Libmonster ID: RU-12585
Автор(ы) публикации: В. И. КОЗЛОВ

Развернувшаяся в последние годы оживленная дискуссия по теории нации не могла не затронуть и ряда других смежных, очень важных в теоретическом отношении и в то же время слабо разработанных в нашей литературе вопросов, которые касаются как собственно истории, так и других исторических наук, в частности этнографии. Некоторым из этих вопросов, прежде всего вопросам, связанным с определением общего понятия "этническая общность" и отдельных ее видов, уже было уделено внимание1 , другие еще ждут своей разработки. К малоизученным относятся и этнические процессы, которые лежат в основе формирования и изменения этнических общностей и в то же время составляют существенную часть исторического развития стран и народов мира. Актуальность исследования этнических процессов определяется не только необходимостью более глубокого познания особенностей исторического развития стран, народов, наций, сложного динамического состояния современных этнических общностей, но и возможностью использования результатов таких исследований для составления прогнозов будущего. Однако, несмотря на появление за последние годы работ, посвященных характеристике протекающих в различных районах СССР И в зарубежных странах этнических процессов2 , ряд их важных сторон и связанных с ними теоретических положений остается пока слабо разработанным. Сюда относится установление исходного понятия, характеризующего сущность этнических процессов, их типологию и особенности исторического развития, что и составляет предмет данной статьи.

Выявление сущности этнических процессов, которые, как это ясно из самого термина, приводят к какому-то изменению этнических общностей или хотя бы отдельных их частей, тесно связано с установлением понятия "этническая общность", с определением ее места среди других общностей людей: государственно-политических, социально- экономиче-


1 См. С. А. Токарев. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии). "Вопросы философии", 1964, N 11; В. И. Козлов. О понятии этнической общности. "Советская этнография", 1967, N 2; Л. П. Лащук. О формах донациональных этнических связей. "Вопросы истории", 1967, N 4; Н. Н. Чебоксаров. Проблемы типологии этнических общностей в работах советских этнографов. "Советская этнография", 1967, N 4; В. А. Белявский. Этнос в древнем мире. "Доклады" отделений и комиссий Географического общества СССР. Вып. 3. Л. 1967. и др.

2 См. В. К. Гарданов, Б. О. Долгих, Т. А. Жданко. Основные направления этнических процессов у народов СССР. "Советская этнография", 1961, N4; О. А. Ганцкая, Л. Н. Терентьева. Этнографическое исследование национальных процессов в Прибалтике. "Советская этнография", 1965, N5; Н. Н. Чебоксаров. Этнические процессы в странах Южной и Юго-Восточной Азии. "Советская этнография", 1966, N2; И. С. Гурвич. Некоторые проблемы этнического развития народов СССР. "Советская этнография", 1967, Л. 5, и др.

стр. 95

ских, языковых, расовых, религиозных и прочих. Но так как эта связь взаимна и, кроме того, понятие "этническая общность" уже было рассмотрено в литературе3 , мы можем начать сразу же с анализа этнических процессов, обращаясь к этому понятию лишь в необходимых случаях. Совершенно ясно, что далеко не все изменения этнических общностей, даже если они касаются основных элементов этих общностей, могут быть названы этническими процессами. Если сопоставить, например, русских XVI - XVII вв. и современных русских, то нетрудно заметить разительные изменения в их хозяйственной деятельности, социально-политической организации, материальной и духовной культуре, психологии и даже в таких несомненно важных этнических признаках, как территория (значительное изменение ареала расселения русских или их этнической территории) и язык (обновление словарного состава, создание литературного языка, диалектальная динамика и т. п.). Только за годы Советской власти в связи с индустриализацией страны, коллективизацией и механизацией сельского хозяйства, а также идейно-культурными преобразованиями наблюдаются столь значительные сдвиги, что во многих отношениях русские теперь больше похожи на современных украинцев и белорусов, чем на дореволюционных русских. Однако русские, как народ, остались русскими, поэтому в данном и в подобном ему случаях речь может идти главным образом о процессах социально-экономического развития и связанных с ним языковых, культурно-бытовых и других изменениях, а не об этнических процессах в собственном смысле слова.

Некоторые авторы, в том числе И. С. Гурвич, который в содержательной статье об этническом развитии народов СССР сделал попытку определить сущность этих процессов, понимают под ними процессы, возникающие при взаимодействии народов4 . Однако это в общем правильное определение не вполне точно, так как этническое развитие может происходить и внутри прежде единой этнической общности; кроме того, далеко не все результаты контактов между народами могут быть обозначены как этнические процессы. Так, заимствование одним народом (или какой-то его частью) у другого элементов материальной культуры (одежды, пищи, жилища), а иногда и духовной культуры (например, танцев), распространение двуязычия и ряд других изменений, непосредственно связанных с этническими контактами, сами по себе еще не являются этническими процессами, хотя оказывают на последние сильное воздействие и могут, как будет показано ниже, органически сливаться с ними.

По нашему мнению, этническими процессами следует именовать процессы, приводящие в конечном счете к изменению этнической (национальной) принадлежности людей. Главным определителем этой принадлежности в быту, а в последнее столетие и в административной практике (например, при разработанном статистическом учете населения) служит сознание принадлежности к той или иной этнической общности, являющееся как бы равнодействующей всех объективных и субъективных элементов этой общности; в последние годы этот признак получает все большее признание и теоретическое обоснование и в науч-


3 По нашему мнению, этнической общностью следует считать социальный организм, сложившийся на определенной территории из групп людей при наличии уже имевшихся у них или достигнутых ими по мере развития различных связей (хозяйственных, культурных и др.), общности языка, черт культуры и быта, некоторых особенностей психического склада, а если эти группы резко отличались в расовом отношении, то и значительной метисации их. Основными признаками этнической общности мы считаем: этническое самосознание, единый язык, общность территории, особенности культуры; наличие определенной формы социально-территориальной организации или четкого стремления к созданию такой организации (см. подробнее В. И. Козлов. Указ. соч.).

4 См. И. С. Гурвич. Указ. соч., стр. 63.

стр. 96

ной литературе5 . Поэтому именно изменение этнического (национального) самосознания, в том числе и возникновение "двойственности" этого самосознания при всей "производности" данного признака, может служить как основным показателем завершения этнических процессов, так и критерием для отграничения собственно этнических процессов от других социальных процессов, в которые вовлекаются целые народы или отдельные части их. В некоторых случаях, например, при сопоставлении этнических процессов с социально-экономическими процессами, составляющими важнейшую основу развития первых, такое отграничение можно провести сравнительно легко. Совершенно ясно, что, например, индустриализация и урбанизация сами по себе не являются этническими процессами, хотя в многонациональных странах обычно дают сильный толчок их развитию. В иных случаях сопоставление этнических процессов с другими социальными процессами, особенно с развитием культуры и языка, сильно затрудняется, так как изменение языка и культуры нередко составляет определенную сторону или стадию развития этнических процессов. Впрочем, и в этих случаях, если языково-культурные изменения, например, языковая ассимиляция и аккультурация, не ведут к изменению этнического самосознания, возможность указанного отграничения представляется достаточно очевидной.

Двумя основными типами этнических процессов являются, по нашему мнению, процессы этнического разделения и этнического объединения. При этническом разделении от прежде единой этнической общности отделяется другая общность или же первая делится на ряд частей, каждая из которых становится отдельной, самостоятельной общностью. Такое направление этнического развития, особенно характерное для первобытнообщинной эпохи, привело к возникновению из нескольких стад первобытных людей многих тысяч расселившихся по всей земле народов. Процессы этнического объединения, свойственные, как будет показано ниже, преимущественно классовым формациям, могут быть, в свою очередь, подразделены на консолидационные иассимиляционные. Под процессом этнической консолидации нами понимается слияние нескольких самостоятельных народов (иногда и крупных частей народов), обычно родственных по языку и культуре, в единую этническую общность (например, восточнославянских племен вятичей, кривичей, северян и других в русский народ). Так как родственные народы обычно ведут свое происхождение от какой-то единой в прошлом этноязыковой общности, то развитие процессов этнической консолидации нередко выступает как обусловленное ходом исторического процесса своеобразное диалектическое отрицание процессов этнического разделения. Под ассимиляцией понимается процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся народов, обычно значительно отличающихся своим происхождением, языком и культурой и имеющих четкое этническое самосознание. Сущность процесса ассимиляции заключается в том, что отдельные группы людей, принадлежащие к одному народу, вступая в контакт с другим народом (и особенно оказываясь в среде этого народа), с течением времени утрачивают специфику своей культуры и быта, усваивают культуру другого народа, воспринимают его язык и в итоге могут перестать считать себя принадлежащими к прежней этнической общности, раствориться в новой этнической среде. В отличие от процессов консолидации (и этнического разделения), охватывающих,


5 Этническое (национальное) самосознание как важный признак этнической общности давно уже утвердилось в этнографической литературе (см., например, П. И. Кушнер. Национальное самосознание как этнический определитель. "Краткие сообщения" Института этнографии АН СССР, 1949, N 8); ныне его в той или иной формулировке (самосознание этнической принадлежности, национальное самосознание и т. д.) признало и большинство участников дискуссии по теории нации (П. М. Рогачев и М. А. Свердлин, М. С. Джунусов, А. Г. Агаев и другие).

стр. 97

как правило, целые этнические общности и приводящих к исчезновению одних и появлению других народов, ассимиляционные процессы обычно не затрагивают самого существования участвующих в них народов, за исключением отдельных случаев, когда ассимиляция со временем кончается полным растворением одного народа в другом. Следует различать естественную и насильственную ассимиляцию. Первая возникает при непосредственном контакте народов и их культур и обусловлена всем ходом социально- экономического развития общества. Вторая связана с рядом мероприятий - ассимиляторской политикой правительства или местных властей в области культуры (в частности образования), а также в других сферах общественной жизни, - при помощи которых стремятся искоренить язык и культуру национальных меньшинств, заглушить в них национальные чувства, национальное (этническое) самосознание. Насильственная ассимиляция, характерная для стран, где национальности (этнические общности) неравноправны, во многих случаях сочетается с естественной ассимиляцией, причем разделить их влияние на изменение этнической принадлежности весьма трудно.

В советской научной литературе пока нет установившейся типологии этнических процессов; это относится прежде всего к процессу этнического разделения, который пока еще не рассматривался в качестве особого типа6 . Бросается в глаза и бытующая тенденция к некоторой схематизации процессов этнического объединения, проявляющаяся в очень расширительном и потому расплывчатом понимании консолидации и в недостаточно четком разграничении консолидации и ассимиляции, особенно при изучении этнических процессов в СССР. Многие авторы используют термин "консолидация" как для обозначения процесса сглаживания различий между этнографическими группами внутри уже сформировавшихся народов (например, современная консолидация русской или украинской нации), так и для обозначения процесса поглощения тем или иным народом инонациональных групп населения. К примеру, процесс поглощения курдов, говорящих, как известно, на языке иранской группы индоевропейской семьи, туркменами, говорящими на одном из тюркских языков алтайской семьи, представляется Т. Ф. Аристовой и Г. П. Васильевой одним из "важных этапов в процессе консолидации туркменской нации". Не вполне избежал этой тенденции и И. С. Гурвич, который, выделяя основные, по его мнению, типы этнических процессов, пишет, что к ним относятся: "консолидация народностей из близкородственных племен и этнографических групп; консолидация наций из близких по языку и культуре народностей, этнографических групп, национальных меньшинств и т. д.; сближение и постепенное слияние между собой различных народностей и наций; ассимиляция отдельных племен, этнических групп, народностей и наций в ходе консолидационных процессов"7 . Уже из этого определения видно, что ассимиляция различных групп, в том числе и национальных меньшинств, рассматривается им как часть консолидации.


6 Такой типологии нет и в зарубежной науке, где принято выделять главным образом лишь виды контактов между различными в этнокультурном и расовом отношении группами людей: "начальное соприкосновение" (initial contact), одностороннее или взаимное приспособление в социально-производственной сфере (accomodation, adaptation), заимствование различных элементов культуры (acculturation) и т. п.; некоторые из этих понятий, и в первую очередь понятие "аккультурация", рассмотрены в сборнике "Современная американская этнография" (М. 1963). Справедливости ради отметим, что в нашей первой работе, затрагивающей данную тему - "Культурно- исторический процесс и динамика численности народов мира" ("Вестник истории мировой культуры", 1959, N 1), - были выделены лишь процессы консолидации и ассимиляции.

7 Т. Ф. Аристова, Г. П. Васильева. Об этнических процессах на территории южной Туркмении. "Советская этнография", 1964, N 5, стр. 30; И. С. Гурвич. Указ. соч., стр. 63.

стр. 98

Имеющаяся тенденция применять термин "консолидация" (или очень неопределенный термин "слияние") ко всем случаям этнического взаимодействия между народами СССР, в том числе и к таким процессам, которые ведут к поглощению каким-либо народом инородных в этническом отношении групп населения, то есть, в нашем определении, к процессам ассимиляции, объясняется, по-видимому, тем, что в термин "консолидация" вкладывается какой-то положительный смысл, а под ассимиляцией понимается нечто отрицательное. Возможно, что такое отношение к термину "ассимиляция" происходит от его отождествления с ассимиляторской политикой царского правительства, однако подобное отождествление неправомерно. Известно, что В. И. Ленин в своих работах по национальному вопросу четко разграничивал понятия "ассимиляция естественная" и "насильственная ассимиляция", считая, что даже в условиях капиталистической России первая имела в целом безусловно прогрессивное значение. В работе "Критические заметки по национальному вопросу" В. И. Ленин посвятил этой проблеме целый раздел - "Националистический жупел "ассимиляторства", где, выступая против бундовцев, обвинявших большевиков в поддержке ассимиляции, и подразумевая под термином "ассимиляция" не насильственный, неравноправный, а естественный процесс, писал о том, что же реального остается в понятии "ассимиляторство": "...Остается та всемирно- историческая тенденция капитализма к ломке национальных перегородок, к стиранию национальных различий, к ассимилированию наций, которая с каждым десятилетием проявляется все могущественнее, которая составляет один из величайших двигателей, превращающих капитализм в социализм. Тот не марксист, тот даже не демократ, кто не признает и не отстаивает равноправия наций и языков, не борется со всяким национальным гнетом или неравноправием. Это несомненно. Но так же несомненно, что тот якобы марксист, который на чем свет стоит ругает марксиста иной нации за "ассимиляторство", на деле представляет из себя просто националистического мещанина". "Кто не погряз в националистических предрассудках, тот не может не видеть в этом процессе ассимиляции наций капитализмом величайшего исторического прогресса, разрушения национальной заскорузлости различных медвежьих углов - особенно в отсталых странах вроде России"8 .

В Советском Союзе, где достигнуто равноправие всех народов и созданы условия для свободного развития национальных языков и культур, ассимиляционные процессы потеряли свою прежнюю противоречивость. Они обусловлены объективными причинами и являются результатом совместной экономической и культурной жизни групп людей, принадлежащих к разным народам, их повседневных контактов, смешанных браков и т. д., то есть представляют собой процессы естественной ассимиляции. Действительно, в ряде случаев процессы ассимиляции внешне по форме близки к процессам консолидации, если, например, в процессе консолидации участвует один более крупный и развитый народ и несколько малых народов, причем название первого переносится на всю консолидирующуюся группу. Иногда, как, например, в случае этнического взаимодействия якутов и долган, трудно решить, имеем ли мы дело с процессом консолидации или с процессом ассимиляции. Однако в подавляющем большинстве случаев различия между этими видами процессов выступают достаточно четко. И, конечно, естественное обрусение, например, отдельных групп мордвы, или поглощение украинцами отдельных групп евреев являются не процессами "консолидации" русской или украинской наций, а процессами ассимиляции данных инонациональных групп.

В отечественной научной литературе последнего десятилетия при


8 В. И. Ленин. ПСС. Т. 24, стр. 125, 127.

стр. 99

рассмотрении этнических процессов, происходящих в СССР и отчасти в некоторых других странах мира, значительное внимание нередко уделяется процессам внутригосударственной национальной интеграции - сближения народов внутри многонациональных государств. Эти процессы, обусловленные все усиливающимися экономическими, политическими и культурными связями между народами, находят свое отражение в росте двуязычия (главным образом за счет распространения языков межнационального общения), во взаимном заимствовании и росте числа общих элементов материальной и духовной культуры и ряде других явлений9 . Если такое сближение сопровождается консолидацией или ассимиляцией, то оно приводит в конечном счете к изменению этнической принадлежности; в других случаях речь может идти о национально-политической интеграции; эта интеграция, связанная лишь с ослаблением сознания этнической принадлежности, является специфическим видом этнических процессов и кратко рассматривается нами в конце данной статьи.

Перейдем к краткой характеристике исторического развития выделенных нами основных этнических процессов. В первобытнообщинную эпоху, растянувшуюся на много тысячелетий, наиболее характерным и, вероятно, повсеместно преобладающим типом этнических процессов были, как уже отмечалось, процессы этнического разделения; немаловажную роль они играли и в раннеклассовых формациях. Некоторое представление о ходе этих процессов может быть получено на основании родства языков или близости антропологического типа народов, отраженных в существующих этнолингвистических и антропологических классификациях. Можно предполагать, что многие этнолингвистические группы были связаны внутри себя общностью происхождения; в частности, большинство славяноязычных народов ведет происхождение от одной праславянской этноязыковой общности, подвергшейся процессам этнического разделения. Основным рычагом этнического разделения в докапиталистических формациях было территориальное размежевание частей прежде единой этнической общности. В первобытнообщинную эпоху такие этноразделительные миграции были связаны главным образом с ограниченностью средств существования, со слабым развитием производительных сил. Нарушение баланса между численностью племени и естественными ресурсами племенной территории, вызванное ростом племени или сокращением, оскудением ресурсов, приводило к тому, что какие-то части племени в поисках средств существования переселялись в другие, нередко весьма удаленные районы, где они давали начало новым племенам. Причины широкого развития в ту эпоху процессов этнического разделения коренились и в особенностях самой племенной организации: кровнородственный принцип, лежащий в основе самоопределения членов племени, мог, вероятно, с достаточной силой проявляться лишь при сравнительно небольших размерах племен и их племенной территории. При увеличении размеров племени за счет естественного прироста сверх определенных пределов (у племен, занятых охотой и собирательством и в силу этого рассредоточенных на большом пространстве, этот предел обычно измерялся несколькими сотнями человек, у более компактно расселенных земледельческих племен - несколькими тысячами человек и т. п.10 ) племя целиком делилось на два и больше


9 См. Т. А. Жданко. Этнографическое изучение процессов развития и сближения социалистических наций в СССР. "Советская этнография", 1964, N 6; на этих явлениях останавливались и некоторые участники дискуссии о понятии "нация" (см., в частности, Н. П. Ананченко. От нации к интернациональной общности людей. "Вопросы истории", 1967, N 3; М. И. Исаев. Нация и язык. "Вопросы истории", 1968, N 2).

10 См. по этому вопросу работу L. Krzywicki. Primitive Society and Its Vital Statistics. Warsaw. 1934. Здесь дана подробная сводка численности известных науке племенных обществ.

стр. 100

племен или же от него отпочковывались отдельные группы родов, становившиеся самостоятельными племенами11 .

Возникшие новые племена могли в течение длительного времени сохранять чувство близости между собой и особенно с "материнским" племенем, поддерживая это чувство генеалогическими преданиями; в ходе дальнейшего исторического развития они же могли более легко образовывать союзы племен типа известной Лиги ирокезов12 . Однако такие объединения, обусловленные рядом причин, на которых мы остановимся при рассмотрении процессов консолидации, стали характерны лишь для последней стадии первобытнообщинной эпохи. На ранних ее стадиях, в период заселения ойкумены, преобладали процессы рассредоточения вновь образованных родоплеменных групп, сопровождавшиеся постепенной утратой ими чувства родства, изменением языка, культуры и даже антропологического типа. Насколько активно развивался этот процесс, показывает пример американского континента, где небольшие группы первобытных переселенцев, проникшие главным образом через Берингов пролив около 30 тыс. лет назад, дали начало многим сотням племен со своими языками. По данным имеющихся исследований, у индейцев может быть выделено свыше ста независимых языковых семей и отдельных изолированных языков; только в Калифорнии насчитывалось не менее ста племен со своими языками. Весьма показательна в этом отношении и Австралия, где перед приходом европейцев было, как предполагают, около 500 племен13 .

В раннеклассовых формациях миграции, лежавшие в основе этноразделительных процессов и создававшие базу для развития других этнических процессов14 , вызывались сложным комплексом социально-экономических причин; нехватка средств существования, обусловленная оскудением природных ресурсов или ростом численности населения, нередко сочеталась со стремлением к грабительским захватам чужого имущества, рабов и т. д. Многочисленные примеры таких миграций дает нам эпоха "Великого переселения народов", причем результаты этнического деления иногда отражались даже в этнонимах; уже из названий таких народов, как вестготы и остготы, видно, что они произошли от какой-то одной "готской" общности; то же относится к западным и восточным франкам, которые в средние века выступали уже как два вполне самостоятельных народа. Ни один из четырех названных народов не сохранился до наших дней; они растворились среди других этнических образований, и только западные франки передали поглотившим их галлам свое имя. Более поздние военные походы монголо- татар, арабские и тюркские завоевания также сопровождались процессами этнического разделения, обычно сочетавшимися с процессами этнического объединения. Это многообразие процессов объясняется тем, что мощные потоки завоевателей сами не были этнически однородными, так как в них вовлекались все новые и новые этнические группы. Большой этнической пестротой отличалось и население завоеванных стран; воспринимая язык и какие-то элементы культуры групп завоевателей, оно по-разному преломляло их в своей среде, что способствовало разделительным процессам. Так, монголо-татарские и тюркские завоевания и переселения пове-


11 См. об этом И. Н. Хлопин. Сегментация в истории первобытного общества. "Вопросы истории", 1968, N 8.

12 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 21, стр. 95 - 97; L.H. Morgan. League of tne Ho-de-no-sau-nee or Iroquois. N.Y. 1922; Л. П. Лашук. Указ соч., стр. 82.

13 См. "Народы Австралии и Океании". М. 1956, стр. 76; "Народы Америки". Т. I. М. 1959, стр. 33; L. Krzywicki. Op. Cit., p. 17.

14 Некоторые важные стороны влияния миграций на этнические процессы рассмотрены в статье: В. П. Алексеев, Ю. В. Бромлей. К изучению роли переселения народов в формировании новых этнических общностей. "Советская этнография", 1968, N 2.

стр. 101

ли к сложению ряда тюркоязычных народов Средней Азии и Европы, арабские завоевания - арабоязычных народов Передней Азии и Северной Африки и т. д.

Отметим, что чем меньше была отколовшаяся часть этнической общности, тем обычно труднее было ей образовать новый самостоятельный народ. Подобное могло произойти лишь в том случае, если она переселялась в какую-то изолированную, до того не обжитую область. Такой областью мог быть остров (группа островов), как случилось, например, с группой норвежцев, переселившихся в IX в. на Фарерские острова и давших начало фарерскому народу. Такой областью могли стать изолированные горные долины, как это произошло с рядом небольших андо-цезских народов Дагестана (андийцы, ботлихцы, годоберинцы и др.), отделившихся в прошлом от единой общности, или с припамирскими народами (язгулемцы, бартангцы, ваханцы и др.). В качестве примера сравнительно недавнего этнического разделения можно привести происшедшую в XVII в. миграцию части ойратов из Синьцзяна в не заселенные тогда низовья Волги, где они образовали особый народ - калмыков. При отсутствии благоприятных для этнического обособления условий дело кончалось, как правило, этническим поглощением переселенцев. Многочисленные финикийские и древнегреческие колонии, оказавшие большое влияние на историю Средиземноморья, не дали, как известно, начала самостоятельным народам. Весьма показательна и история выходцев из Скандинавии - норманнов, поселившихся в странах Западной Европы: в северо-западной Франции они были поглощены французами (провинция Нормандия), в восточной части Британии - англичанами и шотландцами, в Ирландии - ирландцами и лишь на безлюдном до того острове Исландия, сохранив прежний язык и культуру, образовали новую этническую общность - исландцев.

Новой важной силой в докапиталистических формациях, пробуждавшей к жизни процессы этнического разделения и поддерживавшей их развитие, было возникновение государств и изменение их границ. Политико-государственный фактор нередко усиливал действие миграций, способствуя этническому обособлению групп переселенцев, попавших в пределы другого государства или образовавших свое собственное государство. Нередко этот фактор действовал и самостоятельно: государственные границы, проводимые на основе династических связей или в результате войн, разрезали на части этноязыковые массивы, и каждая из таких частей давала начало самостоятельному народу. Так произошло обособление немецкоязычных народов: немцев, австрийцев и др., выделившихся из германоязычного массива, который, хотя и не представлял собой в этническом отношении единого целого, мог бы в дальнейшем стать таковым при условии развития в рамках единого государства. Довольно четко роль политического фактора выступает, например, и в случае этнического деления португалоязычного массива на собственно португальцев и галисийцев, отрезанных государственной границей в XII в. после образования Португальского королевства. Большое влияние на развитие процессов этнического разделения в докапиталистических формациях оказывали религиозные различия, которые в ряде случаев усиливали действие политического фактора. Так произошло, например, образование фламандского народа, сложившегося в юго-западных, католических провинциях средневековых Нидерландов, и голландского народа, сформировавшегося в северо-восточных, протестантских провинциях, добившихся в XVI в. политической независимости. Этноразделительная роль религии сильно ощущалась в странах Азии, особенно мусульманских, где религиозные различия имели в быту и в социальных отношениях большее значение, чем этнические. Вряд ли можно согласиться с С. А. Токаревым, который считает маронитов (Ливан), йезидов (часть курдского населения Турции, Ирана и Ирака) и сикхов (Северо-Запад-

стр. 102

ная Индия) особыми народами, сложившимися на основе религиозных связей15 , но несомненно, что эти и другие религиозные общности или секты отвечали в прошлом многим признакам этнической общности. Государственно-политический и религиозный факторы имели наряду с этноразделительным значением и значение этнообъединительное, усиливая сплоченность отколовшейся части этнической общности.

Своеобразным видом процессов этнического разделения в раннекапиталистическую эпоху, когда большинство ныне существующих народов Старого Света уже сложилось, стали процессы, связанные с переселениями европейцев (испанцев, англичан, французов и др.) в Америку и другие внеевропейские страны. Правда, в большинстве стран оседания европейские переселенцы не смогли сохранить свою прежнюю этническую самобытность, образовав на первых порах сравнительно однородное этническое ядро; в дальнейшем они обычно сильно смешивались с прибывавшими на эту же территорию другими группами европейских поселенцев, а нередко и с коренным населением; в ряде стран Америки дополнительными этническими компонентами такого смешения были группы рабов- негров, вывезенных из стран Африки. Территориальное смешение различных этнорасовых групп, сопровождавшееся их брачным смешением и культурным взаимодействием, вело здесь, по существу, к уже иному виду этнических процессов; в то же самое время это переселение и смешение может рассматриваться как своеобразная стадия процесса этнического разделения переселенцев с их прежними этническими общностями. Следует отметить, что такое этническое разделение требовало определенных условий, в частности: давности поселения и удаленности переселенцев от метрополии, образование ими на новом месте значительных этнических массивов, политико-государственного обособления и т. п. И если французские переселенцы в Канаду, компактно заселившие там восточную часть страны (Квебек) и жившие более 200 лет изолированно от Франции, стали самостоятельной этнической общностью - франко-канадцами, то многочисленные французские колонисты в Алжире, поселившиеся среди арабов, не образовавшие этнических массивов и поддерживавшие постоянные тесные связи с Францией (Алжир имел статут заморского департамента Франции), не образовали особой этнической общности и в конце концов в большинстве вернулись во Францию. Не сформировались в самостоятельные этнические общности (в отличие от переселенцев в Австралию и Новую Зеландию) и значительные группы англичан, переселившихся в Южную Африку: они живут смешанно с африканерами (бурами) и народами банту, не составляя почти нигде большинства населения и не образовывая самостоятельных политико-территориальных единиц. Известны многочисленные случаи, когда государственно-политические границы разрезали на части, по существу, уже сложившиеся народы, и ни одна из этих частей не получала национально-территориального оформления: индейский народ кечуа (в Перу, Эквадоре, Боливии), курды (в Турции, Иране, Ираке), мандинго (в Мали, Гвинее, Береге Слоновой Кости) и др.; известны случаи, когда части разрезанного границами этноса получали национально-территориальное и даже государственно-политическое оформление: таджики (СССР и Афганистан), азербайджанцы (СССР и Иран), сомалийцы (Сомали и Эфиопия), корейцы (КНДР, Южная Корея и Китай) и т. д.16 ; однако во всех этих случаях этноразделительные процессы выступают пока недостаточно четко.

Переходя к более освещенным в нашей научной литературе процессам этнического объединения, отметим, что на ранней стадии историче-


15 С. А. Токарев. Указ. соч., стр. 44.

16 См. С. И. Брук, Н. Н. Чебоксаров. Современный этап национального развития народов Азии и Африки. "Советская этнография", 1961, N 4.

стр. 103

ского развития этнических общностей эти процессы были, вероятно, развиты слабо и, во всяком случае, оттеснялись на второй план широко развитыми процессами этнического разделения. Активизации процессов этнической ассимиляции в первобытнообщинную эпоху препятствовал кровнородственный принцип племенной организации. Кроме того, в ту эпоху отношения между чуждыми племенами, как подчеркивал Ф. Энгельс, не отличались миролюбием17 ; их мирное сосуществование обычно не простиралось дальше торгово-обменных отношений, которые носили эпизодический характер и происходили чаще всего на нейтральной территории. Племенные границы строго соблюдались; проход через них иноплеменников являлся враждебным актом и вел к военным столкновениям. Известные в этнографической литературе случаи, когда захваченным в межплеменных сражениях пленникам сохранялась жизнь с последующим принятием их в племя путем "усыновления", довольно редки и, кроме того, касаются преимущественно отношений между сравнительно близкими племенами. Слабо были развиты в первобытнообщинную эпоху и процессы консолидации. Происходившее тогда внутреннее сплочение племен, сближение родов по мере развития производительных сил и упрочения племенной социальной организации, как и объединение отколовшихся родов в новые племена, не вполне подходят под понятие этнической консолидации, так как роды не представляли собой самостоятельных этнических общностей.

Процессы этнического объединения стали развертываться в последней стадии первобытнообщинной эпохи. Это относится прежде всего к процессам консолидации, проявившимся в сложении союзов племен, подобных уже упомянутой Лиге ирокезов. Многие народы древности, игравшие видную роль в истории стран Евразии - скифы, анты, аланы и другие, - представляли собой не что иное, как союзы племен, имевших уже общее самоназвание и зачатки общего самосознания, но еще сохранявшие как деление на отдельные племена, так и племенное самосознание. Одним из факторов, способствовавших объединению племен, было усиление межплеменных контактов по мере роста численности населения. "Возрастающая плотность населения, - писал Ф. Энгельс, - вынуждает к более тесному сплочению как внутри, так и по отношению к внешнему миру. Союз родственных племен становится повсюду необходимостью, а вскоре делается необходимым даже и слияние их..."18 . Другим, еще более значимым фактором развития процессов консолидации было изменение всей структуры первобытнообщинной формации: развитие производительных сил и связанная с этим социальная дифференциация между родами и внутри родов, возникновение института рабства, приведшие к разложению родоплеменного строя, исчезновению одной из важнейших предпосылок его существования - территориальной целостности родов и племен. Ф. Энгельс отмечал свойственные этому переломному периоду черты: "Повсюду были перемешаны роды и племена, повсюду среди свободных граждан жили рабы, лица, находившиеся под покровительством, чужестранцы"; и далее: "Богатые и бедные, ростовщики и должники были соединены в одном и том же роде и в одном и том же племени"19 . Указанные процессы, сопровождавшиеся ослаблением кровнородственных связей, привели к тому, что родоплеменная структура общества сменилась структурой территориальной и классовой, родовая община - соседской, родоплеменная организация - государственной.

В результате всех этих изменений и особенно замены кровнородственной структуры общества территориально-политической была создана


17 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 21, стр. 99, 164.

18 Там же, стр. 164.

19 Там же, стр. 168.

стр. 104

база для мощных процессов этнического объединения, которые привели в конце концов к возникновению крупных этнических общностей нового типа. В период, когда прежние племенные связи были утрачены, а новые национальные - еще не возникли, контуры многих из таких общностей, называемых обычно "народностями", выступают недостаточно четко20 . Довольно нечетко в это время очерчен и каждый из выделенных нами подтипов процесса этнического объединения. Исключением являются случаи, когда в ходе процессов консолидации групп и союзов родственных племен возникало государство21 . Кроме уже имевшейся у этих племен близости языка и культуры, государство оформляло консолидирующиеся племена в территориально- политическом отношении, создавало определенную общность экономических, социальных и других интересов. К числу таких случаев относится объединение эллинских племен в древнегреческих государствах-полисах, объединение италиков в Древнем Риме и т. п. Что же касается процессов ассимиляции, то имеющиеся источники по истории античного мира обычно говорят о процессах не этнической, а языковой или культурной ассимиляции, наиболее известными из которых были процессы эллинизации (распространения греческой культуры и языка по странам Средиземноморья) и романизации (распространения римской культуры и латыни среди завоеванных Древним Римом народов). В римскую эпоху процессы ассимиляции протекали главным образом в пределах метрополии; что же касается окраинных областей империи, то такие процессы носили там незавершенный характер: галл или фракиец, овладевшие латынью и даже получившие права римских граждан (populus Romanus), по-видимому, редко порывали со своим прежним этническим окружением.

Процессы этнической ассимиляции несколько усилились в раннем средневековье; они, несомненно, играли видную роль в исчезновении с исторической арены многих этнических образований, таких, как аланы, гунны, вестготы и другие, которые распадались после военных поражений или по другим причинам, а образовавшиеся их части поглощались окружающими народами22 . Многие германские народы (или племенные союзы), переселившиеся на Апеннинский полуостров, например, лангобарды, прекратили свое существование, растворившись среди италийского населения. Ф. Энгельс указывал на большое этнообразующее значение таких процессов: "Из смешения народов, происходившего в раннем средневековье, постепенно развивались новые национальности, про-


20 Показательно, что основоположники марксизма-ленинизма, в частности Ф. Энгельс, детально рассматривавший историю этнического развития ряда областей Европы - от племенной до национальной стадии, не употребляли понятие "народность", таксономически равное понятиям "племя" или "нация"; часто применявшийся Ф. Энгельсом термин "национальность" служил для обозначения начальной фазы сложения наций (см. И. В. Арский. Вопрос о формировании национальностей в Западной Европе. "Ученые записки" Ленинградского государственного университета. Серия исторических наук. Вып. 12. 1941; В. И. Козлов. О разработке теоретических основ национального вопроса. "Народы Азии и Африки", 1967, N 4).

21 Одним из показателей развития процесса этнической консолидации является появление нового общего самоназвания для всех объединяющихся частей новой этнической общности. Название этой общности обычно совпадало с названием государства и соответствовало или названию наиболее значительного из вошедших в нее этнических компонентов (как было, например, при сложении чехов, словаков), или названию этнической группы, возглавившей такое объединение (как это было у болгар), или названию территории, в границах которой осуществлялось объединение (украинцы), наконец - имени правителя государства (узбеки); реже такое название сознательно выбиралось уже сравнительно сложившимся народом. Так, племена "минусинских татар" - качинцы, кызыльцы, сагайцы и другие, консолидировавшиеся в годы Советской власти в единый народ, - приняли для своего обозначения название древних енисейских киргизов - "хакасы".

22 Ряд сложных процессов этнического взаимодействия, происходивших в эпоху "Великого переселения народов", в том числе и процессов ассимиляции, рассмотрен в указанной выше статье В. П. Алексеева и Ю. В. Бромлея.

стр. 105

цесс, при котором, как известно, в большинстве бывших римских провинций побежденное население, крестьяне и горожане, ассимилировало победителя - германского властелина". Позже, по словам Ф. Энгельса, такие "национальности начали развиваться в нации"23 .

В феодальную эпоху на первый план по своему этнообразующему значению выступают прежде всего процессы консолидации. Консолидация родственных племен или групп племен после объединения их в государство лежит в основе сложения большинства современных народов Старого Света. Таково было, например, происхождение многих славянских народов: поляков (сформировавшихся на основе племен полян, вис-лян, мазовшан, слензян и других, образовавших в X в. Польское королевство), чехов (сложившихся на основе племен чехов, лучан, дечан, пшован и других, образовавших в X в. Чешское королевство) и т. п. Подобные процессы происходили и в последующие эпохи. В странах Европы в этих процессах участвовали обычно не отдельные племена или группы племен, а уже оформившиеся сравнительно крупные народы. Характерный случай такого вида процессов - сложение французской нации из двух народов: северофранцузов и южнофранцузов, или провансальцев, - был подробно рассмотрен Ф. Энгельсом24 . Во многих внеевропейских странах процессы консолидации племенных групп продолжались вплоть до новейшего времени. На территории СССР подобные процессы развернулись в годы Советской власти в Средней Азии и других окраинных областях страны, особенно после получения консолидирующимися там народами своей государственности. Такова была, например, консолидация туркменской нации из племенных групп иомудов, теке, гокленов и других; киргизов из племенных групп онг, сол, ичкилик и других. Одновременно продолжалась консолидация некоторых народов Поволжья (марийцев из горных и луговых групп, мишарей с татарами и других).

В настоящее время процессы этнической консолидации наиболее характерны для отставших вследствие ига колониализма в своем социально-экономическом развитии стран Азии и Африки, где родственные племена и группы племен сливаются в крупные народы. Консолидация ускорилась в ходе борьбы за полную политическую и экономическую независимость, она отчетливо выступает в ряде стран Африки: консолидация амхара, тиграи и других народов Эфиопии, консолидация бамбара и малинке в Мали, образование национальных общностей банту в Конго, Танганьике и других странах, сложение сомалийской нации и т. п.25 . Среди процессов, развернувшихся в странах Азии, отметим начавшуюся консолидацию индонезийской нации из родственных в языковом и культурном отношении народов индонезийской группы: яванцев, сундов, мадурцев и других. Очень сложный характер имеет консолидация, протекающая на Филиппинах, где сложение единой филиппинской нации вступает в коллизию с одновременно развертывающимся процессом сложения висайской, тагальской и илоканской наций. Довольно типичен и ход консолидации нага в Ассаме (Индия). К процессам консолидации можно отнести случаи слияния друг с другом некоторых родственных народов Европы: объединение голландцев, части фламандцев и фризов в единую нидерландскую нацию, слияние кашубов и Мазуров с поляками, - хотя некоторые стороны консолидации здесь весьма сходны с ассимиляцией. Процессы этнической ассимиляции весьма широко развернулись в позднефеодальную и особенно в капиталистическую эпоху, когда, с одной стороны, многие народы в этническом отношении уже достаточно


23 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 21, стр. 409, 410.

24 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 5, стр. 377 - 378.

25 Подробно об этом см. Б. В. Андрианов. Проблемы формирования народностей и наций в странах Африки. "Вопросы истории", 1967, N 9.

стр. 106

оформились, в частности, входившие в них люди имели четкое национальное самосознание, и когда, с другой стороны, в связи с неравномерностью развития промышленности и сельского хозяйства в разных странах и в разных районах крупных стран начали развиваться массовые миграции населения. Поскольку совершенно однородных в национальном отношении стран почти не существует, а составляющие население этих стран этнические общности или части их живут в более или менее тесном общении друг с другом и особенно с основным народом, можно с уверенностью утверждать, что этническая ассимиляция распространена повсеместно. Однако в настоящее время она наиболее типична для экономически развитых стран, основная масса населения которых уже сравнительно давно сложилась в нации и имеет четкое национальное самосознание, а другие этнические группы немногочисленны и уступают им по уровню социально-экономического развития или в другом отношении. В процессах этнической ассимиляции участвуют разнообразные группы населения, начиная с национальных меньшинств данной страны, имеющих определенную территорию расселения и более или менее тесные этнокультурные связи внутри себя, и кончая пришельцами в страну извне, то есть иммигрантами. Этническая ассимиляция протекает обычно наиболее активно среди последней группы, так как иммигранты чаще всего с самого же начала оказываются в отрыве от своей этнической базы и в полном окружении инонациональной среды. Конкретный ход развития таких процессов имеет особенности в каждой стране, но можно отметить, что нередко уже второе поколение иммигрантов, осевших в каком-нибудь государстве и принявших соответствующее гражданство, полностью меняет свою этническую принадлежность и почти не отделяет себя от окружающей национальной общности. Подобные процессы можно наблюдать, например, среди сотен тысяч иммигрантов в США, Канаде, Бразилии, Австралии и других заокеанских странах. Среди европейских стран в этом отношении наиболее показательна Франция, где большое число итальянских, испанских и иных европейских иммигрантов ассимилируется французами.

Большой интерес представляют случаи ассимиляции, которой подвергаются не отдельные индивидуумы или разрозненные группы людей, а значительные, сравнительно сплоченные этнические коллективы, особенно целые этнические общности. В качестве примера таких процессов, происходящих в странах Западной Европы, остановимся на положении трех народов кельтской языковой группы: уэльсцев (валлийцев), гэлов и бретонцев. Первые два народа представляют собой национальные меньшинства Великобритании, находящиеся в процессе этнического поглощения соответственно англичанами и шотландцами, третий - национальное меньшинство Франции. Развитие этнической ассимиляции среди этих народов характеризуется прежде всего утратой родного языка и переходом на основной язык страны - английский или французский; за этим следует ослабление и изменение прежнего национального самосознания. По материалам переписей населения Великобритании, численность людей, знающих гэльский язык, сократилась с 255 тыс. в 1891 г. до 76,6 тыс. в 1961 г., причем из числа последних только по-гэльски говорят 1,1 тыс. человек; число людей, знающих уэльский язык, сократилось с 977 тыс. в 1911 г. до 656 тыс. в 1961 г., из них только по-уэльски говорят лишь 26 тыс. человек. Численность бретонцев, составлявшая еще в середине 1920-х годов, по полуофициальным данным, около 1400 тыс. человек, в начале 1950-х годов ограничивалась лишь 1 100 тыс., а сейчас вряд ли превышает 1 млн. человек, большинство из которых предпочитает говорить только по-французски26 .

Одним из примеров развития процессов этнической ассимиляции


26 "Численность и расселение народов мира". М. 1962, стр. 130, 134 и др.

стр. 107

среди народов СССР может служить ассимиляция групп мордовского населения русскими. Случаи обрусения отдельных территориальных групп мордвы (например, мордвы-терюхан) в прошлом хорошо известны в историко-этнографической литературе27 . Материалы советских переписей населения показывают, что среди некоторых групп мордвы, главным образом у живущих за пределами Мордовской АССР, процессы этнической ассимиляции развивались и после Великой Октябрьской социалистической революции, свидетельством чего является дальнейшая языковая ассимиляция мордвы и замедление темпов роста ее численности. По данным переписи 1926 г., из каждой тысячи человек, причислявших себя к мордве по этническому самосознанию, по-видимому, полностью утратили мордовский язык и считали своим родным языком русский 55 человек; по переписи 1959 г., число последних возросло до 215 человек. Показатели естественного прироста у мордвы не отличались сколько-нибудь заметно от прироста соседних народов Поволжья, однако общая численность ее за период с 1926 по 1939 г. возросла лишь на 9% (у соседей мордвы, чувашей, - на 22%), а перепись 1959 г. показала даже снижение общей численности мордвы, что, несомненно, связано с ассимиляцией отдельных групп ее28 .

Кроме рассмотренных выше процессов, сводящихся к перемене этнической принадлежности, этнического самосознания, существуют и процессы, связанные с ослаблением и даже утратой чувства этнической принадлежности, вытеснением его другими видами самосознания: чувством принадлежности к государству или стране, к религиозной общине и т. п. Этническое самосознание не является врожденным; оно социально, то есть складывается в определенной среде, под воздействием определенных социально-культурных условий и при отсутствии таковых может не возникнуть или быть очень неотчетливым. Вероятно, сильнее всего такие процессы проявлялись в докапиталистических формациях, когда, как уже отмечалось выше, прежние, племенные, связи были уже утрачены, а новые, национальные, еще не успели возникнуть. В рабовладельческих государствах имелись большие массы рабов, оторванных от их прежней этнической общности и находящихся вне окружающей их новой этнической среды. Среди "свободного" населения сознание этнической принадлежности часто отступало перед сознанием своего социального статуса; "новоиспеченное римское гражданство, - писал Ф. Энгельс, - ...не выражало никакой национальности, а было лишь выражением отсутствия национальности"29 . В средневековой Европе, как известно, чувство этнической принадлежности часто отступало на второй план перед религиозной принадлежностью.

В настоящее время случаи ослабления этнического самосознания наиболее характерны для многонациональных стран, где нет заметных национальных противоречий и идут процессы сближения наций. Известно, что в программу переписи населения Югославии в 1961 г. была включена графа "югославы неопределенные". Она охватила 317 тыс. человек, которые не смогли отнести себя ни к одному из основных народов страны. Значительная часть их в прошлом входила, очевидно, в состав боснийцев, выделяя себя главным образом по религиозной принадлежности (мусульмане), значение которой в этническом отношении затем постепенно утратилось. Важной причиной развития таких процессов является общее ослабление этнического фактора в социально-экономической


27 См., например, А. В. Марков. Отношения между русскими и мордвой в истории и в области народной поэзии. Тифлис. 1914.

28 См. об этом подробнее: В. И. Козлов. К вопросу об изучении этнических процессов у народов СССР (опыт исследования на примере мордвы). "Советская этнография", 1961, N 4.

29 К. Маркс и Ф. Энгельс. Т. 21, стр. 147; см. также В. А. Белявский. Указ. соч.

стр. 108

жизни некоторых многонациональных стран, что подготавливает почву для предсказанного основоположниками марксизма-ленинизма слияния всех наций во всемирном масштабе. Часто такие процессы связаны со смешанными браками; например, в СССР ребенок, рожденный на целинных землях Казахстана от брака татарина и белоруски, вырастая в русско-казахском окружении, не так-то легко может определиться в этническом отношении. Исследователи этнических процессов в СССР постоянно подчеркивают все больший удельный вес в жизни населения общесоветских, а в значительной степени и интернациональных черт культуры, быта и других элементов, взаимопроникновение по мере роста межнациональных связей элементов прежних национальных культур. Возможно, что в дальнейшем такие процессы приведут к появлению групп населения, которые будут считать свою национальную принадлежность "общесоветской" или просто "советской".

Проведенный нами анализ хода исторического развития этнических процессов приводит к выводу, что в первобытнообщинную эпоху, когда социальная структура этнических общностей - племен - основывалась на кровнородственных связях, повсеместно господствовали процессы этнического разделения. Становление классового общества, появление качественно новых политико-государственных связей привели к широкому распространению этнических процессов нового типа - этнического объединения (консолидации и ассимиляции), поэтому рубеж классового общества стал и рубежом между основными типами этнических общностей. В классовых формациях, несмотря на социально-экономические особенности каждой из них, трудно выделить качественные этнические различия как между происходившими в них процессами консолидации, так и особенно между процессами ассимиляции. С этим, несомненно, связана и трудность отделения бытующего понятия "народность" от понятия "нация"; народность и нация в целом ряде случаев, например, у многих славянских народов (русских, украинцев, болгар, чехов и др.), выступают скорее как подтипы, нежели как особые типы этнических общностей классового общества. Что же капается процессов, связанных со сближением наций и ведущих, по существу, к утрате этнической принадлежности, то основной их размах возможен лишь в будущем бесклассовом обществе.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ТИПЫ-ЭТНИЧЕСКИХ-ПРОЦЕССОВ-И-ОСОБЕННОСТИ-ИХ-ИСТОРИЧЕСКОГО-РАЗВИТИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander KlepatskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Klepatski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. И. КОЗЛОВ, ТИПЫ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 03.11.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ТИПЫ-ЭТНИЧЕСКИХ-ПРОЦЕССОВ-И-ОСОБЕННОСТИ-ИХ-ИСТОРИЧЕСКОГО-РАЗВИТИЯ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. И. КОЗЛОВ:

В. И. КОЗЛОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Klepatski
Arzamas, Россия
2982 просмотров рейтинг
03.11.2016 (2724 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
7 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
13 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ТИПЫ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android