Libmonster ID: RU-6868
Автор(ы) публикации: Р. Ковнатор

В. С. Печерин. Замогильные записки. Кооперативное издательство "Мир", 1932 г., стр. 189.

Жизнь В. С. Печерина - это один из самых трагических эпизодов, какие только знает история "бедной русской мысли" - с этими словами Г. В. Плеханова не может не согласиться каждый, прочитавший книгу Печерина 1 .

Рожденный и воспитанный в семье офицера-крепостника Печерин как личность формировался под теми противоречивыми влияниями, которые были характерны для всей дворянской интеллигенции первой половины XIX в.

С одной стороны, воспитание в духе Руссо, "совершенное презрение ко всему русскому и рабское поклонение всему французскому", с другой - впечатления крепостной передней, деспот-крепостник отец, оскорбления и обиды, которым с его стороны подвергалась мать, рано вызвали в молодом и впечатлительном Печерине чувство сострадания, жажду свободы и мести угнетателям.

Его воспитатель, причастный к революционному движению, оставил след на всю жизнь Печерина. "Он заронил искру, которая еще не погасла. Он навсегда предохранил меня от несчастия сделаться верноподданным русским чиновником николаевского времени".

Окончив блестяще петербургский университет в 1831 г., в 1833 г. он был отправлен вместе с рядом других молодых ученых за границу для подготовки к профессорской деятельности.


1 Проф. Е. Бобров ("Литература и просвещение в России XIX в.", Казань, 1901), сделавший первую попытку собирания материалов о Печерине, указывал, что главным источником для биографии служили бы конечно его мемуары..." Но написанные в конце 60-х гг., мемуары Печерина по цензурным соображениям не могли увидеть свет; в 1918 г. рукопись была найдена М. О. Гершензоном в Румянцевском музее в Москве, и лишь теперь впервые появляется в печати.

стр. 140

Может быть в этой "глупой тишине" и иначе определился бы жизненный путь молодого профессора. "Мне грезился какой-то вздор, какое-то счастье: жить в уединении с греками и латинами и ни о чем более не заботиться. Вдруг блеснула молния, раздался громовой удар, разразилась гроза июльской революции..." Под влиянием французской революции он становится "республиканцем школы Ламенне, коммунистом, сенсимонистом".

Летом 1836 г. Печорин покидает, и уже навсегда, "ненавистную" Москву.

Это было время, когда и Белинский чувствовал себя "нулем", когда Герцен, оглядывая окружающую действительность, с тоской писал: "За что мы проснулись - спать бы себе, спать, как все около..."

Летом 1836 г., когда Печорин бежал из России, появилось "Философическое письмо" Чаадаева, о котором Герцен говорил, что оно явилось "мрачным обвинительным актом против России".

"...Во все продолжение вашего общественного существования, - писал Чаадаев, - мы ничего не сделали для общего блага людей; ни одной полезной мысли не возросло на бесплодной нашей почве, ни одной великой истины не возникло из среды нас".

Это настроение глубокого пессимизма характеризует и Печерина, сердцем которого по возвращении в Москву "овладело глубокое отчаяние, неизлечимая тоска" при виде этой "грубоживотной жизни... этих людей без верований... живущих лишь для того, чтобы копить деньги и откармливаться, как животные".

И Печерин бежал из России за границу с твердым намерением, с единственной целью - примкнуть к революционному движению.

Печерин жил в Париже, Бельгии, Швейцарии.

Он, но его собственным словам, "прошел через все возможные философские системы". Он был "гегелианцем, пифагорийцем, фурьеристом, коммунистом и пр.". Он был в сношениях с итальянскими и польскими эмигрантами; "вместе с ними разрабатывал план издания газеты и мечтал об образовании коммунистической общины в Америке.

Он увлекался социалистическими романами Жорж-Занд, благоговейно изучал "Заговор равных" Филиппа Буонаротти, переводил знаменитую книгу Штрауса "Жизнь Иисуса".

Ценность записок в этой части, невзирая на то, что рассказ стилизован и односторонен, увеличивается еще и тем, что на русском языке кроме рассказа Печерина нет других следов этой среды и этой эпохи.

Печерин за границей сильно бедствовал, добывая средства к существованию случайными грошевыми уроками, переводами и т. п. От прежнего блестящего воспитанника московского университета не осталось ничего. "Теперь я знаю по опыту, как бедные люди должны хитрить и перебиваться, чтобы зашибить копейку. Я был истым пролетарием не на словах, не в пышных фразах республиканского оратора, а на самом деле, в черствой действительности".

Но, раз бросившись "в объятия республиканской церкви", Печерин хотел все изведать, все пережить, все испытать.

Стремление к опрощению - черта, так ярко характеризующая позднейшее поколение "кающихся дворян", крайне характерно для Печерина. Рассказывая о том, как он едва не сделался конюхом, Печорин замечает: "Признаюсь откровенно, у меня была сильная охота, страстное желание сделаться слугою - испытать всю свежесть этого нового положения, обещавшего много опытов, новых ощущений и бездну приключений..."

Но ни "бездна приключений", ни свежесть их, ни острота не могли дать Печерину разрешение мучивших его вопросов. Социальная фантастика привела его в тупик; на пути утопического социализма ищущая революционная мысль

стр. 141

того времени не могла уже найти выхода из социальных противоречий. Одни, разочаровавшиеся в возможности социалистического преобразования мира, быстро "умнели" и переходили в лагерь сегодняшних хозяев жизни. Другие с отчаяния бросались в религию, в частности - в католицизм.

В середине 1840 г. перешел в католичество и ушел в монастырь и Печерин.

"Бедность, безучастие, одиночество сломили его", писал по поводу этого неожиданного перехода Герцен. Сам Печерин в письме, опубликованном в 1863 г. в эмигрантской прессе, сознательно связывал свое обращение с "всеобщим" крушением надежд на европейскую революцию.

Выходец из крепостнической России, он должен был с наибольшей, с концентрированной силой отразить практическое бессилие мелкой буржуазии при столкновении двух основных классов современного общества.

Пока жил Николай, - пишет Печорин, - мне никогда и в голову не приходило думать о России. Да о чем же было тут думать? Нельзя же думать без предмета.

Но лишь только воцарился Александр II, то вдруг от этой немой, русской могилы повеял утренний ветерок светлого воскресенья".

Под этим влиянием общего оживления общественной жизни! в России, а также своего свидания с Герценом и публицистической его деятельности за границей Печерин в 1860 г. вновь взбунтовался и бросил свой монастырь.

В 1863 г. он публикует в эмигрантской прессе письмо, в котором пишет: Я никогда не был и не буду верноподданным..."

"... Если вследствие какого-нибудь великого переворота врата отечества отверзнутся передо мною - я заблаговременно объявляю, что присоединяюсь не к старой России, а к молодой, и теперь с пламенным участием простираю руку братства к молодому поколению, к любезному русскому юношеству и хотел бы обнять их во имя будущего".

Но прошлое, 20-летнее послушничество в католическом монастыре тяжелой гирей висело на теперь уже 60-летнем Печерине.

Поняв, что "из шпионствующей России попасть в римский монастырь" это просто - "из огня да в полымя", Печерин бросил монастырь, но не скинул рясы католического священника.

Но он, как сказано в предисловии, "отомстил себе и соблазнившему его фетишу иначе: он наполняет свои записки такой издевкой над "служителями церкви", такими оценками из их жизни, даст в них такую выпуклую галлерею монахов, священников и кардиналов, что они просятся в антирелигиозные хрестоматии".

Он свидетельствует о том, что "католическая церковь есть отличная школа ненависти"; он пишет о жалости, корыстности, сексуальности, царящей под монашеской рясой.

"Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе". Под этими священными текстами сколько скрывается мошенничества! У нас взяточники тоже освящают свои проделки словами св. писания: всякое даяние благо и всяк дар совершен!" О себе Печерин говорит, что он вовсе не годился быть священником, еще менее монахом, так как у него вовсе "не было дара просить денег".

Одна католическая церковь, говорит Печерин, может производить таких великих людей, которые могут заткнуть за пояс Меттернихов и Талейранов, которые представляют одну "хитрость, лукавство, терпеливую пронырливость, умение подделываться и подкапываться"...

Рассказывая о посещении священником отцом де-Гельдом Меттерниха, Печерин пишет: "Вышел Меттерних, в халате или сюртуке не помню - и оказалось, что он просто старый болтун. У него вечно одна и та же песня, т. е. что все зло в мире происходит от измов, например либерализм, конституционализм,

стр. 142

социализм, коммунизм и пр. Я удивляюсь, что отцу де-Гельду не пришло на мысль заметить ему, что к этому же разряду зловредных измов принадлежат eatholieisme, ultromontanisme и даже с thechisme".

У Печерина, 65-летнего старика, одиноко доживавшего свой век в глухой провинциальной больнице Ирландии, нашлись слона сочувствия, любви и преклонении перед Парижской коммуной в дни, когда весь буржуазный мир задыхался от ненависти:

"Парижские коммунисты, сжегшие Тюльери и отель де-Виль, может быть со временем попадут в великие благодетели человечества. Ведь первые христиане также сжигали великолепные языческие храмы, разбивали в куски изящные статуи, образцовые произведения искусства.

Образованный древний мир содрогался от ужаса и негодования при виде этих неистовств и прозвал христиан безбожниками, афеями; но все ж таки в конце концов христиане одолели. Вот так будет и с коммунистами.

Они тоже могучие дровосеки: они прямо идут к цели. Надо же как-нибудь расчистить наш старый лес, наполненный всякой дрянью.

Что сделали с Тюльери, могут сделать и с Ватиканом, и тогда уже мы навсегда отделаемся от этой старой рухляди, поляна будет окончательно расчищена.

Никто теперь не упрекает новгородцев за то, что они скатили в Волхов святой истукан Перуна: зачем же бранить коммунистов за то, что они низвергнули Вандомскую колонну?"

Так, стоя уже одной ногой в могиле, Печерин приветствовал людей, которые могут разрушить старый мир и построить новую жизнь.

Для себя ему оставалось мечтать и надеяться лишь на то, что "какой-нибудь русский юноша XX столетия с любопытством, а может быть и с сердечным участием прочтет историю этой жизни, вечно идеальной, отрешенной от всякой земной корысти, вечно донкихотствующей..."

Характернейшая подробность: Дон-Кихот был любимейшим образом Печерина. От "знаменитого предка, пресловутого рыцаря ламанчского, воспетого Сервантесом" вел Печерин свою "генеалогию".

Интересно, что Печерин воспринимает свою жизнь, свою борьбу за "идею", как донкихотскую, т. е. нереальную, бесплодную, ибо трагедия Печерина заключалась в том, что он не видел реальной силы, обеспечивавшей осуществление его социалистических идеалов.

Это настроение донкихотства, обреченности, борьбы с ветряными мельницами и после Печерина характеризовало не одно поколение русской революционной интеллигенции.

"В первый раз в жизни прочитала Дон-Кихота. Какая прелесть и немного сродни нам, старым радикалам", писала в 1895 г. В. И. Засулич С. М. Кравчинскому.

И только поколение, связавшее свою судьбу с массовым рабочим движением, живым носителем социалистической революции, вооруженное гениальной теорией Маркса - Ленина сумело и "объяснить" мир и приступить к его перестройке и переделке.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/В-С-ПЕЧЕРИН-ЗАМОГИЛЬНЫЕ-ЗАПИСКИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Vladislav KorolevКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Korolev

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Р. Ковнатор, В. С. ПЕЧЕРИН. ЗАМОГИЛЬНЫЕ ЗАПИСКИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 15.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/В-С-ПЕЧЕРИН-ЗАМОГИЛЬНЫЕ-ЗАПИСКИ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Р. Ковнатор:

Р. Ковнатор → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Vladislav Korolev
Moscow, Россия
1368 просмотров рейтинг
15.08.2015 (3148 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
23 часов(а) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев
ПРОБЛЕМЫ ИНДИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ
Каталог: Экономика 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
В. С. ПЕЧЕРИН. ЗАМОГИЛЬНЫЕ ЗАПИСКИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android