Libmonster ID: RU-14544
Автор(ы) публикации: П. Л. СЕДОВ

Постоянный рост экономического и научно-технического потенциала Советского Союза, развивающийся процесс социалистической экономической интеграции, позитивные сдвиги в международных отношениях создают благоприятные предпосылки для все более полного использования странами социализма преимуществ международного разделения труда, в том числе расширения и углубления экономических связей с государствами Азии, Африки и Латинской Америки. Эти связи являются важным фактором решения развивающимися странами задач укрепления их экономической самостоятельности, осуществления прогрессивных социально-экономических преобразований, борьбы против различных проявлений неоколониализма. Советский Союз имеет соглашения об оказании экономического и технического содействия более чем с 60 из этих стран. При его помощи в них построены и строятся сотни предприятий и объектов, многие из которых стали базой развития национальной экономики, основой государственного сектора; в десятой пятилетке и в последующие годы ведется и намечается строительство около 500 промышленных и других объектов1 . На XXV съезде КПСС подчеркивалось, что СССР и впредь будет "расширять сотрудничество с развивающимися странами на демократических и справедливых началах, содействовать укреплению их экономической самостоятельности"2 .

20-е и 30-е годы - время становления нового типа международных отношений, обусловленных появлением на политической карте мира первого государства рабочих и крестьян, отношений, основанных на принципах справедливости, равноправия, уважения и невмешательства во внутренние дела других стран. Впервые афро-азиатские и латиноамериканские государства обрели в лице Советского Союза надежного союзника и партнера. В развитии его довоенных экономических контактов со странами Азии, Африки и Латинской Америки можно выделить два периода, водоразделом между которыми были 1928 - 1932 гг., когда советский народ трудился над осуществлением первого пятилетнего плана. В 20-х годах СССР переживал последствия хозяйственной разрухи, унаследованной от империалистической и гражданской войн и интервенции. Экономические связи с африканскими, азиатскими и латиноамериканскими странами (особенно экономическая помощь - кредиты, поставки машин и оборудования и т. д.) требовали огромного напряжения сил, "отрыва от себя" жизненно важных для молодого Советского государства материальных и финансовых ресурсов. После успешного выпол-


1 "Вопросы экономики", 1978, N 10, стр. 116.

2 "XXV съезд КПСС". Стенографический отчет. Т. 2. М. 1976, стр. 30.

стр. 37


нения первой и последующих пятилеток СССР превратился в индустриальную державу, способную участвовать в мирохозяйственных связях как крупный внешнеторговый партнер многих государств, поставщик широкой номенклатуры промышленных, сельскохозяйственных и других товаров на взаимовыгодной основе.

У нынешних экономических взаимоотношений Советского Союза с бывшими колониями и полуколониями, добившимися политической независимости, есть своя история, во многом поучительная. Исследователями уже собран богатый фактический материал о довоенных экономических связях СССР со странами Азии, Африки и Латинской Америки3 . Вместе с тем практически во всех работах эти связи анализируются в страновом или региональном разрезах, с акцентом на тот или иной аспект. Ниже сделана попытка рассмотреть особенности и общие черты этих связей и на этом фоне показать предвзятость многих распространенных в буржуазной историографии мнений на этот счет. Экономическому и политическому сотрудничеству СССР с развивающимися странами посвящается немало книг4 , статей5 , диссертаций6 западных авторов. Значительная часть подобного рода работ имеет ярко выраженный тенденциозный характер, искажая или прямо фальсифицируя содержание и формы экономических отношений СССР со странами Азии, Африки и Латинской Америки. В большинстве этих работ, несмотря на различные, часто противоречащие друг другу мнения их авторов по отдельным вопросам, прослеживается ряд общих тезисов, утверждающих, будто: 1) экономическая политика Советского государства в странах Азии, Африки и Латинской Америки была прямым продолжением политики русского царизма, не несла в себе ничего нового и велась на принципах, аналогичных капиталистическим; 2) география экономических связей СССР с афро-азиатскими и латиноамериканскими государствами резко сужается (буржуазные авторы упоминают, как правило, лишь отдельные торговые операции с Афганистаном, Ираном, Монголией и Турцией), поскольку эти контакты СССР не имели для Советского государства коммерческой целесообразности и рассматривались его правительством как второстепенные; торговля с ними царской России была более весомой; 3) формы внешнеэкономических сношений СССР - это нечто застывшее, неизменное; 4) империалистические государства были нейтральными и объективными наблюдателями внешнеэкономической политики СССР, а нередко его дружелюбными партнерами.


3 А. Е. Иоффе. СССР и Латинская Америка ('политические и экономические отношения до второй мировой войны). "Новая и новейшая история", 1965, N5; его же. Начальный этап взаимоотношений Советского Союза с арабскими и африканскими странами (1923 - 1932). "Народы Азии и Африки", 1965, N 6; В. М. Марченко. Первые шаги советской дипломатии в установлении политических и экономических связей со странами Латинской Америки в 20 - 30-е годы. "Вестник Ленинградского университета", серия истории, языка и литературы, 1966, N 2, вып. 1; О. М. Горбатов, Л. Я. Черкасский. Сотрудничество СССР со странами Арабского Востока и Африки. М. 1973; Д. А. Макеев. Из истории экономических связей СССР с Сирией и Ливаном (20 - 30-е годы). "Народы Азии и Африки", 1977, N 2; А. М. Петров. Внешнеторговые связи СССР со странами Азии (1918 - 1940). "Народы Азии и Африки", 1977, N 5; А. И. Сизоненко. Развитие связей СССР с Латинской Америкой в 30-е годы. "Вопросы истории", 1977, N 6, и др.

4 M. Goldmen. Soviet Foreign Aid. N. Y. 1967; J. Carter. The Net Cost of Soviet Foreign Aid. N. Y. 1971; H. Cohn. Soviet Policy Toward Africa. N. Y. 1972; E. Taborsky. Communist Penetration of the Third World. N. Y. 1973; "The Soviet Union and the Developing Nations". Baltimore - L. 1974; "Soviet and Chinese Influence in the Third World". N. Y. 1975.

5 "International Herald Tribune", 31.V.1976; "The New York Times", 26.VIII. 1976; "Christian Science Monitor", 7.X.1976; "Optima", 1977, N 3.

6 C. Sawyer. Communist Trade with Developing Countries: 1955 - 65. N. Y. 1966; E. Ismet. Probleme der Ausserwirtschaftsbeziehungen der Turken mit der COMECON- Lander. Munchen. 1972; E. Willson. Russia and Black Africa before World War II. N. Y. 1974.

стр. 38


Необоснованность этих тезисов доказывается всей практической деятельностью Советского государства. Еще до Великой Октябрьской социалистической революции В. И. Ленин писал: "Мы все усилия приложим, чтобы с монголами, персами, индийцами, египтянами сблизиться и слиться, мы считаем своим долгом и своим интересом сделать это, ибо иначе социализм в Европе будет непрочен. Мы постараемся оказать этим отсталым и угнетенным, более чем мы, народам "бескорыстную культурную помощь", по прекрасному выражению польских социал-демократов, т. е. помочь им перейти к употреблению машин, к облегчению труда, к демократии, к социализму"7 . Ленин подчеркивал, что "большевики создают совершенно иные международные отношения, дающие возможность всем угнетенным народностям избавиться от империалистического гнета"8 .

Советское правительство аннулировало все неравноправные договоры, навязанные царизмом странам Востока; первым в мире объявило о признании суверенитета и независимости Афганистана, Турции, Монголии и Саудовской Аравии; заключило с Афганистаном, Турцией, Ираном и Йеменом первые в их новейшей истории равноправные договоры. В соглашения, заключенные с капиталистическими государствами, Советское правительство категорически отказалось включать пункты, которые могли нанести ущерб странам Азии и Африки. Под влиянием Октябрьской революции международное положение южных соседей Советской России претерпело кардинальные изменения, в странах Азии, Африки и Латинской Америки начался подъем антиимпериалистического и демократического движения. Ряду восточных государств в 20-е годы Страна Советов оказала безвозмездную денежную и материальную помощь. Дружественные отношения с Советской Россией содействовали борьбе Афганистана за национальную независимость. Турецкому народу советская поддержка помогла спасти страну от расчленения и закабаления державами Антанты, которые руками правительственных кругов Греции организовали против Турции открытую вооруженную интервенцию. Благодаря помощи Советского государства народ Ирана смог ослабить давление империализма, сорвать планы британских правящих кругов, направленные на полное закабаление страны.

В августе 1920 г. Советское правительство передало Афганистану в знак дружбы между народами двух стран радиостанцию. Технические специалисты по ее обслуживанию были подготовлены с помощью Советской республики. В соответствии с советско-афганским договором о дружбе 1921 г. правительство РСФСР наряду с военным и техническим содействием обязалось оказать Афганистану безвозмездную финансовую помощь в 1 млн. руб. золотом. Первая выплата (120 тыс. руб.) была произведена уже в марте, а следующая (500 тыс. руб.) - в августе 1921 г., после ратификации договора афганским правительством9 . В марте того же года была достигнута, договоренность о предоставлении весьма существенной финансовой помощи (10 млн. руб. золотом) Турции: 5,4 млн. руб. были переданы в течение апреля-июня, 1,1 млн. руб. - в конце 1921 г., 3,5 млн. руб. - в мае 1922 года10 . Кроме того, ей же была оказана значительная материальная помощь (М. В. Фрунзе, посетивший Турцию с официальным визитом, передал средства для организации приюта для детей, потерявших в войне родителей; бакинские рабочие послали эшелон с керосином и бензином).

Весьма существенную материальную поддержку получил тогда Иран. Советское правительство аннулировало все его платежи по цар-


7 В. И. Ленин. ПСС. Т. 30, стр. 120.

8 В. И. Ленин. ПСС. Т. 42, стр. 107.

9 "История внешней политики СССР. 1917 - 1976 гг.". Т. I. М. 1976, стр. 141, 142.

10 Там же, стр. 151.

стр. 39


ским обязательствам и передало в собственность иранского народа ряд предприятий, сооруженных Россией. Среди них были телеграфная линия Мешхед-Сеистан, телеграф Астрабадского района. Энзели-Тегеранская шоссейная дорога, Энзелийские портовые сооружения со всем имуществом (электростанции, молы, здания, инвентарь и др.), Джульфа-Тавризская железная дорога с веткой на Сафьян со всем ее имуществом, зданиями и инвентарем, все русские почтовые учреждения, телефонные и телеграфные линии и т. д. Иранскому народу был также передан принадлежавший царской России Учетно-ссудный банк со всем его движимым и недвижимым имуществом11 . Всего Иран получил принадлежавшего ранее России имущества на сумму 582 млн. руб. золотом12 . В 1924 г. советское Общество Красного Креста выслало пострадавшему от землетрясения населению Хорасанской провинции большую партию медикаментов13 . Во время голода, охватившего ряд провинций Ирана в 1925 г., СССР безвозмездно направил туда 100 тыс. пуд. хлеба14 . Восточные государства, в свою очередь, стремились помочь молодой Советской республике. Афганистан, например, передал в 1921 г. в пользу голодающего Поволжья 200 тыс. пуд. зерна15 .

По мере индустриализации и увеличения экономического потенциала Советского Союза его содействие государствам Азии в деле создания национальной промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, подготовки национальных кадров становилось все более весомым и разносторонним. В 1924 - 1947 гг. СССР оказал Афганистану содействие в строительстве телеграфных линий Кушка-Герат-Кандагар-Кабул и Кабул-Мазари- Шериф, имевших для страны большое значение. Благодаря Советскому Союзу был построен самый крупный в Афганистане хлопкоочистительный завод в Кундузе, который дал первую продукцию в 1938 году. Советский Союз неизменно руководствовался принципом, что "стук советских прядильных станков и выработанные на них товары, гудок советского паровоза... лучше всего убедят афганский народ в искреннем желании СССР оказать действенную помощь делу создания собственного промышленного хозяйства в Афганистане"16 .

Первая мощная радиостанция в Иране, пущенная в эксплуатацию в апреле 1926 г., была построена советскими специалистами и оборудована советской радиоаппаратурой17 . Ранее, в 1923 г., правительство страны и местные промышленники сделали СССР заказы на поставку в Иран сельскохозяйственных машин и орудий, которые стоили дешевле изготовленных в капиталистических странах и по конструкции больше подходили к местным условиям. К концу 1924 г., выполняя этот заказ, советская промышленность поставила Ирану десятки тракторов, около 6 тыс. комплектов других сельскохозяйственных машин18 . В Турции основы крупной национальной промышленности были заложены при непосредственном участии Советского Союза. В первом турецком пятилетнем плане 1934 - 1938 гг. советский кредит (8 млн. долл.) обеспечил 1/3 всех ассигнований на развитие промышленности. Он был беспроцентным и должен был погашаться поставками турецких товаров в течение 25 лет19 . При содействии СССР были построены крупнейшие в стране


11 "Рост и укрепление международных связей нашей Родимы". Л. 1942, стр. 101.

12 М. И. Труш. Советская внешняя политика и дипломатия в трудах В. И. Ленина. М. 1977, стр. 169.

13 "Заря Востока", 30.XII.1924.

14 "Документы внешней политики СССР" (далее - ДВП). Т. VIII. М. 1963, стр. 464.

15 Л. Б. Теплииский. 50 лет советско-афганских отношений. М. 1971, стр. 45.

16 "Торговля СССР с Афганистаном. Бюллетень Российско-Восточной Торговой Палаты". М. 1925, стр. 7.

17 "Бакинский рабочий", 30.IV.1926.

18 "Правда", 29.XI.1923; "Бакинский рабочий", 22.IV.1925.

19 "Известия", 8.V.1932.

стр. 40


текстильные комбинаты в Кайсери и Назилли; технические специалисты для них были подготовлены с помощью Страны Советов. Эти предприятия и в настоящее время работают высокорентабельно20 .

С 1930 г. Советский Союз стал поставлять машины и оборудование в Йемен. Этой стране были переданы материалы для строительства телеграфно-телефонной сети, оказано содействие в строительстве текстильной фабрики, переоборудовании порта Ходейда21 . Йеменский король Яхья, стремясь сохранить в стране феодально- теократический режим и не допустить империалистического проникновения, проводил политику самоизоляции, но поддерживал торговлю с некоторыми европейскими странами и придавал большое значение экономическим связям с СССР.

Особое место в истории довоенных внешнеэкономических связей СССР занимает его экономическое и техническое содействие Монгольской Народной Республике. Бескорыстная помощь советского народа не только способствовала победе там народной революции, но и открыла монгольскому народу перспективу некапиталистического пути развития. Значительное содействие Советский Союз оказал Монголии, в частности в строительстве кирпичного и лесопильного заводов, суконной фабрики, дорожном строительстве, подготовке кадров и т. д. К 1930 г. в СССР учились 600 монголов22 . В 1924 г. Народный комиссариат финансов СССР активно участвовал в создании Монгольского торгово-промышленного банка, задачей которого было укрепление равноправных экономических связей между Советским Союзом и Монголией, развитие ее национальной промышленности и торговли, укрепление денежного обращения. СССР предоставил этому банку заем в 1 млн. рублей. Создание банка дало возможность Монголии ввести свою национальную валюту; это был первый в азиатских странах банк без участия финансового капитала империалистических государств23. В середине 30-х годов все крупные предприятия строились в Монголии при материальной помощи СССР.

Большую поддержку Советский Союз оказал китайскому народу в период империалистической интервенции Японии. В 1938 г. Китаю был предоставлен льготный кредит на сумму 10 млн., а в 1939 г. - новый кредит на сумму 150 млн. долларов24 .

Внешнеторговая деятельность в странах Азии, Африки и Латинской Америки постоянно находилась в центре внимания советских руководителей и рассматривалась как важная составная часть внешней политики СССР. Уже в октябре 1919 г. Наркомат торговли и промышленности смог открыть в Ташкенте свое отделение, специализированное на торговле с азиатскими странами и Китаем. В 1920 г. такие представительства начали функционировать в Турции и Иране, а в дальнейшем - и в других восточных государствах. В 1923 г. отделения Всероссийского кооперативного акционерного общества (АРКОС), созданного в 1920 г. в Лондоне для торговли между Советской Россией и Англией, были открыты в Яффе, Бейруте и Александрии. Г. В. Чичерин писал: "Нечего говорить о том интересе, с которым Владимир Ильич относился к каждому шагу нашей восточной политики. Я вспоминаю о его продолжительном свидании с первой афганской чрезвычайной миссией. Я вспоминаю, дальше, как внимательно во время Московской конференции с Турцией Владимир Ильич каждый вечер расспрашивал меня по телефо-


20 "Турецкая Республика". Справочник. М. 1975, стр. 204.

21 О. М. Горбатов, Л. Я. Черкасский. Указ, соч., стр. 38.

22 М. В. Мещеряков. Очерк экономического сотрудничества Советского Союза и Монгольской Народной Республики. М. 1959, стр. 66.

23 М. И. Труш. Указ. соч., стр. 177.

24 В. В. Рымалов. СССР и экономически слаборазвитые страны. М. 1963, стр. 21; подробнее см. М. И. Сладковский. История торгово-экономических отношений СССР с Китаем. М. 1977.

стр. 41


ну о том, что было сделано за день, и с каким живым интересом он относился к судьбе этих переговоров. Он настойчиво проводил и политику вступления в дружественные отношения с персидским правительством"25 . Ленин лично решал отдельные практические вопросы торговли Советской России с соседними азиатскими странами. В июле 1921 г. он ознакомился с докладной запиской в ЦК РКП (б) заместителя наркомпрода Н. П. Брюханова и заместителя наркомвнешторга А. М. Лежавы о возможности закупки в Северо-Восточном Иране 5 млн. пуд. пшеницы и выделении для этой цели 4 млн. руб. золотом. Резолюция Ленина гласила: "Предлагаю утвердить по телефону и добавить: с поручением купить возможный максимум и пшеницы и риса"26 . Политбюро ЦК РКП (б) это предложение одобрило, и Малый Совнарком ассигновал Наркомвнешторгу требуемые средства.

В Мексике советское торгпредство было открыто в середине 1926 г., вскоре после установления дипломатических отношений. А. М. Коллонтай - первый советский полпред в Мексике - стала там и первым торгпредом СССР. В речи при вручении президенту Мексики П. Э. Кальесу верительных грамот 24 декабря 1926 г. она подчеркнула: "Одной из наиболее актуальных задач моей миссии в Мексике является изыскание способов, которые способствовали бы развитию торговли между Соединенными Штатами Мексики и Советским Союзом"27 . В сентябре 1927 г., через год после установления между Советским Союзом и Уругваем дипломатических отношений, было организовано смешанное общество "Южамторг", которое открыло конторы в Монтевидео и Буэнос- Айресе.

Важную работу по активизации экономических отношений со странами Востока вела Российско-Восточная Торговая Палата, учрежденная в декабре 1922 г. в Москве. Развитию торговли со странами Азии, Африки и Латинской Америки активно содействовали работники советских внешнеторговых организаций, занимавшихся торговлей нефтью и нефтепродуктами28 . "Нефтесиндикат" с 1925 г. начал крупные поставки нефтепродуктов в Турцию (ранее монопольное положение в нефтяном хозяйстве этой страны занимала американская "Стандарт Ойл"). СССР обеспечивал в довоенные годы не менее 50% потребностей турецкой экономики в нефтепродуктах; "Иефтесиндикат" имел крупные сбытовые конторы в Стамбуле, Анкаре, Мерсине и Адане29 .

Экономические отношения Советского Союза с различными странами Азии, Африки и Латинской Америки имели свои особенности. Сотрудничество с граничащими с ним на юге государствами складывалось в условиях добрососедских связей, прочная основа которых была заложена в соответствующих двусторонних договорах. Оно было многоплановым, его формы непрерывно совершенствовались, чтобы в наибольшей степени удовлетворять интересы обеих сторон. С другими государствами экономические отношения СССР ограничивались внешней торговлей. С колониями, например, с Индией, она велась через посред-


25 Г. В. Чичерин. Статьи и речи по вопросам международной политики. М. 1961, стр. 283.

26 В. И. Ленин. ПСС. Т. 53, стр. 11.

27 ДВП. Т. IX. М. 1964, стр. 604.

28 Один из работников советской внешней торговли тех лет (И. Гертик) писал: "В то время как рабочие-нефтяники в Баку, Грозном и других нефтяных районах героическими усилиями и напряженным трудом восстанавливали разрушенную белогвардейцами промышленность и выполняли пятилетку в два с половиною года, советские нефтеэкспортники вели за границей тяжелую борьбу за завоевание достаточного места для нашей нефти на мировых рынках, за более выгодный обмен советской нефти на иностранную валюту, необходимую СССР для покупки машин и оборудования... В 1931 г. советская нефть уже заняла соответствующее ей достойное место на всех основных нефтяных рынках" (И. Гертик. По Красному морю. М. 1933, стр. 3 - 5).

29 "Турецкая Республика", стр. 199.

стр. 42


ников; в Латинской Америке - главным образом с местными фирмами; в Эфиопии в 1931 г. торговая сделка была заключена непосредственно с правительством. Специфика определялась и уровнем развития тех или иных государств, что находило отражение в товарной структуре внешнеторгового обмена.

География экономических отношений СССР с афро-азиатскими и латиноамериканскими странами была широкой. По данным Главного таможенного управления Министерства внешней торговли СССР, в 1918 - 1940 гг. Советский Союз имел торговые отношения с 36 странами Азии, Африки и Латинской Америки30 , со многими из них отношения были регулярными и значительными по объему.

Первые торговые сделки с Египтом были заключены в 1923/24 г.31 : в обмен на нефтепродукты, пшеницу и другие товары Египет поставил в Советский Союз хлопок. В дальнейшем советско-египетская торговля начала быстро расширяться. СССР стал крупнейшим поставщиком в Египет нефтепродуктов, в частности керосина. В начале 30-х годов здесь прошла кампания за покупку советских нефтепродуктов ради избавления от засилья нефтяных трестов, взвинчивавших цены32. Кроме того, Советский Союз обеспечивал 15% экспорта в Египет сахара, поставлял многие другие товары, включая уголь, лесоматериалы, цемент. В свою очередь, Египет стал крупным поставщиком в СССР хлопка: только за 1927/28 г. советские суда совершили 42 рейса с грузом хлопка из Египта. В советских внешнеторговых кругах перспективы импорта египетского хлопка расценивались как чрезвычайно благоприятные: "Египет - в настоящее время страна хлопка и притом лучшего в мире по своему качеству. СССР - страна, предъявляющая непрерывно возрастающий спрос на хлопок как на основное сырье для своей развивающейся хлопчатобумажной промышленности"33 . В 1927 г. Советский Союз занимал шестое место по вывозу хлопка из Египта, в 1928 г. - уже четвертое. Развитие экономического сотрудничества с СССР отвечало интересам Египта, в частности курсу на избавление его экономики от английского засилья.

Советские внешнеторговые организации предпринимали большие усилия для развития торговли и с другими странами Африки, в частности с Алжиром, бельгийским Конго, французским Марокко, Тунисом. СССР начал поставлять в эти страны машины, оборудование, нефтепродукты, уголь, лесоматериалы и т. д., закупая там цветные металлы, продукты тропического сельского хозяйства, шерсть и другие товары. Крупными были, например, поставки советских нефтепродуктов в североафриканские страны - Алжир, Тунис и Марокко.

Экономические отношения СССР поддерживал и со многими азиатскими государствами. Наряду с главными советскими внешнеторговыми партнерами на этом континенте - Афганистаном, Ираном, Турцией и Монголией - торговля велась также с Индией, Сирией, Ираком, Палестиной, Йеменом, Хиджазом (с 1932 г. - Саудовская Аравия) и рядом других стран. С Индией оборот торговли, составивший уже в 1923/24 г. 1,7 млн. руб., к 1927/28 г. превысил 100 млн. рублей. Советский Союз поставлял этой стране в основном нефтепродукты, а импортировал оттуда рис, хлопок, чай, джут и другие традиционные индийские товары34 . В Сирию и Ирак периодически поставлялись уголь,


30 Подсчитано по: "Внешняя торговля СССР за 1918 - 1940 гг.". Статистический обзор. М. 1960.

31 В 1923 - 1927 гг. хозяйственный год начинался с 1 октября.

32 А. Е. Иоффе. Внешняя политика Советского Союза. 1928 - 1932 гг. М. 1968 стр. 422.

33 Л. Е. Ходоров. СССР и Ближний Восток. "Торговля СССР с Востоком", 1929, N 3 - 4, стр. 4, 8.

34 В. А. Кондратьев, Л. А. Фитуни. Индия. Экономическое развитие и сотрудничество с СССР. М. 1965, стр. 69.

стр. 43


цемент, ткани, сахар и другие товары, а оттуда ввозились фрукты, кожевенное сырье и т. д. В Палестину СССР экспортировал главным образом лесоматериалы, нефтепродукты и продукты сельского хозяйства, импортируя оттуда фрукты35 . Йемен в 1929 г. закупил в СССР 50% всего импортированного керосина, 60% мыла, 35% сахара, а также муку, лесоматериалы и другие необходимые населению товары, а поставлял свой главный экспортный товар - кофе36 .

Объемы экономических связей Советского Союза с Афганистаном, Ираном и Турцией были весьма значительными. Экономические отношения с Афганистаном, нарушенные и практически прекратившиеся в годы гражданской войны, с начала 20-х годов стали развиваться быстрыми темпами. В 1938 г. удельный вес СССР во внешней торговле Афганистана достиг 24%. О масштабах и значении для Турции торговли с Советским Союзом можно судить по такому факту: в 30-е годы в товарообороте восточных районов Турции наша страна занимала преобладающее место, а по ряду важнейших турецких товаров (скот, шерсть, хлопок) ее доля достигала 100%. Советско-иранская внешнеторговая статистика также показывает, что в 20 - 30-е годы товарооборот двух стран в целом превышал средний уровень, достигнутый до первой мировой войны37 . Торговля с СССР стала важным фактором независимого хозяйственного развития этих стран.

В довоенный период заметно расширились экономические связи Советского Союза с рядом латиноамериканских государств, в которых в те годы происходили значительные общественно-политические сдвиги. Под влиянием Октябрьской революции активизировалось революционно-освободительное движение. Росла численность и организованность рабочего класса, возникли коммунистические партии. Ширилось движение солидарности с Советской Россией: трудящиеся латиноамериканских государств активно требовали установления с нею нормальных политических, экономических и культурных отношений. Укреплявшаяся в ряде стран в результате роста промышленности национальная буржуазия выступала за проведение независимого от иностранного капитала внешнеполитического курса. Все это объективно способствовало росту советско-латиноамериканской торговли.

Основными торговыми партнерами Советского Союза в Латинской Америке в 20 - 30-е годы были Аргентина, Уругвай, Мексика и Чили; торговля велась также с Венесуэлой, Кубой, Бразилией и другими странами. СССР ввозил из стран этого региона широкий круг товаров: продукты сельского хозяйства, цветные металлы, шерсть и т. д., поставляя туда машины и оборудование, нефтепродукты, уголь, лес и другие товары. С 1 ноября 1925 г. по 1 июня 1931 г. из стран Латинской Америки в СССР прямым рейсом было отправлено 70 пароходов и 50 отдельных партий товаров на линейных судах. В южноамериканские порты из Советского Союза в те же годы прибыло 67 пароходов, и отдельные партии грузов были доставлены на других судах38 . Среди крупных торговых операций выделяются закупки Советским Союзом кожевенного сырья в Аргентине, свинца и других цветных металлов - в Мексике, селитры - в Чили, каучука - в Бразилии; экспорт советских пиломатериалов - в Аргентину, нефти и нефтепродуктов - в Уругвай39 . Поставки советской нефти для нужд первого в Уругвае государственного нефтеперерабатывающего завода позволили этой стране почти полностью освободиться от обременительного импорта нефтепродуктов из капита-


35 "Внешняя торговля СССР за 1918 - 1940 гг.", стр. 904, 905, 964, 969, 970, 972.

36 О. М. Горбатов, Л. Я. Черкасский. Указ. соч., стр. 38.

37 "Внешняя торговля СССР за 1918 - 1940 гг.", стр. 882 - 903.

38 А. Е. Иоффе. Внешняя политика Советского Союза. 1928 - 1932 гг., стр. 440.

39 "Страны СЭВ и Латинская Америка. Проблемы экономического сотрудничества". М. 1976, стр. 128.

стр. 44


листических государств. Советский внешнеторговый представитель в Латинской Америке Б. И. Краевский писал, что "с Аргентиной, Чили и Уругваем... установились весьма хорошие отношения, которые дают надежду на более тесное сближение с этими странами"40 .

Внешняя торговля Советского Союза со странами Азии, Африки и Латинской Америки велась на принципах, резко отличных от капиталистических. Выступая на общем собрании членов Российско-Восточной Торговой Палаты, посвященном ее первой годовщине, Г. В. Чичерин говорил: "Мы заинтересованы в том, чтобы Восток не был экономически порабощен иностранным капиталом, как и восточные страны заинтересованы в нашей экономической независимости от мирового капитала. Предпринимаемые нами с этой целью меры отвечают интересам народов Востока"41 . В целях развития торговли со странами этого региона Правительство СССР установило для товаров, поступавших через порты Каспийского моря и большую часть азиатской сухопутной границы, особые тарифы. Они обеспечивали для товаров, привозимых из Турции, Ирана, Афганистана, Китая, Монголии, значительные по сравнению с западными тарифами таможенные льготы42 . Существенные льготы получил Афганистан после издания приказа по Наркомвнешторгу СССР N 217 от 23 октября 1925 г. "О порядке ввоза и вывоза по Советско-Афганской границе" и постановления СНК Союза ССР от 26 сентября 1925 г. "О понижении ввозных пошлин на некоторые товары афганского происхождения"43 .

В торговых договорах Советский Союз широко применял принцип наибольшего благоприятствования, стороны брали на себя обязательства оказывать развитию торговли всемерное содействие и не вводить каких-либо торговых ограничений. Империалистические же государства подвергали восточные страны торговой дискриминации. В 20 - 30-х годах СССР начал применять в торговле со странами Востока принцип так называемого торгового и платежного нетто-баланса. Сущность его заключалась в том, что взаимные товарные поставки и платежи (включая неторговые) Советского Союза и соответствующей страны должны были находиться в равновесии, обеспечивая полное равенство сторон, экономию валютных средств и другие позитивные моменты. Тем самым Советский Союз создал для восточных стран прецеденты заключения подобных торговых соглашений и с капиталистическими государствами.

Впервые механизм нетто-баланса был применен в 1926 г. на Бакинской ярмарке в отношениях с Ираном. В октябре 1927 г. после обмена соответствующими нотами Советское и Иранское правительства узаконили этот принцип. Практически он действовал следующим образом. На ввоз товаров из Ирана был установлен контингент, в счет которого иранские торговцы и организации имели право поставить 50% промышленного сырья и 50% предметов потребления. После продажи в СССР каждой партии товаров они были обязаны закупить советских товаров на 90% вырученных сумм, а остальные 10% могли переводить за границу. Прохождение иранских товаров через таможни разрешалось по представлении сертификата о закупке советских товаров на 90% стоимости ввезенных товаров. Чтобы иранские торговцы и организации могли закупить советские товары до продажи своих, Банк для внешней торговли СССР открывал им кредит под обеспечение 50% стоимости товаров, находящихся на таможнях. В октябре 1931 г. после подписания между СССР и Ираном "Конвенции о поселении, торговле и мореплавании" принцип


40 ДВП. Т. XI. М. 1966, стр. 460.

41 "Российско-Восточмая Торговая Палата. Стенографический отчет общего собрания членов палаты 15 февраля 1924 г.". М. 1924, стр. 5 - 6.

42 "50 лет советской внешней торговли". М. 1967, стр. 33.

43 "Торговля СССР с Афганистаном. Бюллетень Российски-Восточной Торговой Палаты", стр. 9 - 10.

стр. 45


нетто-баланса в сделках отдельных торговцев и организаций был распространен и в целом на торговлю между странами. Конвенция стала, по существу, клиринговым соглашением44 .

Торговля с Советским Союзом помогла ряду стран Азии, Африки и Латинской Америки ослабить последствия мирового экономического кризиса 30-х годов, который, как известно, привел к резкому падению спроса и цен на многие традиционные товары этих стран, в частности на египетский хлопок. Хлопководство - важнейшая отрасль экономики Египта - оказалось в исключительно сложном положении. СССР расширил в этот период закупки египетского хлопка. Так, в 1931 г. они составили около 29 тыс. т. или 8,6% всего египетского экспорта хлопка за год45 . В годы кризиса СССР увеличил закупки товаров и во многих других азиатских, африканских и латиноамериканских странах, в частности Аргентине, Мексике и Уругвае. Наряду с другими отрицательными факторами кризис проявился для стран Азии, Африки и Латинской Америки и в резком ухудшении соотношения индекса цен на экспортируемые и импортируемые товары, показывающего, насколько выгоден внешнеторговый обмен. Для Афганистана в 1929 - 1931 гг. это соотношение составило 61 (1913 г. = 100), то есть условия торговли с капиталистическими государствами показывали явное ухудшение. Однако условия торговли Афганистана, как и других афро-азиатских и латиноамериканских стран, с Советским Союзом постоянно улучшались и к 1938 г. изменились в пользу Афганистана по сравнению с 1913 г. более чем в 5 раз46 .

С коммерческой точки зрения экономические отношения СССР со странами Азии, Африки и Латинской Америки были весьма выгодны для обеих сторон. Советские исследователи провели в 20-е и 30-е годы большую работу по детальному анализу внешней торговли Афганистана и Ирана. В отношении Афганистана был сделан вывод, что "взаимный интерес народов СССР и Афганистана базируется на тяготении народного хозяйства обеих стран друг к другу. Союз располагает достаточно развитой промышленностью для удовлетворения афганского населения необходимыми ему промизделиями. Продукция сельского хозяйства Афганистана необходима советской промышленности"47 . Этот вывод был подкреплен технико-экономическими расчетами. Они показали, что транспортные издержки при экспорте афганских грузов в Советский Союз намного ниже, чем при экспорте в Индию, которая была одним из крупнейших торговых партнеров Афганистана48 . В отношении Ирана были сделаны следующие выводы: во-первых, "господствующая роль Англии в экономике Персии задерживает развитие производительных сил внутри страны"; во-вторых, "народное хозяйство Персии тяготеет к СССР"49 . Даже транспортные перевозки между СССР и странами Латинской Америки, наиболее от него удаленными, благодаря установлению прямых рейсов между советскими и латиноамериканскими портами, позволивших отказаться от перегрузки товаров в Гамбурге, Марселе и Генуе и снизивших сроки перевозок и стоимость фрахта в 2 раза, были весьма рентабельными50 .


44 Л. И. Фрей. Внешняя торговля СССР. М. 1974, стр. 83 - 84.

45 "Внешняя торговля СССР за 1918 - 1940 гг.", стр. 1116.

46 Н. М. Гуревич. Внешняя торговля Афганистана до второй мировом войны. М. 1959, стр. 77.

47 "Торговля СССР с Афганистаном. Бюллетень Российско-Восточной Торговой Палаты", стр. 7.

48 С. Защук. Внешняя торговля Афганистана. "Народное хозяйство Средней Азии", Ташкент, 1928, N 7 - 8, стр. 111.

49 Д. И. Шморгонер. Персия, СССР и Англия. М. 1926, стр. 111.

50 А. Е. Иоффе. СССР и Латинская Америка (политические и экономические отношении я до второй мировой войны), стр. 83.

стр. 46


Поиски наиболее эффективных путей и методов осуществления внешнеэкономической политики Советского Союза велись на основе накопленного опыта, сопровождались, как правило, активной полемикой и дискуссиями, в ходе которых взвешивались и учитывались различные точки зрения. Весьма показательной в этом отношении является дискуссия об организации в Иране смешанных советско-иранских обществ как новой формы двусторонних экономических связей. Противниками создания таких обществ были некоторые ответственные члены Российско-Восточной Торговой Палаты, рассматривавшие смешанные компании как бесперспективные и неоправданные. Работники советского торгпредства в Иране подготовили аргументированный документ, опровергающий этот тезис51 . Смешанные советско-иранские компании получили в дальнейшем широкое распространение (Шарк, Персхлопок, Персазнефть, Бюроперс, Русперсбанк, Общество Кевир-Хуриан и Персрыба). Говоря о необходимости поисков новых форм экономических отношений с восточными странами, работники торгпредства подчеркивали, что мы вплотную "подошли к вопросу о том, какое конкретное содержание надлежит влить в нашу формулу о союзе с народами Востока, чтобы сделать ее более понятной населению этих стран, чтобы на примере живой совместной хозяйственной работы раскрыть практическую и политическую часть этой формулы, объяснить ее повседневный смысл многомиллионным массам угнетенного Востока, этим "резервам" передовых армий трудящихся, борющихся за раскрепощение от ига империализма"52 .

Советская внешнеторговая практика в странах Азии, Африки и Латинской Америки была гибкой, формы ее непрерывно совершенствовались. К. началу второй мировой войны СССР накопил значительный опыт внешнеэкономических отношений, работники советских внешнеторговых организаций глубоко изучили конъюнктуру мирового рынка и внутренние потребности азиатских, африканских и латиноамериканских стран.

Существенным препятствием на пути экономических отношений СССР со странами Азии, Африки и Латинской Америки была деятельность внутренней реакции в этих странах и империалистических держав, которые всеми силами стремились дискредитировать Советское государство и его внешнеэкономическую политику, помешать нормальной работе аппарата его внешней торговли. В октябре 1919 г. державы Антанты потребовали от правительства Аргентины отказывать в выдаче судовых документов кораблям, отплывавшим в порты Советской России; запретить банковские операции, а также радиотелеграфные и почтовые сношения с Советской Россией53 . Международные монополии и среди них "Стандарт Ойл", "Шелл" с целью подорвать продажу советских нефтепродуктов практиковали в странах Латинской Америки демпинг.

Примером империалистических махинаций в Азии, направленных на подрыв советской внешней торговли, служит деятельность в Иране английского Шахиншахского банка. Пользуясь монопольным правом установления на местном рынке курса фунта стерлингов и других валют, этот банк искусственно занижал курс фунта против его уровня на мировых биржах. Иранский импортер, купивший дешевый фунт, выигрывал при импорте английских товаров, а английский экспортер получал в Лондоне нормальную стоимость фунта. Англия при этом не несла финансовых потерь, так как ее импорт из Ирана был незначительным. Главная тяжесть закупок на дешевый фунт ложилась на Советский Союз. В июне, августе и октябре 1924 г, средний курс фунта в Тегеране


51 "Организация и деятельность советско-персидских смешанных обществ. Торгпредство СССР в Персии". Баку, 1925.

52 Там же, стр. 2.

53 Н. В. Королев. Страны Латинской Америки в международных отношениях (1898 - 1962). Кишинев. 1962, стр. 281.

стр. 47


составлял соответственно 88,5%, 87,5% и 83,1% нормального54 . С целью поставить Советский Союз в невыгодное положение Шахиншахский банк осуществлял и другие махинации. В периоды крупных закупок Советским Союзом иранского сырья, производившихся на фунты стерлингов, банк резко снижал его курс, а в периоды закупок Ираном советских товаров повышал его55 . В Египте и других африканских странах империалистические круги и внутренняя реакция также стремились всеми способами помешать развитию советской внешней торговли, организовывая в прессе широкие антисоветские кампании, подстрекая к бойкоту советских товаров и т. д.56 .

Все это свидетельствует о несостоятельности основных тезисов буржуазной историографии, о которых шла речь в начале статьи. Вместе с тем в некоторых работах западных авторов картина экономических отношений СССР и стран Азии, Африки и Латинской Америки в довоенные годы воссоздана в целом достаточно объективно. Это касается в основном буржуазного монголоведения57 . Американский ученый О. Латтимор, в частности, писал: "Главное, что должен знать мир о Монголии, это то, что она являет собой выдающийся пример успешного экономического развития путем осуществления плановой программы помощи со стороны другой страны. 40 лет назад нация была бедна, экономика ее примитивна, политическая система архаична и неэффективна, общество инертно и вяло. Сегодня монголы, я думаю, питаются и одеты лучше любого другого народа в Азии. Их жизненные условия по крайней мере не уступают среднему уровню любой другой азиатской страны. Система образования хороша и значительно продвинулась вперед по пути обеспечения равных возможностей для всех в соответствии с индивидуальными способностями. Замечательно, что все в равной степени пользуются высоким уровнем жизни. В стране нет ни районов, пораженных депрессией, ни безработицы... Все это не могло бы иметь места без помощи СССР"58 .

Однако большинство буржуазных авторов искажают содержание и формы внешнеэкономических отношений СССР со странами Азии, Африки и Латинской Америки. О слабости аргументов советологов пишут их рецензенты на Западе. Издаваемый в Англии журнал "Soviet Studies" опубликовал весьма негативную рецензию на указанную выше книгу Э. Таборского, отметив многочисленные фактические ошибки автора и примитивизацию им основных мировых проблем современности59 . Монография "Советский Союз и развивающиеся нации", вышедшая под редакцией американского советолога Р. Кенета, была раскритикована сотрудником отдела политических наук университета Папуа Новая Гвинея Х. Гудом. Он подчеркнул, что история политики СССР в афро-азиатских и латиноамериканских государствах, в том числе экономической, рассматривается авторами монографии очень поверхностно60 . Это еще раз подтверждает, что буржуазная историография экономических связей СССР со странами Азии, Африки и Латинской Америки до второй мировой войны представляет собой характерный пример тенденциозного подхода советологов к истории внешней политики Советского государства.


54 "Организация я деятельность советеко-персидских смешанных обществ", стр. 12.

55 Чтобы изменить это положение и содействовать развитию советско-иранской торговли, в апреле 1924 г. на акционерных началах был организован "Русперсбанк".

56 А. Е. Иоффе. Начальный этап взаимоотношений Советского Союза с арабскими и африканскими странами, стр. 57.

57 См. I. Montagu. Land of Blue Sky. L. 1956; O. Lattimore. Nomades and Commissars. Mongolia Revisited. N. Y. 1962; F. Maclean. To the Back of Beyond. Boston - Toronto. 1975.

58 O. Lattimore. Op. cit., p. 170.

59 "Soviet Studies", Vol. XXVI, April 1974, N 2.

60 "The Journal of Modern African Studies", Vol. 13, December 1975, N 4.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЭКОНОМИЧЕСКИЕ-ОТНОШЕНИЯ-СССР-СО-СТРАНАМИ-АЗИИ-АФРИКИ-И-ЛАТИНСКОЙ-АМЕРИКИ-ДО-ВТОРОЙ-МИРОВОЙ-ВОЙНЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

П. Л. СЕДОВ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ СССР СО СТРАНАМИ АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ ДО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.02.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЭКОНОМИЧЕСКИЕ-ОТНОШЕНИЯ-СССР-СО-СТРАНАМИ-АЗИИ-АФРИКИ-И-ЛАТИНСКОЙ-АМЕРИКИ-ДО-ВТОРОЙ-МИРОВОЙ-ВОЙНЫ (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - П. Л. СЕДОВ:

П. Л. СЕДОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
2549 просмотров рейтинг
10.02.2018 (2261 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
1 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ СССР СО СТРАНАМИ АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ ДО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android