Libmonster ID: RU-12649
Автор(ы) публикации: ИРИНА МУРАВЬЕВА


Экономика Москвы: сложный характер или здравый смысл?

В январе-октябре 1997 года промышленностью произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на сумму 1297 трлн рублей. По сравнению с январем-октябрем 1996 года это 101,5%.

Темпы прироста производства по отраслям промышленности в январе-октябре 1997 г., в % к январю-октябрю 1996 года

Медицинская

15,1

Цветная металлургия

3,8

Машиностроение и металлообработка

3,0

Химия и нефтехимия

1,9

Черная металлургия

1,3

По долгу службы журналисты часто бывают в командировках и беседуют с самыми разными людьми. Иногда им завистливо говорят: "Вам хорошо, в вашей Москве! Лужкову, с его-то характером, стоит только рукавом махнуть - и все само собой решается..." Подтекст этих слов ясен: Москве все достается даром, потому что она - столица, да еще с напористым мэром. Но так ли это?

Действительно, по своим экономическим и социальным показателям Москва попадает в немногочисленную категорию "благополучных" регионов. У нее отсутствует задолженность перед федеральной казной. Собственный бюджет уже несколько лет является бездефицитным. Рациональное использование внебюджетных ресурсов позволяет вкладывать средства в различные инвестиционные проекты. В городе практически нет безработицы.

Тактика экономических преобразований, проводимых московским правительством, зачастую отличается от федеральной. Однако при выборе "своего" пути в столице руководствуются не тем, чтобы оригинально выглядеть, а тем, чтобы добиться лучшего экономического результата. И как показывает практика, Москве это обычно удается. Более того, при детальном знакомстве с экономическими концепциями развития столицы сдержанно-настороженное отношение регионов к московским новшествам сменяется зачастую неподдельным интересом.

Одно из свидетельств этому - проходившая в ноябре нынешнего года встреча представителей регионов с Юрием Лужковым в клубе "Российский парламентарий". На ней мэра настойчиво просили рассказать о том, как столичные власти решают экономические проблемы. Кратко на этот вопрос можно ответить так: к экономическим преобразованиям в Москве подходят прежде всего с позиций здравого смысла. Именно с этих позиций мы, учитывая пожелания читателей, попытались в сегодняшней статье дать анализ наиболее существенных аспектов экономической политики столицы.

Под огонь критики в адрес московских властей традиционно попадают одни и те же "объекты" - приватизация, система размещения бюджетных счетов, жилищно-коммунальная реформа, участие в управлении предприятий различных форм собственности. И конечно же стремление использовать столичный статус "по прямому назначению" - то есть добиться от федеральной власти субвенций. Критика идет как слева, так и справа.

Кто кому "втирает очки"?

Одни упрекают в слишком быстрых темпах реформ и чрезмерном "экономическом либерализме" - все вокруг раскупили "частники"; бюджет "крутится" через коммерческие банки; рабочих отправляют в вынужденные отпуска; Москва вошла в пятерку самых дорогих городов мира.

Другие обвиняют в прямо противоположных вещах: московские власти мертвой хваткой держатся за каждый объект городской собственности, тормозя приватизацию. Душат заводы и фабрики в тисках долгов, чтобы присвоить их пакеты акций и тем самым лишить последней самостоятельности.

Создают муниципальный банк и прячут в нем бюджетные счета от глаз общественности; идут на сговор с федеральными властями, позволяя всячески эксплуатировать бедную столицу...

И "правые", и "левые" критики намекают на то, что, недожимая (или, наоборот, пережимая) экономические рычаги, мэр Лужков стремится выделиться на общем российском фоне и набрать себе политические очки.

Доводы критиков, однако, теряют, по крайней мере, половину своей привлекательности, когда при ближайшем знакомстве с ними выясняется: никаких доказательств того, что Москва стремится противопоставить себя центру, нет. Никто из оппонентов не смог привести ни одного примера, когда бы московская исполнительная власть в лице мэра или других членов правительства в устной или письменной форме отвергла бы ту или иную законодательную инициативу федерального центра. Речь может идти лишь о тактике исполнения этой инициативы.

Помним грохот обвала...

Самым болезненным вопросом в отечественной новейшей истории была и остается приватизация и ее последствия. Вернувшись к началу 90-х годов, можно вспомнить: в соответствии с принятой российским правительством программой в одной только Москве чуть ли не в один день около 13 тысяч объектов потребительского рынка "обвально" (то есть бесплатно и без разработанной законодательной базы) поменяли свой статус, превратившись из государственных предприятий в товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО). В результате многие из них, стремясь выжить, бросились торговать вместо молока и мяса импортными конфетами и пивом, вместо хлеба - автозапчастями.

А ведь колоссальный Генплан столицы строился в свое время на том, что одна булочная в одном отдельно взятом районе обслуживает, условно говоря, 10 тысяч человек. При ее ликвидации эта нагрузка соответственно падает на соседние... В результате 1/3 предприятий сферы торговли и услуг для жителей многомиллионного города оказалась безвозвратно потерянной, а инфраструктура потребительского рынка и услуг разрушена... Самый яркий пример той эпохи - приватизация таксопарков, после которой такси как вид городского транспорта надолго исчезло со столичных улиц. Позже, осознав происшедшее, московские власти предложили так называемый "экономический" вариант восстановления службы такси за счет дополнительной эмиссии на сумму стоимости недвижимости, находящейся в распоряжении таксопарков, и закрепили эту долю за собой. Мало-помалу такси начало возрождаться...

В 1992 году произошел перелом: Москве удалось договориться с центром, в столице были приостановлены дешевые продажи и проведена переоценка собственности. В результате последняя приобрела реальную стоимость (разница с первоначальной доходила порой до 1000 раз). Результаты не заставили себя ждать: за 9 месяцев 1994 года городом было реализовано имущества на 90 млрд рублей. В 1995 году эти доходы уже превысили 1 трлн рублей (в тогдашних ценах). А всего от приватизации в этом году Москва получила около 11 трлн рублей, значительно обогнав федеральное правительство, которое тогда ставило своей задачей довести доходы от приватизации до 6 трлн рублей.

Кстати, идею сделать приватизацию доходной статьей бюджета московское правительство воплотило в жизнь на год раньше, чем федеральное, - разговор на федеральном уровне шел тогда лишь о создании среднего класса собственников, который, воспользовавшись плодами бесплатной приватизации, начнет эффективно работать и соответственно приносить доходы казне. Чье решение оказалось более взвешенным, теперь очевидно.

"В итоге Москва от приватизации получила доходов в 8 раз больше, чем вся Россия, - рассказывает министр московского правительства Кемер Борисович Норкин. - В этом вопросе власти исходят из простого, но, как выяснилось, разумного принципа: если человек приобретает имущество за бесценок, то соответственно будет к нему относиться... С нашей же точки зрения, приватизация имеет смысл только тогда, когда собственность, переданная в частные руки, начинает приносить городу и его жителям не меньший, а желательно и больший доход, чем она приносила при государственном управлении.

В том числе нашей задачей на определенном этапе было вернуть с минимальными потерями вконец разорившиеся предприятия, отданные за смешные деньги в частные руки, поднять их экономический потенциал и на основе нормальной коммерческой сделки передать эффективному собственнику".

Доказательством того, что городские власти занимаются именно поиском эффективного собственника, могут служить новые программы, разработанные и реализуемые Фондом имущества при правительстве Москвы наряду с традиционным выставлением на конкурсные торги предназначенных к продаже объектов. Одна из программ, в частности, касается реализации объектов незавершенного строительства (ОНС) на разной стадии готовности. Расположены они в основном в "спальных" районах; стоят соответственно гораздо дешевле помещений в центре столицы и являются для представителей так называемого среднего класса прекрасной возможностью открыть собственное дело. Покупателю могут быть предоставлены льготы - например, рассрочка платежа.

Город, таким образом, решает сразу несколько задач: привлекает инвестиции для скорейшего ввода в эксплуатацию данных объектов; получает средства на новое строительство (только в первом полугодии нынешнего года в целевой бюджетный фонд строительства бесплатного муниципального жилья направлено 138,1 млрд рублей); формирует необходимую инфраструктуру в отдаленных от центра районах.

Говоря о приватизации, нельзя не затронуть вопрос, который обсуждается сейчас на всех уровнях, - речь идет о разрешении частной собственности на землю. "Московское правительство во главе с Лужковым неоднократно подчеркивало, что никакой аллергии по отношению к частной собственности на землю у городских властей нет, - объясняет Норкин. - Если, развиваясь, Москва аннексирует территории, на которых есть частные земельные участки, город с уважением относится к правам землевладельцев.

Другое дело - разумно ли начинать продавать землю в Москве сейчас? Абсолютный либерализм в этом отношении уступает место здравому смыслу даже в развитых европейских странах. В той же Великобритании, например, нет частной собственности на землю, но рыночный механизм тем не менее функционирует и право землепользования является таким же объектом залога, купли-продажи, наследования и прочего, как и право собственности на землю... Другое дело, что правила землепользования в Москве еще находятся в стадии разработки. Пренебрегать их значением никак нельзя: в России примерно сто лет назад уже был печальный опыт, когда города от неупорядоченного землепользования чуть не задохнулись..."

Московское правительство иногда упрекают в том, что проблемы землевладения можно было решить на более раннем этапе, что невозможность продавать и покупать единые комплексы недвижимости - здания и участки под ними - затормозила процесс приватизации. На самом деле была серьезная опасность, что в условиях, когда каждый клочок земли в центре столицы стоит бешеных денег, а у большинства отечественных бизнесменов отсутствуют необходимые средства и заинтересованность в капитальных вложениях, московская земля окажется в основном раскуплена иностранцами.

Что касается промышленных зон, то там частную собственность на землю с успехом заменяет долгосрочная (на 49 лет) аренда с правом пролонгации... Единственное, чего нельзя избежать, - это рост арендных ставок, поскольку дорожает стоимость строительства и жизни в целом. Но при расчете базовой ставки для конкретного арендатора немалое значение имеет профиль его деятельности: для банков коэффициент расчета один, для учреждений социальной сферы - другой (естественно, заниженный по сравнению с первым). Таким образом, и вопрос дальнейшего перепрофилирования арендованного объекта (если химчистку, условно говоря, захотят переделать в казино) неизбежно повлечет за собой пересмотр арендной ставки.

Оштрафовать - легче, а спасти - разумнее

Очевидно, что единожды изменить форму собственности предприятия гораздо легче, чем влиять в дальнейшем на результаты его хозяйственной деятельности. Возможности города по отношению к приватизированным предприятиям в этом смысле весьма ограничены рамками существующего законодательства. Однако такие факторы, как неуплата предприятием налогов в бюджет, сокращение объемов производства и рабочих мест, в конечном счете наносят городу ущерб и увеличивают социальную напряженность. Кроме того, есть еще градообразующие предприятия - транспортные, связи, потребительского рынка, функционирование которых жизненно важно для городской инфраструктуры.

Из двух способов влияния - внеэкономического (штрафы, расторжение договоров аренды, другие меры административного воздействия) и экономического - московские власти в большинстве случаев выбирают второй. С должниками ведется персональная работа. Иногда городские власти предлагают предприятию выпустить на определенную часть приватизированного или находящегося в долгосрочной аренде имущества дополнительную эмиссию акций, которая и станет впоследствии долей города. Причем это не обязательно контрольный пакет.

Есть случаи, когда город помогает найти несостоятельному арендатору финансовую структуру и с ее помощью решить свои проблемы. Например, так было с коллективом парикмахерского салона - бывшего госпредприятия, который, преобразовавшись в ТОО и арендовав помещение, вскоре понял, что оплатить аренду всех площадей по существующим ставкам он не в состоянии. Городские власти могли бы расторгнуть договор аренды и взыскать долги в судебном порядке, но они предпочли другой путь: был найден банк, выкупивший у города это помещение для себя и парикмахерской. Коллектив салона получил право собственности на часть этого помещения. На остальной территории банк разместил свой филиал...

Но, пожалуй, ни одно решение московских властей не вызвало столько нареканий и толков, сколько принятие программы вывода из кризиса бывших федеральных гигантов - ЗИЛа и АЗЛК.

Лужкова упрекали в политических амбициях, в том, что он готов в ущерб интересам города направить бюджетные потоки на оздоровление умирающих монстров и тем самым продемонстрировать несостоятельность федеральной власти в решении элементарных проблем - на уровне одного завода. Но "забывали" при этом, что 20 тысячам рабочих одного только ЗИЛа (или, точнее, 25, если принимать во внимание филиалы, расположенные в Москве) и их семьям будет трудно объяснить, из-за чьей несостоятельности - московской или "центральной" - закрывается завод.

Трудоустройство и социальное обеспечение в этом случае все равно легло бы на плечи столицы. Закрытие завода-гиганта оставило бы "в убытке" и несколько тысяч смежников, поставляющих ему комплектующие. Кроме того, наличие ЗИЛа, работающего ли в полную силу или частично, все равно давало нагрузку на город: квот на коммунальные услуги зиловцам "из центра" ведь никто не выделял.

Однако если бы ЗИЛ и впрямь оказался "черной дырой", вряд ли московские власти смогли бы с закрытыми глазами бесконечно "вливать" в него средства в пику властям федеральным. Сегодняшние показатели свидетельствуют о пусть не быстром, но улучшении ситуации. В частности, по данным Департамента науки и промышленной политики при правительстве Москвы, в 1996 году на ЗИЛе было выпущено всего 7,2 тысячи автомобилей; за 11 месяцев нынешнего года эта цифра равнялась уже 16 857. Затраты на 1 рубль выручки от реализации составили в ноябре 1997 года 93,12 коп. по сравнению со 156 коп. в январе этого же года. В настоящее время в производстве освоено более 20 модификаций одних только малотоннажных "Бычков", пользующихся, по оценкам экспертов, наибольшим спросом среди всего спектра продукции. К августу нынешнего года завод полностью погасил задолженность по заработной плате.

В чем же заключалась финансовая помощь московского правительства АМО ЗИЛ? Главным образом - в предоставлении соответствующих гарантий под кредиты коммерческих банков по существующей на рынке ставке кредитования (по которым завод в настоящий момент также не имеет просроченных задолженностей). К сожалению, одним ЗИЛом "промышленные" проблемы в городе отнюдь не исчерпываются. Многие столичные предприятия - как муниципальные, так и частные - нуждаются в серьезной поддержке, в том числе и финансовой. Они ждут своей очереди.

Банк уполномочен заявить

Рассматривать принцип исполнения бюджета в столице следует с небольшого уточнения. По мнению специалистов Департамента финансов при правительстве Москвы, сложившуюся в стране единую государственную финансовую систему, состоящую из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, единой в строгом смысле этого слова назвать нельзя. В стране до сих пор отсутствуют четко сформулированные принципы бюджетного федерализма.

Московские власти упрекают порой в том, что в столице до сих пор не развернуты территориальные органы казначейства. Но, как неоднократно заявляли специалисты московского Департамента финансов, эти подразделения в нынешних условиях не в состоянии реально управлять бюджетом - в частности, они, во-первых, лишь обнаруживают нарушения по итогам прошедшего года, но не обладают механизмом их предотвращения в течение отчетного периода. Во-вторых, в их задачу не входит осуществление контроля за "материализованной" частью бюджетной системы - проще говоря, имуществом школ, больниц и так далее...

Не отвергая идеи казначейства в принципе, московские финансисты тем не менее неоднократно указывали на ее слабые стороны. В этой связи еще в 1995 году специалистами столичного Департамента финансов и экспертами Межбанковского финансового дома была разработана "Концепция управления бюджетными ресурсами", которая предусматривает внедрение казначейского метода в столице, однако с учетом перечисленных корректировок.

В настоящее время в Москве действует так называемая синтетическая модель исполнения бюджета, которая базируется на параллельном функционировании муниципального банка Москвы и уполномоченных банков, обслуживающих бюджетный процесс. До этого бюджетные счета размещались непосредственно в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) Центробанка.

Это имело свои недостатки - в частности, РКЦ категорически отказывались выплачивать проценты по остаткам на счетах, лишая тем самым городской бюджет значительного источника пополнения своей доходной части. В связи с "закрытостью" внутренней информации РКЦ не могли обеспечить "прозрачность" счетов - следовательно, контролировать их было трудно.

Перевод основной части бюджетных счетов в муниципальный банк Москвы снял эти трудности. Что же касается недоверчивого отношения к уполномоченным банкам ("Прокручивают" бюджетные деньги в ущерб столице!"), то между ними и бюджетной организацией, которую они обслуживают, заключается типовой договор с достаточно строгими обязательствами: ежедневное расчетно-кассовое обслуживание; полное исключение каких-либо задержек платежей; начисление процентов на остатки по счетам (выплаты по среднедневному остатку на каждом счете составляют от 18 до 36 процентов от учетной ставки Центробанка РФ ежемесячно).

Еще один момент, который иногда вызывает недоумение при обсуждении финансовой ситуации в столице, - существование внебюджетных фондов при префектурах. Чтобы понять, почему это происходит, нужно мысленно вернуться в 1991 год, когда было принято решение о реорганизации органов исполнительной власти. На уровне районов остались лишь советы - райисполкомы были ликвидированы. В результате принятие бюджета стало возможным лишь на одном уровне - городском. В этой ситуации префектуры оказались лишены не только каких-либо финансовых ресурсов, но и механизмов их создания, а следовательно, и возможности оперативно реагировать на непредвиденные ситуации.

И тогда накануне принятия единого бюджета в декабре 1991 года на свет появилось постановление столичного правительства о внебюджетных фондах префектур (правильнее их назвать счетами). Они формируются из внебюджетных источников (пеней, штрафов, местного сбора на право торговли и т. д.) и отнюдь не бесконтрольны. Ревизии деятельности префектур проводятся силами московского подразделения Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ.

Нельзя, однако, умолчать о том, что в Москве, как в любом мегаполисе, есть особые проблемы. И они не нашли пока достойного решения. Это и более высокие, чем в других регионах, цены, в том числе и на жилье. Остро стоит вопрос с бесплатным медицинским обслуживанием - далеко не каждый москвич способен оплатить дорогостоящее лечение. Несмотря на городские льготы и доплаты, бедствуют пенсионеры. Список этот можно продолжить...

Но, оставляя в стороне то, что на деле достойно критики, оппоненты обрушиваются на то, что критиковать как раз ни к чему. Те же реконструкция Манежной площади, строительство храма Христа Спасителя, возведение многочисленных памятников - привлекают толпы туристов и тем самым приносят городу и его жителям "косвенные доходы", исчисляемые сотнями миллиардов рублей. Или взять программу развития реформы жилищно-коммунального хозяйства до 2006 года, которая в столице разрабатывается с учетом специфики многомиллионного города...

Но при всех трудностях и недоработках нельзя не согласиться: Москва остается в разделе регионов-отличников не потому, что она столица, а потому, что в ней избегают методов слепого копирования и стараются взвешивать последствия своих решений.

Лейла Мамедова,

обозреватель "ЭЖ"
постоянный адрес статьи : http://ebiblioteka.ru/browse/doc/2765477

простой поиск расширенный поиск каталог изданий помощь обратная связь

Условия подписки

© 2016 East View Information Services | Все права защищены.
Product version: 4.20-SNAPSHOT.g6741.build-31
Загружается...



путевками, билетами в театр, казино и музеи начала предлагать и

такую услугу, как резервирование столика в самых знаменитых

ресторанах в часы пониженной нагрузки по сниженным ценам.

Ги Савуа, владелец двухзвездного ресторана в Париже, открыл

полдюжины бэби-бистро. Меню, разработанное ко Дню благодарения

с супом из тыквы с мидиями, привлекло толпы американцев. Бернар

Луазо пристроил к своему трехзвездному ресторану в Бургундии

детскую площадку для игр и предлагает специальное меню для детей

за 20 долл. Сейчас снова в моде семейные ценности, и мы не можем

себе позволить пройти мимо этой тенденции, говорит Луазо.

Несмотря на то что общественный интерес явно повернулся к более

демократичным заведениям, никто не отнимет у французов их

веками воспитанного преклонения перед хорошей кухней, которая

совсем не обязательно должна быть запредельно дорога. Спад - не

спад, Франция остается Францией, где хорошая еда всегда в чести.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Экономика-Москвы-сложный-характер-или-здравый-смысл

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander KlepatskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Klepatski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

ИРИНА МУРАВЬЕВА, Экономика Москвы: сложный характер или здравый смысл? // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 11.11.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Экономика-Москвы-сложный-характер-или-здравый-смысл (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - ИРИНА МУРАВЬЕВА:

ИРИНА МУРАВЬЕВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Klepatski
Arzamas, Россия
591 просмотров рейтинг
11.11.2016 (2694 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
9 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Экономика Москвы: сложный характер или здравый смысл?
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android