ОПУБЛИКОВАТЬ ((ПЛАГИАТ))
...так и для педагога
БРАЗОВАНИЕ издавна относится к тем социальным институтам общества, в которых удельный вес высокопрофессионального интеллектуального труда особенно велик, где качество научно-педагогических кадров объективно имеет решающее значение. Это в полной мере относится и к системе военного образования.
Преподаватель военно-учебного заведения - это личность, которая по содержанию своей профессиональной деятельности должна обладать совокупностью уникальных качеств. Это способности организатора, оратора, аналитика, психолога, владение строгой логикой педагогического процесса, речью. Это высокая компетентность как специалиста в своей области знаний и эрудита - в других. Но достичь такого уровня удается, увы, не каждому. Что же может сократить и облегчить долгий путь к мастерству?
В основе профессионально-педагогической деятельности преподавателя лежит сочетание целого ряда мотивов, определяющих его направленность и во многом обусловливающих результативность педагогического процесса. В связи с этим на современном этапе особую актуальность приобретает проблема изучения и формирования мотивации профессионально-педагогической деятельности у преподавателей военных вузов. Острота проблемы возрастает в связи с тем, что Вооруженные Силы России, а вместе с ними и система военного образования, находятся в стадии реформирования.
Профессионально-педагогическая деятельность, наряду с
стр. 61
количественной характеристикой мотивации (сильная-слабая), обусловливается и ее качественной (содержательной) характеристикой (по принципу внутренней и внешней мотивации). Если для преподавателя профессионально-педагогическая деятельность значима сама по себе, он получает от нее удовлетворение, стремится самореализоваться именно в ней, то правомерно вести речь о наличии у него внутренней мотивации. Если же в основе профессиональной активности лежат мотивы заработка, престижа и т.д., то речь идет о внешней мотивации.
Именно наличие внутренней мотивации у преподавателя в наибольшей степени предопределяет эффективность и результативность его профессионально-педагогической деятельности. Кроме того, необходимо иметь в виду, что внешние мотивы дифференцируются на положительные и отрицательные. Несомненно, внешние положительные мотивы более эффективны и желательны, чем внешние отрицательные.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что рассмотрение проблем профессионально-педагогической деятельности преподавателя, повышения результативности его работы необходимо начинать с анализа ее структуры, векторов и силы имеющейся у него мотивации.
Последняя значимо коррелирует со стилем деятельности педагога в общении с обучаемыми и руководстве процессом обучения и воспитания. От него в существенной мере зависят эффективность педагогического процесса, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебных группах. Чем более оптимальна мотивация деятельности педагога, чем выше у него значимость внутренних и внешних положительных мотивов, тем активнее он стремится ограничить свою властность.
Именно для такой категории наставников характерно представление о слишком высоком развитии в собственной личности авторитарных тенденций. А, значит, и о том, что его приближение к идеалу педагога-профессионала должно идти по пути ограничения властных, жестких авторитарных начал. Следствием чего является повышение у курсантов интереса к учебно-познавательной деятельности, формирование у них внутренней позитивной мотивации к учению, повышение групповой сплоченности, ответственности.
В САМОЙ сфере профессиональной мотивации важную роль играет отношение человека к осуществляемой деятельности. Интегративным показателем отношения к профессии является удовлетворенность ею человеком. Высокий уровень удовлетворенности свидетельствует об оптимальности мотивации профессионально-педагогической деятельности, в значительной степени определяющей результативность педагогического труда.
Неудовлетворенность профессией сказывается на результатах труда любого работника. Но особенно пагубны ее последствия для деятельности педагога, где "профессиональный брак" оборачивается изъянами в знаниях, воспитании обучаемых, формировании их личности.
Важнейшим фактором повышения результативности профессионально-педагогической деятельности является постоянное саморазвитие, самосовершенствование преподавателя. Это предопределяется динамизмом развития общества, науки, ростом требований к современному специалисту, инновациями в методике обучения и воспитания.
Стремление к совершенствованию собственных знаний, навыков и умений, созданию новых продуктивных способов деятельности, и, в конечном счете, к достижению более высокого уровня профессионализма характерно только для педагогов, у которых профессионально-педагогическая деятельность значима сама по себе. То есть для тех, кто получает удовлетворение как от самой работы, так и от ее результатов (иными словами, имеющих оптимальную мотивацию труда, в которой доминируют внутренние мотивы).
Таким образом, правомерно сделать вывод о том, что важным условием успешной педагогической деятельности преподавателя военного вуза является наличие у него профессиональной мотивации, в которой ведущими являются внутренние мотивы. Сформированность подобной структуры мотивации значимо влияет на стиль деятельности, определяет отношение преподавателя к своей профессии, удовлетворенность ею, стремление к совершенствованию, достижению высот профессионального мастерства. Последнее в значительной степени влияет на достижение как конечных, так и текущих целей образовательного процесса.
Организация и осуществление процесса формирования мотивации профессионально-педагогической деятельности у преподавателей предполагает решение ряда проблем как теоретического, так и практического плана. Важнейшая из них заключается в представлении данного процесса как системы.
Можно выделить две основные группы ее компонентов: структурные и функциональные. Первую составляют цель, состояние сформированности мотивации профессионально-педагогической деятельности у преподавателей, методы формирования мотивации, объекты и субъекты, условия функционирования системы.
Ко второй группе следует отнести задачи, функции, способы и приемы, действия и операции, анализ эффективности и коррекция формирования мотивации.
Таким образом, система формирования мотивации профессионально-педагогической деятельности - это целостная совокупность структурных и функциональных компонентов, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии между собой и подчинены цели системы. А понимание ее как таковой позволит более точно определять (и дозировать) педагогические воздействия, ведя преподавателей к вершинам профессионального мастерства.
Владимир МЕЛЕТИЧЕВ, кандидат педагогических наук
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |