Иллюстрации:
Libmonster ID: RU-7086
Автор(ы) публикации: Ю. ОСНОС

I

29 октября (11 ноября) 1917 г. народный комиссар по просвещению обратился от имени только что образовавшегося советского правительства к гражданам страны с воззванием "О народном просвещении".

В воззвании говорилось о широчайших перспективах, открывшихся перед трудящимися в области развития просвещения и культуры, о намерении рабоче-крестьянского правительства немедленно начать борьбу против вековой тьмы и невежества, оставшихся в наследство от царизма. Советское правительство призывало народ придти ему на помощь в осуществлении этих задач.

В этом же воззвании советская власть приветствовала интеллигенцию и звала ее приняться за великую работу, о которой десятилетиями мечтали ее лучшие представители: "Мы верим, что дружные усилия трудового народа и честной просвещенной интеллигенции выведут страну из мучительного кризиса через законченное народовластие к царству социализма и братства народов"1 .

Но значительные отряды интеллигенции встретили Великую Октябрьскую социалистическую революцию враждебно. Наиболее квалифицированная и влиятельная часть интеллигенции, крепко связанная идейно и экономически с буржуазно-помещичьим строем, открыто перешла в лагерь контрреволюции и приняла участие в борьбе против народной власти.

"Корысть, грязная, злобная, бешеная корысть денежного мешка, запуганность и холопство его прихлебателей - вот настоящая социальная основа современного воя интеллигентиков от "Речи" до "Новой жизни"2 , - писал Ленин.

Со страниц газет и журналов представители этой части интеллигенции обливали советское правительство грязью и предрекали ему скорую гибель. Собрания инженеров, художников, писателей принимали резолюции о непризнании власти советов. Петроградские артисты послали делегацию в "Комитет спасения родины и революции", предлагая свою помощь в борьбе с большевиками3 . Служители "чистого" искусства высказались в своеобразной форме за интервенцию со стороны империалистических государств. На собрании "Союза деятелей искусств" в Петрограде в декабре 1917 г. обсуждалось предложение о том, "чтобы просить иностранные державы взять под свою защиту российские памятники искусства"4 .


1 Сборник декретов и постановлений рабоче-крестьянского правительства по народному образованию. Вып. I, стр. 156 - 159. В дальнейшем сокращенно "Сб. д. и п.".

2 Ленин. Соч. Т. XXII, стр. 156.

3 "Театр и искусство" N 44 - 46 за 1917 год.

4 Журнал "Аполлон" N 6 - 7 за 1917 год, стр. 83.

стр. 28

Чаяния этой части интеллигенции в ту пору кратко и образно выразила декадентская поэтесса З. Гиппиус: "И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой, народ, не уважающий святынь".

Только немногие представители интеллигенции сумели с первых же дней понять великий смысл происшедшей революции и пойти рука об руку с рабочим классом. Среди этих людей были такие замечательные представители культуры, как Тимирязев, Вахтангов, Брюсов, Блок и др.

Контрреволюционные верхи старой интеллигенции повели за собой на борьбу с советской властью и более многочисленные, хотя и менее квалифицированные, слои интеллигенции, используя для этого их многолетние традиции службы буржуазно-помещичьему строю.

Только "третья часть старой интеллигенции, главным образом рядовая ее часть, имевшая еще меньше квалификации, чем предыдущая часть, присоединилась к народу и пошла за советской властью"1 . Но и эта часть, прежде чем бесповоротно перейти на сторону народа, прошла в первые дни и недели революции через полосу колебаний, саботажа и стачек против советской власти.

Руководившие стачками кадеты, эсеры и меньшевики рассчитывали с помощью забастовок интеллигенции парализовать действия советской власти. По их планам, советское правительство должно было оказаться как бы замкнутым в пустоте. Буквально об этом писала меньшевистская газета "Новая жизнь": "Ведь кроме солдат и пушек у большевиков нет пока ничего. Без государственного механизма, без аппарата власти вся деятельность нового правительства похожа на машину без приводных ремней: вертеться - вертится, но работы не производит"2 .

Чрезвычайно важная роль отводилась контрреволюцией в этой борьбе учительству - самому крупному, самому влиятельному, самому нужному советской власти отряду старой интеллигенции.

В течение долгих лет самодержавия вся система просвещения была приспособлена к тому, чтобы воспитывать подрастающее поколение в духе преданности буржуазно-помещичьему обществу. Естественно, что господствующие классы тщательно заботились о соответствующем подборе учителей, предназначавшихся для проведения этой политики в жизнь. Всеми мерами - от нищенской заработной платы до специально выработанной системы подготовки - царизм содействовал ограниченности культурного и политического кругозора учителей. Идеалом педагога являлся для самодержавия "человек в футляре" Беликов или мракобес Передонов (из "Мелкого беса" Сологуба).

В массе своей "работники просвещения, учительский персонал были воспитаны в духе буржуазных предрассудков и привычек, в духе враждебном пролетариату, они были совершенно не связаны с ним"3 .

Все же между отдельными группами учительства были существенные различия. Деревенский учитель представлял собой фигуру, значительно более демократическую чем учитель городской. Близость к крестьянству и полуголодное существование порождали у сельских учителей оппозиционные настроения к царизму. Но отсутствие связи с пролетариатом и низкий политический уровень привели к тому, что на первых порах многие из них оказались под влиянием буржуазных и мелкобуржуазных партий.

Значительные кадры сельского учительства после февральской революции 1917 г. входили в эсеровскую и меньшевистскую партии.


1 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 608. 11-е изд.

2 "Новая жизнь" от 17 ноября 1917 года.

3 Ленин. Соч. Т. XXV, стр. 452.

стр. 29

Учителя городских школ и классических гимназий, проходившие при поступлении на работу более строгий фильтр чем сельские учителя и кроме того сравнительно более обеспеченные, шли за господствующими классами. Процент членов мелкобуржуазных партий, не говоря уже о партии пролетарской, большевистской, среди городского учительства был очень невелик. Зато многие из них входили в партию кадетов.

Понятно, что после победы Октябрьской революции кадетско-эсеровская контрреволюция рассчитывала широко использовать политическую отсталость учительства и свое влияние на него в целях борьбы с советской властью.

В руках контрреволюции находилась крупнейшая учительская организация - Всероссийский учительский союз (ВУС), который возник в Петрограде после февральской революции и представлял собой крупнейшую разветвленную по всей стране организацию. К осени 1917 г. он объединял 346 местных учительских союзов, был организационно связан с 209 и вел, таким образом, за собой целую армию в 75 тысяч учителей. На правах отдела в ВУС входил влиятельный московский "Союз деятелей средней школы".

Во главе ВУС стояли правые эсеры. Три члена правления союза - Смирнов, Василенко, Флеров - занимали посты товарищей министра просвещения. Из числа остальных многие занимали должности начальников департаментов министерства, попечителей и инспекторов крупнейших учебных округов, членов Комитета по народному образованию.

Вожди кадетской и эсеровской партий полагали, что при помощи ВУС удастся привлечь под свои знамена колеблющиеся демократические элементы учительства и через их посредство втянуть в активную политическую борьбу с советской властью широкие массы населения.

Эсеры и кадеты рассчитывали с помощью лозунгов "внепартийности", "защиты культуры", "защиты школы от варваров-большевиков" привлечь на свою сторону стремящихся стоять "вне политики" и преданных своему делу педагогов.

К выполнению своих замыслов буржуазные партии и руководство ВУС приступили немедленно после Октябрьской революции. ВУС организовал десятки учительских митингов протеста против свержения Временного правительства и поднял бешеную кампанию лжи и клеветы против власти трудящихся.

30 октября совет ВУС поместил в правоэсеровской газете "Воля народа" воззвание, призывающее к борьбе против большевиков и Военно-революционного комитета. "Неподчинение ему и поддержка Комитета спасения - обязанность гражданина"1 , - провозгласил союз.

Петроградский учительский союз 29 октября "постановил призвать всех членов не исполнять распоряжений самозванной власти" и на следующий день на этом основании исключил из союза П. В. Дашкевич, В. Р. Менжинскую и Л. Р. Менжинскую2 .

12 ноября Московский отдел ВУС - "Союз деятелей средней школы" - на общем собрании принял резолюцию, в которой "выражает протест против демагогической авантюры большевиков" и в свою очередь призывал "не признавать созданной захватным путем большевистской власти и считать для себя обязательными лишь постановления существующих учебно-административных органов Временного правительства". Резолюция предупреждала, что в случае вмешательства советских органов в дело просвещения союз будет "бороться всеми имеющимися в его распоряжении средствами"3 .


1 "Воля народа" от 30 октября 1917 года.

2 "Петроградский учитель" NN 1 и 2 за 1918 год.

3 "Новая школа" N 1 за 1918 год, стр. 40.

стр. 30

20 ноября совет ВУС выпустил воззвание, в котором оповещал о своем вступлении в "Комитет спасения родины и революции" и вновь призывал к открытому неподчинению власти советов1.

Чиновники разогнанного министерства просвещения объявили, что они продолжают "функционировать" и даже выдают аттестации.

Один за другим в Москве и Петрограде организуются учительские митинги, где ораторы из ВУС выступают с речами, полными угроз и проклятий по адресу советской власти. В самих школах все более резкие формы принимала травля учителей-большевиков. Они подвергались всяческим издевательствам, и продолжение работы для многих оказалось невозможным. Выступавшие под флагом "защиты культуры" саботажники вовлекали в свою контрреволюционную борьбу даже детей. Дети, родители которых известны были сочувствием советской власти, подвергались гонению, педагоги в классах во всеуслышание поносили их отцов и матерей2 .

С целью вызвать недовольство малообеспеченных слоев учительства "хаотическим" положением в стране сотрудники пенсионной кассы народных учителей окрылись о 10 млн. рублей учительских денег3 .

В кадетской и эсеровской печати и в журналах ВУС между тем шла бешеная агитация за усиление и расширение антисоветской борьбы учителей.

В декабрьском номере "Известий ВУС" писалось: "В исключительное время, которое переживает теперь Россия, нужны и исключительные меры: закрытие всех учебных заведений в городах - все равно из такого учения, которое идет теперь, мало проку; все освободившиеся педагогические силы распределить между фронтом - солдатами и тылом - деревней и рабочими. Летучие школы, летучие лекции... учить, учить, и к весне мы будем иметь граждан, способных логически мыслить, и большевизму будет нанесен сокрушительный удар"4 .

Дезорганизация культурной жизни страны была частью значительно более широкого плана: предполагалось создать из разбросанных по всей стране учителей целую армию агентов контрреволюции. Эта армия должна была изо дня в день подтачивать народное сознание, отравлять его контрреволюционным ядом, настойчиво добиваясь нужной буржуазии цели.

Именно эта задача поставлена и в официальном воззвании московской организации ВУС: "Мы призываем учительство, всеми способами пробуждая сознание в широких народных массах, дать истинное освещение совершающихся событий, использовав для этого родительские совещания, органы местного самоуправления, кооперативы, сельские сходы"5 . Та же идея выдвигается во многих других документах, публикуемых вусовской прессой.

"Дело было совсем не в школе, - открыто писала "Новая школа". - Поддержка, оказанная родителями учителям, втянула их в активную по-


1 "Правда" от 8 декабря (25 ноября) 1917 года.

2 "Правда" писала по этому поводу: "Руководимые кадетами и оборонцами педагоги уже давно ведут в школах черносотенную агитацию, не стыдясь в классах детям рабочих и городской бедноты проповедывать о "большевиках" в духе худших черносотенных листков. Эти деятели интеллигентной "гуманитарной" профессии, в целях поддержки борьбы за власть буржуазии над рабочими и крестьянами, отбросили все понятия, когда-то господствовавшие среди учителей народной школы, о "служении народу" и не стесняются растлевать детские души ложью и обманом в целях классовой борьбы" ("Правда" N 215 от 15 декабря 1917 года).

3 "Сб. д. и п.", Вып. I, стр. 169 - 170.

4 "Известия ВУС" N 13 за 1917 год, стр. 6 - 7.

5 Там же, стр. 115.

стр. 31

литическую борьбу с советской властью, создавая возмущение и боевое настроение"1 .

Проведенные в ноябре и декабре митинги учителей и кампания в печати имели целью сплотить учительство в единый контрреволюционный фронт, подготовить его к выполнению предназначенной ему контрреволюцией задачи.

Уже на первых после взятия Зимнего дворца митингах и заседаниях главари ВУС подняли вопрос об объявлении антисоветской забастовки. 29 октября общее собрание петроградского учительского союза приняло резолюцию: "В случае, если бы Комитет спасения родины и революции постановил провести всеобщую забастовку, то вопрос о присоединении к ней должен быть разрешен общим собранием петроградского учительского союза"2 . Почти на каждом из последующих учительских митингов вусовцы в той или иной форме ставили этот вопрос, примериваясь, испытывая, как на это будут реагировать учительские массы. 24 ноября ВУС со специальной целью создать штаб забастовки сколотил временный петроградский совет учительских делегатов. Находясь целиком в руках вусовских заправил, он служит связью верхов союза с низовыми учительскими организациями, создавая в то же время иллюзию "независимого" от ВУС "демократического" органа.

После того как штаб был создан, забастовка была поставлена на реальную почву. Уже 26 ноября, на второй день своего рождения, временный совет опубликовал декларацию, в которой заявил: "Условия переживаемого момента ставят все учительство в необходимость готовиться к всеобщему выступлению в форме всеобщей забастовки. Поэтому совет постановляет поручить исполнительному комитету войти в сношения по подготовке общего выступления с другими организациями Петрограда3 . 5 декабря временный совет образует забастовочный фонд "в размере 3 1/2 процентов ноябрьского заработка учителей и 5% декабрьского"4 . 6 декабря выступает с призывом к станке большой совет ВУС, рекомендуя забастовщикам действовать в согласии с тактикой других общественных организаций, стоящих на платформе "долой народных комиссаров! Вся власть Учредительному собранию!"5 .

11 декабря началась забастовка федеративного союза городских служащих. 14 декабря "экстренное заседание" совета Петроградского учительского союза заявило, что "момент для общеучительской забастовки назрел", и "призвало "товарищей учительских делегатов сделать эту забастовку общеучительским делом"6 .

15 декабря была назначена уже точная дата выступления. Временный совет принял решение объявить с понедельника 18 декабря всеобщую забастовку учащих во всех школах Петрограда. Лозунги стачки: открытие Учредительного собрания, восстановление всех гражданских "свобод", "восстановление прав всех городских и земских самоуправлений"7 . Стачка была провозглашена во всех школах, гимназиях, училищах, курсах для взрослых, для рабочих "без всяких изъятий" и должна была продолжаться "до победы"8 . Забастовка охватила сразу 218 учебных заведений и 2887 преподавателей9 . Необходимо отметить два харак-


1 "Новая школа" N 3 за 1918 год, стр. 162.

2 "Петроградский учитель" N 1 за 1918 год, стр. 2.

3 Там же, стр. 5.

4 Там же, стр. 7.

5 Там же, стр. 3.

6 Там же.

7 Там же, стр. 5.

8 "Наш век" от 19 декабря 1917 гола.

9 "Известия ВУС" N 2 за 1918 год.

стр. 32

терных момента в организации стачки. Во-первых, фактическое объявление стачки состоялось после объявления ее другой организацией - союзом служащих; во-вторых, большой совет ВУС не только не объявил стачки во всероссийском масштабе, но и предпочел укрыться за спиной временного совета. В Москве стачка охватила около 4 тыс. педагогов, но началась она также после объявления ее союзом служащих.

После Петрограда и Москвы забастовка распространилась и на ряд провинциальных городов.

II

Ленин в своих статьях и выступлениях пооктябрьской эпохи неоднократно касается учительства и ставит этот вопрос чрезвычайно широко. Определяя социальную сущность учительства и его конкретное положение в обществе, Ленин связывает вопрос об учительстве с вопросом о среднем крестьянстве в целом. Учителя, указывает Ленин, нужны советской власти, "чтобы отвлечь через и их крестьянство от союза с буржуазией и привлечь их к союзу с пролетариатом"1 . Таким образом, в глазах Ленина позиция учительства играет существеннейшую роль в решении кардинальной проблемы взаимоотношений пролетариата с крестьянством, изоляции последнего от буржуазии и обеспечения его перехода на сторону советской власти.

Однако это не исчерпывает ленинских взглядов и политику партии в отношении учительства. Поскольку учителя составляли один из отрядов специалистов, проблема взаимоотношений с ними решалась как часть общей проблемы об интеллигенции, об использовании старой интеллигенции для социалистического строительства. Создать социалистическое общество можно было только на основе овладения культурой, наукой, техникой, которые были оставлены капитализмом. Поскольку носителями этой культуры были буржуазные специалисты-интеллигенты, они неминуемо должны были быть вовлечены в это строительство.

"У нас есть буржуазные специалисты, и больше ничего нет, - писал Ленин. - У нас нет других кирпичей, нам строить не из чего. Социализм должен победить, и мы, социалисты и коммунисты, должны на деле доказать, что мы способны построить социализм из этих кирпичей, из этого материала, построить социалистическое общество из пролетариев, которые культурой пользовались в ничтожном количестве, и из буржуазных специалистов"2 .

Исходя из этого положения, Ленин ставит перед партией и советской властью задачу - использовать, привлечь на сторону народа и перевоспитать старую интеллигенцию в целом и учительство в частности.

"Наследие капиталистической культуры, пропитанность ее недостатками у учительских масс, которая при наличии их не может быть коммунистической, однако не может мешать брать этих учителей в ряды работников просветительной политической работы, так как эти учителя обладают знаниями, без которых мы не можем добиться своей цели.

Мы должны поставить на службу коммунистического просвещения сотни тысяч нужных людей. Это задача, которая решена на фронте, в нашей Красной Армии, в которую были взяты десятки тысяч представителей старой армии. В длительном процессе, процессе перевоспитания, они слились с Красной Армией, что, в конце концов, и доказали своими победами. И в нашей культурно-просветительной работе мы должны следовать этому примеру"3 .


1 Ленин. Соч. Т. XXVII, стр. 389. Разрядка моя. - Ю. О.

2 Ленин. Соч. Т. XXIV, стр. 65.

3 Ленин. Соч. Т. XXV, стр. 453.

стр. 33

На примере ликвидации руководимого буржуазными партиями учительского саботажа видна изумительно многообразная по формам, учитывающая конкретные условия, гибкая и одновременно глубоко принципиальная политика партии в отношении интеллигенции.

Сущность политики партии в вопросе об интеллигенции с замечательной краткостью и ясностью была сформулирована товарищем Сталиным. Советская власть, указывает товарищ Сталин, практиковала "политику разгрома активных вредителей, расслоения нейтральных и привлечения лойяльных"1 . До сих пор мы в нашем изложении касались первой группы - кадетско-эсеровской головки ВУС - и отчасти второй, находящейся под ее влиянием массы главным образом городского учительства. Необходимо остановиться на третьей группе.

Значительная часть учительства с самых первых дней открыто перешла на сторону советской власти и была готова честно работать на, ниве социалистического просвещения.

Уже в первые дни после образования Государственной комиссии по просвещению "приходила масса лиц, которые заявляли свою готовность работать рука об руку с комиссией, которые готовы отдать свои силы и свой опыт на дело поднятия культурного уровня населения. Среди них есть немало опытных, также много сельских учителей, едущих на места"2 .

13 ноября состоялось собрание находившихся в Петрограде учителей-фронтовиков. На собрании с речью о политике советской власти в области просвещения выступил А. В. Луначарский. "Граждане учителя с величайшим вниманием прослушали программу народного комиссара и наградили его горячими аплодисментами. Они тут же решили организовать прочную связь с комиссаром для общей работы"3 .

Оставленные саботажниками места в центральном аппарате просвещения заполнялись честными, близкими народу людьми. Впротивовес директорам департаментов, входившим в правление ВУС, младшие служащие министерства народного просвещения не только не присоединились к забастовке, но выразили глубокое возмущение действиями саботажников. На делегатском собрании, устроенном младшими служащими 13 ноября, единогласно при двух воздержавшихся была принята следующая резолюция: "Мы, младшие служащие, обсудив создавшееся положение, горячо приветствуем все постановления II всероссийского съезда советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и назначенное им правительство... Мы, заявляем, что мы не большевики. Большинство из нас беспартийные, но мы все как один присоединяемся к программе этого правительства и поддерживаем его, ибо видим в нем раскрепощение всех трудящихся масс. Кто против этой программы, тот изменник и предатель революции"4 .

В перестраиваемом на советских началах центральном аппарате перешедшие на сторону народа представители учительства и младших служащих выдвигались на руководящие посты. "Настроение в отделах министерства замечательно бодрое. В общем "саботажники" имеют возможность убедиться, что и без их просвещенного сотрудничества работа налажена и, надо надеяться, в самом недалеком будущем пойдет по примеру хорошо действующей машины"5 .

"Первый результат бойкота, - констатировали "Известия ВЦИК", - парализуется расколом в рядах интеллигенции. Значительная и лучшая ее часть готова заменить саботажников и служить народу"6 .


1 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 460. 10-е изд.

2 "Известия по народному образованию" за ноябрь - декабрь 1917 г., стр. 45.

3 "Правда" N 122 от 16 ноября 1917 года.

4 "Известия" N 229 от 18 ноября 1917 года.

5 "Правда" N 129 от 24 ноября 1917 года.

6 "Известия" от 6 декабря 1917 года.

стр. 34

Исходя из наличия этой лучшей, не потерявшей связи с народом группы, строила партия свои конкретные расчеты привлечения учительской массы. Наличие в среде учителей этой опорной группы позволяло решительно действовать в отношении контрреволюционных верхов.

В конце ноября 1917 г. Петроградский военно-революционный комитет выпустил воззвание, в котором объявил главарей саботажа "врагами народа". "Их имена будут отныне публиковаться во всех советских изданиях, и списки врагов народа будут вывешиваться на всех публичных местах", - гласит воззвание. ВРК объявляет бойкот саботажникам и предлагает установить над ними "бдительный и суровый надзор". Советские карательные органы арестуют виднейших главарей стачки. Затем последовало извещение Луначарского о том, что все служащие министерства народного просвещения, не явившиеся на службу 20 ноября, будут уволены и в недельный срок выселены из казенных квартир1 .

Что касается чиновников, попытавшихся воссоздать министерство, то им пригрозили трибуналом, и этого оказалось достаточным2 .

Вслед за этим СНК распустил Государственный комитет по народному образованию, созданный Временным правительством, куда входили виднейшие вожаки стачки и руководители ВУС3 . Одновременно СНК принял, по докладу Свердлова, постановление, запрещающее советским органам какие-либо коллективные переговоры с саботажниками и допускающее их зачисление в советские учреждения лишь как отдельных лиц4 . Эти меры, говорил Ленин, предназначены "устрашить" активных саботажников, "чтобы они боялись руку протянуть к белогвардейскому воззванию"5 . Меры эти обезглавливали движение и уничтожали возможность организационного влияния на массы со стороны контрреволюционных главарей. Изоляции этих главарей и повышению роли широких масс учительства в делах школы служила и реформа всей школьной системы.

30 ноября НКП издал постановление о том, что решение всех жизненных вопросов школы должно осуществляться коллегиально и передается в ведение педагогических советов с участием представителей местных советов. Одновременно НКП объявил полную свободу союзов и собраний учащихся6 . Трудно было придумать другие меры, которые бы с большей быстротой демократизировали школу и с большей действенностью выбивали у вожаков стачки почву из-под ног.

26 января 1918 г. были упразднены должности попечителей и инспекторов учебных округов, которые, как правило, занимались активными саботажниками-дворянами либо реакционными профессорами7 .

Что касается Московского учебного округа, то управление его, назначенное еще Временным правительством, было распущено.

"На этот счет у большевиков действуют энергично", - говорил Ленин и продолжал: "Но заставить работать целый слой таким способом невозможно"8 . Репрессивные, насильственные мероприятия в отношении контрреволюционной учительской верхушки были неизбежны и необходимы. Но для того, чтобы учительская масса последовательно переходила от помощи буржуазии к помощи пролетариата, нужна была иная, значительно более сложная политика.


1 "Известия по народному образованию" за ноябрь - декабрь 1917 года, стр. 42.

2 Лебедев-Полянский "Как начинал работать НКП". "Пролетарская революция" N2 за 1926 год, стр. 57.

3 "Декреты Октябрьской революции". М. 1933.

4 См. Ленинский сборник XXI, стр. 98.

5 Ленин. Соч. Т. XXIV, стр. 142.

6 "Сб. д. и п.". Вып. I.

7 Там же, стр. 34.

8 Ленин. Соч. Т. XXIV, стр. 142 - 143.

стр. 35

Здесь важнейшую роль должен был сыграть моральный фактор, значение которого, как указывал Ленин, определялось самой спецификой интеллигенции. "Эти люди привыкли к культурной работе, они двигали ее в рамках буржуазного строя, т. е. обогащали буржуазию огромными материальными приобретениями, а для пролетариата уделяли их в ничтожных дозах, - но они двигали культуру, в этом состояла их профессия. Поскольку они видят, что рабочий класс выдвигает организованные передовые слои, которые не только ценят культуру, но и помогают проводить ее в массах, они меняют свое отношение к нам... Они будут побеждены морально, а не только политически отсечены от буржуазии"1 . Таким образом, здесь первенствующее значение получала агитационно-воспитательная работа. Исходя из ленинских слов, среди многообразных форм привлечения учительства на одно из первых мест следует поставить всю позитивную работу советского правительства по развитию и реформе просвещения.

Советские декреты о перестройке школы, о высшем образовании, о подготовке учителей не только осуществляли конкретные задачи, отвечая потребностям пролетариата в области культуры, но и создавали в лице старой интеллигенции средства для выполнения этих задач.

Советское правительство решительно приступило к созданию свободной, истинно народной школы. Оно отделило школу от церкви и покончило с религиозным извращением школьного обучения. Оно признало равноправие национальностей и ввело принцип обучения на родном языке. Оно упразднило привилегированные учебные заведения. Было уничтожено раздельное обучение полов. Наконец, было узаконено бесплатное всеобщее обязательное образование.

Учительство видело, как наряду с политическим узаконением принципов подлинно демократической школы, благодаря советской власти начали с первых же дней Октября тысячами возникать кружки ликбеза, народные университеты, рабочие клубы, избы-читальни. Оно видело, что слова о творческой работе, открывшейся перед ним, - не только красивые обещания. В стране, где раньше открытие новой школы было событием, теперь школы стали возникать десятками и сотнями, и к концу 1918 г. число новый школ лишь в 17 губерниях РСФСР достигло 8 тысяч2 .

Наряду с этим советское правительство в ряде мероприятий проявляет свою заботу о материальном положении учительства. Учителя на деле увидели осуществление большевистских заявлений об учителе как важнейшей фигуре нового общества.

3 января 1918 г. было опубликовано постановление СНК, которое, "не предрешая вопроса о размерах жалования народным учителям за 1918 г.", ассигновывало Народному комиссариату по просвещению сумму в 12 млн. 520 тыс. рублей для выдачи единовременных пособий3 . Начиная с марта 1918 г. учительские ставки были увеличены более чем вдвое4 .

Для того чтобы практический эффект этой меры был ясен, следует сказать, что Временное правительство довело учительство до настоящего голода. "Год без жалования", "не приступаем к занятиям ввиду необходимости искать другой заработок" - такие сообщения неоднократно встречались даже в кадетских учительских журналах.


1 Ленин. Соч. Т. XXIV, стр. 142 - 143.

2 "Внешкольное образование" N 1 за 1919 год, стр. 32.

3 "Сб. д. и п.". Вып. I, стр. 32.

4 Там же, стр. 85.

стр. 36

Одновременно советское правительство наглядно демонстрировало учительству свое стремление повысить его знания, всемерно улучшить и расширить дело его подготовки. В первые же несколько месяцев своего существования оно организовало 42 учительских семинарии, 120 педагогических курсов, 4 учительских института. Структура и учебные планы педагогических учебных заведений были реформированы.

Привлекая учительство на сторону народа, советская власть одновременно решала другую кардинальную задачу своей политики - готовить кадры молодой советской рабоче-крестьянской интеллигенции, кадры нового учительства.

Все эти меры сочетались с еще одним важнейшим мероприятием. То была организация Союза учителей-интернационалистов. Насколько большое внимание уделял Ленин союзу, видно из того, что он лично выступал на I и II съездах союза.

По мысли Владимира Ильича, Союз учителей-интернационалистов должен был стать для колеблющейся массы учительства притягательным центром и одновременно переходной ступенью на пути к полному признанию советской власти. Именно поэтому было выбрано для союза не название "коммунистов" или "социалистов", а широкое и даже несколько расплывчатое понятие "интернационалистов". Усматривая смысл союза в его "переходном" характере, Ленин боролся против тех, кто, ратуя за "чистоту рядов", стремился оставить вне союза учителей, не ставших еще стопроцентными коммунистами.

"Главная задача, - говорил Ленин, - ...создать более широкий и по возможности всеобъемлющий учительский союз... привлечь самые широкие учительские массы... воспитать наиболее отсталые слои учительства, подчинить их общепролетарской политике, связать в общую организацию"1 .

Союз учителей-интернационалистов возник в начале декабря 1917 года. Первые ячейки союза, возглавлявшиеся коммунистами и объединившие учителей, сразу же перешедших на сторону революции и враждебных организованному ВУС саботажу, образовались в Петрограде, а затем в Москве.

6 декабря "Правда" поместила следующее воззвание образовавшегося союза. "Товарищи учителя, к вам обращаемся мы, учителя-интернационалисты, в эту трудную минуту, когда так тяжело наше положение в старой школе, где большинство педагогов, ставших на сторону врагов народа, проводят или готовятся провести забастовку-протест против власти народа, против власти советов, в лице их представителей, народных комиссаров, когда учителей, идущих с народом, травят и исключают из учительских союзов, к вам, оставшимся верными народу, обращаемся мы и зовем вступить во вновь образовавшийся союз учителей-интернационалистов, чтобы в единении с народом создать новую, социалистическую школу и поставить жизнь и дело учителя в условия, позволяющие ему спокойно работать на благо народа и воспитывать будущих граждан социалистической Российской республики"2 .

Общее собрание Союза учителей-интернационалистов состоялось 7 декабря 1917 г, в здании Наркомпроса3 . Собрание постановило, чтобы члены Союза учителей-интернационалистов вышли из ВУС в связи с проводимым последним саботажем, и бюро Союза учителей-интернационалистов было поручено "обратиться в отделы Всероссийского учительского союза с предложением учителям, примыкающим


1 Ленин. Соч. Т. XXIII, стр. 475 - 476.

2 "Правда" N 207138 от 19(6) декабря 1917 года.

3 "Известия" N 245 от 7 декабря 1917 г., "Правда" от 13(26) декабря.

стр. 37

к левым социалистическим течениям, поступать на местах аналогично решению своих петроградских товарищей"1 .

Уже на этом первом собрании с внеочередным заявлением выступила группа учителей, "отделившаяся от Всероссийского учительского союза в момент решения вопроса о забастовке", заявляя свой протест действиям ВУС и солидарность с Союзом учителей-интернационалистов2 .

В соответствии с ленинской концепцией перевоспитания старой интеллигенции метод работы Союза учителей-интернационалистов заключался в практическом вовлечении учительства в непосредственную позитивную работу советской власти в области просвещения. Именно этим путем должна была прежде всего осуществляться ленинская мысль о "моральной победе" над интеллигенцией.

"Переустройство школы на новых началах, соответствующих новому строю", было официально провозглашено основной задачей союза3 .

Союз учителей-интернационалистов установил теснейшую связь с советскими просветительными органами. Союз входил во все комиссии, созданные при Наркомпросе, занимался вопросами улучшения материального положения учителей, реформой школьного и внешкольного дела, посылал своих членов в провинцию, был представлен в Государственной комиссии по просвещению4 .

Репрессии в отношении вождей ВУС, ликвидация контрреволюционных учебных округов, создание демократической атмосферы в школе, плодотворная реформа всего дела народного образования, организация и деятельность Союза учителей-интернационалистов, широкая агитационная разъяснительная работа большевистской печати - вся эта политика, настойчиво и последовательно проводившаяся партией и советской властью, достигла своих результатов: вызвала поворот широкой учительской массы к революции, укрепила группу левого учительства, лишила реальней базы антисоветские замыслы ВУС и затеянную им стачку.

Уже в декабре 1917 г. "Правда" опубликовала ряд писем, отражающих перемену настроений среди учительства. "Я считаю, что интеллигенция ведет себя позорно"5 , - писала учительница Попова, сообщая об исключении ее вусовцами из педагогического совета. Учительница с 24-летним стажем Д. Н. Белова заявляла о своем выходе из ВУС, "ставшего на сторону врагов народа, в ряды саботажников, исключающего членов за их политические убеждения и утверждающего полицейский контроль педагогических советов над внешкольной деятельностью преподавателя"6.

Еще более ярко, в буквальном соответствии с ленинским прогнозом, отражало сдвиг в учительстве следующее письмо, адресованное А. В. Луначарскому:

"Товарищ Луначарский! Я народный учитель церковно-приходской школы... обращаюсь к Вам с чистым сердцем и открытой душой, что я признаю вашу работу для народа "святой". Вы действительно явились раскрепостителем народной школы; все ваши декреты по народному образованию - это и есть истинные выразители воли народной школы. Тов. Луначарский, не бойтесь и далее так продолжать свою работу, как вы ее начали и продолжаете.


1 "Правда" от 26(13) декабря 1917 года.

2 Там же.

3 "Сборник Всероссийского союза учителей-интернационалистов" N 1, стр. 11. М. 1918.

4 Там же, стр. 13.

5 "Правда" от 29(16) декабря 1917 года.

6 Там же.

стр. 38

Если только нашлась кучка саботажников-учителей, которые не желают работать для народа и вместе с народом, то знайте, что много народных учителей, которые вместе с вами душой и телом.

Да здравствует свободная школа! Да здравствует народный комиссар по просвещению! Да здравствуют учителя-интернационалисты!

1917. 25 декабря.

Учитель Чепых"1 .

Шаг за шагом руководимая ленинскими идеями партия отвоевывала все более широкие слои учительства у контрреволюции, пополняя ими ряды Союза учителей-интернационалистов, обрекая контрреволюционный саботаж на полный крах.

III

Как мы уже упоминали выше, главари забастовки по вполне понятным причинам предпочли проводить забастовку, укрывшись за спиной других организаций. Признаки раскола в учительской среде - непосредственный переход отдельных учительских групп на сторону революции, письма возмущения в большевистских газетах, выход многих учителей из союза - вселили главарям ВУС неуверенность. Они опасались, что стачка обнажит политическую сущность их планов в глазах учительства. Эти колебания обусловили длительную отсрочку начала забастовки и решение ВУС отойти на задний план. Среди главарей союза наблюдалось отсутствие единства в вопросе и о форме стачки. Одни считали необходимым объявить немедленную и длительную забастовку "до победы", другие допускали мысль лишь о присоединении к всероссийской стачке в случае ее объявления, третьи стояли за краткую демонстративную стачку. Мало того, самая дата забастовки была характерна для того положения, в котором находился ВУС. Стачка была объявлена в понедельник 18 декабря, а 20 декабря начинались рождественские каникулы. Следовательно, фактически стачка должна была продолжаться всего два дня, после которых занятия все равно кончались вне зависимости от желания учителей.

Первые же дни забастовки показали, что в результате политики советской власти за два месяца, истекшие со дня пролетарской революции, в учительской массе образовалась глубокая трещина.

ВУС приходилось втягивать учителей в забастовку почти насильно. "У нас требовали, а не просили примкнуть"2 , - прямо заявлял участник одного из учительских собраний. На совместном заседании союза педагогических советов, союза учащих начальных училищ и союза родительских комитетов было постановлено, "что не произошло таких внешних событий, которые могли бы побудить среднюю школу выступить"3 , но все же было решено выступить, подчиняясь дисциплине. Собрание учащих ведомства государственного призрения решило объявить забастовку "на два дня" "для того, чтобы не оставить без поддержки учащих городских школ"4 . В Царскосельской гимназии "было созвано экстренное заседание педагогического совета. Обычное настроение - отрицательное к забастовке. Но раз посылали в организацию делегата, то постановление организации обязательно. Поэтому забастовке подчинились"5 . Там, где не удавалось сыграть на чувствах товарищества, ВУС прибегал к угрозам. "Шло наше оплевание, - жаловался участник одного из вусовских заседаний, противниц стачки, - слышались выражения: трусы, дезертиры и т. п."6 .


1 ЦАОР, ф. 2306, оп. 3, д. 375, лл. 25 - 26.

2 ЦАОР, ф. 336, оп. 5, д. 12, л. 19.

3 Там же, л. 20.

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

стр. 39

8 некоторых случаях вусовцы решали вопрос о вхождении в стачку даже помимо учительства. Данные петроградского Союза педагогических советов по 13 педсоветам показывают, что в 8 случаях "обсуждения не было", "заседания совета не было", или "единогласное мнение против забастовки"; еще в одном "выяснилось безусловно отрицательное отношение"1 . Анкета, проведенная тем же союзом, показала, что на вопрос: "Отношение к забастовке родителей" - ответ был: "Всюду отношение принципиально отрицательное"2 . 17 декабря на заседании этого союза возникли бурные прения вокруг предложения выйти из ВУС, который, по словам делегатов, "доживает последние дни". Это предложение 15 голосами против 14 было снято с повестки. Голосование по вопросу, "принимаем ли мы участие в забастовке впредь до открытия "Учредительного собрания", дало 32 голоса против забастовки и 2- за. И только предложение признать "необходимой забастовку как моральную поддержку учителей, вступивших на этот путь", получило 21 голос против 173 .

В 20-х числах декабря, в период объявления забастовки, окончательно вышли из временного петроградского совета учительских делегатов и ВУС ввиду несогласия со стачкой следующие крупнейшие учительские организации Петрограда: союз педагогических советов правительственных учебных заведений, союз педагогических советов бывшего ведомства императрицы Марии, делегатское собрание учебно-воспитательных заведений министерства государственного призрения, союз высших начальных училищ, совет союза родительских комитетов. Кроме того учителя десятков гимназий, помимо объединяющих их организаций, прислали в ВУС заявления о своем выходе из него и прекращении забастовки4 .

В этих условиях 28 декабря ВУС созвал делегатский съезд большого совета с целью подвести итоги десятидневной борьбы. Вожаки учительской контрреволюции вынуждены были признаться, что их планы потерпели неудачу. "Масса народная на стороне большевиков, - говорит один из главарей союза. - Надо искать иные методы борьбы. Забастовка нецелесообразна с точки зрения политического удара". Делегаты прямо указывают, что продолжение стачки бесполезно, так как может вызвать лишь дальнейшую потерю ВУС своих позиций. "Большой совет не является выразителем настроения учительских масс. Его директивы не отвечают жизни, могут повиснуть в воздухе". Один делегат констатирует, что ВУС руководить забастовкой уже не в состоянии. "Нет прочности союза, нет сил и средств для борьбы. Да и не пойдет на забастовку деревенский учитель"5 .

6 января общее собрание временного петроградского совета учительских делегатов объявило учительскую забастовку прекращенной и предложило 7 января (срок окончания каникул) "восстановить обычный ход школьной жизни"6 . На этом кончилась петроградская стачка, на которую ВУС возлагал самые большие надежды.

Правда, в отдельных провинциальных городах забастовки еще продолжались. Но каждый день приносил и здесь новые победы советской политике и поражения контрреволюции: то распадается группа ВУС, подчиняясь директивам комиссара, то сдается педагогический совет, принимая в свою среду представителей совета рабочих депутатов, то целая уездная организация вступает в Союз учителей-интернационалистов.


1 ЦАОР, ф. 336, от. 5, д. 12, л. 20.

2 Там же, лл. 15 - 16.

3 Там же, лл. 20 - 22.

4 "Бюллетень временного петроградского совета учительских делегатов" N2 за 1918 год, стр. 11.

5 "Народный учитель" N 2 за 1918 год, стр. 9 - 11.

6 "Петроградский учитель" N 2 за 1918 год, стр. 11.

стр. 40

"Перед нами, в сущности, конец борьбы, поражение в борьбе именно политической, единственно существенной в настоящее время"1 , - пишет в феврале "Новая школа".

Созванный в конце месяца делегатский съезд ВУС Московской губернии принял резолюцию, характерную как по своему тону, так и по содержанию: "Съезд... не считая нравственно возможным для учительства признать новую власть правильным выражением народной воли, тем не менее признает в настоящий момент невозможным коллективное выступление учительства против этой власти в форме забастовки, так как оно явится совершенно изолированным"2 .

Давно умиравшая московская стачка кончилась вслед за роспуском союза служащих3 . В переговоры от имени саботажников вступил союз родительских организаций. Он требовал возвращения на прежние должности уволенных за саботаж учителей, но, встретив непреклонный отказ советских органов, стачечники капитулировали4 .

Еще более характерен крах забастовки в Уфе. Здесь образованный на съезде советов ревком постановил упразднить окружное учебное управление и 20 декабря уволил попечителя. 21 декабря началась учительская забастовка протеста. Любопытный факт характеризовал сущность и судьбу движения: выяснилось, что среди учительства царило "недоумение", так как "учительство с самой весны вело борьбу с окружным управлением". Таким образом, волею ВУС учителям пришлось защищать тех самых людей, снятия которых они добивались уже около года. Все же, когда ревком предписал, чтобы 15 января все школы приступили к занятиям, лишь небольшая часть преподавателей согласилась начать работу. Тогда советские органы перебросили в город сельских учителей, а преподавание в младших классах поручили старшим ученикам5 . 16 января все до единой школы работали. "Опешившие" забастовщики сделали попытку открыть в противовес советским частные школы. Но и эта затея потерпела неудачу. Отряд за отрядом начал сдаваться. Разгон земства, возглавлявшего контрреволюционную борьбу, был последним ударом, нанесенным уфимской стачке политикой советских органов6 .

В Корчеве местное отделение ВУС созвало в январе 1918 г. учительский съезд, намереваясь объявить на нем забастовку. Съезд был распущен советскими органами. Стачка была сорвана благодаря тому, что "крестьяне отнеслись к этому съезду враждебно, осудили учителей за саботаж"7 . В Дорогобуже "шла борьба между учителями начальных школ и учителями средних школ. Прогрессивная часть учительства оставила ВУС и вступила в Союз учителей-интернационалистов"8 .

В Бронницах "на одном собрании союза учителей было внесено предложение о забастовке против советской власти". Но учительство вынесло постановление "не вмешиваться в политику". В Раменском учителя попытались начать стачку, "но этому было оказано сильное сопротивление со стороны фабрично-заводского комитета"9 . В Костроме учительский съезд принял резолюцию о поддержке Союза учителей-интернационалистов и признал позицию ВУС "вкорне неправильной и не отражающей настроение учащихся"10 .


1 "Новая школа" N 3 за 1918 год, стр. 163 - 164.

2 "Народный учитель" N 5 - 6 за 1918 год, стр. 13. Разрядка моя. - Ю. О.

3 "Народный учитель" N 10, стр. 4.

4 Там же.

5 Сельские школы самими организаторами стачки "были изъяты из забастовки". "Народный учитель" N 7 - 8 за 1918 год, стр. 14.

6 См. "Новая школа" N 5 - 6 за 1918 год.

7 "Народное просвещение". Приложение к "Известиям ВЦИК" N 8 за 1918 год.

8 Там же.

9 Там же.

10 "Вестник народного просвещения Союза коммун Северной области", N 4 - 5 за 1918 год, стр. 55.

стр. 41

К весне 1918 г. учительские стачки оказались ликвидированными повсеместно.

Подводя итоги движению, орган саботажников "Народный учитель" писал: "Учительская забастовка сорвалась, оказалась ничтожным средством в борьбе с большевизмом, сыгравшим только наруку большевистской демагогии, а для самих участников ее - трагическим по своим тяжелым последствиям"1 . Это было признание полной победы ленинской политики в отношении интеллигенции.

Анализируя причины своего поражения, контрреволюция была принуждена признать, что "учительство представляет из себя один из отрядов интеллигенции. Революция сразу же размежевала разнородные отряды интеллигенции по различным враждебным между собой лагерям. Вскрылась социальная основа различных слоев учительства, оказалось, что оно не представляет собой однородной массы, одинаковых интересов и стремлений"2 .

IV

Весной 1918 г. заканчивается первый этап взаимоотношений советской власти с учительством. Завершилась крахом возглавленная контрреволюционными партиями открытая острая борьба учительского союза против пролетарской диктатуры. Крах этот находился в глубокой связи с общими революционными победами советской власти.

"Период с ноября 1917 года по февраль 1918 года Ленин назвал периодом "красногвардейской атаки на капитал"3 . В эти месяцы советское правительство одержало решительные успехи, осуществляя свою задачу - "сломить хозяйственную мощь буржуазии... сломать буржуазный аппарат государственной власти и победоносно ликвидировать первые попытки контрреволюции свергнуть Советскую власть"4 . Крах учительской стачки был частью этой победы, как сама стачка - частью контрреволюционной борьбы. Практически разгром Каледина и Дутова лишал на время реальной базы вусовский проект создания из армии учителей антисоветских диверсантов и агитаторов.

Вместе с тем происшедший в учительстве поворот был связан с отмеченной Лениным общей переменой в позиции всей интеллигенции.

Касаясь вопроса об учительстве на заседании ВЦИК 11 апреля 1918 г., А. В. Луначарский констатировал успешность и правильность советской политики в этой области: "Теперь пришло время, когда с полной уверенностью можно сказать, что весь передовой элемент готов с нами идти работать. От прежней подозрительности об отсутствии у нас компетенции или о варварском подходе к нашей школе не осталось и следа"5 .

С весны 1918 г. начался новый период в тактике ВУС. Если зимой можно было действовать, используя относительную слабость советской власти, то теперь кадетам и эсерам приходилось бороться против укрепившейся, и одержавшей крупнейшие победы пролетарской диктатуры; если зимой ВУС опирался на более или менее широкое влияние в учительских массах, то теперь приходилось учитывать прогрессирующую утрату этого влияния. ВУС переходит к методам локальной замаскированной борьбы. "Известия ВУС" следующим образом определяют условия, создающиеся для новой тактики союза: "С тех пор как ясно определилось, что правительство советское и комиссарское в известной мере


1 "Народный учитель" N 11 - 12 за 1918 год, стр. 4.

2 Там же.

3 "История ВКП(б). Краткий курс", стр. 210.

4 Там же.

5 ЦАОР, ф. 1235, оп. 19, д. 5, л. 9.

стр. 42

поддерживается и признается народными массами, игнорировать его нельзя"1 .

Собравшийся в марте малый совет ВУС недвусмысленно провозглашает сущность новой тактики: "Только организованными усилиями всего учительства можно отстаивать каждую позицию, каждый шаг, уступая лишь необходимости и при первой возможности возобновляя борьбу".

Стремясь провести своих агентов в советский аппарат, большой совет ВУС на пленуме 9 - 12 мая принимает резолюцию о "допустимости" вступления членов союза в советские просветительные органы2 . Характерно, что в вопросе о Союзе учителей-интернационалистов ВУС в тех же целях рекомендует в противоположность своей прежней позиции "крайне осторожное отношение"3 .

Выступая под "деловой" или даже миролюбивой маской, ВУС развернул широкую вредительскую деятельность. Всеми средствами срывали его агенты принятый НКП декрет о перевыборах учителей, вопя об оскорбительности его для "достоинства" педагога и добиваясь коллективных протестов учителей и срыва перевыборов.

На страницах собственных журналов ВУС открыл дискуссию о реформе школы, стараясь скомпрометировать каждый из пунктов законопроекта. ВУС извращал и саботировал постановления НКП, касающиеся внутренней жизни школы. Формально подчиняясь декрету, педагогические советы допускали на свои заседания учащихся с ограничением тем обсуждения, "в зависимости от порядка дня". Декрет о введении совместного обучения ВУС пытался сорвать замалчиванием.

Отделам Наркомпроса вслед за изданием какого-либо декрета приходилось посылать на места 5-б дополнительных разъяснений, чтобы оградить первый от вредительских или саботажнических истолкований. Даже способы информации - вывешивание объявлений о своих постановлениях - НКП должен был тщательно регламентировать. Особенно сильные препятствия встретило проведение декрета об отмене закона божьего, так как в борьбе против этого декрета ВУС широко использовал религиозные предрассудки населения4 .

Несмотря на самые гнусные, вредительские методы борьбы с трудящимися, которые применял ВУС, дело учительской контрреволюции становилось все безнадежней. Десятки, сотни и тысячи учителей отходили от ВУС, становились на сторону народа. На заседании Государственной комиссии по просвещению 23 мая 1918 г. представитель Союза учителей-интернационалистов указывал на полный развал ВУС. Из трех тысяч членов Московского союза деятелей средней школы в мае оставалось в рядах ВУС 900. "Союз ничего не дает учительству, и оно уходит из него"5 . Учительство сплачивалось вокруг Союза учителей-интернационалистов. Весной 1918 г. Союз учителей-интернационалистов уже насчитывал в своих рядах 12 тысяч педагогов. Произошло объединение московской и петроградской организаций союза, союзы учителей-интернационалистов десятками возникали в провинциальных городах.

Государственная комиссия по просвещению, заслушав в заседании 23 мая информацию представителя Союза учителей-интернационалистов, доклады Н. К. Крупской, А. В. Луначарского и П. Лепешинского, приняла резолюцию, провозгласившую "сотрудничество самое тесное с Союзом учителей-интернационалистов, как основного кадра нового учитель-


1 "Известия ВУС" N 2 за 1918 год, стр. 2.

2 "Новая школа" N 5 - 6 за 1918 год, стр. 343.

3 Там же.

4 См. по этому вопросу "Вестник народного просвещения Союза коммун Северной области" N 1 за 1918 год.

5 ЦАОР, ф. 2306, оп. 3, д. 69, л. 39.

стр. 43

ства", отвергая "в качестве средства сближения с учителями какие бы то ни было сговоры с Всероссийским учительским союзом"1 .

2 - 6 июня в Москве состоялся I всероссийский съезд учителей-интернационалистов, объединивший во всероссийском масштабе перешедшее на сторону народа учительство. 5 июня на съезде выступил В. И. Ленин. В предсъездовской статье, опубликованной 1 июня в "Известиях ВЦИК", Н. К. Крупская писала: "Учительские массы не могли оставаться в стороне от жизни и увидали многое, чего не видали и не понимали раньше. Учительство стало представлять собой почву, богатую для посева на ней социалистических идей"2 .

Советская политика пробуждала к активной политической жизни все более широкие слои трудящихся. Против саботажников из ВУС выступало теперь большинство школ. Сохранились адресованные Луначарскому письма, в которых 10 - 12-летние школьники разоблачают контрреволюционные замыслы учителей. Это замечательные документы эпохи. Детским неуклюжим почерком пишут ребята о своей преданности советской власти, об организации ими "подпольных комитетов" для борьбы с саботажниками, мешающими реформе.

"Товарищ Луначарский! - писали школьники Ставрополя-Самарского. - Вот уже 4 месяца существует Совет Народных Комиссаров. Вышло много декретов по народному образованию, но у нас в Ставрополе-Самарском ни один декрет не проведен в жизнь. Просим выслать нам все ваши декреты за вашей подписью, и мы заставим непокорных советской власти педагогов подчиниться вашим декретам, заставим тем самым и подчиниться вашей власти"3 .

15 апреля 1918 г. Н. К. Крупская поставила на повестку дня Государственной комиссии по "просвещению детское письмо, в котором ученики коммерческого училища сообщали, что вводе протеста против исключения из педагогического совета левых учителей они бастуют и их полностью поддерживает родительский комитет4 .

Ленин говорил, что источник изумительной силы советской власти заключается в том, что, возникнув, она уже в ходе развития обеспечивает собственное укрепление, так как с каждым днем пробуждает к политической сознательности и вовлекает под свои знамена все более широкие слои трудящихся.

Хотя черносотенные учителя продолжали вредительствовать, пытались препятствовать проведению в жизнь советских декретов, хотя в некоторых уездах целые организации шли еще за ВУС, школа все более превращалась в опору советской власти. "Мы теперь уже сильнее учительского союза", - констатировала Н. К. Крупская на I съезде учителей-интернационалистов.

Когда 8 июля собрался I всероссийский съезд учителей, на котором присутствовало около 500 делегатов, представлявших сотни учительских организаций, т. е. фактически почти все учительство страны, то на нем всеми голосами при 8 воздержавшихся была принята резолюция, знаменовавшая огромную победу учительской политики советской власти и победу идеи Союза учителей-интернационалистов.

"1) Ввиду того, - гласила резолюция, - что ВУС в лице своих руководящих органов, как это видно из оглашенных документальных данных, вошел в контрреволюционный "Комитет спасения родины и революции", 2) что он организовал преступную учительскую забастовку против народа и его детей, 3) что он поддерживал сознательный и злостный саботаж учительства с целью окончательно разрушить весь школьный аппарат, 4) что он выступает против демократического принципа вы-


1 ЦАОР, ф. 2306, оп. 3, д. 69, лл. 35 - 36.

2 "Известия ВЦИК" от 1 июня 1918 года.

3 ЦАОР, ф. 2306, оп. 108, д. 14, л. 13.

4 ЦАОР, ф. 2306, оп. 3, д. 61, л. 6.

стр. 44

борности учителей самим населением, - Всероссийский съезд учителей перед лицом всего учительства заявляет, что он не может иметь ничего общего с ВУС, и горячо призывает всех товарищей отшатнуться от этой организации и идти в ряды союза учителей-интернационалистов"1 .

Еще через пять месяцев - 24 декабря 1918 г. - Всероссийский учительский союз, фактически распавшийся и бессильный, был распущен постановлением ВЦИК2 .

Так кончился второй период борьбы партии и советской власти за учительство. Разгоравшаяся в стране гражданская война открыла новую эпоху в судьбах старой учительской армии.

Подводя итоги этому периоду, Ленин говорил в январе 1919 г.: "Нельзя сомневаться в том, что громадное большинство учительского персонала, который стоит близко к рабочему классу и к трудящейся части крестьянства, что оно в громадном большинстве убедилось теперь, как глубоки корни социалистической революции, как неизбежно она распространяется на весь мир, и я думаю, что теперь громадное большинство учительства несомненно искренне встанет и будет становиться на сторону власти трудящихся и эксплоатируемых, в борьбе за социалистический переворот и в борьбе с той частью учительства, которая до сих пор, оставаясь на почве старых буржуазных предрассудков и старых порядков и лицемерии, воображала, что может что-нибудь сохранить от этих порядков"3 .


1 "Народное просвещение". Приложение к "Известиям ВЦИК" N9 от 20 июля 1918 года, стр. 1.

2 "Известия ВЦИК" от 24 декабря 1918 года.

3 Ленин. Соч. Т. XXIII, стр. 474.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОЙ-ИСТОРИИ-ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana LegostaevaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Legostaeva

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Ю. ОСНОС, ИЗ ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОЙ ИСТОРИИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИЗ-ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОЙ-ИСТОРИИ-ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Ю. ОСНОС:

Ю. ОСНОС → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Россия
1880 просмотров рейтинг
18.08.2015 (3166 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
27 минут назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
6 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИЗ ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОЙ ИСТОРИИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android