Libmonster ID: RU-8524
Автор(ы) публикации: В.Ф. ГЕРШАНСКИЙ

Философско-теоретическое осмысление путей формирования и развития физических теорий приводит к пониманию той роли, которую играют в ней принципы. Это такие положения, которые не нуждаются в обосновании и сами обосновывают те или иные положения, делая их доказуемыми. О гносеологической роли принципов в познании говорит А. Эйнштейн: "Для применения своего метода теоретик в качестве фундамента нуждается в некоторых общих предположениях, так называемых принципах, исходя из которых он может вывести следствия. Его деятельность, таким образом, разбивается на два этапа. Во-первых, ему необходимо отыскать эти принципы, во-вторых - развивать вытекающие из этих принципов следствия. Для выполнения второй задачи он основательно вооружен еще со школы. Следовательно, если для некоторой области, т.е. совокупности взаимозависимостей, первая задача решена, то следствия не заставят себя ждать. Совершенно иного рода первая из названных задач, т.е. установление принципов, могущих служить основой для дедукции. Здесь не существует метода, который можно было бы выучить и систематически применять для достижения цели. Исследователь должен, скорее, выведать у природы четко формулируемые общие принципы, отражающие определенные общие черты совокупности множества экспериментально установленных фактов. Если такая формулировка далась, начинается развитие следствий, которые часто дают непредвиденные соотношения, ведущие далеко за пределы области фактов, из которых были получены принципы. Но до тех пор, пока принципы, могущие служить основой для дедукции, не найдены, отдельные опытные факты теоретику бесполезны; ибо он не в состоянии ничего предпринять с единичными эмпирически установленными общими закономерностями. Наоборот, он застывает в беспомощном состоянии перед единичными результатами эмпирического исследования до тех пор, пока не раскроются принципы, которые он сможет сделать основой для дедуктивных построений" 1 .

Процесс установления принципов предполагает прежде всего критическую оценку экспериментальных данных, т.е. такого уровня эмпи-


1 См.: Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965. С. 5.

стр. 102


рического познания, в трактовке которого встречаются трудности и неопределенности, связанные с критическим осмыслением эмпирического уровня, всего предшествующего опыта теоретических исследований. Необходимость в новых принципах возникает в том случае, когда образуется разрыв между старыми уже установившиеся принципами и новыми результатами эксперимента, т.е. между основаниями и решением конкретных задач. Выдвижение новых принципов связано с реконструкцией достигнутого знания, ибо, исходя из этих принципов, путем последовательной дедукции должны быть осмыслены все существенные результаты, полученные в данной области знания, обеспечено систематическое построение теории. Их выдвижению предшествует этап критики эмпирического знания, критики "установившихся" представлений, старых теорий.

В генезисе физики принципы при построении теории играют важную гносеологическую роль. В начале в физике прослеживается период математических принципов. Наряду с положениями натурфилософии, тесно соприкасающихся с метафизикой (учения о вечных и неизменных сущностях - боге, душе, мире в целом, "скрытых качествах"), в качестве физико-теоретических принципов стали формулироваться математические. Переход к математическим принципам стал результатом общего процесса формализации физического знания, который начался с постановки и решения конкретных задач. Этот переход был обусловлен кризисом натурфилософских оснований физики, в которых сразу же возникало несколько конкурирующих моделей (ньютоновская, декартовская, лейбницевская) и каждая претендовала на статус ведущей в объективной модели мира. Натурфилософские принципы, касающиеся модусов и атрибутов вечных и неизменных сущностей, сами стали нуждаться в физико-теоретическом обосновании.

Решающую роль при формировании новой физической теории и выдвижении новых принципов играет философский гилодинамизм как всеобщее учение о материи и ее атрибутах, представляющий собой онтологическое основание. Важное значение для процесса формирования играют уже завершенные теории и эмпирия, значимость и всеобщность принципа взаимодействия, который раскрывается в целостной системе научных знаний. Это относится прежде всего к принципам, у которых более выражено единство гносеологического и методологического аспектов: единство теории и практики, практика как критерий истины, тождество диалектики, логики и теории познания, единство исторического и логического, объективного рассмотрения и др. Применительно к общему процессу развития науки все философские принципы (в том числе и общенаучные) выполняют прежде всего селективную (эвристическую) функцию в ходе научного поиска.

Необходимо отметить, что существует по крайней мере несколько аспектов оснований физической науки. В логико- гносеологическом пла-

стр. 103


не основания современной физики - это прежде всего фундаментальные методологические принципы и идеи, которые являются основными стержнями каркаса коренных теоретических положений. Они направляют общий ход научного исследования, способствуют становлению и обобщению физического знания, как определенной теоретической структуры, формируя в конечном счете целостную концептуальную систему. В логико- гносеологических основаниях теоретической физики можно выделить основные уровни: собственно философские принципы, такие как принцип всеобщей связи и взаимообусловленности, принцип единства материального мира, принцип развития, принцип причинности, принцип неисчерпаемости материи "вглубь" и "вширь". Эвристическая роль таких общефилософских принципов по отношению к физической теории носит, по существу, селективный характер, ибо эти принципы направляют посредством отбора возможных вариантов процесс физического познания.

Следующий уровень - это совокупность метатеоретических принципов (конкретизирующих, философско-физических), которые, во многом сохранив свою философскую основу, в тоже время сформулированы на языке, близком к физической теории. Это принципы: соответствия (предельного перехода уравнений новой теории в уравнения старой теории, описывающие одни и те же формы движения), наблюдаемости (означающий, что в теорию должны вводиться лишь принципиально наблюдаемые объекты и величины), простоты (из двух гипотез с примерно одинаковыми объяснительными и эвристическими возможностями предпочтение следует отдать более простой), принцип незамкнутости физических теорий и неограниченности их потенциального развития (отражающий структурную неисчерпаемость объективной реальности), принципы дополнительности, целостности, инвариантности, симметрии и др.

Третий уровень - это собственно теоретические принципы и идеи самой физической теории, одним из которых является принцип единства фундаментальных физических взаимодействий. Важную роль в философских основаниях физической теории играют следующие принципы: близкодействия, единства прерывности и непрерывности в структуре материи, принцип наименьшего действия, необратимых изменений и возрастания энтропии в системах, известный изоморфизм структурных отношений многих физических явлений, результатом чего является возможность описания этих отношений математическими уравнениями 2 .

Все эти уровни дополняют друг друга и взаимосвязаны, что дает возможность говорить о существующей тенденции в развитии физической теории, связанной с принципиальными интеграционными процес-


2 См.: Философские проблемы естествознания. М., 1985. С. 182.

стр. 104


сами. Примером может служить объединение и унификация всех фундаментальных взаимодействий в единую теорию поля. Это же следует отнести и к формированию теории атомного ядра. Такие модели способствуют выработке системы критериев, норм и методов оценки более высокого порядка, чем те, что существуют до сих пор. Анализ философских оснований физики показывает, что общефилософские, метатеоретические и собственно конкретно физические принципы занимают важнейшее место среди них. Сама категория "принцип" значима как элемент системы теоретико-методологического уровня познания, как регулятив научного исследования. Принципы, являясь гносеологическим феноменом, есть итог предшествующего и начала настоящего и будущего знания. Принципы во многом схожи с идеями, однако в отличие от последних их функции заключаются в более строгих и определенных положениях, значимых для построения и изложения конкретной физической теории 3 .

Несмотря на иерархичность многоуровневой совокупности системы принципов, важным в процессе исследования является каждый уровень. При этом все же философско- методологические принципы пронизывают все уровни философских оснований физической теории и тем самым образуют как бы общий каркас для остальных основоположений данной физической теории. Регулятивный смысл философских принципов во многом интуитивно влияет на стиль научного мышления конкретных исследователей, а следовательно, на основания новых формирующихся теорий. Необходимость анализа философско-методологических оснований теоретической физики продиктована процессом постоянного переосмысления взаимосвязи фундаментальных принципов, идей, законов и понятий конкретных физических теорий.

Подход к генезису теоретической физики с точки зрения той роли, которую играли в ней принципы, обнаруживает определенную направленность развития физического познания. Применение математических принципов реализовалось в стремлении физики (как конкретной науки) к точности и ясности, стремлении к унификации в системе наук. Различные формы движения материи описываются в современной физике фундаментальными теориями. Каждая из этих теорий описывает вполне определенные явления: механическое движение, электромагнитные процессы, квантово-механические явления, адрон-ядерные взаимодействия, кварк-глюонные и т. п., опираясь на основные физические принципы: симметрии или инвариантности и связанные с ними законы сохранения физических величин.

Принцип симметрии в физике определяет свойство физических законов, детально описывающих поведение систем, оставаться неизмен-


3 См.: Князев В.Н. Концепция взаимодействия в современной физике. М., 1991.

стр. 105


ными (инвариантными) при определенных преобразованиях, которым могут быть подвергнуты входящие в них величины. Законы сохранения утверждают, что численные значения некоторых физических величин не изменяются со временем в любых процессах или в определенных классах процессов. Между принципом симметрии и законами сохранения существует глубокая связь, устанавливаемая теоремой Э. Нетер 4 . Из нее следует, что во многих случаях законы сохранения просто следуют из принципа симметрии и законов движения. Важное значение принципа симметрии в современной физике состоит в том, что на этот принцип можно опираться при построении новых фундаментальных теорий. Соответствие этому принципу можно считать условием справедливости законов природы. Философское значение принципа симметрии и законов сохранения состоит в том, что они представляют наиболее общую форму выражения детерминизма - гилодинамического детерминизма. Эти принципы демонстрируют единство материального мира, существование глубокой связи между самыми разнообразными формами движения материи, а также связь между свойствами пространства-времени и сохранением физических величин.

В современной физике обнаружена определенная иерархия принципов симметрии. Одни из них выполняются при любых взаимодействиях, другие же только при сильных. Эта иерархия более отчетливее проявляется во внутренних симметриях. К ним относятся законы сохранения электрического заряда (лептонного, барионного, цветного), которые органически входят в структуру современных физических теорий микромира. В квантовой механике сохранению электрического заряда отвечает некоторое преобразование волновой функции (калибровочное преобразование), не изменяющее уравнений этой теории. К внутренним симметриям относится также специфическая, присущая только микромиру: закон сохранения изотопического спина (зарядовая независимость сильных взаимодействий). Зарядовой независимости сильных взаимодействий отвечает так называемая SU(2) -симметрия волновых функций сильновзаимодействующих частиц - адронов (изотопическая инвариантность). Изотопическая инвариантность позволила осуществить первую систематику этих частиц, объединив их в группы с одинаковыми изоспинами - зарядовые мультиплеты, которые можно объединить в супермультиплеты частиц с разными изоспинами. Найденное на эмпирическом уровне в своей основе правило размещения частиц по супер- мультиплетам позволило предсказать большое число "элементарных" частиц и указать их новые свойства. Таким образом, прослеживается глубокая эвристичность принципа симметрии. Математическим выражением идеи объединения частиц в супермультиплеты явилась симмет-


4 См.: Нетер Э. Инвариантные вариационные проблемы // Вариационные принципы механики. М., 1959.

стр. 106


рия волновых функций сильновзаимодействующих частиц. На основе этой симметрии построена кварковая модель адронов (М. Гелл-Манн), а затем, с введением локальной цветовой калибровочной симметрии, и квантовая хромодинамика (КХД). Существует еще ряд симметрии, связанных с сохранением новых квантовых чисел, характерных только для сильных взаимодействий, "странности", "очарования", "красоты", "вершинности", т.е. действует закон сохранения ароматов - в процессе сильного взаимодействия кварк не может изменить аромат.

Исследование роли принципов симметрии при построении КХД осуществляется в контексте философской реконструкции противоречивого характера формирования и построения этой локальной калибровочной теории 5 . При этом достигается раскрытие гносеологической природы принципа симметрии, и правильное понимание познавательной значимости научной теории как целостной организации. Введение принципа цветовой симметрии имело решающее теоретико-познавательное значение в разрешении и преодолении логических (формальных и диалектических) противоречий, которые возникали в процессе формирования КХД.

Все фундаментальные физические теории и частные законы не являются абсолютно точными в отображении действительности. Все они в какой-то мере представляют собой приближение к объективным законам природы. По мере развития научного знания менее точные теории сменяются более точными. Прослеживается диалектическая преемственность теорий, описывающих те же самые формы движения материи, но новые теории охватывают более широкий круг вопросов. Это отслеживается при смене динамических теорий (ньютоновская механика и др.) более глубокими вероятностными теориями (квантовая механика, КХД, теория атомного ядра и др.). Каждая фундаментальная физическая теория имеет определенные границы применимости. И эти границы определяются строго и точно, если создана более глубокая теория, описывающая те же явления. Так, теория тяготения Ньютона применима только к движению тел со скоростями много меньше скорости света, а релятивистская теория гравитации Эйнштейна рассматривает движение тел со скоростями как много меньше, так и близкой к скорости света. В эйнштейновской теории ньютоновская является частным случаем при движении тел со скоростными много меньше скорости света. Юкавовская мезонодинамика предшествует ядерной хромодинамике. Таким образом, создание новой теории не означает, что старая теория утрачивает свою ценность. Преемственность физических теорий и составляет сущность принципа соответствия 6 . Новая теория не может быть спра-


5 См.: Хван М.П. Философское значение принципа симметрии в физике элементарных частиц. М., 1986; он же. Разум в поисках симметрии, законов и кварков. М., 1998.

6 Авторство этого принципа приписывают как Н. Бору, так и А. Эйнштейну.

стр. 107


ведливой, если она не содержит в качестве предельного случая старую версию, рассматривающую те же явления, и которая уже себя оправдала в своей области.

Нам представляется, что теория атомного ядра как ядерная хромодинамика, построенная на основе синтеза хронотопологических (введение многомерии и сложной топологии) и квантово-релятивистских принципов, и как содержательная эвристическая теория должна исследовать сильные взаимодействия на новом более глубоком и фундаментальном уровне кварк-глюонных представлений. В этом отношении эта теория является новой, более сущностной по отношению к мезонодинамике X. Юкавы, в модели которой рассматриваются сильные взаимодействия в ядре между протоном и нейтроном через пи-мезонное поле 7 . При низких энергиях инициирующих частиц сильные взаимодействия в принципе можно рассматривать в терминах нуклонов, т.е. в действии - теория мезонодинамики. При высоких энергиях инициирующих частиц сильные взаимодействия можно рассматривать в терминах кварков и глюонов с помощью КХД. Таким образом, мезонодинамика является частным случаем для теории атомного ядра при низких энергиях. Проведенное рассмотрение показывает, что в отношении теорий сильных взаимодействий наблюдается преемственность, выполнение принципа соответствия, что обогащает философское содержание этого принципа на новом кварк-глюонном уровне представлений. Принцип соответствия представляет собой конкретное выражение в физике диалектики соотношения абсолютной и относительной истин. Каждая физическая теория - ступенька познания - является относительной истиной. Смена физических теорий - это процесс приближения к абсолютной истине, процесс, который никогда не будет полностью завершен из-за бесконечного качественного разнообразия окружающего материального мира. Одновременно принцип соответствия выражает объективную ценность физических теорий. Новые теории не отрицают старых именно потому, что старые теории с определенной степенью приближения отражают объективные закономерности природы.

Еще один физический принцип - принцип дополнительности (В. Гейзенберг) - возник из попыток осознать причину появления противоречивых наглядных образов, которые приходится связывать с объектами микромира. Всем микрообъектам присущ корпускулярно-волновой дуализм. Общий ответ на вопрос о том, каким же образом совмещаются эти противоречивые свойства у одного объекта, был дан Н. Бором 8 . Прежде всего нужно ясно осознать, что субъект-наблюдатель воспринимает микромир через призму макромира (макроочки). Все приборы, регистрирующие индивидуальные события в микромире, являются макроско-


7 См.: Намбу Е. Кварки. М., 1984. С. 43.

8 См.: Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.

стр. 108


пическими, в соответствии с природой субъекта и иными быть не могут. Субъект по природе макроскопичен. Понятия исследователя для описания явлений - это макроскопические понятия, в терминах которых описывается работа прибора. Но эти понятия не могут быть полностью применимы к микрообъектам, так как их поведение не подчиняется законам классической механики. Согласно принципу дополнительности для полного описания квантовомеханических явлений необходимо применять два взаимоисключающих (дополнительных) набора классических понятий (частица и волна). Только совокупность таких понятий дает исчерпывающую информацию об этих явлениях как о целостных. Принцип дополнительности является результатом осмысления новой необычной физической теории - квантовой механики. Однако связывая частицу с волной, приходят к образу неограниченной синусоиды, простирающейся во всем пространстве. Выражение "длина волны в данной точке" не может иметь никакого смысла и, следовательно, не может иметь смысла понятие импульса в точке. Точно также не имеет смысла понятие частицы в данный момент времени, т.е. утверждение, что частица лишь приближенно может рассматриваться как материальная точка, означает, что его координаты, импульс и энергия могут быть заданы лишь приближенно. Качественно это выражается соотношением неопределенности Гейзенберга.

Решение проблемы (парадокса) кррпускулярно-волнового дуализма заключается в квантово-полевом подходе к представлениям о микромире. Дуализм исчезает, если материю считать единым квантовым полем, которое в своем движении имеет три вида проявлений: собственно кван-тово- полевая субстанция (квантово-вероятностный детерминизм); вещество - как возбужденное состояние квантового поля, его низшее проявление (классический, динамический и вероятностный детерминизм - рождение электрон- позитронных, кварк-антикварковых и т. п. пар); физический вакуум - как низкоэнергетическое состояние (квантово- детерминированный хаос). Философское осмысление принципа дополнительности и соотношение неопределенности применительно к основным положениям формирующейся теории субатомных и субъядерных взаимодействий показывает, что кварк-глюонные, адрон- ядерные представления подчиняются этим фундаментальным принципам в квантово-полевом подходе, отражающем глубинные уровни материи, имеющие большую теоретико- познавательную ценность. Такие представления делают значительно богаче физическое и философское содержание этих фундаментальных физических принципов.

С развитием современной физики соображения простоты также начинают играть все большую роль. Простота признается эвристическим принципом. Но содержание этого принципа меняется с изменением самого физического знания. На современном этапе развития физики пред-

стр. 109


лагается отказаться от того онтологического понимания простоты, которое видится как наивно-реалистическое, и толковать принцип простоты как гносеологический принцип, как критерий выбора одной теории из нескольких конкурирующих 9 . Однако классический по своей однозначности подход не совсем верен, ибо при такой интерпретации простоты сама природа отступает на задний план. Причина эволюции представлений о простоте понятна и объяснима: все более велико многообразие частиц, называемых элементарными, все более сложной представляется структура материи, все большее допущений ad hoc приходится делать для ее удовлетворительного описания. Если признать, что даже простое с формальной точки зрения объяснение адекватно отражает объективное, действительное состояние вещей, то можно утверждать, что принцип простоты - не только гносеологический, но также и онтологический.

Процесс формирования физической теории предполагает процедуру выбора необходимых теоретических принципов из множества умозрительных, которые подвергаются актуальной проверке. Если это множество невелико, то выбор возможен. Однако реально, как правило, исследователь имеет дело с очень большим числом умозрительных построений, и тогда возникает так называемый селективный парадокс. Этот парадокс разрешается в процессе самого исследования. Так метаумозрительные принципы образуются в результате замещения в эмпирических или теоретических принципах соответствующих понятий мета-конструктами. Как правило, универсальные метаумозрительные принципы совпадают с онтологическими принципами. Например, если в качестве гештальта взять эмпирическое понятие - "сложение красного, зеленого и синего цветов в оптике дает белый", то замещая эмпирическое, оптическое понятие "цвет" метаконструктом "кварки", получим онтологический принцип "сложение красного, зеленого и синего кварков адрона в КХД дает белый адрон". Метаумозрительные принципы по отношению к метаэмпирическому знанию обладают "априорностью" в том же смысле, в каком умозрительные принципы обладают "априорностью" по отношению к знанию эмпирическому. Эта особенность метаумозрительных принципов имеет принципиальное значение - они заключают в себе новое знание. Следствием универсальных метаумозрительных принципов, касающихся природы познания, являются гносеологические принципы. Однако их нельзя путать с методологическими, так как познание и исследование - это не одно и тоже: всякое исследование есть познание, но не всякое познание есть исследование. Эвристическая роль гносеологических принципов при построении новой содержательной теории состоит в том, что они делают понятным, откуда берутся новые математические структуры, необходи-


9 См: Chalmers A.F. The change and theory choice // Methodology a. science. Haariem, 1994. Vol. 27. N 3. P. 161.

стр. 110


мые для выражения фундаментальных теоретических законов. Следует заметить, что при методологическом анализе философские принципы отнюдь не совпадают с методологическими законами. Более того: любое методологическое утверждение само по себе вообще не является философским. Методологическое утверждение становится философским лишь тогда, когда оно рассматривается как следствие гносеологических законов, т.е. когда оно получает в конечном счете онтологическое обоснование. Всякий философский принцип есть, по существу, метатеоретический, притом: универсальный, содержательный, способный выдержать метапроверку 10 .

Согласно критерию принципиальной наблюдаемости не должно существовать принципиальных ограничений для прямого и косвенного наблюдения объектов, претендующих на статус объективно-реальных. При этом допускается существование практически (на данном этапе развития науки) ненаблюдаемых объектов, но исключается существование принципиально ненаблюдаемых, т.е. ненаблюдаемых при любых мыслимых практических ситуациях. Другими словами, считается, что в принципе возможно (т.е. не запрещено законами природы) получение прямой или косвенной физической информации от изучаемого объекта, выражающейся в конечном счете в показаниях органов чувств. Дискуссии, которые велись вокруг принципа наблюдаемости, были основаны на смешении понятий, а именно на смешении достаточного и необходимого условий существования (скорее, условий точности суждений о существовании). Полагали, что принятие принципа наблюдаемости требует замены критерия практики новым критерием, понимаемым в смысле необходимого и достаточного условия существования. Однако, это неверно, так как в формулировке принципа наблюдаемости речь идет лишь о необходимом, а не о достаточном условии существования 11 . Условие принципиальной наблюдаемости является логически более сильным требованием, чем условие опытной проверяемости, которое является также необходимым. Последнее состоит в том, что наличие (или отсутствие) в логической структуре теории конструкта, претендующего на онтологический статус, должно вести к проверяемым на эксперименте следствиям. Такому условию не удовлетворяют понятия абсолютной идеи, энтелехии и других ненаучных, метафизических понятий 12 .

Использование кварково-глюонных моделей - это не более, чем формальный способ описания (умозрительный), хотя часть исследователей придают им статус объективно существующих. Приводя различные доводы в пользу существования кварков и глюонов, следует учитывать,


10 См.: Бранский В.П. Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов. Л., 1973.

11 См.: Теория познания и современная физика. М., 1984. С. 186.

12 Там же. С. 187.

стр. 111


что в центре проблемы лежит интерпретация принципа наблюдаемости. Так, если понимать этот принцип в смысле экспериментальной проверяемости, то кварки и глюоны оказываются полноправными физическими объектами, косвенно наблюдаемыми в эксперименте. Если же настаивать на возможности "сепаратного" наблюдения физических объектов, подобный вывод становится неправомерным. Сведение критерия принципиальной наблюдаемости к условию опытной проверяемости неправомочно. Это делает проблему наблюдаемости кварков и глюонов актуальной и требует дальнейшего философского анализа.

Философское осмысление основных принципов современной физики микромира показывает, что именно философские основания, выполняя селективную (эвристическую) роль при формировании новой фундаментальной, содержательной теории, способны определить верное, магистральное направление в процессе работы по созданию такой теории. Ясно, что необходимо сначала произвести глубокий философско-методологический анализ эмпирических и теоретических принципов модельного подхода к представлениям микромира, затем сформировать философские основания в виде новых онтологических, гносеологических принципов и далее предлагать основополагающие физико-теоретические принципы теории субатомных и субъядерных взаимодействий. Основой для исследования таких взаимодействий служит философский гилодинамизм как всеобщее учение о материи и ее атрибутах.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ФИЛОСОФСКИЙ-АНАЛИЗ-ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ-ПРИНЦИПОВ-ТЕОРИИ-МИКРОМИРА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Larisa SenchenkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Senchenko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В.Ф. ГЕРШАНСКИЙ, ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ ТЕОРИИ МИКРОМИРА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ФИЛОСОФСКИЙ-АНАЛИЗ-ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ-ПРИНЦИПОВ-ТЕОРИИ-МИКРОМИРА (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - В.Ф. ГЕРШАНСКИЙ:

В.Ф. ГЕРШАНСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Россия
1985 просмотров рейтинг
09.09.2015 (3123 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
22 часов(а) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев
ПРОБЛЕМЫ ИНДИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ
Каталог: Экономика 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ ТЕОРИИ МИКРОМИРА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android