Libmonster ID: RU-13952
Автор(ы) публикации: А. А. ШЕВЯКОВ

В 1974 г. исполнилось 40 лет с тех пор, как Советское государство установило дипломатические отношения с группой буржуазных государств Центральной и Юго-Восточной Европы - Венгрией, Чехословакией, Румынией, Болгарией и Албанией. Это событие явилось значительным вкладом в борьбу миролюбивых сил Европы с нараставшей угрозой фашистской агрессии. К сожалению, этот вопрос в советской литературе, по существу, не был освещен. В "Истории внешней политики СССР" (Ч. I. М. 1966), "Истории Чехословакии" (Т. III. М. 1960) и "Истории Венгрии" (Т. III. М. 1972) авторы ограничились лишь констатацией факта установления дипломатических отношений между СССР и странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Нормализация советско- болгарских и советско-румынских отношений получила в какой-то мере свое отражение только в "Истории Болгарии" (Т. II. М. 1955) и в "Истории Румынии. 1918 - 1970" (М. 1971). Вопроса об установлении советско-румынских отношений касались также Я. М. Копанский и И. Э. Левит в своей книге и А. А. Язькова в специальной статье1 . Некоторые сведения об установлении дипломатических отношений между СССР и Чехословакией содержатся в монографии И. А. Петерса2 . Однако эти работы были опубликованы до выхода в свет томов XVI и XVII публикации "Документов внешней политики СССР", содержащей много официального материала, посвященного нормализации отношений Советского Союза со странами Центральной и Юго- Восточной Европы. Именно отсутствие необходимой источниковой базы и тормозило всестороннее исследование проблемы.

Основываясь на недавно опубликованных документах Советского правительства3 , представляющих исключительную ценность, а также на отдельных исследованиях советских4 и зарубежных историков5 , автор делает попытку осветить усилия Советского государства по нормализации отношений со странами Центральной и Юго-Восточной Европы, показать важность этого исторического события для дела


1 Я. М. Копанский, И. Э. Левит. Советско-румынские отношения (1929- 1934). М. 1971; А. А. Язькова. Установление дипломатических отношений между Советским Союзом и Румынией в 1934 г. "Новая и новейшая история", 1964, N 6.

2 И. А. Петерс. Чехословацко-советские отношения. 1918 - 1934. Киев. 1965.

3 "Документы внешней политики СССР" (далее - ДВП СССР). Т. XVI. М. 1970; т. XVII. М. 1971.

4 А. А. Язькова. Румыния накануне второй мировой войны. М. 1963; И. А. Петерс. Указ. соч.; В. К. Волков. Германо-югославские отношения и развал Малой Антанты. 1933 - 1938. М. 1966; Н. И. Лебедев. "Железная гвардия", Кароль II и Гитлер. М. 1968; Я. М. Копанский, И. Э. Левит. Указ. соч., и др.

5 V. Kral. Spojenectvi Ceskoslovensko-sovetske v evropske politice. 1935 - 1939. Praha. 1970; Ion M. Оprea. Nicolae Titulescu. Bucuresti. 1966; E. Campus. Mica inelegere. Bucuresti. 1968; C. Popisteanu. Romania si Antanta Balanica. Bucuresti. 1968 e. a.

стр. 32


мира в Европе, выявить классовую сущность продолжавшегося до 1934 г. нежелания правящих кругов указанных стран установить дипломатические отношения с Советским Союзом.

Ведущие капиталистические государства Европы: Англия, Франция и Италия, под влиянием которых находилась большая часть стран Центральной и Юго- Восточной Европы, юридически признали Страну Советов, как известно, еще в 1924 году. Тогда же с СССР установили дипломатические отношения Австрия, Греция, Швеция, Норвегия и Дания. В январе 1925 г. были нормализованы советско-японские отношения. Эти дипломатические акции явились новым и важнейшим после установления советско-германских отношений поворотным моментом в отношениях капиталистического мира с Советским государством.

Под воздействием исторического момента, выразившегося в полосе признаний Советской страны, в 1924 г. сделали попытки нормализовать свои отношения с СССР также Албания и Венгрия. Между правительствами СССР и Албании состоялся обмен нотами по этому вопросу. Но из-за внутренних событий (государственный переворот) в Албании и давления на нее внешних сил правящие круги этой страны отказались от решения нормализовать отношения с Советским государством. 5 сентября 1924 г. было подписано соглашение об установлении дипломатических и консульских отношений между СССР и Венгрией, однако и оно не вошло в силу. Венгерское правительство под давлением наиболее реакционных кругов во главе с регентом Хорти, а также Англии и США отказалось от ратификации соглашения. Хотя советско- венгерские и советско-албанские дипломатические отношения тогда не были установлены, уже сама постановка этого вопроса со стороны правительств Венгрии и Албании говорила о том, что в их правящих кругах шла острая борьба вокруг проблемы отношений к Советскому Союзу.

На откровенно враждебных позициях по отношению к Советскому Союзу из стран Центральной и Юго-Восточной Европы в рассматриваемый период продолжали оставаться Чехословакия, Румыния, Югославия и Болгария. Однако Советское правительство в целях расширения фронта мира делало все необходимое, чтобы нормализовать государственно-политические отношения с этими странами. В достижении этой задачи оно не видело непреодолимых препятствий, особенно если иметь в виду такие государства, как Чехословакия, Болгария и Югославия, не имевшие с СССР спорных территориальных вопросов и других острых нерешенных проблем. О желании установить дипломатические отношения с Чехословакией и Болгарией Советское правительство заявляло неоднократно. В целях нормализации отношений устанавливались контакты и организовывались официальные встречи советских дипломатических представителей с представителями королевской Румынии. В этом плане особое значение имеют советско-румынская конференция в Вене в 1924 г. по урегулированию бессарабского вопроса (конференция окончилась безрезультатно), переговоры о заключении советско-румынского договора о ненападении, а также приглашение в 1929 г. Румынии и Чехословакии подписать Московский протокол о досрочном введении в действие пакта Бриана-Келлога. По инициативе Советского Союза Румыния, Чехословакия и Югославия в 1933 г. подписали Лондонскую конвенцию об определении агрессии. Нельзя отрицать того, что два последних фактора сыграли положительную роль в смягчении отношений между Советским Союзом, с одной стороны, и отдельными странами Центральной и Юго-Восточной Европы - с другой. Но этого было далеко не достаточно для установления истинного взаимопонимания между обеими сторонами.

Насущная проблема нормализации отношений стран Центральной и Юго- Восточной Европы с Советским Союзом оставалась нерешен-

стр. 33


ной из-за выжидательной политики правящей верхушки этих стран. Империалистические круги ведущих держав Западной Европы, несмотря на нормализацию их отношений с СССР, в большинстве своем считали выгодной консервацию враждебности к СССР со стороны государств, расположенных вблизи его западных границ. Между тем международная обстановка в начале 30-х годов существенно изменилась.

Капиталистический мир находился в то время в состоянии глубокого экономического кризиса, который остро ощущался и в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. В Германии к власти пришли фашисты, во внешнеполитических планах которых немаловажное место занимали экспансионистские акции в отношении указанных стран. В этих условиях успехи первого в мире социалистического государства, экономика которого не была подвержена кризисам и успешно развивалась, привели к росту его экономического и оборонного могущества, высоко подняли его международный авторитет.

В то время, когда империалистические круги Запада начали лихорадочную подготовку к новой войне в целях передела мира и сфер влияния, Советский Союз продолжал упорную борьбу за предотвращение войны. В новой международной ситуации, сложившейся на европейском континенте, последовательная миролюбивая политика Советского государства привлекла внимание всех стран, которые не были заинтересованы по тем или иным причинам в развязывании войны в Европе. Наличие таких государств Советское правительство рассматривало как один из факторов, благоприятных для дела мира, и стремилось использовать малейшие их устремления, направленные к поддержанию европейской стабильности. Под воздействием роста военно- экономического могущества и внешнеполитического престижа Советской державы, укрепления ее связей с рядом капиталистических государств (например, с США), активизации реваншистских сил, угрожавших независимости стран Центральной и Восточной Европы, заметно изменяется отношение к Советскому Союзу правительств двух членов Малой Антанты - Чехословакии и Румынии, а также Венгрии и Болгарии.

В связи с неоднократными предложениями Советского правительства нормализовать отношения первой начала переговоры с СССР Чехословакия. В беседе с Советским представителем в Праге А. Я. Аросевым министр иностранных дел Э. Бенеш 7 марта 1933 г. выразил желание чехословацкого правительства установить с Советским Союзом нормальные отношения и подписать пакт о ненападении. Такое намерение, по его словам, имели и другие члены Малой Антанты6 , хотя в действительности ни Чехословакия, ни Румыния, ни Югославия не спешили с решением этого вопроса. Но нежелательное для Малой Антанты развитие мировых событий (заключение пакта четырех), а также определенный прогресс в советско-французских и советско-польских отношениях толкали тогдашних правителей Румынии и Чехословакии на новые попытки сближения с Советским Союзом. Оставаясь на позициях антикоммунизма, они все же видели в СССР, последовательно проводившем миролюбивую политику и негативно относившемся к пакту четырех, серьезную опору в борьбе против перекраивания карты Европы и, в частности, против пересмотра установленных мирными договорами границ. В этом вопросе интересы стран Малой Антанты и Советского Союза совпадали, поскольку Советское правительство исходило из того, что даже "мирная" ревизия послевоенных границ неизбежно приведет к новой войне.

Очередной раунд поисков путей сближения с СССР со стороны Э. Бенеша и Н. Титулеску наступил в середине июня 1933 г., во время


6 ДВП СССР. Т. XVI, док. 66.

стр. 34


работы Лондонской международной экономической конференции. "Учитывая общее положение, - телеграфировал М. М. Литвинов из Лондона 16 июня, - Бенеш желал бы сблизить Малую Антанту с нами, принимая во внимание также наше сближение с Францией и Польшей". Но свое желание найти взаимопонимание с СССР чехословацкий министр в полном согласии с Титулеску обставил частоколом оговорок о необходимости "одновременного разрешения всех спорных вопросов со странами Малой Антанты (само собой разумеется, в пользу последних. - А. Ш. ), в том числе и вопроса о Бессарабии"7 . В силу этого и на сей раз дело нормализации советско- чехословацких и румыно-советских отношений не продвинулось дальше постановки вопроса. Румынию не смущало и положение, при котором она после 1925 г. осталась единственным соседом СССР, не имевшим с ним дипломатических отношений.

Между тем события и дальше развивались совсем не так, как предполагали правящие круги Румынии и Чехословакии. На заявление в конце 1933 г. чехословацких дипломатов о том, что установление дипломатических отношений с СССР возможно только одновременно тремя членами Малой Антанты, представитель Советского правительства в Праге С. С. Александровский ответил: "Было время, когда СССР был крайне заинтересован в нормализации взаимоотношений (со странами Малой Антанты. - А. Ш. ). Но это время прошло. Советское правительство может спокойно ждать, как ждало 15 лет. Но будет ли это выгодным для Чехословакии и ее внешнеполитического положения в период, когда на всех ее рубежах нависла угроза пересмотра границ, установленных мирными договорами, - это весьма существенный вопрос"8 .

Стремясь развязать себе руки для подготовки войны, гитлеровская Германия 14 октября 1933 г. покинула Международную конференцию по разоружению, а через пять дней вышла из Лиги наций. 6 декабря, преследуя ту же цель, заявила о выходе из Лиги наций "притеснявшаяся" империалистическими соперниками Италия. Проклятия в адрес женевской "покровительницы" мира, посыпавшиеся из уст правителей двух фашистских держав, начали серьезно беспокоить народы Европы. Создавшаяся ситуация вызвала определенную тревогу как у руководителей Франции и Польши, так и у лидеров Малой Антанты.

Растущая роль СССР в общеевропейской политике, решительный шаг США - ведущей державы капиталистического мира - в сторону нормализации отношений с Советским государством помогли наконец буржуазным политикам стран Центральной и Юго-Восточной Европы осознать всю нелепость своей позиции в отношении Советского Союза. О крупном значении факта установления советско-американских дипломатических отношений довольно убедительно говорила и реакция румынской буржуазной прессы. Последняя была вынуждена отметить, что за событиями, связанными с заключением соглашения между СССР и США, с огромным интересом следят в политических и дипломатических кругах. "Нельзя сомневаться в громадном значении акта признания Советского Союза Соединенными Штатами"9 , - писала представительная румынская "беспартийная" газета "Universul". Советско- американское соглашение, писала "Dreptatea", ведущий национал-царанистский орган, является одним из самых важных дипломатических актов после мировой войны10 . Значение нормализации советско-американских отношений еще более подчеркивала чехословацкая пресса. В пражских газетах началась форменная кампания за нормализацию отношений с


7 Там же, стр. 842.

8 V. Kral. Op. cit, str. 23.

9 "Universul" 23.XI.1933.

10 "Dreptatea", 23.XI.1933.

стр. 35


СССР (в румынской буржуазной прессе этого не замечалось). "Признание СССР Америкой, - писала "Narodni osvobozeni", - означает новое серьезное напоминание, что вопрос о признании СССР Чехословакией уже невозможно оттягивать"11 .

При решении вопроса о нормализации отношений с Советской страной правители Румынии и Чехословакии не могли не считаться и с усилившимся движением трудовых масс в защиту Советского Союза, против угрозы фашистской агрессии и войны. В Румынии активную роль в этом деле играли революционное подполье, а также легальные демократические организации - антивоенные и антифашистские комитеты с их печатными органами. С неменьшей интенсивностью вели наступление на позиции противников сотрудничества с СССР демократические силы Чехословакии во главе с коммунистами. Они требовали незамедлительно решить вопрос о нормализации чехословацко-советских отношений12 . Давление на правительство осуществлялось и со стороны промышленных кругов, заинтересованных в советских заказах или сырье. Именно этим была вызвана 7 февраля 1934 г. постановка Бенешем вопроса о заключении советско-чехословацкого торгового договора еще до установления дипломатических отношений13 .

Фактором укрепления мира, толкавшим на реалистический путь буржуазных правителей стран Центральной и Юго-Восточной Европы, были усилия Советского правительства в деле достижения соглашений о продлении пактов о ненападении с западными соседями - Латвией, Литвой, Эстонией, Финляндией и Польшей. Эта акция советской дипломатии существенно усиливала политические и военно-стратегические позиции Советского государства в обширном районе, считавшемся до этого одним из наиболее надежных регионов для антисоветских акций империализма.

Под воздействием международных факторов пришлось и Венгрии снова начать переговоры с СССР. Эта проблема встала в Будапеште в начале января 1934 года. Внимательное изучение советской действительности, как признавал венгерский посланник в Анкаре М. Юнгерт-Арноти в беседе с советским полпредом, привело его и венгерские правящие круги к убеждению в необходимости нормализации отношений с Советским Союзом14 . Советско-венгерские переговоры в силу заинтересованности в них и итальянского правительства проходили в Риме. От имени Советского правительства их вел полпред СССР в Италии В. П. Потемкин, от имени Венгрии - Юнгерт-Арноти, выступивший в качестве специального уполномоченного своего правительства. Переговоры заняли всего 7 дней (с 27 января по 3 февраля), хотя со стороны Будапешта имели место попытки осложнить их разного рода оговорками. Но с помощью итальянского правительства эти помехи удалось быстро нейтрализовать15 . "Правительство Союза Советских Социалистических Республик, - говорилось в советской ноте от 4 февраля 1934 г., - решило установить с момента настоящего обмена нотами нормальные дипломатические и консульские отношения с королевством Венгрии и учредить в нем дипломатическое представительство. Правительство СССР питает твердую надежду, что такое установление отношений между нашими народами будет способствовать поддержанию дружественных связей между ними и делу всеобщего мира"16 . Идентичной по содержанию была нота венгерского правительства. Обмен нотами был произведен 6 февраля в полпредстве СССР в Италии.


11 "Narodni osvobozeni", 20.XI.1933.

12 "Известия", 30.XI.1933.

13 ДВП СССР. Т. XVII, док. 48

14 Там же, док. 12.

15 Там же, док. 27.

16 Там же, док. 41.

стр. 36


Менее чем через два с половиной месяца (в начале апреля) посланники обеих стран уже вручили свои верительные грамоты. Полпредом СССР в Венгрии временно стал А. М. Петровский - советский полпред в Австрии, венгерским посланником в Москве - Юнгерт-Арноти. Приезд советской дипломатической миссии в Будапешт явился подлинной сенсацией. Все газеты посвящали ему много места, причем такие наиболее солидные органы, как "Pester Lloyd", "Pesti Naplo", "Magyarsag" и др., выступали вполне корректно. Явно враждебно вела себя только клерикальная пресса, выдумывая всякие небылицы и предупреждая советских дипломатов о недопустимости ведения коммунистической пропаганды и т. д. Все свидетельствовало о большом интересе и симпатиях к СССР широких кругов населения17 . Оформив свой юридический статут при венгерском правительстве, советский полпред имел несколько деловых встреч с премьер-министром Д. Гембешем, министром иностранных дел К. Канья и другими официальными лицами. Правительство Венгрии особенно интересовала перспектива торговых связей18 . Необходимость налаживания торговых отношений с СССР была темой бесед советского представителя со многими другими ответственными деятелями Венгрии.

Большой интерес к организации советского полпредства в Будапеште проявляли иностранные дипломатические миссии, особенно тех стран, у которых с Советским Союзом были налажены межгосударственные отношения19 . В Европе, разумеется, имелись и такие страны, правители которых были серьезно обеспокоены нормализацией советско-венгерских отношений. В их числе была в первую очередь Румыния. Ее правители понимали, что Венгрия, опередив Румынию в установлении отношений с Советским государством, усилила свои международные позиции, что шло вразрез с планами Бухареста. Таким образом, нормализация отношений между СССР и Венгрией оказала соответствующее влияние на позицию правящих кругов Румынии, как и Чехословакии.

Румынские политики демонстрировали свое желание установить дружественные отношения с СССР еще в 1933 году. Будучи в октябре этого года с официальным визитом в Польше, Титулеску заявил польским и иностранным журналистам, что "Румыния стремится сделать все возможное, чтобы ее отношения с СССР приобрели подлинно сердечный характер"20 . "Дружелюбие" ответственных румынских кругов по отношению к СССР Титулеску широко демонстрировал в середине октября во время своего официального визита в Анкару21 . Но это было всего лишь отвлекающим маневром, рассчитанным на то, чтобы успокоить румынскую общественность и сдержать реваншистские силы за рубежом. Подобные приемы практиковал и партнер Титулеску - Бенеш.

Внешнеполитический курс Гитлера предвещал усиление германской агрессии. Это вело к отрезвлению руководителей отдельных государств Малой Антанты. "Бенеш, - по словам известного чехословацкого историка В. Краля, - несмотря на свои антисоветские настроения, хорошо понимал, что если СССР не встанет на пути сил, стремящихся к насильственному изменению границ в Европе, то ее ожидают крупные политические потрясения"22 . Однако и в этой обстановке в решении проблемы нормализации своих отношений с СССР правительства Румынии и Чехословакии проявляли невероятную медлительность.


17 Там же, док. 131.

18 Там же.

19 Там же.

20 "Известия", 12.Х.1933.

21 Nicolae Titulescu. Documente diplomatice (далее - Documente diplomatice). Bucuresti. 1967, doc. 298.

22 V. Kral. Op. cit., str. 17.

стр. 37


И это делалось опять же не без надежды на то, что США, Англия и даже Франция изменят свое отношение к Советской стране, и она окажется в международной изоляции, о чем мечтали деятели Малой Антанты. "В случае советско-румынского вооруженного конфликта, - заверял Бенеш румынское правительство в декабре 1933 г., - Чехословакия и ее армия выступят на стороне Румынии, против СССР"23 . Но время работало на СССР. Об этом говорили не только мировые события, но и выступления чехословацкой буржуазной прессы. "Не Россия, - писала "Бразда", - должна определить свое отношение к нам, а мы к ней. Государство с 160 миллионами населения не нуждается в нас. Но оно, без сомнения, будет нужно нам, если снова наступят времена, когда под нажимом обстановки в Центральной Европе мы вынуждены будем искать поддержку на Востоке"24 .

Итак, международная обстановка подводила страны Малой Антанты вплотную к необходимости серьезного, неформального поиска путей и средств нормализации отношений с Советским Союзом. Этому в значительной степени содействовала также позиция Франции, стремившейся наладить союзнические отношения с СССР и сохранить существовавшую в Восточной и Юго- Восточной Европе систему союзов. В силу этого Париж проявлял большую заинтересованность в том, чтобы и страны Малой Антанты во взаимоотношениях с СССР шли по тому же пути. Именно благодаря этим факторам вопрос о нормализации отношений с СССР был предметом специального рассмотрения на январской (1934 г.) сессии Постоянного Совета Малой Антанты в Загребе (Югославия). В решении Совета указывалось, что "три государства Малой Антанты восстановят нормальные дипломатические отношения с СССР, как только будут налицо политические и дипломатические условия, отвечающие интересам каждой из трех стран"25 . Данное решение было, несомненно, сдвигом во внешнеполитическом курсе этих стран. Однако выработанная ими формула постановления была полна неопределенности, что свидетельствовало о серьезных разногласиях между ними.

Разногласия эти определялись существенными различиями во внешнеполитических целях участников Малой Антанты. Румынские правители, например, полагая, что СССР больше заинтересован в нормализации отношений, чем Румыния, надеялись использовать этот дипломатический шаг в целях вымогательства у советской стороны территориальных и других уступок. Только этим можно объяснить особую позицию Титулеску на январской сессии Постоянного совета Малой Антанты при обсуждении вопроса об установлении дипломатических отношений с СССР26 .

Добиваясь встречи с советским Наркомом иностранных дел, Титулеску в беседе с нашим полпредом в Греции Я. X. Давтяном 15 февраля клялся в "добрых" чувствах к СССР, к целям его внешней политики27 . Однако с усилением германского влияния в Бухаресте после убийства гитлеровскими агентами румынского премьер-министра И. Дуки "просоветские" чувства Титулеску испарились. Вот почему уже через два месяца после беседы с Давтяном при встрече (И апреля 1934 г.) с другим советским дипломатом, Б. Е. Штейном (имевшей место в Женеве), румынский министр заявил, что "он хочет знать, может ли" СССР стать другом Румынии, а если да, то "для этого нужно заранее устранить спорные вопросы", что в понимании румынского политика означало согласиться с осуществленными в 1918 г. Румынией захватами. Свои


23 Ibid., str. 24.

24 Цит. по: Ibid., str. 23.

25 Documente diplomatice, doc. 303.

26 Ibid.

27 ДВП СССР. Т. XVII, док. 57.

стр. 38


требования Титулеску аргументировал тем, что "за восстановление отношений (с Москвой) его будут ругать правые" (профашистские круги двора и армии. - А. Ш. ), а поэтому "он должен иметь возможность сказать, что он пошел на большой и стоящий акт, а не просто подписал... формальную бумажку"28 . Тенденция не спешить с нормализацией отношений с СССР и искать пути сближения с Германией довольно ясно улавливается и из сообщений румынского посланника в Берлине Н. Петреску-Комнена. 7 февраля он доносил своему правительству, что усилившаяся в последнее время в Румынии деятельность пронацистских элементов создала у Гитлера "уверенность в том, что Румыния станет первой страной, которая в своей внутренней политике пойдет за Германией и сблизится с "ей в области внешней политики"29 .

Советское правительство в противоположность Бухаресту стояло за неотложное решение проблемы нормализации своих отношений с Румынией, равно как с другими членами Малой Антанты, поскольку этого требовала международная обстановка. Румынское правительство могло бы найти более короткий путь решения этого вопроса, "не ожидая встречи на уровне Литвинов - Титулеску. Но король, дворцовые круги не желали пересматривать догмы антисоветизма, свою восточную политику и продолжали лавировать. Да и сам Титулеску, добиваясь уступок советской стороны, ссылался на позицию этих сил при выдвижении своих оговорок или оттяжке установления нормальных отношений с Советским государством.

Из стран Малой Антанты более или менее явное стремление установить нормальные дипломатические отношения с СССР проявляла лишь Чехословакия в силу резко ухудшавшегося ее международного положения. В стране нарастало общественное движение за ускорение установления официальных отношений с СССР. "Внешнеполитически, - доносил С. С. Александровский в Москву 27 января, - безусловно, произошел радикальный перелом по отношению к нам. Наше полпредство не только не находится больше в изоляции, но, наоборот, стало предметом прямых вожделений со стороны таких лиц и кругов, которые еще недавно далеко обходили наше полпредство и какую бы то ни было связь с ним"30 . Однако в политических кругах Чехословакии параллельно с курсом на нормализацию советско-чехословацких отношений существовала и сильная тенденция обеспечить "безопасность" страны путем примирения с реваншистскими государствами. Отчетливой демонстрацией в этом направлении было заявление Бенеша корреспонденту французской газеты "Paris Soir" в связи с подписанием в середине марта 1934 г. "римских протоколов" - политических и экономических соглашений между Италией, Австрией и Венгрией. "Для нас (Чехословакии. - А. Ш. ) самое основное, - декларировал чехословацкий министр, - достигнуть взаимопонимания с Австрией и Венгрией. Очень важно добиться соглашения между дунайскими странами, притом такого соглашения, в котором вместе с Римом и Парижем также хорошо могли бы участвовать и Берлин и Малая Антанта"31 . Месяцем позже аналогичное мнение Бенеш высказал в конфиденциальной беседе с президентом Франции А. Лебреном, заявив последнему, что он "предпочитает Германию Италии"32 .

Двойственность внешнеполитического курса привела чехословацких буржуазных политиков к ошибочному мнению: они считали, что "признанием де-юре они сделают СССР громадное одолжение, за кото-


28 Там же, стр. 792.

29 I. Chiper. Relatiile romano-germane in 1933. "Studii", 1968, N 4, p. 733.

30 ДВП СССР. Т. XVII, док. 33.

31 "Universul", 6.IV.1934.

32 ДВП СССР. Т. XVII, док. 132.

стр. 39


рое можно потребовать прилично заплатить"33 . Исходя из этих посылок, правители Чехословакии явно рассчитывали на то, что СССР за чехословацкое "благородство" должен внести компенсацию, в первую очередь, конечно, в экономической области. Господствовало даже убеждение, что после установления с Советским государством отношений де-юре с его стороны тут же посыплются заказы чехословацкой промышленности34 . Но Советское правительство заявило Бенешу, что Москва за установление Чехословакией отношений с СССР ничем платить не хочет и не станет35 . Все расчеты на такую "плату" провалились, когда Советское правительство заявило о своем отказе заключить торговый договор с Чехословакией до нормализации в полном объеме дипломатических отношений36 .

Проявлявшаяся со стороны лидеров Малой Антанты медлительность и "осторожность" в деле нормализации дипломатических отношений с Советским Союзом определялась и целями их балканской политики. Румыния и Югославия в период практической постановки вопроса о нормализации отношений с Советским Союзом вели активную деятельность по сколачиванию Балканского альянса, официальное оформление которого состоялось в Афинах 9 февраля 1934 года. Этот союз, в котором объединились Румыния, Югославия, Турция и Греция, был направлен не только против намерений определенных сил нарушить версальскую систему, но и против Советского государства37 , поскольку он укреплял румынские позиции на Днестре. Чтобы в какой-то мере нейтрализовать этот антисоветский нюанс афинского пакта, Советское правительство советовало Турции - будущему его участнику, находившемуся в дружественных отношениях с СССР, - "присоединить к пакту письменное заявление, что ни в каком случае Турция не будет считать себя обязанной принимать участие в каких-либо действиях, направленных против СССР"38 . Турецкое правительство, понимая значимость советской дружбы для укрепления международных позиций своей страны, вняло этому совету и при подписании Балканского пакта сделало письменную оговорку в духе советских пожеланий39 .

Однако турецкая оговорка не могла изменить отрицательного отношения советских руководителей к пакту в целом. 14 февраля в беседе с греческим министром иностранных дел Максимосом полпред СССР в Афинах Давтян заявил: "Отношение Советского правительства к пакту продолжает оставаться весьма скептическим. Если мы не возражали против подписания пакта, это не означает, что мы его одобряем. Участие Турции в ее декларациях ограждает наши интересы, но мы продолжаем расценивать пакт отрицательно с точки зрения интересов общего мира и умиротворения Балкан"40 . Попытки оживить систему послеверсальских союзов, на что были направлены и Организационный пакт Малой Антанты и соглашение об организации Балканского союза, не могли обеспечить подлинной защиты национальных интересов стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Силы имлериализма и реваншизма можно было сдержать только организацией широкого фронта мира с участием Советского Союза, военно-экономическая мощь которого была главным препятствием для германских и иных агрессоров.

Чехословацкие и румынские политики, однако, продолжали питать надежды на то, что непоколебимость существующего европейского


33 Там же, док. 33.

34 Там же.

35 Там же, док. 83.

36 Там же, док. 78.

37 Там же, стр. 767.

38 Там же.

39 Documente diplomatice, doc. 305.

40 ДВП СССР. Т. XVII, док. 56.

стр. 40


статус-кво зависит от твердости политики Франции41 . Но дальнейшее развитие международных событий явно опровергало эти иллюзии. Титулеску и Бенешу приходилось снова направлять свои взоры в сторону Москвы. О необходимости этого свидетельствовал, в частности, визит румынского министра иностранных дел в Париж, где он имел встречи со всеми ведущими лидерами Франции - президентом А. Лебреном, премьер-министром Г. Думергом, министром иностранных дел Л. Барту, военным министром Ф. Петэном, такими политическими деятелями, как Э. Эррио, А. Тардье и П. Лаваль42 . К своему удивлению, Титулеску нашел, что все они, даже Петэн и японофил Тардье, выступают за сближение с СССР43 . Настроения руководителей Франции возымели, наконец, определенное воздействие на румынского политика. При встрече с поверенным в делах СССР в Париже М. И. Розенбергом (18, 19 и 21 апреля) и он выразил заметную "страсть" к соглашению с Советским Союзом. Но чтобы не выглядеть в вопросах восточной политики белой вороной в глазах своих бухарестских коллег, он упросил французов заявить ему, что он должен идти на сближение с Москвой. В тайну этого дипломатического пируэта Титулеску посвятил Розенберга, и генеральный секретарь МИД Франции А. Леже подтвердил это44 .

Но позиция румынского правительства в деле нормализации отношений с СССР окончательно определилась только в конце мая - начале июня 1934 г., когда в Женеве состоялась встреча между наркомом иностранных дел Литвиновым и Титулеску. Переговоры носили напряженный характер, поскольку румынский министр фактически добивался территориальных уступок со стороны Советского Союза. "Титулеску, - отмечал М. М. Литвинов, - требовал обещания, что бессарабский вопрос никогда не будет нами поднят дипломатическим путем". В ответ на это нарком "предлагал сделать оговорку относительно спорных вопросов, остающихся открытыми". Но румынский дипломат, "жаждущий" дружбы с СССР, упорствовал. В конце концов обе стороны сошлись на том, чтобы "не делать никаких оговорок и не давать никаких обещаний друг другу" по спорным вопросам45 . Следовательно, Титулеску был готов "установить дружбу с СССР и ориентироваться на него во внешней политике"46 не столько ради укрепления фронта мира в Европе, сколько в целях осуществления не дававшей ему покоя мечты - добиться согласия СССР на расширение Румынии за счет советских территорий. Литвинов решительно отверг эти домогательства.

В те же дни переговоры с Литвиновым вел Бенеш. Последний уже более конструктивно подходил к решению вопроса об установлении дипломатических отношений и не выдвигал осложняющих переговоры требований. И действительно, семичасовая беседа Литвинова с тремя министрами стран Малой Антанты, имевшая место 7 июня, воочию показала, что Чехословакия в отличие от Румынии шла теперь на установление дипломатических отношений с СССР без всяких оговорок и условий. А румынский министр и здесь, в Женеве, делал попытки оттянуть нормализацию советско-румынских отношений до очередной сессии совета Малой Антанты, которая должна была состояться в Бухаресте 18 - 20 июня. "Титулеску, - фиксировал Литвинов, - хотел отложить обмен писем о восстановлении отношений до Бухарестской конференции Малой Антанты в ожидании присоединения Югославии. Я настоял, однако, на обмене в Женеве же без Югославии"47 .


41 Там же, док. 132.

42 "Universal", 20. IV. 1934.

43 ДВП СССР. Т. XVII, док. 132; там же, стр. 792.

44 Там же, док. 132.

45 Там же, док, 218.

46 Там же, док. 181.

47 Там же, док. 218.

стр. 41


Ввиду этой румынской позиции и негативного отношения Югославии чехословацкий министр не без воздействия Барту, находившегося в то время в Женеве, решился на самостоятельные от своих партнеров действия, запросив Прагу о согласии на официальное установление отношений с СССР независимо от позиций других членов Малой Антанты. "Стремлюсь, - информировал чехословацкий министр свое правительство, - к единству действий с Румынией и Югославией, но нет еще ясности, договорится ли Титулеску с Литвиновым. В этом случае мы должны были бы выступить самостоятельно"48 . Президент и премьер-министр Чехословакии положительно отнеслись к предложению своего министра. После получения разрешения из Праги Бенеш 8 июня обратился к Титулеску с письмом, в котором указывалось: "Чехословацкое правительство больше не может откладывать нормализацию отношений с Россией"49 . В этом обращении чехословацкий министр подчеркивал, что хотя его акция и нарушает единство действий стран Малой Антанты, однако он "вынужден, учитывая совершенно новые обстоятельства в международной жизни, а также то, что на карту поставлены жизненные интересы его страны, при любых условиях урегулировать этот вопрос еще во время пребывания в Женеве"50 .

Полномочия на заключение соглашения об установлении советско-румынских отношений запросил у своего правительства и Титулеску. Не будучи уверенным в их получении, он, как всегда в острых ситуациях, пустил в ход испытанный метод - угрозу об отставке. Из Бухареста поступил положительный ответ, который Титулеску рассматривал как большую личную победу. Б. Ефтич же - югославский министр иностранных дел - на запрос об установлении советско- югославских дипломатических отношений получил от короля Александра I отрицательный ответ51 . Это вносило явную дисгармонию в малоантантовский курс на нормализацию отношений с Советским государством. При невозможности сохранить единую линию Малой Антанты и в силу настоятельных, учитывавших сложившуюся международную обстановку, требований Литвинова не откладывать решение вопроса о нормализации двусторонних с СССР отношений Постоянный совет Малой Антанты, создавая иллюзию сохранения внутрисоюзнической солидарности, был вынужден 8 июня тут же в Женеве вынести постановление о том, что "политические и дипломатические условия позволяют ныне каждому из государств - членов Малой Антанты поступить в подходящий момент в согласии с резолюцией, принятой в Загребе"52 , то есть самому решить вопрос о необходимости установления дипломатических отношений с Советским Союзом.

После этого постановления Титулеску настойчиво добивался у Литвинова согласия послать наркому уведомление о загребском и женевском решениях совета Малой Антанты только за своей подписью, как председателя совета. Нарком, не желая иметь дело с Малой Антантой как политическим союзом и давать румынскому дипломату лишнюю возможность подчинять наступившие события только политическим выгодам королевской Румынии, отвел это предложение. Указанные решения Малой Антанты были сообщены Литвинову румынским и чехословацким министрами в индивидуальных письмах. Таким образом, усилия Советского правительства добиться одновременного установления дипломатических отношений со всеми тремя странами Малой Антанты не увенчались полным успехом. Договоренность о нормализации отноше-


48 "Slovensky prehled", 1964, N 3, str. 192.

49 "Внешняя политика Чехословакии 1918 - 1939". М. 1959, стр. 328 - 329.

50 Там же, стр. 329.

51 ДВП СССР. Т. XVII, док. 190.

52 Там же, стр. 775.

стр. 42


ний с Чехословакией и Румынией была достигнута. Советско-югославские межгосударственные отношения были установлены лишь через несколько лет, в 1940 г., уже в период второй мировой войны. И в этом были повинны югославские правители, особенно король Александр I.

Окончательное согласование текстов и форм документов, которыми М. М. Литвинову предстояло обменяться с Н. Титулеску и Э. Бенешем, было сделано 9 июня на их утренней встрече в Женеве. Вечером того же дня в присутствии югославского министра иностранных дел, дипломатических представителей Советского Союза, Румынии, Чехословакии и Югославии состоялся обмен нотами об установлении дипломатических отношений между СССР и Румынией, между СССР и Чехословакией. Румынский министр иностранных дел, ссылаясь на решение загребской и женевской сессий Малой Антанты, а также на состоявшиеся между ним и Литвиновым переговоры, в своей ноте официально уведомлял наркома, что "Королевское Румынское Правительство решило установить нормальные дипломатические отношения с Правительством СССР и приступить к назначению Чрезвычайного Посланника и Полномочного Министра"53 . В ответ на румынскую ноту М. Литвинов сообщил Н. Титулеску о решении Советского правительства установить дипломатические отношения с Румынией и назначить Полномочного представителя. Ноты заключались идентичной фразой: "Я питаю твердое убеждение, что установленные таким образом отношения останутся навсегда нормальными и дружественными и что наши народы будут продолжать сотрудничать, к своему величайшему взаимному благу, в деле поддержания всеобщего мира"54 . Нотами подобного содержания обменялись также Э. Бенеш с М. М. Литвиновым55 .

Дополнительно к нотам Литвинов и Титулеску, а также Бенеш и Литвинов в тот же день обменялись текстуально идентичными письмами, в которых указывалось: "Правительства наших стран взаимно гарантируют полное уважение государственного суверенитета каждой из них и воздержание от всякого прямого или косвенного вмешательства во внутренние дела и в развитие другой стороны, и в частности от всякой агитации, пропаганды и всякого рода интервенций либо их поддержки"56 . Эти взаимные обязательства для советской стороны имели важное значение, поскольку Румыния, например, продолжала оставаться очагом формирования белогвардейских военных организаций, готовившихся к вооруженным вылазкам в районы Советской Украины. На территории Румынии находилось тогда немалое количество врангелевских солдат и офицеров. Материальное обеспечение они получали от румынской и международной буржуазии. Румынию продолжали навещать и отпрыски царской фамилии. Немало военных и невоенных белогвардейских формирований и организаций, готовившихся к антисоветским диверсиям и террористическим актам, действовало на территории Чехословакии57 .

Правительства СССР и Чехословакии в ходе женевских встреч договорились также отказаться от взаимных финансовых претензий, проистекавших из русско-чехословацких отношений времени кануна и периода Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны58 .

Ноты и письма, которыми обменялся советский нарком с министрами иностранных дел Румынии и Чехословакии, были опубликованы на


53 "Documente diplomatice", doc. 315.

54 ДВП СССР. Т. XVII, док. 193.

55 Там же, док. 194.

56 "Внешняя политика СССР (сборник документов)". Т. III. M. 1946, стр. 720 - 721.

57 "История Чехословакии". Т. III., стр. 245.

58 "Внешняя политика Чехословакии 1918 - 1939", стр. 329 - 330.

стр. 43


страницах центральных и местных органов советской печати. В комментариях газет установлению дипломатических отношений между Советским Союзом и двумя странами Малой Антанты давалась высокая оценка, и оно рассматривалось как "значительный вклад в арсенал средств, которыми будут располагать государства, борющиеся за всемерную отсрочку военной развязки"59 . Следовательно, определяющим во взаимоотношениях Советского государства с Румынией и Чехословакией, как и с другими странами этого региона, оставалась проблема поддержания мира в Европе.

Нормализацию отношений Чехословакии с СССР с особым одобрением встретил чехословацкий народ. Об этом свидетельствовали многочисленные собрания трудящихся, превратившиеся в манифестацию чехословацко- советской дружбы60 . Широкое и положительное освещение это событие получило на страницах подавляющей части газет, представлявших основные политические группировки Чехословакии. Установление дипломатических отношений с СССР благоприятно было воспринято и в Румынии. В официальном коммюнике, выпущенном в связи с этим важным для страны международным событием, и опубликованием текстов нот и писем Литвинова и Титулеску особо подчеркивалась значимость предпринятого правительством шага. В день установления советско-румынских отношений оно направило в Женеву на имя Титулеску поздравительную телеграмму61 . При возвращении на родину на вокзале он был демонстративно встречен всеми членами правительства во главе с премьер-министром Г. Татареску. Все это должно было подчеркнуть единодушие королевского двора и правительства в вопросе нормализации советско-румынских отношений.

Румынские руководящие круги, равно как и чехословацкие, при всей их ненависти к Советскому государству не в силах уже были не считаться с фактом неуклонно возраставшей его роли в решении европейских проблем. Миролюбивая политика Советского Союза и активная борьба Советского правительства за сохранение мира отвечали интересам и Чехословакии, и Румынии, стремившихся отстоять целостность своих границ перед лицом агрессивных устремлений реваншистских сил. Отражая это положение, близкая к правительству чехословацкая газета "Lidove noviny" писала: "Сейчас, благодаря поддержке Франции на западе и дружбе с СССР на востоке, создается возможность полной международной гарантии независимости нашей республики"62 . Руководствуясь этими же соображениями, реакционная румынская газета "Universal", учитывая одобрение совершившегося события румынской общественностью, писала в те дни, что установление дипломатических отношений между Румынией и СССР надо считать "самым примечательным международным событием для нашей страны"63 .

В сближении народов СССР и Румынии, в укреплении их политических и культурных связей важную роль сыграла деятельность Румынской компартии, многочисленных демократических организаций страны, негласно руководимых коммунистами64 . Но в Румынии не было недостатка и в выступлениях, направленных против установления отношений с СССР. Особенно отличались органы печати фашистского и профашистского толка "Apararea nationala", "Raza" и др. Акт 9 июня подвергся яростным атакам и с трибуны парламента. Крайне правые депутаты А. Куза и Г. Братиану в своих выступлениях осудили шаги Титулеску в


59 "Известия". 10.VI.1934.

60 "Pravo lidu", 12.VI.1934.

61 "Universal", 12.VI.1934.

62 "Lidove noviny", 10.VI. 1934.

63 "Universal", 12.VI. 1934.

64 "Documente din istoria partidului comunist din Romania" (далее - DPCR). Vol. IV (1934 - 1937). Bucuresti. 1957, doc. 14; "Ecoul", 1.VII.1934.

стр. 44


Женеве, сделанные без консультации с законодательным органом, объявили их противоречащими "национальным" интересам, поскольку, как они заявляли, соглашением с Литвиновым не были решены в пользу Румынии территориальные и другие спорные вопросы65 .

Установление дипломатических отношений СССР с Румынией и Чехословакией получило положительное освещение на страницах печати и в других странах мира. Французская газета "Oeuvre", например, писала: "Если бросить взгляд на истекшие И месяцев со дня подписания Лондонского пакта об агрессоре, то мы увидим, что СССР все это время одерживал победы"66 . Как предпосылку укрепления мира в Европе и уменьшения опасности войны рассматривала женевские соглашения официальная "Gazeta Polska"67 . "The New York Times", касаясь этих же соглашений, подчеркивала, что они могут стать прологом к заключению системы пактов о взаимопомощи в Европе68 . Таким образом, победа советской дипломатии имела огромное международное значение. Она с новой силой показала банкротство антисоветской политики правящих кругов Румынии и Чехословакии.

Процесс нормализации отношений Советского государства с Венгрией, Румынией и Чехословакией, рост авторитета СССР в Европе и во всем мире не могли не повлиять на изменение внешнеполитической позиции стран Балканского полуострова - Болгарии и Албании.

Советское правительство, стремясь восстановить давнишнюю и традиционную дружбу русского и болгарского народов, в послеоктябрьский период неоднократно обращалось к правительству Болгарии с предложением нормализовать отношения. В 1932 г. Болгарии, с которой у Советского Союза практически не было никаких спорных вопросов по государственной линии, было предложено обменяться дипломатическими представителями, заключить торговое соглашение, в 1933 г. она приглашалась подписать Лондонскую конвенцию об определении агрессора 69 . К нормализации советско- болгарских отношений искренне стремились и широкие круги болгарских трудящихся. Об этом свидетельствовали создание в 1932 г. общества "Союз друзей СССР", массовые митинги и собрания трудящихся с требованием установить болгаро-советские дипломатические отношения, всенародное избрание 2 000 делегатов для поездки в СССР с целью ознакомления с жизнью и успехами советских народов70 . Но растущий подъем рабочего движения и выступлений прогрессивной интеллигенции в защиту СССР и его миролюбивой политики наталкивался на террор со стороны профашистского правительства Болгарии. Он вызывал страх и тревогу в руководящих кругах Болгарии, продолжавших поддерживать тесные отношения с империалистической Германией.

К нормализации, к налаживанию торговых отношений с Советским Союзом стремилась и часть болгарской буржуазии. Делегация промышленников и коммерсантов, посетившая в 1932 г. СССР и имевшая немало встреч с советскими руководителями, по возвращении на родину внесла в правительство конкретные предложения о налаживании отношений, заключении выгодных для Болгарии торговых сделок с СССР. Но и эти предложения были отвергнуты правительством и реакционным большинством буржуазных политиков в парламенте71 . Давая оценку действиям болгарской реакции, направленным на срыв


65 "Monitorul oficial", partea III, 1934, Mb 6, pp. 119 - 120.

66 Цит. по: "Правда", 12.VI.1934.

67 См. "Правда", 11.VI.1934.

68 "The New York Times", 10.IV.1934.

69 "История Болгарии". Т. П., стр. 203.

70 "Ново време", 1955, N 4, стр. 89.

71 В. Хаджиниколов. Отношенията между България и Съветския Съюз след Октомврийската революция до нормализирането им през 1934. "Исторически преглед", 1954, кн. 4, стр. 41.

стр. 45


миролюбивых усилий Советского государства, "Земеделско знаме" - орган Болгарского земледельческого народного союза - в феврале 1934 г. писала: "Преступно своевременно не оценить большого значения и пользы торговых и дипломатических связей с соседом, который занимает одну шестую всего земного шара, с которым мы имеем столько общего в прошлом, с народом, которому мы так обязаны"72 . Полезность и выгодность для Софии нормализации отношений с СССР понимали и отдельные дипломатические представители Болгарии. Болгарский посланник в Бухаресте в донесении своему правительству писал, например, что в отношениях с Румынией было бы, несомненно, меньше трудностей, "если бы мы не держались так далеко от Советов"73 . Однако и эти соображения, как и выступления трудящихся и отдельных буржуазных политиков в Народном собрании с требованием установления дипломатических отношений с СССР, не поколебали сразу антисоветскую позицию правительства, запугивавшего себя "коммунистической опасностью".

Обстановка изменилась только к лету 1934 года. Женевские соглашения СССР с Румынией и Чехословакией от 9 июня и продолжающееся нарастание недовольства прогрессивной болгарской общественности антисоветской позицией правителей страны принудили последних внести коррективы в свое отношение к Советской стране. 19 июня 1934 г. Болгария выдвинула предложение начать болгаро-советские переговоры74 . В отличие от румынских и чехословацких правителей, болгарское правительство не выдвигало каких-либо предварительных условий и оговорок. Оно не стремилось также подчеркивать, что, устанавливая дипломатические отношения с СССР, оно делает ему какую-то уступку. Переговоры с Болгарией заняли немногим больше месяца. Советско-болгарские дипломатические отношения были установлены 23 июля 1934 г. путем обмена телеграммами между министром иностранных дел Болгарии Батоловым и Наркомом иностранных дел СССР М. М. Литвиновым75 . Советский и болгарский народы выразили искреннее удовлетворение восстановлением отношений, прерванных в свое время по вине болгарских правителей, перешедших на службу империалистической политике кайзеровской Германии. Акт установления дипломатических отношений между СССР и Болгарией нашел широкий отклик в советской и болгарской печати. Он помог Болгарии укрепить ее международные позиции и смягчить сильно обострившиеся отношения с Турцией76 .

Менее чем через два месяца (17 сентября) были установлены советско- албанские дипломатические отношения, которые тоже явились элементом усиления фронта мира и свидетельством роста международного авторитета СССР на Балканах.

Учитывая сложность международной обстановки, Чехословакия, Болгария, Албания после установления с СССР официальных отношений проявили явное стремление ускорить дело с оформлением назначения посланников и организацией своих миссий в Москве. Румынское правительство, однако, и на этот раз заняло особую позицию. Оно не спешило с назначением в Москву посланника, хотя уже на последнем этапе женевских переговоров Титулеску называл конкретную кандидатуру. Обмен посланниками затянулся до начала декабря. Потребовалось пять месяцев, чтобы аккредитовать дипломатических представителей в столицах двух стран. Первый советский полпред в Румынии М. С. Островский


72 Цит. по.: там же, стр. 47.

73 Там же.

74 ДВП СССР. Т. XVII, док. 207, 213.

75 "Известия", 24.VII.1934.

76 ДВП СССР. Т. XVII, док. 207.

стр. 46


прибыл в румынскую столицу лишь 2 декабря 1934 года. Обмен посланниками положил начало нормальным дипломатическим отношениям Румынии с Советским Союзом, что, без сомнения, пошло на пользу обоим государствам.

Прогрессивные силы Румынии приветствовали предстоящее прибытие первого советского полпреда. "Приезд посла Советского Союза в Бухарест, - писала "Scinteia", - явится, с точки зрения Румынии, и в особенности румынского пролетариата, событием исторического значения, которое откроет новые возможности для лучшего взаимопонимания и дружбы между трудящимися СССР и Румынии, которое поможет разрушить стену лжи и клеветы, искусственно возведенную румынской буржуазией между народами Румынии и родиной пролетариата"77 .

Но румынские правители, подобно чехословацким, не имея, конечно, как и последние, на то никакого основания, считали, что Советский Союз за "любезный" шаг Румынии пойти на нормализацию румыно-советских отношений как бы обязан предоставить ей солидные экономические выгоды. Эта тенденция доминировала при первых же деловых встречах М. Островского с премьер-министром Г. Татареску. Принимая полпреда, румынский премьер 5 декабря заявил, что финансовые и торгово-промышленные круги Румынии питают большие надежды на установление экономических связей с Советским Союзом, рассчитывая этим облегчить кризисное состояние румынской экономики.

Чтобы закамуфлировать провал своей восточной политики, буржуазные деятели стран Центральной и Юго-Восточной Европы, и особенно Румынии и Чехословакии, усиленно распространяли в собственных странах и за рубежом, в официальных и неофициальных беседах с иностранными дипломатами версию о том, будто Советский Союз раньше не стремился к сотрудничеству со странами этого региона78 . Однако факты, свидетельствующие о последовательной миролюбивой политике Советского государства с момента его рождения, начисто опровергают эти фальсификации. В действительности сотрудничества со Страной Советов не хотели правящие круги Румынии, Чехословакии, Венгрии, Болгарии и Албании. Идя на урегулирование отношений с СССР, они тем самым признавали крах своей антисоветской политики в послеоктябрьский период.

Сдвиги во внешнеполитическом курсе Румынии и Чехословакии, равно как и во внешней политике других стран, произошли под воздействием хода мировых событий и давления народных масс. Это весьма убедительно подчеркивалось в призывах коммунистических партий Румынии79 и Чехословакии80 , посвященных акту 9 июня 1934 г., а также в прогрессивных органах печати этих стран. Лидеры коммунистического движения, прогрессивные политические деятели в своих выступлениях разоблачали антисоветские вылазки чехословацкой и румынской реакции и вскрывали вред для дела мира любых фальсификаций относительно советской внешней политики и ее миролюбивых целей. Нормализации советско- румынских отношений, говорилось, например, в обращении ЦК РКП, избегало не Советское правительство, "а господствующие классы Румынии... именно они были вынуждены изменить свою позицию"81 . Такую же оценку дал К. Готвальд политике чехословацкой буржуазии82 .

Огромным препятствием для враждебных Советской стране действий реакционных сил стран Восточной и Юго-Восточной Европы яв-


77 "Scinteia", 12.XI.1934.

78 V. Kral. Op. cit, str. 33; И. А. Петерс. Указ. соч., стр. 338.

79 DPCR. Vol. IV, doc. 14.

80 "История Чехословакии". Т. III. стр. 246.

81 DPCR. Vol. IV, doc. 14.

82 К. Gottwald. Spisy. sv. V. Praha. 1953, str. 215.

стр. 47


лялся возраставший с каждым днем авторитет СССР, огромный интерес к его развитию со стороны самых широких народных масс. Все это лишний раз подчеркивает, что с установлением официальных отношений между СССР и указанными странами возможности реакционных сил продолжать свой традиционный антисоветский ку.рс в тогдашних условиях значительно сузились. Последовательная борьба СССР против фашистской агрессии, в защиту целостности и независимости малых стран находила горячий отклик среди широких народных масс за рубежом, поднимала международный престиж Страны Советов. Этому же способствовали замечательные успехи социалистического строительства в СССР.

Нормализация отношений со странами Центральной и Юго-Восточной Европы была большой победой миролюбивой политики Советского Союза и поражением реакционных сил не только в этих странах, но и в ведущих европейских державах, определявших политику капиталистического мира в отношении Советского государства. Высокий авторитет Советского Союза на международной арене имел огромное значение в борьбе за отстаивание национальных интересов стран Центральной и Юго-Восточной Европы (особенно Чехословакии, находившейся под прямой угрозой со стороны гитлеровской Германии), для борьбы за мир и европейскую безопасность накануне второй мировой войны.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/УСТАНОВЛЕНИЕ-ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ-ОТНОШЕНИЙ-СССР-СО-СТРАНАМИ-ЦЕНТРАЛЬНОЙ-И-ЮГО-ВОСТОЧНОЙ-ЕВРОПЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander PetrovКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Petrov

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. А. ШЕВЯКОВ, УСТАНОВЛЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СССР СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 27.05.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/УСТАНОВЛЕНИЕ-ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ-ОТНОШЕНИЙ-СССР-СО-СТРАНАМИ-ЦЕНТРАЛЬНОЙ-И-ЮГО-ВОСТОЧНОЙ-ЕВРОПЫ (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - А. А. ШЕВЯКОВ:

А. А. ШЕВЯКОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Petrov
Volgodonsk, Россия
2797 просмотров рейтинг
27.05.2017 (2497 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
8 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
УСТАНОВЛЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СССР СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android