Libmonster ID: RU-6811
Автор(ы) публикации: Н. Л.

ВЫСТАВКА "ПАРИЖСКАЯ КОММУНА 1871 года".

Институтом Маркса-Энгельса организована в Доме Красной Армии выставка по Парижской Коммуне 1871 г. Впервые такого рода выставка была устроена Институтом в 1926 г. С тех пор удалось пополнить уже имевшиеся коллекции большим новым материалом исключительной ценности. Размещенные по четырем большим отделам (разложение Империи, осада Парижа, Коммуна и ее падение), экспонаты дают достаточно полное представление об эпохе первого в истории рабочего правительства. Учитывая основной состав посетителей (пропагандист, педагог, студент-вузовец, рабочий-активист), организаторы выставки приложили немало усилий, чтобы сделать ее максимально наглядной и понятной, с одной стороны и идеологически выдержанной - с другой. Экспонаты классифицированы по обстоятельно проработанному плану: документальный и газетный материал снабжен не только подробными аннотациями, но и переводом французского текста, что чрезвычайно облегчает ознакомление с выставкой посетителям, в подавляющем большинстве не знающим французского языка. Проделана большая работа по переснимке и увеличению портретов, гравюр, автографов и рукописей, хранившихся в архиве Института. Специальные диаграммы, выполненные при участии ряда художников (Гуревича, Лопатинского, Сапалова), ласкают глаз своим изяществом и прекрасной техникой исполнения... Превосходные карты, изготовленные лучшими специалистами под руководством проф. Лазаревича, дают наглядное представление о важнейших операциях во время Франко-Прусской войны и Коммуны.

Политическая история 60-х годов иллюстрируется целой серией едких карикатур на императора и его жену, политическими памфлетами, портретами вождей республиканской оппозиции. Многочисленные диаграммы и современные гравюры знакомят посетителя с состоянием французской (и в частности, парижской) промышленности, ростом городов, положением рабочего класса, рабочей политикой Империи (перестройка Парижа Хаусманном, различные типы сыщиков и провокаторов: сыщик-букинист, сыщик-разносчик, уличный филер, завсегдатай кофеен и т. п. и т. п.), стачечным движением и идеологическими течениями, господствовавшими среди тогдашнего французского пролетариата. Здесь и превосходный бюст Бланки работы Рукавишникова, и редкий портрет Прудона, сделанный Курбе; подлинный договор об аренде помещения для парижской секции Интернационала, фотографии Асси, Малона, Ришара, Мильера, Риго, Гайяра, автограф Флюранса. Интересный фотографический снимок группы участников Базельского конгресса, фотокопии отчетов Генерального Совета, снимок с дома, занимавшегося им в Лондоне, портреты Маркса и Бакунина вводят нас в историю I Интернационала.

Франко-Прусская война представлена, главным образом, беспощадными карикатурами на бездарных французских генералов и самого злосчастного главкома - Наполеона III. Комфортабельный плен императора дает особенно обильную пищу сатирическим журналам того времени. Бросается в глаза интересная карта, на которой операции под Седаном сопоставлены с теми предсказаниями относительно возможного хода военных событий, которые были сделаны Энгельсом, писавшим тогда в качестве военного обозревателя в английской газете "Pall-Mall". Это сопоставление наглядно показывает, что предсказания Энгельса блестяще оправдались.

Портреты членов правительства национальной обороны и карикатуры на них, огромная красная метла, выметающая из страны мусор империи, знаменитая прокламация "К немецкому народу" встречают нас у порога молодой республики. Образцы мясных и обеденных карточек, внутренность народной столовой, меню дорогого ресторана, превосходная коллекция карикатур Moloch'a ("Париж в погребах"), типы национальных гвардейцев, современные гравюры, изображающие "хвосты" у лавок и т. п. - все это превосходно рисует быт осажденного Парижа и те лишения, которые революционизировали широкие массы парижского населения.

Карикатуры на ген. Трошю с его пресловутым "планом", занятие Ратуши батальоном национальной гвардии из Бельвилля, освобождение из тюрьмы Флюранса говорят о неудачных попытках восстаний 31 октября и 22 января. Особые витрины отведены выборам и Нац. Собрание и созданию политической организации национальной гвардии. Немецкая оккупация представлена многочисленными жанровыми сценками ("Переводчики") и рядом карикатур на Вильгельма I ("Кошмары Вильгельма", его торжественный в'езд в Париж на колеснице, запряженной членами правительства, подписавшими договор о перемирии; "ни шагу дальше!" - говорит красная Республика забрызганному кровью мяснику - Вильгельму).

Особенно обстоятельно представлен отдел революции 18 марта и Коммуны, который, в свою очередь, распадается на ряд подотделов (социально-экономическая политика Коммуны, Коммуна и крестьянство, антирелигиозная поли-

стр. 274

тика, клубная жизнь, женское движение, движение в провинции и т. д.). Не совсем, как нам кажется, удалась очень интересная попытка дать наглядное представление об имевшихся в Коммуне политических группировках: дело в том, что при несовпадении группы так наз. "меньшинства" с членами Интернационала и даже с нео-прудонистами, классификация имевшейся в распоряжении Института богатой иконографической коллекции наталкивается на большие трудности. Много внимания уделено армии Коммуны, в частности ее высшему и низшему комсоставу, который представлен рядом фотографических снимков. Особая витрина отведена Комитету Общественного Спасения.

В отделе падения Коммуны имеются две превосходно составленные карты: это - "72 дня Парижской Коммуны" и схема военных действий, происходивших на улицах Парижа в течение так называемой "кровавой недели". Вторая схема позволяет шаг за шагом проследить продвижение ворвавшихся в город версальцев. Экспонаты заканчиваются небольшой витриной "Маркс, Энгельс и Ленин о Коммуне" и коллекцией наиболее значительных старых и новых работ по ее истории.

Но эта прекрасная выставка имеет не только политико- просветительное, но и крупное научное значение. Она позволяет судить о тех ценнейших печатных и рукописных материалах, о тех единственных по своей полноте коллекциях газет, гравюр, сатирических журналов, фотографий и т. п., которыми располагает сейчас Институт Маркса-Энгельса.

Таковы, например, любопытнейшие материалы из редакционного портфеля газеты "Pere Duchesne", корректуры "Гражданской войны во Франции" Маркса, фотокопии писем Маркса и Энгельса по поводу Франко-Прусской войны; письма Маркса к Кугельману и Ньювангуису (1881 г.), замечательные коллекции портретов женщин-коммунарок и многочисленные фотографии усыновленных Коммуной детей павших федератов; подлинные прокламации Ц. К-та нац. гвардии, позволяющие проследить изо дня в день его деятельность в качестве временного правительства, подлинное воззвание Коммуны к солдатам Версаля и образцы тех изготовлявшихся Тьером фальшивок, которые находили потом в карманах убитых коммунаров. Громадный интерес представляет собрание газет и сатирических журналов того времени ("La Charge", "Le Grelot", "L'Alarme", "Celebrites populaires" и др.), а также ценнейшие коллекции карикатур, принадлежащих художнику-коммунару Пилотелю, Дюпандан (Dupendant) (антирелигиозная пропаганда), Домье, Moloch'у ("Силуэты 71 г.," - "Париж в погребах"), Дорэ (карикатуры на Нац. Собрание), Шаму, Шереру и др. Последнего рода коллекции интересны и для историков искусства, которые найдут среди экспонатов выставки настоящие шедевры, вроде пяти акварелей неизвестного художника, оставившего нам замечательные иллюстрации к "Майской неделе" (из 400 имеющихся в Институте на выставке имеется 5).

Таковы богатства этой образцовой во всех отношениях выставки, созданной об'единенными усилиями сотрудников Института и Дома Красной Армии. Конечно, такая выставка по истории Парижской Коммуны возможна только в нашем бедном материальными ресурсами, но богатом революционными традициями и волей к социалистическому строительству советском государстве. Эта истина становится как-то особенно ощутимой, когда, проходя ряд великолепных зал, где размещена выставка, и восхищаясь ее экспонатами, вспоминаешь о том полутемном угле с 4 - 5 витринами, который отведен Парижской Коммуне в парижском музее Carnavalet.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ВЫСТАВКА-ПАРИЖСКОЙ-КОММУНЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Vladislav KorolevКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Korolev

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Н. Л., ВЫСТАВКА ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 15.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ВЫСТАВКА-ПАРИЖСКОЙ-КОММУНЫ (дата обращения: 24.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Н. Л.:

Н. Л. → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Vladislav Korolev
Moscow, Россия
1503 просмотров рейтинг
15.08.2015 (3175 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
5 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
16 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ВЫСТАВКА ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android