Libmonster ID: RU-6652
Автор(ы) публикации: Силонэ

Об итальянском историке Гульельмо Ферреро ничего не было слышно уже несколько лет. Он жил эти годы в деревне, в Южной Италии, в своем имении, так как фашисты все время отказывали ему в разрешении на выезд за границу. Несколько месяцев тому назад запрещение было снято, и одновременно с этим во Франции появился перевод его книги о женщинах эпохи цезарей. Многие французские и немецкие журналы поместили интервью и посвяти га ему статьи, окружавшие его имя ореолом пророка, и даже сама итальянская фашистская печать благожелательно отнеслась к последней работе.

Личность Ферреро представляет для нас интерес лишь постольку, поскольку он играл определенную роль в судьбах итальянской буржуазной культуры за последние 40 лет.

На Гульельмо Ферреро смотрели до сих пор как на писателя, стоящего особняком, как на независимого ученого-мыслителя, идущего всегда против течения. До сих пор все его критики были одинакового мнения на этот счет. Нам нетрудно будет показать обратное. Для этого достаточно будет проследить в связи с личностью Ферреро за развитием итальянской буржуазной идеологии последних 40 лет. Вся оригинальность Ферреро заключается в способе применяться к различным обстоятельствам и переменам его времени Исторические исследования, которым он посвятил себя, помогли ему в разных случаях применяться к обстоятельствам, выходя с честью из положения.

Гульельмо Ферреро был учеником Чезарэ Ломброзо, знаменитого антрополога-позитивиста. Вместе с ним он работал над исследованием о женщине-преступнице. Он женился на его второй дочери, Джине Ломброзо, авторе нескольких книг по психологии женщины. Под влиянием Ломброзо он написал "Символы" (1893) и "Молодая Европа" (1897). В последней книге он производит анализ причины упадка латинских народов и говорит о превосходстве над ними народов англо-саксонских и скандинавских, причину которого он видит в чистоте их нравов (!).

Вместе с Энрико Ферри, Ничефоро, Сигеле, Гарофало и другими писателями, изданными братьями Бокко в Турине, Ферреро принадлежал к школе, которая объясняла все (политику, историю, философию, искусство) антропологией, которая смотрела на гений, как на болезнь, а на преступление, как на наследственность. Школа эта объясняла генезис психических явлений, исходя из того, что ей удалось или казалось, что удалось локализировать происхождение членораздельной речи в третьем участке левого полушария мозга.

В "маленьком итальянском мире" Гумберта I влияние позитивной школы было огромно. Ее пытались критиковать неоднократно главным образом фашисты и священники, но критика эта легко разбивалась научными предпосылками, на которых позитивисты строили свою систему. В Италии этого периода позитивная школа выполняла важную общественную функцию, служа классовым интересам молодой итальянской буржуазии в ее борьбе и с католической реакцией, и с революционными силами. Каким образом позитивизм выполнял эту функцию, мы вкратце рассмотрим.

стр. 174

Объединение Италии на монархической основе совершилось против желания Ватикана, у которого новое государство отнято советскую власть, и в тоже время против воли республиканской мадзиниевской партии: партия эта, вобрав в себя наиболее активный буржуазный элемент, боровшийся за национальную независимость, не пожелала признать Савойскую монархию. Поэтому первый период жизни нового государства был очень затруднен. Вследствие отсутствия религиозной санкции вновь возникшего национального объединения для итальянской буржуазии после 1870 г. явилась насущная жизненная необходимость в создании такого учения, которое освятило бы произошедший факт, которое приспособило бы к истории дарвиновскую теорию прогрессивной, постепенной и постоянной эволюции; теория эта должна была быть антибожественной и антиреволюционной, исключить божественный промысел и революцию из числа исторических факторов, она должна была изобразить политический трансформизм Депретиса и Джиолитти, как искусство правительства, наиболее близкого к самым непреложным законам, управляющим жизнью природы.

Позитивная школа господствовала над всей жизнью Италии: над философией, наукой, искусством, политикой. Позитивизм стал новой религией, Ферреро же был, как мы видели, жрецом этой религии.

Несмотря на это, позитивизм не имел бы такого шумного успеха, какой выпал ему на долю, и его реакционное действие не было бы таким сильным, если бы к нему не присоединились влиятельные круги итальянского социализма, который пользовался им, как орудием против революционных тенденций пролетариата; социалисты в этом направлении дошли до того, что объявили позитивную школу философией марксизма.

Смешение позитивизма с марксизмом продолжалось в Италии до самых последних лет. Ферреро был секретарем социалистической секции в Турине, и позитивисты и посейчас остаются во главе итальянского реформизма (даже Серрати был позитивистом: достаточно вспомнить его брошюру "Рациональная школа").

Серьезные удары научным основам позитивизма нанесли после 1900 г. сами позитивисты. Исследования экспериментальной биологии подтвердили теорию, которая в настоящее время называется мутационной теорией, занявшей место позитивистского трансформизма. Последние научные открытия относительно структуры материи разрушают представление позитивистской школы и создают базу для широкого распространения законов диалектики.

Научный закат позитивизма не на много предшествовал созреванию политических и экономических факторов, которые должны были привести итальянскую буржуазию к отказу от трансформизма Джиолитти. Она должна была войти в круговорот интересов империализма и создать себе идеологию, более соответствующую новым временам. Поэтому для большинства старых последователей позитивизма было относительно легко перейти на новые позиции и для некоторых даже стать предшественниками фашизма. Как себя повел Г. Ферреро? Как остальные? Он тоже не безразлично относился к мотивам, толкнувшим итальянскую буржуазию на разрыв с позитивизмом, на примирение с церковью и на переход к идеализму. После периода сотрудничества с Ломброзо Г. Ферреро занялся изучением вопросов о происхождении и изменении правовых институтов Он начал с изучения уголовных законов времен кризиса империи, дошел до переходного периода IV, и V вв. (которые Ферреро называет периодом упадка), после чего его привлекли века III, II и I. В течении этой работы его планы совершенно переменились, и вместо исследования об эволюции правовых институтов с точки зрения позитивизма он написал пять томов "Величие и падение Рима", над которыми работал с 1897 до 1907 г. (Первые томы появились в Италии в 1901 г.).

Ферреро начал свои исторические работы, когда в Италии еще господствовала научно- документальная историография (Чиполла, Скипа, Кривеллуччи, Пайс,

стр. 175

Виллари), но постепенно его труды завоевали себе видное положение, и нова? экономическо- правовая школа (Сальвемини, Чиккотти и др.) утвердилась если не в учебных заведениях, то в умах образованных людей. Историки экономическо-правовой школы стремились не только прагматически объяснить исторические события, но дать им более глубокое обоснование путем изучения экономических условий, их сопровождавших, и изучения общественных классов, совершивших, эти события Исследование Сальвемини о флорентийской коммуне и исследование Вольпе о коммунах Пизы и Вольтеры были наиболее серьезными трудами новой исторической школы. Было бы однако неправильно думать, что экономическо-правовая историография возникла вследствие распространения в Италии исторического материализма. С историческим материализмом в его истинном виде еще предстоит познакомить Италию, где историческая наука не поднималась пока над уровнем экономического материализма.

Заслуга Ферреро заключается в том, что он преодолел в ходе своих работ предвзятые мнения позитивистов и документалистов. Ему не хватило также к счастью необходимой подготовки, чтобы впасть в преувеличения экономическо-правового метода.

Картину падения Рима, которую нам для Ферреро, можно критиковать со всех точек зрения, особенно же с нашей точки зрения. Падение капиталистического общества, при котором мы присутствуем, помогает нам уяснить себе УСЛОВИЯ, связанные с исчезновением прошлых режимов. Книга, написанная Ферреро, имела по крайней мере то преимущество, что она возбудила споры не только в кругу специалистов и что она дала яркий образ древнего Рима (образ искаженный)

К концу своих исследований о падении античного Рима Ферреро уже находился на дороге, которая позднее должна была привести его к автобиографическому роману.

Изучение жизни античного Рима заметно повлияло на его представления о современности (влияние это было взаимным). Это не был уже больше позитивизм, это был крочеанизм. Философ- идеалист Бенеддетти Кроче учил, что предмет исторического изучения находится не вне нас, а внутри нас, в уме пишущего исторический материал, исторический документ сами по себе еще не являются историей; они становятся историей в той мере, в какой их ассимилирует ум пишущего, в той мере, в какой он содействует их идеологическому оформлению.

По мнению Кроче, историк, описывая исторический факт, дает нам отчет о своем собственном представлении этого факта, он говорит о самом себе, даже когда говорит о Юлии Цезаре. Итак вся история является только историей идей, представлений, только философией, т. е. деятельностью ума.

Слияние старого с новым в идеологии Ферреро еще искало своего равновесия (этим объяснялась темнота и неясность его писаний именно политических), когда новый кризис кинул его в самый черный пессимизм. Это было следствием его путешествия в Соединенные штаты (1908). В Америке Ферреро заметил, что между философией небоскребов и стандартным производством и между римским форумом невозможна была какая бы то ни было точка соприкосновения, и должен был признаться самому себе, что единство духа, которое он считал достигнутым, было не более как искусственное сооружение бес всякого реального основания. Публичное признание появилось позднее ("Среди двух миров", 1913), но оно было не очень ясным и откровенным: оно основывалось на новом искусственном сооружении, а именно - на странном разделении цивилизации на качественную и количественную: качественная цивилизация - это цивилизация античная; количественная - цивилизация современного капитализма. Сейчас не стоит обсуждать эту теорию. Все замечания Ферреро о будущем капитализма оказались ошибочными перед лицом войны и после военного экономического кри-

стр. 176

зиса, с ними упали все венки, украшавшие новую цивилизацию, которая будто бы не знает более границ, не имеет более "дисциплины", у которой нет конца - она идет к безграничному Несмотря на это "Среди двух миров" интересная книга Ферреро много писал в журналах во время войны и после нее, и это заставило забыть эту книгу, но его современное направление настолько связано с ней, что необходимо к ней вернуться.

Исходя из предпосылки, что никакой обмен мнений невозможен если он не основывается на общих определениях значения слов, Ферреро ставит вопрос: как приходят к общим определениям Определение, отвечает он, - всегда есть ограничение, оно всегда нечто условное и произвольное это всегда акт воли, которая находит силу подвергнуть себя ограничению Ограничение (отказ) следовательно является условием знания (и в то же время его отрицанием). В настоящее время капиталистическое общество в своей новейшей фазе, с его стремлением к все большему увеличению прибыли, вынуждено постоянно разрушать старые границы, и поэтому обречено наконец на полную моральную и интеллектуальную анархию.

Тот факт, что Ферреро, высказав это положение, два года спустя объявил крестовый поход - "войну за право и цивилизацию" (за американское право и цивилизацию), навел бы нас на многие горькие размышления личного характера, если бы мы захотели дать его моральную оценку, - мы же хотим ограничиться только изложением его взглядов. Сам Ферреро после того, как разочаровался в Версальском мире, вернулся к своему старому пессимизму 1913 г. В Италии это состояние духа не было 'только его личным Оно родственно пессимизму Тильгера, Бонаюти, Папини и выражает то состояние некоторой части итальянского общества, в которое повергли его перемены в общественной жизни, принесенные диктатурой крупного капитала, этой части общества трудно перенести наглое превосходство экономики над моралью и над интеллектом; ей тяжело сознание, что фашистские решения вопроса недолговечны и что деятельность фашизма во всех областях не создает нового порядка и не устраняет старого беспорядка, но еще более его увеличивает И для Ферреро и для Тильгера с Бонаюти и Папини является общим темное предчувствие приближения великой катастрофы, за которой по их мнению должно последовать новое средневековье.

Почему Ферреро не нашел в фашизме ответа на историческую проблему, которую он поставил в 1913 г?

Фашизм обеспечил максимальную прибыль капиталу и в то же время постарался восстановить принцип власти и привести народные массы под иго традиционных принципов порядка, дисциплины и почтения к церкви.

Фашизм проводил решительную политику, благоприятствующую концентрации промышленности, и в то же время он восстановил преподавание религии в школах во исполнение того пожелания, которое Ферреро высказал еще за пятнадцать лет до фашизма; ведь именно Ферреро был озабочен тем, что капиталистическая техника, идя всегда вперед, не содержит в себе элементов консервативной идеологии, напротив того, она революционна; для того же, чтобы сохраниться, общество нуждается в консервативной идеологии, и если она у него отсутствует, то общество имеет право воспользоваться ею, взяв у своего прошлого, хотя бы эта идеология устарела и была антинаучна, петому, поучал Ферреро, каждое человеческое знание антинаучно, каждое человеческое знание есть ограничение; есть акт воли, которая находит силу ограничить себя. В настоящее время буржуазный порядок нуждается в системе более или менее однородной, в знании, которое приняли бы все, но особенно миллионы и миллионы рабочих и крестьян, которых капиталистическая техника ведет на путь гибели. Фашизм, поставив ту же проблему, не имел возможности выбора; фашизм не мог заставить итальянские народные массы читать книги Гульельмо Ферреро или хотя бы Джиованни Джен-

стр. 177

тиле; ему ничего больше не оставалось, как вернуться к катехизису, который стоит всего 2 сольдо и который всем понятен; он насчитывает почти две тысячи лет жизни и дает исчерпывающие ответы на все вопросы, относящиеся к настоящей жизни и будущей.

Ферреро не хватает мужества быть последовательным, заявить себя предшественником фашизма. Но он имеет на это право. Быть может его большая умственная чуткость подсказывает ему, что реакционные попытки фашизма бесплодны. Во всяком случае, с еще большим ужасом Ферреро ожидает пролетарской революции, приближение которой он смутно чувствует, как домашние животные чувствуют приближение землетрясения.

Сейчас он совершает последний путь своей умственной параболы. Он старается уйти от противоречий, которые окружают его, избегая социальных проблем. Он пишет книгу в четыре тома, которая, хотя еще не опубликована, является его биографией. Сам автор в последнем интервью дал в следующих выражениях резюме этой книги:

"Это история благородной души, которая мало-помалу приходит к выводу, что все, что в жизни происходит, все понятия - слава, справедливость, добродетель, истина, честь, есть не что иное, как грубое приближение к идеалу, к которому человек всегда стремится и никогда не достигает. Сначала он отчаивается, он приписывает все дурным чувством современников, затем мало-помалу он убеждается, что вопрос гораздо более сложен, что сам он зависит одновременно от величия и бедности человеческой натуры, однако во таинственных, что человек, это - "ангельское чудовище", возвышенный зверь, пленник, ожидающий своего освобождения, которое он должен заслужить путем непрерывных усилий".

Так закончил Гульельмо Ферреро.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Гульельмо-Феррер-КОНЕЦ-ИСТОРИКА-ПОЗИТИВИСТА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Vladislav KorolevКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Korolev

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Силонэ, Гульельмо Феррер. КОНЕЦ ИСТОРИКА-ПОЗИТИВИСТА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 13.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Гульельмо-Феррер-КОНЕЦ-ИСТОРИКА-ПОЗИТИВИСТА (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Силонэ:

Силонэ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Vladislav Korolev
Moscow, Россия
1554 просмотров рейтинг
13.08.2015 (3151 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Гульельмо Феррер. КОНЕЦ ИСТОРИКА-ПОЗИТИВИСТА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android