Философия - теоретическая форма знания, лишённая привычных признаков специальных наук. Как указывает М. К. Мамардашвили [1], философия вырастает из потребностей человека обрести устойчивость, прочность бытия, и сама своими сомнениями разрушает эту устойчивость. Философия, говоря о всеобщем, отвечает на запросы отдельной личности (социальное знание) или отдельных наук (естествознание). Всестороннее постижение культурной и человеческой реальности не может быть простым отображением экспериментальных фактов специальных наук, но предполагает раскрытие того, что стоит за этими фактами, т. е. смыслов. Понимание, как метод познания, тесно связано с объяснением, однако не сводится к нему. В понимании, помимо рационального, присутствует и интуитивный способ постижения действительности. Однако не следует полностью ^рационализировать понимание. Наука, естественная либо гуманитарная, не может опираться только на иррациональные методы.
Методологическая функция философии заключается в определении общих правил и принципов научной деятельности. Любая специальная наука, особенно в кризисные моменты своего развития, не может полностью самостоятельно отрефлексировать собственные предпосылки. В этом случае функцию "стороннего", осмысляющего взгляда выполняет философия. В рамках философии намечаются новые перспективы научного знания и формируются стандарты научности.
Согласно современным научным представлениям, процесс генерации информации является непрерывным, постоянно совершающимся в результате трудовой и творческой деятельности людей. Любой живой организм - это незамкнутая система, пребывающая в существенно неравновесном состоянии. Она активным
стр. 74
образом взаимодействует с окружающей средой, непрерывно черпая из неё негэнтропию (информацию). Человек в процессе труда и творчества активно понижает энтропию такой сложной живой системы, как общество. Общественный прогресс возможен благодаря тому, что человек получает необходимое количество негэнтропии (информации) из окружающей среды. Энтропия - важнейшее понятие физики, связывающее состояние системы со степенью царящего в ней порядка. В любой замкнутой системе с течением времени степень упорядоченности уменьшается, а энтропия возрастает. В живом мире возможны ситуации, когда энтропия уменьшается. По мере развития живого организма в нём возникают всё более упорядоченные структуры, ткани наивысшей организации (ткани головного мозга). Постепенно беспорядок преобразуется в самоорганизующийся порядок, при этом энтропия системы уменьшается. Создатель волновой (квантовой) механики австрийский учёный Э. Шредингер в своей книге "Что такое жизнь с точки зрения физика", опубликованной в конце 40-х гг. XX в., высказал мысль, что всё живое питается негэнтропией, или отрицательной энтропией. Это утверждение остаётся даже сейчас лишь предсказанием, хотя и очевидно для многих физиков, но нуждающимся тем не менее в экспериментальной проверке.
Как писал в середине XX в. основатель кибернетики Н. Винер, "процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде".
Хотя окружающий нас мир насыщен случайностями, тем не менее он оказывается достаточно организованным, во многих отношениях упорядоченным. Дезорганизующему действию случайностей противостоит организующее действие процессов управления и самоуправления в сложных природных и социальных системах. В мире совершается противоборство двух основных тенденций развития. С одной стороны, фактор случайного, тенденция к дезорганизации, разупорядочеванию и в конечном счёте к разрушению, регрессу. С другой стороны, фактор управления и самоуправления, тенденция к организованности, упорядочиванию, дальнейшему развитию, прогрессу. Если бы все процессы и явления в мире были строго детерминированы, то было бы бессмысленно говорить о самой возможности управления. Чтобы управлять, надо иметь выбор. Нет смысла говорить о принятии того или иного решения, если всё заранее предопределено. У каждого явления
стр. 75
существует вероятность различных линий развития. Управление возможно только в мире, построенном на вероятности.
Управление действует против случайностей. Вместе с тем возможность управления предопределяется самим существованием случайностей. Именно случайности помогают избежать предопределённости. Случайности "порождают" своего "могильщика" - управление. В этом и проявляется диалектическое единство необходимого и случайного в реально существующем мире. Диалектическое единство необходимого и случайного особенно ярко проявляется в явлениях микромира. Микрообъект по своей природе не изолированный объект, он взаимодействует со всем окружающим миром, а его сущность реализуется в зависимости от конкретных условий [2]. На определённом уровне изучения физических явлений объекты принципиально утрачивают свою изолированность. Стираются чёткие грани между полем и веществом. На первый план выдвигается взаимопревращение частиц. На уровне микромира приобретает особый смысл идея единства мира и всеобщей связи явления [3].
Классическая физика конца XIX в. исходила из того, что случайное проявляется лишь в больших коллективах молекул, например, в макрообъёме газа. В поведении отдельной молекулы классическая физика не усматривала элементов случайного. Исследования, в результате которых возникла и сформировалась квантовая физика, показали, что такая точка зрения не соответствует действительности. В начале XX в. было установлено, что случайность обнаруживает себя не только в коллективе, но и в поведении отдельного микрообъекта, что особенно ярко проявляется в спонтанных микропроцессах (распад свободного нейтрона, нестабильность атомных ядер, вынужденные и спонтанные переходы в атомы - квантовые переходы, генерация лазерного излучения).
Для квантовой механики характерны первичность и фундаментальность понятия вероятности. В 1924 г. французский физик Луи де Бройль выдвинул гипотезу, согласно которой микрообъект обладает свойствами не только корпускулы, но и волны. Его корпускулярные характеристики (энергия Е, импульс р) связаны, по де Бройлю, с волновыми характеристиками (частотой ν, длиной волны λ) соотношениями:
Эта гипотеза представлялась многим физикам абсурдной вследствие неясности физического смысла понятия "длина волны мик-
стр. 76
рочастицы". В статье Бора - Крамерса - Слэстера 1924 г. высказывалось предположение, что скорее возможно пренебречь соблюдением закона сохранения энергии в явлениях микромира, чем признать двойственность - корпускулярно-волновой дуализм - квантов излучения. Однако уже летом 1925 г. опыты берлинских экспериментаторов Гейгера и Боте убедительно показали, что и в микропроцессах строго соблюдается закон сохранения энергии. В 1927 г. опыты по дифракции электронов на кристаллической решётке металла явились доказательством существования у электрона волновых свойств. Нильс Бор направил самокритичное "Послесловие" к своей статье, позволив себе своеобразное научное "пророчество": "При таком положении вещей нужно быть готовым к решительной ломке понятий, лежавших до сих пор в основе описаний природы..."[4]. Н. Бор одновременно придерживался понятий и двойственной природы излучения, и двойственной природы вещества, поскольку только всеобщая двойственность стирала резкие грани различия между двумя формами существования материи - между веществом и полем. В этой двойственности он видел характерную черту микромира.
В 1927 г. немецкий физик В. Гейзенберг выдвинул принцип соотношения неопределённостей, согласно которому микрообъект, движущийся по законам квантовой механики, не может иметь одновременно и определённый импульс (px), и определённую координату (х). Как впервые показал Гейзенберг, неопределённости Арх и Ах связаны соотношением:
где - постоянная Планка. Аналогичные соотношения могут быть записаны и для других составляющих координаты импульса микрообъекта:
Соотношение неопределённостей (3) утверждает, что микрообъект не может иметь одновременно сколь угодно точно определённую координату и сколь угодно точно определённый импульс. "Мы не можем интерпретировать процессы в атомарной области, - писал В. Гейзенберг, - также, как процессы большого масштаба. Если же мы пользуемся обычными понятиями, то их применимость ограничивается соотношением неопределённости".
стр. 77
С точки зрения Гейзенберга, квантовая механика должна оперировать только наблюдаемыми величинами. Набор наблюдаемых величин - квадратные таблицы - он назвал матрицами, поэтому первая версия квантовой механики называлась матричной, согласно которой физически реальны лишь частицы, а их волнообразность - математическая "маска".
Весной 1926 г. стала известна теория волновой механики Э. Шредингера, согласно которой физически реальны лишь волны, а их корпускулярность - математическая иллюзия. Состояние микрообъекта, в котором х-проекция импульса имеет значение ро, а х-координата не имеет определённого значения, описывается волновой функцией Ψро(х), квадрат модуля которой есть вероятность того, что рассматриваемый микрообъект будет обнаружен в точке х. Результат измерения координаты микрообъекта в состоянии Ψро(х) оказывается всегда случайным. То или иное значение координаты реализуется с плотностью вероятности Ψpo(x) 2 . Квантовая механика представлялась Э. Шредингеру как вероятностная теория. Согласно правилу сложения вероятностей [5] :
где ωА(х) и ΨВ(х) есть функции распределения микрообъектов А и В. Макс Борн дал глубокое истолкование физического смысла пси-волн Э. Шредингера, показав, что это волны вероятности поведения микросистем.
Философско-физическое понимание сути квантовой революции в познании природы дал Н. Бор, сформулировав принцип комплементарности: "Contraria sunt complementa" - "Противоположности - суть дополнительны". Несочетаемым понятиям разрешено дополнять друг друга. Противоречивость служит благу дополнительности. Так дополняют друг друга прерывистость и непрерывность, несовместимые измерения координат и импульсов микрочастиц, беспричинность случая и закономерное распределение вероятностей, частица и волна. Образ-идея волн-частиц послужил предельным случаем воплощения парадоксов новой науки - квантовой механики [6]. Вольфганг Паули предлагал назвать саму квантовую механику теорией дополнительности - в параллель эйнштейновской теории относительности.
Философское обобщение "уроков квантовой теории" позволило в дальнейшем извлекать следствия для понимания явлений не только физики, но и биологии, психологии, истории, культуры. В
стр. 78
начале XX в. Макс Борн писал: "Сегодня квантовая теория привела нас к более глубокому пониманию: она установила более тесную связь между статистикой и основами физики. Это является событием в истории человеческого мышления, значение которого выходит за пределы естествознания". Методы объяснения и понимания используются и в естествознании, и в гуманитарном и социальном познании. Объяснение и понимание - это основные процедуры научной деятельности. Понимание - универсальный гносеологический метод постижения смысла явления, объединяющий рациональные и иррациональные моменты. Понимание, как метод познания, стремится сохранить уникальное в изучаемом объекте, постичь его как целостность. Объяснение - метод выявления сущности изучаемого объекта или явления, подведение его как частный случай под общий закон. В общем смысле метод определяется как система практических или мыслительных приёмов и правил, следование которым ведёт к достижению желаемых результатов. Философский метод является совокупностью только мыслительных приёмов и правил.
Часто в рамках одного исследования одновременно используются несколько философских методов: диалектический, феноменологический, герменевтический, структуралистский, антропологический. Основными особенностями метода в философии являются комплексность и релятивность. Комплексность методов предполагает одновременное использование целого ряда приёмов [7]: рефлексии - обращения мышления к собственным исходным предпосылкам; универсализации - выявление всеобщих форм бытия и мышления; тотализации - целостный охват отношений в системе "человек - мир"; анализа и синтеза; идеализации - мысленной процедуры образования абстрактных объектов, не существующих в действительности. Такие идеальные объекты, например, частица-волна в квантовой механике, опосредованно выражают реальные связи и отношения, представляя собой предельные случаи этих связей, и служат средством их анализа.
Релятивность философского метода означает, что он напрямую зависит от предпосылок, с которых начинается философское рассуждение. В философии точные определения - итог размышления, а не его начало. Исходное положение философских концепций формируются с помощью предельно общих понятий, поэтому их истинность нельзя доказать с помощью другой теории - более общей теории просто не существует. Философские категории и принципы имеют всеобщий фундаментальный характер. Так,
стр. 79
например, изучение взаимодействия парных категорий необходимости и случайности ставит вопрос о сущности самой причинности, помогая выяснить причины процессов и явлений специальных наук. Процесс адекватного определения философских категорий непрерывен в силу их предельной общности и регулируется границами возможного исторического опыта, определяя социальный смысл источника познания. Смена эпох социального прогресса представляет собой смену мировоззренческих парадигм и способствует прояснению тех философских оснований науки, на которые опирались предшественники.
-----
1. Мамардашвили М. К. О понятии философии // Новый круг. 1992, N1.
2. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике.ТЛ. М., 1977.
3. Батыгин В. В. Законы микромира. М., 1981.
4. Нильс Бор. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.
5. Фок В. А. Начала квантовой механики М., 1976.
6. Нильс Бор. Избранные научные труды. В 2-х тт. T.I. M., 1970.
7. Спиркин А. Г. Философия. М., 2003.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |