Libmonster ID: RU-8578
Автор(ы) публикации: И.Г. КОРСУНЦЕВ

Проблема человека в философском знании всегда занимала одно из центральных мест. Можно назвать имена известных философов и психологов, таких как Н.А. Бердяев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А. Бергсон, М. Бубер и др., которые считали проблему человека центральной проблемой философии. Это и понятно, так как учение о человеке, философская антропология неизбежно захватывает в свою орбиту широкий круг проблем бытия, сознания, развития (П.С. Гуревич ). С другой стороны, философское осмысление и интерпретация конкретных проблем замыкается на проблему человека.

Вместе с тем, некоторые важные вопросы, относящиеся к проблеме человека, например, как возник человек и что он представляет собой категориально, что будет дальше в процессе эволюции и не возникнут ли в связи с этим угрозы человеку и др., пока остаются без ответа. Важность этих проблем возрастает в связи с бурным развитием информационных технологий в наше время.

Всякое явление методологически правомерно рассматривать по крайней мере с двух позиций:

с точки зрения статических, мгновенных, "замороженных" состояний в, якобы, неизменной, но конкретной форме частного случая;

в потоке изменений, имея в виду, что эволюционный ряд состоит из непрерывной череды конкретных мгновенных состояний, что любое состояние, с одной стороны, имело предшественников, а с другой, само является базой для замены его последующими состояниями. Этот эволюционный поток может иметь разные формы - от плавных непрерывных изменений до дискретных и разрывных.

В большинстве исследований человек рассматривается в современном статическом виде как окончательно сложившееся и совершенное творение природы с уже устоявшейся структурой и формами выраженности свойств. Человек - это исключительное внекатегорийное сущее, обладающее имманентными свойствами, характерными только для него одного . Это, несомненно, важный подход, уже давший весомые познавательные результаты, но он содержит в себе и ограничения, связанные с рамками современного "частного" случая.

Хотя и рассматривают часто человека в качестве "субъекта познания" (С.Л. Рубинштейн, В.А. Лекторский, В.И. Свидерский и др.) или "субъекта действия" (А.Н. Леонтьев), это существа дела не меняет, так как самостоятельное понятие "субъект" в философии не определено. Например, в Философском энциклопедическом словаре (М, 1997) субъект - это некое Я, противопоставляемое объекту познания или действия.

Итак, что собой представляет философская категория "субъект" и какова ее структура?

Рассмотрим такой пример. Если у человека заменить руки или ноги искусственными устройствами, будет ли он оставаться человеком? Ответ однозначен - конечно же он продолжает оставаться тем же человеком. А если заменить почки, сердце, желудок? То же самое - результат прежний. А если гипотетически заменить голову, как в известном фантастическом рассказе? Вот тут начинаются вопросы. Теоретически такую замену головы человека "трансплантантом", возможно, когда-то удастся осуществить, но в этом случае будет уже совершенно другой человек, другая личность. И дело здесь не в биологической совместимости тканей, а в информационном наполнении памяти, психики.

Позволим сделать первый вывод: субъект - структура невещественная, нематериальная, а информационная. Вместе с тем, эта структура "культивируется" на вполне материальной "подложке" - физиологической структуре мозга, что оказывает большое влияние на развитие субъекта. Это значит, что "встречаются", но не совмещаются разные сущности. Одна сущность - материальная структура мозга - не претерпевает заметных видовых изменений (по крайней мере таких данных нет), тогда как другая, информационная, интенсивно развивается, имея все признаки саморазвития имманентного свойства.

Субъект - это такая саморазвивающаяся информационная структура, которая осознала свою ценность и самодостаточность. Собственная ценность для него является высшей ценностью и смыслом существования. Субъект выделяет себя из остального мира и осознает свои цели, основным содержанием которых является создание необходимых условий для собственного выживания. По этой причине у него существуют осознанные потребности, удовлетворение которых и составляет суть выживания.

Субъект обладает сущностным свойством - рефлексией. Под рефлексией понимается способность выделять себя из окружающего мира, фиксировать и оценивать свои внутренние состояния и внешние условия с позиции удовлетворения своих потребностей и безопасного существования, принимать решения и реализовывать действия. Единство оценок и действий - важное свойство субъекта и его рефлексии.

Следует подчеркнуть особо, что с нашей точки зрения проблема выживания всегда была и является центральной для любого человека, на фоне которой развиваются все многообразие явлений, составляющих существо его бытия. Можно сказать, что проблема выживания "окрашивает" и определяет прямо или опосредованно, возможно, очень сложные и многоходовые процессы становления, развития и угасания субъектов. Выживание имеет разную остроту у разных субъектов в разные периоды и прямо связана с удовлетворением потребностей. Сами потребности - величина переменная. Они определяются качественными и количественными характеристиками, зависящими от типа рефлексии и психики субъектов, и изменяются с возрастом, эволюционно от поколения к поколению и под воздействием других факторов. Потребности в материальных и информационных ресурсах для внутреннего потребления и внешних взаимодействий являются главным двигателем новых потребностей и новых природных технологий.

Говорить об ограничении потребностей так называемыми разумными пределами - значит загонять проблему в тупик. Это равносильно рассуждениям о "разумности" бытия, что бессмысленно, хотя некоторая регулировка потребностей возможна. Потребности - локомотив развития субъектов. Нет потребностей - нет и субъекта. Неизменны потребности - нет развития, также как нет и самого субъекта.

Субъект может существовать лишь в виде популяций. Это важное положение выдвинул еще Ч. Дарвин.

Субъект воспринимает окружающий мир, бытие, т.е. неживую природу, других субъектов, самого себя в форме реальности, которая независимо от типа субъекта, стадии развития и других характеристик имеет законченный вид и представляет особую целостность. Целостность - это форма существования субъекта.

Реальность как представление, "переплав" бытия также является неотделяемым признаком субъекта, как и та биологическая "подложка", на которой он "культивируется". Реальность ("кажимость" по выражению С.Л. Рубиштейна) всегда мыслимая, виртуальная. Структурно виртуальные реальности в основном состоят из образов, смыслов, имиджей и иных подобных информационных конструкций. Проблема виртуальных реальностей подробно рассмотрена в работах Н.А. Носова и других исследователей и в последнее время привлекла внимание философов. Виртуальные реальности (ВР) по содержанию и форме индивидуализированы. Другой важной особенностью ВР является то, что она всегда "заинтересована", содержит в себе интересы субъекта, который существует сам для себя. Это порождает многочисленные и важные последствия во взаимодействиях субъектов между собой и средой. Она включает несколько компонентов - "отраженная" часть (первичные данные), аналитическая составляющая, которая является не "объективной", а заинтересованной с позиции выживания субъекта, и "достроечная" часть, так как виртуальная реальность - это такая целостность, которой принципиально не хватает информационных ресурсов по количеству и качеству из-за ограниченности "мощности" рефлексии субъекта. ВР - это не отражение бытия, а свой тип бытия, бытия субъекта. Процесс познания и его результат в форме знания - это средство выживания субъекта, его ресурс.

Субъекты как информационные (виртуальные) структуры разнообразны по типам, уровням рефлексивной мощности и другим признакам. Можно говорить, например, о дочеловеческой, человеческой и "искусственной" субъектностях. Кроме того, различают индивидуальные и коллективные формы. Иерархизированные формы субъектности порождают множество противоречий из-за несовпадения интересов частей и целого. Субъекты создали ВР, но, в свою очередь, виртуальные реальности формируют субъектов, так как они черпают виртуальные ресурсы из виртуальной среды и из самих себя.

Человеческий тип является частным случаем субъектности, а форма знания - частный случай этого типа ресурса, что необходимо учитывать при дальнейших исследованиях. Понятие "виртуальное" не содержит какого-либо оценочного компонента. Виртуальная реальность - это ни "плохая", ни "хорошая", ни "истинная", ни "ложная" реальность. Это и не фантазия. Это особая философская сущность, форма бытия, мыслимая реальность.

Нельзя говорить о виртуальном как о ложном, неправильном, ошибочном, также как и о том, что и эволюция в прошедшие эпохи была ошибочной и не той, которая соответствовала бы тем или иным оценочным критериям сегодняшнего дня.

Психика, порождая ВР, вместе с тем является лишь ее частью.

Будем считать субъектными все животные формы в отличие от растительных, которые не являются субъектными. Время возникновения субъектов будем относить к тем геологическим периодам в истории Земли, когда произошло отделение животных от растительных форм. Возможно, существуют и промежуточные формы, однако, эта проблема не является предметом данного рассмотрения. Вместе с тем, при дальнейшем изложении под термином "субъект" будем понимать человека и социальные структуры, включающие человека, если другое понимание не оговорено особо.

Анализируя информацию внутреннего и внешнего происхождения, субъект принимает решения в условиях ряда ограничений. Первое из них - недостаток информации, ее принципиальная неполнота. Второе, также принципиального свойства - ограниченная рефлексивная (интеллектуальная) "мощность" субъектов по качеству, дальнодействию, быстродействию. Причины этого также ясны.

Субъект живет в условиях конкретной реальности, которая является цельной и неделимой как форма представления бытия. Она "настроена" на конкретного субъекта (поэтому так много реальностей). Как отмечалось, обеспечение целостности представлений бытия рефлексией субъектов - условие выживания. По этой причине субъект вынужден "дополнять" недостающие "детали", домысливать и достраивать реальности с тем, чтобы они соответствовали и удовлетворяли условиям его выживания. В таком понимании субъект виртуален.

Тип субъекта определяется типом его рефлексии, мощность которой характеризует его виртуальный потенциал, интеллект. Какова рефлексия - таков и субъект. Важно не только то, как субъект переплавляет бытие в свою реальность, но и то, насколько искусно он использует имеющиеся у него средства.

Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Виртуальная реальность охватывает только ту часть бытия, которая рефлексивно освоена субъектом. Однако нужно помнить, что параллельно существует другая, неизмеримо более обширная и сложная часть бытия, не освоенная субъектом, а также та его часть, которой пока нет, но которая необходимо будет существовать ко времени освоения ее рефлексией субъектов. Это происходит потому, что всякое бытие, каждый его фрагмент, включая и рефлексию субъектов, непрерывно порождают новое бытие. В частности, порождая смыслы и знания, субъект тем самым порождает в специфической виртуальной форме новое бытие, которое требует своего рефлексивного освоения и т.д. Все это является неисчерпаемым источником образования виртуального.

С "технологической" точки зрения мозг - это средство, инструмент, который в основном остается неизменным при технологических превращениях. Другое дело, сама технология информационных превращений как процесс - в нем ресурсы, поступившие на входе, преобразуются в другие формы ресурсов на выходе, или же в отходы. В этом заключается принципиальная разница между этими двумя типами ресурсов развития субъектов и их единство.

Виртуальная реальность является не только внутренним и повседневным состоянием субъекта, внутренним миром символов и представлений, но и одной из первоочередных потребностей.

Источниками виртуальных ресурсов могут быть внешние обстоятельства и внутренние состояния самого субъекта. Внешние могут быть созданы искусственно другими субъектами специально (компьютерные технологии, науки, искусства, игры, имиджевые технологии, дезинформация и др.) или же возникнуть естественным путем. Внутренними источниками могут стать соматические и психические состояния субъекта, а также его познавательная деятельность, религиозные убеждения и т.д.

Оценки ситуаций субъектом являются важным источником образования ВР. Оценочный процесс вызывает эмоциональные состояния (радость, надежда, галлюцинации, отчаяние), которые могут служить источником "наведенной" ВР психического типа. Затем срабатывают естественные защитные механизмы. Например, финансовый кризис в России в конце мая 1998 г. по единодушному мнению подавляющего большинства экспертов возник не из-за того, что не хватило денег или резервов, а из-за того, что не хватило положительных новостей, положительного имиджа. Представления людей - это не эфемерность, не болтовня, а важнейший и давно уже самодостаточный фактор развития.

При помощи процедур извлечения и согласования представлений ВР сама является "скрепляющим составом" при образовании новых форм субъектности и новых коллективных субъектов.

Научное творчество превратилось в мощный источник продуцирования виртуальных ресурсов, образования современных мифов.

Имиджевые технологии также являются источником образования виртуальностей. Они позволяют манипулировать поведением людей и коллективных субъектов. Общественные, культурные, технологические, религиозные, национальные и другие процессы также образуют свои формы ВР и виртуальных ресурсов.

Конечно, ВР разных субъектов по многим параметрам разные. Нельзя, например, сравнивать реальности отдельного человека и производственной или общественной организации или по другому - с ВР собаки или обезьяны. Это определяется не только особенностями сознания этих субъектов, но и структурой сенсорных органов. Например, собака различает и запоминает тысячи оттенков запахов, кошка - столько же оттенков только серого цвета, дельфин - множество звуков различной частоты, а пчела различает тысячи оттенков цветов. Выходит, что каждый из субъектов живет в своей субъектной рефлексивной среде, которая в некоторых отношениях гораздо богаче и разнообразнее рефлексивной среды человека. Если возникнет искусственный субъект, то у него будет свой тип виртуальной реальности. Для него реальностью будет искусственная среда, созданная человеком: материальная в виде сетей и других аналогичных объектов и виртуальная в форме знаний, накопленных человеком. На нее будет накладываться уже следующий слой бытия - искусственная среда, создаваемая самими искусственными субъектами в недрах человеческой ВР.

ВР никак не является отражением некоей "объективной" реальности. Она представляет собой среду, в которой возникают, вызревают и развиваются субъекты. По мнению С.Л. Рубинштейна объективной реальностью является не только материя. Даже сознание одного человека является объективным фактором для другого человека.

Без субъекта нет реальности, она не обнаруживается. Реальности - это тип особого бытия, не смешиваемого и не растворимого в материальном бытии со всеми присущими ему компонентами - пространством, временем, структурами, природными технологиями и эволюциями. Субъект, как и всякая структура, не только потребляет, но и генерирует информационные (виртуальные) ресурсы. Вместе с тем следует различать виртуальное развитие в условиях неограниченного количества ресурсов и при их дефиците в условиях естественного отбора (при конкуренции).

Таким образом, субъект:

структура информационная, нематериальная, имеющая в качестве "генератора" биологическую структуру мозга, выделившаяся из окружающего мира и осознавшая себя как высшую ценность, в которой все субъектное - нематериально, а материальное - не субъектно;

обладает целью, суть которой - в выживании, живет сам для себя;

обладает потребностями, удовлетворение которых за счет ресурсов и составляет содержание выживания - потребности разнообразны, эволюционируют и состоят из материальных, энергетических и информационных (виртуальных);

воспринимает фрагменты окружающего мира и самого себя в виде имиджей (образов, символов), которые образуют целостности - виртуальные реальности;

способен научаться, т.е. накапливать, хранить, перерабатывать и транслировать знания, формируемые в виде смыслов, имиджей и мифов - эти знания не "объективны", но "заинтересованы" с точки зрения обеспечения выживания;

добывает и продуцирует необходимые виртуальные ресурсы и отходы и воспроизводит сам себя;

изменяет (продуцирует) правила и законы своего поведения, если они не соответствуют (по его оценкам) условиям выживания, или погибает в процессах естественного отбора.

Субъект - это единство представления бытия и действия, созерцания и деятельности (С.Л. Рубинштейн).

Видимо, количество признаков категории "субъект" не ограничивается этим перечнем. Но даже и этот перечень охватывает необъятную область философской работы, и каждый признак требует обстоятельного и глубокого исследования. Например, возможность выбора субъектом линии своего поведения из альтернативных при одних и тех же внешних и внутренних условиях означает, что каждая из альтернатив может привести к получению желаемого результата. Выходит, что истина ветвится, она множественна или ее нет совсем. Альтернативность также означает противоречивость и ситуативность оценок субъектом смыслов, имиджей, стереотипов поведения, правовых и моральных норм. Истинно то, что способствует выживанию. Кроме того, создаются условия для естественного отбора не только субъектов, но и всех технологических компонентов развития, включая сами законы их взаимодействия. Таким образом, проблема выбора способа своего поведения - это фундаментальная философская проблема.

Субъекты существуют в реальностях как в жизненных средах обитания. Они отличаются от несубъектных форм принципиально. Например, существует резкая граница между морем и сушей, являющимися средами обитания соответствующих биологических форм. Для субъекта средой обитания является информационная среда в виде ВР. Субъекты создали эту среду смыслов и образов, которая в свою очередь "лепит" субъектов и является их ресурсом.

Виртуальная реальность - это форма бытия, которой не было до возникновения субъектов. Поэтому можно говорить о виртуальном бытии как о вторичном, возникшем на базе предшествующих форм бытия в результате творчества субъектов. Это бытие не "субъективное", якобы выдуманное, не существующее, а "объективное", настоящее. Субъекты - это ресурсы и средства природы, ее "атомы и кванты", "молекулы", "модули", образующие новую форму информационного бытия.

Виртуальная реальность может быть искусственной и естественной, природной. В настоящее время интенсивно развиваются виртуальные технологии, особенно в Internet - в сфере торговли, финансовых операций, научных исследованиях, образовании. Эти направления будут развиваться и дальше, подобно развитию искусственной материальной природы. Особенность заключается в том, что человек как информационная структура и субъект существует в виртуальной реальности, являющейся для него средой обитания. В другой среде он существовать не может, да она ему и не нужна. Важно, чтобы ему регулярно поступали информационные сигналы, которые он мог бы идентифицировать как смыслы и образы, вызывающие соответствующие эмоции. Ему не требуются материальные аналоги, если он удовлетворяет свои потребности в доброкачественных и концентрированных виртуальных ресурсах за счет искусственных источников, расположенных снаружи и внутри него. В этом нас убеждают полноценные переживания человека во время сна, галлюцинаций, под воздействием искусства, во время космических полетов, когда управление кораблем происходит только по информации, поступающей от приборов и т.д. Неважно, окружают ли его материализованные предметы, едет ли он в автомобиле или управляет самолетом; важно, чтобы его сенсорные органы передавали в мозг необходимую информацию. Виртуальная реальность порождается рефлексией и через нее в полной мере реализуются все особенности субъектов при интерпретации внутренних и внешних сигналов.

Существуют точки зрения и более радикального свойства. В частности, Г. Кузнецов и М. Ваннах изложили позицию экстропистов, согласно которой имеется принципиальная технологическая возможность постепенно освободить личность от оков биологической оболочки. По их мнению возможна разработка технологии считывания личности и переноса ее с биологической на другую, компьютерную матрицу. Для этого нужно постепенно осуществить замену нейронов головного мозга их компьютерными моделями. Функции головного мозга в конечном счете возьмет на себя моделирующий компьютер, после чего можно начать отключать личность от ненужной телесной системы жизнеобеспечения. Время от времени нужно делать лишь резервные информационные копии, что позволит существенно удлинить жизнь личности.

Однако такой ход рассуждений принципиально ошибочен по целому ряду причин. Субъект - это живой саморазвивающийся организм, а не засушенный гербарий или фотография. Для него главное - потребление и производство виртуальных ресурсов - образов, смыслов, понятий, эмоций, прежних и новых. Сигналы нейронов - это никак не ресурсы, не смыслы или эмоции. Одни и те же сигналы могут иметь противоположные смыслы, "технологии" образования которых пока не раскрыты. Смыслы как ресурсы свойственны только и исключительно субъектам, которые могут существовать только независимо и самостоятельно.

Кроме того, субъект - это не только те сигналы, которые циркулируют в нейронах. Автор уже излагал свою гипотезу возможной функциональной структуры субъекта и не будет ее повторять. Но даже в компьютерных технологиях участвуют онтологически разные технологические компоненты - "железо", т.е. компьютер, программы, "сырье" (данные), а также разнообразные "сервисы".

Эти важные особенности развития субъектов таят в себе угрозы ему самому.

В отличие от субъектов, в несубъектных формах (например, в растительных или в модели Конуэя ) развитие происходит автоматически, самопроизвольно и безальтернативно в соответствии со складывающимися условиями и объективными законами.

Субъектность, свойственная человеку и цивилизации, возникла не сразу, а имела предшественников, которые в свою очередь имели предшественников. Если человек отождествляется со знанием (осознанным или нет), то должны существовать предсубъектные, предзнаниевые формы информационного саморазвития. С другой стороны, природа, создав человека, скорее всего не остановится в своем творчестве и, используя человека как инструмент, "придумает" нечто новое.

Следует остановиться еще на одной проблеме. Известно большое количество философских категорий и понятий, которые относятся к парным, например, порядок - хаос, ресурсы - результаты, причина - следствие, вход - выход и т.д. В большинстве случаев понятие "субъект" увязывается с понятием "объект" ; предполагается, что эти понятия образуют неразделимую пару. Так ли это? Является ли объект "парой" для субъекта?

Субстанционально парные категории могут быть разнообразными - относиться к материальным, энергетическим, информационным конструкциям, процессам, логическим построениям, но оба члена пары должны иметь одинаковую основу. Они являются развивающимися категориями, что позволяет им меняться местами при взаимодействиях. Например, при хаотических взаимодействиях структур образуются новые структуры, которые снова образуют хаотические состояния, но другого порядка, нежели прежние состояния и т.д. Или образование новых смыслов из прежних и информационного шума, бессмыслицы порождает новые формы зашумленности среды для субъектов, не освоивших эти новые информационные технологии. Ресурсы могут превратиться в отходы и наоборот, причины и следствия могут поменяться местами и т.д. Отвечает ли перечисленным требованиям пара субъект - объект?

Учитывая уже сказанное о природе субъекта, можно утверждать, что в целом субъект-объектные отношения - это ресурсные отношения. Другими словами, объект для субъекта представляет интерес только с точки зрения использования его в качестве ресурса и удовлетворения тем самым своих потребностей - материальных, энергетических и информационных (виртуальных), обеспечения безопасного и комфортного существования и развития или же оценки его в качестве угрозы. Что касается знания, то это первейший ресурс субъекта, средство его выживания и развития. Сам процесс познания - это не простое любопытство, а жизненная функция, обеспечивающая выживаемость.

Конкретизируя сказанное, субъект-объектные взаимодействия могут включать следующих участников:

субъект - субъект (включая самого себя);

субъект - живые, но нерефлексивные структуры;

субъект - структуры косной материи, энергии, информации.

В качестве первого члена рассматриваемых пар имеется в виду человек и коллективные субъекты, включающие человека. Вторые члены этих пар функционально выполняют роль объекта взаимодействия.

Что касается пары первого типа, то в этом случае кажется все ясным. Взаимодействующие субъекты могут служить друг для друга объектами взаимодействий. Это превращенные формы, образующие технологические ряды социальных, экономических и других типов виртуальных технологий.

Содержание второго типа взаимодействий занимает промежуточное положение между первым и третьим типами, поэтому далее рассмотрим именно последний.

На первый взгляд взаимодействия между субъектами и косными структурами также представляются достаточно ясными. Такие объекты не пара для субъекта, так как они не могут в принципе выполнить его функции. Однако взаимодействия такого типа в действительности оказываются более сложными. Ряд исследований, в частности , показывает, что, например, развитие технических систем и изделий происходит в формах, почти аналогичных развитию биологических систем в естественных условиях. Существуют закономерности возникновения и развития потребностей, циклы развития и поколения технических систем и изделий, сроки их жизни, конкуренция, отбор, эволюционные ряды и т.д. Анализ материалов показывает поразительную похожесть и почти полную адекватность и взаимную применимость закономерностей развития технических и биологических систем.

Произошло превращение вещи, объекта в псевдосубъекта. Вещь начинает "жить" и "саморазвиваться", а субъект, человек стал ее ресурсом, обслуживающим "цивилизацию" автомобилей, компьютеров, коров, пшеницы, кур и т.д. И в этом случае субъект и объект становятся парными понятиями, однако в "псевдопревращенной" форме, которая служит еще одним источником виртуальности, объясняет феномен "саморазвития" вещи и высокую степень адекватности закономерностей развития технических и биологических систем.

Современное человеческое общество не является однородной аморфной массой; оно расчленено на отдельные коллективные структуры различной величины, состава, мощности. К ним относятся семья, клан, партия, предприятия, организации и т.д. Такое разделение вызвано как объективными - необходимостью обеспечить устойчивое существование человека и его безопасность, так и субъективными причинами - необходимостью самоутверждения и развития человека как личности, творца. Критериями этого являются физические и умственные способности и место, занимаемое индивидом в системе (власти, политической и профессиональной деятельности, в семье и т.д.). На формы разделения людей влияют и природные факторы - климат, наличие природных богатств, географическое расположение. Мы будем употреблять далее как равноценные термины коллективные и социальные структуры, субъекты и т.д.

Коллективные структуры характеризуются следующим образом:

их никто конкретно не создавал, они возникают сами за счет самоорганизации благодаря активному компоненту - человеку;

имеют потребности в виде интересов, сводимых к необходимости выживания;

обладают общественным сознанием, своеобразной "общественной рефлексией", т.е. более или менее согласованными взглядами, позицией по поводу внутренних проблем, оценки внешней ситуации и возможных путей удовлетворения своих интересов;

имеют самостоятельные источники для покрытия собственных потребностей в ресурсах;

обладают преемственностью в форме культур, законов, традиций и т.п., необходимой для воспроизводства подобных себе структур;

имеют достаточно четко обозначенные границы, сферу деятельности;

у них есть срок существования (жизни) - у каждой структуры свой.

Иными словами, каждая из названных структур обладает всеми известными в настоящее время признаками субъектов. Они существуют и развиваются в своей, общественной среде. Все социальные субъекты являются коллективными, групповыми и все вместе образуют социальную форму развития, социальную форму жизни, в отличие от биологической. Главным активным компонентом этих сообществ является человек, хотя в них имеется и материальная составляющая (недвижимость, оборудование, земля, энергетика, информация).

Из рассмотрения коллективных структур вытекает такая особенность социальной жизни, как иерархия субъектности. Это даже скорее не иерархии в общепринятом смысле, а агрегированные структуры социальных субъектов, в которых "агрегаты" сами являются субъектами со своими интересами, средствами, средами "обитания" (формами деятельности). Во взаимодействиях субъекты образуют последовательности, технологические цепи, на начальных участках которых - субъект (индивид), а на конечных - суперсубъект - государство или иные сложные субъектные образования.

По сферам деятельности и интересов субъекты можно разделить на группы :

отдельный человек-индивид;

субъекты хозяйствования (предприятия, организации и т.д., включая и человека, если он занимается индивидуальным трудом);

субъекты власти - все органы государственной власти, муниципального управления и самоуправления;

субъекты общественного сознания и духовного развития (название условно) - профсоюзы, партии, союзы, религиозные конфессии и их органы управления и т.д.;

субъекты познания - научные, научно-технические, инженерные, изобретательские и т.п. организации, общества, фонды;

государство как интегрированный субъект власти и регулирования.

Конечно, во-первых, количество типов субъектов не ограничивается перечисленными. Во-вторых, каждая группа из перечисленных в свою очередь подразделяется на подгруппы, классы, подклассы. Интересы этих субъектов, обладающих относительной свободой воли, не совпадают и совпадать не могут. Это вызывает противоречия, разрешение которых порой носит острый характер.

Носителем первичной субъектности, ее "квантом" является человек, что означает: первоисточником интересов и неотъемлемых прав является также человек. Но это положение имеет место лишь в возможности, а не в реальности, где все обстоит значительно сложнее.

Становясь членом социальных субъектов добровольно или нет, человек делегирует им часть своих прав, сам становясь несвободным на сумму переданных прав. В результате он становится средством и ресурсом таких консорций, "составной частью". В таких случаях изменяется психология и стереотипы поведения самого человека. Он становится "патриотом", сторонником этих сообществ, интересы которых порой выше интересов личности. Уже сложилась и продолжает развиваться такая корпоративная ментальность в виде специфических субкультур, культур и идеологий, групповых и командных форм трудовой деятельности, технологий образования, комплектования команд и т.д. . Взаимодействия человека с этими сообществами не могут быть и не являются равноправными, партнерскими. Хотя первоисточником, например власти, является личность, народ, общество, субъектами власти являются органы федеральной и муниципальной власти, а отнюдь не человек или жители района, или области; субъектом хозяйствования являются не работники предприятия, а его собственники и органы управления, если человек не выступает в качестве индивидуального производителя или кустаря. Всякая субъектная группа образует свою среду, свой субъектный слой со своими специфическими потребностями и особенностями конкретных целей и т.д.

Отметим еще один существенный момент, связанный с изменением субъектности. Речь идет о том, что человек, например, возглавляющий производственную организацию или орган власти, реализующий ту или иную форму деятельности, перерождается сам как субъект, "сращивается" с новым субъектом, отождествляя себя с ним. Такой лидер успехи и неудачи руководимой им организации воспринимает как личные, а крах - как личную трагедию. Такой субъект-индивид как бы переходит в другую субъектную категорию, становится другим, живет в другой субъектной среде с другими субъектными потребностями и целями.

У животных, насекомых (пчелы, муравьи, термиты), как и у человека, наблюдаются разнообразные коллективные формы субъектности. Разнообразные, порой удивительные по сложности формы взаимодействия животных приведены Р. Докинзом отмечают, что в животном мире существует широкая внутривидовая консолидация, способствующая выживанию.

Что же касается индивидуальных животных форм, то и здесь наблюдаются поразительные по сложности типы поведения . Даже на уровне насекомых происходит выделение из всего остального мира, тем самым они рефлексируют и себя и других субъектов. Иначе они не смогли бы выжить.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЧТО-ТАКОЕ-СУБЪЕКТ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Larisa SenchenkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Senchenko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И.Г. КОРСУНЦЕВ, ЧТО ТАКОЕ СУБЪЕКТ? // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 09.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЧТО-ТАКОЕ-СУБЪЕКТ (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - И.Г. КОРСУНЦЕВ:

И.Г. КОРСУНЦЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Larisa Senchenko
Arkhangelsk, Россия
2326 просмотров рейтинг
09.09.2015 (3123 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
23 часов(а) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев
ПРОБЛЕМЫ ИНДИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ
Каталог: Экономика 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ЧТО ТАКОЕ СУБЪЕКТ?
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android