Libmonster ID: RU-7024

Сессия Отделения истории и философии Академии наук СССР 22 - 23 декабря 1939 г., посвященная 60-летию со дня рождения товарища И. В. Сталина.

Академик А. М. Деборин, открывая сессию Отделения истории и философии Академии наук СССР, посвященную "60-летию со дня рождения величайшего вождя мирового коммунизма, гениального мыслителя и корифея науки - товарища Сталина", в своем вступительном слове подчеркивает те моменты в научной деятельности товарища Сталина, имеющие непосредственное отношение к тем проблемам, которыми занимается Отделение истории и философии Академии наук. Товарищ Сталин, гениальный продолжатель дела Ленина, творчески развил и обогатил марксистско-ленинскую философию, дав классическое изложение основ марксизма-ленинизма. Товарищ Сталин поднял на огромную высоту советскую историческую науку, свидетельством чего является созданный под его непосредственным руководством и при его личном участии "Краткий курс истории ВКП(б)". Товарищем Сталиным также разработана политическая экономия эпохи социализма.

Затем сессия заслушала ряд докладов, посвященных юбилею.

1. Член-корреспондент Академия наук П. Ф. Юдин в докладе "Развитие товарищем Сталиным учения о социализме и коммунизме" отметил, что товарищ Сталин разработал все вопросы, связанные с борьбой за построение социалистического общества.

Свою задачу докладчик ограничил вопросами, связанными с обобщением товарищем Сталиным огромного практического опыта по строительству социалистического общества в нашей стране. Товарищ Сталин последовательно развил ленинское учение о победе социализма в одной стране. Замечательным вкладом в стратегию и тактику построения социалистического общества является разработанный товарищем Сталиным план индустриализации нашей страны. Практическим выводом, сделанным товарищем Сталиным из теории о возможности построения социализма в одной стране, явилась коллективизация крестьянского хозяйства и ликвидация кулачества как класса. Товарищ Сталин разработал учение о мобилизующей роли передовых идей, сформулировал законы переходного периода от капитализма к социализму и законы развитая социалистического общества. Новой и замечательной является его теория социалистической интеллигенции. Товарищ Сталин всесторонне развил учение о государстве при социализме, разработал теорию перерастания социалистического общества в коммунистическое, а также вопросы об уничтожении противоположности между городом и деревней, между умственным трудом и физическим. Товарищ Сталин развил и продолжает дальше развивать марксистско-ленинскую теорию научного коммунизма, обогащая ее опытом масс.

2. Член-корреспондент Академии наук А. В. Ефимов в своем докладе "Сталин и историческая наука" указывает, что Сталин-историк неотделим от Сталина - стратега революции. Центральной темой всех работ товарища Сталина является вопрос об истории и путях развития Великой социалистической пролетарской революции. Докладчик отмечает влияние на развитие истории как науки таких сталинских работ, как "Вопросы ленинизма", сборник "На путях к Октябрю", сборник "Марксизм и национально-колониальный вопрос", и статей по политическим и историческим вопросам.

Имели огромное значение для развития исторической науки в СССР и явились сильнейшим ударом по экспериментам "школы" М. Н. Покровского постановление ЦК партии от 16 мая 1934 г. о преподавании истории, принятое на основе предложений товарища Сталина, а также замечания членов Политбюро о конспектах учебников по истории СССР и по новой истории, указания историкам в письме товарища Сталина к составителям учебника истории ВКП(б). Замечания товарища Сталина относящиеся к любой отрасли истории, всегда дают новое решение проблемы, новое направление работе историков. Глубочайшее проникновение в законы истории дает товарищу Сталину возможность делать глубокий анализ современной обстановки, прогнозы будущего и намечать наиболее действенные и верные лозунги.

3. Проф. О. Л. Вайнштейном был сделан доклад "Современный кризис буржуазной исторической науки", легший в основу его статьи, напечатанной в настоящем номере журнала "Историк-марксист"

* 16 и 17 декабря 1939 г. состоялось заседание Ученого совета Института истории Академии наук, посвященное 60-летию товарища Сталина. Были сделаны доклады тов. Черномор-

стр. 153

диком - "И. В. Сталин и колхозное строительство" - и членом-корреспондентом Академии наук А. М. Панкратовой - "И. В. Сталин и историческая наука" (доклады напечатаны в N 1 журнала "Историк-марксист" за 1940 год).

* 25 - 27 декабря 1939 года на заседании Ленинградского отделения Института истории АН СССР, посвященном 60-летию Иосифа Виссарионовича Сталина, были сделаны доклады:

Тов. С. Н. Ростовским - "Сталин и национально-колониальный вопрос". Докладчик отметил, что многое в деятельности товарища Сталина в области национально-колониального вопроса еще не изучено и, больше того, не собрано еще воедино даже и то, что было когда-либо опубликовано. В одном докладе невозможно изложить все, что было сделано товарищем Сталиным в такой необычайно сложней области, как национально-колониальный вопрос, которым товарищ Сталин занимается специально и где он с самого начала своей деятельности встал рядом с классиками марксизма, развивая дальше их учение. Докладчик указывает на целый ряд работ и выступлений товарища Сталина по национально-колониальному вопросу, очень важных по своему значению, которые до сих пор еще мало известны широким кругам нашей страны. В частности докладчик отмечает выступление товарища Сталина 14 ноября 1917 г. на съезде финляндской социал-демократической партии.

Далее докладчик рассказывает о постановке Лениным и Сталиным вопроса о многонациональном государстве, подробно разбирает постановку этого вопроса в эпоху поднимающегося капитализма, в эпоху империализма и, наконец, новую постановку этого вопроса в период Октябрьской социалистической революции, когда национально-колониальный вопрос стал частью общего вопроса о мировой пролетарской революции. Одновременно докладчик показывает борьбу Ленина и Сталина по национальному вопросу против Отто Бауэра, Каутского, Розы Люксембург, бундовцев, меньшевиков, националистов и т. п. Затем докладчик останавливается на вопросе об образовании СССР, о консолидации наций в советских условиях, на замечательной деятельности Народного комиссариата национальностей под руководством товарища Сталина.

В последней части доклада разбирается вопрос о некапиталистическом пути развития в условиях победы пролетариата, об общих перспективах развития наций в социалистическом обществе и о перспективах создания общечеловеческой культуры и языка.

Тов. А. И. Молок сделал доклад - "И. В. Сталин и вопросы новой истории Запада". Прежде всего он остановился на значении для историков замечательной работы И. В. Сталина - "О диалектическом и историческом материализме", - где дано исключительна четкое и глубокое определение того, чем должна быть историческая наука и каковы должны быть ее принципиальные и методологические основы. Докладчик подчеркнул значение для разработки новой истории Запада замечаний товарищей Сталина, Кирова и Жданова по поводу конспекта "Новой истории" для средней школы, внесших ясность в такой важный вопрос, как периодизация истории нового времени. Затем докладчик подробно остановился на ряде чрезвычайно ценных высказываний и замечаний товарища Сталина о французской революции, в частности по вопросу о противоположности между французской буржуазной революцией 1789 г. и Великой социалистической революцией в России, об якобинской диктатуре, о значении Наполеона и т. д. Товарищ Сталин сделал также много важных указаний и замечаний и по целому ряду других вопросов новой истории Запада, как то: о реакционности внешней политики Англии, начиная с конца XVIII в., о чартистском движении в Англии, о рабочем движении в период II интернационала и т. д.; особенно интересными являются высказывания товарища Сталина о Парижской коммуне 1871 года. Исключительно ценный вклад сделал товарищ Сталин в ленинскую теорию империализма. Сталинская характеристика особенности противоречий империализма, данная в работе "Об основах ленинизма", представляет собой дальнейшее развитие ленинской теории империализма. Велико значение выступлений и высказываний товарища Сталина и для разработки новейшей истории Запада (1918 - 1939 гг.), как например его характеристика революции 1918 г. в Германии, характеристика периода частичной стабилизации капитализма в Западной Европе в 1924 г., его высказывания по истории рабочего движения в капиталистических странах с 1918 г. и до наших дней, по истории Коммунистического Интернационала, по истории национально-революционного движения в колониях и полуколониях и т. д. В заключение докладчик останавливается на борьбе товарища Сталина за точность исторической терминологии.

По докладу тов. Молока развернулись прения, в которых было подробно показано значение работ Сталина, а также его замечании и высказываний для разработки отдельных вопросов истории. Так, тов. Коростовцев останавливается на учении товарища Сталина о роли революционной теории, о значении идеологического фактора в революционном движении и на высказываниях товарища Сталина о государстве и о советской интеллигенции; Вяткин - на значении высказываний товарища Сталина для разработки истории кочевых народов; проф. Предтеченский показал, как важны для историков высказывания товарища Сталина о Петре I и петровских реформах, которые были прогрессивны, поскольку имели своей целью

стр. 154

укрепление национального государства помещиков и купцов, но в то же время не могли быть проведены иначе, как путем усиления эксплуатации со стороны крепостнического государства; проф. Чаев говорил о том, что товарищ Сталин с исключительной четкостью определил основные черты крестьянских восстаний -стихийность, неорганизованность и царистский характер, почему при большом размахе они не имели серьезных результатов; тов. Петрушевский указал, что товарищ Сталин первый дал в сжатой форме характеристику основных черт специфики восточного феодализма; акад. Державин говорил о Сталине - гениальном ученом и авторе классических трудов, вошедших в мировую науку; тов. Левина рассказала о том периоде жизни и революционной деятельности товарища Сталина, который связан был с Ленинградом.

В заключение собранием принимается текст приветствия товарищу Сталину.

В Институте Истории (защита диссертации)

25 декабря 1939 г. на заседании Ученого совета Института истории Академии наук состоялась защита диссертации тов. Мосиной З. В. на тему "Идея абсолютизма в королевских посланиях и законодательных актах Генриха IV" на соискание ученой степени кандидата исторических наук.

Диссертантка поставила перед собой задачу - на основе богатого литературного наследства, оставленного Генрихом IV, выявить его концепцию абсолютизма. Основными источниками, обследованными тов. Мосиной с этой целью, были переписка Генриха IV, изданная Ксиврей и Годэ, затем законодательные акты этого царствования, изданные в коллекции Изамбера, и, наконец, постановления государственного совета, изданные Ноэлем Валуа. В качестве подсобных источников диссертантка использовала мемуары Сюлли, Пьера Летуаль, Пальма Кайе и Перефикса. Основные выводы, к которым пришла тов. Мосина на основе изучения источников, сводятся к следующему:

1. Генрих IV в течение всего своего царствования очень настойчиво и последовательно стремился к восстановлению и укреплению абсолютной монархии во Франции. Но, борясь за абсолютизм, он одновременно боролся за политическое единство страны, за ликвидацию феодальной распри и сепаратистских стремлений грандов. Идея абсолютизма была прогрессивной идеей для того времени, а борьба Генриха IV за укрепление абсолютизма была исторически прогрессивным делом.

2. Несмотря на свои столкновения с верхушкой дворянства Генрих IV оставался все же дворянским королем. Когда возникло опасное для дворянского господства движение крестьян, он не задумался поставить на службу дворянскому классу укрепленный и в значительной степени централизованный им аппарат королевской власти.

3. На укрепление громоздкой государственной машины абсолютной монархии Генриха IV нужны были деньги, и он не стеснялся брать их там, где они были, т. е. у городской формирующейся как класс буржуазии. Но в то же время Генрих IV очень много сделал для буржуазии как внутри государства, так и на внешней арене.

Общий вывод, к которому пришла тов. Мосина, состоит в том, что Генрих IV, будучи вооружен передовой для своего времени идеей абсолютной королевской монархии, в своей практической деятельности много сделал для укрепления государственного могущества Франции, для развития ее производительных сил, но все это за счет народных масс, в первую очередь за счет крестьянства.

В качестве официальных оппонентов на защите диссертации тов. Могилой выступали доктор исторических наук профессор Бирюкович и профессор Поршнев. Оба оппонента отметили ряд несомненных достоинств в работе тов. Мосиной, но вместе с тем подвергли весьма добросовестному и тщательному анализу имеющиеся, с их точки зрения, в диссертации недостатки. При этом по некоторым вопросам оппоненты вступили в спор не только с диссертанткой, но и между собой. Тов. Поршнев, выступавший вторым, выразил свое несогласие с теми замечаниями, которые были сделаны тов. Бирюков и чем по вопросу об отношении Генриха IV к дворянству. Замечания, сделанные тов. Бирюковичем диссертантке в этом вопросе, тов. Поршнев считал совершенно неосновательными. В свою очередь доктор исторических наук профессор Сказкин, выступивший в качестве неофициального оппонента, отвел некоторые возражения, сделанные вторым оппонентом - тов. Поршневым.

Ученый совет единогласно постановил присвоить тов. Мосиной З. В. искомую степень кандидата исторических наук.

Выставка "Искусство Китая"

Выставка "Искусство Китая", открытая 2 января с. г. в Государственном музее восточных культур, сыграет серьезную роль в деле ознакомления широких слоев советского общества с многовековой культурой Китая.

Великий китайский народ на протяжения четырех тысячелетий своей истории создал замечательные и своеобразные памятники искусства, свидетельствующие об его особой талантливости и одаренности.

Ценные экспонаты, присланные на выставку правительством Китая, дают возможность с достаточной полнотой показать в СССР главнейшие эпохи истории китайского искусства.

На выставке экспонированы ценнейшие предметы, открытые при раскопках в Аньяне (на севере Китая), на месте древней столицы царства Шан (1400 - 1200 гг. до н. э.).

стр. 155

Раскопки производились в течение десяти лет (1928 - 1937 гг.) археологической секцией Института истории и филологии Китайской академия наук (Academia Sinica) и были приостановлены в июне 1937 года начавшейся войной.

О древнейшем периоде в истории Китая - эпохе Шан Инь (1766 - 1122 гг. до н. э.) - до последнего времени почти не было точных данных, и самый период, сведения о котором сохранились лишь в китайских хрониках, считался недостоверным и легендарным.

Раскопки в Аньяне открыли ряд памятников, изучение которых подтвердило многие указания древних китайских историографов и позволяет теперь с достоверностью говорить о большой древней культуре, развивавшейся во 2-м тысячелетии до нашей эры на берегах реки Хуанхэ.

На выставке представлены щиты черевах и кость животного с вырезанными на них надписями оракульного характера. Обнаруженные в раскопках щиты черепах содержат ряд надписей с ценными историческими сведениями об общественном строе эпохи Шан Инь. Изучение этих надписей показало, что экономической базой этого периода было земледелие, так как среди вопросов, которые задавались оракулам, многие относятся к жатве риса, пшеницы и проса.

Помимо памятников письменности раскопками были открыты многочисленные предметы из бронзы, кости и камня, а также и керамические изделия, часть которых носила следы глазури.

Бронзовые и керамические сосуды, помимо чисто бытового назначения, употреблялись также и при религиозных обрядах и церемониях.

Кроме сосудов в экспозиции представлены отдельные бронзовые части колесниц и украшения конской сбруи. Все эти предметы покрыты орнаментом, вырезанным в слабом рельефе, а две детали ввиде масок инкрустированы бирюзой.

В эпоху Шан Инь, как сообщают надписи на костях, велись частые войны с соседними кочевыми племенами. Найденные в погребениях в большом количестве копья, топорищ, луки и стрелы указывают на богатство вооружения древних китайцев.

Среди выставленных предметов можно видеть секиру, кинжал и наконечник копья, которые дают представление о видах оружия.

Раскопками в Аньяне открыты хорошо сохранявшиеся земляные платформы дворца, где были найдены равномерно расположенные базы колонн из камня. В царских погребениях сохранилась каменная скульптура (фото с которой представлено на выставке) и архитектурные детали с резной декорацией.

Все это позволяет говорить о вполне сложившемся стиле искусства эпохи Шан Инь, сложные и законченные фермы которого указывают на его длительное развитие в предшествующие периоды.

В конце 2-го тысячелетия до н. э. воинственное племя Чжоу завоевывает север Китая и основывает новую династию (1122 - 256 гг. и до н. э.).

Произведения искусства эпохи Чжоу, сохранившиеся ввиде различных изделий из бронзы и камня, имели ритуальное назначение.

Представленные на выставке бронзовые сосуды и церемониальные пластинки из нефрита (камень, который особенно почитался китайцами и которому в древности приписывали магическое и целебное значение) присланы из коллекций Бейпинского дворца-музея.

Изделия эпохи Чжоу отличаются монументальностью стиля и простотой формы. Орнамент сосудов, состоящий из многочисленных условно трактованных изображений животных, демонической маски Тао-те и различных символов, отражает обожествление различных сил природы.

Древнюю художественную культуру Китая характеризуют также и ценные изделия из нефрита эпохи династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.).

В эту эпоху завязываются культурные и экономические связи с Ираном, Индией и другими странами. Китайцы ведут оживленную торговлю не только с соседними народами, но и поддерживают торговые связи через Среднюю Азию с Римом, куда проникают китайские шолковые ткани.

Представленные на выставке фрагменты толковых тканей и вышивок из коллекций Государственного Эрмитажа относятся к I в. нашей эры. Эти редкие образцы узорчатых тканей и тонкого, прозрачного газа были найдены П. К. Козловым при раскопках в Ноин-ула в Северной Монголии в 1924 - 3925 годах, где в могилах гуннов были обнаружены китайские шелка и другие изделия.

Большой интерес представляют также присланные правительством Китая эстампажи с каменных рельефов эпохи Хань, снятые с одной из гробниц, находящейся в провинции Сычуань. Изображения показывают отдельные эпизоды из жизни представителей знати.

На протяжении III-VI вв. в Китае правят различные династии, под властью которых находятся отдельные области страны. Крупнейшей из них является татарская династия Вэй (386 - 549 гг.), захватившая север Китая.

В эту эпоху в Китае получает распространение новое религиознее учение - буддизм, - которое в I в. нашей эры проникает из Индии.

Небольшой бронзовый алтарь VI в. с изображением буддийских божеств, имеющийся в экспозиции, был найден экспедицией Исторического музея в бассейне реки Енисея, что указывает на широкое распространение китайской культуры в этот период. Расположенные на постаменте божества исполнены с некоторой сухостью и схематизмом, но в трактовке складок одежды можно отметить черты эллинистического искусства, проникшего в Китай вместе с буддизмом.

В конце VI в. вновь происходит объединение Китая. В эпоху династии Тан

стр. 156

(618 - 907 гг.) наблюдается значительный подъем культуры. В этот период особенно большого развития достигли искусство и литература. На выставке показав ряд ценных экспонатов, характеризующих художественное творчество этой эпохи.

При изучении культуры эпохи Тан большую помощь оказывают глиняные фигурки, которые укладывались в могилы при погребении. Выставленные скульптурные изображения лошадей и слуги отличаются хорошим качеством исполнения и указывают на развитие реалистических элементов в искусстве Китая VII-VIII веков.

Помимо погребальной пластики и бронзовых зеркал к памятникам искусства эпохи Тан относится также представленная на выставке редчайшая рукопись, исполненная в 698 г. каллиграфом Чу Суйляном по образцам письма знаменитого каллиграфа Китая Ван Сичжи. Исполненная почерком "цао-шу" (скорописью), рукопись содержит предисловие к буддийским классическим книгам и является образцом ранней китайской каллиграфии, которая считалась главнейшим видом искусства в Китае.

Наравне с каллиграфией среди изобразительных искусств Китая одно из первых мест всегда занимала живопись.

Сведения, сохранившиеся в литературных источниках, указывают на существование живописи в Китае за много веков до нашей эры Подтверждением этому служат фрагменты потолков с росписью, открытые при раскопках в Аньяне.

В эпоху Тан живопись достигает блестящего развития. К этому времени в Китае уже складываются эстетические теории и устанавливаются основные принципы живописного мастерства.

Литературные сведения говорят о многих замечательных художниках эпохи Тан, творчество которых почти не дошло до нашего времени.

На выставке покачаны первоклассные образцы живописи VIII века. Исполненные на шелку картины имеют форму свитков, которые обычно хранятся свернутыми на валик.

Картина художника Ли Чжаодао "Дворец в Лояне", исполненная около 716 г., показывает тончайшее искусство мастера, владевшего уверенным штрихом и сумевшего своей кистью передать мельчайшие детали сложной дворцовой архитектуры. Отсутствие в картине линейной перспективы не лишает художника возможности показать даль и пространство путем своеобразной передачи воздушной среды и легкой дымки.

Вторым образцом живописи эпохи Тан является представленная на выставке картина из собрания Государственного музея восточных культур художника Чжоу Фан "Ян Гуйфэй после купанья", написанная в VIII веке. Ян Гуйфэй, известная красавица, была наложницей одного из императоров эпохи Тан и является историческим лицом. Ее рисовали многие художники, а крупнейший поэт феодального Китая Бо Цзюйн (772 - 846 гг.) посвятил ей свою поэму "Песнь о бесконечной тоске".

Старая китайская живопись не употребляла светотени, главную роль в картине играла линия, которая не только очерчивала контур, но и моделировала форму.

В картине художника Чжоу Фан линии рисунка отличаются особой выразительностью и законченностью.

Эпоха Сун (950 - 1279 гг.), как и предшествующая эпоха Тан, является периодом дальнейшего развития китайского искусства. В это время большого процветания достигают философия, поэзия и живопись, в которых находит свое выражение идеология феодального чиновничества.

Картины X-XIII вв. (из Бейпинского дворца-музея) отражают стремление старой китайской живописи передавать не конкретные события окружающей жизни, а отдельные переживания и настроения человека.

Характерным образцом таких произведений может служить свиток знаменитого мастера пейзажа Ма Юань "Возвращение с рыбной ловли по осенней реке" (около 1195 года). Рисуя скупыми эскизными штрихами туши, художник стремился создать впечатление осеннего холодного дня, когда влажный воздух окутывает поверхность реки. Согнутая фигура рыбака, сидящего в лодке, как бы подчеркивает пронизывающую сырость, заставляющую человека сжиматься и втягивать голову в плечи. Лаконизм и сосредоточенность композиции способствуют передаче настроения.

Живопись последних эпох повторяет и развивает традиции, сложившиеся в эпохи Тан и Сун, в чем можно убедиться, осматривая на выставке многочисленные свитки XIV-XVII веков.

Большой интерес для изучения истории и культуры Китая представляют также свитки живописи горизонтальной формы, иногда достигающие 30 метров длины и более. Обычно они служили для изображения сюжетов исторического или повествовательного характера.

Представленный на выставке свиток художника Ван Цэнь (около 35 метров длины) является ценнейшим документом, отражающим жизнь и быт Китая середины XVII в., когда манчжуры, захватившие власть в стране, основали свою династию Цин (1644 - 1912).

Свиток посвящен изображению жизни, вернее, отдельных эпизодов служебной карьеры одного из чиновников феодального Китая, проживавшего в начале эпохи Цин на югозападе в городе Кунмин и исполнявшего обязанности наместника двух больших провинций.

Свиток показывает жизнь Феодального Китая XVII века. Бытовые сцены, пейзажи, архитектурные сооружения, изображения городской жизни и т. п. сменяют друг друга на протяжении всей длины картины. На свитке можно видеть различные группы феодального общества: крестьян, работающих на полях, ремесленников, торговцев, чиновников и воинов, охраняющих губернатора и феодальную знать.

Подобный же свиток, принадлежащий художнику Чэнь Мэй (XVIII в.), пока-

стр. 157

зывает "Сцены на реке во время праздника насаждений".

Помимо живописи на выставке богато представлены разнообразные художественные изделия, изготовлявшиеся китайскими ремесленниками на протяжении ряда веков.

Замечательные толковые ткани, фарфор, лаки, эмаль, резьба из дерева и кости и др. поражают виртуозностью своей обработки и большим художественным чутьем мастеров, понимавших свойства материала и умевших их использовать.

Конец XIX и начало XX в. ознаменовались новыми социальными и политическими явлениями, изменявшими облик феодального Китая. Это нашло свое отражение и в китайском искусстве.

Экспансия империалистических держав, - превратившая Китай в полуколонию, вызвала национальный подъем в различных слоях китайского общества. В изобразительном искусстве появились патриотические темы, отражавшие борьбу Китая с империалистической экспансией. Представленные на выставке гравюры показывают военные победы китайцев над европейцами. Особенно интересна гравюра, изображающая пленение французского полководца Ривьера генералом Лю во время франко-китайской войны 1883 - 1885 годов.

Заключительный раздел выставки посвящен творчеству современных художников Китая.

Присланные правительством Китая многочисленные произведения живописи, гравюры, рисунки и плакаты показывают героическую борьбу китайского народа за национальную независимость и его решимость бороться до полной победы над врагом.

Среди представленных на выставке работ современных мастеров можно выделять группу рисунков художника Пань Юнь, сочетавшего в своем творчестве приемы старой живописи с новым содержанием.

С большой силой передает он образы новых людей Китая: героических бойцов и партизан, мужественных женщин, ставших рядом с братьями и мужьями на защиту своей родины, и отважных детей.

В настоящее время в Китае усиленно развивается гравюра на дереве, имеющая большое распространение и как книжная иллюстрация. Объединенные общей идеей служения задачам войны, мастера гравюры широко и полно отражают современные события, призывая бороться за освобождение родины. Интересна по своему решению гравюра Фун Чжунте "Бейпин, я вернулся", показывающая партизана, проникшего на территорию, захваченную врагом, и приветствующего виднеющиеся вдали башни и стены города Бейпина.

Наряду с гравюрой большое место в современном искусстве Китая играет плакат, обычно исполненный в свободной манере тушью и красками. Представленные на выставке плакаты показывают бедствия войны и призывают китайский народ к дальнейшей борьбе.

Творчество современных художников Китая лишено прежней условности, оно несет в себе зародыши нового, реалистического искусства, понятного широким народным массам. Его служение идеям освободительной войны является верным залогом того, что после окончательной победы над врагом это молодое, еще растущее искусство достигнет большого развития и процветания.

О. Глухарева


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Хроника-ИСТОРИЧЕСКАЯ-НАУКА-В-СССР-2015-08-18

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Вacилий СмогоржевскийКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/admin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Хроника. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В СССР // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Хроника-ИСТОРИЧЕСКАЯ-НАУКА-В-СССР-2015-08-18 (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Вacилий Смогоржевский
Минск, Беларусь
1309 просмотров рейтинг
18.08.2015 (3166 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Хроника. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В СССР
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android