Libmonster ID: RU-13195
Автор(ы) публикации: Владимир МЕЛЕТИЧЕВ

ОПУБЛИКОВАТЬ ((ПЛАГИАТ))

...так и для педагога

БРАЗОВАНИЕ издавна относится к тем социальным институтам общества, в которых удельный вес высокопрофессионального интеллектуального труда особенно велик, где качество научно-педагогических кадров объективно имеет решающее значение. Это в полной мере относится и к системе военного образования.

Преподаватель военно-учебного заведения - это личность, которая по содержанию своей профессиональной деятельности должна обладать совокупностью уникальных качеств. Это способности организатора, оратора, аналитика, психолога, владение строгой логикой педагогического процесса, речью. Это высокая компетентность как специалиста в своей области знаний и эрудита - в других. Но достичь такого уровня удается, увы, не каждому. Что же может сократить и облегчить долгий путь к мастерству?

В основе профессионально-педагогической деятельности преподавателя лежит сочетание целого ряда мотивов, определяющих его направленность и во многом обусловливающих результативность педагогического процесса. В связи с этим на современном этапе особую актуальность приобретает проблема изучения и формирования мотивации профессионально-педагогической деятельности у преподавателей военных вузов. Острота проблемы возрастает в связи с тем, что Вооруженные Силы России, а вместе с ними и система военного образования, находятся в стадии реформирования.

Профессионально-педагогическая деятельность, наряду с

стр. 61

количественной характеристикой мотивации (сильная-слабая), обусловливается и ее качественной (содержательной) характеристикой (по принципу внутренней и внешней мотивации). Если для преподавателя профессионально-педагогическая деятельность значима сама по себе, он получает от нее удовлетворение, стремится самореализоваться именно в ней, то правомерно вести речь о наличии у него внутренней мотивации. Если же в основе профессиональной активности лежат мотивы заработка, престижа и т.д., то речь идет о внешней мотивации.

Именно наличие внутренней мотивации у преподавателя в наибольшей степени предопределяет эффективность и результативность его профессионально-педагогической деятельности. Кроме того, необходимо иметь в виду, что внешние мотивы дифференцируются на положительные и отрицательные. Несомненно, внешние положительные мотивы более эффективны и желательны, чем внешние отрицательные.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что рассмотрение проблем профессионально-педагогической деятельности преподавателя, повышения результативности его работы необходимо начинать с анализа ее структуры, векторов и силы имеющейся у него мотивации.

Последняя значимо коррелирует со стилем деятельности педагога в общении с обучаемыми и руководстве процессом обучения и воспитания. От него в существенной мере зависят эффективность педагогического процесса, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебных группах. Чем более оптимальна мотивация деятельности педагога, чем выше у него значимость внутренних и внешних положительных мотивов, тем активнее он стремится ограничить свою властность.

Именно для такой категории наставников характерно представление о слишком высоком развитии в собственной личности авторитарных тенденций. А, значит, и о том, что его приближение к идеалу педагога-профессионала должно идти по пути ограничения властных, жестких авторитарных начал. Следствием чего является повышение у курсантов интереса к учебно-познавательной деятельности, формирование у них внутренней позитивной мотивации к учению, повышение групповой сплоченности, ответственности.

В САМОЙ сфере профессиональной мотивации важную роль играет отношение человека к осуществляемой деятельности. Интегративным показателем отношения к профессии является удовлетворенность ею человеком. Высокий уровень удовлетворенности свидетельствует об оптимальности мотивации профессионально-педагогической деятельности, в значительной степени определяющей результативность педагогического труда.

Неудовлетворенность профессией сказывается на результатах труда любого работника. Но особенно пагубны ее последствия для деятельности педагога, где "профессиональный брак" оборачивается изъянами в знаниях, воспитании обучаемых, формировании их личности.

Важнейшим фактором повышения результативности профессионально-педагогической деятельности является постоянное саморазвитие, самосовершенствование преподавателя. Это предопределяется динамизмом развития общества, науки, ростом требований к современному специалисту, инновациями в методике обучения и воспитания.

Стремление к совершенствованию собственных знаний, навыков и умений, созданию новых продуктивных способов деятельности, и, в конечном счете, к достижению более высокого уровня профессионализма характерно только для педагогов, у которых профессионально-педагогическая деятельность значима сама по себе. То есть для тех, кто получает удовлетворение как от самой работы, так и от ее результатов (иными словами, имеющих оптимальную мотивацию труда, в которой доминируют внутренние мотивы).

Таким образом, правомерно сделать вывод о том, что важным условием успешной педагогической деятельности преподавателя военного вуза является наличие у него профессиональной мотивации, в которой ведущими являются внутренние мотивы. Сформированность подобной структуры мотивации значимо влияет на стиль деятельности, определяет отношение преподавателя к своей профессии, удовлетворенность ею, стремление к совершенствованию, достижению высот профессионального мастерства. Последнее в значительной степени влияет на достижение как конечных, так и текущих целей образовательного процесса.

Организация и осуществление процесса формирования мотивации профессионально-педагогической деятельности у преподавателей предполагает решение ряда проблем как теоретического, так и практического плана. Важнейшая из них заключается в представлении данного процесса как системы.

Можно выделить две основные группы ее компонентов: структурные и функциональные. Первую составляют цель, состояние сформированности мотивации профессионально-педагогической деятельности у преподавателей, методы формирования мотивации, объекты и субъекты, условия функционирования системы.

Ко второй группе следует отнести задачи, функции, способы и приемы, действия и операции, анализ эффективности и коррекция формирования мотивации.

Таким образом, система формирования мотивации профессионально-педагогической деятельности - это целостная совокупность структурных и функциональных компонентов, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии между собой и подчинены цели системы. А понимание ее как таковой позволит более точно определять (и дозировать) педагогические воздействия, ведя преподавателей к вершинам профессионального мастерства.

Владимир МЕЛЕТИЧЕВ, кандидат педагогических наук


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ФОРМИРОВАТЬ-ГЛАВНЫЙ-МОТИВ-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Anatoli ShamoldinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shamoldin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Владимир МЕЛЕТИЧЕВ, ФОРМИРОВАТЬ ГЛАВНЫЙ МОТИВ - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 09.01.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ФОРМИРОВАТЬ-ГЛАВНЫЙ-МОТИВ-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ (дата обращения: 25.04.2024).

Автор(ы) публикации - Владимир МЕЛЕТИЧЕВ:

Владимир МЕЛЕТИЧЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Anatoli Shamoldin
Хабаровск, Россия
524 просмотров рейтинг
09.01.2017 (2663 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
Вчера · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ФОРМИРОВАТЬ ГЛАВНЫЙ МОТИВ - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android