Иллюстрации:
Libmonster ID: RU-6679
Автор(ы) публикации: Историк-марксист, № 21, 1931, C. 87-93

ДОКЛАДЫ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СЕКЦИИ И В СЕКЦИИ ИСТОРИИ ЮНОШЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ 1

А. ДОКЛАД С. С. КРИВЦОВА "ЛЕНИН О ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ" 2

С. Кривцов. В свое время методическая секция Общества историков марксистов вела борьбу за преподавание истории в школе. Теперь мы знаем, что существует документ, в котором В. И. Ленин четко и ясно высказался за преподавание истории в наших школах, это - заметки Ленина на тезисы Н. К. Крупской о построении нашей школы. Это мнение В. И. укладывается во всю систему его учения, так как ленинизм-марксизм насквозь испорчен. Мы имеем и помимо этого документа определенные высказывания В. И. о значении истории в изучении того или иного явления. В лекции о государстве, прочитанной в Свердловском университете, В. И. рекомендует "смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как данное явление возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь".

Для нас здесь важно отметить, что, выступая перед мало квалифицированной аудиторией, какой была Свердловка в 1919 г., В. И. считал необходимым поставить вопрос о государстве на историческую почву.

В докладе "Пролетариат и война", прочитанном в 1919 г., В. И. Ленин указывает, что понятие отечества дано в "Коммунистическом манифесте" как историческая категория, становящаяся излишней на определенной стадии развития общества. Далее Ленин поясняет: чтобы получить правильное материалистическое, а не эклектическое, понимание вопроса о характере войны 1914 г., нельзя ставить знак равенства между ней и прежними войнами, а надо поставить ее в ту историческую обстановку, в которой она происходит. Только подойдя к войне 1914 г. исторически, можно доказать, что она является не национально-освободительной, а империалистической войной, и соответственно определить свое тактическое отношение к ней. Методологическая ошибка социал-патриотов заключалась в том, что они, не ставя вопрос исторически, относили эту войну к разряду национально- освободительных войн и поддерживали ее, пытаясь опереться на высказывания Маркса. Ленин ставит вопрос о том, что при изучении политических учений всегда надо иметь в виду основные факты перехода общества от первобытных форм рабства к крепостничеству и далее - к капитализму. Ленин говорит здесь об "исторических рамках", которые совпадают с понятием исторической перспективы, о необходимости которой мы постоянно говорили, борясь за историю.

В статье "Империализм и раскол социализма" Ленин устанавливает непрерывную историческую связь между явлениями на частном примере связи между социал-шовинизмом и оппортунизмом, Эта неразрывность исторической связи и является основным моментом в построении целостного курса истории, за который


1 В настоящем номере помещается краткое изложение доклада С. С. Кривцова в Методической секции и двух первых докладов (Т. Ацаркина), прочитанных в недавно организованной при Обществе историков-марксистов Секции истории юношеского движения. Отчет о докладах, состоявшихся за последнее время в др. секциях, будет дан в следующих номерах журнала.

2 Заседание Методической секции от 28 ноября 1930 г.

стр. 87

мы боремся. Ленин определял меньшевизм в 1905 г. как своеобразную буржуазную политику среди рабочего класса. В предисловии к сборнику "За 12 лет", написанном в 1907 г., Ленин устанавливает следующую преемственность: из легального марксизма родился экономизм, из экономизма - меньшевизм, из меньшевизма - ликвидаторство. Ликвидаторство родило оппортунизм, этот последний на наших глазах превращается в социал-фашизм. Такова непрерывная историческая цепь развития.

Переходя к заметкам Ленина на тезисы Н. К. Крупской, докладчик говорит, что Ленин прежде всего считал необходимым разграничение общеобразовательных предметов во всех профтехнических школах. По его мнению должны отдельно существовать "коммунизм", история вообще, история революций, история революции 1917 г., география, литература и т. д. Что понимал Ленин под словом история "вообще". Вот например, книга Ленина "Развитие капитализма в России". Это чисто историческое произведение и вместе с тем не только историческое, так как оно родилось из борьбы с народниками. Как и в упомянутом выше вопросе о войне для Ленина история и здесь прежде всего дает возможность установить правильный подход к явлениям и наметить правильную тактическую линию. Когда перед Лениным стал вопрос о Бресте, о "похабном", "несчастном" мире с Германией, он обратился к истории, стал изучать Кареева, том, посвященный Тильзитскому миру. Пруссии, поставленной на колени Наполеоном, удалось выкрутиться из этого положения с помощью военной реформы, создавшей народные ополчения. В первую годовщину Октября Ленин выдвинул требование о создании трехмиллионной армии. Тогда многим это требование казалось диким, так же как для многих казалось странным, когда на IV съезде советов Ленин говорил о Тильзите, казалось странным потому, что люди в большинстве случаев истории не знали. Из приведенных примеров видно, что для Ленина "история вообще" есть история развития хозяйства, история классовой борьбы, история военных и дипломатических столкновений. Говоря о союзниках пролетарской революции, т. Сталин указывает, что одними из них являются "конфликты в лагере наших врагов". Сложный узел международных отношений можно также понять только исторически.

Ленин сравнивал Столыпина с Бисмарком; чтобы понять Столыпина Ленин занимался Бисмарком. В его статьях неоднократно встречается сравнение нашей Февральской революции с революцией 1848 г.; статьи от апреля до августа 1917 г. пестрят терминами: луиблановщина, бонапартизм и т. д.

Далее т. Кривцов переходит к вопросу, как понимал Ленин изучение истории революций. В. И. больше всего интересовали революции, содержащие в себе социалистические попытки. Когда в 1905 г. стал вопрос о вооруженном восстании, о баррикадной борьбе, Ленин принимается за изучение с этой точки зрения опыта Парижской Коммуны и буржуазных революций XVII и XVIII вв.

Изучая революцию 1917 г., Ленин дал периодизацию, на основании которой легко понять значение современного этапа нэпа. По вопросам истории партии мы имеем у Ленина ряд интереснейших высказываний, имеющих большое значение для братских компартий. Ленин - насквозь историчен. Его всегда интересует, откуда возникло явление, куда оно растет. Он всегда говорит о тенденциях, о путях развития.

На беду нашей школы как раз элементы историзма были выкинуты из ее программы. Эти программы не давали никакой перспективы, брали явление так, как оно есть. В конце концов наша школа оказалась в тупике, а между тем в связи с реализацией пятилетнего плана встала вплотную программа кадров. Для того, чтобы образование действительно давало деятелей социалистического строительства, оно должно быть насквозь исторично. Нужно иметь "рамку" (по выражению В. И.), в которой данное явление развивается, в противном случае мы будем "ползучими" эмпириками".

В школе II ступени нам нужен исторический курс. В основу новых программ для политехнической школы нужно

стр. 88

положить высказывания В. И. Ленина.

В прениях по докладу т. Кривцова высказались т. Егоров и т. Брагин.

Тов. Егоров соглашается с основными положениями докладчика и дополняет его разбором известной речи т. Ленина "О задачах союзов молодежи", посвященной вопросу о том, как нужно учиться молодежи. Из этой же речи можно сделать вывод о том, как эту молодежь, нужно учить.

Основное условие - это связывание теории с жизнью и борьбой пролетариата. Преподавание истории надо поставить в связь с основными политическими задачами партии и Коминтерна. Перед историками-преподавателями надо поставить конкретную задачу выделения в историческом курсе проблем наиболее актуальных в настоящее время. В наших программах революция 1848 г. в Германии обычно смазывается, а между тем она ставит актуальнейшие проблемы перерастания, национальный и аграрный вопросы, которые имеют важнейшие значения для Коминтерна.

В произведениях Ленина часто ставится вопрос о смене лозунгов партии, в наших исторических курсах этот вопрос редко заостряется, в то время как для нас это имеет огромное значение в связи с новыми лозунгами о крестьянстве.

Замечания Ленина о связи теории с практикой надо применять таким образом, чтобы учащиеся переносили свои исторические знания в массы - на фабрики и заводы. Такой актуальный вопрос, как сущность право-"левацкого" блока должен быть поставлен в историческом освещении на примере таких же беспринципных антипартийных блоков в прошлом.

Тов. Брагин отмечает, что докладчик правильно указал на вопросы пролетарской революции как центр тяжести исторических работ Ленина, но это не значит, что В. И. брал материалы только из истории рабочих революций.

Оратор указывает на определения якобинцев, данные в "Что делать", частые указания на "Гору" и "Жиронду" и др. В деле преподавания истории надо учиться у Ленина, как связывать вопросы, касающиеся непролетарских революций, с проблемой пролетарской революции. Тов. Брагин указывает, что Ленин применял метод "выпячивания" той или иной проблемы на соответствующих этапах борьбы, и мы должны, как правильно указал т. Егоров, делать то же самое и перерабатывать наши программы в соответствии с потребностями переживаемого периода.

В своем заключительном слове т. Кривцов отмечает, что прения, дополнили его доклад. Он говорит, что не касался специально вопроса о современности, так как считает настоящий доклад продолжением прошлогоднего доклада на тему "История и современность". Докладчик считает, что выдвинутый т. Егоровым вопрос о смене лозунгов относится к курсу ленинизма, который в заметках Ленина носит название: "Коммунизма". К вопросу о необходимости постановки курса истории это не относится, а доклад был посвящен этому.

Совершенно справедливо замечание о важности изучения германской революции 1848 г., в особенности для понимания прусского пути, значения Бисмарка, контрреволюционной роли буржуазии. Также совершенно верно замечание о "выпячивании" соответствующих тем. Программы в нужном смысле должны переделываться.

Докладчик заявляет, что он поставил себе ограниченную задачу показать, что в той борьбе, которую мы вели за историю, мы шли за Лениным. Доклад был попыткой показать, что наша тактика является тактикой ленинизма в борьбе за преподавание истории в школе.

стр. 89

Б. ДОКЛАД А. АЦАРКИНА "О ЗАДАЧАХ СЕКЦИИ ИСТОРИИ ЮНОШЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ" 1

Основной задачей секции т. Ацаркин наметил борьбу за ленинизм в теории и истории юношеского движения, с одной стороны, против меньшевистских теорий, отрицающих активную политическую роль юношеских организаций, и, с другой, против "левацких" теорий, отрицающих необходимость существования самостоятельных юношеских организаций. И та, и другая теория объективно в интересах буржуазии способствует выпадению из пролетарского революционного фронта одного из его боевых важнейших звеньев - комсомола. Ленинская теория не только признает необходимость массового пролетарского юношеского движения, но и его самостоятельность, что конечно не исключает общего идеологического руководства коммунистической партии и участия молодежи в классовых битвах пролетариата. Докладчик указывает, что для разработки теории юношеского движения необходимо обратиться к произведениям теоретиков марксизма: к гениальным строкам I тома "Капитала" о проблеме труда и воспитания молодежи, к произведениям Ленина, дающим развернутую программу форм и методов юношеского движения. Отдельные проблемы истории юношеского движения должны изучаться под углом зрения современных задач комсомола, чтобы использовать опыт достижений и ошибок прошлого нашего движения. Перед секцией стоит задача накопления материалов, собирания источников для того, чтобы приступить к изданию многотомной истории комсомола," намеченному юношеской секцией Института Ленина.

Докладчик считает целесообразным разбить секцию на три группы:, 1) История и теория комсомола, 2) Международное юношеское движение, 3) Детское движение.

В заключение докладчик считает, что секции должна добиться в соответствующих инстанциях преподавания истории комсомола и КИМа в школах, для чего необходимо учреждение аспирантуры при историко- исследовательских институтах.

В прениях были высказаны противоположные точки зрения на задачи секции.

Тов. Бархашев предостерегает от опасности замкнуться в академизм. Всякое сугубо академическое изучение, говорит он, надо связать с самыми политическими проблемами сегодняшнего дня. В своей работе секция должна быть связана с широкими массами комсомола. Ее задача - пропагандировать необходимость изучения истории комсомола.

Тов. Шурыгин делает несколько замечаний о наличии диспропорции между ролью юношеского движения в практике пролетарской борьбы и ее отражением в теории. Здесь более чем где-либо подтверждается указанное т. Сталиным отставание теории от практики. Переходя к критике предложенного т. Ацаркиным плана работы секции, т. Шурыгин развивает точку зрения предыдущего оратора. В предложенном плане основное место занимают исторические вопросы, а не вопросы сегодняшнего дня. В этом т. Шурыгин видит возможность "отставания".

Оратор намечает следующие задачи секции:

1. Изучение лица молодежи периода реконструкции для потребностей комсомольской работы.

2. Коммунистическое воспитание молодежи.

3. Изучение вопроса об взаимоотношении партии и комсомола.

4. Теоретическая разработка выступлений правых в комсомоле: например теория воспитания молодого кулака в комсомоле.

5. Разработка ряда практических задач труда и образования рабочей молодежи.

6. Обобщение материала об участии комсомола в выполнении пятилетки.

7. Задача собирания материалов в архивах ячеек.


1 Заседание Секции истории юношеского движения от 27 ноября 1930 г.

стр. 90

8. Реорганизация журнала; "Юный коммунист" в политико-теоретический журнал.

Оратор предлагает изучать историю не для истории, а для понимания нынешнего периода в развитии комсомольской организации. Секция должна быть научным центром комсомольской работы. Исходя из этой задачи, надо строить формы и методы ее работы.

Противоположную точку зрения на задачи секции высказывает т. Балашев. Он заявляет, что будет говорить о секции как об организации, которая в первую очередь должна заняться не современностью, а историей комсомольского движения, так как научной разработки истории комсомола не существует. Это не значит однако, что развитие комсомольской организации наших дней можно оторвать от ее истории. Оратор предостерегает от принятия предложения т. Шурыгина, так как это означает превращение секции в информационное бюро.

Задачу секции т. Балашев видит в том, чтобы покончить с кустарщиной в истории комсомола. История без архивов, без документов немыслима, надо подтолкнуть работу истмолов. Наиболее слабым участком является изучение истории движения в провинции. Истории движения крестьянской молодежи нет совсем.

Тов. Карсавин основной задачей считает создание 4-томника по истории комсомола. Не менее важным является изучение борьбы с враждебными нам организациями молодежи. Надо взяться за изучение особенностей движения молодежи в национальных окраинах, для чего можно использовать землячества.

Тов. Катаев обращает внимание на необходимость изучения подпольных комсомольских организаций на Урале, в Сибири. Большой интерес представляет изучение сектантских юношеских организаций.

Тов. Бархашев вносит предложение об издании серии дешевых брошюр, которые дали бы освещение современных героических страниц борьбы комсомола.

Тов. Ацаркин в заключительном слове указывает, что правильная точка зрения на задачи секции заключается в одновременном проведении предложений и т. Шурыгина, и т. Балашева. Надо пронизать одно другим, т. е. современность историей и историю современностью. Докладчик заканчивает указанием на необходимость создания на местах специальных организаций по изучению юношеского движения.

стр. 91

В. ДОКЛАД А. АЦАРКИНА "К ВОПРОСУ ОБ УСЛОВИЯХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОЛЕТАРСКОГО ЮНОШЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ" 1

К изучению международного и союзного юношеского движения, говорит т. Ацаркин, мы должны подходить под углом зрения необходимости борьбы за генеральную линию партии, борьбы на два фронта, которая является борьбой за ленинизм.

Конечные задачи комсомола есть задачи ленинской партии, поэтому самое важное в его работе есть обеспечение партийного руководства. Тов. Сталин определяет комсомол как резерв из рабочих и крестьян для пополнения партии и одновременно инструмент для воздействия партии на широкие массы молодежи. В противоположность этому ленинскому пониманию задач союза молодежи мы имеем, с одной стороны, меньшевистскую, социал-фашистскую теорию, утверждающую, что союзы не должны непосредственно участвовать в борьбе за диктатуру пролетариата. Представители этой теории являются прямыми агентами буржуазии, так как пытаются увлечь юношеское движение на путь культурничества и отказа от борьбы за власть. С другой стороны, имеются "левацкие", анархо-синдикалистские и авангардистские теории, отрицающие возможность существования массового юношеского движения в странах


1 Заседание секции по истории юношеского движения от 3 января 1931 г.

стр. 91

капитализма. Ленинское понимание этого вопроса признает самостоятельное пролетарское юношеское движение, находящееся однако под руководством партии. Юношеское движение имеет свои закономерности, но они являются частными по отношению к общим закономерностям пролетарского революционного движения.

Необходимым спутником мануфактурного производства является ученичество, потому что процесс производства выполняется различными специалистами, подготовка которых требует продолжительного обучения. Поэтому мы видим ученическое движение уже на самой ранней стадии развития капитализма.

Победа машины знаменует собой массовое вовлечение молодежи и детей в производство. Капиталистический способ производства требует незначительных кадров квалифицированной рабочей силы, которая вербуется из детей рабочей аристократии и мелкой буржуазии города. Основная масса молодежи осуждена на превращение в простой придаток машины.

Дальнейшее развитие производительных сил со всей остротой ставит вопрос о всестороннем развитии производителя. Но эта проблема составляет противоречие, которое в недрах капитализма не может быть разрешено. Быстрое вовлечение юношества в; процесс производства дает резкое повышение классовой самосознателъности, и отсюда идет начало собственно пролетарского юношеского движения.

В эпоху господства финансовой олигархии, которая делает неизбежным все новые и новые войны, юношеское движение, окрепшее и получившее большую организованность благодаря росту пролетарского революционного движения, идет под знаком борьбы против милитаризма. Процесс машинизации сельского хозяйства сопровождается гигантским ростом вовлечения молодежи в процесс производства и особо острой формой эксплоатации. В странах развитого капитализма крестьянское юношеское движение идет под руководством пролетарского. Там, где это руководство отсутствует, движение носит буржуазно-экономический либо культурнический характер.

Биологический фактор в определении особенностей юношеского движения, по мнению докладчика, должен быть поставлен на последнее место, хотя он и играет некоторую роль. Буржуазные теории ставят биологический фактор на первое место и против таких тенденций нам надо бороться.

Докладчик переходит к вопросу о необходимости установления точной периодизации в истории юношеского движения, которая была связана с общим социально-экономическим развитием отдельных стран, и намечает 4 основных периода в общепролетарском международном юношеском движении.

Первый период - с 30 - 40 гг. до конца 70-х и начала 80-х гг. прошлого столетия - характеризуется низким органическим строением капитала, увеличением прибавочной стоимости, снижением заработной платы, отсутствием почти до 50 - 60 гг. фабричного законодательства преобладанием детей в процессе производства. На этом этапе говорить о массовом политическом движении нельзя, так как налицо невероятная, подавляющая рабочего эксплоатация. Движение носит главным образом экономический характер, в Австрии например оно принимает характер борьбы за получение квалификации.

Выделение самостоятельного юношеского движения мы имеем во второй период от 80-х до 1910 - 1911 гг., для которого характерен гигантский рост капитализма, рост органического строения капитала, колоссальный разрыв между квалифицированной частью пролетариата и основной массой неквалифицированной рабочей молодежи. В этот же период во весь рост встает проблема борьбы с милитаризмом.

Третий период начинается примерно с эпохи штуттгардского конгресса 1912 г. и кончается 1918 - 1919 гг. Этот период характерен наличием раскола в рабочем движении, изменой социал-демократии и попытками с ее стороны подавить революционное юношеское движение, свести его к задачам культурничества, не выходящим из рамок капитализма. В эпоху третьего периода пролетарское

стр. 92

юношеское движение в связи с изменой социал-демократии и крахом II Интернационала стоит во главе революционного движения. Здесь рождается история авангардизма, ставшая политически неправильной после возникновения Коминтерна.

Четвертый период начинается с конца войны и победы, пролетарской диктатуры в СССР и продолжается до наших дней. В этот период встает проблема юношеского движения в колониях и полуколониях, по-особому ставится задача молодежи в СССР и в капиталистических странах.

В заключение докладчик останавливается на задачах молодежи в эпоху строительства социализма.

В прениях по докладу т. Ацаркина выступили тт. Ярцев, Шохин и Прокошева.

Тов. Ярцев считает, что доклад скользил по поверхности явлений и ставил вопросы слишком обще. Далее оратор полемизирует с докладчиком и т. Шохиным, слишком пренебрегающими, по его мнению, биологическим принципом. Тов. Ярцев полагает, что потребность в особой организации молодежи вытекает как раз из ее биологических, возрастных особенностей. Он считает, что доклад должен был выяснить опорный вопрос о причинах отсутствия самостоятельного юношеского движения в России до 1917 г. Без выяснения этого вопроса нельзя приступить к разработке истории юношеского движения. Предложенную т. Ацаркиным периодизацию оратор считает периодизацией не истории юношеского движения, а юношеского и детского труда. По его мнению в докладе недостаточно резко подчеркнуто различие между задачами комсомола в СССР и в Западной Европе.

Тов. Шохин заявляет, что он не отвергает роли биологических особенностей в юношеском движении, но протестует против буржуазной точки зрения о том, что биологические особенности являются главной и основной причиной юношеского движения. Биологические особенности молодежи существовали всегда, но только в условиях капитализма мы имеем массовое юношеское движение. Оно вырастает из характерного для капитализма обострения классовых противоречий между буржуазией и пролетариатом. Далее оратор переходит к вопросу об отсутствии самостоятельного юношеского движения в России до 1917 г. и высказывает мнение, что в том случае, если бы в рабочем движении России преобладал меньшевизм, юношеские организации неизбежно бы возникли, как это было на Западе, но у нас юношеское движение смыкалось с ортодоксальной частью рабочего движения. Цифры говорят о том, что накануне 1905 г. 72% всех вступавших в партию были комсомольского возраста. Недостатком доклада т. Шохин считает его абстрактность, а также и то, что он обошел уже имеющуюся литературу по вопросу о закономерности в развитии юношеского движения.

Тов. Прокошева также указывает на слишком общий характер доклада и отсутствие фактического материала. Она считает, что нельзя механически разрывать пролетарское и буржуазное движение. В связи с пролетарским движением надо было осветить и юношеское движение в колониях.

В заключительном слове т. Ацаркин указывает, что на Западе существуют буржуазные теории, выдвигающие на первый план биологический фактор, но неверно сказать, что они кладут его в основу. Это было бы принижением нашего спора с буржуазными учеными. Они иногда понимают классовую борьбу не хуже нас.

Тов. Ацаркин отрицает отсутствие юношеского движения в России до 1917 г. Были специальные кружки молодежи, специальные юношеские стачки. Так, например, в 1905 г. на Трехгорной мануфактуре был специальный кружок для юношества. Все это можно считать пролетарским юношеским движением, принявшим форму массового вовлечения молодежи в общепартийное движение. Цифры т. Шохина вполне это доказывают. В Германии например такой картины мы не наблюдаем.

В заключение докладчик подчеркивает, что четвертый период замечателен тем, что имеет три новых типа юношеского движения: западноевропейское, колониальное и юношеское движение в СССР.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Доклады-в-обществе-II-ДОКЛАДЫ-В-МЕТОДИЧЕСКОЙ-СЕКЦИИ-И-В-СЕКЦИИ-ИСТОРИИ-ЮНОШЕСКОГО-ДВИЖЕНИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Vladislav KorolevКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Korolev

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Историк-марксист, № 21, 1931, C. 87-93, Доклады в обществе. II. ДОКЛАДЫ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СЕКЦИИ И В СЕКЦИИ ИСТОРИИ ЮНОШЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 14.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Доклады-в-обществе-II-ДОКЛАДЫ-В-МЕТОДИЧЕСКОЙ-СЕКЦИИ-И-В-СЕКЦИИ-ИСТОРИИ-ЮНОШЕСКОГО-ДВИЖЕНИЯ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - Историк-марксист, № 21, 1931, C. 87-93:

Историк-марксист, № 21, 1931, C. 87-93 → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Vladislav Korolev
Moscow, Россия
594 просмотров рейтинг
14.08.2015 (3149 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
13 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Доклады в обществе. II. ДОКЛАДЫ В МЕТОДИЧЕСКОЙ СЕКЦИИ И В СЕКЦИИ ИСТОРИИ ЮНОШЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android