В этом выпуске рубрики две абсолютно разные статьи. В первой наши давние партнеры "Новосибирский институт мониторинга и развития образования" рассказывают о том, как в региональной системе оценки качества образования появилось такое явление, как "управленческий аудит", и какие эффекты это дало, а второй материал представляет опыт муниципальной методической службы Петроградского района Санкт-Петербурга по оценке образовательных результатов учащихся начальной школы, в том числе с использованием комплекса всемирно известных психологических методик, адаптированных для применения в российской начальной школе.
ПАРТНЕР РУБРИКИ Российский тренинговый центр Института управления образованием РАО
Директор Центра кандидат педагогических наук Вальдман Игорь Александрович
Захир Юлия Симановна, директор ГКУ Новосибирской области "Новосибирский институт мониторинга и развития образования"
Налепа Татьяна Владимировна, научный сотрудник отдела экспертизы содержания образования ГКУ Новосибирской области "Новосибирский институт мониторинга и развития образования"
Павлючик Светлана Васильевна, научный сотрудник отдела экспертизы содержания образования ГКУ Новосибирской области "Новосибирский институт мониторинга и развития образования"
Управленческий аудит в региональной системе оценки качества образования Новосибирской области появился в ответ на запросы руководителей школ. Первоначальные запросы были связаны с тремя группами управленческих задач:
- подготовка к аккредитационным процедурам, необходимость заранее выявить и исправить возможные несоответствия в документации, организации образовательного процесса;
- формирование программы развития образовательного учреждения и осознание управленческого дефицита времени и компетенции в области стратегического анализа деятельности и ее результатов;
- реализация федеральных государственных образовательных стандартов, которая требует от руководителей принятия управленческих решений как стратегического, так и оперативного характера.
Стало очевидным, что руководителю школы необходимы компетентные и авторитетные внешние консультанты-аудиторы.
Они должны владеть современным инструментарием и технологией измерения и экспертизы различных образовательных объектов, вместе с тем не должны быть вовлечены в дела и проблемы школы.
Необходимы профессионалы, которые могли бы сделать достоверный срез ситуации в образовательном учреждении, выявить сильные и слабые стороны, проблемные точки, совместно с директором школы описать варианты развития школы, оказать авторитетное влияние на педагогический коллектив для решения стратегических задач, стоящих перед школой.
В ответ на эти запросы в 2008 - 2012 годах Новосибирским институтом мониторинга и развития образования был разработан и реализован проект "Аудит - независимая экспертиза деятельности общеобразовательных учреждений Новосибирской области".
Практический опыт проведения аудита деятельности образовательных учреждений уже был неоднократно описан в научно-методической литературе специалистами из Иркутска, Санкт-
Петербурга, Самары, Пскова, Перми, Челябинска и др. Однако не были регламентированы процедуры и требования к экспертам-аудиторам.
В ходе реализации проекта нам удалось разработать [Указанные здесь документы доступны на сайте журнала http://obr.direktor.ru]:
- модель регионального аудита деятельности общеобразовательных учреждений Новосибирской области и отдельных его направлений;
- нормативное обеспечение аудита;
- регламент проведения аудита, процедуры, методики и инструменты сбора, фиксации и обобщения информации, получаемой в ходе аудиторских работ, подготовлены эксперты-аудиторы.
За четыре года через аудит прошло 70 школ. При отсутствии очевидных бонусов директору школы за участие в аудите для региона это значительная цифра.
Необычность же этого мероприятия для директоров школ состояла в том, что они сами инициировали внешнюю оценку, в том числе и своей деятельности, открытый разговор с экспертами о слабых сторонах образовательного процесса, формулировали необходимость консультационной помощи по их преодолению.
Аудит всегда начинался с диалога между заказчиком и исполнителем. Руководители школ сами формировали заказ на предмет и направления внешней оценки, согласовывали с руководителем аудиторской группы методы и виды работ, материалы и документы - источники проверки, даты и сроки проведения работ. Результаты диалога закреплялись в официальном договоре.
Согласно модели регионального аудита директор школы мог выбирать одно или все из перечисленных направлений:
- аудит деятельности образовательного учреждения на соответствие нормам действующего законодательства, направленного на реализацию конституционного права учащихся на образование и конституционных принципов общедоступности и бесплатности образования;
- аудит качества реализуемого в ОУ содержания образования (основные образовательные программы, учебные планы, рабочие программы, учебно-методические комплексы, качество воспитательного процесса) на соответствие реализуемым государственным образовательным стандартам, базисным учебным планам, особенностям реализуемых основных образовательных программ;
- аудит качества подготовки обучающихся и выпускников;
- аудит соответствия аккредитационных показателей деятельности общеобразовательных учреждений показателям, принятым в регионе;
- экспертиза качества школьных контрольно-измерительных материалов для оценки качества предметных достижений обучающихся.
Главной задачей аудита, как мы полагали в начале проекта, являлось определение и сопоставление фактически достигнутых показателей качества образовательных объектов (документов, процессов, достижений участников образовательного процесса, представлений родителей о качестве и т. д.) с нормативными (ГОС, федеральными и региональными базисными учебными планами) или плановыми школьными.
Для этого были разработаны и внедрены:
- технология проведения анализа результатов единого государственного экзамена образовательного учреждения с учетом данных по РФ, области и кластера;
- программный комплекс и оценочные листы (приложения 4 - 6) для проведения анализа рабочих учебных планов на соответствие базисным учебным планам 1998 и 2004 г г. и рабочих программ учебных дисциплин.
Оценка качества предметных достижений проводилась на основе уже технологически и содержательно реализованной региональной процедуры. Вклад в развитие проекта внесли сами директора школ, которые стали заказывать про-
ведение общественной оценки качества образования. Эта неожиданная инициатива сделала проект более привлекательным для родителей и учредителей школ.
Для разработки инструментария общественной оценки, а потом и к участию в аудите мы привлекли представителей общественности, в том числе членов управляющих, попечительских и наблюдательных советов школ, региональную общественную организацию "Ассоциация независимых экспертов в сфере образования". В результате были разработаны и применялись перечень показателей и критериев общественной оценки школ, анкеты для родителей и обучающихся как основных заказчиков образовательных услуг и равноправных участников образовательного процесса.
Разработанный инструментарий позволил через анонимное анкетирование изучать мнение обучающихся и родительской общественности об уровне и характере взаимодействия школы с учениками, родителями и семьей в целом, об открытости образовательного учреждения, об условиях, созданных в школе для обучения, доступности отдельных образовательных услуг, безопасности образовательного процесса и т. д.
Важной задачей, которую решал проект, стала задача формирования группы экспертов-единомышленников.
Эти специалисты должны были владеть базовыми и специальными компетенциями в области:
- государственной и региональной политики в сфере образования,
- оценки качества и менеджмента образовательных учреждений,
- содержания предмета экспертизы, технологии аудита.
Указанные компетенции обеспечивали им возможность выполнять аналитическую деятельность и деятельность по проектированию развития образовательных учреждений и школьных систем оценки качества.
Эксперты были подготовлены из числа сотрудников института, преподавателей ведущих вузов и педагогических работников школ области, имеющих опыт работы в предметных комиссиях единого государственного экзамена, разработки диагностического инструментария для оценки качества достижений обучающихся, опыт управленческой и экспертной деятельности. За каждым экспертом-аудитором закреплялся конкретный объект или направление, тематические и предметные поля экспертизы.
При подготовке к проведению очередного аудита формировалась группа экспертов, в состав которой обязательно входили руководитель, эксперт по вопросам управления школой, эксперты по различным направлениям. Их количество и специализация зависели от перечня заказываемых направлений аудита.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА
На подготовительном этапе, кроме совместной работы по формированию плана-задания и плана-графика проведения работ, заказчик (школа) проводил самообследование. В ходе самообследования директор с членами своей управленческой команды осуществляли самооценку документов и процессов и фиксировали ее в отчете, форма которого рекомендовалась руководителем аудиторской группы.
Основной этап - выход экспертов в школу. Он начинался с совместного совещания аудиторской группы и педагогического коллектива, на котором проговаривался план-график проведения работ, проходил настрой коллектива на плодотворную работу. В ходе этого этапа члены аудиторской группы изучали документы, отчет о самообследовании, проводили интервью с педагогическими работниками, членами управленческой команды, бланочное или компьютерное тестирование обучающихся, анкетирование обучающихся, родителей, педагогов.
Заключительный этап оценки - подготовка экспертами заключения или отчета. Отчет включал как фактический материал о состоянии образовательного процесса и его результатов, так и проведенный на его основе анализ, позволяющий определить сильные и слабые стороны основных процессов, возможные причины не-
соответствий и рекомендации по их корректировке. В отчет включались также экспертные суждения о потенциальных зонах развития образовательного учреждения, возможных рисках и сценариях их снижения.
ИТОГИ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
По итогам аудита проводилось совещание с администрацией школы, а чаще со всем педагогическим коллективом, на котором обсуждали результаты аудита и необходимые корректировки документов и процессов в образовательном учреждении. Это важная часть аудита.
Завершение работы экспертов - это начало работы педагогического коллектива по планированию дальнейшего развития школы.
В ходе аудита мы неизбежно изучали школу как организацию, процессы управления, хотя и не ставили в проекте этой задачи. Аудит деятельности общеобразовательного учреждения становился, по сути, управленческим аудитом. В результате аудита у директоров появляется возможность соотнесения данных внутреннего контроля качества образования и внешней оценки, получения более точной оценки своей деятельности, видение проблем и точек роста педагогического коллектива.
По завершении проекта мы систематизировали решения, которые принимали директора школ по результатам проведенного аудита. Среди них:
- стратегические решения: об изменении управленческой структуры образовательных учреждений, о создании системы менеджмента качества и лабораторий качества, об изменении функционала отдельных работников, о распределении нагрузки педагогов по классам и учебным предметам, о формах и содержании повышения квалификации педагогических работников. Одним из таких решений было решение о переходе в другой вид образовательного учреждения и полном изменении основных образовательных программ:
- решения, направленные на корректировку процесса документального сопровождения основных и вспомогательных процессов школы, в том числе учебных планов, расписаний занятий, графиков учебного процесса;
- решения, направленные на изменение структуры и содержания рабочих программ в соответствии с реализуемыми государственными образовательными стандартами, совершенствование инструментария для оценки достижений обучающихся;
- решения по изменению программ воспитательной и внеурочной работы с обучающимися, введению новых образовательных услуг и форм взаимодействия с семьями.
Анализ результатов проекта привел к идее создания региональной системы консультационной поддержки директоров по вопросам развития школ.
В большинстве случаев после проведения аудита руководителям школ требовались консультации по организации дополнительного обучения членов управленческой команды современным технологиям менеджмента и другим вопросам.
В дальнейшем в проект был внесен еще один компонент - консалтинг образовательных учреждений, а функции аудиторов-оценщиков изменены на функции постоянных аудиторов-консультантов директоров школ.
И это стало нетривиальным шагом развития проекта, в результате которого отдельные директора и педагоги школ также стали нашими новыми экспертами.
Следующий шаг развития проекта задает Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012, который вводит понятие независимой экспертизы и общественной оценки качества образования. Предстоит осмысление новых условий и перспектив проекта, выявление новых потребностей директоров школ и педагогических коллективов в результатах аудита, переработка созданных экспертных инструментов под ФГОС.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |