Libmonster ID: RU-6917
Автор(ы) публикации: Л. Мамет

ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 1

Моей задачей является показать ту роль, которую может и должно сыграть историческое образование в общественно-политическом воспитании Изложение поэтому, естественно, разделяется на несколько частей. Во-первых, нужно сначала договориться о том, что мы понимаем под общественно-политическим воспитанием, какую роль мы отводим ему в системе всего воспитания. Нужно дальше проанализировать, справляется ли наша школа с задачами общественно-политического воспитания, и если нет, то почему. И, наконец, нужно показать, какую роль правильно поставленное историческое образование может сыграть в общественно- политическом воспитании.

Задачи общественно-политического воспитания определяются тем местом, которое наша школа должна занять во всей системе социалистического строительства, в выполнении тех задач, которые стоят перед нашим пролетарским государством. Задачи общественно-политического воспитания в школе непосредственно вытекают из того положения, в котором мы находимся в данный момент. Для того чтобы яснее стал вопрос о задачах общественно-политического воспитания нужно эти задачи увязать с ходом классовой борьбы в нашей стране вообще и с борьбой на идеологическом фронте в особенности XV съезд партии в резолюции по отчету ЦК следующим образом характеризовал положение:

"Несмотря на ведущую и все возрастающую роль социалистического хозяйственного ядра, подъем производительных сил экономики СССР неминуемо сопровождается частичным нарастанием классовых противоречий. Частнокапиталистические слои города и деревни, смыкающиеся с некоторыми бюрократическими элементами советского и хозяйственного аппарата, стремятся усилить свое противодействие наступлению рабочего класса, пытаются оказывать враждебное пролетарской диктатуре влияние на определенные слои служащих и интеллигенции, на отсталые слои кустарей и ремесленников, крестьян и рабочих. Это влияние проявляется также в области культурно-политической и идеологической" 2


1 Из доклада в Методической секции с-ва историков-марсистов 26 окт. 1929.

2 XV Съезд ВКП (б), стенографический отчет, с. 1283.

стр. 156

Это решение XV съезда четко указывает на те линии, по которым развертывается классовая борьба. Несомненно, в этой классовой борьбе, которая идет в нашей стране на идеологическом и хозяйственном фронтах, вопрос о подрастающем поколении, вопрос о смене является основным вопросом. Естественно, что классовый враг направляет свое внимание в первую очередь на то, чтобы, если не прямо получить подготовку смены в свои руки, -то во всяком случае в той или иной степени провести в школу свое влияние, свои указания и по возможности поставить школу на службу себе. В классовом обществе, -а мы живем еще пока в классовом обществе, - политические задачи, которые стоят перед господствующим классом - перед пролетариатом - никак неотделимы об общественно-воспитательной работы в школе. Мы имеем на этот счет точную и четкую директиву в программе нашей партии. Собственно говоря, весь вопрос об общественно-политическом воспитании давно решен в программе нашей партии, решен принципиально. Но на практике, к сожалению, это решение еще недостаточно проводится в жизнь. Программа нашей партии, в 12-м пункте, вопрос о народном образовании ставит следующим образом:

"В области народного просвещения РКП ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 года депо превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления на классы, в орудие коммунистического перерождения общества. В период диктатуры пролетариата, т. е. в период подготовки условий, делающих возможным полное осуществление коммунизма, школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм".

В этих словах программы нашей партии выявляются общественно-политические задачи воспитания. Они сводятся к тому, что школа должна быть активной наступательной силой, которая должна переработать и элементы, близкие нам, и попутнические, и подготовить поколение, способное построить коммунизм. Здесь развивается мысль о том, что задача школы cvryoo политическая, что школьная работа есть политическая работа. Недаром Владимир Ильич говорил о том, что школьный учитель должен стать агитпропом партии в деревне, что школа есть участок политической борьбы. Эта мысль неоднократно подчеркивалась Владимирам Ильичем в его выступлениях: "Наша школа, - говорит Ленин, - должна давать молодежи основы знания, давать умение вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей. Она должна за то время, пока люди в ней учатся, делать из них участников борьбы за освобождение от эксплоататоров". И несколько дальше: "Наше воспитание

стр. 157

нужно соединить с борьбой трудящихся против эксплуататоров для того, чтобы помогать первым решать те задачи, которые из учения коммунизма вытекают"1

Таким образом общая установка задач общественно-политического воспитания дана и в программе, и в решениях нашей партии, и во многих выступлениях Владимира Ильича. Но нужно конкретизировать эти задачи общественно-политического воспитания применительно к той эпохе, которую мы сейчас переживаем. Основная задача, которая выдвигается сейчас перед школой, как орудием пролетарской диктатуры, есть подготовка, выражаясь словами программы, "людей, которые построят коммунистическое общество". Значит, перед нами стоит задача дать такое воспитание в школе, которое дало бы нам людей, не только способных в потенции быть членами этого коммунистического общества, но которые должны быть активными его строителями, активными революционерами. Прежде всего, революционер - это человек, всецело преданный революции и социалистическому строительству, человек, умеющий свой личный интерес, свои личные потребности, свои личные чаяния подчинять коллективным потребностям, потребностям общества, потребностям социализма. Вот это основная задача, которая стоит перед нами в этом отношении.

Когда мы говорим о подготовке строителей социалистического общества, мы понимаем этот термин во всей широте. Не только делового человека, не только "советского американца" нужно готовить, который умеет ориентироваться во всяких делах, который технически грамотен и т д. Если бы мы только к этому свели задачи подготовки строителей социализма, то наши задачи ничего социалистического, ничего коммунистического в себе бы не заключали. Деловой человек- это еще не есть человек социалистического общества. Очевидно, поколение, которое мы готовим в школе, должно уметь соединять свою практическую работу по социалистическому строительству с марксистской теорией. Без революционной теории нет революционного движения. Поэтому вторая сторона единой задачи общественно-политического воспитания заключается в том, чтобы дать марксистско-ленинское воспитание. Если мы хотим воспитать людей, которые умеют различные свои задачи, свою непосредственную работу связывать со всей системой общей работы, которые умеют мелочи поставить в систему не такого, то для этого им нужно дать определенное мировоззрение, надо, чтобы будущий строитель социализма, которого мы в нашей школе создаем, умет связывать каждый свой шаг с задачами пролетарской революции, чтобы он за деревьями не проглядел леса, чтобы он за отдельными задачами, как бы они важны ни были, не проглядел тех великих задач социалистического строительства, революционной борьбы, в которую мы уже вступили и которая нам еще предстоит


1 Ленин, Собр. соч., т. XVII, с. 325 - 327.

стр. 158

Естественно, что для выполнения этих задач нужна определенная идеология, определенная политическая направленность, которые мы должны дать при подготовке наших школьников Я хочу отметить только два важнейших момента из этой категории. Во-первых, остановлюсь на вопросе интернационального воспитания.

Грош цена будет всем нашим разговорам о коммунистическом воспитании, о социалистическом воспитании и строительстве социализма, если мы не сумеем вырвать наших учащихся из национальной ограниченности, в которой они еще в значительной степени пребывают, и вывести их на дорогу интернациональной работы, интернациональной борьбы, научить наших учащихся связывать каждый шаг своей работы с задачами международной пролетарской революции. Если к этому прибавить еще, что весь наш Союз есть тоже своеобразный интернационал, заключающий десятки, если не сотни, национальностей, то задача интернационального воспитания получает еще большее значение.

Затем, что не менее естественно, выдвигается задача антирелигиозно! о воспитания, о котором скажу ниже.

Таким образом вкратце задачу общественно-политического воспитания можно свести к следующему воспитание борцов, строителей, революционеров, воспитание марксистское, идеологически выдержанное, воспитание интернациональное и антирелигиозное.

Когда мы говорим о роли истории в общественно-политическом воспитании, очевидно, нужно проследить, насколько могут содействовать именно такому воспитанию исторические знания и насколько для этого исторические знания необходимы. Но сначала посмотрим, насколько наша школа справляется с задачами общественно-политического воспитания, насколько наша школа действительно умеет связывать свою практическую работу с задачами социалистического строительства.

Я выдвигаю положение, что в основном наша школа своих задач общественно-политического воспитания не выполняет. Получается чудовищный разрыв между теми задачами, которые перед школой стоят, между теми потребностями, которые школа должна удовлетворить, между теми запросами, которые к школе предъявляет вся наша революция, и тем, что школа на практике, в жизни, дает Школа не дает того действительно марксистско-ленинского, революционного, интернационального воспитания, которое нужно дать подрастающему поколению. Как бы отдельные школы или отдельные учителя ни хотели оторвать свою работу от политики, как бы они ни хотели подчеркнуть, что перед ними стоит задача "чистого" воспитания и пр., но все-таки вся эта воспитательная работа, вся школьная работа есть политическая и классовая работа. И если мы констатируем, что школа не справляется с теми общественно-политическими задачами, которые перед ней стоят, то это значит, что мы стоим перед громаднейшей опасностью,

стр. 159

что в школе воспитываются такие люди, которые могут оказаться вредными. Не желая делать обобщений, я все-таки хочу указать на то, что при том положении, которое мы имеем в школе, мы часто воспитываем своих классовых врагов.

Из школы ребята выходят без достаточно четкой идеологической направленности, они выходят, не сознавая того места, которое они должны занять в жизни, они выходят из школы, выражаясь старым термином, лишними людьми.

Я хочу сначала привести несколько примеров, касающихся разных школ как столичных, так и провинциальных, которые говорят о том, что на этом фронте у нас крайне неблагополучно. Школа отрывает наших ребят от жизни. Вместо того, чтобы связывать их с жизнью, вместо того, чтобы вводить ребят в жизнь и подготовлять людей, непосредственно по окончании школы могущих войти активными участниками в эту жизнь, наша школа отрывает ребят от жизни и в момент окончания ее наш подросток больше оторван от жизни, чем когда он в эту школу вступил. Первое, что обращает на себя внимание, это то, что оканчивающие школу ребята оказываются беспомощными, оторванными от определенной среды. В результате среди оканчивающей нашу школу молодежи появляется упадочничество, недовольство собой, поиски выходов, - настроения, которые заходят иногда очень далеко.

Вот, например, корреспонденция, относящаяся к 1928 году, касающаяся одной провинциальной школы: "Ученица выпускной группы II ступени (т. е. девушка, которая кончает школу и должна войти в жизнь), начитанная, развитая девушка, но очень мало знакомая с жизнью, не удовлетворялась общественной работой в школе, развернутой, правда, в узких, ограниченных размерах. Желание использовать свою энергию, желание деятельности побуждает ее с группой своих соклассников создать общество "Возрождение древнегреческой культуры". Прием в члены производился с большой мистической торжественностью: произносилась клятва с громкими фразами о чести, крови и жизни, все вступавшие получали по своему выбору греческие имена. Собрания проводились с различными конспиративными предосторожностями и посвящались вопросам древнегреческой культуры, в очень оригинальном, неприемлемом в наших условиях толковании" 1 .

Когда это дело было раскрыто, то все прелести конспирации отпали, и организация эта развалилась.

Из Сибири сообщают, например, о существовании под легальной формой общества "ОДН" организации "долой нравственность", которая развертывает большую подпольную работу в школе.


1 "Революция и культура" N 5, 1928, с. 54.

стр. 160

Количество этих фактов можно было бы значительно увеличить. О чем они говорят? Конечно, можно указать на влияние внешкольной среды, но все же показательно, что эти случаи происходят в школе, что если даже это влияние среды, то школа не дает ничего такого, что изменило бы эти настроения и это влияние, а наоборот, она очень часто их культивирует.

В одном подпольном журнале (тоже провинциальной школы), где был резко выражен культ Есенина, девушка, оканчивающая школу, входящая в жизнь, пишет стихи, которые показывают, с какими настроениями она входит в эту жизнь. Стихи такие:

В прекрасный мир к тем голубым чертогам 
Ушел недаром юноша, великий наш поэт,
И может быть прославленный там богом 
Воспел он дивный мир и спел ему сонет. 
Уйти в тот мир хочу и я скорее, 
Но слишком слабым создан человек. 
И очень, очень многим жизнь на земле милее, 
Каков бы ни был грязный пошлый свет". 
4

Вот с какими настроениями наши ребята оканчивают школу.

В Оренбурге (Оренбург - не любой провинциальный городишко, а более или менее крупный культурный центр) обследуется лучшая школа II ступени им. Шевченко. Вот материалы этой школы: "На уроке происходит заключительное занятие по теме: "Гражданская война". Говоря об "учредиловке", один из учащихся безапелляционно заявил, что "Учредительное собрание потому собралось, что этого хотел народ". Преподаватель и все учащиеся молча "проглотили" это "желание народа". Дальше разбиралась революционность партий, выставлявших своих кандидатов в "учредиловку". Один из учащихся выступает с таким заявлением: "Самой революционной партией в Учредительном собрании были левые эсеры". И левые эсеры были "съедены" без возражений и рассуждений. Как и кем была установлена советская власть и почему было распущено Учредительное собрание - об этом ни единого звука. Чехословацкое восстание, по словам "обществоведа", произошло просто: "по соглашению с Францией". "Чайковский - старый революционер-народник" (ни слова о его контрреволюционной деятельности на севере СССР). Не была разъяснена и ошибочность "брестского" лозунга Троцкого: "Ни войны - ни мира", хотя о нем и упоминалось на занятиях. Избирать и быть избранным в советы, согласно разъяснению обществоведа, "имеют право все" (ни слова о кулаках, нэпманах и прочих нетрудовых элементах). К сказанному нужно добавить, что это занятие происходило в выпускной группе.


4 "Революция и культура" N 13 за 1928, с. 53.

стр. 161

В той же школе работала обществоведом преподавательница, окончившая года три тому назад Восточный педагогический институт, с обществоведческим уклоном, в г. Казани.

На ее заключительных занятиях по истории классовой борьбы и политэкономии можно было узнать, что "Коминтерн внешне построен так же, как I и II интернационалы"; на уроке политэкономии: "Прожиточный минимум рабочего в капиталистических государствах определяется содержанием семьи в 5 человек" (чем не рай земной?), а прибавочный продукт никогда не меняется в своем количестве, "если даже время прибавится", - бессмысленно ответил один из учащихся, и с ним как преподаватель, так и остальные учащиеся молчаливо согласились" 5 .

Эта корреспонденция из Оренбурга кстати должна научить нас более внимательно присмотреться к тому, как готовят в Казанском институте обществоведов.

Помимо упадочных настроений, оторванности от жизни, приходится отмечать и активное проявление несоветских настроений. Так, в Ленинграде, в Выборгском районе, среди учащихся ходила такая записка. "Смотри туда, смотри сюда, везде увидишь ты жида". Это в Ленинграде, в Выборгском районе!

В Москве обследование одной школы - 3-й и 4-й групп - дало такие результаты. В 3-й группе обследовано было 43 пионера. Из них 11 дали ответы антисемитские, ответы националистические- 19 и интернациональные ответы из 43 пионеров дали только 12. Это среди пионеров. Среди же остальных школьников, не пионеров, получились такие ответы: националистических и антисемитских 76, националистических - 226 и интернациональных только 50.

В 4-й группе из 345 школьников - 79 пионеров. Данные таковы. Среди 79 пионеров ответы националистические и антисемитские дали-18, националистические - 41, интернациональные только 20, а среди остальных школьников ответов националистических и антисемитских - 64, националистических - 173, интернациональных только 29.

Тут опасность заключается еще вот в чем. Когда мы берем данные в процентах по 3-й и 4-й группам, то оказывается, что процент интернациональных ответов в третьей группе 16, а в четвертой группе только 14. Значит, процент от 3-й к 4-й группе понизился.

Примерно такое же положение и с вопросом антирелигиозного воспитания Институт методов школьной работы опубликовал краткие сведения из 10 тыс. анкет по обследованию идеологии школьников. Из этих 10 тыс анкет три тысячи относятся к учащимся 6-й и 7-й групп. Оказывается, что значительная часть учащихся по окончании школы сохраняет воззрения той


5 "Революция и культура" N 19, за 128 год, с 61.

стр. 162

социальной прослойки, к которой они принадлежали до школы. Т. е. школа абсолютно никак не влияет на их идеологическую направленность.

В Москве в прошлом году выборочное обследование школ II ступени показало, что 30% учащихся были заражены религиозной идеологией. Эти 30% при большей конкретизации дают еще более интересные данные. Так т. Пистрак, один из руководящих работников Наркомпроса, сообщает, что учащиеся, кончающие семилетку и девятилетку, на 30 - 40 - 50% религиозны. В декабре 1928 года обследована одна хорошая московская школа с педагогическим уклоном - 8-я и 9-я группы. В этой школе из 126 человек 26 верующих, 6 колеблющихся и 93 неверующих. Это не типичная школа, а одна из лучших 6 . А ют, каково положение в массовой школе.

К 10-летию Октябрьской революции в одной московской школе анкеты среди ребят показали, что в бога верят 30,3% мальчиков и 54,6% девочек, причем значительная часть из них активно верующие, посещающие церковь - девочек 45,4% и мальчиков - 21,4%.

В Ленинграде, в Выборгском районе в 154 и 194 школах существовали баптистские школьные религиозные объединения. О провинции и говорить не приходится. Так из Мелитопольщины сообщают, что там в ряде сел 90% учащейся молодежи в школе - баптисты. В Воронеже в дни религиозных праздников школа пустует на 50 - 60%. В 15 школах Воронежа в день Рождества из 3685 школьников 37%, т. е. 1328 не явитесь в школу. Но это средняя норма. А по отдельным школам этот процент неявившихся поднимался до 60. В Замоскворецком районе в одной из школ в 1-й группе из 37 учащихся религиозных 23, а в 7-й группе из 32 учащихся религиозных 17.

Особенно опасным является то, что эти данные о несоветских настроениях ребят имеют тенденцию к росту в старших группах. Вот в Замоскворецком районе, в одной школе: в 4-й группе среди учащихся верующих 25%, а в седьмой группе 55%. В Перми, в 1-й группе 28% а в 4-й группе 34%, т. е. процент религиозности имеет тенденцию к повышению в старшей группе.

Все это говорит о том, что наша общественно-политическая работа в лучшем случае равна нулю. Можно было бы думать, что я тенденциозно подобрал эти данные, что эти данные не показательны для всех наших школ в целом. Поэтому я сошлюсь на авторитет человека, которого никак нельзя заподозрить в тенденциозности, на статью т. Пистрака. Эта статья является как бы итоговой и составлена на основании материалов Наркомпроса. Вот что утверждает т. Пистрак: "Школа не могла противостоять напору чуждой нам идеологии... она оказалась слабым участком и не могла отстоять нашу молодежь от чуждой нам идеологии" 7 .


6 "Обществоведение в трудовой школе" N 3 - 4, 1929 г, с. 13.

7 "Обществоведение в трудовой школе" N 3 - 4 за 1929 г, с. 17.

стр. 163

Вот это обобщение т. Пистрака, руководителя Главсоцвоса, идет в тон с теми фактическими материалами, которые приведены выше.

Где искать причины этого печального явления? Было бы неправильно искать причин этого явления только в педагогическом кадре, в том, что учителя не годятся. Есть, конечно, и этот грех. Очень много осталось учителей от старого, очень много людей, не приспособленных к нашей работе, но не в этом главное. Главное в том, что наша школа оторвана и от жизни и от социалистического строительства. Вместо того, чтобы, согласно требованиям партийной программы, школа была проводником идеологии пролетариата, вместо этого на самом деле наша школа часто становится оружием в руках нашего классового врага и оставляет подрастающее поколение совершенно безоружным перед его лицом.

Я не стану сейчас приводить систему мероприятий, которые должны были бы излечить школу от этого недуга, - это не входит в задачи настоящей работы. Тут можно было бы указать на осуществление политехнической школы, на оживление общественно-политической работы, на установление тесной органической связи школы с общественностью и с производством, на создание новых педагогических кадров, с одной стороны, на переподготовку имеющихся педагогических кадров - с другой, и т. д. Но когда мы говорим об общественно-политическом воспитании, то, несомненно, ведущую роль в этом общественно-политическом воспитании должно играть обществоведение. Не подлежит никакому сомнению, что обществоведение должно быть в наших руках одним из важнейших орудий политического воспитания. И вот посмотрим, является ли обществоведение таким политическим орудием в наших руках.

Вместо того, чтобы быть боевым, воинствующим политическим оружием, обществоведение на деле оказалось беззубым, немощным, из него было выхолощено все революционное содержание, и оно оказалось поэтому беспомощным перед лицом тех задач, которые перед ним стоят. Больше того, очень часто обществоведение оказывалось в руках классового врага мягким воском, из которого он мог лепить все, что ему угодно. Казалось бы, обществоведение насыщено современностью, - ведь на каждом шагу из программы по обществоведению эта современность как бы прет. Но, между тем, на деле обществоведение не дает ребятам понятия о нашей революционной современности. Формально обществоведение все пронизано современностью, но на самом деле оно стоит очень далеко от нее. И это объясняется тем, что современность в обществоведении взята статически, взята как ряд отдельных фактов, отдельных явлении, которые нужно изучить, но современность не взята как определенный общественно-исторический процесс, который нужно понять, осмыслить и стать его активным участником. Даже в 5-й группе, которая посвящена проблеме деревни и вся программа которой построена на деревенском материале, ребятам не дают представления о

стр. 164

классовой борьбе в деревне, о задачах этой борьбы, о задачах колхозного и совхозного строительства, и в связи с этим, конечно, не дают ребятам нужной идеологической направленности. Обществоведение, толкующее на каждом шагу о современности, на самом деле, на практике оторвано от этой современности, причем это фактическое положение некоторые пытаются превращать в известную закономерность, что так оно и должно быть. Некий плодовитый методист, например, это положение, эту оторванность обществоведения от важнейших актуальнейших политических задач современности стремится ввести в известную норму. Он пишет: "Следует избегать трудных, недоступных ребятам тем, не разработанных даже специалистами вроде... "мощность крестьянского хозяйства, его бюджет". Очень осторожно следует городским детям подходить к расслоению деревни. На этом вопросе ломают себе головы и специалисты" 8 .

Выходит, что так как специалисты ломают на этом себе головы, то детям тем более преподносить это нельзя. К чему тогда сводится изучение современности в деревне? - К тому, как работают в исполкоме, какие имеются в исполкоме отделы, и т. д., то есть берется факт, оторванный от всего того революционного социалистического окружения, в котором он находится. Так обстоит дело с материалом современности.

Но не лучше обстоит с материалом историческим. Он в наших программах клочковат на первом концентре, схематичен на втором и не дает ребятам решительно никаких моментов для выработки революционного марксистского мировоззрения, а значит, не содействует революционному пониманию современности.

Для того чтобы подтвердить эти выводы, я хочу сослаться на обследование одной школы, которое я по поручению Гуса проводил весной этого года. Обследована не типичная московская школа, - она лучше и сильней, чем обыкновенная школа. Для характеристики ее достаточно сказать, что эта московская школа наполовину состоит из детей рабочих, - в центре Москвы такая школа не на каждом шагу встречается; другая половина детей - дети служащих; детей не-трудящихся в этой школе нет; притом очень большое количество детей - дети ответственных партийных работников. Так что в смысле детского состава в школе довольно благополучно. Педагогический состав не может вызвать никаких возражений вообще и в особенности по обществоведению. Школа имеет родительскую коммунистическую фракцию в 125 человек, активно работающих и собирающихся, во главе этой фракции стоит старый партийный авторитетный работник. Многие ли школы могут похвастаться такой коммунистической фракцией? Сама школа имеет свою довольно большую комсомольскую ячейку, - а ведь


8 Ст. Б. Жаворонков а, Изучение деревни городскою школою II ступени; в "Трудах II МГУ".

стр. 165

немногие школы имеют свою собственную комсомольскую ячейку, - имеется большая пионерская организация. Так что внешне, казалось бы, все должно говорить за то, что в этой школе все обстоит благополучно. Вот некоторые результаты обследования этой школы. В школе была проведена анонимная анкета, и ответы на вопросы учащихся этой школы довольно показательные. Ответы дали 158 ребят, начиная от 5-й и до 9-й группы. Был поставлен вопрос: "кем бы ты хотел быть?" Вот какие получались ответы. Из 158 - 101 человек хотят быть инженерами -и техниками; если сюда прибавить желающих быть агрономами, врачами и желающих просто учиться, то получается, что почти все учащиеся школы хотят по окончании школы еще учиться. Это говорит о том, что ребята почта совершенно не подготовлены к выходу в жизнь. Есть, правда, некоторые исключения. Например, шесть человек указали, что они хотят быть по окончании школы рабочими, -это дети 5-й и 6-й групп. В 7-й, 8-й и 9-й группах эти "рабочие" настроения совершенно исчезают.

Кто хочет быть общественно-политическим работником? Есть такие ответы: "Хочу быть революционером, политическим работником" и т. д. Таких ответов есть несколько в 5-й, 6-й группах; начиная от 7-й группы это общественно-политическое настроение школьников опять- таки исчезает. Конечно, если ребята хотят быть инженерами и т. д., возражать против этого нельзя, но если учесть, что очень небольшой процент учащихся наших школ может попасть в вуз, чтобы стать инженерами, а большинство должно входить в жизнь сразу после окончания школы, то такое настроение, когда ребята старших групп не думают о том, что они будут делать по окончании школы, говорит о том, что их, вероятно, не готовят к этому.

Я бы мог продемонстрировать некоторые ответы, характерные в этом отношении. Мальчик пятнадцати с половиной лет из 8-й группы на вопрос, кем бы он хотел быть, отвечает: "В данное время, когда так трудно о чем-либо думать, а тем более располагать, я затрудняюсь ответить на этот вопрос".

Девочка, дочь монтера, пятнадцати лет на этот вопрос отвечает: "Мне очень нравится должность юриста и действительно, как хорошо, ведь иногда все дело (учреждение, люди) находятся в твоих руках, твое одно слово, и все будет сделано. Но если бы были шахматные курсы, то я бы поступила на них. Играя, я думаю, что предо мной сидит великий противник, а фигуры - это моя защита, а я двигаю все это".

Как видите, в школе развиваются настроения индивидуалистического порядка. Приведу ответы на другой вопрос, очень характерный, для того, чтобы показать, какие настроения имеются у детей. Вопрос такой: "Что бы ты сделал, если бы в твоем распоряжении было много денег?" Нужно ска-

стр. 166

зать, что в этой школе в большинстве случаев ребята сдают деньги на общественные нужды, но очень немногие сдают все, причем интересно, что процент сдающих на общественные нужды понижается в старших группах: в 7-й группе-54%, в 8-й-52%, в 9-й-34%. Ответы на этот вопрос показали, что чем старше становится школьник, тем он больше осмысливает значение "монеты" и не хочет ее отдавать. В этой школе есть дети крестьян, и интересно, что они хотят сделать с деньгами. "Если бы в моем распоряжении была большая сумма денег, то я купил бы дом в деревне, завел бы все нужное для хозяйства, а оставшиеся деньги положил бы в сберкассу".

Я думаю, что такой ответ не нуждается в комментариях.

В анкете был вопрос об отношении к евреям, татарам и т. д. Тут характерно, что сравнительно немногие (примерно не больше 20%) дают неудовлетворительный ответ в смысле политическом, но характерно, что даже дающие удовлетворительные ответы дают такую мотивацию, которая сводит на-нет удовлетворительность ответа. Вот один из таких ответов: "Я их (евреев) не то, что ненавижу, а просто хочешь с ними дружить, но они сами... Впрочем, я мало обращаю внимания на их отношение ко мне". Один не одобряет тех, кто преследует евреев, татар и других. Но объясняет это следующим образом: "Надо у них учиться, ибо они большей частью добиваются всего того, что захотят, своим умом и хитростью, а не ругать их".

Я не буду останавливаться на данных анкет, говорящих о религиозных настроения, - в этом отношении тоже неблагополучно. Я бы хотел остановиться на ответах, последовавших на вопрос "что нужно изменить в современных порядках". Ответы на этот вопрос тоже характеризуют настроения ребят. На первом месте в ответах на этот вопрос стоит ответ, вытекающий из всего предыдущего: прежде всего, по мнению ребят, нужно изменить порядок приема в вуз. При этом мотивировка этого требования иногда бывает довольно энергичная. "По- моему не нужно делать разницы между детьми рабочих и детьми служащих. Детям рабочих дан свободный доступ во все учебные заведения, а детям служащих очень трудно попасть туда. Это по-моему неправильно, так как служащие приносят такую же пользу советскому государству, какую приносят и рабочие".

Это пишет девочка 13 лет, дочь рабочего.

Другой пишет безграмотно: "Социальный прием без экзамен, по которому в учебное заведение заведомо проникают ничего незнающие люди"

Третий пишет: "Больше учебных заведений, принимать всех без исключения в них, уничтожить спекуляцию на знаниях".

Четвертый просто недоволен приемом детей научных работников. Он пишет: "Надо дать возможность, и не формальную возможность, по-

стр. 167

ступления всем в вузы, а именно - не только рабочим и крестьянам, но и служащим, а дети профессоров могут итти не в первую очередь".

Вот каковы настроения, которые создаются в нашей школе, лучшей школе, которая как будто бы имеет все данные, чтобы быть не на последнем месте. И если так обстоит дело в одной из лучших школ, то каково же положение в школах похуже, в школах средних?

Такая же картина получается и когда мы переходим к историческим знаниям ребят. В анкете было несколько вопросов, которые должны характеризовать исторические знания школьников. Там есть вопросы: почему произошла Октябрьская революция, и чем отличается социализм от капитализма? Эти два вопроса должны были характеризовать, насколько теоретически наши ребята подросли хотя бы в старших группах.

Во-первых, здесь нужно подчеркнуть, что почти нет разницы в ответах между 5-й и 9-й группами. И тут и там ответы почти одинаково формулированы.

По вопросу о том, почему произошла Октябрьская революция, мы имеем всего 7 правильных ответов из 58, неправильных 17, затем 7 человек совсем не ответили, а все остальные ответы - или неполные, или формальные. Примерно такая же картина и с ответами на вопрос: чем отличается капитализм от социализма.

Интересны ответы на вопрос, почему произошла Октябрьская революция.

"Октябрьская революция произошла оттого, что рабочим и крестьянам жилось плохо и в 17-м году вся эта тайна открылась, и произошла Октябрьская революция".

Это ответ из 5-й группы. Или такой ответ:

"Рабочие видели, что вся Россия построена на их труде, и не могли больше выносить своей злобы".

Из 6-й группы такой ответ:

"Октябрьская революция произошла оттого, что рабочие жили в ужасном положении, а тут еще разразилась мировая война".

И другая мотивировка:

"Потому что рано или поздно она должна была произойти".

По 7-й группе: "Она произошла от тяжелого положения трудящегося населения".

Или: "Чаша горя с краями была полна".

Девочка из 8-й группы пишет: "Большинство по закону природы должно всегда побеждать, и поэтому рабочие должны были победить".

О чем говорят эти ответы? Что в лучшем случае учащиеся отвечают формально: угнетатели угнетали, угнетенные недовольны и восстают, и таким образом происходит революция. Если бы был задан вопрос о революции

стр. 168

1905 года или о Французской революции, то получился бы тот же самый ответ. Схематичность наших программ в этих ответах получает прекрасное подтверждение.

Характерно то, что какие-то исторические знания ребята в школе все-таки получают, но получают изолированные отдельные факты, а не связанные между собой, и в результате всего этого полнейшее смешение исторических перспектив.

"Октябрьская революция произошла потому, что рабочие и крестьяне восстали, так как царское правительство их сильно угнетало и эксплоатировало. Они ждали помощи от царя, но в этом сильно ошиблись. Тогда рабочие свергли царя и взяли власть в свои руки".

Тут видна какая-то связь с революцией 1905 года. Разницы для них нет: и тогда рабочие выступали, и тут рабочие выступали; и тогда угнетали, и тут угнетали.

Так же примерно обстоит и с ответами на вопрос: чем отличается социализм от капитализма.

Эти факты в связи с тем, что уже было сказано выше, дают основание говорить о том, что обществоведение как в части современности, так и в части исторической не выполняет своих задач. Отсюда естественно, что для того, чтобы обществоведение справлялось с задачами общественно-политического воспитания, оно должно быть самым решительным образом перестроено, даже не столько по форме, сколько по содержанию. И вот здесь я перехожу к вопросу о том, какую роль в этом деле могут играть исторические знания.

Естественно, что исторические знания в школе не являются самоцелью, - не из любви к прошлому надо изучать историю в школе. История может и должна найти себе место в школе только постольку, поскольку она окажется необходимым звеном в общественно-политическом воспитании. Если бы было доказано, что можно справиться с задачами общественно- политического воспитания без исторического прошлого, без знания его, надо было бы самым решительным образом, при всей любви, историков к истории, против истории в школе возражать.

Можно ли в школе изучить и правильно марксистски понять окружающую нас современность, понять для того, чтобы быть участниками этой современности, понять четко ее революционное содержание без исторических знаний? Я думаю, что это невозможно. Исторические знания нужны именно для того, чтобы современность по-революционному осмыслить и осознать.

"Самое надежное, - говорил Владимир Ильич, - в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык, подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе

стр. 169

"мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений; самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходите, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" 9

"Прошлое, - говорит М. Н. Покровский, - мы изучаем именно для того, чтобы понять то, что происходит теперь"10

Дать классовое воспитание подрастающему поколению это значит в первую очередь воспитать это поколение в ненависти к классовому врагу. Ненавидеть классового врага, любить строящееся новое, относиться к классовому врагу, как к личному врагу, -это те настроения, которые мы должны дать подрастающему поколению. Но для того, чтобы этого классового врага ненавидеть, для этого его надо знать, его надо изучать. И дело не только в том, чтобы ненавидеть отдельного кулака или отдельного нэпмана, -не в этом дело, а в том, чтобы ненавидеть капиталистический строй, а не только отдельного капиталиста. Тем более, что наши дети выросли уже не при капиталистическом строе, они растут при советской власти, при диктатуре пролетариата, и этого кровавого старого строя, который нужно ненавидеть всеми фибрами души своей, они не видят. Для того, чтобы ребята научились ненавидеть капиталиста, нужно их научить ненавидеть капитализм, как определенную общественную формацию. Для этого нужно эту общественную формацию изучить, а изучить эту общественную формацию можно только исторически.

Если мы дадим из истории оторванные кусочки, отдельные стачки и т. д., то как бы ценны они ни были, хотя они и создают настроение, но они не дают понимания эпохи в цепом, они не дают понимания капиталистической системы в целом. Для того, чтобы понимать эту систему, нужно изучить, как возник капитализм, как он развивался, почему он должен погибнуть и т. д.

Но изучение прошлого имеет значение не только для того, чтобы ненавидеть старое, но и для того, чтобы научиться любить новое, и, несмотря на все трудности, которые мы переживаем, к этому новому переходить Владимир Ильич очень ярко выразил эту мысль: "Пусть каждый сознательный крестьянин и рабочий, которым случится притти в уныние под в таянием тяжелых условий жизни или чрезвычайной медлительности нашего государственного строительства, припомнит недавнее прошлое с господством капиталистов и помещиков. Такое воспоминание вернет ему бодрость в работе" 11 . Для того, чтобы получить силы для дальнейшей борьбы,


9 "Лекция о государстве", "Правда" от 18 янв. 1929 г.

10 "Русская история в самом сжатом очерке", с 5.

11 Ленин, т. XVIII, ч. 2, с. 77.

стр. 170

для того, чтобы научиться любить новое, необходимо знать старое, знать капиталистическую систему, как определенное историческое явление.

Для того, чтобы подготовить хорошего колхозника в деревенской школе, хорошего участника социалистического переустройства деревни, не достаточно еще научить его управлять трактором, недостаточно еще научить его вести хозяйство своего колхоза, научить поднимать урожай и т. д., потому что во всем этом еще ничего абсолютно социалистического нет. Трактор разрыхляет землю не только колхоза, но и всякой капиталистической фермы, и самый факт поднятия урожая ничего социалистического в себе еще не заключает. Тут еще не хватает определенного умения поста вить работу своего трактора в колхозе в систему всего социалистического переустройства деревни. И поэтому недостаточно подготовить такого хорошего дельца для колхоза, а нужно подготовить для него социалистического строителя. А для этого нужно, чтобы этот будущий строитель социализма, этот ребенок, который готовится к этой роли, умел увязывать свою работу в колхозе с перспективами международной революции и умел бы проследить те нити, которыми нынешнее связано с прошлым, откуда выросла эта нынешняя деревня и куда она идет. Когда изучены корни, откуда современность выросла, тогда легче будет ее перестраивать Но это значит, что нужно прошлое изучать не по отдельным отрывкам, не по отдельным иллюстрациями, а изучать систематически.

Если задача подготовки революционных строителей немыслима без соответствующей исторической подготовки, то тем паче без этой исторической подготовки немыслима и задача подготовки марксиста, человека, проникнутого марксистским мировоззрением "Марксист, - говорит М. Н. Покровский, -неисториком, по моему глубочайшему убеждению, быть не может Человек, который не умеет владеть историческим методом, не есть "марксист", ибо всякий общественный анализ начинается с анализа исторического" 12

И если мы хотим воспитать из наших ребят марксистов-общественников, мы должны научить их владеть марксистским методом.

Я бы не хотел, чтобы меня понято так, что я требую, чтобы из 5-й группы школы выходили законченные марксисты, но ведь школу кончают примерно в 18 - 19 лет. Это возраст гражданского совершеннолетия. Почему к этому возрасту не подготовить ребят к тому, чтобы по окончании школы они умели пользоваться марксистским методом, хотя бы в той степени, какая нужна для ориентировки в окружающей жизни. Но для этого им нужна определенная историческая подготовка, потому что не-историк марксистом быть не может. Особенно велико значение исторического знания, когда мы переходим к вопросу об антирелигиозном и интернациональ-


12 "Вестник Социалистической Академии" за 1923 г., кн. VI, с 383.

стр. 171

ном воспитании. Что понимать под антирелигиозным воспитанием? Очень часто мы слышим разговоры о том, что самая постановка научного преподавания антирелигиозна, и основная ведущая роль в антирелигиозном воспитании должна принадлежать изучению биологии, физики, химии. Конечно изучение этих предметов ведет к тому, что доказывает, что бога нет. Это вещь, разумеется, полезная, но вряд ли это означает антирелигиозное воспитание. Ничего классового, ничего пролетарского в этом еще нет. Доказать на основе науки, что все происходит по определенным естественным законам, это, в лучшем случае, буржуазный атеизм, но не воинствующее антирелигиозное воспитание, и нам для нашего антирелигиозного воспитания нужно сосредоточить внимание не на том, что бога нет (и это, конечно, нужно), а на том, чтобы доказать классовую роль религии в классовом обществе, чтобы показать, что религия классовый враг пролетариата, и тогда мы действительно воспитаем людей антирелигиозных, воинствующих безбожников. Но что значит показать религию как фактор классового господства? Для этого нужно показать это самое классовое общество, со всеми теми элементами, со всеми теми материалами, которые оно в себе заключает. Нужно дать историю классового общества, нужно дать роль церкви в системе классового общества на развернутом фоне классовой борьбы, нужно дать формы участия религии и церкви в этой классовой борьбе. Нужно показать ту руководящую роль, которую выполняет церковь и религия в капиталистическом обществе. Нельзя отрывать церковь и религию от капиталистического общества. Мало декларировать, что религия есть один из элементов, которые поддерживают классовое господство буржуазии, нужно показать конкретное классовое господство на основе анализа истории капиталистического общества на различных этапах, показать на конкретном анализе всего этого общества роль религии. Вот это будет антирелигиозное воспитание. Для того, чтобы поставить это антирелигиозное воспитание, нужно дать историю общества. Отсюда и роль истории в этом разделе общественно- политического воспитания.

"Если даже, - говорит М. Н. Покровский, - исходить не из марксистской точки зрения, а прежде всего из точки зрения здравой педагогики, то вы неминуемо натолкнетесь на необходимость подкрепить курс обществоведения не коротенькими календарными справками, иногда превращающимися в комментарии к революционным праздникам и т. д., а серьезным, солидным историческим курсом, который должен быть возвращен на свое место в виде настоящего исторического курса" 13 .


13 "Историзм и современность в программах школ II ступени", с. 10.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИЯ-И-ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ-ВОСПИТАНИЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Vladislav KorolevКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Korolev

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Л. Мамет, ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 15.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ИСТОРИЯ-И-ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ-ВОСПИТАНИЕ (дата обращения: 16.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Л. Мамет:

Л. Мамет → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Vladislav Korolev
Moscow, Россия
1665 просмотров рейтинг
15.08.2015 (3167 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
4 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
6 дней(я) назад · от Владимир Груздов
КИТАЙ И ИНДИЯ В АФРИКЕ: азиатская альтернатива западному влиянию?
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ - ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЖАВА XXI ВЕКА?
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Многие пользователи знают, что научно-технический прогресс упростил труд домохозяйки или рабочего завода. Но новыми технологиями пользуются также педагоги и их ученики.
Каталог: Педагогика 
6 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Стихи, пейзажная лирика
Каталог: Разное 
7 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
Основная противоэпизоотическая работа велась ветеринарным составом, войск в ветеринарных лазаретах, в армейском тылу — в заразных отделениях армейских лазаретов и армейскими ветеринарными лабораториями. Армейские и фронтовые ветеринарные лаборатории явились не только диагностическими учреждениями, но и оперативными органами начальников ветеринарной службы фронтов и армий и центрами научно-практической работы в области военной эпизоотологии
Каталог: Военное дело 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android