Libmonster ID: RU-12993
Автор(ы) публикации: В. Т. ПАШУТО

Образование в Германии должно так контролироваться, чтобы полностью устранить нацистские и милитаристские доктрины и сделать возможным успешное развитие демократических идей.

(Потсдамское соглашение, раздел IV, § 7)*.

Осткунде - школьное востоковедение, непрерывно совершенствуя пропаганду своих идей, идет по пятам Остфоршунга - университетского "исследования Востока".

Как известно, возрождение Остфоршунга было возвещено в 1952 г. лидером неофашистской историографии Г. Аубином, и тогда же видный западногерманский медиевист Г. Людат призвал модифицировать его, признав славян субъектом "европейской" истории. Такой шаг требовал известного отказа от фашистских расовых и геополитических схем. Он был вынужденным ответом на успехи марксистского славяноведения. Поддержка старых, несостоятельных схем грозила остфоршерам быстрым поражением в идейно- политической борьбе с коммунизмом. Началась перестройка Остфоршунга; она распространилась и на западногерманский вариант буржуазной концепции истории России, который со временем получил наиболее полное воплощение в трудах Г. Штёкля1 .

Призыв к перестройке

Призыв к подобной же перестройке школьного образования раздался десять лет спустя после выступления Г. Людата. Он прозвучал в работе Г. Тёрке, который, не боясь упрека в том, что "руководствуется прагматическим постулатом, продиктованным политической ситуацией", предложил пересмотреть одностороннюю "германо-романскую трактовку истории"2 . Автор просмотрел уйму западногерманских школьных учебников по истории и обнаружил в них не только грубые фактические ошибки, но и многое другое: и невнимание к истории допетровской России, и отсутствие сведений о ее внутренней истории вплоть до 1861 г., и игнорирование истории русской культуры, и отзвуки расистских схем, и т. п.


* "Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны". Документы и материалы. Т. III. М. 1947, стр. 342.

1 См. В. Т. Пашуто. Остфоршунг перестраивается. "Критика западногерманского Остфоршунга". Сборник статей. М. 1966, стр. 141 - 150; его же. Профессор Г. Штёкль размышляет над уроками истории. "Вопросы истории", 1968, N 8, стр. 30 - 48.

2 H. Y. Terke. Die russische Geschichte in den Lehrbuchern der hoheren Schulen der Bundesrepublik Deutschland. Braunschweig. 1962, S. 2.

стр. 68


Из приведенных Г. Тёрке учебных тематических планов пяти западногерманских земель, а также не входящего в ФРГ Западного Берлина можно получить представление об уровне исторической подготовки школьников ФРГ в середине нашего века. Эти планы пронизаны идеей исторической исключительности России: ее отсталости начиная с раннего средневековья, о котором сказано - "Киевское государство: славянская основа, норманнский верхний слой. Связь с Европой через Византию и восточную церковь", - и вплоть до новейшего времени - "Революции: анархистская революция 1905 г. ...Большевизм и традиции Древней Руси", а в разделе о "тенденциях внешней политики СССР" стоит пункт - "привязанность к внешней политике царизма"3 .

Под стать этим тематическим планам и типовые вопросники для школьников, где читаем: "какие иноземные силы сформировали Древнюю Русь?", "в какой мере отсутствие западноевропейского влияния и Ренессанса содействовало обособленному развитию русской культуры?", "попросите вашего учителя музыки рассказать вам содержание оперы Лортцинга "Царь и Циммерман", "как случилось, что царская власть в 1917 г. так неожиданно рухнула?", "в какой мере ленинизм отказался от основ государственной философии К. Маркса?", "изучите по прилагаемой карте (к теме о второй мировой войне! - В. П.) утрату немецкого колониального пространства средних веков"4 .

Из наблюдений над учебниками и планами Г. Тёрке делает в своей книге два вывода, которые разделяет и автор предисловия к ней известный остфоршер В. Филипп. Один вывод во благо: фактические ошибки надо устранить; другой - во зло: учебники нужно доработать под особым углом зрения. По мнению В. Филиппа, эту доработку следует производить своими силами, так как "догматическая скованность советских историков" будто бы исключает возможность сотрудничества с ними5 . Этот довод В. Филиппа несостоятелен, его опровергает, в частности, пример сотрудничества советских историков-преподавателей с французскими6 . Что же касается существа пересмотра учебников, то речь идет об отражении в них концепции "европеизации" России7 . Согласно этой концепции, Россия - страна, чуждая "Западу", отождествляемому с "Европой", особенности ее столь своеобразны, что даже начатая Петром I с немецким участием "европеизация" не смогла их преодолеть, ив конце концов они стали основой победы большевизма.

В. Филипп видит существенный недостаток учебников 50-х годов в том, что они не раскрывают этих "главных особенностей и сущности взаимосвязей" в русской истории. Он утверждает, что "связи России с остальной Европой с XI до XVI в. были несравненно слабее, чем взаимоотношения, европейских стран между собой", и поэтому нужно "в каждом учебнике дать в одном месте общий (grobe) обзор русской истории", да так, чтобы в качестве ее принципа до конца XVI в. "выступало русское православное благочестие" и становилась отчетливо видной необходимость восприятия Россией с XVII в. "нового принципа, а именно основ современного европейского мышления", притом "в немногих фразах" следует оттенить различия "в восприятии западноевропейского духовного богатства государством времен петровской революции и оппозицией на исходе XVIII в.". Кроме того, "должно быть ясно представлено" юным бундесбюргерам и "социально-политиче-


3 Ibid., S. 79 - 80, 81.

4 Ibid., S. 88 - 90.

5 Ibid., S. 1.

6 А. М. Сахаров. Конференция французских и советских историков по обсуждению школьных учебников. "История СССР", 1967, N 4, стр. 176 - 179.

7 О сущности концепции "европеизации" России см: В. Т. Пашуто. Истоки немецкой неофашистской концепции истории России. "Вопросы истории", 1962, N 10, стр. 61 - 79.

стр. 69


ское своеобразие истории России", например, отсутствие феодализма и сословий, особенно горожан, и т. п. Все это нужно вот для чего: "Без объяснения этих основополагающих взаимосвязей невозможно и понимание большевистской главы истории и получение трезвого политического суждения"8 .

Сам Тёрке (понятно, глубоко проникнутый "трезвым политическим суждением") тоже считает, что русская история шла "столетиями в полной изоляции от Западной Европы" и что даже "европеизация" XVIII в. мало изменила "односторонне русское развитие", но так как "современная Россия, включая и Советскую, представляет собой нечто исторически выросшее", было бы все же вредной крайностью "начинать русскую историю лишь с 1813, 1772 или даже 1700 г.". Словом, главное, что надо сделать в учебниках, - это так связать настоящее с прошлым, чтобы навязать советскому обществу ложную родословную, ложные исторические традиции, чуждые остальному миру. "Компетентный выбор существенных событий и течений, освещение первоочередных линий, которые связывают прошлое и настоящее, - это одно из основных требований и одновременно одна из главных трудностей в изображении русской истории"9 .

Посмотрим, что же написано о нашей стране в учебниках для школьников ФРГ10 .

Обучение реваншизму

От Рюрика до "Пултавы". Обращаемся к книге "Основы истории", предназначенной для школы третьей, высшей ступени, то есть для учащихся 7 - 9-х классов. Прежде всего бросается в глаза основная - великогерманская - схема, согласно которой весь материал подается в двух аспектах: "Германия и Европа" и затем "Европа и человечество"11 . О Руси впервые читаем в разделе, посвященном средневековью, где есть параграф под красноречивым названием "Вненемецкие государства", среди них - Англия, Франция, Северная Европа, Восточная Европа и Византия. О Руси написано буквально следующее: "На древнем торговом пути из Балтийского моря в Черное вскоре после середины IX в. шведские викинги - варяги, или Русь (Рюрик) - основали в Новгороде государство. Их распространение на юг привело к возникновению великого княжества в Киеве, которое в X в. было христианизировано из Константинополя (Византия) и приняло православие. В 1037 г. Киев стал центром митрополии. Он был значительным культурным центром до тех пор, пока расшатанное битвами за трон государство не уничтожили в 1239 г. монголы"12 . Так изображено "вненемецкое" государство, игравшее в тогдашней Европе первостепенную роль.

В другой раз речь о Руси идет в параграфе "Мировая империя монголов": "Монголы в своем натиске на Запад завоевали русские княжест-


8 H. Terke. Op. cit., S. 1. Несколько лет тому назад В. Филипп осудил шовинистические тенденции Остфоршунга гитлеровских времен, отраженные в трудах Г. Аубина, Э. Машке и др. (см. W. Philipp. Nationalsozialismus und die deutsche Uni-versitat. Veroffentlichungen der Freien Universitat Berlin. West-Berlin. 1966, S. 43 - 62). Ниже мы убедимся в живучести тех же идей, лишь в модифицированном виде

9 H. Terke. Op. cit., S. 2,3.

10 Советская историография неоднократно касалась этой темы: см. А. Я. Шевеленко. Антиисторические и реваншистские тенденции в школьных учебниках ФРГ. "Преподавание истории в школе", 1959, N 6, стр. 109 - 113; "Учительская газета". 16.XI.1963; А. М. Сахаров, И. П. Рахманова, М. Р. Тульчинcкий. Об освещении истории СССР в школьных учебниках и пособиях ФРГ "История СССР", 1969, N 3, стр. 188 - 203.

11 "Grundztige der Geschichte". Oberstufe. Ausgabe B. Textband I. Von der Urzeit bis zuiri Zeitalter des Absolutismus. Ed. H. G. Fermis u. a. Verlas M. Diesterweer. 1966 S. 161.

12 Ibid., S. 127.

стр. 70


ва вокруг (так! - В. П.) Москвы, в 1240 г. также Киев". О борьбе русского и других народов Европы не говорится ничего, а битва поляков с монголами при Легнице описывается так: "Из оборонительных битв в сознание потомков (надо бы: потомков-реваншистов. - В. П.) особенно врезалась битва при Лигнице 1241 г., в которой было уничтожено польско-немецкое войско"13 . Это пишется, невзирая на отсутствие источников, могущих подтвердить сколько-нибудь значительное участие немецких воинов в этом сражении, ставшем роковым для цвета польского рыцарства14 .

Следующий сюжет - традиционное восхваление Ганзы и немецкой восточной колонизации15 как явления народного, бывшего результатом "перенаселенности старой Германии"; недурно сказано и об уцелевшем от рыцарских мечей завоеванном населении: "Оно в той мере, в какой было способно и склонно, могло присоединиться к более высоким немецким хозяйственным формам"16 ; тут же вскользь замечено, что "теория об истреблении пруссов неверна"; отмечается и положительная роль Германии в истории Чехии, Польши и Венгрии, а завоевательные немецкие походы на Литву оправдываются необходимостью "устранения литовского клина между Курляндией и Пруссией"17 . Так жестокая и кровавая история немецкой феодальной колонии, Ордена, который продержался в Пруссии до 1466, а в Ливонии до 1561 г., когда был сметен окрепшими национальными государствами Восточной Европы, превращена в сладкую, но пропитанную ядом реваншизма сказку для детей. Не случайно те из остфоршеров, кому истина, дороже престижа реваншистской историографии, должны были наконец согласиться с выводом советской науки, сорвавшей покров культуртрегерства и миссийности с Ордена и Ганзы, этих орудий немецкой имперской экспансии в Восточной Европе18 .

Вновь встречаем Русь в разделе "Империя на исходе средневековья (1378 - 1519 гг.)". В параграфе "Северная и Восточная Европа" так повествуется об образовании Русского централизованного государства: "В начале XIV в. один из членов правившей в Москве (основана около 1150 г. ) семьи получил задание собирать для хана дань с Северной (вместо Северо-Восточной. - В. П.)России. Его преемникам, которые приняли титул "великих князей", удалось подчинить большинство княжеств Москве. Так Москва стала центром государства и после падения Константинополя - центром православия. Великий князь Иван III московский завоевал (вместо воссоединил. - В. П.) в 1448 г. (вместо 1478 г. - В. П.) торговую (вместо боярскую. - В. П.)республику Новгород и стряхнул около 1480 г. власть татар... Он осуществил государственное единство России, которая тогда выступала как наследник (вместо центр воссоединения земель, ранее подпавших под власть. - В. П.) Польши - Литвы"19 .

Не менее впечатляюще подан этот сюжет и в другой серии учебников - "Картины из всемирной истории. Исторические сцены, источники и понятия". Учебники этой серии представляют собой подбор источников - выдержек из хроник, донесений современников и отрывков из трудов историков. В тетради, посвященной абсолютизму, помещен общий очерк (видимо, из тех, о которых мечтал В. Филипп) истории России с древнейших времен. Итак: "Благодаря особенно высокому доходу от


13 Ibid., S. 128.

14 G. Labuda. Wojna z Tatarami w roku 1241. "Przeglgd Historyczny". T. I, zesz. 2. Warszawa. 1959, str. 189 - 224.

15 "Grundzuge der Geschichte", S. 133 - 135.

16 Ibid., S. 136.

17 Ibid., S. 139 - 141.

18 Cm. G. Stokl. Osteuropa und die Deutschen. Hamburg. 1967, S. 102 - 103.

19 "Grundzuge der Geschichte", S. 152.

стр. 71


продажи зерна, меда и воска князья Москвы сделались зажиточными и в борьбе с соседями быстро укрепили свою власть". Когда же они с "помощью" татар завоевали Тверь, а другие земли "купили", то монголы дали им титул великих князей20 . Следовательно, в этих книгах (не считая ошибок) нет ни борьбы России за независимость, ни внутренней ее истории, ни истории народов, уже входивших в ее состав, ни культуры (даже Кремля и Рублева!); там, где описываются географические открытия, не упомянуты подвиги русских землепроходцев21 , не отражены они и на карте22 .

Вновь наталкиваемся на Россию в разделе "Время религиозных войн и битв за мировое господство Габсбургов". В пункте Б - "Время Филиппа II" - имеется параграф "Вненемецкие государства Европы около 1600 г.", посвященный, помимо России, Нидерландам, Англии, Швеции, Ливонии, Польше. Россия, читаем здесь, "вступила в европейскую политику" при Иване Грозном, который, воюя во всех направлениях, достиг Сибири, Кавказа, но проиграл в Ливонии. Как предшественник Петра I, он "считал нужным оплодотворение России европейской цивилизацией и потому привлекал специалистов с Запада"23 .

Не обошли учебники вниманием и русский абсолютизм. Время абсолютизма поделено на два этапа: первый, когда Европа жила под знаком гегемонии Франции при Людовике XIV, и второй (1688 - 1740), когда она развивалась под знаком восстановления равновесия великих держав. Вот здесь и помещен текст о "превращении России в результате Северной войны в европейскую великую державу". Его изюминку, конечно, составляет сообщение об успешной для России войне и битве при "Пултаве", когда Россия "впервые победила великую державу при помощи обширного пространства, опустошения собственной территории и зимы"24 . В "Картинах из всемирной истории" к этому перечню "причин" победы добавлены еще и болота: при Полтаве действовали 16 тыс. (следовало - около 38 тыс.) шведов и 45 тыс. (следовало - около 42 тыс.) русских, и чего "не сделали русские, то доделали болота и генерал Зима"25 . Так Россия стала великой державой с тем, чтобы, "подобно Англии на Западе, играть роль фланговой силы континентальной государственной системы"26 .

От "Пултавы." до "Барбаса". Русский абсолютизм, если следовать учебникам, тоже не похож на европейский и "был, в сущности, деспотизмом, который напоминал о государственных формах Восточноримской империи и был перенят во время долгого господства монголов". Впрочем, более детальное повествование обнаруживает смутность представлений авторов о нем. Деспотизм вырос из личной власти царей, он "появился не в результате длительного преодоления феодального государства (так! - В. П.) и сословных прав на власть, а зверски добился


20 "Bilder aus der Weltgeschichte". Historische Szenen. Quellen und Begriffe. Hf. 8. Das Zeitalter des Absolutismus. S. Post. Verlag M. Diesterweg. Frankfurt a. Main-Berlin - Bonn-Munchen. 1967, S. 29.

21 А. А. Преображенский. Русские географические открытия XVI - XVII вв. "Всемирная история". Т. IV. М. 1958, стр. 98 - 101 (там же см. карту).

22 "Grundzuge der Geschichte", S. 165, 167.

23 Ibid., S. 182.

24 Ibid., S. 208.

25 "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 8, S. 29; ср. Л. Г. Бескровный. Стратегия и тактика русской армии в полтавский период Северной войны. "Полтава". Сборник статей. М. 1959, стр. 52 - 53.

26 "Grundzuge der Geschichte", S. 208. В томе источников, относящихся к этому периоду ("Grundzuge der Geschichte". Ausgabe B. Historischpolitischj Quellenbuch. Bd. I. Von der Urzeit bis zum Zeitalter des Absolutismus. Ed. R. Weirich, G. Burch u. a. Verlag M. Diesterweg. 1966), система подачи материала та же: крещение Владимира и русского народа - в рамках византийского параграфа (стр. 177 - 178), Москва - третий Рим (стр. 182), Россия под властью монголов (стр. 224), деспотизм русских царей (стр. 336 - 341).

стр. 72


своего, одолев влияние и сопротивление знати (der Groben) страны, когда значительная правящая личность оказалась у кормила власти". Петр I, хотя и строил государство "по западному образцу" (о внутренних предпосылках преобразований нет, понятно, и речи), снова применил деспотизм и, подавив сопротивление стрельцов, собственного сына и церкви, "создал цезарепапизм" из "сплава церкви и государственной власти"27 . Буржуазную тенденцию в таких мероприятиях русского абсолютизма, как секуляризация, развитие бюрократизма и пр., автор игнорирует. В "Картинах" дело доведено до абсурда: европейскую Россию Петр строит в одиночку, ибо "дворянство, духовенство и народ пассивно, а иногда и активно, сопротивлялись европеизации"28 ; из цифр приведена лишь одна, и то весьма сомнительная: на строительстве Петербурга якобы погибло 200 тыс. человек29 , отчего никто не хотел селиться в этом проклятом городе, что, впрочем, не помешало ему занять к 1726 г. место Архангельска в экспорте - импорте России30 .

Об истории России XVIII в. говорится еще в связи с Семилетней войной и разделами Польши. Пиррова победа Фридриха над Россией при Цорндорфе (1758 г.) отмечена, а вот бегство короля с поля битвы под Кунерсдорфом и вступление русских войск в Берлин (1760 г.) забыты, сказано лишь, что Фридриху повезло и по смерти царицы Елизаветы, согласно мирному договору с Россией и Австрией, Пруссия утвердилась как пятая великая держава Европы. Разделы Польши освещены под углом зрения борьбы Пруссии с "враждебными объятиями" России и Австрии, а в общем-то "обе немецкие (так! - В. П.) великие державы" - Австрия и Пруссия - принесли Польшу в жертву "русскому натиску на Запад"31 . Что при этом Пруссии досталась большая часть польских земель, вместе с Варшавой, авторов учебника не смущает.

Если Фридриху посчастливилось в конце русско-прусской войны, то России, если верить учебнику, не менее повезло во время войны русско-французской. В центре тетради "Наполеон и восстание Европы" находится история гениальной личности, вынужденной ввиду ее нелегитимного происхождения непрерывно воевать. Совсем обойти Россию, сокрушившую империю Наполеона и освободившую Европу от его тирании, было нельзя, и о ней говорится в параграфе "Россия вмешивается", где речь идет о смерти деспотичной Екатерины, убийстве сумасшедшего Павла и воцарении союзного Англии Александра I, который и прокламирует "освобождение угнетенных земель"32 . Но далее в центре событий странным образом оказывается не Россия, а Пруссия: после Аустерлица наступил конец немецкой империи (1806 г.), после Тильзита Александр "покинул своего прусского союзника", хотя и спас Пруссию от полного уничтожения, когда французы заняли Берлин, а королевское правительство укрылось в Кенигсберге33 . Вот тут-то, на счастье России, при императорском дворе оказался прусский представитель К. Штейн, который "имел большое влияние на Александра" и, во-первых, убеждал его восстановить Германию, а во-вторых, когда Наполеон достиг Москвы, "неотступно умолял царя", "искавшего утешения в библии", "не заключать ми-


27 "Grundzuge der Geschichte". Textband, S. 209. Ср. проникнутую теми же мыслями статью известного остфоршера М. Хеллманна "Свобода, мир, государство и право в самосознании России" в предназначенном для учителей сборнике "Das Bildungsgut der hoheren Schule". Geschichtliche Reihe. Bd. IV. Ereignisse und Linien europaischer Geschichte. Hrsg. K. Rudiger. 1962.

28 "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 8, S. 35.

29 Об издержках строительства см.: С. П. Луппов. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII в. М. -Л. 1957, стр. 81, 94.

30 "Bilder aus der Weltgeschichte". Hf. 8, S. 38.

31 Ibid., S. 74 - 78.

32 "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 10. Napoleon und der Aufstand Eurooa/ W. Trog. 1967, S. 29.

33 Ibid., S. 40, 55.

стр. 73


ра"34 . Слов нет, К. Штейн - выдающаяся фигура национального возрождения Германии35 , но к чему умалять роль России в этом возрождении?

Вместо Отечественной войны 1812 г. школьникам предлагается история наступления Наполеона на Москву; фактическая основа прежняя: искажены цифры потерь в Бородинской битве: 60 тыс. (надлежало - 38,5 тыс.) русских и 28 тыс. (следовало - 58,5 тыс.) французов36 . В дальнейшем Кутузов будто бы опасался встречи с Наполеоном, но старался его окружить. Приводятся слова императора о "скифах", сжегших Москву, и о том, что климат - виновник его поражения37 , а, чтобы устранить возможные сомнения, в хронологическую таблицу вставлена дата: "11 ноября 1812 г. - начало зимних морозов"38 . Правда, мимоходом сказано, что "был повсюду призван народ", но не нашлось слов осудить Наполеона и его сателлитов за разорение, причиненное России. Зато две страницы отведены описанию лишений и страданий, перенесенных немецкими солдатами в "дикой" России, куда их направил прусский король в составе войск Наполеона39 . В европейском походе - действиях под Лейпцигом и других сражениях - на первом плане фигурирует Блюхер40 , хотя трудами историков ГДР и СССР весьма полно раскрыта роль русских войск как ядра вооруженных сил, освободивших Европу от наполеоновокого ярма41 . Вся эта история достойно увенчивается пророчеством Наполеона, выраженным в словах: "Через сто лет Европа будет или казацкой, или республиканской"42 .

Одной из наиболее одиозных представляется тетрадь "Национальная и индустриальная революция". Изложение здесь построено в виде антитезы двух "сил будущего": "Запада" в образе быстро прогрессирующей Северной Америки и "Востока" в виде погрязшей в дикости царизма России43 . Это сделано в духе теорий "модернизации" конвергентного мира, согласно которым Октябрьская революция изображается как заурядное событие среди этапов "атлантической революции", отмеченных американской освободительной, французской политической и английской индустриальной революциями44 . Здесь нет России с ее первоначальным накоплением, уральской промышленностью, первыми паровозами, пароходами, экономическими и социальными проектами, наконец, России, значительная часть которой (Новороссия, Заволжье, Северный Кавказ), в отличие от Пруссии, после реформы 1861 г. пойдет по американскому пути аграрного развития45 . Нет здесь ни Лобачевского, ни Пушкина, ни Глинки - ни науки, ни литературы, ни музыки. Что же есть? Есть пошлые анекдоты из жизни царей и помещиков.


34 Ibid., S. 69, 72.

35 См. статьи Г. Шееля, Е. И. Дружининой, А. Л. Нарочницкого, Р. Рёдера и др. в совместном труде историков ГДР и СССР "Освободительная война 1813 г. против наполеоновского господства". М. 1965, стр. 38, 60, 159, 280.

36 См. Л. Г. Бескровный. Отечественная война 1812 г. М. 1962, стр. 396 - 397.

37 "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 10, S. 76.

38 Ibid., S. 97.

39 Ibid., S. 74 - 75.

40 Ibid., S. 86.

41 См. Л. Г. Бескровный. К 150-летию Лейпцигского сражения. "Освободительная война 1813 г. против наполеоновского господства", стр. 94 - 95.

42 "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 10, S. 94.

43 "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 11. Die nationale und die industrielle Revolution. W. Trog. 1966, S. 59, 63, 65.

44 См. F. Straube. Die GesetzmaSigkeit der sozialistischen Revolution und ihre Negligierung durch westdeutsche burgerliche Ideologen. "Wissenschaftliche Zeitschrift der Humboldt-Universitat zu Berlin. Gesellschaftliche u. sprachwissenschaftliche Reihe, Jg. 17, 1968, Hf. 2, S. 157 - 165.

45 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 16, стр. 216; т. 17, стр. 70, 130; см. также Е. И. Дружинина. В. И. Ленин о развитии капиталистических отношений на южных и юго-восточных окраинах Европейской России. "Актуальные проблемы истории России эпохи феодализма". Сборник статей. М. 1970, стр. 375 - 397.

стр. 74


Вот как, например, представлено восстание декабристов: "Группа западнически-либеральных офицеров пыталась добиться конституции. Момент казался подходящим. Константина, брата Александра, выкрикнули в цари, и никто не знал, что он уже давно отрекся от престола в пользу младшего брата Николая. Когда Николай был объявлен, то простых солдат очень обеспокоила эта замена: "Мы присягали Константину, а Николай держит его под арестом. У нас только одна душа, и мы не можем каждую неделю присягать другому". Они кричали "Ура, Константину!" и по приказу либеральных офицеров также "Ура, Конституции!", причем думали, что так звалась жена Константина. Николай показался верхом на лошади и объявил народу, что он законный царь. "Дети, я не могу поцеловать вас всех, но вот этого здесь - за всех" - и он поцеловал одного старика, и народ передал его объятия и поцелуй дальше. Однако зачинщики не отступили, пока их не разогнали картечью. "Хорошенькое начало царствования, - печально сказал царь. - Трон обрызган кровью"46 . Дух этой книги выражает рассуждение о том, что "в Европе смотрели с подозрением на Россию. Без нее нельзя было принять ни одно крупное решение..."47 . Так от книжки к книжке школьникам внушают представление о России как о дикой и чудовищной стране, угрожающей Европе.

Это продолжается и в тетради "Национальные государства и мировые державы", где в параграфе "Русские души" пишется, что русские крестьяне, в большинстве своем крепостные, были на положении собак, что и подтверждается текстом воспоминаний некоего сельского священника, чей знакомый называл своего слугу "Барбас"48 .

От "Барбаса" до "Сергиуса Дмитриевича". Примечательной особенностью той же тетради является большой антикоммунистический экскурс. Автор обошелся в своей истории без Парижской Коммуны, но о Манифесте Коммунистической партии решил поговорить, чтобы просто и доходчиво опровергнуть его идеи. Такой простоты не встретишь у университетских остфоршеров Г. фон Рауха, Б. Мейсснера или К. Менерта, которые оперируют хитроумными понятиями, недомолвками, науковидными передержками. Здесь все по-школьному ясно, и текст этот стоит процитировать. Идеи марксизма "отвергаются противниками по следующим основным причинам":

"1. Маркс слишком односторонне сводил все события истории только к хозяйственным причинам". Так К. Маркс сразу же превращен в вульгарного экономиста, которого, понятно, нечего и опровергать49 , тем более, что школьники ФРГ ведь не знают таких слов Энгельса: "Согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Бели же кто-нибудь искажает это положение в том смысле, что экономический момент является будто единственно определяющим моментам, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу. Экономическое положение - это базис, но на ход исторической борьбы также оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки"50 .


46 "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 11, S. 66 - 67.

47 Ibid., S. 67.

48 "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 12. Nationalstaaten und Weltmachte. S. Rost. 1966, S. 6.

49 Ср. благоглупости о рабской зависимости трудящихся социалистических стран от экономических законов К. Маркса; P. Rodl. Der Mensch im kommunistischen Weltsystem. "Geschichte in Wissenschaft und Unterricht". Zeitschrift des Verbands der Geschichtslehrer Deutschlands, hrsg./K. D. Erdmann - F. Messerschmid. Verlag E. Klett. Stuttgart. 1961, Jg. 12, S. 579 - 584.

50 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 37, стр. 394.

стр. 75


"2. Его тезис о классовой борьбе, как существенном содержании человеческой истории, является слишком сильной ее переоценкой и упрощением". Не отрицается, что классы есть, но сверх того "возникли и другие различные группировки: семьи, племена, религиозные общины, расы, государства". Какая прелесть эти племена, общины, семьи и расы, возникшие "сверх того", а не до того, а государства, видимо, еще и "вне того"! Бундескинд и впрямь подумает, что злой Маркс отрицал семью и расу, племя и государство.

"3. Утверждение, что только коммунисты призваны представлять интересы пролетариата, не основано на поручении рабочих: напротив, их об этом вовсе не спрашивали и не применяли обычную на Западе форму свободного выбора". Так школьники и останутся при мысли, что коммунисты - это не авангард пролетариев; они ведь не знают и того, что съезд свободно избранных советских представителей призвал к власти коммунистов первой в мире страны социализма. И кто заронит в их душу сомнения в том, что форма, "обычная на Западе", представляет в сущности диктатуру буржуазии51 .

"4. Цель коммунистов - везде в мире захватить власть и устранить некоммунистический порядок - привела бы к длительным обострениям". Сказано глухо, но школьник должен догадаться, что эти обострения будут хуже тех, которые вызывают в Европе НАТО, в Передней Азии - Израиль, а во всем мире - США.

И, наконец, "5. Бесклассовое общество - это утопия. Лучшие условия в человеческом обществе могут быть достигнуты и на другом пути, как и доказывает развитие на протяжении последних ста лет: например, вместо отношений классовой борьбы - отношения партнерства между работодателем и работающими"52 . Следовало бы только добавить: "Равно подпадающими под действие чрезвычайных законов". А что если школьник вдруг спросит, отчего это за последние сто лет было расстреляно столько рабочих демонстраций и ни одной демонстрации работодателей? Впрочем, жалкая анекдотичность освещения марксизма в школьных учебниках уже привлекла к себе внимание53 .

Потуги опровергнуть Маркса не главное в этой книжке; центральным ее лицом является Бисмарк, который действует в интересах "Европы" на фоне терпящей неудачи России. При нем "появилась сила там, где в средней Европе была слабость"54 . Под шумок обличений русской экспансии (цели которой будто бы были определены уже Петром I55 ) и угрозы ее натиска через Берлин на Вену56 превозносится русская политика канцлера на Берлинском конгрессе, и вообще при нем "Европа не оступалась"57 . Иное дело Россия, которая после грабительской реформы и убийства Александра II от земской "первой ступени самоуправления" вернулась вновь к строю "полицейского государства"58 . О революционных ситуациях, развитии революционно-демократического движения речи здесь нет.

Когда дело доходит до "империализма и первой мировой войны",


51 Новейшую критику буржуазных взглядов см.: H. Jung. Die Marxistische Klassentheorie und ihre Kritiker. Sammelband "Marxismus in unserer Zeit". Frankfurt a Main. 1968, S. 50 - 63.

52 "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 12, S. 82.

53 E. Dillmar. Marxismus in deutschen Schulbiichern. Padagogik und Schule in Ost und West. "Zeitschrift der Lehrervereinigung". Dtisseldorf. 1967, Jg. 15, Hf. 9, S. 306 - 311.

54 "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 19, S. 94.

55 Cp. "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 8, S. 40. Петр Великий якобы определил "три ударных направления русской внешней политики, которых держались вплоть до XX в.: на западе - к Балтийскому морю, на юге - к Дарданеллам и Персидскому заливу и на востоке - к Тихому океану".

56 "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 12, S. 100.

57 Ibid., S. 96 - 98, 108.

58 Ibid., S. 8.

стр. 76


которым отведена следующая тетрадь, то материал об обострении противоречий (включая и колониальные) между великими державами оказывается подобранным так, что с Германии снимается вина за развязывание кровавого международного конфликта. Оказывается, сперва Германия попадает в политическую изоляцию ввиду сближения между Россией, Францией и Англией59 ; потом начинается гонка вооружений, и в России побеждает партия войны. Лично Николай II войны не хотел, но из-за шагов, предпринятых правительством Австрии, объявил мобилизацию, что и "вынудило" Германию перейти к активным действиям60 . И в этой книге есть свой кульминационный эпизод. Русское правительство решает вопрос - быть войне или не быть, наконец Николай II отдает роковое распоряжение Сазонову: "Сергиус Дмитриевич, позвоните начальнику генштаба, что я приказываю всеобщую мобилизацию"61 .

От "Сергиуса Дмитриевича" до басен "изгнанников". Чем дальше в лес - тем больше дров. Книжки, посвященные эпохе, начатой Октябрем, еще более, если это только возможно, низкопробны. Из тетради "Великие кризисы" узнаем, что царское правительство пало "из-за неспособности решить вопросы, возникавшие в связи с развитием индустриализации и проникновением западных политических идей"62 . Главная цель автора - очернить большевиков и их вождя В. И. Ленина. Большевики изображены, во-первых, как противники крестьянства: в Советах преобладала партия умеренных социалистов, "в которой сосредоточились прежде всего крестьяне, требовавшие раздела помещичьих земель. Но (так! - В. П.) их энергично теснили радикальные социалисты, большевики, которые целеустремленно стремились к диктатуре пролетариата, к коммунистической революции"63 . События изображены так, словно не диктатура пролетариата решила крестьянский вопрос в России, не она спасла страну от грозящей катастрофы.

Большевики представлены как враги демократии. В таком плане трактуются их действия в период от Февраля к Октябрю (в книге говорится о "русской ноябрьской революции 1917 г.") и во время разгона "парламента". О борьбе большевиков за формирование политической армии пролетарской революции в книге нет и помина, зато с помощью цитат из Троцкого события представлены так, будто Ленин во имя диктатуры пожертвовал демократией, Учредительным собранием, которое уже "приняло постановление об основах демократической и социалистической России"64 . Автору, пишущему в духе Мартова - Каутского65 , нет дела до того, что пролетарская диктатура - высшая форма демократии, что Учредительное собрание отражало прежнее соотношение классовых сил, а не новое, которое нашло выражение в Советах. Авторы всячески пугают учащихся словами "диктатура", "диктатура партии"66 . В. И. Ленин указывал, что насилие ради защиты прав трудящихся ставится на место "права" эксплуататоров67 , и позднее пояснял, что "диктатура пролетариата невозможна иначе, как через Коммунистическую партию"68 , что диктатура, наконец, "не есть только насилие над эксплуататорами и даже не главным образом насилие"69 .


59 "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 13. Der Imperialismus und der Erste Weltkrieg. J. Hoffmann. 1965, S. 29, 38.

60 Ibid., S. 45, 55,58.

61 Ibid., S. 56.

62 "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 14. Die grofien Kxiesen. J. Hoffmann. 1964, S. 1.

63 Ibid.

64 Ibid., S. 10, 11.

65 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 37, стр. 282.

66 "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 14, S. 11 - 13.

67 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 30, стр. 73.

68 В. И. Ленин. ПСС. Т. 43, стр. 42.

69 В. И. Ленин. ПСС. Т. 39, стр. 13; ср. т. 38, стр. 385; см. также Е. Н. Городецкий. Ленин - основоположник советской исторической науки. М. 1970.

стр. 77


Противопоставление Февральской революции как демократии Октябрьской революции как диктатуре типично для учебников, цель которых оболгать идею власти рабочего класса, якобы "начинающего свое правление хозяйственной разрухой"70 , а свое господство - "войной и террором"71 . О саботаже, о белом терроре, об интервенции 14 держав авторы хранят молчание. Плоды такого "просвещения" школьников налицо. При опросе в ФРГ 2711 учащихся старших классов 90% не смогли объяснить, что такое диктатура пролетариата. Это видно и из того, что лишь 10% выбрали относительно подходящий пункт заведомо антисоветски составленного вопросника: "подготовка жизни, достойной человека", остальные подчеркнули пункты: "метод для получения рабочей силы", "система господства с целью уничтожить свободу", "система государственной безопасности, введенная Сталиным", "форма власти, предусмотренная для коммунистического мирового господства"72 .

Последующая внутренняя история СССР (об СССР, в сущности, говорить не приходится, поскольку сознательно игнорируется проблема национального строительства) также грубо извращена. Хозяйственное развитие изображено как "насильственная" коллективизация, как изнурительное перенапряжение народа. Маскируется то обстоятельство, что выполнение первой пятилетки (о ней есть упоминание) и мобилизация всех сил народа были остро необходимы стране, жившей в капиталистическом окружении, что историей ей был отпущен на строительство небольшой срок: в 1941 г. войска фашистской Германии вторглись в пределы СССР.

В разделах книги, отведенных внешней политике СССР, делается попытка изобразить Октябрьскую революцию как локальное событие, после которого остальной мир продолжал жить как ни в чем не бывало. Впрочем, это плохо удается: роль СССР в международной истории непрерывно возрастает, и авторам приходится о ней писать, хотя и на свой лад. Здесь они идут еще на один подлог, проводя аналогию между фашизмом и коммунизмом. Та же идея пронизывает и материал немецкой истории: школьнику предлагается подробная политическая биография Гитлера73 , а под заголовком "Враги демократии за работой" рассказывается о деятельности фашистов и коммунистов.

Совершенно искажена и советская внешняя политика. Игнорируются огромные усилия СССР добиться сохранения мира в Европе. Советскому Союзу приписывается попытка с помощью Рапалльского договора помешать Веймарской республике установить в Локарно "дружбу" с "Западом"74 . Агрессивная, антисоветская направленность Локарнского договора75 скрывается. На приложенной карте отмечены утраты "Германо-Австрии" в первой мировой войне. К числу "утрат" отнесены Южный Тироль и Эльзас- Лотарингия.

Материал о второй мировой войне в тетради "Национал-социализм и вторая мировая война. 1933 - 1945 гг." сконцентрирован вокруг Гитлера. Из ее текста выходит, что не предательский мюнхенский сговор, а советско-германский пакт открыл Гитлеру путь к войне. Великое значение Сталинградского сражения принижено, так как в параграфе "Ре-


70 H. G. Fernis, H. Haverkamp. Grundzuge der Geschichte von der Urzeit bis zur Gegenwart. Verlag M. Diesterweg. Frankfurt a. Main-Berlin-Bonn. 1962, S. 307.

71 C. Hagener. Geschiehte unserer Welt. Bd, III. Braunschweig. 1964, S. 52; см. также: F. Drewitz. Tendenzen der "politischen Bildung und Erziehung" in Westdeutschland. "Vergleichende Padagogik". B. 1965, Hf. 1, S. 14 - 17.

72 R. Rausch. Zeitgeschichte und Nationalbewusstsein (Schule und Staat in der Gesellschaft). Wiesbaden. 1964, S. 13.

73 "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 14, S. 61 - 71.

74 Ibid., S. 73.

75 См. "История внешней политики СССР". Ч. I (1917 - 1945). М. 1966, стр. 215; ср. А. И. Иоффе. Внешняя политика Советского Союза (1928 - 1932). М. 1968, стр. 256 и сл.

стр. 78


шающие битвы" оно сопоставлено с морским сражением при Мидуэй. Катастрофа, которую потерпела немецкая армия под Сталинградом, рисуется в виде личного просчета Гитлера, просчета, которого могло и не быть. Анонимные письма немецких солдат к родным из-под Сталинграда подобраны так, что авторы их изображаются этакими романтическими героями, гибнущими с честью76 . Читатель должен умиляться, забыв, что эти "герои" и им подобные погубили миллионы людей! Той же цели - умалить решающий вклад Советского Союза в победу - служит утверждение, будто лишь поставки из США позволили СССР "удержаться на поверхности"77 . Факты свидетельствуют (их признают и американские историки), что до марта 1942 г. сколько-нибудь значительных поставок не было; в последующее время поставки из США и Англии увеличились и сыграли свою роль, но никак не решающую, ибо по основным видам вооружения (орудия, самолеты, танки) они так и не превысили 2 - 10% произведенного в СССР78 . Последний этап войны, согласно учебнику, - это не освобождение Европы от гитлеровской тирании, а борьба немцев с "враждебными армиями". Наконец, и граница по Одеру и Нейсе оказывается вовсе не определена в Потсдаме, и дело это было якобы отложено до подписания мира79 . Заключенный между правительствами СССР и ФРГ договор призван положить конец подобного рода фальсификациям духа и буквы Потсдама.

А мира ждать не приходится, как следует из последней тетради, выразительно озаглавленной "Человечество без мира". Человечество, по мысли сочинителя этой книжки, продолжает жить от войны к войне; в перечень войн и конфликтов включены без разбора и освободительные, революционные войны, и внешние империалистические авантюры; мира на земле нет, и он вряд ли возможен, почему последний параграф и назван "Мир "а земле?..". Книжка служит психологической подготовке к войне.

Тщетно искать здесь внутреннюю историю СССР, сведения о его хозяйственном и культурном прогрессе, если вооружение ФРГ фигурирует в качестве фактора, склонившего якобы Советское правительство к политике мирного сосуществования и воздержанию "от дальнейшей революционной экспансии"80 . Восхваляется план Маршалла, и расписывается боннская демократия, хотя сами либерально-буржуазные публицисты, притом такие видные, как К. Ясперс, признают, что парламентская демократия "совершенно не функционирует" в ФРГ, а ее так называемые "свободы" представляют собой фикцию81 . В искаженном свете представлена история ГДР, подвиг немецких трудящихся, свободных от ига капитала82 .

И в этой тетради режет глаз реваншизм, начиная от карты "Максимальный ареал немецкой власти (не захватов! - В. П.) во второй мировой войне"83 и кончая параграфами "Изгнание и послевоенное страдание", "Потерянная родина", "Польское население в немецких восточных областях". В учебнике не нашлось слов для обличения изуверских дей-


76 "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 15. Der Nationalsozialismus tmd der Zweite Wettkrieg. 1933 - 1945. H. Grosche. 1966, S. 75.

77 Ibid., S. 98; то же повторяется ниже: "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 16. Welt ohne Frieden. 1945 - 1965. H. Grosche, 1966, S. 1.

78 R. Snyder, E. Furniss. American Foreign Policy. N. Y. 1954, p. 584; "История внешней политики СССР". Т. I (1917 - 1945), стр. 393 - 396; подробнее см.: Б. И. Марушкин. История и политика. М. 1969, стр. 291 и ел.; ср. Г. К. Жуков. Воспоминания и размышления. М. 1969, стр. 742.

79 "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 15, S. 114, 115.

80 "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 16, S. 58.

81 K. Jaspers. Antwort. Zur Kritik meiner Schrift "Wohin treibt die Bundesrepu-blik?". Munchen. 1967, S. 11, 62 - 67.

82 О нем см. С. Дёрнберг. Краткая история ГДР. М. 1965.

83 "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 16, S. 2.

стр. 79


ствий фашизма по депортации, эксплуатации и истреблению народов, зато он оперирует цифрами о немецких жителях, переселенных из исконно славянских земель. В послевоенные годы это манипулирование цифрами погибших при переселении стало одним из средств реваншистской пропаганды, причем называемое число жертв колеблется от 800 тыс. до 3,2 миллиона. Исследование польского ученого С. Шимитзека показало необоснованность этих спекуляций на чувствах народа. Подсчетами польского ученого установлено, что число это составляет 556 тыс. человек84 .

Учебник полон описаний "бесчеловечных поступков" русских, чехов и др. Эти описания собраны в параграф "Изгнанные рассказывают", где повторяется тот же прием, что при описании Сталинградской битвы, но место анонимных солдат занимают "одна женщина", "один священник", "один студент", "один житель" и т. д. Все они твердят о жестокостях в русских лагерях, об изнасилованиях, о варварстве русских солдат и, наконец, о том, что в Силезии поляки, провожая выселяемых немцев, просили их не тревожиться, обещая беречь их добро до восстановления власти Германии. "Когда вы вернетесь, то все найдете в сохранности"85 , - говорили они. На эти небылицы отведено пять страниц, то есть больше, чем на хладнокровное описание фашистских зверств в оккупированных странах.

Таковы эти учебники - учебники буржуазного национализма, неофашистского реваншизма и антикоммунизма86 . Где же корни такого курса в просвещении ФРГ?

Корни ядовитого обскурантизма

Обратимся к теоретикам "востоковедения" (Ostkunde), к сочинениям Г. Штадтмюллера, Э. Лемберга, Э. Леманна и иже с ними. В книге "Историческое востоковедение" Г. Штадтмюллер призвал расширить историческое образование "посредством включения немецкого и европейского Востока", подчеркнув, что Осткунде имеет перспективу не как специальная образовательная дисциплина, а лишь как "принцип преподавания". Книга предназначена для учителей истории, которым автор старается "показать, как отношение немцев к восточным соседним народам стало судьбой" для обеих сторон87 . Как и в Остфоршунге, здесь рассуждения о мнимом совпадении германо-славянских судеб сопровождаются попытками отвергнуть реальную историческую славянскую общность. "Мы сознательно избегаем выражений "славяне", "славянский", "славянский мир", как ничего не говорящих и вводящих в заблуждение". О "славянах" можно говорить примерно до X в., а позднее был лишь "призрак единообразия", и все разговоры о "славянском мире", "о немецко-славянском соседстве" не более, чем плод "недомыслия", ибо "существует только немецко-польское, немецко-чешское, немецко-словацкое, немецко-хорватское, немецко-словенское соседство"88 ; то, что идеей славянской общности пронизаны источники и славянские и не-


84 St. Schimitzek. "Vertreibungsverluste"? Westdeutsche Zahlenspiele. W. 1966, S. 14, 154.

85 "Bilder aus der Weltgeschichte", Hf. 16, S. 18, 19.

86 И когда в полемическом опусе, направленном против педагогики ГДР, утверждается, будто в "плюралистическом обществе" ФРГ учитель имеет свободу выбора учебников, это, конечно, верно лишь в том смысле, что преподаватель может выбирать между изданиями Э. Клетта, М. Дистервега и им подобных. См. H. Geiuler. Geschichtsbuch und Geschichtsunterricht in Mitteldeutschland. "Welt der Schule", Jg. 19, Munchen, 1966, N 6, S. 249 - 256.

87 G. Stadtmtiller. Geschichtliche Ostkunde. Bd. I. Die Zeit bis zum Jahre 1914. Munchen-Stuttgart. 1963, S. 7.

88 Ibid., S. 8.

стр. 80


мецкие89 , автор попросту игнорирует. С помощью такого рода методики Г. Штадтмюллеру было нетрудно изобразить Германскую империю и немецкую колонизацию в виде стержня истории Восточной Европы. Эта идея, как и апология новейшего германского империализма90 , была весьма оперативно внедрена в школьную практику.

О путях этого внедрения можно получить представление из ежегодника "Осткунде в преподавании". Его редактируют те же лица, что находятся в "Федеральном управлении немецким Осткунде" (Bundesar-beitsgemeinschaft fur deutsche Ostkue) - активнейшие антикоммунисты Э. Лемберг, Э. Леманн, Г. Раупах и другие91 . Кстати говоря, в это управление входит и председатель центральной реваншистской организации - "Союза изгнанных". В предисловии к первому тому (1963 г.) ежегодника говорится, что цель Осткунде - воспитание "государственного сознания", причем "в школе требуется более сильное устремление внимания на немецкий Восток, а также и за его пределы - на соседние нам народы на Востоке"92 .

Полистаем это примечательное издание. В нем мы найдем статью Э. Леманна и А. Шеттлера, на все лады восхваляющую "Федеральное управление"93 . Передовые люди в ФРГ в связи с десятилетием Осткунде подчеркнули, что оно возникло под прямым давлением "союзов изгнанных", и обратили внимание на нацистское прошлое Э. Лемберга, Э. Леманна и других, как оказалось, активно насаждавших фашистские идеи в пору оккупации Чехословакии94 .

А вот что пишет в ежегоднике некто Г. Вильгельми в статье "Обновление государственного сознания - центральная задача немецкого Осткунде": нашему юношеству "надо раскрывать политические события прежде всего недавнего прошлого и современности, чтобы способствовать развитию здорового политического инстинкта", точнее - "ясной цели", а совсем точно - "общегерманского сознайия"95 , необходимого тем более, что "распад народного единства и тотальное уклонение от участия в немецкой судьбе очевидны", и "возвести здесь плотину могут лишь безусловные требования к воспитанию и образованию; Если под политическим образованием понимать государственно-гражданский воспитательный акт, то оно должно включать... такие понятия, как родина, народ, нация, ее история. Для этого дела демократического аппарата оказалось пока что недостаточно"96 .

Пропагандисты из ФРГ (включая "Немецкую волну" и другие голоса "свободного мира") только молодежь СССР призывают к национальному нигилизму, к борьбе с "конформизмом" и пр. Молодежь же Западной Германии, пренебрегая рамками "демократического аппарата", они стараются сплотить вокруг националистических лозунгов.


89 См. P. Gorlich. Zur Frage des Nationalbewufitseins in Ostdeutschen Quellerides 12. bis 14. Jhts. Marburg-Lohn. 1964, S. 119, 210 - 211; В. Д. Королюк. К вопросу о славянском самосознании в Киевской Руси и у западных славян в X-XII вв. "История, культура, фольклор и этнография славянских народов". М. 1968.

90 G. Stad tmtiller. Geschichtliche Ostkunde. Bd. 11. 20. Jahrhundert. Munchen. 1963.

91 Подробнее о некоторых из этих деятелей см.: В. И. Салов. Современная западногерманская буржуазная историография. М. 1968.

92 "Ostkunde imUnterricht". Ein Jahrbuch fur gesamtdeutsche Fragen. Bd. 1. Hannover-Linden. 1963, S. 5.

93 E. Lehman n, A. Schettler. Zehn Jahre Bundesarbeitsgemeinschaft fur Deutsche Ostkunde in Unterricht Ibidem, S. 58 - 75.

94 См. "Neue Kommentare", Jg. 7, 1964, N 19. Frankfurt a. Main. 1964.

95 H. Wilhelmi. Erneuerung des Staatsbewufttseins - eine zentrale Auf gabe der deutschen Ostkunde. "Ostkunde idUnterricht". Bd. I, S. 9.

96 Ibid., S. 10; cp. Prof. H.Wilhelmi. Die Ostkunde in der politischen Bildung. "Deutsche Ostkunde". Jg. 7, 1961, N 2, S. 25 - 35. С помощью лозунгов "социальной" и "национальной" солидарности Г. Вильгельми и ему подобные надеются сделать "скептическое поколение" орудием безответственных политиков. Ср. F. Schultheis. Die politische Bildung und die Parteien. "Geselchaftliche Erziehung", 1963, Hf. 2, S. 76 - 80.

стр. 81


Далее Г. Вильгельми формулирует четыре руководящих тезиса Осткунде; "1. Осткунде - это путь к духовному восстановлению разрушенного целого, имея в виду наш народ; 2. Осткунде ...старается вновь привести в порядок наше государственно-гражданское мышление, когда переживания и судьбы нации, ставшие историей, смогут пробудить современно осознанные задачи на будущее... 3. Осткунде - это диктуемое воспитательской совестью участие в образовании, внутриполитическом образовании, молодежи всех средних и высших школ. 4. Осткунде - это не предмет среди предметов изучения, а превосходящее их образовательное действие. Оно действует как принцип преподавания и должно применяться как таковой. Как наставление, проникающее все образовательные предметы, оно открывает путь к нравственно-политическому отношению, без которого мы не имеем права выпускать сегодня молодежь в общественную жизнь". Грядущие поколения бундеснемцев осткундлеры готовят к восприятию самого главного нравственного принципа, гласящего: "Воспитание - политика первого ранга!"97 , издавна выражаемого всего точнее в двух словах: "Zum Befehl!" ("Слушаюсь!"). Это и есть стержень того своеобразного обществоведения, которое под маркой Осткунде должно воспитать народ в духе антикоммунизма, готовить к войне во имя черных замыслов бундесвера. "Как же представляет себе западный мир конец спора с восточным миром без этого оплодотворения воспитания политикой!" - восклицает автор. К счастью, не все педагоги ФРГ готовы тянуть ярмо Осткунде98 , и Вильгельми не жалеет гнева, обрушиваясь на них.

Самое печальное заключается в том, что однажды это в истории Германии уже было. Невольно вспоминается "Возвращение" - роман Э. М. Ремарка, писателя, блестяще воссоздавшего межвоенную историю Германии. Вернувшись с фронта первой мировой войны, герой романа Эрнст стал учителем. Но, познав всю фальшь дела, за которое проливал кровь, он не в силах преподавать. И вот Эрнст стоит перед малышами, вспоминая ужасы войны, и размышляет: "Чему я могу научить вас?.. Или подвести мне вас к зелено-серой географической карте, провести по ней пальцем и сказать, что здесь была убита любовь? Объяснить вам, что книги, которые вы держите в руках, - это сети, которыми улавливают ваши доверчивые души в густые заросли фраз, в колючую проволоку фальшивых понятий? Вот стою я перед вами, запятнанный, виновный, и не учить, а молить вас хотелось бы мне: оставайтесь такими, какие вы есть, и не позволяйте раздувать теплое сияние вашего детства в острое пламя ненависти"99 . Эрнст бросил преподавание, не желая воспитывать человеконенавистников. Но многие, гонимые нуждой, не бросили, содействуя тому, что в конце концов фашизм двинул в кровавый поход миллионы ослепленных ненавистью немцев.

"Все это должно быть так высказано, - продолжает Г. Вильгельми, - чтобы очистить воздух нашему требованию. Мы вынуждены вновь стремиться к национальному самоуважению, а знание восточной родины составляет фундамент любого политического образования"100 . Главное внимание реваншистов направлено на политически неискушенную молодежь. "Сегодня все понимают, что не только в силу политического достоинства, но и ради того места, которое должен занять немец в мире,


97 Ibid., S. 12.

98 Среди педагогов ФРГ высказывается здравая мысль, что для улучшения учебников одной "самокритики" недостаточно: "требуется участие советских экспертов". (W. Bergsdorf. Muhsamer Kampf gegen Vorurteik. Schulbucher im internationalen Vergleich. "Echo der Zeib. Recklinghausen, 2.VI.1968).

99 Э. М. Ремарк. Возвращение. Л. 1959, стр. 387. Как история повторяется, можно видеть из талантливой книги Т. Валентина: Th. Valentin. Die Unberatenen. 1963 (русское изд.: Т. Валентин. Без наставника. М. 1969).

100 H. Wilhelmi. Op. cit., S. 13.

стр. 82


надо прежде всего у молодежи искать защиты от ужасной неосведомленности о восточно-немецкой земле"101 .

Не вызывают сомнений и последствия, вытекающие для бундесбюргера, овладевшего осткундлеровскими наставлениями: "Никто не сможет тогда уклониться от понимания, что принадлежность к одному народу возлагает на каждого в отдельности естественные обязанности, в исполнении которых он должен упражняться"102 . Ну, а где же лучше упражняться, чем не в бундесвере. Словом - zum Befehl!

Задачи Осткунде - преодолеть все еще живущий "дуализм" в политическом мышлении сограждан, внедряя реваншистские взгляды "изгнанных" в среду коренного населения. Они и составят дотоле отсутствовавшую концепцию политического образования103 . Главным препятствием на пути осткундлеров является коммунистическая педагогика, выдающиеся достижения которой в СССР и ГДР вызывают страх и бессильный гнев реваншистских просветителей104 . Во множестве центральных и провинциальных педагогических журналов, таких, как "История в науке и преподавании" (изд. Э. Клетт. Штутгарт), "Общество государство, образование" (изд. Э. Клетт - М. Дистервег), и в специальных изданиях они чернят образование в СССР и ГДР105 .

Осткунде, маскируясь идеями культурного сближения, стремится отравить своим ядом школы всей Европы, В "своем кругу" Э. Лемберг в докладе "Немецкое востоковедение - это европоведение" сформулировал это в таких словах: Осткунде "не должно больше быть романтической историей родины, не должно оставаться примитивным антикоммунизмом; при всех необходимых поправках и дополнениях исторической картины нельзя ограничиваться лишь перспективой, надо изображать и анализировать современность, в первую очередь ее сверхнациональные проблемы и тенденции; нужна интеграция Осткунде во всеобъемлющее политическое просвещение"106 .

Конечно, интегральным педагогическим союзникам эти идеи преподносят в более респектабельной форме. Заглянем в книгу О. Э. Шульддекопфа "20 лет пересмотра школьных учебников в Западной Европе". Автору нелегко. Как ему говорить о европейских задачах Осткунде, когда его оппоненты, такие, как Андре Мальро, считают "Европу" фикцией, а другие, вроде Анри Маси, если и признают ее, то лишь в пределах к западу от Рейна. О. Э. Шульддекопфу приходится выступать в ипостаси осткундлера, доказывающего, что фуги Баха и Веймар относятся к Европе107 , и одновременно, со ссылкой на Гёте, убеждать коллег, что всемирная история сейчас, как никогда, нуждается в переписывании. Он пытается склонить их к мысли о создании своего рода интегральной педагогики. Сетуя, что "все еще мало используются назревшие исторические возможности "европеизации преподавания истории"108 , он предлагает "выработать европейский учебный план, то есть такой канон


101 Ibid., S. 15.

102 Ibid.

103 E. Lehmberg. Ostkunde: Em unbewaltigtes Problem der politischen Erziehung. "Deutsche Ostkunde. Westostdeutsche Blatter fur Erziehung und Unterricht", 1966, Jg. 12, N 1, S. 1 - 9.

104 Это хорошо показано в написанной Р. Бейером, Х. Хоном, Х. Г. Хофманном и Ф. Вейтендорфом и изданной Центральным педагогическим институтом ГДР книге "Milit/ristisches Gift in der westdeutschen Schule". B. 1961; H. Geist. Antikommumsmus und Schule. "Antikommunismus. Verbrechen ohne Chance". B. 1967, S. 268 - 274.

105 H. J. Terke. Die deutsche Geschichte in den Lehrbtichern der Sowjetunian. Son-derdruck aus dem International Jahrbuch fur Geschichtsunterricht. Bd. 9. Braunschweig. 1963.

106 Из доклада Э. Лемберга, произнесенного в Пфингстене (на "Дне судетских немцев") в 1967 г. "Sudetendeutsche Zeitung", Jg. 17, F. 19, 12.V.1967, S. 9.

107 O. E. Schulddekopf. 20 Jahre Schulbuchrevision in Westeuropa 1945 - 1965. Braunschweig. 1966, S. 10.

108 Ibid., S. 87.

стр. 83


исторических фактов всемирной истории, какой должен будет знать каждый ребенок каждого государства Европы"; эти факты и будут изложены в "учебнике европейской истории, как пособии для учителей всей Европы"109 . Зная творения осткундлеров, можно без труда представить себе этот учебник, основную часть которого составит история Германии, а интегральные союзники будут рассованы по маленьким параграфам под характерными названиями "вненемецкие государства".

К чему приводит внедрение Осткунде в самой ФРГ, можно видеть, например, по тому определению, которое дала понятию "отечество" "Мюнхенская студенческая корпорация": "Наша родина - это общность судьбы немецкого народа, с которым мы связаны чувством любви. Наше отечество - Германия. Под Германией мы понимаем пространство Средней Европы, которое немцами заселено и из которого они были противозаконно изгнаны"110 . Социологи из ГДР установили, что школьники ФРГ психологически воспринимают русских как врагов, повинных во всех бедах, пережитых в новейшее время Германией111 . Таковы плоды "просвещения".

Их обещает быть еще больше, поскольку по требованию "Союза изгнанных" расширяется подготовка специалистов - осжундлеров при университетах: "Педагогическое изучение Востока" под руководством О. Анвейлера сосредоточено в Бохумском университете112 , "Немецкий институт педагогических исследований" во Франкфурте-на-Майне возглавляет Э. Лемберг, в Гамбурге существует Интернациональный педагогический институт (директор Г. Егрен), формально связанный с ЮНЕСКО, которая, однако, ни за его деятельность, ни за его печатную продукцию не отвечает. Институт при деятельном участии Э. Лемберга вел последние годы интенсивную работу по инфильтрации в педагогику социалистических стран113 и т. д.

В программе, публицистике и лозунгах неофашистов отчетливо выступают те идеи и стремления, которые в прикровенной форме существуют в Остфоршунге и Осткунде114 . Ведь "Союз изгнанных", в котором объединены 29 "землячеств" и 50 переселенческих организаций, насчитывающий до 3 млн. человек, является резервом неофашизма115 . Превознося "благородство германских традиций", неонацистская печать нападает даже на существующие учебники, видя в них клевету на "славное прошлое". "Отравленные души наших детей. Антинемецкие пропагандистские измышления под видом курса немецкой истории"116 - так характеризует положение "Немецкая национальная газета и солдатская газета". Остфоршеры, любящие с наигранным пафосом потолковать о "советском панславизме", почему-то не бьют тревогу по поводу заявлений неофашистского историографа Г. Граберта о том, что национализм - это естественный ответ "побежденных" победителям117 . На страницах


109 Ibid., S. 88. Встречи осткундлеров с их французскими коллегами продолжаются.

110 K. Kolling. Jugend und Vaterland. "PadagogiK und Schule", Hf. 8, 1967, S. 264.

111 H. Becker, R. Beyer. Zur geistigen Manipulierung der westdeutschen Schuljugend. "Vergleichende Padagogik". B. 1968, Jg. 4, Hf. 4, S. 342 - 359.

112 S. Prokop. Zum Charakter der neugegrundeten Universitat Bochum. "Staatsmonopolistischer Kapitalismus und Hochschulwesen in Westdeutschland". B. 1966, S. 454- 468.

113 См. E. Lemberg. Die Darstellung Osteuropas im deutschen Bildungswesen. Hamburg. 1968.

114 K. F. Werner. Das N. S. Geschichtsbild und die deutsche Geschichtswissenschaft. Stuttgart. 1967.

115 А. Бланк. Неонацизм: современность и уроки истории. "Коммунист", 1968, N 10, стр. 81, 88.

116 "Die vergifteten Seelen unserer Kinder. Antideutsche Propagandalugen als Lehr-fach der deutschen Geschichte". "DeutscM National-Zeitung und Soldatenzeitung". Munchen. 1.III.1969.

117 H. Grabert. Siegen und Besiegte. Der deutsche Nationalismus nach 1945. Tubingen. 1966, S. 8, 225, 318.

стр. 84


неофашистских газет оправдывается, как превентивная, война Гитлера против СССР118 , а уж о далеком прошлом нечего и говорить. Здесь по-своему понимают идеи польско-немецкой общности, когда пишут, что немцем был сам Мешко I - основатель Древнепольского государства119 . Здесь осуждение фашизма рассматривают как "антинемецкую ложь" и "саморазрушение" "национального чувства"; здесь открыто заявляют, что нужна не борьба за мир, а "равное право для всех", то есть право переиграть войну; здесь поносят существующие учебники, но не за реваншизм, а за то, что они якобы связывают учителя по рукам: "Книги по истории, собрания источников и исторических карт не оставляют ему никакой свободы в трактовке третьего рейха", не дают ему ясно сказать, что "люди всегда убивали друг друга", что "немцев нельзя было судить в Нюрнберге" и т. д.120 . Не удивительно, если в недалеком будущем "белокурая бестия" вновь появится в западногерманской школе121 .

Что ж, надо совершенствовать наши собственные учебные курсы, шире и ярче показывая значение России в истории Европы, значение взаимных культурных и иных связей России и других стран, характеризуя общность ее и европейских, мировых закономерностей социально-экономического и политического развития, роль русских деятелей в истории европейской культуры и мировой цивилизации.

Историкам-ученым следует обратить на Осткунде столь же серьезное внимание, как и на Остфоршунг. Нужно помочь нашей педагогической общественности (как, впрочем, и прогрессивным педагогам ФРГ) полнее разобраться в идейной сущности сочинений тех, кто унаследовал лозунг: "Учитель выигрывает войну". Нужна трезвая бдительность и политиков и ученых - всех тех, кому дорог мир: Caveant consules!


118 U. Walendy. Schuld am Russlandfeldzug. Sowjetische Eingestandnisse. "Deutsche Nachrichten". Hannover. 18.VII.1969.

119 "Piasten-germanischer Herkunft. Neue Forschungsergebnisse uber das Herrschergeschlechb. "Deutsche Nachrichten". Hannover. 28.VII.1967.

120 H. Menzel. Gleiches Recht fur alle? "Deutsche National-Zeitung" (Munchen). 16.II.1968.

121 Взгляды членов НДП на историю России могут составить предмет особой статьи.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЧЕМУ-ИХ-УЧАТ-ИСТОРИЯ-РОССИИ-В-УЧЕБНИКАХ-ФРГ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Anatoli ShamoldinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shamoldin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. Т. ПАШУТО, ЧЕМУ ИХ УЧАТ (ИСТОРИЯ РОССИИ В УЧЕБНИКАХ ФРГ) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.12.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЧЕМУ-ИХ-УЧАТ-ИСТОРИЯ-РОССИИ-В-УЧЕБНИКАХ-ФРГ (дата обращения: 24.04.2024).

Автор(ы) публикации - В. Т. ПАШУТО:

В. Т. ПАШУТО → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Anatoli Shamoldin
Хабаровск, Россия
743 просмотров рейтинг
18.12.2016 (2683 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Обзорная статья про казино Dragon Money
Каталог: Лайфстайл 
час назад · от Иван Петров
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
9 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
20 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ЧЕМУ ИХ УЧАТ (ИСТОРИЯ РОССИИ В УЧЕБНИКАХ ФРГ)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android