Libmonster ID: RU-13861
Автор(ы) публикации: Ирина Макаровна Мирошник
Сайт автора(ов): http://coordination.my1.ru/index/0-2

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ В КООРДИНАЦИОННОЙ ТЕРАПИИ, ПСИХОФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

И.М. Мирошник

НПЦ модернизации психологической помощи, г. Москва,

psyhelp-777@mail.ru



АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ. В наших работах обосновывается теоретическое положение о том, что диалектическая (субординационная) парадигма развития, ядром которой является закон единства и борьбы противоположностей, по сути есть алгебра войны и революции, а новая, альтернативная диалектике Координационная парадигма развития (И.М.Мирошник) — алгебра гармонии, задающая новую идеологию и политику комплементарности. В действительности они могут сосуществовать, однако в новом мире приоритеты должны быть отданы не алгебре революции и войны, определяющей историческое прошлое и настоящее, и даже не современной либеральной идеологии толерантности, а координационной парадигме эволюционного развития цивилизации — идеологии комплементарности, формирующей идеал возможного будущего.

В Координационной парадигме развития (КПР) как философии и методологии комплементарности системообразующими являются: закон единства и координации комплементарных (взаимосоответствующих) противоположностей (альтернативный диалектическому закону единства и борьбы взаимоисключающих противоположностей) и принцип синергической (гармонической) комплементарности; при этом координация впервые рассматривается как фактор развития, а субординация — как фактор стабилизации и сохранения изменений.

На основе современного понимания комплементарности в химии, молекулярной биологии и генетике, в контексте КПР принцип комплементарности определяется как универсальный общенаучный методологический принцип эволюционного развития и гармонии (Мирошник И.М., 2000-2016), существенно отличающийся от «физического» принципа и концепции дополнительности Н.Бора, построенных на отношении взаимоисключающих противоположностей; при этом отождествление биологического принципа «комплементарности» (Watson-Crick) и принципа дополнительности Н.Бора рассматривается как методологическая ошибка. В научной литературе имеется много случаев, когда авторы допускают эту методологическую ошибку (См. пример такой грубой ошибки в работе: Юзефавичус Т.А. Идея комплементарности в педагогике // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2015. № 2.  с. 39-46).

По мнению зарубежных исследователей понятие «комплементарность» впервые было использовано в психологических трудах У. Джеймса для обозначения отношения взаимоисключения при описании «комплементарных» (несовместимых) модусов сознания, возникающих у больных, страдающих расстройством множественной личности, а также у больных шизофренией. Как известно, именно эти работы У.Джеймса вдохновили Бора на создание концепции дополнительности, охватывающей не только физику, но и биологию, психологию, культурологию и гуманитарное знание в целом. В последнее время принцип дополнительности Н.Бора введен в число методологических принципов психологии (см., например, В.В.Македонская, В.В.Никандров, «Общенаучные принципы познания как методологические основы психологии», Вестник СПУ, 2008, №1).

Напротив, общеметодологический принцип гармонической комплементарности И.М.Мирошник раскрывает избирательное взаимодействие комплементарных, взаимно соответствующих противоположностей, стремящихся к созданию синергичной, комплементарной пары. Высшим проявлением закона комплементарности (единства и координации комплементарных противоположностей) является продуктивная сила универсума — любовь и сопричастность к своему комплементарному «другому». Комплементарные противоположности подходят друг к другу как ключ к замку: одна ищет и находит в другой то, что ей самой не достает до целого (амфотерный мотив координации). Комплементарные противоположности, координируясь во взаимодействии, создают непротиворечивую, органичную целостность, способную порождать новое. В таком смысле «комплементарность» ранее не рассматривалась как общенаучная категория и, тем более, как универсальный методологический принцип эволюционного развития и гармонии.

Обобщение двух форм двойственности: неорганической, диахронной двойственности (принцип дополнительности Бора) и органической, синхронной двойственности (принцип комплементарности) осуществляется в философии и методологии комплементарности в новом методологическом принципе амфотерной детерминации развития. Принцип амфотерной детерминации развития интегрирует принцип детерминизма С.Л.Рубинштейна («внешнее преломляется через внутреннее») и А.Н.Леонтьева («внутреннее действует через внешнее и этим само себя изменяет»). Внешняя и внутренняя координационные деятельности и соответствующие координационные сферы комплементарны и образуют непротиворечивое амфотерное единство, являющееся источником развития. Именно в амфотерной, комплементарной среде, создающей условия для рождения нового, могла возникнуть и развиваться жизнь.

Таким образом, комплементарность (по определению И.М.Мирошник) — это фундаментальное эволюционное свойство природного, социального и духовного мира, его универсальная способность к селективной взаимной координации комплементарных противоположностей, то есть способность к избирательному взаимодействию, поведению с целю создания непротиворечивого целого (например, координационная способность нуклеотидов к избирательному соединению).

Комплементарность как эволюционирующее свойство мозга, организма, психики, личности и общества проявляется на природном, социальном и духовном уровнях жизнедеятельности в качестве универсальной способности к динамической селективной координации, т. е. продуктивному избирательному взаимодействию, созданию новых координационных связей и динамических координационных систем. Эволюция комплементарности как универсальной координационной способности, формирующейся в коммуникативной и предметной координационной деятельности, определяет возникновение и развитие мышления и речи, сознания и самосознания.

Понимание комплементарного единства мира и человека созвучно традициям органического подхода в отечественной философии и резонирует с некоторыми положениями концепции личности Л.П.Карсавина, для которого симфоническая личность, как фундамент социальных ценностей, – есть органическое всеединство народности, государственности и культуры. С позиций философии и методологии комплементарности (И.М.Мирошник) сущность личности триедина, а форма существования амфотерна; личность человека — есть комплементарное единство и координация единичного и всеобщего, свободы и необходимости на природном, социальном и духовном уровнях жизнедеятельности.

КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Основанная на законах и принципах Координационной парадигмы развития, философия, идеология и политика комплементарности в корне отличается от западной философии, либеральной идеологии и политики толерантности, развивает лучшие традиции русской философии и поэтому наиболее соответствует гармоническому симфонизму Российской Федерации и Евразийского союза. Напротив, толерантность, ингибируя способность к селективному (избирательному) взаимодействию со средой, снижает культурный иммунитет нации и ведет субъектов толерантности к дискоординации сознания, утрате самоидентичности и самоуничтожению.

Таким образом, альтернативная диалектике, синергетике, метафизике, КПР как методология и идеология комплементарности, принципиально отличается от либеральной идеологии толерантности, широко внедренной в России по Федеральной целевой программе, принятой правительством М.Касьянова в 2001 году (научный руководитель программы толерантности действ. член РАО А.Г.Асмолов, см., например: «Толерантность как идеология гражданского общества"http://asmolovpsy.ru/ru/projects/1). Конечной целью глобальной трансформации человечества под флагом идеологии толерантности является формирующаяся «единая мировая цивилизация – глобальное общество», а страны, стремящиеся к сохранению своей национальной идентичности, должны понять объективность этого процесса и принять его. (См.: Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М.: Проспект, 2005).

За последние 15 лет в РФ идеология толерантности и эклектическое толерантное мировоззрение, спонсируемые западными кураторами, пронизали все сферы общественного сознания и бытия, что можно проследить по серии публикаций в научно-публицистическом вестнике «Век Толерантности» (гл. ред. А.Г.Асмолов), многочисленных книгах, монографиях, диссертациях и статьях. В различных работах толерантность определяется как базисное свойство личности, как профессиональное свойство личности педагога, как нравственная основа личности, как основа диалога цивилизаций и т. д. А в статье Н.М.Кишлаковой делается обобщающий вывод о том, что «идеология толерантности – это субстанциальная основа бытия народов, национальностей, государств, религий и мировоззрений в глобальном мире» (См.: Вестник Финансового Университета, 2015. -Т. 5. №. 3. C.45-49).

Анализ современной политической ситуации с позиций философии и методологии комплементарности (И.М.Мирошник) показывает, что под вывеской толерантности «глобальный мир» фактически поглощает самобытных субъектов исторического процесса и постепенно растворяет их в постисторической перспективе глобальной субординации американо-центристкого общества, а идеология толерантности по сути направлена на снижение духовного, культурного иммунитета нации и уничтожение исторической памяти народа в период имплантации в общественное сознание чужеродного трансперсонального мировоззрения "New Age", трансгуманизма, а также других идей концепта глобализации, вызывающих естественное отторжение в здоровом социальном организме.

Целенаправленное эклектическое смешение и болезненная интеграция несовместимых, взаимоисключающих мировоззрений, происходящие в процессе «постисторической» глобализации культуры, применение технологий расчеловечивания приводят к дискоординации общественного сознания и бытия, разрушают фундаментальные координационные механизмы эволюционного развития. Длительное искусственное снижение уровня самосознания и ослабление духовно-культурного иммунитета нации путем внедрения идеологии толерантности и технологий деперсонализации на определенном этапе закономерно приводят к разрушению коллективного мозга нации и гибели общественного организма в целом.

Напротив, формирование персоналистической культуры комплементарности личности, общества, государства, а также комплементарности религий, национальных культур в многонациональной, симфонической русской цивилизации повышает национальное самосознание, духовно-культурный иммунитет и эволюционный потенциал нации, позволяя решать стратегические задачи развития России: «Мы будем стремиться быть лидерами, защищая международное право, добиваясь уважения к национальному суверенитету, самостоятельности и самобытности народов, и это абсолютно объективно и объяснимо для такого государства, как Россия, с ее великой историей и культурой, с многовековым опытом не так называемой толерантности, бесполой и бесплодной, а именно совместной органичной жизни разных народов в рамках одного государства» (В.В.Путин, Послание Федеральному Собранию, 12-12-2013). Таким образом, в современном российском обществе, как социокультурной системе, одной из главных ценностей может стать комплементарность, отличие которой от толерантности, как важнейшей ценности современной западной цивилизации, фундаментально.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ КООРДИНАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ВНКД). В координационной психофизиологии и психологии развития ВНКД рассматривается как процесс и результат эволюции форм и способов динамической селективной координации и самокоординации на природном, социальном и духовном онтологических уровнях. С новых теоретических позиций отражательная, рефлекторная деятельность мозга понимается как координационная деятельность, в основе которой лежит эволюционное свойство комплементарности — координационная способность мозга к продуктивному избирательному взаимодействию. Таким образом, именно эволюция свойства комплементарности путем развития способности к селективной динамической координации комплементарных, взаимосоответствующих противоположностей лежит в основе эволюционной пластичности мозга, обеспечивающей новые возможности самосовершенствования человека.

КООРДИНАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ (КТ) базируется: на разработанных И.М.Мирошник: принципах и законах КПР; координационной теории деятельности и развития мозга, психики, личности; Системе психологической координации (СПК) с мотивационным эффектом обратной связи. КТ — это терапия развитием универсальных координационных способностей, то есть развитием базисного свойства комплементарности, определяющего эволюционную пластичность мозга и организма, психики и личности.

Координационная терапия и персонализированная психокоррекция по СПК Мирошник включает авторские инновационные методы и технологии: Личностно-ориентированную компьютеризированную психотерапию (ЛОК-терапию) с применением мультимедиа-программы «Интерактивный психологический театр» (И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин, 1996, 2000+); кросс-модальную синестетическую терапию; аудио-визуальные психотренинги; персонализированную библио-кино-терапию; нейрокоординационное эстетическое ауто- и гетеропрограммирование; психопрактику нейропоэзиса, нейроэстетическую дыхательную гимнастику и др.

Инновационные методы и технологии КТ и персонализированной психокоррекции по СПК, основанные на методологии комплементарности, были внедрены в крупнейших санаториях Крыма, среди которых: санаторий "Приморье", Евпатория (1998); Детский санаторий "Смена", Евпатория (2005); Детский санаторий "им. Т.Г.Шевченко", Евпатория (2005); Санаторий "Нижняя Ореанда", Ялта (2006); Санаторий им. Н.К.Крупской, Евпатория (2007); Санаторий "Гурзуфский" (2007); Санаторий "Утес", Алушта (2008); Санаторий "Ай-Даниль", Гурзуф (2009) и др.

Опубликованные результаты многочисленных научно-практических исследований (1998-2016) доказывают, что координационная терапия и персонализированная психокоррекция по СПК Мирошник: стимулирует нейропластичность и нейрогенез; развивает селективные координационные способности мозга, его базисное свойство комплементарности; содействует полноценному оздоровлению и гармоничному развитию личности взрослых и детей в условиях санаторно-курортной рекреации; на 25-30% повышает эффективность персонализированной медико-психологической реабилитации и оздоровления пациентов различных нозологических и возрастных групп.

Эта статья (в формате тезисов, с небольшими сокращениями) опубликована: Мирошник И.М. Философия и методология комплементарности в координационной терапии, психофизиологии и психологии развития//Вестник физиотерапии и курортологии, 2018, №1. -С.121-122.




© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ФИЛОСОФИЯ-И-МЕТОДОЛОГИЯ-КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ-В-КООРДИНАЦИОННОЙ-ТЕРАПИИ-ПСИХОФИЗИОЛОГИИ-И-ПСИХОЛОГИИ-РАЗВИТИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Ирина Макаровна МирошникКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Coordinator

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ирина Макаровна Мирошник, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ В КООРДИНАЦИОННОЙ ТЕРАПИИ, ПСИХОФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.05.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ФИЛОСОФИЯ-И-МЕТОДОЛОГИЯ-КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ-В-КООРДИНАЦИОННОЙ-ТЕРАПИИ-ПСИХОФИЗИОЛОГИИ-И-ПСИХОЛОГИИ-РАЗВИТИЯ (дата обращения: 19.04.2024).

Автор(ы) публикации - Ирина Макаровна Мирошник:

Ирина Макаровна Мирошник → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Публикатор
2283 просмотров рейтинг
10.05.2017 (2536 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
60 голос(а,ов)
Похожие статьи
Комплементарная психология (психология взаимной дополнительности) — это научно-практическое направление, впервые сформировавшееся на рубеже XX–XXI веков в российской научной школе координационной психофизиологии, психологии развития и педагогики комплементарности И.М.Мирошник. С точки зрения комплементарной психологии, воссоединение Крыма и России — закономерный процесс объединения комплементарных, взаимно дополняющих народов, обусловленный их единым культурно-историческим, духовно-нравственным цивилизационным кодом.
39 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Впервые рассматривается актуальная тема оказания психологической помощи населению в санаторно-курортных учреждениях Крыма с учётом современных условий ментальной, когнитивной войны. С позиций Координационной парадигмы развития как философии, методологии и идеологии комплементарности, проанализированы некоторые формы ментальной и когнитивной дискоординации, возникающие вследствие психологической войны коллективного Запада против РФ. Показано, что новая методология, кросс-дисциплинарные методы и средства инновационной психологической службы, разработанные в российской научной школе координационной психофизиологии, психологии развития и педагогики комплементарности, которые более 20 лет успешно применялись в санаторно-курортной отрасли Крыма, могут эффективно использоваться для решения новых задач оказания психологической помощи в условиях когнитивной, ментальной войны, в целях восстановления, сохранения и укрепления ментального и физического здоровья населения РФ.
72 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
В статьях канд. психол. наук И.М.Мирошник "ИННОВАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КРЫМА В УСЛОВИЯХ МЕНТАЛЬНОЙ, КОГНИТИВНОЙ ВОЙНЫ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ и (ЧАСТЬ ВТОРАЯ )", поданных в печать 08.12.2023 2023 и 04.02.2024, впервые рассматривается актуальная тема оказания психологической помощи населению в санаторно-курортных учреждениях Крыма с учётом современных условий ментальной, когнитивной войны. С позиций Координационной парадигмы развития проанализированы некоторые формы ментальной и когнитивной дискоординации, возникающие вследствие психологической войны коллективного Запада против РФ. Показано, что новая методология, кросс-дисциплинарные методы и средства инновационной психологической службы могут эффективно использоваться для решения новых задач оказания психологической помощи в условиях когнитивной, ментальной войны, в целях восстановления, сохранения и укрепления ментального и физического здоровья населения РФ.
72 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
В материалах доклада И.М.Мирошник представлены разработанные в российской научной школе координационной психофизиологии, психологии развития и педагогики комплементарности новые кросс-дисциплинарные научные направления: философия, методология и идеология комплементарности, нейропоэзис, социальный комплементизм, синестетическое искусство и кросс-модальная арт-терапия, а также средства психологической защиты, когнитивной самообороны, реабилитации, развития личности и самосозидания человека, относящиеся к классу высоких гомопоэтических технологий. ОПУБЛИКОВАНО: Мирошник И.М. Нейропоэзис как новое гомопоэтическое направление, объединяющее на основе парадигмы комплементарности науку, философию, искусство и цифровые технологии: Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы физиотерапии, курортологии и медицинской реабилитации (5-6 октября 2023 г., Ялта)» // Вестник физиотерапии и курортологии — 2023. — №3 —С.80-82.
197 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
В докладе представлена предложенная И.М.Мирошник принципиально новая теоретическая модель амфотерной психометрии – модель коррекционно-терапевтической и развивающей психодиагностики, принципиально отличная от классической диагностики и традиционной психометрии. В отличие от традиционного подхода к применению психодиагностических методик, впервые тесты, опросники и проективные методики, которые предназначены для измерения психических процессов, состояний и свойств личности, выполняли одновременно диагностическую, коррекционно-терапевтическую и развивающую функции.
232 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
В российской научной школе координационной психофизиологии и психологии развития И.М.Мирошник, в приводимой ниже статье, опубликованной в 2016 году, впервые была предложена новая категория "нейропоэзис" и соответствующий термин, который применяется автором для обозначения особого класса гомопоэтических (человекосозидающих) технологий, реализующих законы и принципы Координационной парадигмы развития. Нейропоэзис (как процесс) - это наиболее совершенная форма динамической селективной координации нейронов в нейрональных сетях, возникающая при определённых условиях организации жизнедеятельности человека в обогащенной комплементарной среде и открывающая новые творческие, познавательные и восстановительные возможности мозга человека.
362 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
В санаториях Крыма накоплен более чем 20-летний позитивный опыт оказания комплексной медико-психологической помощи с применением инновационных методов и технологий российской научной школы координационной психофизиологии и психологии развития (РНШ КППР) И.М.Мирошник, который может оказаться полезным для повышения эффективности здоровьесбережения населения РФ в изменившихся условиях жизнедеятельности человека, связанных с рядом биологических (природных), социальных и духовных факторов, в том числе, с последствиями пандемии COVID-19. Координационная парадигма развития И.М.Мирошник определяет кардинальное изменение вектора эволюции Человека будущего: от трансгуманизма (выхода «постчеловека» за пределы видовой и культурной идентичности) – к гомопоэзису (человекотворению, от лат. Homo - человек и poiesis - творение), то есть творческому самосозиданию, гармоничному развитию и преображению человека в персоналистической культуре комплементарности.
1241 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
В современном нетемперированном общественном строе доминируют отношения субординации и диалектические законы жесткой конкурентной борьбы, истощающие жизненные ресурсы человека. Поэтому большое значение получила задача создания в санаторно-курортных условиях особой территории комплементарности, на которой доминируют не субординационные, а координационные темперированные отношения, оптимальные для восстановления и расширения жизненных ресурсов, развития способностей человека. Для решения этой задачи в РНШ КППР Мирошник была разработана методология комплементарной психологической помощи, которая, начиная с 1998 года, оказывается в специальных инновационных кабинетах психологической помощи в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях Крыма.
1636 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Многолетние исследования, проведенные в санаториях Крыма и опубликованные в научной литературе, показали, что методы и средства комплементарной психологической помощи, разработанные в научной школе И.М.Мирошник с учетом глубинных культурно-исторических кодов и традиций многонациональной русской цивилизации, соответствуют культуре Крыма и более эффективны для оказания психологической помощи, чем многие, внедренные на постсоветском пространстве методы и психотехники западных психологических школ.
2017 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Статья опубликована: Мирошник И.М. ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, МЕТОДОЛОГИИ И ИДЕОЛОГИИ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННОГО КОМПЛЕМЕНТАРНОГО МЫШЛЕНИЯ, ЭВОЛЮЦИИ КРЕАТИВНЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПЛАСТИЧНОСТИ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА// Нейронаука для медицины и психологии: XIV Международный междисциплинарный конгресс. Судак, Крым, Россия; 30 мая – 10 июня 2018 г.: Труды Конгресса / Под ред. Е.В. Лосевой, А.В. Крючковой, Н.А. Логиновой. – Москва: МАКС Пресс, 2018. – С. 326-327.
2154 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ В КООРДИНАЦИОННОЙ ТЕРАПИИ, ПСИХОФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android