Libmonster ID: RU-14750
Автор(ы) публикации: А. Л. Эпштейн

В начале XX в. испанское общество переживало духовный кризис после "колониальной катастрофы 1898 года" - утраты Испанией Кубы, Пуэрто-Рико, Филиппин и Гуама в результате войны Испании и США. Необходимость реформ в социально- политической сфере сознавали и трудящиеся, и передовая интеллигенция ("поколение 98 года"), и даже политические деятели правящих партий. Лидер консерваторов А. Маура, выдвигая идею "революции сверху", писал: "Испания нуждается в революции, совершенной правительством, ибо иначе снизу произойдет страшный беспорядок. Я называю революцией те реформы, которые правительство должно осуществить радикальным способом, немедленно и насильственно" 1 . Однако попытка проведения в жизнь этой программы окончилась неудачей, и начались те события, которых опасался А. Маура. Одно из важнейших произошло в июле 1909 г. в Каталонии. Оно вошло в историю под названием "Трагической недели".

Поводом к началу событий послужили меры правительства Маура по подготовке военных действий в Марокко. К началу XX в. оно стало местом столкновения интересов крупных держав - Англии, Франции, Германии, Испании. "Две главные причины толкали их сюда: во-первых, чрезвычайно выгодное стратегическое положение страны, расположенной у одного из важнейших узлов мировой торговля, и, во-вторых, ее огромные естественные богатства" 2 . В результате ряда международных соглашений Марокко было разделено на французскую и испанскую сферы влияния. Но в связи с начавшейся там борьбой за власть и расширением французской экспансии испанские владения оказались под угрозой. Попытки мирных переговоров окончились неудачей, и правительство Маура приняло решение о военном вторжении в Марокко; 11 июля был издан декрет о мобилизации в армию резервистов из Барселоны.

Правящие партии консерваторов и либералов поддержали правительство. Лишь некоторые радикально настроенные представители испанского общества возражали: "Трансатлантическая!.. Резервисты!.. Война!.. История повторяется. Возвращаются годы поражения" 3 . В ответ на пришедшие с фронта сообщения о жертвах усилились антивоенные протесты. В их авангарде шла Каталония. "Вчера при погрузке экспедиционных войск протест, который бьется в сердце каждого, вырвался в единодушном крике: "Долой войну!", "Долой Маура!". Это есть начало конца, ибо народ убежден, что действует патриотично, и он пойдет дальше, ведь его протест нашел поддержку в сердцах тех, кого ненасытная буржуазия пытается втянуть в жестокую войну" 4 , -


1 Ballesteros y Berreta A. Historia de Espana y su influencia en la historia universal. Vol. VIII. Barcelona. 1936, p. 489.

2 Фрунзе М. В. Избранные произведения. Т. II. М. 1957, с. 393.

3 El Motin, Madrid, 1.VII, 15.VII.1909; Dias-Plaja F. El siglo XX. Madrid. 1960, pp. 138 - 141.

4 El Progreso, Barcelona, 19.VII.1909; Comin Colomer E. Historia del anarquismo espanol. T. 1. Barcelona, 1956, pp. 224 - 22л.

стр. 183


так описывала отправку войск в Африку газета радикалов. Вспоминая о тех днях, лидер партия крупной каталонской буржуазии "Регионалмстская лига" Ф. Камбо писал о чувстве, охватившем тогда многих, - "взрыв пацифизма, который породил события "Кровавой недели" и овладел почти всеми каталонцами, ужас перед войной, желание мира любой ценой" 5 .

Сразу же после начала военных действий в антивоенное движение включилась Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП). Социалисты организовывали митинги в Мадриде, Бильбао, Сантандере. Их тон становился более радикальным по мере того, как поступали известия из Марокко. В своей агитации они взяли на вооружение резолюции Штутгартского конгресса II Интернационала (август 1907 г.) об отношении рабочего класса к войне и о Марокко как возможном ее очаге. 18 июля 1909 г. на митинге в Мадриде лидер социалистов П. Иглесиас заявил, что враг испанского народа не мавры, а само правительство, и поэтому надо всеми силами бороться с ним. Средством борьбы Иглесиас назвал всеобщую политическую забастовку 6 . Она была назначена на 2 августа.

Однако социалисты столкнулись с серьезными трудностями в ходе ее организации, после того как 20 июля были запрещены публичные собрания и на печать наложена цензура. Только в Барселоне события развивались быстрее, чем предполагали лидеры ИСРП. Рабочие вышли на улицу с лозунгами "Долой войну!", "Да здравствует Испания!". На двухтысячном митинге в Таррасе анархо-синдикалисты присоединились к призыву объявить всеобщую забастовку 7 . 23 июля барселонские газеты опубликовали текст принятой на этом митинге резолюции, в которой содержался призыв к рабочему классу начать всеобщую забастовку, чтобы заставить правительство уважать права марокканцев на независимость. В резолюции имелись и антиклерикальные нотки: "Можно было бы сформировать воинские подразделения из священников и монахов, которые прямо заинтересованы в торжестве католической религии, а кроме того, не имеют ни семей, ни дома и совершенно бесполезны для страны" 8 .

Из Марокко, несмотря на цензуру, просачивались вести о поражениях испанских войск, о том, что необученных резервистов прямо после прибытия посылали в бой. Эти известия укрепляли намерение рабочих бастовать. По словам губернатора Барселоны А. Оссорио-и-Гальярдо, там не надо было готовить революцию, ибо она уже подготовлена. Весь город говорил о предстоявшей стачке. Было настроение бастовать немедленно. 24 июля был сформирован ЦК забастовки, в состав которого вошли социалисты и анархо- синдикалисты. Забастовку назначили на 26 июля. ЦК принял меры, чтобы стачка распространилась затем на другие города Каталонии, для чего были посланы делегаты в промышленные центры провинции, а также в Сарагосу и Валенсию 9 .

Большая часть рабочих Каталонии находилась тогда под влиянием радикально-республиканской партии А. Лерруса, созданной в 1903 году. Выходец из прогрессистекой республиканской партии, мастер пропаганды и блестящий журналист, он считал, что для успешной революции необходима поддержка военных рабочими. Лозунги антиклерикализма и "защиты всего испанского, подвергающегося нападкам со стороны антипатриотического регионалистского движения", привлекли к его партии часть пролетариев, но в основном некаталонского происхождения. Для ведения пропаганды Леррус использовал газеты "El Progreso" и "La Rebeldia", создавал центры радикалов в рабочих районах, а в 1906 г. открыл Народный дом, служивший местом собраний во время выборных кампаний. Под контролем радикальной партии создавались женские и молодежные организации, которые придерживались более крайних взглядов. Существовало также мнение, что Леррус был специально послан в Барселону мад-


5 Pabon J. Cambo. Barcelona. 1952, р. 339. Впрочем, Камбо не разделял этого чувства, ибо был решительным сторонником интервенции в Марокко и выступал против антивоенной кампании.

6 El Socialista. 23.VII.1909; Tunon de Lara M. Elmovimiento obrero en la historia de Espana. T. 2. Madrid. 1972, pp. 433 - 434.

7 В начале XX в. испанские анархисты приняли тактику "революционного синдикализма" (анархо-синдикализма). На Мадридском съезде 1900 г., создавшем Федерацию рабочих обществ испанского региона, была принята резолюция о том, что рабочий не должен заниматься политикой (Tunon de Lara M. Op. cit., pp. 405 - 406). В противовес политической борьбе анархо-синдикалисты считали главной борьбу за экономические права рабочих. Ленин резко критиковал анархо-синдикализм и расценивал его как "ревизионизм слева" (Ленин В. И. ПСС. Т. 17, с. 25).

8 Conelly Ullman J. La Semana Tragica. Barcelona. 1972, p. 294.

9 ABC, 27.VII.1909; Dias-Plaja F. La Espana politica del siglo XX en fotografias y documentos. Barcelona. 1971, pp. 152 - 153.

стр. 184


ридским правительством с миссией привлечь местных рабочих к национальной (испанской) республиканской партии, чтобы вывести их из-под влияния анархистов и каталонских автономистов 10 .

Хотя ЦК забастовки не верил демагогическим лозунгам радикалов о защите ими прав трудящихся, он все же стремился заручиться поддержкой этой партии. Однако временный лидер радикалов Э. Иглесиас (Леррус находился в то время в Латинской Америке) отказался принять участие в подготовке и проведении забастовки, ибо антивоенные лозунги противоречили установке радикалов на союз с армией. Тем не менее левое крыло партии выступило за решительные действия под лозунгами антиклерикализма. 25 июля газета радикалов опубликовала статью "Вспомни", которая в связи с 74-й годовщиной первых поджогов монастырей в Барселоне предупреждала, что это может повториться в ближайшие дни 11 , Такая пропаганда и митинги в "центрах" радикалов подогревали страсти. Американец Ч. Арроу, находившийся в Барселоне, считал, что всеобщая забастовка была организована именно в Народном доме, и оттуда же тянулись нити в провинцию 12 .

Начавшаяся стачка охватила промышленные пригороды Барселоны, а также города Сабадель, Таррасу, Манресу, Гранольерс и др. "Были прерваны телеграфные и телефонные линии, движение распространилось по всем городам... В провинции Херона почти всюду ширилось движение: в некоторых местах были сформированы хунты, которые осуществляли власть... В провинции Таррагона, чтобы воспрепятствовать прибытию войск из Валенсии, было нарушено железнодорожное сообщение, а также телефонные и телеграфные линии. Толпа собралась на станции, не позволяя наладить сообщение и пройти войскам, так что пришлось открыть огонь и динамитом взорвать мост. В провинции Лерида произошло следующее: начались волнения, было прервано телеграфное и телефонное сообщение, народ захватил железную дорогу... Движение, которое утром 26-го началось в Барселоне, быстро распространилось по четырем каталонским провинциям, а наиболее интенсивно проявилось в Барселоне и Хероне, а также в Лериде и Таррагоне, причем в городах Реус и Фигерас пришлось объявить военное положение" 13 . Затем военное положение было введено и в Барселоне.

К полудню 26 июля забастовка парализовала промышленность, торговлю Барселоны и переросла в вооруженные столкновения между рабочими и полицией на улицах. Появились баррикады. ЦК забастовки свои функции по ее организации выполнил, теперь рабочие вышли из-под его контроля 14 . Недолговременное равновесие сил между восставшим народом и властями было нарушено новым событием, которое направило движение в русло антиклерикализма. В ночь на 27 июля была подожжена религиозная школа ордена маристов при рабочем попечительстве Сан-Хосе и в ходе перестрелки убит его глава. Затем подверглись атаке здания королевского колледжа св. Антония, приходская церковь Сан-По-дель-Камп, монастырь Сан-Матео, церковные школы для бедных, монастырь Обожательниц и пр. К концу 27 июля горело уже около 30 религиозных зданий 15 . Церковная собственность уничтожалась, но среди священников жертв почти не было 16 . Анархист Х. Накенс, сравнивая методы антиклерикальной борьбы 1909 и 1835 г., писал: "То, что произошло в Барселоне с церквами и монастырями, представляет собой прекрасный и утешительный прогресс в революционных обычаях. В 1835 г. монахов обезглавливали или выбрасывали из окон. Сейчас лишь поджигают здания, но прежде предлагают их обитателям выйти" 17

Движение, начатое как организованный антивоенный протест, переросло таким образом в антиклерикальное. Каталонский поэт, ревностный католик Х. Марагаль писал: "Против войны - это хорошо; да и


10 Linz J. El sistema de partidos en Espana, 1875 - 1936. Madrid. 1974, p. 65.

11 Corn in Colomer E. Op. cit. T. 1, pp. 226 - 227; Dias- Plaja F. Espana: los anos decisivos, 1909. Madrid. 1970, p. 62.

12 Conelly Ullman J. Op. cit., p. 337.

13 Diario de las Sesiones de Cortes. Sesion del 19 de octubre de 1909 (in: Dias-Plaja F. La Espana politica del siglo XX, p. 157).

14 Ленин критиковал анархо-синдикалистов и за то, что они пренебрегали и организационной подготовкой, и политическим руководством всеобщей забастовкой. Он считал, что подобная тактика "сводится к поджиданию "великих дней" при неумении собирать силы, создающие великие события"; "синдикалисты клонили к анархизму, впадали в революционную фразу, разрушали дисциплину рабочей борьбы" (Ленин В. И. ПСС. Т 20, с. 66; т. 21, с. 407 - 408).

15 Conelly Ullman J. Op. cit., p. 438.

16 El Motin, 14.X.1909.

17 Ibid.; Dias - Plaja F. Espana: los anos decisivos, pp. 182, 183.

стр. 185


против власти, которая отрывает от домашнего очага отца или сына, чтобы послать его на смерть ради национальных либо дипломатических интересов, далеких от понимания народа, - вот невиданная, по его понятиям, жестокость. И народ сопротивляется, восстает. Лучше умереть за справедливое дело, чем позволить, чтобы свои умирали ради чуждых интересов" 18 . Однако поэт возражал против разрушения храмов и религиозных школ.

Силы повстанцев составляли около 30 тыс. человек (население тогдашней Барселоны - 582 тыс.). 28 июля уличные бои и поджоги церквей достигли высшей точки. Было совершено нападение на казармы "ветеранов свободы" и захвачено оружие, подожжены приют сестер милосердия, попечительство ордена иезуитов и другие религиозные учебные заведения. Однако, кроме Каталонии, движение протеста в остальной Испании практически не развернулось. В Логроньо совершили нападение на военный эшелон. В Алькое и Валенсии организовали антивоенную манифестацию. В Мадриде движение было задушено в зародыше после того, как король издал приказ об аресте руководителей социалистической партии и конфискации их газеты 19 . Узнав о неудаче движения по стране в целом, ЦК забастовки опубликовал манифест с призывом прекратить ее. Однако уличные бои продолжались и 29 июля.

В Барселону стягивались войска из Валенсии, Сарагосы, Бургоса и Памплоны. Военный губернатор города генерал Сантьяго, имея в своем распоряжении 10 тыс. человек, резкими мерами ликвидировал последние очаги сопротивления. Постепенно начинали работу учреждения, рынки, транспорт, был разрешен въезд в город туристам. Все это дало возможность возобновить отправку экспедиционных войск в Африку, причем их погрузка проходила спокойно. 1 августа уже не было слышно выстрелов, на улицах продавали цветы. В церквах, которые не были разрушены или сожжены, шла обычная служба. 2 августа рабочие заняли свои места на предприятиях, причем им была выдана заработная плата за все дни забастовки. "Трагическая неделя" окончилась. В ее ходе был нанесен урон церкви: разрушено или сожжено около 70 зданий 20 . Имелись и человеческие жертвы.

Сразу же начались репрессия. Военное положение сохранялось до 17 августа, а конституционные гарантии были восстановлены только 10 ноября. 6 августа король принял отставку Оссорио-и-Гальярдо и назначил в Барселону губернатором Э. Креспо Асорина, близкого друга министра внутренних дел. Камбо писал: "Было ошибкой правительства назначение сеньора Креспо Асорина в Барселону; какими бы он личными достоинствами ни обладал, он совершенно незнаком с Барселоной и ее многочисленными проблемами" 21 . Креспо Асорин действовал в соответствии с полученными инструкциями, которые, однако, по мнению Камбо, были глупостью: закрыл анархистские школы, но из-за незнания Барселоны не только те, где велась агитационная деятельность, а и многие важные центры культуры. Всего в Каталонии было закрыто 120 светских школ.

Аресты участников волнений продолжались. Было задержано 1725 человек. Их подвергли гражданскому или военному суду. Четвертых приговорили к смертной казни ("члены военных трибуналов выбрали по одному виновному в разного типа преступлениях, которые совершались в "Трагическую неделю": преступник, уничтожавший церковную собственность, Антонио Малет Пухоль; неверный полицейский Эухенио дель Ойо; человек, осквернявший святыни, Рамон Клементе Гарсиа; политический деятель, который участвовал в событиях, Хосе Мигель Баро, член Каталонской националистической республиканской партии") 22 . Но никого из них не судили как руководителей восстания. В руководстве имобвинили три организации: анархо- синдикалистов, каталонских националистических республиканцев, радикально-республиканскую партию. Против последней собрали более всего улик. Но власти не расправились с радикалами, поскольку уже "держали добычу в когтях": то был Феррер, объявленный "вдохновителем и руководителем мятежа".

Франсиско Феррер-и-Гуардиа был известной личностью и в Испании, и за границей. Увлеченный идеями П. А. Кропоткина о роли образования для рабочих, он разработал свою систему светского рационалистического обучения и, став видным педагогом, создал в 1901 г. в Барселоне Новую школу, а также издательство, которое выпускало, помимо анархистской литературы, учебники и


18 La Vey de Catalunya, 1.X.1909.

19 ABC, 29.VII.1909.

20 Diario de las Sesiones de Cortes. Sesion del 19 de octubre de 1909.

21 Pabon J. Op. cit., p. 341.

22 Conelly Ullman J. Op. cit., p. 589.

стр. 186


книги для чтения. Феррер часто бывал во Франции, являлся членом левой масонской ложи, занимался общественной деятельностью, издавал педагогический журнал на французском языке, принимал участие в основании Международной лиги по рационалистическому обучению детей (ее почетным президентом стал писатель А. Франс) и оказывал материальную поддержку анархо-синдикалистам Каталонии. Его обвинили по свидетельским показаниям членов радикально-республиканской партии.

Реальное участие Феррера в событиях "Кровавой недели" заключалось в следующем. О подготовке всеобщей забастовки он узнал лишь накануне и 26 июля приехал в Барселону, но в тот же день вернулся домой, обеспокоенный нежеланием радикалов возглавить движение. Лично он принимал участие в событиях в городках Масно и Премиа. Там была сформирована революционная хунта и провозглашена республика, причем восставшие действовали от имени Феррера. После подавления движения он скрывался, но 31 августа был задержан при попытке уехать во Францию. 9 октября ему вынесли смертный приговор, а 13 октября расстреляли в крепости Монжуик.

В Европе развернулась широкая кампания против этой расправы. Многие газеты печатали протесты, перед испанским посольством в Париже прошла манифестация с возгласами "Долой иезуитов!" и "Да здравствует свободная Испания!", был создан Комитет защиты жертв испанской реакции. Он выпустил затем книгу о Феррере 23 .

В самой Испании общественное мнение более спокойно отреагировало на расстрел Феррера. Единственным публичным протестом явился взрыв бомб, в результате которого погибли горожанин и трое полицейских. Камбо считал, что вина за расстрел Феррера лежала и на испанском обществе: "Я был в Барселоне, когда арестовали Феррера. Никто не сомневался, что Феррер не заслуживал смертной казни... Таково было мнение Барселоны, таково было мнение всей Испании с момента ареста и до расстрела Феррера"; "никто не просил помилования для Феррера. Если есть вина в том, что Феррер был расстрелян, то это вина всего общества и в первую очередь Барселоны" 24 .

В те годы во всех странах Европы намечался подъем рабочей борьбы. "Он ознаменовался общим невиданным ранее ростом забастовочного движения, массовыми выступлениями трудящихся, которые в отдельных случаях принимали необычный накал, мощным международным антимилитаристким движением" 25 . Одним из примеров как раз и служат события в Испании. Ленин отнес их к весьма важным и в т. н. тетради "Эгельгаф" в разделе "Рабочее движение и социалистические партии" особо выделил "1909: Баррикады в Барселоне и Мадриде. Убийство Феррера (13.Х.)" 26 . Однозначной оценки этого движения нет. То был и антивоенный протест, в который включились различные социально-политические силы, и забастовка барселонского пролетариата, которая ставила политическую цель и была заранее подготовлена, и массовое стихийное антиклерикальное движение, и "парламентская революция", устранившая консерваторов от власти, ибо события "Трагической недели" вызвали развернувшуюся в стран кампанию под лозунгом "Маура, нет!" и привели к смене правящей партии.

Серьезные последствия имели события июля 1909 г. для рабочего движения в Испании. Они еще более разобщили два его направления. В ходе кампании под лозунгом "Маура, нет!" возник союз между республиканцами и Испанской социалистической рабочей партией, давший возможность депутату от социалистов впервые войти в парламент. Другое течение, анархо-синдикализм, оформилось в общенациональном масштабе в Национальную конфедерацию труда. Эта разобщенность нанесла урон интересам испанских трудящихся. "Трагическая неделя" подтвердила также неэффективность проведения в жизнь "революции сверку", т. е. правительственных реформ. Все это стало одним из шагов на пути к "революции снизу". Но последняя одержала победу значительно позже, в 1931 г., и привела к падению монархии.


23 Fr. Ferrer. 10 janvier 1859 - 13 octubre 1909. Sa vie, son oeuvre. P. S. a.

24 Pabon J. Op. cit., p. 340.

25 Международное рабочее движение. Вопросы истории и теории. Т 3. М. 1978, с. 365.

26 Ленин В. И. ПСС. Т, 28, с. 684.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/БАРСЕЛОНСКАЯ-ТРАГИЧЕСКАЯ-НЕДЕЛЯ-1909-г

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. Л. Эпштейн, БАРСЕЛОНСКАЯ "ТРАГИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ" (1909 г.) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 01.06.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/БАРСЕЛОНСКАЯ-ТРАГИЧЕСКАЯ-НЕДЕЛЯ-1909-г (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - А. Л. Эпштейн:

А. Л. Эпштейн → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
1298 просмотров рейтинг
01.06.2018 (2127 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
14 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
БАРСЕЛОНСКАЯ "ТРАГИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ" (1909 г.)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android