Сандакова Наталья Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, эксперт ИПОП "Эврика"
За последние несколько лет президентом и правительством РФ принят ряд решений, [Постановление Правительства РФ от 31.05.2011 N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на модернизацию региональных систем общего образования" (далее - ПП РФ N 436) и Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".] направленных на повышение заработных плат учителей до уровня экономики по регионам.
Выделяемые на модернизацию региональных систем образования 120 млрд. рублей рассматриваются как временная (проектная) мера. При этом перед регионами ставится задача не только довести заработную плату педагогических работников образовательных учреждений до средней по экономике в регионе, но и затем поддерживать её на таком уровне.
Для эффективной реализации этих решений субъектам Российской Федерации целесообразно пересмотреть
действующие нормативные акты, особенно в части финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений.
Считаем целесообразным обратить внимание на существующую в регионах практику нормативно-правового регулирования финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений. Это позволит избежать ненужных ошибок.
Основные ошибки в определении норматива
1. БУП вместо ФГОС
Зачастую в основу методики расчёта норматива кладется БУП (базисный учебный план). В контексте перехода образовательных учреждений на реализацию ФГОС данный подход представляется нам некорректным и противоречащим целевому назначению расходования бюджетных средств.
2. "Условные учащиеся"
В региональных методиках расчёта норматива за основу нередко берут "условного учащегося". Фактически при таком подходе в основе лежит учёт классов и классов-комплектов. В данном случае, на наш взгляд, возникает риск увеличения неэффективных расходов.
3. Необоснованное увеличение числа нормативов
В ряде региональных документов можно обнаружить неоправданное, на наш взгляд, увеличение числа нормативов: их количество велико и приближается к числу школ. Нужно отметить, что этот путь противоречит самой идее нормативно-подушевого финансирования. Фактически он воспроизводит ранее существовавший подход к финансированию ОУ.
4. Расчёт норматива по типам учреждений, а не по программам
Нередко нормативы рассчитываются по типам и видам учреждений, а не по программам или категориям детей.
При таком подходе возникают сомнения относительно эффективности управления качеством оказания услуги, поскольку именно образовательная программа или категория детей (например, одарённые дети) определяет затраты, связанные с оказанием услуги.
При определении методики финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений необходимо прежде всего понимать, что её ключевое назначение - способствовать повышению эффективности расходования средств бюджета субъекта РФ.
Очевидно, что в основе методики расчёта НПФ должны лежать такие подходы, которые бы в полной мере соответствовали основным направлениям бюджетной политики государства, имеющей целью повысить эффективность расходования бюджетных средств, а также способствовали бы обеспечению реализации государственной социальной политики в части повышения социального статуса учителя.
Опыт решения вопроса
В качестве положительного опыта разработки актуальных региональных методик расчёта финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных образова-
тельных учреждений можно при вести опыт Иркутской области, где методика утверждена законом. [Закон Иркутской области от 11.05.2012 N 46-03 "О расчёте региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области".]
Одновременно с законодательным утверждением новой методики на сессии Законодательного собрания Иркутской области принят законопроект "О малокомплектных муниципальных образовательных учреждениях", обеспечивающий возможности сохранения в Иркутской области малокомплектных школ, особенно в сельской местности.
Методика разработана специалистами Областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Иркутский институт повышения квалификации работников образования.
Рассмотрим здесь некоторые ключевые положения данной методики. [С полным текстом методики можно ознакомиться в Клубе подписчиков на сайте http://obr.direktor.ru]
Общая формула
Согласно методике норматив в части расходов на оплату труда работников муниципальных образовательных учреждений в расчёте на одного обучающегося (Nфот) определяется по формуле:
Nфот = Nфотбаз × Кsp × Кiо × Кrs × Кsm, где
Nфотбаз - базовый норматив расходов на оплату труда работников муниципальных образовательных учреждений в расчёте на одного обучающегося;
Ksp - коэффициент, учитывающий специфику образовательной программы;
Kio - коэффициент, учитывающий стоимость образовательной услуги для учащихся, находящихся на индивидуальном обучении;
Krs - коэффициент, учитывающий применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Иркутской области.
Ksm - коэффициент, учитывающий компенсационные выплаты за работу в сельской местности (1,25).
Расчёт базового норматива
Базовый норматив расходов на оплату труда работников муниципальных образовательных учреждений в расчёте на одного обучающегося (Nфотбаз) определяется по формуле:
Nфотбаз = Wer × 12 × К1b × К2s × К3с × К4t × К5p, где
Wer - среднемесячная номинальная заработная плата работников Иркутской области за первое полугодие года, предшествующего планируемому финансовому году, руб./мес. (согласно официальным данным Иркутскстата);
12 - количество месяцев в году;
K1b - коэффициент базовой части фонда оплаты труда. Значение коэффициента - 0,75;
K2s - коэффициент стимулирующей ча-
сти фонда оплаты труда. Значение коэффициента - 1,3333;
K3с - коэффициент целевого значения численности учителей, приходящихся на одного обучающегося (воспитанника). Значение коэффициента для муниципальных общеобразовательных учреждений: город - 0,06, село - 0,11; для индивидуального обучения - 1;
K4t - коэффициент соотношения фонда оплаты труда учителей и остальных работников. Значение коэффициента: для общеобразовательных школ - 1,54; для общеобразовательных школ-интернатов - 2,27; для образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста - 1,96;
K5р - коэффициент страховых взносов.
В методике предусматривается, что базовой величиной для расчёта норматива финансового обеспечения является среднемесячная зарплата в экономике региона.
Тем самым фиксируется связь между эффективностью региональной экономики и общим образованием, на которую оно должно оказывать влияние. Кроме того, это позволяет обеспечить повышение заработной платы учителей до средней заработной платы по экономике региона.
К преимуществам предлагаемой методики следует отнести:
- рост норматива финансирования на одного учащегося прямо пропорционален росту средней заработной платы в экономике области;
- наличие механизмов реализации государственной социальной политики;
- повышение прозрачности планирования и распределения расходов на финансирование ОУ;
- повышение объективности при распределении средств на оплату труда и учебные расходы между ОУ в зависимости от количества обучающихся;
- создание экономического механизма оптимизации структуры фонда оплаты труда и штатного расписания ОУ;
- создание экономического механизма повышения заинтересованности в сохранении контингента обучающихся ОУ.
Эффективность реализуемого в Иркутской области подхода можно будет оценить только в некотором отсроченном периоде. Тем не менее в области реализуется проект, направленный на мониторинг эффективности подобного подхода к финансовому обеспечению деятельности образовательного учреждения. Ключевыми точками мониторинга являются: объём финансового обеспечения в части ФОТ и результат деятельности учителя.
Подводя некоторый итог, отметим, что реализуемая в Иркутской области методика финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений может быть усовершенствована. Сегодня она отражает ряд специфичных для региона характеристик (высокий удельный вес малокомплектных школ в регионе, определённую демографическую ситуацию).
Но в целом это методика расчёта базового норматива финансирования (в части ФОТ) на 1 обучающегося, которая четко увязывает "заработную плату учителя" и "среднюю заработную плату по экономике региона". А это означает, что реализация ряда правительственных постановлений, направленных на повышение социального статуса учителя, уже сейчас законодательно закреплена на уровне данного субъекта РФ.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |