Устранить разрыв во взаимоотношениях -- такую цель ставили перед собой организаторы проекта -- "ФИНУК", направленного на улучшение финансовой коммуникации между украинскими компаниями и потенциальными инвесторами. Финансируется он программой Европейского Союза TASIC.
Для реализации проекта создан Консорциум, членами которого стали "Коммерцбанк АГ", Франкфурт, Германия -- руководитель господин Девид О'Нилл, консультативная компания по связям с общественностью "Ситигейт Дью Роджерсон", Лондон, Великобритания -- руководитель господин Девид Вестовер и "Вуд энд Ко", Прага, Республика Чехия -- финансовые аналитики.
Участники работают в таких сферах, как энергетический сектор (производство и распределение электроэнергии), электротехника, химическая промышленность, производство продуктов питания и напитков, тяжелая промышленность, отрасли легкой промышленности.
За прошедшее время, как отмечает член Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Александр Бойко, Консорциумом совместно с Комиссией подготовлены 23 отчета украинских компаний, которые привлекут внимание западных инвесторов. Каждый отчет - это высокопрофессионально составленный документ, где отражены необходимые сведения об объекте инвестирования.
Большие вопросы у инвесторов к украинской логистике. Огромнейшая страна не имеет до сих пор решений по комплексным перевозкам, доставке грузов в отдаленные регионы. Крупнейшие города Украины уже давно обзавелись складами хранения, структурами по распределению товаров и т.д. Но основная часть населения страны живет все-таки в регионах, а тут с доставкой и логистикой - беда. В последнее время появились компании, предлагающие комплексные решения, но все-таки рынок страны ощущает огромный недостаток в подобных проектах. Хороший пример - транспортная компания "Sat" ("Сат", г. Киев). Лозунг этого предприятия - "Безупречный сервис и скорость доставки". Основная сфера деятельности - перевозки по Украине грузов любого объема и свойства. С каждым клиентом заключается договор, где компания гарантирует сохранность грузов, а также их доставку в назначенное время адресату. Качество услуг гарантируется неустойкой: в случае неисполнения своих обязательств компания готова компенсировать издержки клиентов. Другие же автотранспортные предприятия страны работают не так четко. Постоянно приходится слышать от инвесторов, что происходят задержки с перевозкой оборудования, товаров. В связи с этим происходят сбои в поставках, неисполнения контрактных обязательств, простои и так далее.
Как решить все эти проблемы? Специалистами по инвестициям в экономику Украины уже давно одготовлена информационная брошюра для руководителей украинских компаний и информационные видеоматериалы. Проведены многочисленные консультации, семинары с руководителями компаний, директорами предприятий, бухгалтерами. Накоплена база данных о более чем шести тысячах объектов предпринимательской деятельности в Украине.
На брифинге для журналистов Девид О'Нилл и Девид Вестовер поделились результатами исследований отношения западных инвесторов и финансовых аналитиков к работе в Украине. Вот некоторые их высказывания:
- "Когда мы работаем в Украине, то готовы ко всему, начиная с бюрократии и заканчивая воровством. Это - Марс по сравнению с Лондоном"...
- "Это - кошмар. Киев и киевский аэропорт -- чудесны, но в стране масса очень серьезных проблем: нечем платить за газ, за электричество. Зная все это, начинаешь воспринимать ситуацию в России совершенно здоровой"...
- "Не можешь выпить бутылку водки - забудь о работе в Украине".
Много нареканий со стороны иностранцев на уровень информационной работы предприятий. По их мнению, он очень низок, далек от образцов международной практики. "Мы не ждем, что уровень работы с инвесторами в Украине будет такой же как на Западе, признается один из респондентов, но нам хотелось бы получить грамотные, написанные хорошим и понятным языком информационные материалы. Нам хотелось бы, чтобы эти материалы своевременно обновлялись".
О нашей необязательности свидетельствуют такие высказывания: "Предприятия обещают прислать информацию о себе, но очень часто не выполняют свои обещания", "Если постоянно не напоминать о себе, если никого на предприятии не знать лично, информацию получить невозможно".
На вопрос анкеты "Какие из перечисленных источников, на ваш взгляд, наиболее важны при оценке предприятия?" абсолютное большинство (88 процентов) на первое место вынесли "Встречи с руководством предприятия", затем назвали "Поездки на предприятие", "Квартальные и полугодовые отчеты предприятия", "Годовые отчеты и балансы", "Результаты собственных исследований", "Презентации и роуд-шоу". Прессе и рекламе отведены последние места.
А каковы критерии оценки предприятия? Вот что отнесли опрашиваемые в разряд очень важных критериев:
Вывод напрашивается простой: для портфельного инвестора, понимающего, что не он будет управлять, очень важно, чтобы это управление было надежным. То есть он хочет верить в руководство, которому сможет вверить свой капитал. Для него принципиальным остается одно требование -- чтобы менеджеры управляли аккуратно и давали прибыль.
О чем хотели бы быть информированы инвесторы? В первую очередь -- о стратегии предприятия, его задачах, о тактике действия руководства. Затем -- о финансовых результатах деятельности, о финансовой политике, об ожидаемых размерах прибыли. И, конечно, обо всех значимых событиях (например, об изменении структуры капитала предприятия, об изменениях в сфере производственной деятельности, о состоянии рынка и его тенденциях).
С инвестором надо говорить чаще, чем раз в год. Особое внимание уделять квартальным отчетам, отчетам о прибылях, материалам об инвестиционной деятельности предприятия. Финансовая отчетность не терпит поверхностности, общности. Она должна быть достаточно подробной (например, надо приводить не только общие цифры, характеризующие деятельность всего объединения, но и данные по отдельным предприятиям, входящим в его состав).
К сожалению, в Украине еще немало барьеров для развития инвестиционной деятельности. По результатам проведенного опроса, барьером политического характера является потеря доверия к правительству. Барьеры экономического характера -- неудовлетворительная макроэкономическая ситуация, ограниченные инвестиционные возможности, криминализация экономики, вымогательство, медленный темп перемен.
Общее отношение к украинскому рынку среди западных инвесторов и финансовых аналитиков довольно напряженное, из чего делается вывод, что активизации инвестиционной деятельности в данном регионе в ближайшее время ожидать не приходится.
Предприятия Украины должны активизировать свои контакты с инвесторами и постепенно брать инициативу в общении на себя. Сделать первый шаг в этом направлении ряду украинских компаний помог Консорциум. Следующим этапом его работы совместно с Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку станет выездная презентация, или как принято это именовать на Западе, роуд-шоу с представлением выбранных компаний, участвующих в проекте, потенциальным инвесторам. В числе тех, кого намечено вывезти "на смотрины" во Франкфурт и Лондон -- "Запорожтрансформатор", Донбассэнерго, Днепроэнерго, "Каравай", Химволокно, Одескабель, "Океан", Ценрэнерго, Донецкоблэнерго и "Росава".
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |