ИКП истории готовит кадры высококвалифицированных партийных, советских и профработников, руководителей кафедр, преподавателей вузов, а также научных работников в различных областях истории.
Общий количественный и качественный состав слушателей характеризуется следующими данными:
В 1932/33 учебном году всего слушателей -192 чел.1 .
Из них:
На |
I |
курсе |
- |
39 |
чел. |
" |
II |
" |
- |
117 |
" |
" |
III |
" |
- |
36 |
" |
По социальному положению и партстажу мы имели следующие данные:
Социальное положение |
Количество |
В % |
Рабочих |
80 |
41,6 |
Крестьян |
11 |
6,7 |
Батраков |
3 |
1,6 |
Служащих |
98 |
61,1 |
Пол |
|
|
Мужчин |
144 |
76,0 |
Женщин |
48 |
25,0 |
Партстаж: |
|
|
До 1917 г. |
15 |
7,8 |
1917 - 1920 гг. |
107 |
55,7 |
1921 - 1926 " |
46 |
23,4 |
1926 - 1927 " |
24 |
12,5 |
1928 и выше |
1 |
0,6 |
Помимо этого при ИКП истории имеется вечерний и заочный ИКП, работающие по программе основного Института. Они охватывают около 200 чел.
Учебно-производственная работа Института построена следующим образом:
В 1 и 2-й годы обучения на всех отделениях (истории России и СССР, истории народов Запада, истории народов Востока, истории рабочего и профессионального движения) изучают в учебном порядке общий систематический курс по данной специальности (например по истории партии и СССР или истории Запада), методологию и иностранные языки.
На II курсе наряду с продолжением занятий по систематическому курсу ведется и семинарская работа по более узкой специальности. Например историки России и СССР работают в 1932/33 г. по следующим темам: 1) История империализма и финансовый капитал в России; 2) Внешняя политика царизма; 3) История Октябрьской революции в национальных районах; 4) История гражданской войны.
На II курсе западников работают семинары: 1) История Коминтерна; 2) Ленин как историк Запада; 3) Большевизм на международной арене; 4) Рабочее движение во II Интернационале. Помимо этого слушатели II курса истории Запада изучают систематический курс по истории народов СССР и заканчивают прохождение цикла лекций по курсу истории народов Запада. На восточном отделении II курс специализируется по отдельным странам. В настоящее время работают товарищи, изучающие историю Китая, Японии, Индии, Персии, Турции.
III-й курс является диссертационным для всех отделений. Слушатели в течение всего года работают над диссертациями по своей специальности.
1932/33 г. ознаменовался серьезной перестройкой в работе Института. Впервые учебный план построен с расчетом прохождения систематического курса как всеобщей, так и русской истории на протяжении первых двух лет обучения.
Взят решительный курс на изучение конкретной истории с древнейших времен. Впервые был поставлен ряд лекционных курсов, давших весьма положительный результат в деле усвоения слушателями конкретных исторических знаний. Для чтения лекций приглашались наиболее квалифицированные силы историков. Простой перечень тем лекций показывает, какой огромный круг вопросов был охвачен лекционными курсами.
По отделению истории России и СССР было прочитано 10 лекций: 1) Русская историческая литература, 2) Киевская Русь, 3) Феодализм в древней Руси, 4) Происхождение самодержавия и образование Московского государства, 5) Крестьянские войны в начале XVII в., 6) Петровские реформы, 7) Декабристы, 8) Герцен, 9) Белинский, 10) Чернышевский.
По отделению истории народов Запада прочитано 15 лекций: 1) Классовая борьба в древней Греции - 2, 2) Классовая борьба в древнем Риме - 2, 3) Проблема феодализма в современной буржуазной историографии, 4) Марксистское определение феодализма, б) Деревня и город в феодальной Европе, 6) Государство в феодальной Европе, 7) Английская ре-
1 Из этого состава было мобилизовано ЦК ВКП(б) на работу в политотделы МТС и совхозов 85 чел.
волюция, 8) Польская партия "Пролетариат", 9) Генезис капитализма, 10) Промышленный переворот в Англии, 11) Революция 1848 г. во Франции, 12) Гражданская война в САСШ, 131 Интернационал и Коммуна.
По отделению истории народов Востока прочитано 11 лекции: 1) Проблема общины, рабства и деспотии на Востоке, 2) Феодализм в Индии, 3) Древний Китай, особенности китайского феодализма, 4) Проникновение европейского торгового капитала на Восток, 5) Японский феодализм и его особенности, 6) Персидский феодализм, 7) Внешняя политика метрополий (Голландия, Англия, Франция) до эпохи империализма, 8) Возникновение Оттоманской империи и турецкий феодализм, 9) Тайпингское восстание, 10) Крестьянские войны эпохи Токугава, 11) Боксерское восстание.
Не малое значение для повышения качества учебы слушателей сыграло усиление конкретного руководства преподавателей работой каждого слушателя. Результаты сказались во время зачетной сессии: если в прошлом году в результате зачетов было отчислено 28 чел., то в этом году при значительно возросших требованиях отчислено всего 2.
Из отдельных семинаров особенный интерес представляет работа впервые организованных семинаров по темам: "Большевизм на международной арене" и "История Коминтерна". Доклады в этих семинарах писались в значительной части на основе разработки иностранных материалов. Ряд докладов из этих семинаров признан годным к печати.
Уже первые выступления третьекурсников с публичной защитой своих диссертационных работ показали достаточно высокий теоретический и идейно-политический уровень защищенных диссертаций. Темы диссертаций:
Для истории России и СССР
1) Промышленность в годы гражданской войны; 2) Рабочие продотряды в годы гражданской войны; 3) Московский совет в борьбе за социализм в эпоху военного коммунизма; 4) Меньшевики в борьбе с диктатурой пролетариата в годы гражданской войны; 5) Место рабочего контроля в ленинском плане социалистического строительства; 6) Красногвардейская атака на капитал и организация социалистической промышленности; 7) История коллективизации Украины; 8) Развитие обобществленных форм сельского хозяйства в Московской губернии с 1917 по 1923 г.; 9) История коллективизации в ЦЧО с 1917 по 1923 г.; 10) Рабочий класс Украины в борьбе с гетманщиной; 11) Гражданская война в Азербайджане; 12) Украинские мелкобуржуазные партии в гражданской войне; 13) Покровский как историк внешней политики; 14) Советско-американские Отношения в период гражданской войны (с 1917 по 1921 г.); 16) Раппальский договор; 16) Борьба России и Англии вокруг вопросов о проливах и разделе Малой Азии в период мировой войны; 17) Разрыв англо-советских отношений в 1927 г.
Для западников
1) Рурский кризис и борьба за власть в октябре 1923 г.; 2) Стачечное движение 1928 - 1929 гг. в Германии; 3) Мартовское вооруженное восстание 1921 г. в Германии; 4) Фабзавкомы и их роль в революционном движении 1918 - 1923 гг. в Германии; 5) Рабочий класс и капповский путч; 6) Борьба французской компартии за крестьянство в послевоенный период; 7) Борьба комитета III Интернационала за создание компартии во Франции; 8) Французский империализм в период рурской оккупации; 9) Война с белополяками и интервенция; 10) КПП в период революции 1918 - 1919 гг.; 11) Восстание 1863 г. в Польше; 12) Эволюция ППС от социал-империализма к социал-фашизму (1918 - 1926 гг.).
Для восточников
1) Борьба царизма за внешнюю Монголию и самоопределение Монголии; 2) Экономическая политика капитализма в свете кемалистской теории этатизма; 3) Соотношение классовых сил и политические перегруппировки в лагере китайской реакции; 4) Турция от полуколонии к национальной независимости.
В этом году Институт должен был выпустить 36 товарищей.
В настоящее время дирекцией Института ведется подготовка к новому учебному году. Значительная часть подготовительных мероприятий уже проведена. Вся подготовительная работа будет закончена до 1 сентября. 1 сентября начнется новый учебный год.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |