Libmonster ID: RU-9039
Автор(ы) публикации: М. С. Соломонов

Чтобы понять, какими качествами и свойствами должен обладать высший разум, проведем сравнение разума человека с разумом животных. Для этого необходимо установить, что может являться единым критерием для сравнения разных по своему уровню интеллектов. А для этого попробуем разобраться, каким воспринимается один и тот же внешний мир людьми и разными животными. "Ни в одном из наших ощущений не дано представления о трехмерном пространстве, и оно составляет логически необходимый, хотя и бессознательный вывод из наблюдаемых нами движений. В виду этого, нельзя не признать, что идея пространства присуща нашему интеллекту, хотя отсюда нисколько не следует, чтобы ей ничто не соответствовало вне нас"1.

Вне нашего восприятия трехмерного пространства не существует. Мерность - это не форма объективной реальности, а форма нашего восприятия. Если пространство вне нашего восприятия не является трехмерным, то это означает, что его объективные свойства не соответствуют нашему наивно-реалистическому представлению о нем. Многие аномальные явления потому и кажутся нам такими, что они не вписываются в наше наивное представление о трехмерном пространстве как объективной реальности.

Для того чтобы развеять наше наивное представление о существовании трехмерного пространства, существующего вне нашего восприятия, попробуем оценить, каким пространство воспринимается другими организмами (разными животными). "Пчелы, конеч-

1 Цертелев Д. Пространство и время, как формы явлений // Вопросы философии и психологии, май 1894 г. (книга 23). С. 245.

стр. 51

но, имеют представление об улье. Похоже ли это представление на наше или нет? Можно ответить, что решительно нет, если мы обратим внимание на то, как складываются представления о вещах у человека. Представление протяженных вещей у человека есть результат его зрительных представлений и его мускульно-осязательных представлений. Благодаря этим последним, его зрительные представления приобретают рельеф, расстояние, форму и т. п. Может ли такое представление быть налицо у пчел? Конечно, нет. Зрительное восприятие пчелы крайне несовершенно вследствие особого устройства ее глаз. Видение ее мозаическим глазом гораздо грубее, чем видение человека посредством ретины. Она видит на очень небольшом расстоянии. Главные представления у нее имеют не зрительный, а обонятельный характер. При отсутствии зрительных представлений у нее не может выработаться таких представлений пространства, как у нас. У нее отсутствуют представления: "близко" или "далеко" в нашем пространственном смысле. Для нее существует: "более сильный запах", "менее сильный запах" и т. д. Следовательно, ее представления о вещах совсем не таковы, как наши. Приблизительно то же самое мы можем сказать относительно собак, главную составную часть представлений которых составляют обонятельные ощущения. Поэтому мы не имеем никаких оснований трактовать животных так, как если бы их представления были похожи на наши"2.

В сознании пчелы отсутствуют трехмерные образы, характерные для нашего восприятия. Таким образом, оказывается, что восприятие внешний мир один, а восприятие одного и того же мира и представление о нем у разных биологических видов разное. Восприятие пространства у пчелы есть не что иное, как пространство "запаха". У нее нет представления о расстоянии и пространстве в том виде, в котором это существует у людей. Об этом свидетельствуют опыты, в которых пчела не в состоянии запомнить того места, в котором она находилась. Поэтому, если мы в нескольких местах "трехмерного" пространства создадим одинаковую "запаховую" среду, то пчеле будет казаться, что она находиться в одном и том же месте. Ей будет казаться, что запах - это и есть сама объективная реальность. В ее восприятии и восприятия не содержится информации о втором и третьем измерениях. Пространство запаха условно можно отождествить с одномерным пространством.

2 Челпанов Г. Об уме животных // Вопросы философии и психологии, январь-февраль 1908 г. (книга 91). С. 49 - 50.

стр. 52

Опыты показывают, что в зрении вороны не содержится третьего измерения, и она зрительно не в состоянии отличить двумерный объект от трехмерного. Ну, а в нашем восприятии не содержится информации о более высоких измерениях (4-м, 5-м,...). Ворона не в силах отличить двумерный объект от трехмерного, а мы не в силах отличить трехмерный объект от четырехмерного. "...Но из этого вовсе не следует, что невозможность представить себе высшие измерения исключает возможность их существования"3. Пчела не может представить 2-е измерение, ворона - 3-е, а мы - 4-е. Объективная реальность одна, а форма ее восприятия у разных видов разная. Одна и та же вещь является разным биологическим видам по-разному. Почему один и тот же мир воспринимается людьми и животными по-разному? Потому что предел осознаваемой мерности для разных биологических субъектов разный. Реальность одна, а ее восприятие и уровень ее осознания для всех разный. Чем выше мерность измерения, тем большей информационной емкостью она обладает (5-й постулат Ю. А. Фомина). Возможности восприятия человека выше, чем у пчелы и вороны, но они так же ограничены пределом осознаваемой мерности (4 млрд. бит/сек). Различие предела осознаваемой мерности также проявляется внутри одного биологического вида - дальтонизм: информационная емкость одноцветного и однотонного образа меньше цветного.

Интересно, что потребность в определении понятия, аналогичного понятию "предел осознаваемой мерности" испытывали философы позапрошлого века: "... Идея пространства может быть неразрывно связана с восприятием внешнего мира нашим интеллектом потому, что протяженность есть неотъемлемое свойство всех тел, или потому, что пространство есть форма этого интеллекта, в которую необходимо должны вливаться все внешние впечатления, или, наконец, потому, что не будучи необходимо связано ни с внутренней сущностью материального мира, ни с нашим интеллектом, оно есть необходимое отношение, так сказать, единственный угол зрения, под которым может быть нами воспринят материальный мир"4.

Для того чтобы понять, что трехмерное пространство - это не объективная реальность, а только форма ее восприятия, проведем несколько мысленных опытов. В сознании слепорожденного не может быть зрительных образов. Но в его сознании присутствуют

3 Фомин Ю. А. Познание тайны. М., 1995. С. 57.

4 Цертелев Д. Пространство и время, как формы явлений. С. 238.

стр. 53

тактильно-мускульные образы. По мускульно-осязательным образам в отсутствии зрительных образов этот человек будет не способен вообразить три взаимно перпендикулярные прямые, т. е. трехмерное пространство. Его комплекс ощущений не позволит ему осознать трехмерного пространства.

Допустим, что существует зрячий человек, у которого отсутствуют тактильно-осязательные ощущения и вестибулярный аппарат. Он не будет чувствовать притяжения (гравитации), скорости и ускорения (инерции). В его зрении будут отсутствовать рельеф, объем и т. д. Зрение этого человека не будет содержать глубины и поэтому будет двумерным. При данном комплексе ощущений мир человеку будет казаться двумерным (плоским).

Полноценному человеку мир дан в форме трех измерений. Если учесть, что комплекс ощущений человека не может передать полной информации о внешнем мире, то отсюда следует, что трехмерная форма также не соответствует в полной мере внешнему миру. Она соответствует ему в какой-то мере, но не является его полной копией (она является трехмерным иероглифом). Если предположить существование субъекта, предел осознаваемой мерности которого существенно превышает человеческий, то можно допустить, что комплекс его ощущений будет богаче, чем у человека, и мерность его восприятия будет больше трех. Многомерные образы данного субъекта также будут соответствовать внешнему миру, но не есть его полная копия. Представление данного субъекта о внешнем мире будет намного шире и полнее, чем у человека. Но познать весь мир в полной мере он также будет не в силах.

Информационная емкость собачьего лая невелика, но максимально содержательна и достаточна для внутривидового обмена информацией. Тем не менее информационная емкость ее "понятий" намного меньше информационной емкости человеческих понятий.

Для того, чтобы был возможен интеллектуальный обмен информацией между разными биологическими видами, необходимо, чтобы у них значения пределов осознаваемой мерности были равными. Поэтому передать смысловое содержание наших человеческих понятий собакам невозможно. Сознание последних не способно переработать того объема информации, которое необходимо для формирования наших человеческих понятий.

По этой же причине мы не можем вступить в интеллектуальный контакт с более высокоорганизованными субъектами, предел осознаваемой мерности которых существенно превышает челове-

стр. 54

ческий. Наше чувственное восприятие позволяет нам осознавать три измерения, а чувственное восприятие более высокоорганизованных субъектов позволит им осознавать окружающий мир в форме 4-х, 5-ти и более измерений.

Чтобы понять, в чем заключается физическая сущность понятия "предел осознаваемой мерности", вернемся к рассмотрению 5-го постулата концепции многомерности пространства, сформулированного Ю. А. Фоминым: чем выше мерность системы, тем большей информационной емкостью она обладает5. Для оценки информационной емкости системы нужно определить, какое количество элементарных сигналов при прочих равных условиях может содержать система и сколько комбинаций можно получить из этих элементарных сигналов. Одномерная система представляет собой линию, поэтому ее информационная емкость определяется количеством отрезков, которые можно разместить на ней. Допустим, что мы ограничимся только двумя отрезками. Предполагая, что каждый отрезок может иметь два варианта состояния (например, 0 и 1 или - и +), из них можно получить четыре комбинации: 0 - 0, 0 - 1, 1 - 0 и 1 - 1 или соответственно - -, - +, + -, + +.

Информационная емкость двумерной системы при этих же условиях уже равна 16-ти, трехмерной - 256, четырехмерной - 65.536, пятимерной - 4.294.967.296 и т. д.

Чем выше мерность восприятия, тем больше его информационная емкость. Для того чтобы осознать тот или иной информационный комплекс, нужно обладать соответствующим значением предела осознаваемой мерности. Четырех- и пятимерные системы измерений мы не осознаем потому, что они обладают большой информационной емкостью, существенно превышающие возможности нашего предела осознаваемой мерности. Информационная емкость куба (трехмерный объект) больше информационной емкости квадрата (двумерный объект), а информационная емкость квадрата больше информационной емкости отрезка (одномерный объект).

Информационная емкость отдельных объектов может повышаться не только за счет повышения мерности системы, но и за счет уменьшения шага квантования (рис. 1).

В нашем случае изображение черно-белое, однотонное, поэтому каждая клетка эквивалентна одному биту информации, если же

5 Фомин Ю. А. Познание тайны. С. 65.

стр. 55

Рис. 1. Зависимость информационной емкости от шага квантования.

а - оригинал; б - шаг квантования 4 мм. Площадь рамки 156 бит6; в - шаг квантования 2 мм. Площадь рамки 650 бит; г - шаг квантования 1 мм. Площадь рамки 2500 бит.

изображение дополнить оттенками и цветом, то объем информации значительно увеличится. Для сопоставления укажем, что информационная возможность современного цветного телевизора без звукового сопровождения составляет 10 млрд. бит в секунду. Правда, мы воспринимаем не всю информацию, а только ее небольшую часть (5 - 10 %).

Для того, чтобы был полностью осознан оригинал (рис. 1, а), необходимо, чтобы предел осознаваемой мерности воспринимающего субъекта соответствовал информационной емкости самого объекта-оригинала. Допустим, что имеется четыре субъекта, с разными возможностями восприятия информации: субъект, способный в своем сознании формировать образы с информационной емкостью, соответствующих емкости объекта-оригинала (а); субъекты, способные формировать в своем сознании образы, информационная емкость которых соответствует емкости изображений (б), (в), (г).

При восприятии объекта-оригинала всеми субъектами его сущность будет осознана только одним субъектом (а), а для остальных будут доступны только явления (б, в, г). Информационная емкость знаков (явлений) для случаев (б), (в) и (г) будет меньше информационной емкости изображения объекта-оригинала. Знак соответствует изображению, но не является его полной копией. Причем, содержание явлений (символов) для всех субъектов будет разным.

6 Бит - элементарная единица информации, соответствует понятиям: "да", "нет", или "0", "1".

стр. 56

Можно провести аналогию в восприятии объективного мира между человеком, вороной и пчелой. Для всех субъектов символы об одном и том же внешнем мире будут разными. Подобие между объектом и его символом будет тем больше, чем по информационной емкости образ-символ будет ближе к самому объекту. Информационная емкость образа определяется мерностью его измерения, шагом квантования, вариантом состояний элементарного сигнала и т. д.

Смысловое содержание всех понятий также находится в прямой зависимости от предела осознаваемой мерности конкретного субъекта. Чем выше предел осознаваемой мерности субъекта, тем больше информационная емкость его образов, тем больше смысла содержится в понятиях данного субъекта. Человеческие понятия более содержательны, чем собачьи, а собачьи понятия содержательнее понятий пчелы и т. д. Собака не может иметь понятия о дифференциальном уравнении n-го порядка, так как информационная емкость этого понятия существенно превышает возможности ее предела осознаваемой мерности.

Процесс чтения также требует того, чтобы значение предела осознаваемой мерности субъекта было не меньше некоторого критического предела: "Переходя от ощущений к мышлению, мы можем еще яснее наблюдать вневременной характер мышления; когда мы читаем что-нибудь, глаза наши перебегают с одной строки на другую, получается целый ряд быстро сменяющихся световых впечатлений, но в результате всех этих впечатлений остается одна мысль. Понятия, вызванные световыми ощущениями, не исчезают, а продолжают жить в нашем сознании, когда ощущения, вызвавшие их, заменились уже другими"7.

Читающий должен обладать способностью удерживать в сознании определенный объем информации, численное значение которого не меньше некоторого предела. Поэтому обучить животных чтению невозможно. Их предел осознаваемой мерности не позволяет перерабатывать в единицу времени необходимый для процесса чтения объем информации. Их способность удерживать в сознании необходимый для чтения объем информации меньше этого предела. Печатный текст содержит очень малый объем информации, при чтении мы воспринимаем не более 200 бит в секунду (один печатный знак несет 5 - 6 бит информации). При чтении происходит интенсивная работа мозга по очень скудной информации, содержа-

7 Цертелев Д. Пространство и время, как формы явлений. С. 242.

стр. 57

щейся в тексте, фантазия и воображение читателя дополняют недостающие детали и формируют сложные видеообразы.

В результате этого общий объем воспринимаемой информации резко возрастает и достигает 105 - 108 бит в секунду. Ведь при чтении по краткому описанию, содержащемуся в тексте, читатель воссоздает образы героев, обстановку действия, батальные сцены и так далее. Таким образом, чтение - это процесс прежде всего создания информации по программе, полученной извне. Поэтому восприятие содержания книги сугубо индивидуально для каждого читателя.

Совершенно иначе обстоит дело при просмотре кинофильма. В этом случае основной объем информации воспринимается зрением и слухом, которые сообщают нам уже готовые видеообразы. Активная работа мозга сводится к минимуму. На его долю приходится только эмоциональное восприятие происходящего на экране8.

Из приведенного примера следует, что между вновь приобретенной и воспроизведенной информациями существует тесная зависимость, они как бы дополняют друг друга. Вместе с тем, возможности мозга по переработке информации ограничены, и поэтому общий объем вновь приобретенной и воспроизведенной информации не может превышать некоторого предела.

Это подтверждают хорошо известные наблюдения. Когда человек занят каким-либо делом, требующим значительного напряжения, его возможности восприятия внешней информации резко сокращаются, он, как говорят, не видит и не слышит, что происходит вокруг. Как правило, человек не может делать одновременно два дела, например, смотреть телевизор и решать трудную задачу. В некоторых случаях интенсивная умственная работа или чтение какой-либо захватывающей книги может отвлекать человека от болевых ощущений или наоборот, болевые ощущения не позволяют сосредоточиться на восприятии информации, поставляемой органами чувств.

Учитывая, что человек воспринимает и перерабатывает от 108 до 1011 бит в секунду, можно предположить, что эти объемы информации представляют собой суммарный, предельный объем вновь

8 При чтении книги и просмотре фильма суммарный объем перерабатываемой мозгом информации одинаковый. Только при чтении объем воспринимаемой информации меньше, чем воспроизведенной. А при просмотре фильма - наоборот: объем воспринимаемой информации больше, чем воспроизведенной.

стр. 58

приобретенной и воспроизведенной информации, который в состоянии воспринять и переработать мозг современного человека.

Умение образовывать общие понятия также тесно связано с понятием "предел осознаваемой мерности": для этого субъект должен обладать способностью одновременно удерживать в сознании несколько однородных единичных образов. "... Между умом животного и человека есть очень существенное различие. Человек мыслит при помощи понятий, при помощи символов; животное лишено этой способности. Спрашивается, можно ли это различие назвать специфическим? Если же признать различие между умом человека и животных, то можно ли допустить, что из ума животных путем развития получится ум человеческий. Различие между умом животных и умом человека, на мой взгляд, нельзя назвать специфическим. Я готов допустить, что между ними нет качественного различия, а только лишь количественное. Можно также допустить, что из ума животных, путем развития может получиться ум человека, но тем не менее различие между умом человека и животных так необычайно велико, что между ними лежит целая пропасть"9.

"На что может идея походить, кроме как на другую идею"10. В чем основная разница между идеями людей и животных? Их информационная емкость. А что определяет информационную емкость идей людей и животных? Их пределы осознаваемой мерности. Предела осознаваемой мерности пчелы не достаточно для формирования образов, характерных для человека. Поэтому идеи людей и животных могут лишь издалека походить друг на друга.

Об ограниченности человеческого разума Дж. Беркли писал: "... Так как человеческий разум конечен, то не удивляются тому, что, трактуя о вещах, причастных бесконечности, он впадает в нелепости и противоречия, из которых ему невозможно высвободить себя, ибо бесконечное по самой своей природе не может быть постигнуто тем, что конечно"11.

Что общего между разными идеями субъектов одного вида? Равенство их информационной емкости. В чем принципиальное различие идей субъектов разных биологических видов? Неравенство их информационной емкости.

Наши понятия информационно более емкие, чем у животных.

9 Челпанов Г. Об уме животных // Вопросы философии и психологии, январь-февраль 1908 г. (книга 91). С. 77.

10 Беркли Дж. Сочинения. М., 2000. С. 13.

11 Там же. С. 119 - 120.

стр. 59

Но они также ограничены пределом осознаваемой мерности. Это важно учитывать, когда заходит речь об интеллектуальном обмене информацией с высшим разумом.

О том, что предел осознаваемой мерности ограничивает возможности по накоплению и переработке информации у всех живых организмов, включая человека, указывает еще один жизненный факт. "Если на экран поочередно проецировать разные изображения и постепенно ускорять их смену, то какое-то время мы сможем каждую картинку фиксировать раздельно. Но по мере ускорения смены кадров делать это станет невозможно. Инерционность мозга не позволяет фиксировать быстро текущие процессы, делая их практически невидимыми для нас. Никому еще не удалось проследить полет пули"12.

Почему же при определенной скорости смены картинок изображение для нас становится размытым и содержание изображений на картинках перестает осознаваться нашим разумом? Ответ простой: наше сознание способно перерабатывать 4 млрд. бит в секунду, а если в секунду проходит более этого, то информация не осознается. Некоторые ошибочно полагают, что в данном случае причиной нашего ограниченного восприятия является не мозг, а зрение. Этот взгляд легко опровергается следующим, близким по своему смыслу к вышеприведенному опытом. Информационная емкость фотографии не зависит от ее размера. Мы можем уменьшить в размере несколько разных фотографий и разложить их рядом таким образом, чтобы все они находились в пределах угла нашего зрения. Для того, чтобы осознать смысл и содержание каждой картинки, нам придется сосредотачивать свое внимание поочередно на каждой из них по отдельности. Наш предел осознаваемой мерности не позволит нам одновременно осознать содержание всех картинок, так как объем информации, содержащийся в нескольких фотографиях, будет существенно превышать наши возможности.

По этой же причине мы не можем проследить полет пули. Для того, чтобы зафиксировать факт передвижения пули, необходимо, чтобы в нашем сознании одновременно жили быстро сменяющиеся впечатления от ее передвижения (пример, аналогичный тому, который приводит Д. Цертелев при объяснении процесса чтения). А для того чтобы удержать в сознании одновременно несколько ее разных положений в пространстве, необходимо располагать соответ-

12 Фомин Ю. А. Познание тайны. С. 82.

стр. 60

ствующим значением предела осознаваемой мерности. Поэтому многие быстро протекающие вокруг нас процессы из-за своей большой информационной емкости не осознаются нами. Для нас все выглядит так, будто этих процессов не существует вообще. Но когда обрывки этих процессов попадают в наше сознание, то нами это осознается как аномальное (непонятное) явление.

Но что не в силах зафиксировать наше сознание, то может зафиксировать более мощное сознание. Допустим, что существует три субъекта с одинаковыми органами чувств, но с разными значениями пределов осознаваемой мерности. Предположим, что у одного из них предел осознаваемой мерности равен 4 млрд. бит в секунду (что соответствует человеку), у второго - 40 млрд. бит в секунду, а у третьего - 400 млрд. бит в секунду. Разместим их перед экраном, на который поочередно будем проецировать разные по содержанию фотографии и будем постепенно ускорять их смену. Нужно отметить, что цветная фотография содержит в себе около 10 млрд. бит. Поэтому, когда человек ее просматривает, то он поочередно пробегает глазами отдельные ее фрагменты. Если смена фотографий на экране будет проходить со скоростью одна фотография за 10 секунд, то информация, содержащаяся на фотографиях, будет осознана всеми тремя субъектами. Если ускорить смену фотографий до одной фотографии в секунду, то вся информация будет еще осознаваться всеми субъектами. Если ускорить смену фотографий до скорости пять фотографий в секунду (5 x 10 млрд. бит), то содержание данных фотографий будет осознано только субъектами с пределами осознаваемой мерности 40 и 400 млрд. бит в секунду. Для человеческого разума изображение на экране будет размытым. Если увеличить скорость смены фотографий до 20 штук в секунду (20 x 10 млрд. бит), то фиксировать каждую картинку раздельно сможет только один субъект, предел осознаваемой мерности которого составляет 400 млрд. бит в секунду. В конце концов, можно ускорить смену фотографий так, что для всех субъектов изображение на экране будет размытым.

"Если учесть, что многомерность является не объективной реальностью, а только осознанием этой реальности конкретным субъектом, то есть все основания утверждать, что действительная информационная емкость любого объекта практически беспредельна. Поэтому при оценке информационной емкости во всех случаях необходимо учитывать уровень осознаваемой мерности, с позиции которой осуществляется такая оценка.

Но объективная реальность не зависит от предела осознавае-

стр. 61

мой мерности, а поэтому можно ожидать множества совершенно неожиданных сюрпризов, аномальных проявлений, которые будут совершенно необъяснимы для нас. Концепция многомерности позволяет значительно расширить наши представления об окружающем мире, но мы всегда будем ограничены свойственным нам пределом осознаваемой мерности, хотя некоторые проявления избыточной, по нашим понятиям, информации и будут констатироваться нами. Это схоже с тем, что наблюдается сейчас при попытках объяснить различного рода сенситивные, паранормальные и другие феномены, которые мы часто относим к аномальным. Явления наблюдаются, хотя и не находят объяснений"13.

Предел осознаваемой мерности ограничивает не только чувственное восприятие, но и рассудочное познание. Каждый субъект конкретного вида способен как-то расширить свое познание и представление об окружающем мире, но выйти за рамки своего предела осознаваемой мерности ему не удастся. Пчела, ворона и собака никогда не увидят мир таким, каким его видят люди, и никогда не смогут понять наших рассудочных понятий (например, что такое дифференциальное уравнение n-го порядка).

Люди зачастую впадают в иллюзию, отождествляя восприятие объективной реальности с самой объективной реальностью. Если для наших органов чувств создать несколько идентичных сред и поместить нас поочередно в каждую среду, то нам будет казаться, что мы находимся в одном и том же месте трехмерного пространства - комплексы наших ощущений (и, следовательно, восприятия) будут идентичными (тождественными). С одной стороны, наши органы чувств позволяют нам воспринимать информацию из внешнего мира, а с другой стороны, они вводят нас в заблуждение. Именно поэтому многие явления природы кажутся нам аномальными, так как они не соответствуют "стандартному" (обычному, привычному) восприятию.

В одном месте Пермской области наблюдается очень интересное явление: автомобили с выключенным двигателем поднимаются в гору. Зрительно (в оптическом пространстве) мы фиксируем направление движения автомобиля с выключенным двигателем снизу вверх, а в гравитационном пространстве автомобиль перемещается в направлении меньшего гравитационного потенциала. По всей вероятности в этой зоне существует гравитационная анома-

13 Фомин Ю. А. Указ. соч. С. 110 - 111.

стр. 62

лия. Наше сознание упорядочивает форму наших ощущений (оптических и гравитационных), поэтому при постоянстве внешних факторов эта форма сохраняется. Когда наше сознание фиксирует явления, запас образов которых в нем уже содержится, то это не вызывает удивления. Но стоит внешним факторам измениться (гравитационная аномалия), вслед за этим меняется и форма нашего восприятия. "Верх", "низ" - это не объективная реальность, а форма ее восприятия. В нашем сознании нет запаса образов явлений, когда автомобиль с выключенным двигателем с ускорением поднимается в гору. И мы называем это "аномальной" зоной, в нашем сознании нет запаса подобных привычных комплексов ощущений и переживаний. Для того, чтобы данное "аномальное" явление перестало для нас быть аномальным, необходимо перевести его из категории необъяснимых в категории привычных.

Чтобы лучше понять физическую сущность данной гравитационной аномалии, можно привести другой пример - опыт с оптической "аномалией", который провел еще в начале XIX в. крупнейший английский физик Дж. Дальтон. Он изготовил очки, которые переворачивали видимые предметы на 180 градусов, т. е. изображение наблюдалось перевернутым. Первое время ношение этих очков доставляло много неприятностей ученому и осложняло его жизнь, но потом он привык к форме восприятия окружающего мира и, казалось, что все встало на свои места. Но когда очки были сняты, то привыкшие к ним глаза видели окружающий мир перевернутым, понадобилось определенное время, чтобы привыкнуть к новой ситуации. Данный пример с оптической "аномалией" очень похож на пример с гравитационной "аномалией". В одном случае аномалия наблюдалась из-за оптических линз, а в другом случае - из-за "гравитационных линз". Не исключено, что если человек будет длительное время находиться в области гравитационной аномалии, то он привыкнет к форме восприятия в этой зоне и для него все встанет на свои места. Но если после этого его поместить в первоначальную гравитационную среду, то она им будет восприниматься непривычной.

Подобные зоны встречаются и в океанах в виде морских гор и долин. Зрительно мы воспринимаем морские горы и долины, тем не менее в каждой точке на поверхности водной горы или долины значение гравитационного потенциала будет одинаковым. Перемещаясь на корабле по водным горам и долинам с "закрытыми" глазами, мы никаких впадин и гор чувствовать не будем. Нам будет казаться, что мы перемещаемся по ровной поверхности. Не-

стр. 63

что подобное происходит с космонавтами в кабине спутника Земли14.

Субъекта, образы которого будут в полной мере соответствовать внешнему миру, можно назвать демоном Лапласа. Для него нет разницы между внешним миром и представлением о нем, поскольку его сознание и органы чувств передают в полной мере информацию о внешнем мире. Его разум способен одновременно воспринимать прошлое, настоящее и будущее. Для него внешний мир - это одна многомерная пространственно-временная фотография. Чем больше информации из внешнего мира перерабатывает субъект, тем ближе он к абсолютной истине. Тем не менее он не будет располагать знаниями в полном объеме. Все субъекты располагают только относительной истиной. Но что может являться критерием того, какая из относительных истин ближе к абсолютной истине? Таким критерием является предел осознаваемой мерности, введенный Ю. А. Фоминым.

Информационная емкость явления меньше информационной емкости сущности. Удвоение мира происходит потому, что мы начинаем осознавать, что явления (иероглифы, символы) - это ограниченное восприятие сущностей. Мы осознаем, что в восприятии разных организмов явления выглядят по-разному в зависимости от значения предела осознаваемой мерности. Удвоение мира будет отсутствовать для демона Лапласа, ибо для него нет разницы между сущностью и явлением.

У разных видов свои символы внешнего мира, свои понятия и представления, свои чувственные и рассудочные возможности познания и границы всего этого определяются пределом осознаваемой мерности, который дается априорно (наследственно). Не исключено, что в процессе деятельности организма (его жизни) возможно незначительное повышение предела осознаваемой мерности.

Нужно иметь в виду, что предел осознаваемой мерности может быть разным не только для разных видов, но также иметь незначительную разницу внутри одного биологического вида. Это проявляется в том, что у некоторых людей появляется возможность воспринимать то, что другими людьми не воспринимается (экстрасенсы). Автору приходилось встречаться с людьми, которые в состоянии читать книги с завязанными глазами или письма в запе-

14 Соломонов М. Реальность физической многомерности // Философские исследования. 2005. N 1.

стр. 64

чатанных конвертах, видеть содержимое в закрытых ящиках и т. д. Появилась теория так называемого "третьего" глаза. Такой способ видения иногда называют зрением четвертого измерения. Но никто толком не может объяснить, что это такое.

Очень часто такие способности появляются у людей, перенесших травму, повлекшую серьезные последствия для органов чувств. Исследования с экстрасенсами показали, что лучшими экстрасенсорными способностями обладают слепые или глухие люди. Имеется статистика людей, которые потеряли в результате несчастного случая зрение, но у них открылась возможность воспринимать внешний мир другим способом. "Третьим глазом" называют способности людей, основанные на нестандартном восприятии с точки зрения основной массы людей. Действительно, дальтоник не способен различать цветовую гамму. А где гарантия, что стандартное восприятие человека - это максимум того, что возможно воспринять из внешнего мира посредством чувств? Поэтому восприятие внешнего мира различно даже внутри одного биологического мира. Но внутривидовое различие в восприятии мира не настолько сильно, как межвидовое.

Появление возможности нестандартного чувственного восприятия внешнего мира (экстрасенсорика) может произойти не только из-за потери того или иного органа чувств, но также в результате тренировки конкретного субъекта или эволюции вида (повышение предела осознаваемой мерности). Это хорошо видно на примере организмов, населявших и населяющих нашу планету. У всех видов разная форма восприятия одного и того же мира.

Проведем несколько опытов. Попробуем при помощи нашего воображения четко представить идеально правильной формы круг (рис. 2 - 1). Сделать это будет не сложно, информационная емкость данного образа не будет превышать возможности нашего предела осознаваемой мерности. Усложним задачу и попробуем четко представить образ из круга и помещенного в него треугольника (рис. 2 - 2). Сделать это будет возможно, несмотря на то, что информационная емкость данного образа будет несколько больше предыдущего. Усложним 2-й образ: поместим внутри треугольника круг (рис. 2 - 3). Информационная емкость данного образа будет больше предыдущих и вообразить его нашему сознанию будет уже сложнее. По мере усложнения образов (увеличения их информационной емкости) мы придем к тому, что существует граница, за которой возможности нашего предела осознаваемой мерности недостаточны. Это означает, что существуют образы с такой информационной

стр. 65

емкостью, которые нашему сознанию вообразить не под силу (рис. 2 - 4, 5, 6, 7). Представить четко изображения, показанные на рис, 2 - 6 и на рис. 2 - 7, когда их нет перед глазами, практически невозможно.

Рис. 2. Увеличение информационной емкости изображения (образа) в зависимости от его усложнения путем увеличения количества содержащихся в нем элементарных фигур

Рис. 3. Формация "Тройная спираль"

стр. 66

Мы можем зрительно воспринимать данные образы, но не можем их вообразить. Для того чтобы представить при помощи воображения подобные узоры, необходимо, чтобы предел осознаваемой мерности субъекта был на порядок больше человеческого.

Теперь перейдем к документальным материалам о явлениях, которые называют "Кругами на полях" (рис. 3, 4).

На что обращают внимание данные узоры на полях:

1. Большая информационная емкость (в узорах имеются сотни кругов и другие геометрические фигуры).

2. Высокая степень геометрической точности самих фигур и их симметричное расположение по отношению друг к другу.

3. Отсутствие каких-либо помарок и неточностей в узорах.

4. Большие размеры узоров (десятки и сотни метров).

5. Необходимость больших затрат энергии для укладки колосьев.

6. Нет ни одной незаконченной формации и не найдено пробных кругов (круги с ошибками и помарками) - это указывает на то, что рисунки появляются без ошибок с первого раза.

7. В области формирования кругов часто наблюдаются светящиеся шары.

стр. 67

8. Круги на полях появляются в разных странах (имеются данные о 9000 кругах).

9. Круги появляются в течение очень короткого промежутка времени (секунды).

Попробуем оценить на глаз информационную емкость узоров, представленных на фотографиях (рис. 3, 4). На рис. 3 имеется узор из 194-х симметрично расположенных кругов, а на рис. 4 - из 409-ти симметрично расположенных кругов. Информационная емкость данных изображений будет определяться не количеством кругов, а числом возможных комбинаций, которые можно получить из данных кругов. Но это только в том случае, если все круги одинакового размера. Но поскольку круги на узорах имеют разные размеры, то это значительно увеличивает их информационную емкость, так как увеличивается количество состояний каждого круга (элементарного сигнала). Число вариантов состояния каждого элементарного сигнала (каждого отдельного круга) будет определяться количеством имеющихся в наличии размеров кругов. Информационная емкость данных узоров существенно возрастает еще благодаря тому, что каждый круг в отдельности имеет высокую степень точности (идеально правильная форма) и высокий предел разрешения (маленький шаг квантования, см. рис. 1) и сам по себе уже обладает большой информационной емкостью. Информационная емкость узоров увеличивается еще благодаря тому, что круги расположены в соответствии с идеальной симметрией и в строгой последовательности.

Теперь попытаемся представить возможности субъекта, способного вообразить в своем сознании данный образ. Ясно, что человеческих способностей для этого недостаточно. Каким пределом осознаваемой мерности должен обладать субъект, чтобы в своем сознании удержать данный образ? А если представить, что мы на поле имеем возможность видеть не весь образ, а только его двумерную проекцию - ведь чем больше мерность образа, тем больше его информационная емкость. А что, если образ десятимерный? Какова в этом случае его действительная информационная емкость?

Если допустить реальность существования таких субъектов, то их восприятие и представление о внешнем мире будет существенно отличаться от нашего. Внешний мир будет восприниматься данными субъектами не в форме трех пространственных измерений (как для нас), а в форме 4-х, 5-ти и более измерений. Мы в сравнении с данными субъектами будем такими же, как пчелки в сравнении с нами. Их знания об объективной реальности будут существенно

стр. 68

превосходить наши знания. Наладить с ними интеллектуальный контакт мы не можем, так как наш разум не в силах воспринять и осознать их образы о внешнем мире и их понятия. Аналогию можно провести следующую: обмен информацией между двумя компьютерами, с разными по мощности процессорами, которые могут работать только в одном максимальном для их процессора режиме. Естественно, что обмена информацией в данном случае быть не может, так как имеет место разная пропускная способность информации.

Возможности таких субъектов при перемещении в многомерном пространстве должны казаться для нас фантастическими, ибо в нашем сознании присутствует твердое убеждение о существовании трехмерного пространства, существующего вне нашего восприятия, и перемещение в пространстве с использованием высших измерений (2-й и 6-й постулаты Ю. А. Фомина) для нас кажется невозможным. Они будут существенно отличаться от нас и по своему строению и своей физиологии.

"В настоящее время все живущее на нашей планете существует за счет потребления энергии Солнца, с ее помощью происходит формирование из неорганических веществ необходимых белков. Они образуются в результате фотосинтеза растениями. Поэтому растения называют продуцентами - преобразователями солнечной энергии и неорганического вещества в биомассу, являющуюся аккумуляторами этой энергии.

Растительные белки потребляются травоядными и отчасти плотоядными животными. Эта группа организмов перерабатывает растительные белки в животные и носит название - консументов. Плотоядные животные в основном используют уже готовый животный белок, поедая травоядных. Третья группа живых организмов - редуценты (бактерии, грибки) потребляют растительные и животные белки в виде погибших животных и растений, а также отходов их жизнедеятельности и превращают их в неорганику.

Таким образом, в природе происходит непрерывный кругооборот: неорганические вещества перерабатываются в органические с потреблением солнечной энергии, а те в свою очередь выполняют обратную операцию. Каждый элемент этой цепочки выполняет определенные функции, без которых обойтись невозможно, а все вместе представляют собой замкнутую систему, потребляющую извне только солнечную энергию.

Внутри этой системы происходят процессы, связанные с передачей энергии и ее реализацией, с выделением тепла. На уровне

стр. 69

консументов и редуцентов основным средством этого являются процессы окисления. В растениях в результате фотосинтеза происходит образование растительного белка, основой которого является углерод. Он получается из двуокиси углерода, потребляемого растениями. Процесс фотосинтеза очень энергоемок, поэтому белковая клетка может рассматриваться как миниатюрный аккумулятор энергии.

В организмах консументов и редуцентов происходят обратные процессы. В результате окисления потребляется кислород и выделяется двуокись углерода и тепло. Таким образом, происходит передача энергии Солнца по цепочке: Солнце - растение - животное. Все это показывает неразрывную связь человека с растительным и животным миром планеты. Но можно ли предположить, что при определенных условиях все элементы этого комплекса могут быть объединены в одном организме, т. е. создан какой-то уникальный организм, который одновременно будет выполнять функции и продуцента, и консумента, и редуцента?

Такое представить себе трудно, тем более, что в описанном кругообороте для формирования биологических структур необходимо иметь неорганические вещества, а для реализации фотосинтеза нужны преобразователи значительной площади, тем более, что поступление энергии от Солнца очень непостоянно и резко изменяется в зависимости от времени суток, времени года, широты, на которой находится субъект, и многих других обстоятельств. Современные солнечные батареи в среднем обеспечивают получение мощности в 10 Вт с площади в 1 м2. Следовательно, для обеспечения жизнедеятельности человеческого организма необходимы площади порядка от 10 до 25 квадратных метров, причем ориентированные определенным образом в пространстве относительно Солнца. Видимо, фотосинтез плохо сочетается с требованиями мобильного высокоразвитого организма.

Однако фотосинтез является не единственной возможностью получения биомасс из неорганического вещества. Так, например, известен хемосинтез, при котором формирование биомассы осуществляется путем окислительно-восстановительных реакций неорганических соединений за счет действия определенных видов бактерий. Не исключено, что могут существовать и другие, неизвестные нам еще пути формирования биомассы из неорганического материала.

Поэтому нельзя исключить того, что на определенном этапе эволюционного развития могут появиться биологические виды,

стр. 70

сочетающие в себе частично или целиком качества продуцентов и консументов. Такие существа будут потреблять из окружающей среды только энергию и неорганику, необходимую для формирования биомассы.

Они смогут обитать в очень неблагоприятных, по нашему мнению, средах, не будут требовать органического питания, кислорода для дыхания и тому подобного. Все это повысит их свободу и независимость. Естественно, что области возможного обитания такого существа будут очень обширными.

Возможны промежуточные варианты, когда потребность в органическом питании не исчезнет полностью и сохранится, в какой-то степени сохранится и потребность в потреблении газов из окружающей среды, т. е. частично сохранятся и функции дыхания. Во всех этих случаях существование таких организмов должно сочетаться с какой-то особой микрофлорой, их населяющих, которая сама станет результатом эволюционного процесса.

Но если предположить, что такое будет иметь место, то это неизбежно приведет к коренному изменению биологической структуры каждой отдельно взятой особи. Это прежде всего скажется на его внешнем облике. Исчезнут за ненадобностью многие привычные для нас органы. Например, отказ от получения материально-энергетического обеспечения через биомассу, произведенную на стороне, приведет к исчезновению или перерождению пищеварительного тракта и всех обслуживающих его элементов. Могут оказаться ненужными органы дыхания, если получение энергии не будет связано с процессами окисления. Существенные изменения, по всей вероятности, будут претерпевать и все органы чувств.

Такие существа, даже отдаленно, не будут похожи ни на современного человека, ни на известных нам животных. Возможно, что их внутреннее совершенство будет соответствовать совершенству внешнего облика, а самой совершенной геометрической фигурой, безусловно, является шар, хотя не исключено, что они будут обладать способностью трансформировать свои внешние контуры в зависимости от потребностей данного момента.

Кроме того, такие структуры для обеспечения своей жизнедеятельности и в том числе для свободного перемещения в пространстве (не исключая и высшие измерения) должны будут обладать громадной энергонасыщенностью. Поэтому, если такое существо попадет в земную атмосферу, оно окажется окруженным ореолом ионизированного воздуха, т. е. будет представлять собой физическое тело шарообразной или какой-либо другой конфигурации, ок-

стр. 71

руженное светящимся ореолом. Интенсивность такого свечения будет зависеть от его энергетического состояния, которое может изменяться в зависимости от энергетической потребности в данный момент.

Случаи появления таких образований в атмосфере нашей планеты многократно описывались в уфологической литературе. Они обычно относятся к категории НЛО...

Возможно, что такая форма живых существ является высшим проявлением разумной жизни. Если изложенные предположения близки к истине, то в подобных случаях мы сталкиваемся с проявлением деятельности неких космических сущностей, которые способны за счет реализации закономерностей многомерности мгновенно перемещаться в любой уголок Вселенной. Они уже вышли за рамки планетарных сущностей и являют собой чисто космическое явление. Но все это, конечно, только предположения, которые пока нет никаких оснований рассматривать как бесспорную истину"15. Если такие субъекты действительно существуют, то их представление о пространстве и времени совсем не будет соответствовать нашему представлению о трехмерном пространстве и одномерном времени как объективно существующей реальности. Они будут осознавать многомерность пространства и времени и будут обладать возможностью ее использования.

"17 февраля 1985 года грузовой поезд N 1702 следовал обычным маршрутом через Петрозаводск, Суоярви на Костомукшу. Он состоял из 70 порожних гондол и двухсекционного тепловоза. Поезд вели машинист С. Орлов и В. Миронов. Состав проследовал через Эсеймо и продолжал движение к станции Новые Пески. В 20 часов 35 минут бригада тепловоза вдруг заметила, что справа, за деревьями, параллельно поезду движется какой-то странный объект, представляющий собой светящийся шар.

Неожиданно к земле от шара протянулся яркий луч света, потом этот луч как бы втянулся обратно в шар, именно втянулся, а не погас. Несколько минут спустя произошло невероятное. Шар изменил направление полета, быстро пошел наперерез поезду и оказался в 30 - 50 метрах перед тепловозом, продолжая свое движение параллельно поезду.

Машинист попытался остановить поезд, выключил ходовые двигатели и привел в действие тормозную систему, но поезд продолжал неуклонно двигаться за шаром, какая-то неведомая сила

15 Фомин Ю. А. Познание тайны. С. 310 - 315.

стр. 72

тащила его на подъем. Машинисту и его помощнику ничего не оставалось делать, как ожидать дальнейшего развития событий. Теперь можно было рассмотреть этот таинственный объект. Он представлял собой светящийся полупрозрачный шар правильной геометрической формы диаметром около четырех метров.

Шар перемещался впереди тепловоза беззвучно, не касаясь земли. Он тащил за собой поезд, но каким образом - понять было невозможно. Сергей Орлов связался с дежурной по станции Новые Пески (рация все время работала бесперебойно) и пытался объяснить ей, что происходит с поездом. Она толком так ничего не поняла, но связалась с диспетчером, сообщила ему, что по перегону движется неуправляемый поезд, и вышла встречать прибывающий поезд.

Через некоторое время она увидела, что к входной стрелке со скоростью 60 км/час приближается тепловоз, впереди которого следовал светящийся шар, а перед ним можно было различить какой-то красный вибрирующий предмет, похожий по форме на перевернутый таз (машинист и его помощник этого предмета не видели).

У входной стрелки шар отделился от тепловоза и обошел станцию стороной, однако остановить поезд не удалось, и он проследовал станцию, не снижая скорости. За выходной стрелкой шар вновь пошел наперерез поезду и опять занял свое место перед тепловозом, при этом произошел удар, скорость сразу упала с 60 до 30 км в час. В кабине тепловоза попадали на пол различные предметы, а машинист и его помощник ударились о лобовое стекло, но обошлось без серьезных травм. Поезд опять стал набирать скорость, хотя двигатели тепловоза не работали. Остановить его удалость только на станции Застава, на подходе к которой шар ушел от поезда и скрылся за лесом.

На станции ожидал встречный поезд, который следовал на Петрозаводск. До его прихода шар не появлялся. Обеспокоенный состоянием тепловоза Орлов спустился из кабины и стал проверять состояние скатов. Но в это время он увидел яркий свет и почувствовал, что какая-то сила прижала его к тепловозу так, что он не мог шевелиться. С трудом машинист добрался до кабины и в этот момент поезд вновь тронулся с места. Шар опять был впереди поезда. И опять поезд продолжал движение под действием неизвестной силы. Спустя некоторое время шар вдруг оторвался от поезда, описал в воздухе дугу и окончательно исчез за лесом.

Вся эта история продолжалась один час двадцать минут, шар протащил поезд свыше 50 километров, за счет чего было сэконом-

стр. 73

лено 300 килограммов дизельного топлива, а участники события пережили тяжелое нервное потрясение. Достоверность случившегося подтверждается диаграммами самописцев, установленных на тепловозе и другими официальными документами. Кроме того, еще до случая с поездом, пролет светящегося шара наблюдался на станции Кутижма...

Описанный случай достаточно убедительно подтверждает факт существования определенной формы НЛО (светящийся, энергонасыщенный шар), но не может рассматриваться как доказательство существования некоторых биологических образований, обитающих непосредственно в космосе"16.

"... Несмотря на безусловную достоверность существования НЛО как объективной реальности, природа этого явления остается нераскрытой. Объяснение сложившегося положения можно видеть в проявлении двух факторов:

- во-первых, под НЛО мы подразумеваем, по всей вероятности, не одно какое-то конкретное физическое явление, а целый спектр явлений, совершенно различных по своей природе и характеру, каждое из которых требует самостоятельного исследования и объяснения;

- во-вторых, в некоторых случаях мы сталкиваемся с качественно новыми категориями, которые невозможно понять и объяснить с позиций распространенных мировоззренческих концепций, поэтому, прежде всего, следует подготовить базу, с позиции которой можно искать какие-то объяснения (многомерность пространства и времени, внеклеточные информационные структуры и их материализация, и тому подобное).

... В 1950 году, созданная в Соединенных Штатах специальная комиссия ATIC расследовала многочисленные сообщения о появлении НЛО и установила, что большинство из них вполне объяснимы обычными земными проявлениями. А именно:

баллоны, зонды и другие летательные аппараты

15,4 %

астрономические и атмосферные явления

15,2 %

оптические явления и птицы

6,3 %

мистификации

1,6 %

радарные помехи

5,8 %

отсутствие достаточной информации

23,8 %

необъяснимые явления

14,3 %

16 Фомин Ю. А. Указ. соч. С. 382 - 384.

стр. 74

Из приведенного перечня следует, что только две последние позиции (38,1 % случаев) могут содержать информацию об НЛО, да и то только частично. А все остальное к НЛО никакого отношения не имеет.

Подобные сопоставления проводились и другими исследователями в разных странах и в разные годы. Естественно, что соотношение информации по различным группам колебалось в очень широких пределах...

Если даже рассматривать только явления, по которым есть исчерпывающая, достоверная информация и которые не поддаются объяснению с позиции современной науки, то это вовсе не значит, что в этих случаях мы обязательно имеем дело с проявлением космических контактов. Очень часто такое объясняется ограниченностью нашего восприятия окружающего мира и просто непониманием происходящих процессов и наблюдаемых явлений.

Слишком часто уфологи выдают желаемое за действительное. Любое явление или факт, не находящие объяснение в рамках общепринятых концепций или о которых мы просто не располагаем достаточной информацией, пытаются отнести к проявлению деятельности инопланетян. В этом легко убедиться, познакомившись с многочисленной литературой, которая, как правило, содержит различные описания событий и фактов, часто очень сомнительных, на базе которых строятся самые невероятные предположения.

Основным недостатком большинства уфологов является их ярко выраженная антропоцентрическая позиция, которая основывается на ряде ошибочных тезисов и может быть сведена к следующему:

- чем выше уровень цивилизации, тем более совершенными техническими средствами она должна обладать;

- как бы ни был высок уровень развития цивилизации, его представители всегда будут обладать теми же качествами и свойствами интеллекта, только на более высоком уровне, чем тот, который характерен для современного человека, отсюда ожидается единообразие стремлений, желаний и характера логических закономерностей, характерных для любой формы цивилизации, обитающей во Вселенной;

- каждая космическая цивилизация представляет собой автономное образование, обусловленное определенными границами пространства и времени, хотя возможны и определенные союзы и объединения различных цивилизаций на высших стадиях развития;

- строение Вселенной соответствует нашим представлениям о

стр. 75

ней, возможны только некоторые дополнения и уточнения этой модели;

- существование любой космической цивилизации тесно увязывается с какой-то конкретной планетой или группой планет.

Этот мировоззренческий комплекс формирует подход не только уфологов, но и представителей официальной науки, к путям разрешения проблем, связанных с возможностью жизни во Вселенной.

Ярким примером такого подхода может служить общеизвестная программа SETI, призванная осуществить поиск признаков существования разумной жизни во Вселенной. В основу этой программы положено предположение, что на определенном этапе своего развития космические цивилизации достигают некоторого уровня технического прогресса, характеризующегося теми же качественными критериями, что и наша земная цивилизация. К ним относятся:

- высокий уровень развития техносферы;

- интенсивное энергопотребление;

- широкое использование радиосвязи и телевидения;

- освоение космического пространства с помощью специальных кораблей или зондов;

- использование других технических средств, влияющих на окружающую среду.

Предполагается, что по мере дальнейшего развития цивилизации эти качественные критерии сохраняются на продолжительный в астрономических масштабах промежуток времени (миллионы лет), происходит только совершенствования технических средств, расширение сферы их приложения, повышение эффективности и т. п. А если так, то в основу поиска космических цивилизаций предполагается положить средства, позволяющие фиксировать эти критерии в разных районах Вселенной. Например, прослушивание эфира мощными радиотелескопами с целью регистрации радиосигналов, исходящих от дальних планет, с последующей их расшифровкой.

Однако, несмотря на значительные затраты и многолетние эксперименты по программе SETI не дали положительных результатов и все поиски разума во Вселенной пока остались безрезультатными, хотя исследования в этом направлении ведутся ... с 1959 года. Из всего изложенного следует, что при решении вопросов, связанных с проблемой НЛО, следует, прежде всего, отказаться от сугубо антропоцентрических догм и взглядов, пересмотреть важ-

стр. 76

нейшие мировоззренческие концепции, которые не позволяют объективно рассматривать происходящее"17.

На определенном уровне эволюционного развития организмы могут приобрести качества и свойства, которые будут во многом не характерны для современного человека. Эти качества и свойства позволят этим субъектам мгновенно перемещаться в пространстве на значительные, по нашим представлениям, расстояния. Они уже не становятся привязанными к какой-либо конкретной планете и по своей природе являются существами галактическими. У них другое представление о пространстве и нахождении в конкретной его области. Для них понятия "тут" и "там" совсем не соответствуют нашим понятиям.

"Вполне вероятно, что в недалеком будущем Человечеству придется столкнуться с совершенно новым, неизвестным пока явлением - "эффектом кажущегося присутствия", который будет проявляться в возможности восприятия субъектом происходящего на значительном расстоянии от него и даже частично ощущать некоторые воздействия от удаленных физических предметов. Такое состояние станет реальным вследствие непрерывно протекающего процесса расширения предела осознаваемой мерности и увеличение объема осознаваемой человеком информации. Уже первые, очень слабые подобные проявления иногда наблюдаются в нашей жизни в виде странных сновидений, галлюцинаций и предчувствий. Но мы пока еще не можем понять природу и значение таких проявлений.

Реализация "эффекта кажущегося присутствия" позволит значительно расширить познания человека об окружающем мире и, в том числе, за пределами Солнечной системы. При этом могут исследоваться такие небесные тела, которые не доступны для непосредственного посещения. Это обстоятельство позволит Человечеству подготовиться к конкретным перемещениям в пространстве с использованием высших измерений. Определится выбор объектов, задачи и тактика поведения, соответствующая конкретным условиям и многое другое. Можно предположить, что какого-то хаотического знакомства со Вселенной, о котором часто приходится читать в фантастических романах, никогда не будет. Видимо, значительная часть необходимых исследований на чужих планетах будет выполнена задолго до их посещения и физического присутствия на них.

17 Фомин Ю. А. Познание тайны. С. 365 - 368.

стр. 77

Необходимость в последнем только свидетельствует о недостаточно высоком уровне развития цивилизации, а следовательно невозможности дистантного получения необходимой информации. Чем выше этот уровень, тем проще осуществляется ее восприятие. Эту истину следует четко представлять себе некоторым уфологам, которые утверждают, что иногда действия уфонавтов связаны с проведением определенных комплексов исследований и именно это является причиной посещения нашей планеты. В таких суждениях очень четко просматривается антропоцентризм мышления исследователей"18.

18 Фомин Ю. А. Указ. соч. С. 397 - 398.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Ю-А-ФОМИН-О-ПРЕДЕЛЕ-СОЗНАВАЕМОЙ-МЕРНОСТИ-АНОМАЛЬНЫХ-ЯВЛЕНИЯХ-И-ВЫСШЕМ-РАЗУМЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Galina SivkoКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sivko

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. С. Соломонов, Ю. А. ФОМИН О ПРЕДЕЛЕ СОЗНАВАЕМОЙ МЕРНОСТИ, АНОМАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЯХ И ВЫСШЕМ РАЗУМЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Ю-А-ФОМИН-О-ПРЕДЕЛЕ-СОЗНАВАЕМОЙ-МЕРНОСТИ-АНОМАЛЬНЫХ-ЯВЛЕНИЯХ-И-ВЫСШЕМ-РАЗУМЕ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - М. С. Соломонов:

М. С. Соломонов → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Galina Sivko
Краснодар, Россия
1799 просмотров рейтинг
14.09.2015 (3140 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Ю. А. ФОМИН О ПРЕДЕЛЕ СОЗНАВАЕМОЙ МЕРНОСТИ, АНОМАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЯХ И ВЫСШЕМ РАЗУМЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android