Libmonster ID: RU-7027
Автор(ы) публикации: М. МОСКАЛЕВ

На протяжении всей истории своего существования большевистская партия придавала огромное значение партийной печати - легальной и нелегальной - и рассматривала печатное революционное слово как сильнейшее средство организации и воспитания членов партии и трудящихся масс, сильнейшее средство борьбы с самодержавием, буржуазией и так называемыми социалистическими партиями - агентурой буржуазии в рабочем движении.

Вожди партии Ленин и Сталин учили партию всегда помнить о силе воздействия революционных идей на широкие народные массы и острю оттачивать оружие печатного партийного слова.

Ленин и Сталин, будучи сами выдающимися партийными литераторами, всегда заботливо растили кадры литераторов в партии и использовали всякую возможность для легального и нелегального распространения партийной печати. Товарищ Сталин был организатором и инициатором подпольной партийной техники и почти всех нелегальных большевистских изданий на Кавказе.

*

Девятнадцатилетним юношей, в 1898 г., товарищ Сталин вступил в "Месаме-даси" - первую марксистскую социал-демократическую организацию в Грузим. В том же году он вместе со своими ближайшими товарищами Ладо Кецховели и Сашей Цулукидзе образуют группу революционного меньшинства. Характерно, что первое острое разногласие между большинством и меньшинством "Месаме-даси" возникло по вопросу о необходимости создания нелегальной печати.

Оппортунистическое большинство "Месаме-даси" не считало необходимым вести революционную борьбу с самодержавием и выступало против создания нелегальной печати. Меньшинство же, преследовавшее цели организации рабочего класса на революционную борьбу с самодержавием и капитализмом", развития массовой политической агитации и пропаганды марксизма, создания подлинно пролетарской партии, горячо и настойчиво выступало за создание нелегальной печати.

Меньшинство "Месаме-даси" не только спорило: оно принимало практические меры к созданию подпольных типографий.

В 1898 г. товарищ Сталин руководил в Тифлисе рядом рабочих социал-демократических кружков, в частности кружком рабочих-печатников. В беседах с ними он интересовался практической возможностью создания нелегальной типографии. По совету товарища Сталина Ладо Кецховели с целью изучения типографского дела и организации нелегальной типографии поступил на работу в легальную типографию А. Хеладзе. Здесь Ладо отпечатал переведенную им на грузинский язык брошюру Дикштейна "История куска хлеба". Это была первая нелегальная бро-

стр. 53

шюра на грузинском языке. Здесь же Ладо Кецховели отпечатал ряд листовок тифлисских социал-демократов.

В 1900 г. товарищ Сталин при помощи М. Давиташвили во время забастовки рабочих ряда тифлисских предприятий организовал печатание прокламаций -и воззваний.

В конце 1900 г. Ладо Кецховели, овладевший уже к тому времени техникой печатания, был направлен партийной организацией в Баку для оживления партийной работы, причем получил специальное задание - оборудовать там подпольную типографию. Л. Кецховели оборудовал ее вначале довольно кустарно, но в связи с ростом политической активности бакинских рабочих вскоре обнаружилась необходимость значительного ее расширения. По совету товарища Сталина Ладо Кецховели удалось добыть выписанную из-за границы новую печатную машину "и установить ее в подпольной типографии. Для приобретения этой машины нужно было разрешение губернатора. Ладо Кецховели составил на свое имя удостоверение от имени елисаветпольского губернатора на право открытия типографии, подписал этот документ за губернатора, заверил его у нотариуса и при помощи этого удостоверения выписал печатную машину фирмы "Аугсбург". Бакинская типография сыграла большую и славную роль в деятельности не только кавказской, но и общерусской социал-демократии. В этой типографии с сентября 1901 г. стал печататься первый орган грузинских революционных социал-демократов ленинско-искровского направления - "Брдзола" ("Борьба"). В том же году Ладо Кецховели наладил связь с В. И. Лениным и по его поручению приступил к размножению типографским способом и распространению по России "Искры" - центрального органа РСДРП.

В переписке В. И. Ленина с Н. К. Крупской нелегальная бакинская типография называлась "Нина". Организатора этой типографии Л. Кецховели называли "отец Нины".

Меньшего размера типографию товарищ Сталин вместе с тов. Михо Бочоридзе оборудовал в 1901 г. в одном из районов Тифлиса - Надзаладеви (Нахаловка), - в доме Азмайпарашвили. Эта типография вскоре перекочевала на Лоткинскую гору, в дом Цкалоба Сологашвили, а затем была перенесена недалеко от станции фуникулера.

В конце 1901 г., после неудачной попытки одного "из членов Тифлисского комитета социал-демократов создать в Батуме социал-демократическую организацию, туда был направлен товарищ Сталин. Через месяц в Батуме была оформлена социал-демократическая организация, а спустя еще два месяца при помощи местных рабочих - печатников и нефтяников товарищ Сталин создал подпольную типографию, которая систематически печатала прокламации и воззвания, явившиеся сильнейшим орудием политического воспитания рабочих масс. Во время мартовской демонстрации (1902 г.) батумских рабочих товарищ Сталин сам печатал в этой типографии им же написанные прокламации. Впоследствии эта типография была перенесена в находящееся возле Батума селение Махмудия, где она продолжала успешно работать. Товарищ Сталин после своего ареста в апреле 1902 г., находясь в батумской тюрьме, писал и передавал на волю прокламации, которые размножались в этой созданной нм типографии.

В сентябре 1902 г. в Баку был арестован тов. Ладо Кецховели, подло застреленный жандармами 17 августа 1903 г. в камере метехской тюрьмы в Тифлисе. Однако типографию удалось частично спасти от полицейского разгрома, и после небольшого перерыва она вновь стала выпускать издания бакинских революционных социал-демократов.

*

В марте 1903 г. был созван первый съезд кавказских социал-демократических, организаций. Этот съезд, солидаризировавшийся с направлением ленинской "Искры", избрал Кавказский союзный комитет, в который

стр. 54

заочно был введен товарищ Сталин, находившийся в то время в батумской тюрьме. По решению съезда грузинская газета "Брдзола" и армянская газета "Пролетариат" были объединены, и с 1903 г. стал выходить орган Кавказского союзного комитета под названием "Брдзола пролетариатис" ("Борьба пролетариата").

Перед Кавказским союзным комитетом, естественно, стал вопрос о необходимости оборудования нелегальной типографии. Маленькая типография Тифлисской организации в Чугурети не могла удовлетворить нужд Комитета в издания партийной литературы.

Летом 1903 г. по предложению находившегося в кутаисской тюрьме товарища Сталина Кавказский союзный комитет дал задание члену Комитета тов. Михо Бочоридзе, ученику и близкому другу товарища Сталина, организовать в Тифлисе тщательно законспирированную подпольную типографию, которая метла бы в больших тиражах печатать партийную литературу.

Михо Бочоридзе, передовой рабочий-революционер, способный организатор, с большой энергией и умной осторожностью опытного подпольщика взялся за выполнение этого поручения. Для постройки типографии Михо Бочоридзе выбрал на окраине Тифлиса - Авлабаре - пустырь с редко разбросанными на нем домами. Было решено получить разрешение городских властей на аренду выбранного участка и постройку на нем небольшого жилого дома. Давид Ростомишвили без труда заарендовал участок сроком на 24 года с уплатой арендной платы в размере 20 рублей в год.

"В тот же вечер, - рассказывает тов. Д. Ростомашвили, - для обсуждения вопросов, связанных с постройкой дома, было созвано совещание (в погребе фруктовой лавки брата моего Константина на б. Солдатском базаре), на котором присутствовали Михо Бочоридзе, Сандро и Вано Чодришвили, Мириан и Тедо Маградзе, брат мой Константин Ростомашвили и я. Собрание проходило под видом выпивки, поэтому на столе были расставлены вина и разные закуски. На этом совещании был окончательно выработан тип постройки, который полностью отвечал требованиям строгой конспирации".

Д. Ростомашвили с знакомым Михо Бочоридзе, служащим городской управы, поехали на заарендованный участок, и там был составлен официальный план постройки. В сентябре 1903 г. тифлисская городская управа дала разрешение на строительство жилого дома на Каспской улице, N 4, на Авлабаре.

Выработанный на совещании проект постройки отличался от официального тем", что под обычным подвальным помещением двухкомнатного жилого дома намечалось построить еще один подвал, который и предназначался для установки типографского оборудования.

Приступили к постройке. Участок обнесли забором высотою в 1,5 метра и пригласили землекопов, не знавших, конечно, о том, что здесь строится подпольная типография. Им было лишь известно, что строится дом" с подвалом для хранения льда. Землекопы столкнулись с неблагоприятными условиями грунта, ворчали, настаивали на приходе хозяина, надеясь на повышение оплаты, но часть строителей, знавших о назначении строительства и заботившихся об экономии ограниченных средств Кавказского союзного комитета, убедила землекопов в бесполезности переговоров с хозяином вследствие якобы необычайной скупости последнего.

После того как была вырыта яма (11 аршин в глубину, 12 - в длину и 8 - в ширину), нанятые каменщики приступили к укладке фундамента. Уложили нижнюю часть фундамента и стены. А затем, когда надо было приступить к сугубо конспиративной части строительства, рассчитали всех рабочих, которым заявили, что хозяин обанкротился и приказал приостановить работу.

стр. 55

Между тем средств стало действительно не хватать. Необходимо было хотя бы временно получить кредит деньгами или строительными материалами.

"Мне пришлось, - рассказывает тов. Д. Ростомашвили, - обратиться к одному знакомому купцу с просьбой дать на короткое время в кредит нужное количество строительных материалов (купец этот имел лесопильный и кирпичный заводы). Но прежде чем одолжить просимое, купец пожелал узнать, что и где я строю. Это "удовольствие" я ему доставил, показав наше начатое строительство. Увидев глубокую яму, купец отпрянул в сторону и с удивлением спросил меня, для чего она предназначена. На это я ему ответил, что внизу будет ледник, а наверху жилой дом. Такая "хозяйственность" ему очень понравилась, и он отпустил мне просимые материалы".

На строительстве оставалось лишь несколько человек, знавших о нелегальной типографии и участвовавших в ее строительстве. Эти товарищи быстро покрыли подвал каменным сводом. В оводе оставили отверстие, необходимое для дальнейшего внутреннего устройства помещения типографии, затем свод засыпали слоем земли толщиною в 2 аршина и лишь после этого пригласили новых рабочих, позаботившись о том, чтобы ни один из ранее работавших не попал сюда вновь. Пришедшие рабочие нашли годную для полуподвала весьма небольшую яму и, конечно, не могли подозревать, что под этой я мой сооружено какое-то помещение. При помощи нанятых рабочих был выстроен двухэтажный жилой дом с полуподвалом.

После окончания строительства надо было провести достаточно хорошо законспирированный ход в предназначенное для типографии подземелье. С этой целью пригласили рабочего-специалиста, который вырыл колодец, а затем этого рабочего рассчитали. Остававшиеся на строительстве товарищи соорудили две деревянные лестницы, опустили в колодец и соединили их болтами, после чего, наложив на отверстие колодца балки, засыпали его сверху землей. Землю сравняли и никаких признаков существования колодца снаружи не оставили. После этого был приглашен другой рабочий-специалист для рытья колодца. Он вырыл новый колодец глубиной в 6 - 7 саженей. Колодец этот, наполненный водой, представлял собой обычный водоем, предназначенный для получения жильцами воды. Тоннель между колодцами пришлось прокладывать после того, как был рассчитан второй рабочий, ибо никому из посторонних этой работы нельзя было поручить. Затем над колодцем, якобы с целью предохранения его от загрязнения, построили сарай так, что колодец оказался внутри сарая.

Таким образом, для того чтобы попасть в типографию, необходимо было войти в сарай, спуститься в колодец, по тоннелю пройти во второй, закрытый сверху колодец и, поднявшись по лестнице второго колодца, войти в типографию.

"Для доступа свежего воздуха в подвал - вспоминает "хозяин" дома Д. Ростомишвили, - в стенах дома были устроены четыре отдушника; отдушники заканчивались в парапете и были скрыты. Через один из этих отдушников был пропущен провод электрического звонка, подвешенного в подвале. Провод звонка шел из комнаты, где впоследствии жила "хозяйка" типографии Бабе Лошадзе (Бочоридзе); кнопка звонка была тщательно заделана в стену под обоями. Звонок был устроен для сигнализации и своевременного предупреждения работавших в подземелье об опасности".

Строительство было закончено внутренней отделкой типографского и жилого помещений.

По свидетельству ротмистра Отдельного корпуса жандармов Юлинца, производившего впоследствии, после провала типографии, обыск этого помещения, постройка имела следующий вид:

стр. 56

"Дом" кирпичный, крытый черепицей, выходит фасадом к полотну Карской и Бакинской линии Закавказских ж. д., имеет по фасаду четыре окна, выхода не имеет. В правой от фасада стене имеется одно окно, в левой окон нет.

Вход в дом со двора по деревянной лестнице, прилегающей к крытому балкону с навесом над лестницей. Балкон идет вдоль всей стены, противоположной фасаду, в этой стене имеется два окна и две двери рядом. Дом, имеющий в длину 12 аршин, в ширину 7 аршин, разделен внутренней глухой стеной на две комнаты, с отдельным выходом каждой на балкон. Рядом с этим домом, углом к углу, на расстоянии аршина находится во дворе сарай. Самый двор имеет вид неправильного четырехугольника... Двор окружен сплошным дощатым забором вышиной около сажени... Дом находится слева от ворот, сарай - почти против... В левой части сарая находится колодец шириною по диаметру аршин и глубиною 7 саженей".

В феврале 1904 г. строительство было закончено. В Тифлис привезли из Баку выписанную в 1901 г. из-за границы Л. Кецховели печатную машину и установили ее в сооруженном подвале.

Оставалось найти человека, который бы поселился в отстроенном помещении и вел обычную, будничную жизнь владельца квартиры, фактически являясь "хозяином" нелегальной типографии. Первые 2 - 3 месяца "хозяйкой" типографии была А. Гогуадзе, а затем выбор Михо Бочоридзе - организатора Авлабарской типографии - пал на его тетку Бабе Лошадзе-Бочоридзе.

Бабе Бочоридзе вступила в революционное движение в 1898 году. Она встречалась со Сталиным и Ладо Кецховели, проводившими у нее на квартире занятия с кружками рабочих; встречалась она и с Вано Стуруа, Георгием Телия и другими товарищами Михо Бочоридзе. Эти рабочие-революционеры давали ей отдельные конспиративные поручения и втянули ее таким образом в революционное движение.

Бабе Бочоридзе обладала уже к тому времени опытом "хозяйки" типографии. В 1902 г. она была "хозяйкой" нелегальной типографии в Чугурети. Она поселилась там в качестве квартирохозяйки и "сдала в наем" одну из 2 комнат тт. Г. Лелашвили, Ч. Каландадзе и др., работавшим в типографии. Тов. Бабе Бочоридзе готовила обед для работавших в типографии, ухаживала за ними, помогала в брошюровке, сшивая "а швейной машине листы, и следила, не наблюдают ли за домом шпики.

Бабе Бочоридзе сначала отказывалась от предложения Михо взять на себя обязанности "хозяйки" Авлабарской типографии, мотивируя свой отказ возрастом и плохим состоянием здоровья, но Михо с присущей ему настойчивостью убедил ее согласиться, пообещав через два месяца заменить ее какой-то приезжающей курсисткой. Курсистка эта, однако, оказалась мифической.

"Однажды, - рассказывает Бабе Бочоридзе, - по прошествии достаточного времени спрашиваю Михо:

- Послушай, почему запаздывает курсистка, которая должна приехать и заменить меня?

- Какая там курсистка! Работать должна ты, - ответил он. Делать было нечего, и я осталась работать в типографии почти до конца ее существования".

Тов. Бабе Бочоридзе быстро наладила жизнь во вновь организованной типографии.

"Я устроилась здесь, - вспоминает она, - по-домашнему: завела кур, посадила несколько деревьев, стараясь придать нашему пребыванию в этом доме обычный характер, чтобы не вызвать никаких подозрений. В стене у моей кровати был устроен потайной звонок, идущий в типографию; в случае опасности я тотчас же давала знать об этом в типографию.

стр. 57

По правилам конспирации, часто выходить из типографии не разрешалось; поэтому работники типографии редко выходили наружу - только к обеду, ужину или ко сну".

Непосредственно в типографии, т. е. на наборе и печатании, работали Манасе Гогуадзе, Макар Гогуадзе, Чичико Каландадзе, Тиграм Вахтангов и Гиго Лелашвили.

Так Кавказский союзный комитет стал обладателем мощной в условиях подполья типографии, имевшей возможность печатать партийную литературу большими тиражами (6 тысяч оттисков в день),

5 января 1904 г. товарищ Сталин бежал из ссылки, в феврале прибыл в Батум, а затем в Тифлис, где возглавил работу Кавказского союзного комитета РСДРП, направляя всю теоретическую и организационную деятельность революционных социал-демократов. Одновременно товарищ Сталин, идейно и практически руководя нелегальной печатью, развил усиленную литературную деятельность.

Руководство издательской деятельностью Авлабарской типографии товарищ Сталин осуществлял через Михо Бочоридзе. В типографии печатались на грузинском, русском и армянском языках орган Кавказского союзного комитета "Борьба пролетариата" и приложение к нему - "Листок борьбы пролетариата", - которые выходили под руководством товарища Сталина.

На квартиру Михо Бочоридзе, где жил товарищ Сталин, приходили наборщики типографии за материалом". Сталин вникал во все детали работы типографии, давал указания, как уберечь типографию от провала. Работа в нелегальной типографии была организована следующим" образом: приступали к работе в 6 часов утра; в 9 часов подымались из подвала наверх завтракать, затем снова спускались и работали до 4 часов; после обеда работали до 10 часов вечера, а при спешной работе - всю ночь. Товарищ Сталин упрекал за это наборщиков и требовал, чтобы они отдыхали.

По указанию товарища Сталина, Авлабарской подпольной типографией был напечатан ряд важнейших работ Ленина: "Извещение о III съезде РСДРП", "Третий съезд", "Демократические задачи революционного пролетариата", "Три конституции или три порядка государственного устройства" и т. д.

Кроме указанных статей Авлабарская типография отпечатала, по указанию товарища Сталина, в большом тираже еще ряд произведений В. И. Ленина: брошюру "К деревенской бедноте", статью "Революционная демократическая диктатура пролетариата и крестьянства", резолюции III съезда по вопросам о вооруженном восстании, об отношении к крестьянскому движению, о временном революционном правительстве, о событиях на Кавказе, резолюцию II съезда о демонстрациях, принятый III съездом устав партии, резолюцию Таммерфорсской конференции по аграрному вопросу и резолюцию той же конференции о Государственной думе, выработанную при участии товарища Сталина.

Все эти произведения печатались на русском, грузинском и армянском языках и распространялись по всему Кавказу!

Авлабарская типография отпечатала - тоже на грузинском, русском и армянском языках - целый ряд важнейших произведений товарища Сталина: статьи и брошюры: "Вскользь о партийных разногласиях", "Две схватки", "Вооруженное восстание и наша тактика", "Как понимает социал-демократия национальный вопрос", "Класс пролетариев и партия пролетариев", "Третий съезд перед судом кавказских меньшевиков", "Царский манифест и народная революция", "Реакция усиливается", "Ответ "социал-демократу", "Начали за здравие, кончили за упокой", "Буржуазия ставит ловушку"; листовки: "Пора отомстить", "Всем

стр. 58

рабочим Кавказа. Что выяснилось?", "К тифлисским организованным рабочим", "Кахетино-карталинским крестьянам" и т. д.

Прекрасно законспирированная Авлабарская типография являлась в руках Кавказского союзного комитета мощным средством распространения идей Ленина и Сталина, пропагандировавших и развивавших учение Маркса-Энгельса, горячо и настойчиво звавших пролетариат осуществить свою роль гегемона в революции, свергнуть царизм путем организации всенародного вооруженного восстания. Ленин и Сталин вели неутомимую борьбу с меньшевистским оппортунизмом, анархизмом и эсеровщиной, с буржуазными и буржуазно-националистическими партиями. Они вдохновляли рабочих и крестьян на борьбу против царя, помещиков и капиталистов.

Царская полиция не могла не знать о существовании какой-то тайной революционной типографии, наладившей выпуск партийной литературы в больших тиражах. Однако все ее поиски ни к чему не могли привести: слишком" хорошо была законспирирована типография, слишком хорошо налажено распространение литературы.

Сравнительно большое количество издаваемой литературы и условия конспирации требовали четкой организации транспортировки. Неутомимый Михо Бочоридзе хорошо наладил и это дело.

Были куплены лошадь и повозка. Отпечатанную литературу укладывали в ящиках на павозку, а сверху набрасывали пустые ящики, с которыми обычно ездят в районы за фруктами. В таком виде литература дважды в месяц подвозилась к железнодорожной станции, откуда направлялась в различные места для распространения в городах и селах. Другая часть литературы, предназначавшаяся для распространения в самом Тифлисе, отвозилась в парикмахерскую Артема Торозова, который ее хранил в комнате, находившейся под парикмахерской. Из парикмахерской литература частями доставлялась в ряд пунктов: в столярную мастерскую Михо Чодришвили, на квартиру Наталии, Лелашвили, на квартиру матери Гиго Лелашвили, на квартиру Захария Чодришвили, на квартиру М. Бочоридзе. Из этих же пунктов литература распространялась по отдельным предприятиям города; туда приходили постоянно одни и те же товарищи: один брал литературу для рабочих железнодорожных мастерских, другой - для рабочих табачной фабрики, третий - для завода Адельханова и т. д. Эта работа по организации распространения партийной литературы была поручена профессиональному революционеру Камо (Петросьяну).

Кавказский союзный комитет РСДРП вел также работу среди солдат тифлисского гарнизона. В Тифлисе и Тифлисском районе были расположены Тифлисский, Мингрельский, Грузинский и Эриванский гренадерские полки, саперный батальон, артиллерийская бригада, стрелковые и железнодорожные батальоны "и т. д.

Национальный состав воинских частей и разжигаемая правительством национальная рознь требовали особого внимания к социал-демократической пропаганде и агитации среди солдат. Грузинские меньшевики (Н. Жордания, Н. Холерики и др.) уклонялись от ведения революционной агитации и пропаганды в воинских частях, заявляя, что вести работу среди солдат опасно и никаких результатов не будет. Большевики Закавказья, руководимые товарищем Сталиным, вели в войсковых частях усиленную революционную агитацию и добились значительных успехов. Печатавшаяся в Авлабарской типографии революционная литература доставлялась в части тифлисского гарнизона и при помощи агитаторов успешно распространялась среди солдат. В результате большевистской агитации Тифлисский и Мингрельский полки предъявили в октябре 1904 г. политическое требование о немедленном освобождении из-под стражи нескольких политических заключенных - солдат.

В Авлабарской типографии был отпечатан ряд прокламаций, в которых солдаты призывались бороться вместе с рабочими против империа-

стр. 59

листической русско-японской войны, за победу над царским самодержавием. Это были листовки Кавказского союзного комитета: "К новобранцам", "Долой войну", "К запасным", "Братцы-солдаты" и другие.

Приходившие из Авлабарской типографии листовки повышали политическую сознательность солдат и сплачивали их вокруг революционного знамени. В начале 1905 г. по инициативе товарища Сталина Кавказский союзный комитет РСДРП принял решение создать Военный гарнизонный комитет, в который вошли представители от воинских частей: саперного, железнодорожного и стрелкового батальонов, Тифлисского и Мингрельского полков.

После октябрьского манифеста 1905 г. Авлабарская типография временно прекратила работу, так как Кавказский союзный комитет воспользовался возможностью издания легальной газеты. Начал выходить орган Кавказского союзного комитета - "Кавказский рабочий листок".

Однако вскоре царизм обрушил свои репрессии на революционные организации и печать, и "Кавказский рабочий листок" был закрыт.

В конце 1905 г. Авлабарская типография возобновила свою деятельность. Вновь началось печатание и распространение нелегальной литературы. Литература, печатавшаяся в Авлабарской типографии, распространялась по всем городам Закавказья (Баку, Батум, Чиатури, Эривань, Елисаветполь и др.) и в ряде случаев посылалась в Россию.

Массовое распространение нелегальной литературы не могло остаться не замеченным жандармерией, все усилия которой были направлены к розыску нелегальной типографии. Но благодаря соблюдению конспирации полиции не удалось ее обнаружить. Бабе Лошадзе, "хозяйка" типографии, была всегда начеку. Не раз околоточные и городовые заглядывали в дом, под которым помещалась типография, но благодаря находчивости Бабе все обходилось благополучно. Бели кто-нибудь из посторонних заходил во двор, когда типография работала на полном ходу, Бабе Лошадзе немедленно нажимала кнопку звонка, и товарищи, находившиеся в типографии, тотчас приостанавливали работу. Один звонок означал опасность, повторный - устранение ее.

Закавказские большевики оказывали большую помощь в организация издания общепартийных органов печати. По поручению Ленина Кавказский и Бакинский комитеты выделили группу большевиков для организации нелегальной типографии ЦК в Москве. В' августе 1905 г. в Москве, на Лесной улице, в доме N 55 была организована такая типография. Здесь работали Г. Стуруа, С. Тодрия и др. В январе 1906 г. по поручению ЦК РСДРП бакинская нелегальная типография была ликвидирована и отправлена в Петербург, где была установлена на Литейном проспекте, затем, в мае 1906 г., она была переведена в Казачий переулок, дом N 6, а позже переброшена в Выборг. Здесь в типографии работали В. Стуруа и др.

*

Большевики Грузии в осуществление решений III съезда о подготовке к вооруженному восстанию приняли решение об организации боевой группы, которая должна была изучить методы ведения уличных боев, способы изготовления взрывчатых снарядов и т. д.

Вначале занятия происходили в городе на разных квартирах подпольщиков, а затем решено было использовать помещение тогда временно не работавшей Авлабарской типографии. В конце марта 1906 г. участники боевой группы во главе с Бабе Лошадзе-Бочоридзе, игравшей роль матери вселяющейся семьи, поселились в доме типографии. Занятия шли спокойно в течение двух недель.

13 апреля 1906 г. Михо Бочоридзе, выходя из типографии, заметил вертящегося возле дома "своего" шпика. Наблюдения в течение дня подтвердили, что за домом установлена слежка. На следующий день,

стр. 60

14 апреля, "жильцы" покинули дом, очистив жилые комнаты от всего, что могло 'бы вызвать подозрение жандармов или навести их на следы проживавших там людей. Вещи отнесли к Ростомашвили; к нему же отнесли ведро и веревку, снятые с колодца. На одном из окон дома наклеили листок с надписью "Квартира сдается в маем".

На рассвете 15 апреля 1906 г. Авлабарская типография была оцеплена внушительным количеством жандармов, полиции и казаков. Ротмистр Отдельного корпуса жандармов Юлинец вместе с офицерами Тифлисского полка: капитаном) Кучевским, поручиком Тауреном и прапорщиком Абрамовым - в присутствии товарища прокурора Тифлисской судебной палаты Скопинского приступили к обыску.

Осмотр двора, жилых комнат и подвала не дал абсолютно никаких результатов. Никаких признаков нелегальной литературы, наличия типографии и пр. не было обнаружено. Полиция и жандармерия собирались уже покинуть дом. Но перед уходом кем-то из участников обыска была брошена в колодец зажженная бумага. Бумага при падении горела хорошо и, пролетев некоторое расстояние, течением воздуха была затянута в сторону.

Удивленные жандармы решили повторить опыт и бросили еще один лист зажженной бумаги. Повторилась та же картина. Тогда по канату был спущен в колодец служащий пожарной команды, обнаруживший сбоку колодца подземный ход, направлявшийся в сторону дома. Поняв, что ход может вести к какому-то находящемуся под домом подземелью, жандармы начали копать пол в подвале и обнаружили таким образом помещение типографии. Чиновничьим языком сухого протокола обыска повествует ротмистр Юлинец о том, что было найдено при обыске:

"Были найдены уложенными прокламации и брошюры на русском, грузинском и армянском языках. Все эти прокламации и брошюры были тут же уложены в мешки, купленные жандармским! унтер-офицером Кругляковым, обвязаны и опечатаны. Таких мешков с прокламациями было вынесено одиннадцать... На полках в кассах был найден разный шрифт: русский, грузинский и армянский. Шрифт был ссыпаем в мешки... Таких мешков вынесено десять, приблизительно пудов пятьдесят. Касс от шрифтов было вынесено 18 деревянных и одна чугунная. Типографская машина была разобрана и в таком виде вынесена. Кроме вышепоименованного в этом подземелья было найдено и сдано на хранение в Тифлисский артиллерийский склад: а) пять медных трубок от бомб, лежащих в нише западной стены, б) три лейденские банки, лежавшие под полкой у северной стены... В юго-западном углу найдено и взято три куска динамита... В северо-западном" углу найдено семь капсюлей гремучей ртути. В нише западной стены было найдено два револьвера и коробка с патронами... Тут же было установлено, что банка, лежащая у северной стены, есть действительно бомба... В сарае на глубине полуаршина были обнаружены зарытыми в землю, завернутыми в куски бурки три снаряженных бомбы".

Вслед за обыском и обнаружением типографии, оружия и взрывчатых веществ (последними пользовалась проживавшая в доме боевая группа) начались аресты. В редакции газеты "Элва"1было застигнуто 48 человек, собравшихся на совещание; 20 из них отпустили, 28 отправили в тюрьму. Был арестован Михо Бочоридзе, который смело заявил жандармам, что он является организаторам Авлабарской типографии. На своей квартире был взят "владелец" дома Д. Ростомашвили.

Товарищ Сталин, узнав об аресте Михо Бочоридзе, поручил Камо и другим товарищам организовать побег Михо, из тюрьмы. Это задание было выполнено, и Михо Бочоридзе вновь оказался на воле


1 "Элва" ("Молния") - ежедневная социал-демократическая газета на грузинском языке, издавалась в Тифлисе с 12 марта 1906 года. Всего вышло 28 номеров.

стр. 61

Немедленно после провала типографии, 15 апреля, начальник полиции отправил ликующую телеграмму в Петербург министру внутренних дел: "Дополнение телеграммы N 2682 продолжающимся обыском подпольной типографии обнаружено около 80 пудов шрифта, 20 пудов бумаги, до 50 пудов прокламаций на трех языках, до 30 пудов брошюр, паспортное бюро, масса печатей, 18 штук типографских касс, готовые наборы, лаборатория взрывчатых веществ, три снаряженные бомбы, кислоты для снаряжения бомб, динамит, большой приготовленный для взрыва снаряд с бикфордовым! шнуром... В редакции грузинской соц. -демократической газеты "Элва",... задержана сходка коллектива 24 человека.

За заведующего полицией на Кавказе

(подпись)"1 .

Царские опричники вывезли все оборудование типографии, передав печатную машину штабу военного округа для печатания циркуляров; засыпали колодцы, взорвали подвал и полностью сожгли помещение Авлабарской типографии. В Петербург продолжали идти победные реляции. Наместник Кавказа граф Воронцов-Дашков сообщал кабинету министров:

"15 апреля сего года в г. Тифлисе арестована типография и лаборатория взрывчатых снарядов Кавказских объединенных социал-демократических организаций с массой шрифта (до 80 пудов), революционной переписки (до 80 пудов), с подложными печатями различных правительственных и общественных учреждений, готовыми бомбами и адской машиной.

Означенная типография и мастерская помещались, как вы усмотрите из прилагаемого плана, под домом, не навлекавшим на себя снаружи никакого подозрения, глубоко под землею, и туда проникали, спускаясь по веревке в расположенный в стороне колодезь, глубиной до 10 сажень, из которого поперечным подземным ходом приходилось попасть в другой колодезь, где находилась лестница, ведущая вверх в самую типографию.

Такое таинственное ее устройство исключало всякую возможность ее обнаружения обычными способами, и в течении нескольких лет ей удавалось работать, причем все попытки установить ее местонахождение оставались тщетными. В настоящее время трудно еще определить все то значение, какое имеет захват этой типографии в борьбе с революционным движением, так как масса арестованного материала и, главным, образом, переписки еще не могла быть разобрана и, конечно, даст новые важные сведения о планах и деятелях организаций, из числа коих некоторые уже и арестованы вслед за взятием типографии; но не считаясь с позднейшими результатами, можно и сейчас удостоверить, что арест этой типографии по обширности захваченного материала и обстановки ее в условиях небывалой конспирации является исключительным, не имевшим нигде еще подобного же примера в прошлом и представляет выдающуюся важность, надолго парализовав печатную пропаганду в тех широких размерах, в каких это удавалось при существовании этой типографии, причем особенное значение я придаю тому обстоятельству, что положен известный предел распространению прокламации в войсках от имени военного союза, которые, невидимому, шли из этой же типографии"2 .

Разгром Авлабарской типографии нанес, конечно, серьезный ущерб издательской работе кавказских большевиков. Но далее Воронцов-Дашков понимал, что это не приостановит революционной деятельности кавказских большевистских организаций, а только временно ослабит распространение нашей партийной печати "в тех широких размерах,


1 Архив тбилисского филиала ИМЭЛ. Ф. 31. Дело N 106, стр. 9.

2 Центральное архивное управление Грузин. Ф. I. Дело N 346, л. 125. 1905.

стр. 62

в каких это удавалось при существовании этой типографии". Он учитывал, что пропаганда в войсках не прекратится, и писал, что положен лишь "известный предел распространению прокламаций в войсках". И это было верно, ибо существование Авлабарской типографии значительно расширяло эти пределы.

Чистейшая случайность помогла жандармам! обнаружить типографию на Авлабаре. Прекрасная конспирация гарантировала кавказских большевиков от возможности обычного провала типографий. Тот же Воронцов-Дашков, многоопытный душитель революционного движения, вынужден признать, что "такое таинственное ее (типографии) устройство исключало всякую возможность ее обнаружения обычными способами", понимая, что лишь случайность помогла в данном случае царской жандармерии.

Урон для кавказских большевиков был ощутимый. Он усугублялся еще и тем, что вслед за разгромом: типографии последовали аресты членов организации. Но это не сломило революционного мужества большевиков и их веры в победу. Даже реакционная газета "Кавказ", сообщавшая 18 апреля 1906 г. о разгроме типографии, не могла умолчать о мужественном поведении арестованных и заканчивала хроникерскую заметку следующими словами:

"Вечером; того же дня арестованы еще трое соучастников. Когда арестованных вели в тюрьму, они все время пели "Марсельезу".

Разгром Авлабарской типографии и произведенные аресты не приостановили деятельности кавказских большевиков. Авлабарской типографии не стало, но был создан ряд новых подпольных типографий, еще шире стало распространяться правдивое слово революционных социал-демократов, стали крепнуть ряды большевиков.

Сейчас; Авлабарская типография восстановлена. Большевики Грузин по инициативе и под руководством тов. Л. Берия реставрировали в 1937 г. этот интереснейший и поучительный памятник далекого прошлого. Восстановлены сожженный жандармами дом, колодцы, подземелья, оборудование типографии и т. д.

Под подвалом восстановлен нижний, бывший потайным подвал, где помещалась типография. Здесь установлены печатная машина, кассы со шрифтами на русском, грузинском и армянском языках и другой инвентарь. Реставрирования колодец глубиной в 14 метров в его прежнее ряде. В колодце, как и тогда, на 1,4 метра выше уровня воды проведен боковой тоннель длиною в 5 метров; отсюда к подвалу ведет второй колодец, высотой в 6 метров.

В верхней части здания, в двух комнатах, организована выставка исторических документов и материалов о работе Авлабарской типографии; здесь выставлены экземпляры напечатанных в этой типографии произведений В. И. Ленина и И. В. Сталина, воззваний на грузинском, русском и армянском языках.

Этот исторический памятник интересен и ценен для нас потому, что он отображает славную борьбу руководимых товарищем Сталиным" кавказских большевиков в условиях царизма за торжество пролетарской революции, за победу социализма.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/АВЛАБАРСКАЯ-БОЛЬШЕВИСТСКАЯ-ТИПОГРАФИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana LegostaevaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Legostaeva

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. МОСКАЛЕВ, АВЛАБАРСКАЯ БОЛЬШЕВИСТСКАЯ ТИПОГРАФИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/АВЛАБАРСКАЯ-БОЛЬШЕВИСТСКАЯ-ТИПОГРАФИЯ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - М. МОСКАЛЕВ:

М. МОСКАЛЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Россия
1703 просмотров рейтинг
18.08.2015 (3146 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
21 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
АВЛАБАРСКАЯ БОЛЬШЕВИСТСКАЯ ТИПОГРАФИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android