учреждении автопарка школьных автобусов позволило запустить проект по патриотическому воспитанию "Дорогами войны". Начиная с самой восточной школы происходит движение учеников и педагогов с остановкой и эмоционально-ярким митингом в каждом населенном пункте, постепенно колонна школьных автобусов увеличивается, а завершается акция в Калининграде.
Отдельной статьи заслуживает сетевой детский проект "Бианковские чтения". В ноябре 2008 г. на базе МОУ "Храбровская СОШ" прошли первые областные Бианковские чтения, целью которых стало пробуждение у детей интереса и любви к русской природе, воспитание патриотических чувств на примере личности В. В. Бианки.
Чтения отличают:
- неконкурсный формат,
- разнообразие форм и направлений деятельности,
- ориентация на учеников начальной школы.
При дефиците образовательных событий для младшего школьного возраста это создало небывалый ажиотаж. Быстро стало понятно, что вторые чтения не сможет вместить одна школа. Проект вышел в сеть. В этом году состоялись уже пятые чтения, которые теперь проводятся по сетевому принципу на 10 равноправных площадках.
Современные технологии (и в целом высокая скорость подключения к сети Интернет в регионе) позволяют провести трансляцию открытия чтений и прямое включение на завершающем этапе подведения итогов, что создает важное ощущение единства всех площадок, удаленных друг от друга на десятки километров.
В 2012 году чтения перестали быть региональными, в них приняли участие образовательные учреждения Петербурга и Москвы. На следующий год уже есть заявка на участие польских школ, изучающих русский язык. Примечательно, что этот классический сетевой формат позволяет принять более 1000 учеников без дополнительного бюджета.
Транспортные расходы - за счет направляющей школы, расходы на проведение - за счет принимающей площадки. При этом принимать чтения считается почетно и престижно, АСИШ проводит конкурс на право проведения (по аналогии с правом принять Олимпийские игры).
Следующим важным (особенно в контексте введения ФГОС) направлением деятельности становится совместная исследовательская деятельность в небольших группах с включением учеников школ - участниц сетевого взаимодействия. Таким примером является исследовательская работа "Шумовое загрязнение в школе", подготовленная учениками "Школы будущего" (пос. Большое Исаково) и Храбровской школы.
Изучение любого объекта в школе или в своем населенном пункте становится более привлекательным, если ученики знают о том, что подобное исследование проводят в школе-партнере и их ожидает встреча для обмена и сопоставления данных.
Не буду скрывать, что это дополнительно мотивирует учителей (научных руководителей) из разных школ так организовать работу учеников, чтобы она завершилась в срок и качественно. При этом дорогостоящий прибор (в данном случае шумомер) был только в одной школе, а опыт работы с ним получили ученики двух школ. Возможно, в основе такого опыта лежит ответ на вопрос, как реализовать ФГОС в условиях малокомплектной школы с ограниченностью ресурсов.
Совместная исследовательская деятельность натолкнула нас на идею создания "Передвижной лаборатории современных средств обучения".
Лаборатория доступна восьми школам, входящим на данный момент в Ассоциацию сельских инновационных школ (под брендом "АСИШ-лаб"). Приобретенное оборудование будет эффективно использоваться школами АСИШ в рамках договора простого товарищества.
Такой опыт в России уже есть, но для нашего региона это может стать еще одним шагом к повышению экономической эффективности инвестиций в образование. Ведь нередко закупленное оборудование используется школами один раз в месяц, иногда даже один раз в год. Все остальное время дорогостоящие приборы простаивают. Набор оборудования у каждой школы разный.
В некоторых из них приобретенное оборудование не используется, так как не хватает обученных учителей и возможности повысить их квалификацию. "АСИШ-лаб" станет не только набором оборудования, но и средством повышения квалификации педагогов, а также формой трансляции новых технологий.
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
Один из ближайших планов ассоциации - создание межшкольного кадрового центра на базе школ АСИШ, способного в условиях нехватки и ограниченности ресурсов отдельных учреждений решить проблему получения качественного образования независимо от места жительства.
В случае болезни педагога, иной причины (отсутствие учителей или качественного педагогического дефицита в период подготовки к ЕГЭ, олимпиадам, конференциям и др.) школы - участники АСИШ смогут запрашивать друг у друга дистанционные образовательные услуги и оказывать их.
Мы хорошо понимаем, что наш опыт не уникальный. Есть еще ассоциация общественно активных школ Карелии, с которой нас связывает давняя дружба, есть образовательная сеть "Школы здоровья Алтайского края" и несколько других.
Для начала не нужно никаких ресурсов, кроме воли к сотрудничеству двух и более школ.
Конечно, для масштабного проекта (например, выездного лагеря, организации совместной передвижной лаборатории) потребуются дополнительные средства. Но их выделение не является определяющим в развитии сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Самое главное - это дух свободы и независимости, ощущение сопричастности чему-то важному, выходящему за рамки обычной каждодневной жизни только внутри школы.
Серьезным вызовом сельским (и прежде всего удаленным и малокомплектным) школам станет введение ФГОС ООО и особенно ФГОС СОО. Если на начальной ступени дефицит социальной среды можно компенсировать избытком среды природной, то у меня нет уверенности, что подлинную качественную индивидуализацию обучения и профилизацию, профессиональные и социальные пробы можно обеспечить в рамках небольшой школы с одним малокомплектным выпускным классом.
В АСИШ мы планируем уже в 2013 - 2014 учебном году в очно-дистанционном режиме обеспечить реализацию ФГОС на старшей ступени, когда в рамках, например, выбранного учреждением естественно-научного профиля в единственном малокомплектном классе у небольшой группы учеников будет организовано обучение по гуманитарному профилю с акцентом на проектную и исследовательскую деятельность.
Вне сетевого взаимодействия придется "кормить" старшеклассника "комплексным профильным обедом".
Организация многопрофильных классов ситуацию изменит не очень сильно ввиду кадрового дефицита на селе. В то же время часть учеников второй школы, традиционно сильной в гуманитарных предметах, могут обучаться с углублением в естественно-научные дисциплины. Если школ участниц станет больше пяти, то какие возможности откроются перед учениками!
Конечно, предстоит решить много организационных, финансовых проблем и правовых коллизий по обеспечению сетевого образования, но при воле к сотрудничеству все преодолимо. Потенциал у сетевых форм образования сопоставим с энергией, заключенной в ядре атома, и высвобождение ее в масштабах страны приведет к труднопрогнозируемым, но качественно положительным результатам.
Более того, сетевое взаимодействие может стать реальным и важным компенсационным механизмом повышения уровня конкуренции образовательных учреждений и создаст условия для горизонтальной диссеминации лучших управленческих и педагогических практик.
Однако это потребует коренной смены парадигмы мышления руководителей, а также высокого (а в ряде случаев другого) и деликатного профессионализма органов управления образованием.
Но если получилось у нас, может быть, это начало нового тренда в системе образования страны?
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |